a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Зачем нужны правила поведения

Автор: Грибач Елена Ивановна Опубликовано: 2016-05-29 21:39:01

Документы для скачивания

Зачем нужны правила поведения?

 

Когда ребенок овладевает правилами поведения, это способ­ствует образованию у него твердых нравственных привычек, помогает становлению взаимоотношений со сверстниками, воспитанию организованного поведения. Правила дают направление деятельности и по мере их усвоения становятся нужными самому ребенку: он начинает опираться на них.

Уже в раннем возрасте выполнение режима создает извест­ные предпосылки для понимания того, что необходимо выпол­нять действия, связанные с режимом, в известной последова­тельности и в нужном темпе. Вот почему, если говорить о правилах поведения, необходимо прежде всего приучать ребенка выполнять требования режима (вовремя садиться за стол для еды), прививать ему навыки самообслуживания (са­мостоятельно есть, мыть руки перед едой, прежде чем мыть руки — засучить рукава, самому снимать одежду перед сном, аккуратно вешать ее на стул возле кроватки). Освоение этих навыков — если создана атмосфера заинтересованности успехами ребенка, если ему предоставляется возможно боль­шая самостоятельность – интересно и самому малышу, вызывает у него желание добиться результата. И не в том только дело, что развиваются важные практические навы­ки, — меняется характер взаимоотношений детей со взро­слыми.

Ребенок, раньше освободившийся от ежеминутной опеки взрослых, чувствует себя увереннее, он смелее вступает в общение с другими детьми, выражает желание помочь сверст­нику в том, чему сам только что научился. Все действия детей с высоким уровнем самостоятельности отличаются большой упорядоченностью, организованностью. Такие дети более свободно затевают игру, легче усваивают несложные правила общих игр.

К концу четвертого года жизни дети уже хорошо говорят, движения у них более уверенные. Все это позволяет расши­рять возможности воспитания у детей навыков и привычек культурного поведения, правил взаимоотношений, более про­чно их закреплять.

Если по отношению к детям младших возрастов особое зна­чение имеет показ действия, личная помощь взрослого ребен­ку, то в дальнейшем большую роль приобретает напоминание, поощрение усилий ребенка, его стремлений самостоятельно оказать помощь другим.

Складываются первые дружеские симпатии и привязанно­сти детей, на этой основе особенно успешно формируются навыки вежливости, организованности поведения, культуры речи.

Учтем   особую   восприимчивость   детей-дошкольников -поэтому важно, чтобы они видели только положительные при­меры.

Осознание детьми правил поведения является важнейшим условием их соблюдения. Надо, чтобы дети убедились в том, что выполнение правил помогает им лучше наладить игры, более успешно достигать результата в труде, на занятиях. При соблюдении правил реже возникают ссоры, разногласия между детьми.

На старшей ступени дошкольного возраста усвоение детьми правил поведения обеспечивает развитие организованности. А ведь они — один из важнейших показателей нравственной готовности к школьному обучению: будущему школьнику придется выполнять учебные обязанности, рационально тру­диться на уроке, под руководством учителя, и самостоятельно, в домашних условиях.

Организованность — это сложное качество личности. Внешние его проявления выступают в собранности, точности, аккуратности. Внутренняя же сторона этого качества состоит в настойчивости, в умении планировать свои действия, умении контролировать себя, в умении выполнять заданное в срок, оценивать свою работу и работу товарищей.

Организованность предполагает волевое развитие, умение управлять возникающими желаниями, эмоциями, поведением (не забудем, впрочем, что в дошкольном возрасте такое уме­ние только начинает складываться).

К концу старшего дошкольного возраста (тем более у детей семи лет) организованность может приобрести новые ценные качества, имеющие важное значение в нравственной подго­товке ребенка к школьному обучению. Ребенок становится не только исполнителем требований взрослых, обращенных к нему или к группе детей, — он начинает предъявлять требо­вания к самому себе и к другим детям.

Оставить комментарий: