a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Кружковая работа 2014-2015 уч год

Опубликовано: 2016-06-02 11:38:15

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 «Березка» Кружковая работа по теме «Юные исследователи» в Младшей группе Подменного воспитателя Пигулевой Татьяны Анатольевны г. Кяхта 2014 г. Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что- то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что- то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал». В. А. Сухомлинский. Пояснительная записка Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке; объем воды и т. д. Все это объекты исследования.             Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения. Источником познавательной активности становится преодоление данного противоречия между усвоенным опытом и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, что позволяет ребенку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания.      К сожалению, многие взрослые не задумываются, какие мучительные ощущения возникают у ребёнка при лишении возможности загружать свою память различными новыми сведениями. Природа сделала инстинкт познания в раннем возрасте очень мощным, практически непреодолимым. С возрастом потребность в познании нового ослабевает. Основная масса людей в зрелом возрасте живёт и работает, используя багаж знаний, накопленный на предыдущих стадиях индивидуального развития, и не испытывает особых страданий при невозможности открывать что – то новое ежедневно и ежечасно. Вот почему некоторые взрослые не понимают детей и рассматривают их деятельность как бесцельную. Однако, как доказал Н. Н. Поддъяков, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии ребёнка.         В любом возрасте роль педагога остаётся ведущей. Без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности.          Педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно. В работе с детьми надо стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты- это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они будут жить.       Основываясь на анализе системы работы в детском саду, условиях и подходах к экспериментированию, как средству развития познавательной активности детей  я спроектировала кружок « Юные исследователи». В кр ужковой деятельности участвует 10 детей. В дошкольны х образовательных учреждениях экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей. Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей. Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть также частью любого занятия с детьми( по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, конструированию) , ориентированного на разные виды деятельности( музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др. ) Задачи: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Развивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы Активизировать речь и обогащать словарь детей. Развитие эмоционального мира через экспериментальную деятельность дошкольников. Возраст детей, расписание работы кружка: В данной программ е участвуют дети младшей группы. Данная программа рассчитана на один год. Экспериментальная деятельнос ть проводится 1 раз в неделю по 20  минут. Занятия проводятся с учетом погоды, поэтому могут изменяться, переноситься. Точные сроки не определены.   Примерный алгоритм проведения занятия- экспериментирования. Предварительная работа( экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса. Определение типа, вида и тематики занятия- экспериментирования. Выбор цели, задач работы с детьми( познавательные, развивающие, воспитательные задачи) . Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей, изучаемой темы. Обобщение результатов наблюдений в различных формах( дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т. д. ) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования. Предлагаемая ниже структура занятия- экспериментирования является примерной и может быть скорректирована в процессе работы. Примерная структура занятия- экспериментирования: Постановка исследовательской задачи. Тренинг внимания, памяти, логики, мышления. Уточнение правил безопасности и жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования. Выбор оборудования и размещение детей в зоне исследования. Уточнение плана исследования Распределение детей на подгруппы. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования. Предметно- пространственная среда для экспериментирования Организация мини- лабораторий в детском саду В мини- лабораториях может быть выделено: Место для постоянной выставки. Место для приборов. Место для выращивания растений Место для хранения природного и бросового материалов Место для проведения опытов. Место для неструктурированных материалов( стол « песок- вода» и емкость для песка и воды и т. д. ) Приборы и оборудование для мини- лабораторий Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т. п. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки. Материалы: природные( желуди, шишки, семена, спилы дерева и т. д. ) , бросовые( пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т. д. ) Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т. д. Материалы для организации экспериментирования( младший возраст) Бусинки, пуговицы. Веревки, шнурки, тесьма, нитки. Пластиковые бутылочки разного размера. Разноцветные прищепки и резинки. Камешки разных размеров. Винтики, гайки, шурупы. Пробки. Пух и перья. Фотопленки. Полиэтиленовые пакетики. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов. Спилы дерева. Вата, синтепон. Деревянные катушки. Киндер- сюрпризы. Глина, песок. Вода и пищевые красители. Бумага разных сортов. Содержание исследовательской деятельности детей( младший дошкольный возраст) Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования обследовательских действий детей педагогам рекомендуется решать следующие задачи: - сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его обследованию( ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д. ) ; - сравнивать сходные по внешнему виду предметы; - учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений; - использовать опыт практической деятельности, игровой опыт. Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений: О материалах( песок, глина, бумага, ткань, дерево) . О природных явлениях( ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т. д. ) О мире растений( способы выращивания из семян, луковицы, листа) . О способах исследования объекта. О предметном мире. В процессе исследования- экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы( цвет, форма, величина) ; мнется, ломается; высоко- низко, далеко- близко; мягкий- твердый; теплый- холодный и т. д. ) . Перспективное планирование опытов и экспериментов Сентябрь 2014г. «Узнаем, какая вода» Цель: выявить свойства воды( прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества) . «Игры с веерами и султанчиками» Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха- движением; движение воздуха- это ветер. «Поиграем с солнышком» Цель: определить, какие предметы нагреваются лучше( светлые или темные) , где это происходит быстрее( на солнышке или в тени) . «Свойства песка» Цель: по знакомить со свойствами песка( состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого) . Октябрь 2014г. «Чудесный мешочек» Цель: познакомить с органами чувств и их назначением. «Поиграем с ветерком» Цель: обнаружить движение воздуха в п р ироде. «Что в коробке» Цель: познакомить со значением света, с источниками света( солнце, фонарик, свеча, лампа) , показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы. «Почему осенью бывает грязно» Цель: познакомить с тем, что почва по- разному пропускает воду. Ноябрь 2014г. «Волшебные дощечки» Цель: определить с помощью пальцев форму, структуру поверхности. «Легкий- тяжелый» Цель: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу. «Найди по звуку» Цель: определять и различать издаваемые шумовые звуки. «Глина: ее качества и свойства» Цель: научить узнавать предметы, сделанные из глины, определять качество глины( мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства( мнется, бьется, размокает) . Декабрь 2014г. «Горячо- холодно» Цель: научить определять температуру веществ и предметов. «Чудесный мешочек» Цель: познакомить с предметами, проводящими тепло; определять на ощупь самый твердый предмет. «Окрашивание воды» Цель: выяснить свойства воды( вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества) . « Снег: какой он? » Цель: познакомить со свойствами снега во время снегопада( белый, пушистый, холодный, липки й, тает в тепле) . Январь 2015 г. «Игры с соломинкой» Цель: дать представления о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть. « Снег: какой он? » Цель: познакомить со свойствами снега в морозную погоду( холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится) . «Как из снега получить воду» Цель: формировать простейшие представления о свойствах снега( тает в тепле) . «Как превратить воду в лед» Цель: познакомить со свойствами воды( превращается в лед при низких температурах) . Февраль 2015 г. «Изготовление цветных льдинок» Цель: познакомить с одним из свойств воды. «Мороз и снег» Цель: закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха. «Свойства льда» Цель: познакомить со свойствами льда( лед- это твердая вода, в тепле лед тает) , учить устанавливать простейшие закономерности. «Ветер по морю гуляет» Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу. Март 2015 г. «Плавает- тонет» Цель: учить детей определять легкие и тяжелые предметы( одни остаются на поверхности воды, другие тонут) . «Бумага: ее качества и свойства» Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества( цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства( мнется, рвется, режется, горит) . «Посадка лука» Цель: уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений. «Поплывет- не поплывет» Цель: развивать представление о весе предметов. Апрель 2015 г. «Здравствуй, солнечный зайчик» Цель: дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности. «Веточка березы» Цель: наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду. «Древесина: ее качества и свойства» Цель: учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество( твердость, структуру поверхности, толщину, степень прочности) и свойства( режется, горит, не бьется, не тонет в воде) . «Что в пакете» Цель: дать детям понятие о том, что воздух находится вокруг нас, он может быть холодным, теплым, влажным. Май 2015г. «Спрячь пуговку» Цель: способствовать накоплению представлений о свойствах воды( жидкая, прозрачная, бесцветная) , вода изменяет цвет. «Пирожки для М ишки» Цель: расширять знания детей о свойствах песка, почвы и глины. «Сравнение песка, почвы и глины» Цель: познакомить со свойствами песка, почвы и глины. «Ткань: ее качества и свойства» Цель: учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество( толщину, степень прочности, мягкость) и свойства( мнется, реж ется, рвется, намокает, горит) . Дополнительные игры- эксперименты Приложения Осень Налил- вылил Игра способствует развитию координации движения, расширяет представления о свойствах вещества Необходимый инвентарь: емкость с водой, один большой и один маленький стакан. Поставьте перед ребенком тазик с водой. Покажите, как можно, зачерпывая воду одним стаканом, переливать ее в другой. Предоставьте ребенку свободу действий. Выжми мочалку Игра способствует развитию мелкой моторики Необходимый инвентарь:  две емкости, поролоновая губка. Одну емкость заполните водой. Покажите ребенку, как с помощью губки можно переносить воду из одной посуды в другую. Предложите попробовать самому сделать то же самое. Водонос Игра знакомит со свойствами вещества и понятием объема, способствует развитию координации движении Необходимый инвентарь:  тазик с водой, две или три банки, деревянные палочки. Поставьте перед ребенком тазик с водой. Рядом положите чайную ложку, столовую ложку, поварешку, ситечко, губку. Предложите ребенку зачерпывать воду из тазика разными предметами и переливать в разные банки. Сравните, в какой банке воды окажется больше. Спросите, чем зачерпнуть вообще не получится. Измерять глубину воды в банках можно так, как это когда- то делали моряки: опуская в банку деревянную палочку( правда, у моряков был канат с грузом) . Сквозь сито Игра знакомит с назначением предметов и свойствами вещества Необходимый инвентарь: стакан, сито. Поставьте перед ребенком тазик с водой. Пусть малыш льет воду из стакана в сито. Объясните ему, почему вода утекает. Поплывет или утонет Игра способствует развитию наблюдательности, мелкой моторики, освоению навыков классифицирования предметов Необходимый инвентарь: предметы, тонущие в воде( камушки, ложки, винтики, пуговицы) , и предметы, не тонущие в воде( мячик, деревянные дощечки, пластмассовые игрушки) , емкость с водой, два пустых ведерка. Поставьте перед ребенком тазик с водой и разложите все предметы. Пусть малыш кидает по очереди предметы в воду и наблюдает за ними. Потом доставайте предметы из воды и раскла дывайте их по разным ведеркам- в одно, все, что не утонуло, в другое- то, что оказалось на дне. Зима Превращения воды Игра знакомит со свойствами вещества Необходимый инвентарь: фигурные формочки и формочки для льда. Расскажите ребенку, что вода, поставленная в морозильную камеру, замерзает и превращается в лед. Продемонстрируйте это наглядно. Покажите ребенку ледяные фигуры, обратите его внимание, что льдинки повторяют форму сосудов, которые вы заполняли водой. Понаблюдайте за таянием льда. Добавив в воду краски, можно получить разноцветный лед и выложить из него красивые узоры. Невидимое письмо Необходимый инвентарь: бумага, лимон, йод. Напишите на бумаге лимонным соком имя ребенка или нарисуйте простую картинку и дайте высохнуть. Потом разведите в воде йод и кисточкой смочите лист бумаги- рисунок проявится. Легкий – тяжелый. Цель: познакомить, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу( легкие – тяжелые) . Игровой материал: Чебурашка и Крокодил Гена, разнообразные предметы и игрушки; непрозрачные емкости с песком и листьями, камешками и пухом, водой и травой; подбор символа( «легкий», «тяжелый») . Ход игры: Крокодил Гена и Чебурашка выбирают игрушки, который каждый из них хочет взять с собой к друзьям. Предлагается несколько вариантов выбора игрушек: - игрушки из одного материала, но разные по размеру. Взрослый спрашивает, почему Гена возьмет игрушки большего размера, и проверяет ответы детей, взвешивая игрушки на руках; - игрушки из одного материала, но одни полые внутри, а другие заполнены песком. Взрослый спрашивает, какие игрушки возьмет Чебурашка и почему; - игрушки одного размера из разных материалов. Взрослый выясняет, кто какую игрушку понесет и почему. Затем взрослый предлагает детям выбрать «угощение» в ведерках, которые могут донести Чебурашка и Гена, и выясняет: как узнать, какое ведерко сумеет донести Чебурашка, а какое Гена? Взрослый проверяет предположения детей, рассматривая вместе с ними содержания ведерок. Волшебная кисточка. Цель:   Познакомить с получением промежуточных цветов путем смешения двух( красного и желтого – оранжевый; синего и красного – фиолетовый; синего и желтого – зеленый) . Игровой материал: Красная, синяя и желтая краски; палитра; кисточка; пиктограммы с изображением двух цветовых пятен; листы с тремя нарисованными контурами воздушных шаров. Ход игры: Взрослый знакомит детей с волшебной кисточкой и предлагает им закрасить на листах с контурами по два шарика, как на образце. Взрослый рассказывает, как краски поспорили о том, кто из них красивее, кому закрашивать оставшийся шарик, и как волшебная кисточка их подружила, предложив краскам раскрасить оставшийся шарик вместе. Затем взрослый предлагает детям смешать на палитре краски( в соответствии с пиктограммой) , закрасить новой краской третий шарик и назвать получившийся цвет. «Разные ножки топают по снежной дорожке» Научить детей получать четкие следы на снегу Воспитатель учит детей, как получить четкие следы на снегу. Взяв ребенка за руки, делает отпечаток его фигуры на ровном снегу. Показывает, как получить из снега различные фигуры. «Ледяная горка» Показать детям, как делать горку для куклы. П ри помощи детских лопаток воспитатель и дети делают горку для куклы из снега, потом поливают ее водой и наблюдают до конца прогулки, что происходит с горкой. Затем катают куклу с ледяной горки.    «Снежный городок»  Научить детей делать из снега колобки и большой дом Воспитатель из снега лепит колобок и предлагает детям сделать такой же. Потом показывает, как из маленьких колобков можно построить большой дом, который называется снежной крепостью   «Разноцветные фигуры» Научить детей раскрашивать снежные фигуры Н а прогулке воспитатель делает вместе с детьми фигуры из снега: снеговики, черепашки, пирожки, снежный городок из маленьких комков снега. Помощник воспитателя выносит теплую разноцветную воду в брызгалках, и дети раскрашивают водой фигурки из снега. " Вода может литься, а может брызгать" . В лейку налить воду. Воспитатель демонстрирует полив комнатных растений( 1- 2) . Что происходит с водой, когда я лейку наклоняю? ( Вода льётся) . Откуда льётся вода? ( Из носика лейки? ) . Показать детям специальное устройство для разбрызгивания- пульверизатор( детям можно сказать, что это специальная брызгалка) . Он нужен для того, чтобы брызгать на цветы в жаркую погоду. Брызгаем и освежаем листочки, им легче дышится. Цветы принимают душ. Предложить понаблюдать за процессом разбрызгивания. Обратить внимание, что капельки очень похожи на пыль, потому что они очень мелкие. Предложить подставить ладошки, побрызгать на них. Ладошки стали какими? ( Мокрыми) . Почему? ( На них брызгали водой) . Сегодня мы полили растения водой и побрызгали на них водой. Вывод:   О чём мы сегодня узнали? Что может происходить с водой?  (   Вода может литься, а может разбрызгиваться) . " Помощница вода" . На столе после завтрака остались крошки, пятна от чая. Ребята, после завтрака столы остались грязными. Садиться снова за такие столы не очень приятно. Что же делать? ( Помыть) . Чем? ( Водой и тряпочкой) . А может быть, можно обойтись без воды? Давайте попробуем сухой салфеткой протереть столы. Крошки собрать получилось, но вот пятна так и остались. Что же делать? ( Салфетку намочить водой и хорошо потереть) . Воспитатель показывает процесс мытья столов, предлагает детям самим отмыть столы. Во время мытья подчеркивает роль воды. Теперь столы чистые? Вывод:   О чём мы сегодня узнали? В каком случае столы становятся очень чистыми после еды? ( Если их помыть водой и тряпочкой) . Весна «Кораблики»  Познакомить детей со свойствами плавающих предметов Воспитатель делает детям из бумаги кораблики, а потом запускают их в лужи. Если это происходит в группе, то в таз с водой пускают плавающие и металлические игрушки, потом наблюдают, что с ними происходит. «Соберем водичку»  Научить детей пользоваться губкой для сбора воды К аждому ребенку дается разноцветная губка. Воспитатель закрепляет знание детей о цвете на губках, потом показывает, как можно собрать воду со стола в таз при помощи губки. «Солнечные зайчики»  Научить детей играть с солнечным зайчиком В ынести в солнечный день на участок зеркало и научить детей, как пускать солнечного зайчика. Организовать игры с солнечным зайчиком. Буря в стакане. Детям предлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в неё. Что получается? ( Получается буря в стакане воды) . Окрашивание воды Цель: Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество. Материал: Ёмкости с водой( холодной и тёплой) , краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики. Взрослый и дети рассматривают в воде 2- 3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны( вода прозрачная) . Далее выясняют, как можно окрасить воду( добавить краску) . Взрослый предлагает окрасить воду самим( в стаканчиках с тёплой и холодной водой) . В каком стаканчике краска быстрее растворится? ( В стакане с тёплой водой) . Как окрасится вода, если красителя будет больше? ( Вода станет более окрашенной) . " Руки станут чище, если помыть их водой" . Предложить с помощью формочек сделать фигурки из песка. Обратить внимание детей на то, что руки стали грязными. Что же делать? Может быть, давайте отряхнём ладошки? Или подуем на них? Стали ладошки чистыми? Как очистить руки от песка? ( Помыть водой) . Воспитатель предлагает сделать это. Вывод:   О чём мы сегодня узнали? ( Руки станут чище, если помыть их водой) . Буря в стакане. Детям предлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в неё. Что получается? ( Получается буря в стакане воды) . " Мокрый песок принимает любую нужную форму" . Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой. Что происходит с сухим песком? ( Он сыплется) . Давайте попробуем построить что- нибудь из сухого песка. Получаются фигурки? Попробуем намочить сухой песок. Возьмите его в кулачок и попробуйте высыпать. Он также легко сыплется? ( Нет) . Насыпьте его в формочки. Сделайте фигурки. Получается? Какие фигурки получились? Из какого песка удалось сделать фигурки? ( Из мокрого) . Вывод:   О чём мы сегодня узнали? Из какого песка можно сделать фигурки? ( Из мокрого) . “Растения пьют воду”. Поставьте букет цветов в подкрашенную воду. Через некоторое время стебли цветов также окрасятся. Вывод: растения пьют воду. " Песочные часы" Показать детям песочные часы. Пусть они последят за тем, как пересыпается песок. Дайте детям возможность ощутить длительность минуты. Попросить детей набрать в ладошку как можно больше песка, сжать кулачок и смотреть, как бежит струйка песка. Дети не должны разжимать свой кулачки до тех пор, пока не высыплется весь песок. Предложить поразмышлять над поговоркой" Время как песок" , " Время как вода" . Вывод:   О чём мы сегодня узнали? Что может происходить с водой?  (   Вода может литься, а может разбрызгиваться) .  «Нырки»  Познакомить детей со свойствами «ныряющих» игрушек Детям раздают теннисные шарики и показывают, что с ними происходит, если их бросить в воду.  «Буруны» Каждый ребенок получает пластиковый стакан и трубочку для коктейля. Воспитатель показывает, как получить буруны в стакане.   «Соберем водичку»  Научить детей пользоваться губкой для сбора воды. Каждому ребенку дается разноцветная губка. Воспитатель закрепляет знание детей о цвете на губках, потом показывает, как можно собрать воду со стола в таз при помощи губки.   «Пена»  Научить детей делать пену из шампуня. В таз наливают теплую воду, потом добавляют шампунь. Взбивая руками воду, получают пену. В такой воде можно купать куклу. «Солнечные зайчики» Научить детей играть с солнечным зайчиком. Вынести в солнечный день на участок зеркало и научить детей, как пускать солнечного зайчика. Организовать игры с солнечным зайчиком.   «Тень»   Познакомить детей со свойством солнечного света. Рассказать детям, как возникает тень, понаблюдать за движением тени.   «Разноцветные стекляшки» Познакомить детей со свойствами прозрачного стекла. Раздать детям разноцветные стеклышки и понаблюдать через них, как меняется окружающий мир. Волшебная кисточка. Цель:   Познакомить с получением промежуточных цветов путем смешения двух( красного и желтого – оранжевый; синего и красного – фиолетовый; синего и желтого – зеленый) . Игровой материал: Красная, синяя и желтая краски; палитра; кисточка; пиктограммы с изображением двух цветовых пятен; листы с тремя нарисованными контурами воздушных шаров. Ход игры: Взрослый знакомит детей с волшебной кисточкой и предлагает им закрасить на листах с контурами по два шарика, как на образце. Взрослый рассказывает, как краски поспорили о том, кто из них красивее, кому закрашивать оставшийся шарик, и как волшебная кисточка их подружила, предложив краскам раскрасить оставшийся шарик вместе. Затем взрослый предлагает детям смешать на палитре краски( в соответствии с пиктограммой) , закрасить новой краской третий шарик и назвать получившийся цвет. Легкий – тяжелый. Цель: познакомить, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу( легкие – тяжелые) . Игровой материал: Чебурашка и Крокодил Гена, разнообразные предметы и игрушки; непрозрачные емкости с песком и листьями, камешками и пухом, водой и травой; подбор символа( «легкий», «тяжелый») . Ход игры: Крокодил Гена и Чебурашка выбирают игрушки, который каждый из них хочет взять с собой к друзьям. Предлагается несколько вариантов выбора игрушек: игрушки из одного материала, но разные по размеру. Взрослый спрашивает, почему Гена возьмет игрушки большего размера, и проверяет ответы детей, взвешивая игрушки на руках; игрушки из одного материала, но одни полые внутри, а другие заполнены песком. Взрослый спрашивает, какие игрушки возьмет Чебурашка и почему; игрушки одного размера из разных материалов. Взрослый выясняет, кто какую игрушку понесет и почему. Затем взрослый предлагает детям выбрать «угощение» в ведерках, которые могут донести Чебурашка и Гена, и выясняет: как узнать, какое ведерко сумеет донести Чебурашка, а какое Гена? Взрослый проверяет предположения детей, рассматривая вместе с ними содержания ведерок. Игры- эксперименты с красками Кто живёт в воде Цель: развивать познавательный интерес и воображение. Вам понадобятся синий и голубой карандаши или акварельные краски, альбомный лист Водяные человечки Целый день плескались в речке. А потом залезли в тазик Искупаться ещё разик. В песочнице живут песочные человечки, а в воде( в море, в озере, в речке, а также в ванночке и в тазике) обитают водяные человечки. С водяными человечками тоже очень интересно играть. Они могут быть такими, как на картинке. Но можно и самим придумать водяных человечков и нарисовать их в альбоме. Дайте малышу синий и голубой карандаши или акварельные краски и попросите его самостоятельно нарисовать своих водяных человечков. Пейте куклы вкусный сок Цель: выявить свойство воды и красок, способность красок растворятся в воде и изменять её цвет. Вам понадобятся акварельные краски, кисточки, прозрачные пластиковые стаканы с водой. Однажды зайка решил показать маме фокус. Он поставил на стол прозрачные стаканчики. Потом налил в них воду. Буль- буль потекла водичка. - Мама, закрой глаза! – сказал Зайка. Мама закрыла глаза и стала ждать, что будет. ( И ты закрой глазки) . - Открывай! – скомандовал Зайка. Когда мама открыла глаза, то увидела, что в стаканчиках вода теперь не простая, а разноцветная – жёлтая, красная, синяя, зелёная и оранжевая. ( А ты показывай пальчиком, где какая) . - Как красиво! – восхитилась мама. Предложите детям приготовить для кукол разноцветный сок, постарайтесь привлечь внимание ребёнка элементом волшебства: «А если опустим в стакан с водичкой кисточку с жёлтой краской, интересно, что получится. Какой это сок? » Накройте на стол, расставьте стаканы, усадите кукол, угостите напитками. Красная вода превратится в томатный сок, оранжевая – в апельсиновый, жёлтая – в ананасовый, синяя- в ежевичный. Сказка о том, как радуга в воде купалась Цель: познакомить с получением промежуточных цветов при смешивании красной и жёлтой, синей и зелёной. Вам понадобятся семь прозрачных стаканчиков с тёплой водой, семь цветов гуашевых красок. Летом после дождя на небо вышла яркая радуга, она посмотрела вниз на землю и увидела там большое гладкое озеро. Радуга поглядела в него, как в зеркало и подумала: «Какая же я красивая! ». Потом она решила искупаться в тёплом озере. Словно огромная разноцветная лента, радуга упала в озеро. Вода в озере сразу окрасилась в разные цвета: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. Прибежали малыши с кисточками и альбомами, окунали в воду свои кисточки и рисовали картинки. Радуга вдоволь накупалась и улетела за облака. Вода в озере стала прозрачной, а малыши принесли домой красивые и яркие рисунки. Радуга в воде бывает не только в сказке. Например, можно раскрасить воду красками, предложите ребёнку, окунуть пальчик в красную краску, а затем опустить его в стаканчик с водой. По очереди проделайте тоже самое и с другими красками. Получится семь стаканчиков, соответствующих цветам радуги. Рисовальнички Цель: вызвать желание рисовать на мокром листе, выяснить, что краски смешиваются, а не имеют чёткой границы, получаются новые цвета. Вам понадобятся большой лист бумаги для акварели, смоченный водой, клеёнка, краски и кисти. Солнце жёлтое на небе Красные цветут цветы В синем море плещет рыбка Нарисуй всё это ты. Незабываемые ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол постелите клеёнку, намочите плотный лист бумаги для акварели. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Спросите у детей, что получится, если используем другие цвета. Дайте возможность поиграть с красками. Как бы случайно можно провести по рисунку кисточкой с одной водой, без краски – вода создаст на листе нежные, размытые, светлые полутона. Игры- эксперименты с водой Времена года Цель: выявить свойства воды: может нагреваться, остывать, замерзать, таять. Вам понадобятся ванночки, вода разных температур, кусочки льда. Зимушка- Зима пришла, в речках и озёрах воду заморозила. Вода превратилась в лёд. Вслед за Зимой Весна красна прилетела, лёд растопила, водичку немножко согрела. Можно кораблики пускать. Лето жаркое настало, и сделалась водичка тёплая- претёплая. Можно купаться, плескаться. А потом прохладная Осень к нам в гости пожаловала. И вода в речках, в озёрах и в лужицах стала холодная. Скоро Зима опять пожалует. Так и приходят к нам в гости по очереди: за Зимой – Весна, за Весной – Лето, за Летом – Осень, за Осенью – Зима. Возьмите две широких чашки. В одну налейте холодной воды, в другую – тёплой. Холодная вода – это «зима», тёплая – «лето». п усть малыш потрогает ручкой воду. «Где холодная водичка? Где у нас «зима»? Вот в этой чашке. Где тёплая водичка? Где у нас «л ето»? Вот здесь». Затем взять четыре чашки или небольших тазика. В одну чашку положить маленький кусоче к льда( «зима», в другую нали ть чуть тёплой воды( «весна», в третью – тёплой, но не горячей воды( «лето», в четвёртую – холодной воды( «осень») . Учить малыша определять, какая вода в чашках и какому времени года она соответствует. Тает льдинка Цель: познакомить с тем, что замерзает на холоде и тает в тепле. Нам понадобятся свеча, ложка, лёд, прозрачные стаканчики с горячей и холодной водой. Однажды зимой бельчонок принёс домой льдинку, сосульку, он оставил её в дупле, на полу в прихожей, а сам пошёл обедать, а потом спать. Когда проснулся, сразу вспомнил про льдинку, побежал в прихожую. Льдинка пропала – нет нигде, зато на полу блестела лужица. Положим кусочек льда на ложку и подогрейте его над пламенем свечи: «Посмотри, вот лёд. Давай его подогреем на огне. Где же лёд? Растаял! Во что лёд превратился? В водичку! » В прозрачную стеклянную кружку или стакан налейте горячую воду( её можно подкрасить, опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает. Можно взять несколько стаканов и понаблюдать, как по- разному тает лёд в воде разной температуры. Считалочка- купалочка Цель: познакомить со свойствами воды: льётся, движется. Вам понадобятся ванночка с водой, игрушки. Варим кашу для малышек, ( Крутим ручкой в воде, как бы «размешивая кашу». ) Тесто делаем для пышек, ( Месим воду, как тесто. ) Сладким чаем угощаем, ( Набираем воду в ладошки и выливаем её обратно в ванну. ) Ну а после – отдыхаем! В ванночку – бултых! Предложите детям поиграть с водой, обратите их внимание, что водичка движется по направлению движения их руки, а так же она переливается, льётся. Как вода гулять отправилась Цель: дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой. Вам понадобятся поролоновая губка, пластмассовый шприц без иглы, резиновая груша, ванночка с водой. Налили водичку в тазик и забыли про неё. Через некоторое время водичка заскучала: «Вот сижу я тут и ничего не вижу, а вокруг, наверное, столько интересного! » Хотела она из тазика вылезти, да не получилось- ручек и ножек у воды нет. Хотела кого- нибудь позвать, но голос у водички в тазике тихий- никто её не услышал. А потом пришла мама и подумала: «Зачем это здесь вода стоит? » взяла и вылила её в раковину. Полилась водичка по трубам и попала в большую реку, в которой было много другой воды. И потела наша водичка вместе с большой рекой по городу, мимо красивых домов и зелёных садов. «Как красиво, как чудесно! - думала водичка. - А сидела бы я в своём тазике и этой красоты не увидела бы! » Возьмите поролоновую или другую впитывающую губку, резиновую грушу и пластмассовый шприц( без иглы) . Налейте воду в небольшой тазик, приготовьте несколько пустых ёмкостей( чашек, мисок и т. п. ) . Попросите ребёнка опустить губку в воду и покажите, как нужно отжать её в чашку. Потом наберите воду резиновой грушей и перелейте её в другую ёмкостью Т о же самое проделайте и со шприцом. Пенный замок Цель: познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, затем пена. Вам понадобятся мелкая ёмкость с мыльной водой, соломинки, резиновая игрушка. У нас из пены на глазах Замок вырастит сейчас, Мы подуем с вами в трубочку Заиграет принц на дудочке. В небольшую ёмкость налейте немного средства для мытья посуды, добавьте воды и размешайте. Возьмите широкую кокте й льную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть. Одновременно с громким бульканьем на глазах у ребёнка вырастет облако переливающихся пузырей. Дайте ребёнку трубочку и предложите подуть сначала вместе с вами, затем самостоятельно. п оставьте внутрь пены пластмассовую или резиновую игрушку – это «принц, который живёт в пенном замке». Рыбалка Цель: закрепить знания о свойствах воды – льётся, можно процедить через сачок. Вам понадобятся таз с водой, сачок, ситечко, игрушечный дуршлаг, мелкие игрушки. - Рыболов, какую рыбку Ты поймал нам на обед? Отвечает он с улыбкой: - Это вовсе не секрет! Я сумел поймать пока Два дырявых башмака! Налейте в тазик воды и дайте малышу сачок для ловли аквариумных рыбок, небольшое ситечко с ручкой или игрушечный дуршлаг. В воду бросьте несколько мелких игрушек. Они могут плавать на поверхности или же лежать на дне. Предложите малышу выловить сачком эти игрушки. Можно попросить его выловить какие- нибудь конкретные игрушки: «Поймай синий шарик, поймай красную рыбку» и т. д. Водопад Цель: дать представление о том, что вода может изменять направление движения. Вам понадобится пустой таз, ковш с водой, воронки, желобки из половины пластиковой бутылки, из картона, изогнутого в виде лесенки. Льётся водичка с большой высоты, Брызги летят на траву и цветы. Детки вокруг оживлённо галдят, Громче ребяток шумит водопад. Предложите детям поиграть с воронками и желобками. Пусть они попробуют наливать воду в тазик через воронки, а теперь по пластиковому желобку и по картонному желобку, изогнутому в виде лесенки. Объедините эти предметы: лейте воду на желобки через воронки. Обратите внимание детей, на то, что вода движется. Спросите их, что получится, если мы будем держать желобки по- другому( напра вление движения воды изменится) . Ветка в вазе Цель: показать значение воды в жизни растений. Вам понадобятся ветка дерева, ваза с водой, наклейка «живая вода». Проехал мощный грузовик и веточка сломалась, Упала веточка на снег и там бы пролежала, Но подняла её рука заботливо и нежно И отнесла её в тепло воды напиться снежной. Поставим в вазу ветку мы, откроются все почки, Из них появятся на свет зелёные листочки. Срежьте или подберите сломанную веточку, быстро распускающихся деревьев. Возьмите вазу и наклейте на неё наклейку «живая вода». Вместе с детьми рассмотрите веточки и почки на них. После поставьте ветку в воду и объясните детям, что одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому. Поставьте веточку на видное место. Спросите у детей, что произойдет, развивайте умение делать предположения. Каждый день наблюдайте, пройдёт время, почки лопнут и появятся зелёные листочки. Окрашивание воды Цель: Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество. Вам понадобятся ёмкости с водой( холодной и тёплой) , краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики. Взрослый и дети рассматривают в воде 2- 3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны( вода прозрачная) . Далее выясняют, как можно окрасить воду( добавить краску) . Взрослый предлагает окрасить воду самим( в стаканчиках с тёплой и холодной водой) . В каком стаканчике краска быстрее растворится? ( В стакане с тёплой водой) . Как окрасится вода, если красителя будет больше? ( Вода станет более окрашенной) . Как вытолкнуть воду? Цель: Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы. Вам понадобятся мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости. Перед детьми ставится задача: достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя, разные предметы- помощники( например, сачок) . Если дети затруднятся с решением, то взрослый предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв. Вывод: камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду. Помощница вода Цель: использовать знания о повышении уровня воды для решения познавательной задачи. Вам понадобятся банка с мелкими лёгкими предметами на поверхности, ёмкость с водой. Стаканчики. Перед детьми ставится задача: достать из банки предметы, не прикасаясь к ним руками( вливать воду, пока она не польётся через край) . Взрослый предлагает проделать эти действия. Дети делают вывод: вода, заполняя ёмкость, выталкивает находящиеся внутри неё предметы. Игры- эксперименты с воздухом Почему кораблики не плывут Цель: обнаружить воздух, образовать ветер. Вам понадобятся бумажные и пенопластовые кораблики, ванночка с водой. Стоят кораблики в синем море и никак не могут поплыть. Стали капитаны Солнышко просить: «Солнышко! Помоги нашим кораблям поплыть! » Солнышко им отвечает: «Я могу воду в море нагреть! » Нагрело Солнышко воду, стала вода тёплая, а кораблики всё равно не плывут. Наступила ночь. Появились на небе Звёзды. Стали капитаны их просить: «Звёздочки! Помогите нашим корабликам поплыть! » Звёзды им отвечают: «Мы вам можем дорогу указать, куда плыть нужно! » Обиделись капитаны: «Куда плыть, мы и сами знаем, только не можем с места сдвинуться! » Вдруг подул Ветер. Капитаны стали его просить: «Ветерок! Помоги нашим корабликам отправиться в путь! » «Это очень просто! »- сказал Ветер и стал дуть на кораблики. И кораблики поплыли. Предложите детям опустить кораблики в ванночку с водой, спросите, плывут ли кораблики, почему? Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли? Выслушать предложения детей, подвести к тому, что нужен ветер. Где «взять» ветер? Дети дуют на кораблики, создают ветер. Мыльные пузырьки Цель: вызвать желание пускать мыльные пузыри, познакомить с тем, что при попадании воздуха в мыльную воду образуется пузырь. Материал: мыльная вода, кокте й льные трубочки, бутылочки с отрезанным дном, корпус гелиевой ручки. Ход игры – эксперимента Художественное слово Водичка не любит нерях и грязнуль, Кипит и ругается: «Буль- буль- буль- буль! » Но если мы вымоем руки и лица, Водичка довольна и больше не злится. Намыльте руки так, чтобы получилась пышная густая пена. Затем разъедините ладони так, чтобы между ними образовалась тоненькая прозрачная мыльная плёнка. Подуйте на неё – у вас получится мыльный пузырь. Пусть ребёнок подует на мыльную плёночку в ваших ладонях, помогите ему сделать свой мыльный пузырь. Чтобы побудить ребёнка самостоятельно выдувать мыльные пузыри, предложите ему, помимо рамки из купленного пузырька, разнообразные трубочки – коктейльную трубочку, пластиковую бутылочку с отрезанным дном, или сверните и склейте из плотной бумаги толстую трубу. Чтобы получить твёрдую трубочку( кокте й льные трубочки малыши часто закусывают или перегибают) можно разобрать гелиевую ручку и взять от неё корпус – прозрачную пластмассовую трубочку. Воду для мыльных пузырей можно приготовить самостоятельно, используя жидкость для мытья посуды. Сказка о камешке Цель: на примере опыта показать, что предметы могут быть лёгкими и тяжёлыми. Вам понадобятся ванночка с водой, мелкие тяжёлые и лёгкие предметы, камешки. На берегу озера лежал маленький камешек. Он смотрел на красивые лилии и кувшинки, которые плавали на воде, и думал: «Какие они счастливые, плавают, словно лодочки. Я тоже хочу поплавать! » пришёл на берег озера мальчик, взял камешек и бросил в воду. Камешек обрадовался: «Наконец- то сбылась моя мечта! Я буду плавать! » Но оказалось, что плыть он не может, потому что слишком тяжёлый. И камешек опустился на дно озера. Сначала он очень расстроился. А потом увидел, сколько вокруг весёлых рыбок, других камешков и красивых растений. Камешек перестал грустить и подружился с рыбками. Что поделаешь! Тяжёлые камешки плавать не могут. Возьмите несколько небольших лёгких предметов, которые могут держаться на воде( например, пёрышко, мячик, бумажный кораблик, тонкую щепочку) и несколько тяжёлых предметов, которые будут лежать на дне( например, камешек, ключик, монетку) . Наполните ванну или тазик водой. Дайте ребёнку один из предметов и попросите опустить в воду. При этом говорите ему: «Посмотри, кораблик плавает! А ключик утонул – он тяжёлый! Лепесток плавает – он лёгкий! ». Кто разбудил китёнка Цель: познакомить с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его. Вам понадобятся ванночка с водой, соломинки, мыльная вода в стаканчиках. Ветер дует- задувает, Волны в море поднимает. Море синее бурлит, Недоволен папа- кит: «Ну, на что это похоже! Мой китёнок спать не может! Ветер очень громко воет – Не даёт нам всем покоя! » Соглашается китиха: «Надо, чтобы стало тихо! Ветер, ветер, не гуди, Нашу крошку не буди! » Возьмите соломинку для коктейля, опустите её в воду и попросите ребёнка подуть в соломинку так, чтобы вода забурлила. А если приготовить в ковшике мыльный раствор и подуть в трубочку, начнёт образовываться пена и из ковшика вырастет пышная мыльная «борода». Надувание мыльных пузырей Цель: Научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь. Что нужно для опыта: Тарелка( поднос) , стеклянная воронка, соломинка, палочки с колечками на конце, мыльный раствор в емкости( не использовать туалетное мыло) . Взрослый наливает в тарелку или на поднос 0, 5 стакана мыльного раствора, кладет в середину тарелки предмет( например, цветок) и накрывает его стеклянной воронкой. Затем дует в трубочку воронки и, после того как образуется мыльный пузырь, наклоняет воронку и освобождает из- под нее пузырь. На тарелке должен остаться предмет под мыльным колпаком( можно вдуть при помощи соломинки в большой пузырь несколько маленьких пузырьков) . Взрослый объясняет детям, как получается пузырь, и предлагает им самим надуть мыльные пузыри. Вместе они рассматривают и обсуждают: почему увеличился в размере пузырь( туда проник воздух) ; откуда взялся воздух( мы его выдохнули из себя) ; почему одни пузыри маленькие, а другие большие( разное количество воздуха) . Ветер по морю гуляет Цель опыта: Обнаружить воздух. Что нужно для опыта: Таз с водой, модель парусника. Взрослый опускает парусник на воду, дует на парус с разной силой. Дети наблюдают за движением парусника. Выясняют, почему плывет лодочка, что ее толкает( ветерок) ; откуда берется ветер- воздух( мы его выдыхаем) . Затем проводится соревнование «Чей парусник быстрее доплывет до другого края». Взрослый обсуждает с детьми, как надо дуть, чтобы парусник быстрее или дольше плыл( набрать больше воздуха и сильно или дольше его выдыхать) . Затем взрослый спрашивает у детей, почему нет пузырьков воздуха, когда мы дуем на парус( пузырьки образуются, если «вдувать» воздух в воду, и тогда он поднимается из воды на поверхность) . Игры- эксперименты с различными источниками света Солнечный зайчик Цель: познакомить с естественным источником света – солнцем. Вам понадобятся маленькие зеркала, солнечный свет Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и постарайтесь обратить внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т. д. предложите поймать убегающего «зайчика». Если ребёнку понравилась игра, поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, а затем встаньте у стены. Постарайтесь «ловить» пятнышко света как можно более эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: «Поймаю- поймаю! Какой шустрый зайчик – быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать. … Ну- ка, заяц, спускайся к нам! » и т. д. Смех ребёнка станет вам самой лучшей наградой. Что- то в коробке Цель: познакомить со значением света и его источниками( солнце, фонарик, свеча) , показать, что свет не проходит через прозрачные предметы. Вам понадобятся к оробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик, лампа. Папа подарил зайке маленький фонарик, зайке понравилось играть с фонариком. Он включал фонарик и заглядывал под диван, светил внутрь шкафа и во все углы. - Зайка, а где твой мячик? - спросила мама. - Пойду искать! – сказал Зайка и пошёл в тёмную комнату. - А я не боюсь! – весело сказал Зайка и зажёг фонарик. Зайка посветил фонариком и нашёл мячик. Взрослый предлагает детям узнать, что находится в коробке( неизвестно) и как обнаружить, что в ней( заглянуть в прорезь) . Дети смотрят в прорезь и отмечают, что в коробке темнее, чем в комнате. Взрослый спрашивает, что нужно сделать, чтобы в коробке стало светлее( полностью открыть прорезь или снять крышку, чтобы свет попал в коробку и осветил предметы внутри неё) . Взрослый открывает прорезь, и после того, как дети убеждаются, что в коробке стало светло, рассказывает о других источниках света – фонарике и лампе, которые по очереди зажигает и ставит внутрь коробки, чтобы дети увидели свет через прорезь. Вместе с детьми сравнивает, в каком случае лучше видно, и делает вывод о значении света. Игры- эксперименты с различными материалами Бумага, ее качества и свойства Цель опыта: научиться узнавать вещи, сделанные из бумаги, выявлять ее качества( цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) , свойства( мнется, рвется, режется, горит) . Что нужно для опыта: различные виды бумаги, ножницы, спиртовка, спички, емкость с водой. Взрослый и ребенок рассматривают бумагу, определяют, гладкая она или шершавая, толстая или тонкая, гладят листы бумаги ладонью, ощупывают ее. Затем взрослый предлагает смять лист бумаги( мнется) ; разорвать его на несколько кусочков( рвется) ; потянуть за края в разные — определить, как быстро разрушается целостность листа; следовательно, материал непрочный) ; разрезать лист ножницами( режется  хорошо) ; положить бумагу в емкость с водой( намокает) . Взрослый демонстрирует горение бумаги, используя спиртовку и спички( или зажигалку) . Можно изучить различные виды бумаги. Древесина, ее качества и свойства Цель опыта: научиться узнавать вещи, изготовленные из древесины( вычленять ее качества( твердость, структура поверхност и- гладкая, шершавая; степень прочности( толщина) и свойства( режется, горит, не бьется, не тонет в воде) . Что нужно для опыта: Деревянные предметы, емкости с водой, небольшие дощечки и бруски, спиртовка, спички, сапожный нож. Взрослый показывает несколько деревянных предметов и спрашивает у ребенка, что это и из чего сделаны предметы. Предлагает определить качества материала. Ребенок получает дощечку и брусок, ощупывает их, делает вывод о структуре поверхности и толщине. Чтобы выявить свойства, опускает брусок в воду( не тонет) ; пробует переломить его( не получается — значит, прочный) ; роняет на пол( не бьется) . Взрослый вырезает из бруска небольшую фигурку и акцентирует внимание детей на приложении больших усилий для выполнения этой работы. Демонстрирует горение древесины. Можно определить, какие из предметов домашнего обихода сделаны из древесины. Ткань, ее качества и свойства Цель опыта: Научить узнавать вещи из ткани, определять ее качества( толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства( мнется, режется, рвется, намокает, горит) . Что нужно для опыта: Образцы хлопчатобумажной ткани двух- трех цветов, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала. Дети играют с куклами, одетыми в платья из хлопчатобумажной ткани. Взрослый предлагает детям подумать, из чего сшиты платья; какого цвета ткань; что они еще знают об этом материале. Предлагает определить качества и свойства ткани. Каждый ребенок берет кусок ткани понравившегося цвета, ощупывает его, выявляет структуру поверхности и толщину. Мнет ткань в руках( мнется) , тянет за два противоположных края( тянется) ; разрезает кусок на две части ножницами( режется) ; опускает кусок ткани в емкость с водой( намокает) ; сравнивает изменения ткани, находящейся в воде, с мокрой бумагой( ткань сохраняет целостность лучше, чем бумага) . Взрослый демонстрирует, как горит ткань и рвется при сильном натяжении. Волшебная рукавичка Цель опыта: Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Что нужно для опыта: Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым внутрь магнитом. Взрослый демонстрирует фокус: металлические предметы не падают из рукавички при разжимании руки. Вместе с детьми выясняет почему. Предлагает детям взять предметы из других материалов( дерево, пластмасса, мех, ткань, бумага)  — рукавичка перестает быть волшебной. Определяют почему( в рукавичке есть «что- то», что не дает упасть металлическим предметам) . Дети рассматривают рукавичку, находят магнит, пробуют применить его. Волшебный театр Цель опыта: Понять, что только предметы из металла взаимодействуют с магнитом. Что нужно для опыта: «Театральная сцена» на подставке, персонажи сказки. Взрослый вместе с детьми рассказывает сказку, используя фигурки персонажей и спрятанный под сценой магнит. Дети выясняют, как ожили герои. Рассматривают материал, из которого сделаны персонажи  пробуют его на взаимодействие с магнитом. Делает вывод о том, какие предметы могут притягиваться( только металлические) . Дети убирают металлические пластинки с фигурок и проверяют действие на них магнита( фигурки не притягиваются) . Мы — фокусники Цель опыта: Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом. Что нужно для опыта: Рукавичка с магнитом, бумажная салфетка, стакан с водой, иголка, деревянная игрушка с металлической пластиной внутри. Взрослый вместе с детьми рассматривает бумагу, делает из нее самолетик, подвязывает его на нить. Незаметно для детей заменяет его на самолет с металлической пластиной, подвешивает его и, поднося «волшебную» рукавичку, управляет им в воздухе. Дети делают вывод: если предмет взаимодействует с магнитом, значит в нем есть металл. Затем дети рассматривают мелкие деревянные шарики. Выясняют, могут ли они сами двигаться( нет) . Взрослый подменяет их предметами с металлическими пластинами, подносит «волшебную» рукавичку, заставляет двигаться. Определяют, почему это произошло( внутри должно быть что- то металлическое, иначе рукавичка не будет действовать) . Потом взрослый «нечаянно» роняет иголку в стакан с водой и предлагает детям подумать, как достать ее, не замочив руки( поднести рукавичку с магнитом к стакану) . Игры- эксперименты с почвой Воздух в почве Цель. Показать, что в почве есть воздух. Оборудование и материалы. Образцы почвы( рыхлой) ; банки с водой( на каждого ребенка) ; большая банка с водой у воспитателя. Проведение опыта. Напомнить о том, что в Подземном царстве — почве — обитает много жильцов( дождевые черви, кроты, жуки и др. ) . Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Предложить проверить, есть ли в почве воздух. Опустить в банку с водой образец почвы и предложить понаблюдать, появятся ли в воде пузырьки воздуха. Затем ребенок повторяет опыт самостоятельно и делает соответствующие выводы. Тропинки Цель. Показать, что в результате вытаптывания почвы( например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе. Оборудование и материалы. Для образца почвы: первый — с участка, который редко посещают люди( рыхлая почва) ; второй — с тропинки с плотно утрамбованной землей. Для каждого образца банка с водой. На них наклеены этикетки( например, на банке, в которую вы будете опускать образец почвы с тропинки, вырезанный из бумаги силуэт человеческого следа, а на другой — рисунок любого растения) . Список использованной литературы: Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». - М. 1999. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром»- Детство- пресс 2010. 4. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М. : Мозаика- Синтез, 2007( методическое пособие) .

Оставить комментарий: