Конспект образовательной деятельности в старшей группе "Мореный дуб"
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка- детский сад № 20" Искринка" Конспект организованной образовательной деятельности н а тему: «Мореный дуб» для детей 5- 6 лет подготовила воспитатель Варламова Ирина Владимировна Ульяновск, 2015 Программное содержание: Познакомить детей с обработкой древесины- морением. Показать уникальность и ценность морёного дуба Уточнить знания об отличиях дуба от других деревьев по плодам, форме листьев, строении; закрепить знания о частях дерева( корень, ствол, крона, ветви и листья) Ф ормировать понятие о взаимосвязях в природе и значимости деревьев в жизни живых существ 4. Продолжать знакомить с мифологическими существами мордовского народа Воспитывать культуру поведения в природе, интерес к культуре мордовского народа Материал: видеоклип «Релаксация. Лес»; листья разных деревьев из бумаги, фото- слайды с изображением дуба, добычи морёного дуба, изделий из него; сигнальные карточки, картинки для дидактической игры «С кем дружит дуб? » Ход: - Ребята, проходите в центр зала и вставайте в круг. Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие в республику Мордовия, в лес! Посмотрите на экран. Демонстрация видеоклипа «Релаксация. Лес »- Вот мы и в мордовском лесу. Посмотрите, сколько листьев! Сейчас заиграет музыка, а вы побежите по кругу. Когда музыка закончится, надо остановиться, взять листочек, у которого стоите и назвать его. Звучит музыка. Дети бегут, затем останавливаются и называют листья( берёзовый, липовый, кленовый и т. д. ) - Ой, кажется у … на листочке что- то написано! Давайте прочитаем! - Тёмной он покрыт корой, Лист красивый вырезной. А на кончиках ветвей, Много- много желудей. Что это? - Правильно, ребята, это дуб! И первый, кого мы встречаем в мордовском лесу- это дуб! Проходите на стульчики, давайте посмотрим на экран и расскажем о дубе. На экране фото- слайд с изображением дуба- Какие части есть у дуба и у других деревьев? - Это дерево лиственное или хвойное? - Чем дышит дерево? - Что помогает дереву впитывать влагу из почвы? - Есть ли у дуба плоды? - Как называется лес, в котором растут дубы? - Какую пользу дуб приносит человеку? - Молодцы! А теперь давайте отдохнём, выходите в центр зала! Физкультминутка На поляне дуб зелёный, Руки на пояс Потянулся к небу кроной. Потягивания, руки вверх Он на ветках среди леса Руки в стороны Щедро желуди развесил. Пошевелить пальцами Ну, а мы пройдем немного. Ходьба на месте Поднимаем выше ноги! Ходьба с высоким подниманием колен Походили, порезвились, Прыжки на месте И на травку опустились! Присесть на корточки- Присаживайтесь на свои места. Сегодня вы, ребята, услышите рассказ не о простом дубе, а о необычном. Послушайте. Рассказ воспитателя сопровождается показом фото- слайдов- Давным- давно в Мордовии были найдены залежи дуба. Где же их нашли? А нашли их на глубине реки. Трудно поверить, но этим деревьям оказалось несколько сотен, а то и тысяч лет! Дуб добывался из глубин рек и болот тех мест, где он рос много лет тому назад. Эти деревья не засохли и не сгорели в пожарах, их затопили реки и, оказавшись под водой, они не испортились, а начали новую жизнь. Несмотря на многие испытания, дуб не просто дожил до наших дней, но и приобрёл уникальные свойства, присущие только ему. Сотни лет лежит он под водой, его занесло песком и илом. В таких условиях древесина стала прочной, как камень и приобрела удивительно красивый цвет. Такие дубы стали называть морёными, от слова «море». А «морить», значит- держать в воде. Посмотрите, на фотографиях вы можете увидеть, как добывали морёный дуб. Сначала дно обыскивали водолазы. Дерево доставали на берег и сушили. Достать дерево было трудно. Для этого использовали специальную технику: бульдозеры, тракторы и даже подъёмный кран! Морёная древесина очень тяжёлая! А когда дуб доставали из воды, его сушили, распиливали и делали из него. …А как вы думаете, ребята, что же делали из дубовой древесины? Вы всё правильно сказали, посмотрите на экран: их дуба делали мебель, шкатулки, сувениры. Древесина морёного дуба считается очень ценной, изделия из нёё уникальны и стоят очень дорого. В обычном магазине их не купишь! Вот какой рассказ вы услышали о морёном дубе- гордости республики Мордовия! - Ребята, ведь мы с вами находимся в лесу, а вы знаете, что у мордовского народа есть своя хозяйка леса? Её зовут Вирьава. «Вирь» на мордовском языке означает – лес, а «ава»- мать. А вот и она покровительница мордовского леса Вирьава. Под музыку в зал входит девочка, одетая в мордовский народный костюм, в руках у неё веточка дуба и корзинка. - В темный лес Вирьа ва заявилась, Среди леса дом себе воздвигла, Стала жить одна в лесу огромном, Ходит- бродит по нему хозяйкой. Если вдруг она подаст свой голос, Загудит весь лес от ее крика. Если кто по ягоды придет в лес И поклонится Вирьа ве в пояс, Назовет со страхом ее имя, Щедро наградит того Вирьа ва. Ягоды тому она покажет, Многому того она научит. В лес войдет тот с голыми руками, Выйдет из него с тяжелой ношей… Вирьава: - Здравствуйте, я – Вирьава, покровительница мордовского леса. Рада видеть вас в моём лесу! Вы, ребята, все вставайте И зарядку начинайте! Чтоб в пути не уставали И в лесу не заскучали! Дети выходят к Вирьаве, выполняют движения под спокойную музыку Вирьава: - Добрый лес, старый лес. Полон сказочных чудес! Я гулять иду сейчас И зову с собою вас! В лес гулять мы пришли, Ходьба на месте Посмотри по сторонам, Повороты головы Что же лес подарит нам? Пожать плечами Руки подняли и помахали- Руки вверх Это деревья в лесу. Покачивания руками Руки согнули, Руки перед грудью Кисти встряхнули- Встряхнуть кисти Ветер сбивает росу. Плавно руками помашем- Руки в стороны, взмахи Это к нам птицы летят. Как они сядут, покажем, Присесть Крылья сложили назад. Прямые руки за спину По тропинкам мы гуляли, Ходьба на месте По полянкам поскакали. Прыжки на месте Здравствуй, здравствуй, старый лес! Руки вверх, помахать Полный сказок и чудес! Руки в стороны- Садитесь на места, ребята! - Вирьава, пока ты шла к нам, мы с ребятами говорили о дубе. Я знаю, у тебя есть какая- то игра. Вирьава: Да, я предлагаю поиграть вам в игру «С кем дружит дуб»( Отдаёт конверт с игрой) - Садись, Вирьава и ты, посмотри, как мы играем. - Ребята, вы уже знаете, что нужно дереву для роста и, что с любым деревом связано большое количество живых организмов. На доску я помещаю картинку с изображением дуба, а на столе лежат карточки. Подходите к столу и выбирайте ту картинку, на которой, как вам кажется, нарисован друг дуба и проходите на места. А сейчас мы все вместе посмотрим, что вы выбрали и проверим. ( Дети по очереди демонстрируют свои картинки, объясняют своё решение, размещают картинки на магнитной доске) - Молодцы! Всех друзей дуба нашли! Вирьава: А теперь я хочу проверить, знаете ли вы, как вести себя в лесу. Давайте поиграем в игру «Можно- Нельзя! »( раздаёт сигнальные карточки) - Я буду задавать вопросы, а вы отвечать, но не словами, а карточками. Если ваш ответ «да»- показывайте зелёную сторону карточку, а если «нет»- красную. Можно ли в лесу: - Ломать деревья и ветки? - Сажать больше деревьев? - Ходить и топтать цветы? - Ходить только по тропинкам? - Рвать большие букеты цветов? - Любоваться цветами? - Оставлять мусор в лесу? - Собрать мусор и закопать? - Разжигать костры в лесу? - Беречь лес от пожара? - Шуметь в лесу? - Молодцы, все правила знаете! Вирьава: Я была рада повстречать таких хороших гостей в своём лесу, а мне пора в другой мордовский лес. До свидания, ребята! ( уходит) - Вот и подошло к концу наше путешествие. Пришла пора возвращаться в детский сад! - До свиданья, добрый лес, Полный сказок и чудес! Повертелись, покружились И в саду мы очутились! - Где мы сегодня побывали? - С кем познакомились? - Что вам запомнилось и понравилось в нашем путешествии? Мне очень понравилось путешествовать с вами, до свидания!