a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Воспитывать оптимистов

Автор: Грибач Елена Ивановна Опубликовано: 2016-05-29 21:38:08

Документы для скачивания

 Воспитывать оптимистов

     Успешное нравственное развитие ребенка немыслимо, если у него не создано бодрое, жизнерадостное настроение. Как многократно подчеркивал Е. А. Аркин, «важно воспитывать умение находить радость и позволять ребенку со всей детской непосредственностью отдаваться ей». Ласка и внимание (о значении которых нам уже приходилось говорить) — вот главные источники, питающие и поддерживающие детскую радость. Забота о ребенке поможет развитию оптимистического характера, таких черт личности, которые проявляются в ответном добром отношении к людям, уверенности в своих силах.

     Радостная    атмосфера    побуждает   ребенка к активной деятельности. Ему хочется помочь маме в ее домашних делах и конечно, он будет с еще большей охотой участвовать в эта делах,   если   они   ему   интересны   и   дадут   положительные  результаты.  «Я   помогала    бабушке   цветы    пересаживать. Бабушка   разрешила   мне   и   землю  насыпать   в   горшки, подойники  мыть,  и  поливать,  а  горшки  носить из сада комнату не позволила, это тяжело. Теперь у нас все хорошо, хорошо растет», — говорит пятилетняя Наташа.

     Родители часто недооценивают свою роль в развитии характера ребенка, в направленности его чувств. Некоторые недоумевают: «И откуда он такой, ума не приложу! Угрюмый, смотрит на всех так, как будто его обидеть хотят». Но ответ на вопрос не так уж сложен. В тех семьях, где дети видят, что по каждому поводу родители выражают неудовольствие, там они и сами привыкают быть всем недовольными. Если им выговаривают за каждую незначительную провинность, много запрещается, то, как мы уже подчеркивали, дети растут угрюмыми, скрытными, боязливыми.

     Ребенку надо показывать радостные стороны действительности, в нем следует укреплять веру в то, что добро, справедливость всегда торжествует. Страх наказания за малейшую провинность не должен отравлять существование малыша. Иногда эта провинность столь незначительна, угрозы взрослых столь серьезны, что ребенок теряет ориентировку, не может правильно оценить свое поведение, поведение сверстников.

     Что же вызывает доверчивое отношение к людям у детей Как сами они оценивают события, факты, конкретные случаи их жизни, вызывающие оптимистическое мироощущение?

     Попробуем обратиться к материалам, которые добыли исследователи, беседуя с самими детьми (пятого и шестого года жизни).

Детские радости.

     Интересна зависимость детских радостей от условий семейного воспитания, от тех повседневных взаимоотношений, свидетелями и участниками которых являются дети. Поводы для детской радости различны, но главное, что можно выделить особо, — это общение ребенка с родителями в совместной с ними деятельности. Детей радуют общие лыжные прогулки, прогулки в лес, походы за ягодами, за грибами, на рыбную ловлю.

     Дети охотно рассказывают о том, как в семье прошел празд­ник. «У нас были мамины подруги, -— рассказывает девоч­ка. — Они играли в терем-теремок, я с ними тоже играла, была мышка. Все смеялись, всем весело было». За этим высказыванием встает образ семьи, где взрослые не превра­щают праздник в свое собственное развлечение, а думают и о младших членах семьи.

     Радует, что скоро в школу: «Буду учиться, я буду стараться». Радует любое достижение. Не умел рисовать дерево, но вот научился.

     Посадили цветы в саду, ждали, когда они вырастут и распу­стятся. Но вот они распустились. «Мы все очень радова­лись», — говорят дети.

«Воспитательница долго болела, когда она вернулась, мы все радовались, как будто праздник у нас».

     Дети охотно отвечают на вопросы о том, над чем они чаще смеются. «Смеюсь, когда маленький братик Алешка ходит, он еще не умеет, за все держится»; «Смеюсь, когда мама с папой танцуют»; «Когда папа смешное рассказывает»; «Когда мама матрешкой наряжается»; «Смеюсь, когда по телевизору смешное показывают, мультфильмы «Ну, погоди!» или цирк, когда выступает Олег Попов, когда мишки борются...»

     Особую радость детей вызывают животные. Вот мальчик рассказывает: «Самая большая моя радость — это заяц, мне принесли его из леса». Другой вспоминает о том, что видел большого белого медведя в зоопарке; вспоминает оживленно, показывает, какой мишка большой, как он неуклюже ходит. Девочка говорит: «Я очень обрадовалась, когда увидела у нашей кошки маленьких котят». Отметим, что маленькие животные вызывают особую радость у ребят. Наблюдать за их ростом, играть с ними — для детей большое удовольствие. О них можно и позаботиться, покормить, защитить. Это покрови­тельство возвышает ребенка в собственных глазах: он силь­ный, большой, от него зависит благополучие беспомощных животных: «Я очень была рада, когда у бабушкиной козочки родились козлята, один серенький, а другой черненький. Я им травки приносила, водой поила и молочком». «Как красиво!» Прогулки вместе с родителями в природу доставляют детям много удовольствия, дают им массу ярких впечатлений, навсегда запоминаются ими. «Мы ездили в лес, мы там много грибов набрали, видели ежика, а потом купа­лись в речке».

     Первые чувства прекрасного дети часто находят именно в природе. Самое красивое (так считают московские малы­ши) — это деревья в цвету, черемуха, когда она цветет, васильки во ржи. А дети, живущие на Черноморском побе­режье, говорят: «Самое красивое — это гора»; «Очень красиво море, когда оно блестит на солнце»; «Я радуюсь, когда бываю на берегу моря, там много ракушек и красивых камешков».

    Вот слова иркутского мальчика; «Я очень радовался, когда мы ездили на Байкал, там кругом очень красиво. Мы в лес ходили, бурундука видели. Мы гуляли у Байкала, бросали в воду камешки, видели корабли».

    Многие дети на вопрос: «Что самое красивое ты видел?» — не задумываясь, отвечают; «Цветы». А вот один мальчик на этот вопрос ответил по-другому: «Я белый гриб нашел, он был очень красивый, мне даже жалко было его срывать». У других представление о самом красивом связано с рыбками в аквари­умах. Некоторые дети утверждают, что самое красивое — это павлин в зоопарке, других привлекает своей подвижностью, живостью, забавными повадками белочка.

    Иногда детские суждения о самом красивом кажутся наив­ными. Вот девочка заявляет, что самое красивое — это лен­точки в косичках у Наташи, Другая называет новые туфли своей мамы. Ну и что же? Это неплохо — порадоваться и за маму, и за Наташу, у которой такие красивые ленты в косич­ках.

    Встревожить нас должна глухота ребенка к прекрасному, отсутствие у него умения видеть, замечать красивое, радо­ваться этому.

    В осеннем лесу гуляют дети. Трое остановились и с выра­жением восхищенного изумления смотрят на невысокий кленок, листва которого ярко расцвечена осенними крас­ками: тут и желтые, и оранжевые, и красно-бурые, а на одной из ветвей осталось еще два зеленых листочка. Дети стоят молча и смотрят. Но вот мимо пробегает мальчик. Он куда-то спешит, но его заинтересовало; что это увидели его товари­щи? Остановился, «Что это вы смотрите? Чего там?» — «Смо­три, какие листья», — сказала девочка. Мальчик посмотрел: «Листья, ну и что? Что я листьев не видал?» И побежал дальше. Дети посмотрели друг на друга с чувством какой-то неловкости и разошлись. Детская радость потухла. Может быть, им жаль было, что товарищ не разделил с ними их восторга, а может быть, они тоже подумали: «В самом деле, что тут особенного —листья на дереве?»

    Если взрослые привлекают внимание детей к красивым явлениям окружающей действительности и при этом сами не остаются равнодушными, дети начинают многое видеть, слы­шать, испытывать эстетическое наслаждение, слушая музыку, рассматривая картинку.

Детские огорчения.

    Главная причина огорчений дошкольни­ков — разлад в семье. Дети отвечают: больше всего меня огорчает, когда мама с папой ссорятся. Девочка расстраива­ется и плачет, когда мама болеет. Другая рассказывает: «Ма­ленький братишка упал и ушибся, он плакал, я тоже плакала, ведь ему было больно».

     Детей огорчают ссоры с ребятами, огорчает несправедли­вость взрослых, их недоверие: «Я правду сказал, а мне не поверили, что запоздал домой потому, что остался играть с маленьким Димой. За ним долго не приходили, а мама думала, что я с ребятами во дворе играл, и ругала меня».

     Когда спрашивали детей: «Ты плачешь иногда? Из-за чего чаще?» — многие, особенно мальчики, говорят: «Я никогда не плачу». Скорее всего они выдают желаемое за действи­тельное. Они считают, что они уже не могут плакать, ведь они уже большие. И все-таки они иногда плачут, и чаще всего из-за несправедливости, обиды.

«Мне жалко, когда убивают зверей», — говорит мальчик. Девочка рассказывает: «Я плакала, когда большие маль­чишки отняли у меня котенка».

     Другая поделилась таким своим огорчением: «Я просила папу не варить раков, чтобы у них были живые маленькие раки, а папа не послушал, и я плакала». А ее подружка плакала, когда во дворе кошка съела воробья.

     Мальчика из Иркутска огорчило, когда папа не взял его с собой в тайгу на охоту. Кто-то плакал из-за того, что не взяли •в гости к бабушке, когда она была нездорова. Вот, пожалуй, главные причины огорчений наших ребятишек. Мы не упоми­наем здесь о тех преходящих огорчениях, которые возникают и быстро забываются: сломал игрушку и сам не сумел почи­нить, поссорился с товарищем (но потом помирился!), поте­ряла ленточку...

Детские страхи.

     Детям задавали вопрос: «Ты боишься чего-нибудь?  Что  тебя   больше   всего  пугает?»  На  этот  вопрос многие мальчики и некоторые девочки отвечали: «Я ничего не боюсь, а чего мне бояться?»

     В самом деле, чего бояться ребенку, когда мама и папа с ним, когда нет войны, когда он уже многое умеет делать сам и скоро пойдет в школу!

     Однако некоторые дети говорят: «Боюсь темноты». Одна девочка сказала: «Я боюсь, когда кошка зелеными глазами на меня из темноты смотрит». Другие говорят: «Боюсь, когда кто-нибудь из-за угла выскочит». Кто-то из детей боится гро­зы, кого-то пугает злая собака. Иногда дети говорят: «Боюсь, когда мама с папой ссорятся».

     Любопытно, что среди ответов детей почти нет таких, где говорилось бы о том, что они боятся сказочных персона­жей — бабы-яги, лешего, ведьмы. Видимо, телевидение сде­лало их совсем «домашними».

     Приведенные высказывания показывают, как ярки чувства детей, как полна их жизнь, разнообразны впечатления. Мы ясно видим гуманистическую направленность чувств нашей детворы, её оптимизм, готовность отозваться на все доброе, прекрасное, выразить сочувствие, готовность прийти на помощь.

      

Оставить комментарий: