Консультация для родителей на тему "Детская агрессия" Подготовила Курочка И. В.
Документы для скачивания
Консультация для родителей на тему «Детская агрессия» Подготовила в оспитатель: старшей группы №8 Курочка Инна Викторовна 2016 г. Истоки детской агрессии в первую очередь следует искать в том, как родители воспитывают ребенка. На детей влияют не только преднамеренные и целенаправленные воспитательные воздействия, но в равной или даже большей степени все особенности поведения родителей. Родители, как правило, не видят ни процесс развития отношений между ними и детьми, ни их последовательность, пока не произойдет тревожная ситуация. А негативные ситуации в поведении детей крайне редко возникает случайно и внезапно. Примеры детской агрессивности и поведение родителей. • Отсутствие реакции взрослых на негативные поступки детей само по себе является подкреплением агрессии. Конечно, как способ коррекции плохого поведения может быть использовано наказание, но, между его строгостью и уровнем агрессии детей существует положительная зависимость. Если ребенка наказывать за любое проявление агрессивности, он научится скрывать ее в присутствии родителей, но это не гарантирует подавление агрессии в любой другой ситуации. Строгость родителей может привести к тому, что вне дома ребенок будет вести себя еще более агрессивно. Кроме того, склонный к телесному наказанию родитель подает ребенку пример агрессивного поведения. Ребенок делает вывод, что агрессия по отношению к окружающим допустима, но жертву всегда нужно выбирать меньше и слабее себя. А физическая агрессия- средство воздействия на людей и контроля над ними. В случаях, когда родители осуждают агрессию, проговаривают свои чувства ребенку( о его проступке, активно поощряют его положительное поведение, агрессия постепенно угасает. • Часто дети используют агрессию для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого. Дети для развития нуждаются как в положительных, так и в отрицательных эмоциях. Как правило, хвалят детей гораздо реже, чем наказывают. Если ребенок ведет себя хорошо, то родители не обращают на него внимания, а если плохо – наказывают. И тогда ребенок любым способом пытается обратить на себя внимание родителей, пусть даже негативное. Поэтому дети «становятся неблагополучными», агрессивными из- за невозможности каким- либо иным способом получить внимание родителей. • Малыши, родители которых отличаются чрезмерной уступчивостью, неуверенностью, не чувствуют себя в полной безопасности и также становятся агрессивными( вспышки гнева, с помощью которых можно влиять на дальнейший ход событий и добиваться своего) . • Порой дети понимают, что ведут себя плохо, но им сложно выплеснуть накопившиеся эмоции. Если ребенок скандалит, то изначально нужно найти причину плохого поведения и по возможности устранить ее( ребенок устал, голоден, смотрит долго мультики, тревожится и т. д. ) Для того, чтобы помочь ребенку выплеснуть агрессию используйте любые игры, имитирующие движения удара, замаха, броска, например: «Бумажные мячики» Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги( газеты) так, чтобы получился плотный мячик. Взрослый помогает детям разделиться на две компании и встать двумя линиями напротив друг друга. По команде ведущего: " Приготовились! Внимание! Начали! " Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду" Стоп! " , вам надо прекратить бросаться мячами. Выигрывает та компания, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу, если при этом кто- то не остановился на команду «Стоп», то компания считается проигравшей. «Каратист»( боксер) Дети встают в круг, в центре которого лежит обруч – «волшебный круг». В «волшебном круге» происходит «превращение» ребенка в каратиста( движения ногами) или боксера( движения руками) . Дети, стоящие вокруг обруча, вместе с ведущим хором произносят: «Сильнее, сильнее, сильнее…», – помогая игроку выплеснуть агрессивную энергию максимально интенсивными действиями. «Рубка дров» Взрослый: " Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны, находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: " Ха! " " Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди. Помогают также игры- драматизации: «Львы на охоте» Взрослый предлагает ребятам поиграть во львов. Взрослый объявляет себя львом( львицей) , а ребят- львятами. Лев обучает львят охотиться- дети подражают движениям взрослого. Взрослый- «лев» совершает движения и проговаривает: «лев вытягивает одну когтистую лапу, подгибает голову, выгибает спину и осторожно крадется к добыче, резко прыгает! ». Львята делают всё это со львом одновременно. Взрослый поздравляет всех детей с удачной охотой. «Маленькое привидение» Взрослый предлагает детям поиграть в маленьких добрых привидений: «Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение: ( приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук" У" . Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить" У" , если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить" . Затем взрослый благодарит: " Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми! " Учитесь драться по правилам! «Толкание спинами»: Сидя на ковре спина к спине, упираясь руками в пол, нужно постараться сдвинуть партнера по игре с места. « Толкалки ладонями» Стоя на расстоянии вытянутой руки, поднять руки на высоту плеч, упереться ладонями и пытаться сдвинуть партнера на шаг назад. Можно усложнять игру, например, толкаться скрещенными руками. « Толкалки- бодалки » ( игра- драматизация) " Два барана" ( на стихи Сергея Михалкова) По крутой тропинке горной Ш ел домой барашек черный И на мостике горбатом Повстречался с белым братом. И сказал барашек белый: " Братец, вот какое дело: Здесь вдвоем нельзя пройти, Ты стоишь мне на пути. " Черный брат ответил: " Ме, Вы в своем, баран, уме? Пусть мои отсохнут ноги, Если я сойду с дороги! " Помотал один рогами, Уперся другой ногами. . . Как рогами ни крути, А вдвоем нельзя пройти. Сверху солнышко печет, А внизу река течет. В этой речке утром рано У тонули два барана. Игра «Выбиваем пыль» Каждому участнику даётся" пыльная подушка" . Он должен, усердно колотя руками, хорошенько её" почистить" . Игра «Падающая башня» Дети и взрослые по очереди из подушек строят высокую башню. Надо штурмом взять её- ( запрыгнуть) , издавая победные крики типа: " А- а- а" , " Ура! " и т. д. Каждый участник может сам себе построить башню такой высоты, которую, по его мнению, он способен покорить. После каждого штурма" болельщики" издают громкие крики одобрения и восхищения: " Молодец! " , " Здорово! " , " Победа! " . Игры- инсценировки, которые учат управлять собой «Король- боровик» ( автор Н. Баринова по стихотворению В. Приходько) Хоровод. В центре- король Боровик. Шел король Боровик Ч ерез лес напрямик. Он ворчал и кричал И ногами стучал. Был король- боровик не в духе, Короля покусали мухи. Дети в хороводе останавливаются и грозят Боровику: - Эй, король Боровик! Ты ж хороший старик, Никого не обижай – Свои чувства выражай! Боровик выражает свой гнев ( топает ногами, грозит кулаками) : - Ох, я злюсь, ох, я злюсь, Очень сильно сержусь! Дети ( Боровику) : - Глубоко подыши ( останавливаются, делают дружно два раза вдох- выдох) , Улыбнись от души! ( улыбаются) «Пастушка» Сидит пастушка, скучает, А всяк ее поучает: Займись делом, порисуй мелом! Возьми лопатку, вскопай грядку! Позвони Косте, позови в гости! Попрыгай, пастушка, не сиди как старушка! «Оставьте меня в покое, У меня настроенье такое! » Игры – драматизации «Сценки из жизни» Взрослый предлагает ребенку несколько жизненных ситуаций, предполагающих конфликт. Старшим дошкольникам предлагается стать сначала сценаристами и сочинить, чем закончится сценка( взрослый может предлагать и свои варианты) , потом детям предлагается стать актерами и сыграть эту сценку. Примеры ситуаций: - Тебе очень хочется поиграть такой же игрушкой, как у одного из ребят вашей группы. Как ты ее попросишь? - Ты обидел своего друга. Как ты попросишь у него прощение? - Ты хотел идти в строю первым, а первым встал другой. Как ты поступишь? Игры, направленные на снятие вербальной агрессии «Ругаемся овощами» Взрослый предлагает детям… поругаться, но не плохими словами, а овощами: " Ты – огурец" , " А ты – редиска" . Можно ругаться и канцтоварами, и мебелью – заодно и классификации повторите – вот и подготовка к школе кстати. «Мешочек со злостью» Взрослый показывает мешочек ребенку и объясняет, что этот мешочек не простой, а волшебный: все плохое, что накопится в душе, можно класть именно в него. После этого становится обязательным условие: злиться, визжать и кричать можно только в этот мешочек. После этого мешочек завязывается, и отрицательные эмоции остаются в нем в самом прямом смысле. «Уходи злость, уходи» Дети ложатся на ковер по кругу. В центре круга подушки. Закрыв глаза, они начинают бить ногами по полу, а руками по подушкам с громким криком «Уходи, злость, уходи! » упражнение длится в течение 3- 5 минут. « Кричалки » Дети делятся на пары. Договариваются: один говорит «да», другой «нет». Кто кого перекричит. По сигналу прекращают спор. Взрослому важно обратить внимание: «Как хорошо в группе, в тишине». В заключении, можно напомнить, что агрессия присуща практически всем детям как оборонительная реакция. Поэтому не следует жестко пресекать нормальные агрессивные реакции ребенка, важно лишь научить проявлять их в адекватной и социально приемлемой форме.