Конспект открытого занятия в старшей группе «Настроение в искусстве»
Документы для скачивания
Конспект занятия в старшей группе «Настроение в искусстве» Подготовила воспитатель Сидойкина Н. Ф. Часть 1 Воспитатель. Сегодня я приглашаю вас в зал настроений. Кто мне скажет, что такое настроение? Настроение – это состояние человека, которое он испытывает в определённое время. Настроение – от слова настрой, то есть, как сегодня человек настроен: на радость или на грусть. Каким он будет: весёлым или печальным. От чего оно может зависеть? Настроение может зависеть от событий, которые происходят в жизни человека, от его самочувствия, от природных и погодных условий. Каким может быть настроение? Может ли настроение меняться? Как можно узнать, какое настроение у человека? Игра «Угадай настроение» 1) Презентация фотографии детей и пиктограммы эмоций. Воспитатель. К каждому настроению, написанному на лице, можно подобрать определение и назвать его словом. Дети рассматривают фотографии, пиктограммы настроений человека и называют настроение. 2) Далее, дети подходят к мольберту, на который воспитатель выставляет цветные карточки. Скажите, дети, а у цвета может быть настроение? Воспитатель, показывает детям разноцветные карточки, предлагая высказать своё мнение о «настроении» цвета. 3) Потом, дети подходят к столу с музыкальными шумовыми инструментами. Как вы думаете, у музыки есть настроение? Далее, воспитатель просит подойти детей к столику с шумовыми музыкальными инструментами. Сначала сам играет на ксилофоне, потом просить по очереди поиграть детей на других инструментах. Все вместе определяют, как звучал инструмент: грустно, весело и т. д. 4) Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики. Дети, как вы думаете, могут ли слова, которые мы говорим, повлиять на настроение людей? Воспитатель просит детей назвать «добрые», «красивые», «ласковые», «страшные», «злые» слова. Часть 2 Воспитатель. Дети, есть люди, которые под впечатлением увиденного или услышанного в жизни, в природе могут передавать свои впечатления с помощью искусства. Художник может нарисовать настроение на бумаге или холсте. Вы знаете, что у цвета есть настроение. Слайд №1. Посмотрите, перед вами репродукция мордовского художника Фёдора Сычкова( портрет) . Слайд №2. «Девочка». Как вы думаете, какое настроение у девочки? Какого цвета платок на голове у девочки. Да, жёлтый цвет весёлый, светлый. Слайд №3. А вот другая картина итальянского художника Микеланджело Караваджо( портрет) . Слайд №4. Репродукция картины «Юноша с лютней». Нет никакого яркого, цвета. Фон сзади юноши тёмный, там нет ничего, чтобы отвлекало наше внимание. Но зато, сам юноша одет в белую одежду. Лицо его спокойно и как бы светится. Он играет на лютни, нежно перебирая струны. Кажется, вот, и мы услышим эту музыку. Звучит лютня( музыка №1) Композитор, звуками создаёт музыкальное произведение. В них также можно угадать настроение. Можете определить настроение этой музыки? Правильно, спокойная, неторопливая. Слушая неё можно отдыхать. Слайд №5. А теперь, послушайте музыку русского композитора Петра Ильича Чайковского( портрет) , «Турецкий марш»( Музыка №2) Какая по характеру музыка? Весёлая, радостная. Когда мы слушаем такую музыку, у нас настроение становится лучше. Нам сразу весело, так и хочется пуститься в пляс. Слайд №6. Педагог просит детей потанцевать под музыку. Педагог импровизирует с детьми движения под музыку. Поэт, может записать свои впечатления словами и создать литературное произведение. Слайд №7. Педагог читает стихотворение Алексея Николаевича Плещеева Слайд № 8. «Уж тает снег…». Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною … З асвищут скоро с оловьи, И лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало, Пора метелей злых и бурь О пять надолго миновала. И сердце сильно так в груди С тучит, как будто ждет чего- то, Как будто счастье впереди, И унесла зима заботы! . . О чем это стихотворение? Поэт делится с нами своим радостным настроением. Он рад, что прошла… зима. Что тепло и скоро будет …. лето. Часть 3 Как вы считаете, трудно ли быть художником? Художник должен не только уметь рисовать, а ещё быть наблюдательным и внимательным человеком. Ведь чтобы написать портрет, важно почувствовать характер человека. А что такое характер? Это то, какой человек в жизни: добрый, злой, грустный, весёлый. О характере человека могут рассказать выражение лица, одежда. Слайд №9. Воспитатель просит детей сесть на стульчики и рассмотреть картину русского художника Николая Николаевича Жукова( портрет) Слайд № 10. «Андрюша». Кого изобразил художник Н. Жуков на картине? ( маленького мальчика) . Как называется картина, на которой изображён человек? ( портрет) . Что мы знаем о мальчике? ( художник назвал его Андрюша) . Какое у Андрюши выражение лица? ( грустное, обиженное) . Почему? Как вы думаете, что случилось с Андрюшей? ( у него завязано горло, он заболел) . Посмотрите, дети, какие цвета краски использовал художник( коричневые, серые, голубые) . Щёки мальчика ярко розового цвета, потому что у него температура. Уголки рта опушены вниз и, кажется, что он сейчас заплачет. Ему и больно, и грустно и обидно. Если бы портрет ожил, Андрюша смог бы нам рассказать о себе. Я мальчик Андрюша. Сегодня мне очень грустно. Я заболел, я стою у окна. Со мной рядом никого нет: брат и сестра ушли. А теперь, послушайте, как поэт при помощи стихов, расскажет вам про Андрюшу. Дома я один болею! Горло завязали мне, Я сою, себя жалею. И горю, словно в огне. За окошком ребятня С самого утра гуляет. Горку строят без меня, Весело в снежки играют. Лена принесло ведро – Пироги печёт из снега, И в сугроб упал щенок – Он устал наверно бегать. Всем ребятам хорошо! Только я грущу – болею. Я к ребятам не пошёл И стою себя жалею! Слайд №11. Норвежский композитор Эдвард Григ, написал музыку «Элегия». Послушайте( музыка № 4. ) Как вы думаете, подходит эта музыка к этому портрету? Почему? Мы с вами рассмотрели портрет, услышали стихотворение, послушали музыку – всё это называется произведения искусства. Произведения разные, но настроение у них одинаковое, какое? Дети, как вы думаете, можно ли Андрюше улучшить настроение? Расскажите, как бы вы это сделали. А можно прочитать Андрюше весёлое стихотворение, рассказ, дать послушать, спокойную или весёлую музыку, посмотреть книгу с картинками. Я думаю, что Андрюши, стало бы не так грустно и одиноко. Слайд № 12. Физминутка «Гимнастика для глаз» под музыку( № 3) . Дети ложатся на пол по кругу. Воспитатель при помощи лазерной указки выполняет движения по потолку. Часть 4 Слайд №13. И так, сегодня вы узнали, о нас троении человека и о том, как композиторы, художники и поэты отображают это настроение в своих произведениях искусства. О настроении в картине нам рассказывает колорит( цвет и яркость красок) . В стихотворении о настроении рассказывает… слово. В музыке настроение мы слышим при помощи музыкального лада( быстро, медленно) . Слайд №14. Скажите, дети, вы хотите, чтобы у вас было хорошее настроение? Звучит музыка № 4. Тогда, давайте будем внимательными друг к другу. Давайте учиться понимать, радовать друг друга. И тогда, окружающий нас мир станет светлее и радостней. Слайд №15.