a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Привычка быть нравственным

Автор: Грибач Елена Ивановна Опубликовано: 2016-05-29 21:43:05

Документы для скачивания

Привычка быть нравственным …

 

Воспитание нравственных навыков - важнейшее звено формирования нравственного поведения. Складывающиеся нравственные привычки ребенка отражаются прежде всего на его культуре поведения, внешнем облике, речи, на его от­ношении к вещам, на характере общения с окружающими людьми.

Когда  говорят  о  культуре  поведения детей дошкольного возраста, имеют в виду целую сумму умений и навыков. Они позволяют поддерживать общий порядок в режиме дня, укладе жизни семьи, дома, в установлении правильных вза­имоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками. Эти навыки, связанные с личной опрятностью, аккуратностью, чистотой одежды, обуви; с культурой еды (поведение за сто­лом, умение пользоваться столовыми приборами); с культурой взаимоотношений со взрослыми и сверстниками (дома, во дво­ре, на улице, в общественных местах, в детском саду, дома); с культурой организованности (отношение к режиму), с культу­рой игры, учебных занятий, выполнения трудовых обязанно­стей; с культурой речи (форма обращения, культура словаря, тона, темпа речи).

Культура  поведения   воспитывается  всем  укладом   жизни семьи.

Время, когда целесообразнее прививать ребенку тот или иной навык культурного поведения, лучше всего подсказы­вает начало той или иной его деятельности. Так, в 3—4 года, когда дети начинают принимать активное участие в самооб­служивании, взрослые приучают их к чистоте, аккуратности, опрятности. В этом же возрасте — с развитием и пониманием речи окружающих — вырабатываются умения обращаться с просьбой, просить об услуге, выражать свою речь понятно для окружающих и т. д.

Воспитывая навыки культурного поведения, необходимо воздействовать на сознание и чувства ребенка и вместе с тем позаботиться о том, чтобы он имел возможность упражняться (и разнообразно упражняться) в этих навыках.

И здесь огромное значение имеет пример близких людей. У старших дети учатся всем бытовым навыкам и навыкам, выражающим вежливое и предупредительное отношение к другим людям. Зашла соседка — мама предлагает ей при­сесть, справляется о ее здоровье. Родители всегда одеты опрятно, не позволяют себе небрежности в одежде и заме­чают неполадку в одежде детей. Дома никто не говорит повы­шенным тоном, следят за речью. Что бы ни случилось, взро­слые стремятся проявить такт в обращении с детьми — не унижают перед другими, не задевают самолюбия...

Для воспитания культуры поведения необходимо также обу­чение детей определенным навыкам и умениям.

Иногда взрослым кажется, что достаточно детям сказать: «Береги игрушку», «Будь аккуратным», как они все это сдела­ют. Это глубоко ошибочное мнение. Нужно не просто детям сказать: «Береги игрушку», но и научить их навыкам береж­ного обращения с ней.

Показ с объяснением взрослые широко используют в повседневной жизни во время умывания, одевания, еды, уборки игрушек, наведения порядка в комнате. И здесь роди­тели не забывают подкреплять показ своим личным приме­ром, поведением.

И в старшем дошкольном возрасте при знакомстве детей с новыми правилами поведения взрослые также показывают, как их надо выполнять. По мере усвоения навыка они посте­пенно переходят от показа, как и что делать, к объяснению, напоминанию.

Чтобы облегчить детям усвоение навыка, полезно расчле­нить его на более мелкие, конкретные действия. Например, беречь игрушки — это значит: машину возить за веревочку, не нажимать на колеса, не садиться в нее; куклу не бросать; замечать, что неисправно, просить взрослых отремонтировать игрушку; не пачкать игрушки, убирать на место и т. д. Посте­пенное обучение детей выполнению этих маленьких конкрет­ных правил обращения с игрушками помогает усвоению обоб­щенного правила — беречь игрушки.

Очень важно организовывать повседневные упражнения в усвоении навыков культурного поведения.

Было бы неправильно думать, что положительный пример взрослого сам по себе может служить воспитанию культур­ного поведения. Иногда у очень воспитанных родителей, отличающихся приветливостью, доброжелательностью к окружающим, растут грубые, невнимательные дети.

Дело решается не созерцанием положительного примера, а такой организацией жизни детей, при которой их побуждают совершать надлежащие действия, поступки.

Предложите ребенку помочь товарищу убрать игрушки, позаботиться о малыше, выполнить просьбу старших. Помни­те, что только постоянным и многократным повторением при­вычки закрепляются, становятся потребностью, важнейшим механизмом поведения. Все это свидетельствует о том, как важно упражнять детей в нравственных действиях, поступках, используя при этом естественные жизненные ситу­ации и создавая специальные условия, побуждающие к таким поступкам. Постепенно накапливаясь, опыт нравственных привычек определит культуру поведения ребенка.

Отношение взрослых к играм и занятиям ребенка должно быть продуманным и уважительным.

Вот сын, рассматривая иллюстрации в «Приключениях Буратино», старательно пересказывает содержание книги ма­ленькой сестренке. Мать не отвлекает без надобности сына, не задает ему вопросов, разговаривает с бабушкой тише, не гремит посудой. Дети видят, что взрослые уважают их заня­тия. Не удивительно, что они и сами будут вести себя тихо, если занимаются другие.

Чистое помещение, где удобно все размещено, воспитывает любовь к порядку. Если ребенок легко может достать игрушку и положить обратно, он привыкает к аккуратности.

Вместе с тем важно и поощрение положительных поступков детей. Не скупитесь на похвалу, особенно если речь идет о детях до пяти лет. Это затрагивает их чувства, побуждает к действию.

Детям 5—7 лет следует объяснить, убедить, довести до сознания, что хорошо или что плохо в их поступках. Здесь взрослые могут опереться на оценку и самооценку, на умение разобраться в своих и чужих поступках.

Не забывайте о художественном слове — рассказы, сказки, стихи, которые вы читаете детям, говорят о многих ситуациях, требующих оценки с точки зрения правил нравственного поведения.

С детьми постарше можно специально беседовать на этиче­ские темы, не злоупотребляя, естественно, ни нравоучениями, ни отвлеченными категориями. Такие беседы помогут детям усвоить некоторые нравственные понятия, такие, как спра­ведливость, скромность, отзывчивость.

И наконец, выполнения норм и правил поведения надо тре­бовать. Дети легко справляются с многообразными требова­ниями, если только их предъявляют вовремя и последовательно.

Разумеется, надо учитывать, что уже достигнуто ребенком, иначе требование может оказаться чрезмерным или, напро­тив, не побуждающим ребенка к сколько-нибудь серьезному усилию. Отметим и здесь важность единства в требованиях -окружающих ребенка взрослых.

 

Оставить комментарий: