a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Неделя инклюзивного образования

Опубликовано: 2016-05-10 10:41:38

Документы для скачивания

Неделя инклюзивного образования «Разные возможности –р авные права»( период 04. 04. 2016 г. - 08. 04. 2016 г) План мероприятий 04. 04. 2016 г. Круглый стол. Презентация «Что такое инклюзивное образование»( принимают участие заведующий и воспитатели младшей, средней и старшей групп) 05. 04. 2016 г. Младшая группа. Урок доброты: «Мы разные, но мы равные» 06. 04. 2016 Средняя группа «Протянем руку добра» Занятие- развлечение «Доброта» 07. 04. 2016 Старшая группа Конкурс рисунков «Доброта в моем сердце» 08. 04. 2016 Старшая группа Игра «Комплименты» Старшая группа, средняя группа, младшая группа- - просмотр детских мультфильмов на тему Добра. Возможности инклюзивного образования в дошкольных учреждениях. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые потребности Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения дошкольного, среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого есть специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в дошкольном общеобразовательном учреждении. 2 слайд.     За рубежом, начиная с 1970- х гг. , ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов. В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том числе: расширение доступа к образованию( widening participation) , мэйнстриминг( mainstreaming) , интеграция( integration) , инклюзия, т. е. включение( inclusion) . Мэйнстриминг предполагает, что ученики- инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах. Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них. Включение, или инклюзия- реформирование детских садов и школ перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения. 3 слайд. Интеграция и инклюзия в образовании. ( ЮНИСЕФ Москва 2011) Важным этапом на пути формирования ин клюзивног о подхода в образовании являет ся моде ль образовательной и социальной интеграц ии учащихся с особыми образова тельными потребностями в систему общего образова ния. 4 слайд. Суть постепенного перехода от к онцепции интеграции к концепции инк люзивной реорганизации школьной системы о бразно представлена на диаграмме. Сопос тавив эти различные модели орга низации школьного обучения, можно сде лать вывод о том, что при интеграционном подходе ребенок с особыми образователь ными потр ебностями адаптируется к систе ме образов ания, которая при этом остается неизме нной, а при инклюзивном подходе система образования проходит цикл пре образо ваний и приобретает возможность адаптиро ваться к особым образовательным потребностям учащихся. Интеграционный подход, который имеет свою длительную историю разви тия в Ро ссии, Европе, Северной Америке, ряде др угих стран, достигается методом перене сения элементов специального об разования в систему общего образования. К сожалению, при таком подходе только незнач ительная группа детей с инвалид ностью, с ограниченными возможностями здоровья может быть полностью включена в среду общего обр азования. Основным ограни чением интеграции стало то, что при это м не происходит изменений в ор ганиза ции системы общего образования, т. е. в пр ограммах, методиках, стратегиях обучения. Отсутствие таких организацион ных и зменений при интеграции явилось основным барьером в ши рокой реализации полити ки и практики включения детей с инва лидностью в общеобразовательную среду. Переосмысление этого процесса привел о к изменению концепции «особых образова тельных потребностей» и появле нию нового термина – «инклюзия». Инклюзивный подхо д ставит вопрос таким обр азом, что барьеры и трудности в обучении, с которыми сталкиваются учени ки с особыми образовательными потреб ностям и в общеобразовательных школах, проис ходят из- за существующей органи зации и практики учебного процесса, а также из- за устаревших негибких методов обучен ия. При инклюзивном подходе не обходимо не адаптировать учеников с теми или иными труднос тями в обучении к суще ствующ им требованиям стандартной шко лы, а ре формировать школы и искать иные педагоги ческие подходы к обучению таким образо м, чтобы было возможно наиболее полно у читывать особые образовательные потребности всех тех учащихся, у кото рых они возникают. ОРГАНИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ. Образовательный процесс детског о сада предусматривает как уход и заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям, важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию их дефицитов в развитии. Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс ДОУ изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей –у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у «особых». До сих пор мы в педагогической практике привыкли нивелировать эти особенности, ведь управлять похожими детьми проще, чем разными. Особенности особых детей нивелировать невозможно приходится изменять педагогическую практику, чтобы профессионально решать проблемы образования таких детей вместе с другими. Но если мы начинаем создавать особые условия для «особых» детей, то нарушаем принцип равных прав для других детей. Чтобы сохранить его, надо научиться работать со всеми детьми, учитывая их индивидуальные особенности. Такая установка требует ответов на следующие вопросы: Как соединить в педагогической деятельности требования дошкольной программы и особенности разных детей, которые должны ее освоить? Как учитывать эти особенности при построении индивидуального плана развития ребенка, при планировании работы в группе? Как сделать качественным образование и социальное взаимодействие детей с учетом их индивидуальных различий? При таком подходе меняется педагогика в целом, она становится включающей, инклюзивной, не только в том смысле, что особые дети должны быть включены в уже отстроенный процесс трансляции знаний, умений и навыков нормально развивающимся детям, а в том, что образование с учетом индивидуальных различий детей требует создания новых форм и способов организации образовательного процесса. Такое образование требует постоянного творческого вклада от каждого, в творческий процесс образования включаются все его участники – педагоги, родители, дети, администрация. Сейчас мало кто в нашей стране готов к такому повороту событий. Условия, которые есть на сегодняшний день, не достаточны для инклюзии: квалификация кадров, отсутствие нормативной базы, достаточно затратный процесс. Поэтому надо рассматривать современный этап как переходный и двигаться очень медленно, предусматривая каждый шаг, анализируя условия и подбирая средства для реализации инклюзивной практики. 6 слайд. Принципы дошкольного инклюзивного образования Инклюзивное образование строится на следующих принципах: Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивидуальные программы развития ребенка построены на диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка. Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка но предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность. Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка. Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности. Личности, которая является субъектом своего развития и социально значимой деятельности. Когда активность находится целиком на стороне взрослых, которые заботятся о ребенке, считая, что его особенности не позволяют ему реализовывать свои возможности, формируется «выученная беспомощность», феномен, когда ребенок ожидает внешней инициативы, сам оставаясь пассивным. То же может произойти с родителями детей с ОВЗ. Родители могут ожидать помощи или активно добиваться льгот от государства, игнорируя собственные возможности для участия в социальной жизни. Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия – это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совм естное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума. Принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств в оспитания и обучения. Специалисты( воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог, при участии старшего воспитателя) , работающие в группе, регуляр но проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом. Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Включение в инклюз ивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т. е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, без барьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогики. Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совмес тных действиях, направленных на поддержку ребенка. Принцип динамического развития образовательной модели детского сада. Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, спе циалистов, развивающие методы и средства. ( Формулировки принципов опу бликованы в сборнике «Инклюзив ный детский сад». – М. , 2009. Прочухаева М. М. , Бородин М. В. с. 12) . На современном этапе становления инклюзивного образования необходимо опереться на тот опыт интегративного образования, который к этому времени сложился, на специализированные учреждения, которые накопили опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями, поскольку здесь есть специалисты, созданы специальные условия и методики, учитывающие индивидуальные особенности детей. Эти учреждения надо рассматривать как ресурс для тех, кто хочет включиться в инклюзию. На сегодняшний день для инклюзивного образования существуют следующие стартовые условия: - Детские сады компенсирующего вида – дети одной категории, специалисты, специально организованная предметно- развивающая среда. - Детские сады комбинированного вида – дети разных категорий и дети возрастной нормы, специалисты, специально о рганизованная предметно- развивающая среда. - Детские сады, в которых созданы службы( Лекотека, Службы ранней помощи, Консультативный пункт) – дети разных категорий, специалисты, предметно- развивающая среда. - Массовые детские сады с группами кратковременного пребывания: «Особый ребенок», – дети разных категорий и специалисты. - Массовые детские сады, в которых создаются инклюзивные группы – специалисты, предусмотренные штатным расписанием общеобразовательного ДОУ – пока нет юридических документов, регламентирующих деятельность инклюзивных групп, в том числе и наличия специалистов в штатном расписании. 7 слайд. Условия реализации инклюзивной практики в детском саду. Профессиональная квалификация педагогов и специалистов, реализующих инклюзивный подход Требования к воспитателям и специалистам, работающим в инклюзивной группе: - Знают теории развития детей, владеют разнообразными методами обучения и воспитания. - Используют свои знания о развитии детей, а также свои взаимоотношения с детьми и их семьями для того, чтобы понять и оценить многообразие детей в каждой д/ с группе и учесть уникальные потребности и потенциальные возможности каждого ребенка. - Обеспечивают обучение и воспитание и модифицируют его таким образом, чтобы удовлетворять различные потребности детей. - Способствуют развитию положительной самооценки детей. - Разговаривают с детьми дружелюбно, вежливо и уважительно, обращаясь к ним по именам. - Знают сильные стороны личности каждого ребенка и его достижения на протяжении времени; ежедневно выявляют индивидуальные навыки и достижения каждого ребенка и хвалят его за это, заботясь о том, чтобы получили признание достижения каждого ребенка. - Поддерживают позитивное взаимодействие с родителями. - Сообщают семьям о достижениях их детей( например, в письмах, по телефону и т. п. ) . - Педагоги способствуют индивидуальному росту в соответствии с собственным темпом развития каждого ребенка. Ко всем детям обращаются с равным уважением и вниманием. - Предоставляют детям равные возможности принимать участие во всех видах занятий. - Предоставляют детям возможность выбора вида активности и время для самостоятельной работы в группах. Направляют и стимулируют процесс саморегулирования у детей, предоставляя им материалы, время и место для выбора и планирования их собственных занятий. - Способствуют тому, чтобы дети были вовлечены в организацию праздников, выставок, спортивных состязаний, экскурсий, выпуска газет и других занятий. - Создают для детей условия безопасности: через организацию четкого ритма распорядка дня, недели, месяца, года, создание и исполнение ритуалов группы. - Стимулируют атмосферу взаимной заботы и помощи. - Демонстрируют и формируют отношение сочувствия и позитивные способы общения, в том числе и в процессе разрешения проблем и конфликтов. - Вовлекают детей в процесс выработки ясных и понятных требований и правил к поведению. - Ясно формулируют свои ожидания от детей. - Используют ситуации в жизни детского сада, чтобы помочь детям видеть дискриминацию, предубеждения и стереотипы, а также обсуждают этические аспекты неравенства. - Создают ситуации и пользуются возможностями для того, чтобы дети практиковались в достижении компромиссов и создании консенсуса. - Применяют принципы честности и равноправия, когда разделяют детей на группы, когда хвалят их за умения, усилия и достигнутые результаты. - Создают ситуации, когда дети сотрудничают друг с другом, выполняют что- либо по очереди и помогают друг другу для достижения положительного результата. - Предоставляют детям возможность отвечать за что- то в группе( «дежурные по. . . ») . - Организуют активность детей во время таких занятий, как забота о растениях, животных, организация обеда, регулирование занятий на приусадебной площадке и т. п. - Используют естественные и образовательные ситуации для развития социальных навыков( напр. , выражения чувств, соблюдение очередности и т. п. через драматические игры, проектную деятельность, изготовление кукол для кукольного театра, рисование, живопись и т. д. ) . - Демонстрируют желательное поведение в различных ситуациях. - Используют различные виды деятельности, которые соответствуют уровню развития детей, чтобы вовлечь детей в активное обучение, имеющее для детей смысл, и чтобы достигнуть следующих целей: Воспитывают позитивное чувство самоидентификации и эмоционального благополучия. Развивают социальные умения и знания, коммуникативные навыки. Побуждают детей думать, рассуждать, ставить вопросы и экспериментировать. Способствуют развитию умений решать проблемы, излагать свое мнение и делать выводы. Стимулируют развитие языковых навыков и грамотности. Повышают уровень физического развития. Способствуют социальной инклюзии( включению) . Соответствие требованиям оценивается в процессе супервизии. 8 слайд. Организа ция предметно- развивающей среды образовательного процесса В соответствии с ФГОТами большое внимание в образовательной программе должно быть уделено самостоятельной деятельности детей. Для стимуляции детской активности воспитатели м огут использовать принципы организации предметн о- развивающе й среды: • Среда должна быть безопасной. • Среда должна быть комфортной и уютной. • Среда организуется в каждой г руппе на основе представлений о возрастных закономерностях развития детей в соответствии с их интересами таким образом, чтобы у детей были оптимальные возможности проявлять активность, работать как в сотрудничестве со взрослым, с другими детьми, так и самостоятельно. • Развивающая среда группы д олжна быть вариативной, чтобы у каждого ребенка в соответствии с его интересами и возможностями был выбор и возможность реализовать свою инициативу( выбор игрушек, материалов, видов деятельности) . • Среда должна быть информативной. • Среда должна постоянно обновляться, быть изменчивой вслед за изменением интересов и образовательных потребностей детей. 9 слайд. Организация отношений между участниками Для того чтобы повысить общее качество образовательного процесса, все его участники: администрация, педагоги, специалисты, дети и родители, 1. Регулярно работают в сотрудничестве друг с другом. 2. Открыто оказывают друг другу помощь и получают ее, предоставляю т обратную связь, дают советы, делают критические замечания и прислушиваются к ним. 3. Уважительно относятся друг к другу за индивидуальный вклад, вносимый ими в общее дело. 4. Эффективно работают как единая профессиональная команда для достижения общей цели, такой, например, как составление согласованного представления об актуальном уровне развития детей и группы в целом, планирование согласованных действий, способствующих развитию детей и группы через разработку тематических проектов или разработку индивидуаль ного образовательного плана развития ребенка( ИОП) . 5. Педагоги и специалисты работают в качестве наставников с новыми педагогами, чтобы улучшить как свою собственную профессиональную компетентность, так и нового педагога. Для реализации целей инклюзии в ДО У работают специалисты разного профиля – психологи, дефе ктологи, логопеды, воспитатели, педагоги дополнительного образова ния, медицинские работники. Для эффективной работы в инклюзивной группе необходимо выстроить различные схемы организации взаимодействия специалистов. Эти схемы будут зависеть от состава детей инклюзивной группы, и определяться сочетанием индивидуальных образовательных планов и Образовательной программой. 10слайд. Построение инклюзивного процесса в группе детского сада Построение инклюзивного процесса в группе детского сада выполняется следующим образом: 1. Диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивной группы Беседа и анкетирование родителей Диагностика развития ребенка Наблюдение за поведением в группе 2. Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка, составление Индивидуального образовательного маршрута и Индивидуального образовательного плана. 3. Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы. 4. Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы. 11 слайд. Задачи организации совместной деятельности: _ создание общности детей и взрослых( вместе мы группа) , основанной на уважении и интересе к личности каждого члена группы, его индивидуальным особенностям; _ формирование умения устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми( младшими, сверстниками, старшими, взрослыми) ; _ формирование умения поддерживать друг друга; _ развитие коммуникативных навыков и культуры общения, создание позитивного эмоционального настроя; _ активизация способности выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности, распределять роли и обязанности; _ развитие умений и навыков игровой, познавательной, исследовательской деятельности; 12 слайд. _ формирование навыков саморегуляции и самообслуживания. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах: _ индивидуальные занятия со специалистами_ активные действия в специально организованной среде( свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка) _ совместная деятельность и игра в микро группах с другими детьми_ прием пищи_ дневной сон_ фронтальные занятия_ детско- родительские группы_ праздники, конкурсы, экскурсии, походы выходного дня. Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку функциональных способностей ребенка в соответствии с его возможностями. Содержание встреч, планируется согласно состав- ленному индивидуальному плану. Специалисты( логопед, психолог, дефектолог, медсестра по массажу, кинезиотерапевт) в своей работе опираются на различные отечественные и зарубежные программы, методы и техники. Индивидуальные встречи проводятся специалистами в соответствии с составленным графиком. Индивидуальные занятия строятся на оценке достижений ребенка и определения зоны его ближайшего развития. Диагностика, определение задач развития и коррекции осуществляется командой специалистов, а каждое занятие выстраивается с учетом действий всех специалистов, работающих с ребенк ом. Так работу логопеда по раз витию речи добавляет работа психо лога над установлением контакта и работа массажиста над развитием моторной сферы П о результату занятия специалист составляет запись в Индивидуальной карте развития ребенка, с которой обязательно знакомятся другие специалисты и воспитатели групп. Родителям выдается подробное описание того, что и насколько успешно делал ребенок, а также домашнее задание с рекомендациями по отработке навыков и включению их в игровую и бытовую деятельность. Специально организованная с реда планируется и выстраивается совместно педагогами, специалистами и воспитателями при участии родителей в процессе наблюдения за потребностями, особенностями развития, самостоятельными действиями, интересами детей. Там, где специалисты отмечают сложности и препятствия, возникающие у ребенка в освоении окружающего мира, ребенку предлагают способы позволяющие преодолеть их. Методика М. Монтессори разработана на основе этой технологии. Среда выстраивается также в соответствии с зоной ближайшего развития ребенка, что требует от взрослых навыков наблюдения за процессом развития ребенка. Педагоги способствуют взаимодействию детей в микро группах, через организацию игровой, проектной и исследовательской деятельности. Для этого можно использовать дополнительные развивающие программы( «Маленький исследователь», программы занятий в керамической и столярной мастерских, программы по организации проектной деятельности, программы физического воспитания, музыкального развития и др. ) . Дети, решая в микро группах общие задачи, учатся общаться, взаимодействовать друг с другом. Обучаются навыкам согласовывать свои действия, находить совместные решения, разрешать конфликты. Замечая различия в интересах, способностях, навыках, дети учатся с помощью взрослого учитывать их при взаимодействии. Фронтальные формы организации активности детей могут решать как познавательные, так и социальные задачи. Фронтальные формы могут проходить по разному. Для организации инклюзивного процесса больше всего подходит занятие в форме круга – специально организованного, занятия, на котором дети и взрослые играют вместе в особой – спокойной, доверительной атмосфере. Детско- родительские группы. Это комплексные занятия для детей и родителей, включающие в себя игры, творческие занятия, музыкальные занятия. Группы ведут специалисты: психолог, лого- пед, дефектолог, музыкальный руководитель. Основными факторами взаимодействия специалистов с родителями являются позитивное отношение ко всем детям, демонстрация конструктивных способов поведения, позитивное подкрепление эффективных взаимодействий и информационная поддержка родителей. Важно и то, что родители включаются в игры, упражнения, песни, лепку, которыми наполнено занятие – и этим, с одной стороны, помогают своим детям включиться, с другой – сами получают эмоциональную разрядку, отдыхают и получают новый опыт общения со своим ребёнком. После занятия родители могут задать специалистам вопросы, обсудить волнующие их проблемы, получить информационную и психологическую поддержку. Присутствие на занятии детей с типичным развитием дает возможность «особым» следовать за своими сверстниками и учиться у них, а они, в свою очередь, привыкают быть в одной среде с «особенными» детьми, получают позитивный опыт общения с ними. Праздники, экскурсии, конкурсы, походы выходного дня важная составляющая инклюзивного процесса. Они создают позитивный эмоциональный настрой, объединяют детей и взрослых, являются важным ритуалом группы и всего сада. Атмосфера при подготовке этих мероприятий творческая. Они могут быть подготовлены взрослыми – тогда это будет сюрпризом для детей, что тоже влияет на создание положительной атмосферы. 13 слайд. Учрежде ние успешно реализует инклюзив ную практику, если: все дети, включенные в образовательный процесс • по казывают положительную динамику в р азвитии( особенно в развитии со циальных навыков) ; • адаптированы и приняты детской гру ппой, с желанием посещают обра зовательное учреждение; • полу чают помощь и поддержку в овла дении образовательной программой. родители детей с ОВЗ • по нимают как перспективу развития их ребенка, так и актуальные задачи и отве тственность, стоящие перед ними в п роцессе включения ребенка в об разовательную среду; • полноценно участвуют в процессе обучения и развития своих детей; • проинформированы и поддерживают реж им пребывания ребенка в образовательном учреждении; • вк лючены в систему психолого- педагогического сопровождения ребенка. 14 слайд. родители всех детей, посещающих инклюзивный класс • занимают активную позицию со тр удничества и поддержки по отно ш ению к семье «особого ребенка», у чителю, специалистам психолого- педагогического сопровождения. педагоги • принимают политику администрации обр азовательного учреждения по ин клюзивному образованию; • реализуют инклюзивную практику, используя как уже имеющийся про фес сиональный опыт и знания, так и ин новационные подходы к обучению, принимают участие в разработке и реал изации индивидуальных образова тель ных планов( индивидуальных пла нов и ли программ развития в дошколь ных образовательных учреждениях) ; • эффективно взаимодействуют с родителями, коо рдинатором по ин клюзии, специалистами психолого- педагогического сопровождения; 15 слайд. • имеют положительную мотивацию в осу ществлении своей профессиональ ной деятельности; • имеют информацию о возможных ресур сах как внутри образовательного учреждения, так и вне его( в окруж ном ресурсном центре по развити ю инклюзивного образования, окружном методическом центре, общественных орган изациях) и активно их использу ют в профессиональной деятельности. специалисты психолого- педагогического сопровождения • участвуют в ре ализации инклюзив ны х подходов для задач социальной ада птации и развития детей с ОВЗ и и х одноклассников, используя при этом наиболее эффективные инновационные технологии психолого- педагогического сопровождения; • действуют в междисциплинарной ком анде, опираясь в планировании и ре ализации своей профессиональной деят ельности на коллегиальные реше ния и подходы; • эфф ективно взаимодействуют с роди теля ми, педагогами( воспитателями и учителями) ; • администрация и специалисты со провождения имеют информацию о возможных ресурсах как внутри обр азовательного учреждения, так и вне его( в окружном ресурсном центре по развитию инклюзивного образова ния, окружном методическом центре, общ ественных организациях) и актив но их используют в профессионально й деятельности. руководители образовательных учреждений • созд ают условия для развития и под де ржки инклюзивной культуры, фор ми рования инклюзивных ценностей и соо тветствующей атмосферы учрежде ния; • за нимают лидерскую позицию в фор мировании инклюзив ной политики( стр атегии) и тактики, развитии ин клюз ивной практики в педагогическом коллективе; • понимают важность оказания поддержки сотрудникам, отвечающим за координацию работы, связанной с о собыми образовательными потреб ностями. представители администрации образовательного учреждения • понимают свою роль по отноше нию к к детям с ОВЗ и их родителям, связанную с их основным функционалом. координаторы по инклюзивному образованию в окружном управлении образования, окружном ресурсном центре, окружном методическом центре, ППМС- ц ентрах • своевременно получают информацию( с татистическую и качественную) о детях с ОВЗ; • сво евременно и оперативно получают запрос на ту или иную( орга низационную, методическую) поддержку пед агогического коллектива образо ват ельного учреждения, потребность в пс ихолого- педагогическом сопрово ждении детей и( или) их родителей. Конспект занятия во второй младшей группе. Тема: «Все мы разные, но мы вместе! »( Праздник дружбы) . Интеграция образовательных областей: социально- коммуникативное, познавательное, речевое, художественно- эстетическое, физическое. Цель:  Формирование у детей дошкольного возраста  интерес и уважение друг к другу. Воспитание чувства общности, дружбы и единства с людьми живущих на Земле, в России, округе. Воспитывать вежливое отношение к сверстникам, способствовать развитию доброжелательности, понимания, взаимопомощи. Развивать общение со сверстниками, взаимодействие с окружающими. Предварительная работа:  беседы на тему: «Что значит дружить? », «Пословицы и поговорки о дружбе», слушание музыкальных композиций о дружбе. Оборудование:   письмо для детей с правилами дружбы, цветок толерантности, сладости для угощения детей.  Содержание организованной деятельности Воспитатель: Ребята, посмотрите, как у нас красиво, все нарядно в группе, все украшено шарами. Ребята, а в какой мы стране живем? Дети:  в России. Воспитатель: А кто вы?   Дети: Россияне. Воспитатель: В каком селе живете? Дети: в селе Войково. Воспитатель: В какой детский сад ходите? Дети: Детский сад « Ромашка». Воспитатель: Сегодня мы будем  отмечать Праздник дружбы! Воспитатель: Как хорошо, что мы отмечаем такой прекрасный праздник дружбы. Ведь каждому человеку нужны друзья. Ребята, друзья для маленького человека – это возможность вместе познавать окружающий мир- мир предметов и игр. Воспитатель: Ребята, давайте расскажем стихотворения к празднику дружбы. Дарина- Дружба- это теплый ветер. Дружба – это светлый мир. Лилия- Дружба –  солнце на рассвете. Для души- веселый пир. Сергей- Дружба- наука, дружба- ис кус с тво. Дружба – прекрасное, доброе чувство. Лиз а- Дружит с солнцем ветерок. А роса с травою, дружит с бабочкой цветок, дружим мы с тобою. Ром а- Ты дружбу не купишь за деньги, Ее не найдешь просто так. Настя К. - Все с друзьями пополам поделить мы рады! Только ссориться с друзьями никогда не надо! Воспитатель: Ребята, давайте пройдем на свои места и посмотрим мультфильм « По дороге с облаками» Воспитатель: Какое настроение у тигренка было, когда он был один? Что же стало потом? Дети: Сначала тигренку было скучно одному, но он отправился в путь с друзьями и дорога оказалась с друзьями веселой и не такой уж длинной. Физкультминутка « Филин».   Основная часть:  Воспитатель:  Ребята, нам прислали конверт для детей 2 младшей группы детского сада «Ромашка». А что же в нем? Ой! ! ! Ребята здесь солнышко и лучики от солнца. Давайте лучики соединим с солнышком. Для этого нужно назвать правила дружбы, которые нужно соблюдать, чтобы быть дружными. Дети называют правила и выкладывают  на магнитной доске солнышко и лучики. 1. Не ссориться                                                                2. Не бояться просить прощения,   если обидел друга 3. Быть вежливым 4. Не жадничать 5. Помогать друзьям 6. Быть честным 7. Быть внимательным Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием! Какое солнышко получилось горячее, теплое, как у нас за окном. Настя Ф.         Если дружбой дорожить, Можно спорить и дружить. И не вспыхнет ссора Из любого спора! Закрепление: Воспитатель: А теперь я вам предлагаю взять веник в руки и постараться его сломать. Не получается? Попробуйте ещё раз, никак? Тогда я развяжу веник и раздам вам прутики, теперь попробуйте сломать, получилось легко и просто. Правда? Вот так ребята, если мы с вами будем жить вместе, в согласии, дружно, как прутики будем держаться за руки, то нас никто не победит. А если мы будем ссориться, и всё делать поодиночке, врозь, то любой сможет нас обидеть.  Ребята, а как вы понимаете выражение жить в согласии? Дети: Это значит жить вместе и дружно, не ссориться. Воспитатель: А как вы относитесь к своим братьям и сестрам? Дети: Мы им помогаем, защищаем и оберегаем. Россиянка: Ребята, давайте В озьмемся за руки и сделаем дружный хоровод « Дружба». ХОРОВОД. Воспитатель: Ребята, у  нас в стране есть обычай  сажать дерево дружбы, на листьях которых  взрослые  и дети  оставляют свои пожелания и рисунки. И мы сейчас с вами посадим дерево дружбы. Оно покроется разноцветными листьями в виде ладошек, которые сохранят ваше тепло. Дети выполняют коллективную работу. Нетрадиционное рисование «Ладошки». Воспитатель:  Дорогие, ребята! Вы все сегодня хорошо потрудились, узнали много о дружбе. Я говорю вам спасибо! А чтобы праздник весело нам завершить, Хочу ребят я сладостями угостить! З анятия на тему: " Доброта" в средней группе Задачи: Углублять представления детей о доброте, как о ценном, важном качестве человека, поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки. Совершенствовать коммуникативные навыки: умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, доброжелательно относиться к суждениям других людей. Развивать способность оценивать позитивные и негативные поступки сверстников. Воспитывать нравственные качества: доброта, гуманность, чувство толерантности. Оборудование и материалы: иллюстрации к сказкам « Дюймовочка », «Золушка», картинки( кот Леопольд, солнышко с лучами) , раздаточные карточки( домики) , цветные карандаши, аудиозаписи( Э. Григ. Утро, сл. М. Пляцковского, музыка неиз. автора «Песня кота Леопольда», мягкая игрушка( цветок) , сувениры( солнышко) . Средства ТСО: музыкальный центр Ход непосредственной образовательной деятельности: Организационный этап. Воспитатель. Доброе утро, ребята! " Придумано кем- то Просто и мудро При встрече здороваться" Доброе утро! " Доброе утро солнцу и птицам, Доброе утро улыбчивым лицам. И каждый становится добрым, доверчивым, Пусть доброе утро длится до вечера" Воспитатель: О чем это стихотворение? Дети: о доброте, о добрых словах. Воспитатель: Дети, что значит быть добрым? Предполагаемые ответы детей: Помогать маме, бабушке. Основной этап Игровая ситуация, создающая мотивацию к деятельности. Воспитатель: Ребята, по дороге в ваш детский сад я нашла цветок, который лежал в снегу, бутон его был закрыт. Когда я его подняла, то услышала тоненький голосочек, оглянулась вокруг- никого. Стала прислушиваться и поняла, что цветочек пытается мне что- то рассказать. Цветок этот необычный – волшебный, вырастила его Фея Доброты, но злой волшебник украл его, чтобы все люди стали злыми, сердитыми, угрюмыми. Но когда он нес его, то цветок случайно выпал и остался лежать на дороге в надежде на то, что его найдут добрые люди. Цветок просил меня отыскать добрых, заботливых детей. Правильно ли я сделала, что принесла цветок в вашу группу? Поможем нашему цветку распуститься? Он должен понять, что вы знаете, что такое доброта, и сами – добрые отзывчивые ребята. А помогут нам в этом сказочные герои. А вот и первый герой. Кто же это? ( Звучит песня «Если добрый ты…») Дети. Кот Леопольд. Воспитатель( показывает картинку с изображением кота Леопольда) . Уж как не старались разозлить кота мыши, ничего у них не получалось. Леопольд по- доброму относился ко всем их проделкам. Какие слова он говорил мышатам? Дети «Ребята, давайте жить дружно! » Воспитатель Что же значить «жить дружно»? Дети. Не ссориться, помогать друг другу. Воспитатель Кто же следующая наша сказочная гостья? Так быстро от принца она убежала, Что туфельку даже свою потеряла. Дети Золушка. Воспитатель Можем ли мы назвать Золушку доброй? Почему? Дети Она во всём помогала своим сестрам и мачехе, никогда не держала на них зла, а ведь они постоянно ругали ее, не любили Золушку. Воспитатель Е ще одна сказочная героиня… Появилась девочка в чашечке цветка И была та девочка чуть больше коготка. В Ореховой скорлупке девочка спала. Вот такая девочка, как она мила. Кто это? Дети Дюймовочка. Воспитатель Что мы доброго, хорошего можем сказать о Дюймовочке? Дети Она помогла ласточке, отогрела ее, накормила, помогла ей выздороветь. Воспитатель Молодцы, ребята! О каждом сказочном герое вы сказали добрые, ласковые слова, думаю, наш цветочек очень рад был их услышать. Физминутка. Встань, как только солнце встанет( тянут руки вверх) И тихонечко к окошку Руку луч тебе протянет- ( тянут руки вперед) Ты подставь скорей ладошку, ( подставляют ладошки солнышку) Пусть тебя увидит мама( руки подносят к сердцу) Ты иди скорее к ней И скажи ей: « С добрым утром! »( дети повторяют вместе с педагогом « С добрым утром! ») А потом с улыбкой, с песней Выйди к травам, людям, птицам…( широко разводят руки в стороны) И веселым, интересным День твой должен получиться! Работа с раздаточным материалом- карточками Воспитатель: Перед каждым из вас лежат необычные домики. В каждом окошке домика стоит лампа. Но зажигается она только для добрых людей, которые совершают добрые поступки. Внимательно рассмотрите домики и подумайте, в каком из окошек можно зажечь лампу. Закрасьте это окошко. Обсуждает с детьми. Воспитатель: Молодцы. Только для добрых дел зажглись у вас лампочки. Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение: Добрым быть совсем, совсем не просто Не зависит доброта от роста Не зависит доброта от цвета Доброта не пряник, не конфета Доброта с годами не стареет Доброта от холода согреет Надо только добрым быть И в беде друг друга не забыть Если доброта, как солнце светит Радуются взрослые и дети Воспитатель: С чем сравнивается доброта в этом стихотворении? Дети: С солнцем. Воспитатель Солнце – это свет и тепло. А хотите, чтобы в группе засияло солнышко? Дети: Да Воспитатель: Оно засияет от ваших добрых дел. Возьмите лучик, назовите свое доброе дело, и подарите солнышку лучик. Предполагаемы рассказы детей: помогаю маме мыть посуду, помогаю бабушке нести сумку, кормлю нашу кошечку, забочусь о сестричке и т. п. Обобщение воспитателя К акое доброе, веселое солнышко получилось у нас. Пусть оно остается в вашей группе и радует вас своим теплом. Чем больше в мире доброты, счастливей будете все вы. Под лучами нашего солнышка так тепло и уютно волшебному цветку. Давайте сейчас еще поднимем ему настроение и покажем, как распускается бутон цветка утром под солнечными лучикам и( Этюд «Цветок распускается») Ребята, посмотрите, как от наших добрых слов, от нашего внимания распускается волшебный цветочек. ( Звучит песня" Если добрый ты" ) Итог НОД Воспитатель Ребята, о каком важном человеческом качестве мы сегодня с вами говорили? Что означает быть добрым? Я очень рада нашей встрече с вами сегодня. На память о нашей в стрече я бы хотела подарить вам вот такие сувениры в виде солнышка, пусть оно напоминает вам о том, как важно дарить окружающим людям добро, тепло. Конкурс рисунков «Доброта в моем сердце» «Доброта в русских сказках» С самого детства все сказки учат нас добру, любви и дружбе. Очень много создано народом пословиц и поговорок о доброте. «Доброе дело два века живёт», «Доброе дело и в воде не тонет». А что такое быть добрым? Почему мы иногда делаем своим друзьям больше зла, чем добра? Доброта – это когда человек способен прийти кому- то на помощь, дать добрый совет, просто пожалеть и защитить его от зла. В сказках мы много слышим о добре. Для меня самыми добрыми героями сказок кажутся петушок и курочка. Когда в сказке « Заюшкина избушка» зайчик попал в беду, помочь ему смог только петушок, который прогнал злую лису. В сказке «Бобовое зёрнышко» петушка, когда он подавился, вылечила добрая курочка. Она не остановилась ни перед какими испытаниями и сделала всё, чтобы помочь петушку. А как он сам защищает своих курочек, заботится, хлопочет вокруг них! Это самая дружная семья. Я хочу, чтобы люди так же заботились друг о друге, чтобы в их сердцах было много тепла и доброты. От доброго сердца человека зависит вся его судьба. Нужно говорить друг другу больше добрых, ласковых слов и делать добрые дела. Помни! Если ты будешь добр к людям, то и они будут к тебе добрее. Пусть на земле будет как можно больше доброты! «Доброта – это счастье» Жил был человек. Был он очень одинок. И решил он пойти по свету счастье искать. Долго ли коротко он шёл, вдруг видит в лесу теремок стоит, остановился и спрашивает: — Терем–теремок! Кто в тереме живёт? Никто не отзывается. Решил человек начать новую жизнь в новом доме, завести много друзей и жить долго и счастливо. Вошёл он в теремок и стал в нём жить. Вот идёт мимо домика Красота, увидела теремок и спрашивает: — Терем–теремок! Кто в тереме живёт? — Я, одинокий человек! А ты кто? — А я Красота – неземная, возьми меня к себе жить. Подумал человек и решил: «Красота мне не помешает, стану красивым, значит, смогу быть счастливым». Стал человек Красивым. Идёт мимо Вежливость, увидела теремок, остановилась и спрашивает: — Терем–теремок! Кто в тереме живёт? — Я, одинокий, но красивый человек! А ты кто? — Я, Вежливость, со мной приятно общаться, возьми меня к себе. Подумал человек и решил: «Буду вежливым и красивым человеком, перестану быть одиноким». Идёт мимо Надёжность, увидела теремок, остановилась и спрашивает: — Терем–теремок! Кто в тереме живёт? — Я, одинокий, но красивый и вежливый человек! А ты кто? — Я, Надёжность, со мной можешь быть уверенным в завтрашнем дне, возьми меня к себе. Подумал человек и решил: «Время у нас нестабильное, надёжность мне пригодится». Идёт мимо Хозяйственность, увидела теремок, остановилась и спрашивает: — Терем–теремок! Кто в тереме живёт? — Я, одинокий, но красивый, вежливый и надёжный человек! А ты кто? — Я, Хозяйственность, со мной твой дом будет всегда чистым и хлебосольным, возьми меня к себе. Подумал человек и решил: «Вот это качество характера приобрету и буду счастливым. Я буду красивый, вежливый, надёжный и хозяйственный человек! Мне больше ничего и не надо! » Но вдруг в дом тихо постучали… — Кто там? — Это я, Доброта. Я могу пробудить в твоём сердце радость, теплоту, счастье. Возьми меня к себе. — Извини, Доброта, но у меня уже есть хорошие качества, я красивый, вежливый, надёжный и хозяйственный человек! Я уже счастлив! Ты не нужна мне, уходи. И Доброта ушла. Но с амые лучшие качества без доброты ничего не стоят. Где нет доброты- там нет ничего прекрасного. Доброта – это счастье. «Кораблик доброты и надежды» В одном порту тихо жил кораблик. С виду ничем не привлекателен: скромная окраска и потрепанный баркас. И вот однажды кораблик отправился в путешествие: мир посмотреть и себя показать. Много интересного и нового увидел маленький кораблик, проплывая мимо разных городов, стран и морей. Заплыл он на таинственный остров и увидел на берегу шкатулку. Но как ни старался кораблик её открыть- не смог. Только одну надпись прочёл на шкатулке: «Откроет тот, кто узнает, без чего на свете прожить нельзя, а когда откроет, узнает великую мудрость». Взял кораблик с собой шкатулку и поплыл дальше. Сломался по дороге наш путешественник, и куда бы он не заплывал, стал просить о помощи. Просил грубо, ему грубо отказывали, плакал – не жалели. И вот однажды, в одном порту, кораблик встретил одинокого старика с доброй улыбкой, который без слов отремонтировал механизм, покрасил борта, прикрепил новые паруса. И совсем другими яркими красками заиграл кораблик. «Спасибо, Вам за вашу доброту! »- поблагодарил кораблик своего спасителя. И только он подумал о том, что без добрых рук этого человека он бы погиб, как шкатулка открылась, и узнал кораблик мудрость: «Все, что можно представить, можно осуществить, если быть добрым». «Доброта- это МАМА» Доброта, это чувство, которое вызывает радость в сердце. Чтобы быть добрым, надо относиться ко всем с любовью, радостью, видеть во всех людях только добро. Есть самый верный способ научиться творить добро: надо найти очень доброго человека и стараться подражать ему, быть во всём похожим на него. Рядом с нами есть такой человек, это наша мама! Солнечные сказки. Автор: Пакулина Ольга Александровна, учитель- логопед ГОУ ЛО “Тихвинская специальная школа- интернат” Чего на земле больше? Светило ласковое солнышко. Дети играли во дворе. Вдруг у ребят возник спор: «Чего на земле больше, добра или зла? » Услышав это, солнышко пригласило ребят послушать сказки. По соседству жили- были Добро и Зло. Добро всем улыбалось и помогало, а Зло шло следом и пыталось навредить. «Давай спросим у зверей, кто из нас важнее в жизни? Кому они больше рады при встрече? »- предложило Добро Злу. Согласилось Зло на это предложение. И пошли они в дремучий лес, где полным- полно диких зверей. Долго ли, коротко ли шли они, вдруг слышат: в кустах кто- то тихо плачет… Добро раздвинуло веточки, а там Зайчишка жалобно зовёт свою маму. Зло хотело идти дальше, а Добро ласково взяло малыша на руки и пошло искать маму- Зайчиху. Недолго плакал Зайчишка. Зайчиха сама почувствовала доброе дыхание Добра и прибежала навстречу своему чаду. Довольное Добро и расстроенное Зло пошли дальше … Долго ли, коротко ли шли они, вдруг, откуда не возьмись, перед ними оказалась птичка Невеличка. «Помогите достать моего птенчика. Он вывалился из гнезда! » Зло сделало вид, что ничего не слышит, продолжая свой путь с довольной улыбкой. А Добро побежало на помощь. Милого птенчика спасло Добро. Птичка Невеличка весело щебетала, укутывая птенчика в гнезде. Довольное Добро и расстроенное Зло пошли дальше. Долго ли, коротко ли шли они, вдруг вышли на лесную поляну, где на солнышке нежилась семья медведей. Решили Добро и Зло обратиться к ним с вопросом: « Чего на земле больше: добра или зла? ». С удовольствием медведи вступили в этот разговор. Они так громко защищали Добро, что на поляну сбежались все лесные жители. Зло, услышав, что про него стараются не говорить, стало «дуться», обижаться. И «надулось» до такой степени, что лопнуло. С тех пор все жители этого леса живут в согласии с Добром и не стесняются проявлять свои искренние чувства к близким и друзьям. Вот такую сказку услышали дети от ласкового Солнышка. Спасение. Жили- были Добро и Зло. Однажды Зло потерялось в лесу и стало громко звать на помощь. Никто не решался ему помочь. Об этом узнало Добро и сразу же поспешило на поиски. По дороге Добру повстречался Волк. Он был голоден и зол. Добро обратилось к Волку с просьбой: - Помоги найти заблудившееся Зло! - А зачем его искать? Пусть погибает в лесу и не делает никому плохо! Но Добру это не понравилось, ведь оно никого не может бросить в беде. Оно убедило Волка, что найти Зло – это спасение для всех! Вдруг где- то, совсем рядом они услышали треск в кустах. Волк и Добро подкрались и увидели, что это Зло запуталось своими одеждами в ветвях кустарника. Долго пришлось спасать Зло. Наконец, беда миновала! Счастливое Добро, уставший Волк и измученное Зло сели у костра. Добро начало рассказывать истории со счастливым концом, где главными героями были Любовь, Доброта и Счастье. Добро, Волк и Зло даже не заметили, как у их костра появилось много слушателей: Зайцы, Лисы, Птицы, Лоси. Когда Добро закончило свой рассказ, все стали кричать: - Да здравствует Добро на всей Земле! Злу стало стыдно за свои поступки. Оно незаметно стало исчезать и совсем исчезло. Тут все заметили, что Добро стало большим- пребольшим: его стало в два раза больше. С тех пор жители этого леса не знают, что такое зло и живут счастливо. Игра «Комплименты»( Старшая группа) Цель: акцентировать внимание на положительных сторонах «Я» участников. Необходимое время: 15 минут. Материалы: бумага, ручка для ведущего. Вызывается первый желающий, он выходит за дверь комнаты. Ведущий записывает все комплименты которые высказывают игроки в адрес основного участника, помечая, кто сказал конкретный комплимент. Группу ведущий предупреждает о том, что все комплименты должны быть только искренними, т. е. те свойства характера и качества личности которые действительно присущи основному участнику. Основной участник возвращается в комнату и ведущий зачитывает весь список. Затем ведущий останавливается на каждом комплименте отдельно, а задача игрока угадать кто из группы сказал комплимент. Игрок может назвать 3- х человек. Если угадал то ему приплюсовывается балл за проницательность. Игра проводится как конкурс на самого проницательного. Просмотр детских мультфильмов на тему Добра

Оставить комментарий: