a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

консультация для педагогов

Опубликовано: 2016-05-12 09:41:44

Документы для скачивания

Консультация для педагогов: «Знакомство дошкольников с российской историей. Направления работы. Принципы реализации» Задачи: Выявить уровень знаний педагогов М Б ДОУ о российской истории; Дать сведения о системе работы по ознакомлению детей с историей нашей Родины. Ход консультации: Решение кроссворда – найти ключевое слово. Вопросы: Недалеко от села Белгородской области произошло крупнейшее танковое сражение в годы ВОВ( П рохоровка) Какое оружие в годы ВОВ называли женским именем? ( Катюш а) Военная техника( Т анк) Князь, который в 1612г. вместе с Кузьмой Мининым освободил Москву от поляков( Пожа р ский) Установил на Руси христианство – князь …Красное Солнышко( Влад и мир) Автор картины «Богатыри»( Васнец о в) Царь, основатель Санкт- Петербурга( Пе т р) Художник, изображающий картины боя( Батал и ст) Военный флаг( З намя) Создал первую книгу законов на Руси – Ярослав … ( М удрый) . Ключевое слово – «ПАТРИОТИЗМ». 2. «ПАТРИОТИЗМ» – это «…преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу»( С. И. Ожегов) «ПАТРИОТИЗМ» – это «…не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство»( Г. Бакланов) «ПАТРИОТИЗМ» – это «…чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям( современный подход к понятию) . В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость» ( чтение поцепочке) . Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В детском саду изучают историю страны, ее традиции, географическое положение. Необходимо привить детям ответственное отношение и любовь к  Родине, дать почувствовать свою причастность к жизни страны, т. е. воспитать  гражданскую идентичность. Гражданская идентичность  является  ядром  патриотического воспитания. Элементами гражданской идентичности являются: 1. Дать знания о стране 2. Формировать положительное отношение к Родине Образ страны Эмоции формируют личностное отношение( формировать) к ней, способность оценивать различные сведения, создают чувство сопричастности Представления детей о своей стране: Символы государственности( флаг, герб, гимн, государственный язык) ; Политический образ( президент, министры) ; Географический образ( местоположение, географические размеры, флора, фауна, населяющие народы) ; Историко- культурный образ( былины, герои, видные ученые, деятели, традиции, обычаи) . Эмоциональные отношения: Чувство ответственности( «Хочу, чтобы во всех городах России было чисто») ; Чувство причастности( «Россия – это мой дом») ; Эмоциональное принятие( «В России очень хорошо») . Т. О. образ Родины у ребенка строится на основе чувственных переживаний и впечатлений. Способы развития  гражданской идентичности являются: Личный опыт, полученный и осмысленный с помощью взрослого; Включение ребенка в различного рода активную деятельность. Содержание работы  в данном направлении основывается на приобщении детей к национальной культуре в соответствии с лучшими традициями педагогики, с требованиями и рекомендациями программ: Основной общеобразовательной программы дошкольного  образования под редакцией Е. Вераксы   «От рождения до школы»  – формирование семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. 2. Программы  О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой   «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Цель  работы: формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры. Задачи: 1. Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры на специально организованных занятиях. 2. Привлечь родителей в образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками, их обычаями и традициями. 3. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми. 4. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм. 5. Использовать все виды фольклора( сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы) , так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. 6. Знакомство детей с народными праздниками и традициями, народными играми. 3. Программы  «Мы живем в России»  авторы Н. Г. Зеленовой, Л. Е. Осиповой. Цель:  воспитание гуманной, духовно- нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества. Задачи: 1. Формировать чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким; 2. Формировать чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям; 3. Формировать представления о России ка о родной стране, о Москве как о столице России; 4. Воспитывать чувство патриотизма, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово; 5. Воспитывать гражданско- патриотические чувства посредством изучения государственной символики России. Ожидаемый результат: 1. Ребенок приобрел знания и представления об истории своего родного города, достопримечательностях и людях, прославивших его. 2. У ребенка сформировано уважения к родному городу, дому, семье, детскому саду, людям, живущим рядом и созидательного отношения у детей к окружающему миру, к культурным ценностям и традициям своего края. 3. Ребенок сознательно, бережно относится к природе родного края, животному и растительному миру, к культурному наследию своего народа. 4. Ребенок в процессе игры и другой совместной деятельности взаимодействует с окружающими людьми. Планирование работы по патриотическому воспитанию: Возраст Блоки Цель Формы работы Младший возраст «Здравствуйте, это Я! »- Помочь осознать собственную индивидуальность. – Понять собственную значимость- Составление эссе «Мое имя»( маленький рассказ родителей о своем ребенке) с использованием фото, рисунков ребенка. - Д/ игра: «Как тебя зовут», «Позови друга»; - Коллаж: «Это я»( от рождения до настоящего дня) Средний возраст «Вместе дружная семья»- Помочь ребенку понять историю своей семьи, ознакомить с понятием семья. - Уголок уединения, который оформляется в спальной комнате, где ребенок может на некоторое время уединиться с фото своих родителей, близких и отгородится от активной деятельности. - В групповых комнатах уголок «Моя семья», где размещаются альбомы с фотографиями, эссе; - Макет « Мой детский сад»( детский сад с прилегающими улицами) Старший возраст( старшая группа) «Моя малая родина»- Ознакомление с родным краем, воспитание чувства любви, гордости, уважения к родному краю, городу; продолжать начатую работу о знакомстве с семьей- Эссе о природе, профессиях родителей; - Альбомы с изображением экскурсий по интересным местам посёлка и его окрестностей. ста рший возраст «Широка страна моя родная»- Дать знания о том, что мы живем в России, ознакомить лдетей с государственной символикой- Генеалогическое дерево – совместная работа детей и родителей по изображению родословной семьи; - Карта России. На карте воспитатель вместе с детьми указывает кружочками места, где живут их родственники; Схема осуществления работы по патриотическому воспитанию детей II младшей группы Виды деятельности Содержание работы Сюжетно- ролевые игры «Мой дом», «Моя семья», уголок ряжения, атрибуты для игры: «Поездка к бабушке» Социальные игры Беседы: «Кто Я? », «Моя семья», «Мой папа», семейное фото, эссе «Моя история» Речь и речевое общение, худ. л итература Формирование словаря за счет слов, связанных с семьей, детским садом. Беседы: «Хочу как папа», «Хочу быть как мама». Сказки: «Теремок», «Репка». Л. Квитко «Бабушкины руки». Изобразительная деятельность Лепка: «Ладушки, ладушки, испечем олодушки ». Аппликация: «Моей мамочке», «Строим дом». Рисование: «Дом, в котором ты живешь», «Чашка для кукол». Конструирование: « Макет улицы». Развивающие игры Д/ и: «А ты кто такой? », «Кому что надо», « У кого какой дом». Трудовая деятельность Коллективный труд по уборке групповой комнаты, украшение групповых комнат к празднику. Схема осуществления работы по патриотическому воспитанию детей средней группы Виды деятельности Содержание работы Сюжетно- ролевые игры «Моя семья», «Мой детский сад», «Почта», «Строители», «Поездка к бабушке». Социальные игры Беседы: «Кто я? », «Моя семья», семейное фото, эссе «Моя семья». Экскурсии: по улицам города, в парк, лес, к памятникам. Беседы по итогам экскурсии. Речь и речевое общение, худ. л итература Расширение словаря за счет терминов из истории города, жизни города. Альбом «Наш город». Занятия: «Наш детский сад», «Знакомые профессии», «Что я знаю о родном посёлке ». Рассказ воспитателя о посёлке его история. Изобразительная деятельность Лепка: «Животные в моем доме». Аппликация: «Улица, на которой я живу», «Мой дом». Рисование: «Дом, в котором ты живешь». Конструирование: «Макет детского сада с прилегающими улицами». Развивающие игры д/ и: «А ты кто? », «Кому что надо», «Кем быть», «Машины едут по городу». Трудовая деятельность Коллективный труд по уборке групповой комнаты, украшение групповых комнат к празднику. Помощь взрослым на участке по созданию снежных построек. Схема осуществления работы по патриотическому воспитанию детей старшей группы Виды деятельности Содержание работы Сюжетно- ролевые игры «Семья», «Шоферы», «Больница», «Библиотека», «Парикмахерская», «Магазин», игра- виктор ина «Знаешь ли ты свой посёлок ». Социальные игры Беседа: «Мой город», «Улицы нашего города», «Памятники города». Экскурсии: по улицам посёлка, библиотеку, пожарную часть, к памятникам. Беседы по итогам экскурсии. Речь и речевое общение, худ. л итература Составление словаря слов, терминов из истории посёлка. Игра – упражнение: «Я начну, а ты продолжи». Чтение Изобразительная деятельность Лепка: «Животные в мо ем доме». Аппликация: «Мой посёлок ». Рисование: «Улицы моего посёлка», « парк зимой», «Зимний лес». Ко нструирование: Макет «посёлка», «Природа родного Края ». Развивающие игры д/ и: «Путешествие по родному Краю, «Собер и « Интервью», «Я –фотограф». Трудовая деятельность Коллективный труд по уборке групповой комнаты, украшение групповых комнат к празднику. Помощь взрослым на участке по созданию снежных построек. Памятка  педагогу: Сопровождайте рассказ наглядным материалом – фотографиями, репродукциями, слайдами; Обращайтесь к детям с вопросами о процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление что- то узнать самостоятельно, попробовать о чем- то догадаться самому; Не называйте дат, они затрудняют восприятие материала. Используйте такие выражения: «Это было очень давно, когда ваши бабушки и дедушки были такими же маленькими как вы»; Используйте доступную детям лексику, объясняйте значение незнакомых слов; Каждый момент ознакомлени я дошкольников с родным посёлком, краем должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку, труженику, защитнику, достойному гражданину. Создание  предметно- развивающей среды  по патриотическому воспитанию: Особое место в ознакомление детей с Родиной отводится организации предметно- развивающей среды. Требования: Необходимо оформить зону так, чтобы дети имели ежедневно свободный досту п для пополнения знаний о посёлке, крае, стране. Предлагаемый детям материал должен постоянно меняться в зависимости от изученных тематических блоков. Взаимодействие с родителями: Важная роль в патриотическом воспитании отводится двум институтам: семье и дошкольному учреждению. Семья является первым социальным институтом формирования у ребенка патриотизма. В законе «Об образовании» указано: «… родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Позднее к влиянию семьи добавляется целенаправленное взаимодействие детского сада и разностороннее развитие ребенка продолжается в сообществе:   «семья – педагог – ребенок».  Детский сад оказывает свое воздействие на ребенка в самый важный сензитивный период его жизни. Только вместе педагоги и родители могут лучше узнать ребенка, а узнав, направить общие усилия на его воспитание. Взаимодействие с родителями педагоги строится на основе структурно – функциональной модели, которая состоит из трех блоков: I – Информационно – аналитический блок. Обзор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их личностно – ориентированное общение на основе общего дела. II – практический блок. Решение конкретных задач, связанных с патриотическим воспитанием детей. 1. Пропаганда педагогических знаний; 2. Консультации для родителей; 3. Родительские собрания; 4. Оформление информационных листов с практическими рекомендациями; 5. Мероприятия вместе с детьми; 6. Анкетирование. Формы сотрудничества с родителями: «Познавательное» сотрудничеств о( консультации, собрания, экскурсии, библиотека «Воспитываем гражданина вместе») . Сотрудничество в рамках проведения досугов, экскурсий, трудовой деятельности;

Оставить комментарий: