a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Доклад «Личностно –ориентированное обучение »

Опубликовано: 2016-04-28 14:07:04

Документы для скачивания

Доклад «Личностно –о риентированное обучение » Учитель родного языка и литературы Маланкина В. С. Цель личностно- ориентированного обучения — создание услови й для познавательной активности учеников. Это одна из центральных проблем современной школы. Актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Без внутренней мотивации, без пробуждений интереса у детей освоения знаний не произойдёт. Сущность опыта: Процесс обучения строится на личностно- ориентированном подходе к детям, направленном на формирование творческой личности, стремящейся к самообразованию. Исходя из этого положения, определены принципы педагогической деятельности, приёмы обучения, созданы необходимые условия для развития и совершенствования личности ребёнка: создание ситуации успеха( на каждом уроке ученик должен почувствовать радость от успешно проделанной работы) ; - создание благоприятной атмосферы для продуктивной поисковой деятельности, постановка проблемных вопросов, зажигающих и интересующих ребят) ; - опора на переживание, чувства, эмоционально- волевую сферу учащихся; - использование дифференцированного и индивидуального подходов. Формирование положительной я — концепции личности; умение видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать, понимать её, принимать, верить; возможность поделиться своими успехами и достижениями с одноклассниками, родителями через школьные олимпиады, кружковую работу, участие во внеклассных мероприятиях и т. д. ; возможность каждого ученика видеть свой рост, т. е. движение вперёд в плане совершенствования; педагогическое сотрудничество; учёт жизненного опыта каждого ребёнка( знание проблем его семьи и внутрисемейных отношений) . - Повышение качества знаний учащихся. - Успешность учебной деятельности. - Формирование ученика как личности. - Эмоциональное благополучие ребёнка в классе. - Укрепление у школьников в классе оптимистического восприятия жизни, труда, в первую очередь, учебного. Трудоёмкость: различный уровень подготовки учащихся и низкий уровень мотивации отдельных учащихся. Система работы: в основе опыта лежит сочинение традиционных и новых приёмов, форм и средств обучения на основе личностно- ориентированного подхода, позволяющих создавать развивающую речевую среду на уроках и во внеурочное время, направленных на развитие творческих способностей учащихся, на формирование умений и навыков учебного труда, на воспитание потребности и умения пополнять свои знания самостоятельно. Результативность работы Создаю комфортную психологическую атмосферу на уроке, ситуацию успеха, что приносит не только пользу, но и радость общения и учителю, и ученику. Происходят качественные изменения в структуре личности ребёнка: он более доверчив, открыт, жаждет познания, избавляется от различных комплексов. Интерес к предмету успешно вырабатывается благодаря использованию нестандартных дифференцированных заданий, сориентированных на выполнение каждым учеником посильной и интересной работы. Это повышает качество знаний. Создание развивающей речевой среды на уроках и во внеурочное время направлено на развитие творческих способностей учащихся. Сочинения ребят глубоко индивидуальны, в них виден нравственный рост школьников. Подготовить и провести урок, который предполагает творческую активность ученика и учителя, на котором каждый учащийся чувствует себя комфортно, имеет возможность высказывать своё мнение по изучаемой проблеме, проявить собственные возможности, интересы, самостоятельность, избирательность в способах работы, ощущать атмосферу сотрудничества, почувствовать и пережить успех, - мечта любого учителя. В центре внимания личностно- ориентированных технологий — уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребёнка: берут на вооружение методы психодиагностики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные и мощные средства обучения, перестраивают содержание образования. Личностно- ориентированные технологии противопоставляют авторитарному подходу к ребёнку — атмосферу любви, заботы, сотрудничества, созда ют условия для творчества и само актуализации личности. Педагогика сотрудничества — особого типа «приникающая» технология, она является воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть. Целевые ориентации данной технологии: - Переход от педагогики требований к педагогике отношений; - Гуманно- личностный подход к ребёнку; - Единство обучения и воспитания. - Особенности содержания и методики. В педагогике сотрудничества выделяют 4 направления: - Гуманно- личностный подход к ребёнку. - Дидактический активизирующий и развивающий комплекс. - Концепция воспитания. - Педагогизация окружающей среды. Новая трактовка индивидуального подхода — отказ от ориентировки на среднего ученика, поиск лучших качеств личности, применение психолого- педагогической диагностики личности( интересы, способности, направленность) , учёт особенностей личности в учебно- воспитательном процессе, прогнозирование развития личности. Целевые ориентации гуманно- личностной педагогики: - способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личностных качеств; - развитие и становление познавательных сил ребёнка; - обеспечение условий для углубленного объёма знаний и умений; идеал воспитания — самовоспитание. Требование обучать всех детей в быстром темпе и на высоком уровне сложности представляется нереальным, поскольку «в действительности часть детей не может работать в высоком темпе, это проявление генетически обусловленных особенностей психики. Основными принципами технологии разноуровневого обучения является следующее: Всеобщая талантливость — нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом. Взаимное превосходство — если у кого- то что- то получается хуже, чем у других, значит что- то должно получаться лучше; это что- то нужно искать. Средства, методы и приёмы, позволяющие добиться успеха, учитель должен продумать и отобрать сам, демонстрируя таким образом знание возрастных, психологических, индивидуальных качеств учащихся, уровень подготовки класса, свою педагогическую интуицию и творческий потенциал. Педагог должен принять ребёнка таким, каким он есть, веря в его продвижение в развитии, в то, что силы его могут раскрыться при специально организованном обучении. Особая, доверительная атмосфера обучения, которая устанавливается в классе между учителем и учащимися, добрые, уважительные отношения детей друг к другу являются важнейшим условием эффективной реализации дидактических принципов и продвижение детей в развитии. Остановлюсь на некоторых формах, методах и приёмах организации личностно- ориентированного урока, освоенных мною, позволяющих добиться выполнения целей и задач урока, его результативности. Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны чётко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке. Идти «от учеников» а процессе познания — это значит организовать и направлять коллективный поиск. Чаще вопросы ставят в общем виде, чтобы пробудить самостоятельную мысль ребёнка. Например: «Что вы можете сказать об этом слове? ». «Расскажите всё, что знаете об этой букве? » Выражая свои мысли и чувства, своё отношение к изучаемому, они проживают своё учение. Такая работа сплачивает детский коллектив, развивает внимание и уважение к суждениям других учеников. Так ученики приучаются жить и работать не рядом, а вместе. Огромные возможности для развития познавательной активности учащихся, формирования устойчивого интереса к предмету таит в себе очень востребованная сегодня в школе технология сотрудничества. На практике её часто ассоциируют с различными формами групповой работы, которая как раз и создаёт атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, сотрудничества, будучи тщательно продуманной, позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания. Задания при групповой работе даю дифференцированные. Богатые возможности групповой работы использую чаще всего повторительно- обобщающих уроках. В данном случае групповая работа развивает пунктуационную зоркость учащихся, их внимание к умелому использованию изучаемых языковых единиц в речи, даёт возможность высказывать свою точку зрения, привести свои аргументы в случае несогласия с членами группы, воспитывает уважение к чужой работе, к чужой точке зрения. Одним из путей организации заданий является их вариативность по степени трудности, которая должна быть отражена в формулировке задания и отвечать цели индивидуализации выполнения. Дифференцированная методика предполагает оказание дозированной помощи учащимся путём предъявления одного и того же по содержанию задания по дву м- трём разновидностям инструкции и переход от более трудной формулировки к менее трудной. Часто использую работу в парах. Которая даёт возможность даже учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех класса. Работа в парах эффективна при взаимоопросе, в процессе усвоения новых понятий и слов и на других этапах урока. Дидактический материал, различные виды заданий для урока подбираю в соответствии с возрастными, психологическими, индивидуальными качествами учащихся. Особое внимание при подготовке и проведении личностно- ориентированного урока русского языка стараюсь уделять работе по развитию речи учащихся. Формы такой работы многообразны, значимость её велика, т. к. саморазвитие, самораскрытие, самообразование личности, на которые и направлен личностно- ориентированный подход, невозможны без систематической, целенаправленной работы по обогащению словарного запаса учащихся, по формированию умения свободно, логически, правильно, ярко, выразительно излагать собственные мысли устно и письменно, строя высказывания любого типа и стиля речи. Наиболее востребованным видом деятельности на уроках развития речи является сочинение. Сочинение играет особую роль в развитии речи школьника. Подготовка учащихся к их написанию — работа кропотливая, требующая внимания, терпения, систематичности. Чтобы научить ребёнка этой работе, начинаю со второго класса на уроках развития речи. Учитель должен воспитывать любовное отношение, вкус к слову, но выполнить эту задачу можно только при ясном понимании того, что речевая культура — неавтономная область воспитательной работы на уроках, а составная часть общей культуры личности. Эту задачу, я решаю, используя интегрированный подход к развитию речи в школе. Первостепенная роль при написании сочинений отводится свободным высказываниям детей. На первых этапах обучения особенно важно раскрыть творческую инициативу, р азвить интерес к самостоятельному написанию сочинений, прежде всего на основе собственных наблюдений и впечатлений детей. Должна быть предоставлена полная свобода в самовыражении в слове. В работе над развитием речи необходимо стремиться не только к последовательности и логической связи мыслей, стилистически грамотному изложению. Не менее важны и такие показатели качества сочинений, живость и непосредственность суждений в передаче мыслей и чувств. Развитие эмоциональной сферы детей, способности к восприятию прекрасного, проявление умения наблюдать должны быть предметом постоянного внимания учителя.

Оставить комментарий: