a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Мемуары "Мои первые курсы, мои курсы бесценные..."

Автор: Демельханова Заира Увайсовна Опубликовано: 2016-06-28 16:01:09

Документы для скачивания

Мои первые курсы … Мои курсы бесценные… Первые два дня. Установочные лекции. Ведёт Ганга Бекхановна. Гангу можно слушать сутками напролёт и не замечать, как пролетает время. Она обладает удивительной способностью самое неинтересное, кажущееся невзрачным и ненужным, представлять в таком виде, что поражаешься: как же это интересно, полезно и понятно! Ганге удается очень точно подмечать любые мельчайшие детали в поведении люд ей, как положительные, так и отрицательные, особенно учителей. И на лекциях тоже пыталась образумить нас, пробудить чувство ответственности, долга, соответствия званию «учитель». Ганга учила нас слушать и слышать друг друга. Был очень увлекательным рассказ лектора о Поташнике и его книге. Сразу же захотелось прочитать и перечитать эту книжку пять раз, как рекомендовала Ганга и тогда «наступит инсайт ». Сообщила о важности и необходимости осуществления личностно- ориентированного подхода в обучении. Объяснила, что такой подход не сводится только к дифференциации заданий. Вызывала желающих к доске, выходили самые смелые и выполняли задания, хотя не у всех получилось удачно. Я была поражена их мужеством и самоотверженностью – пробовать выполнять что- то перед ГАНГОЙ, когда тебя не заставляют насильно! Слушала, как Ганга разбирает посещенные ею уроки и ответы только что вышедших к доске учителей – бедолаг и сделала вывод: предпочитаю, чтобы на моём уроке присутствовало всё министерство образования и науки, НО ТОЛЬКО НЕ ГАНГА. Запомнился рассказ Ганги о посещенном ею уроке молодого учителя английского языка в селе Валерик. Она давала высокую для лю бого учителя оценку его уроку. Ещё рассказала про учительницу математики, которая заняла 1 место на Всероссийском конкурсе. Ганга восхищалась её уроком, компетентностью, педагогическим тактом. Я слушала Гангу Бекхановну затаив дыхание. Какой огромный интеллектуальный потенциал, какая эрудированность! И как она может знать столько? Да, не зря её имя наводит страх на весь род наш учительский, не зря её считаю т грозой чеченского образования- Ганга любого раздавит своим интеллектом и красноречием. Она и команду подобрала под стать себе: блестяще образованные, эрудированные, скромные, ответственные, добропорядочные. Где- то в конце занятий выполнили диагностические задания. Нужно было ответить на вопросы что такое дидактика, принципы, методы, классификация методов. Меня выручило то, что недавно сдавала экзамен по педагогике и готовилась к нему. Возможности шпаргалить у меня не было. Насколько помню, неправильно выбрала количество принципов. Смогла вспомнить только 6. Ганга дала домашнее задание: прочитать Поташника, Загвязинского, Хуторского. И вот третье занятие. Лекции проводит наш очаровательный лектор Румиса. Объясняла содержание первых глав «Теории обучения» Загвязинского: дидактика, законы, принципы обучения. Рассказывала очень интересно, приводила примеры из жизни, мотивировала к работе над собой. Заочно познакомила нас с мальчиком- старшеклассником, который вышел в финал «Умники и умницы» в Москве. Румиса искренне радовалась его успе ху и переживала за него, чужого и в то же время близкого чеченского мальчика. Дальше разделила нас на шесть групп и дала задания. Нашей группе попался вопрос: «Каким образом система принципов обучения может способствовать гармонизации учебного процесса». Покопались в Загвязинском и ответили кое- как. Занятие прошло в интерактивном режиме. Румиса старалась вовлечь всех в деятельность, мало- помалу подключилось большинство участников. Д/ З: прочитать гл. 6 «Теории обучения» Загвязинского. Дома сразу же распечатала все и начала читать. Выделила самое главное, постаралась понять и запомнить. Разобрала все вопросы к главе и письменно ответила на них. Чувствую, что я стою перед высокой и отвесной скалой. Страшно, непонятно как преодолеть такую непреодолимую преграду. Осознаю, что нельзя отступать, нужно идти дальше. В противном случае, рискую далеко отстать от времени – настолько далеко, что уже будет невозможно догнать. Ганга предоставила нам свободу выбора: можно либо отступить, либо двигаться вперед – зависит от наших притязаний. Принимаю нелегкое решение: я пойду вперёд, не пожалею ни сил, ни времени. Пусть боязно, пусть многое непонятно( очень многое) , пусть сложно. Никто и не говорит, что будет легко. Но я должна проверить себя, свои возможности и развить то, что у меня есть, иначе перестану уважать себя. Время неумолимо движется вперед, и я хочу идти в ногу со временем, а не плестись где- то сзади. Хочу воспитать полезных членов общества, думающих не только о себе, но и о судьбе своей родины, народа, н аучить своих учеников вершить судьбу с позиций нравственности и патриотичности, помочь им найти себя в жизни. Занятие 4. Проводит Малика Исламова. Очень приятная и деликатная женщина. У неё все получается мило и спокойно. Малика вы ясняла, что мы з наем о своих обязанностях, объяснила, что запрещается педагогическому работнику. Познакомила нас с пр инципами педагогической этики, К онвенцией о правах ребёнка. Поговорили о личных качествах педагога, нарушениях в этике поведения учителя. Малика подготовила задание на английском языке, как оказалась впоследствии, интересное. Мы узнали, что запрещалось в Америке женщинам- педагогам( не помню какой век) . Они не имели права красить волосы, выезжать без сопровождения, выходить замуж до определённого времени, оставаться наедине с мужчиной, носить платье выше щиколоток и т. д. Вторую часть занятий провели с молодым психологом – сотрудницей ЧИПКР О( не знаю её имени) . Тоже приятная, располагающая к себе преподавательница. Начала с мотивации – показала фрагмент фильма про короля, плавно провела связь между королем и нами. Я почувствовала, насколько это далеко от реальности. Но теме не менее, такое вступление воодушевило, придало сил и некую смутную уверенность в себе. Ведущая раскрыла основные моменты содержания публичного выступления. Объяснила, как нужно себя держать, каким должен быть оратор. Образно показала пять «смертных» грехов публичного выступления. Потом « разбила » нас на 3 группы и дала задание: нарисовать свою проблему. Изобразили часы( дефицит времени) , показали листок бумаги( загруженность бумажной работой) . Дальше следовала инсценировка выступлений на педсоветах, родительских собраниях. В конце подвели итог, посмотрели презентацию. Многое из этого занятия взяла на заметку, дала себе задание распечатать и выучить профессиональный кодекс учителя, прочитать конвенцию о правах ребёнка, подробно ознакомиться со структурой публичного выступления. Дома приступила к выполнению этих заданий, полазила в интернете, нашла и ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОДЕКС учителя, и Конвенцию о правах ребёнка, всё распечатала и прочитала, потом вложила в папку с рабочими программами, чтобы всё время они были у меня на виду. Занятия 5- 8. И вот мы с нашей любимой Румисой. Узнав получше, её невозможно не полюбить. Богатый духовный мир, глубокий интеллект делают Румису неотразимой. Всем своим обликом она излучает доброту и отзывчивость. Заниматься с ней, слушать её – одно удовольствие. С пятого занятия разбирали 6- 9 главы «Теории обучения». Соблюдались все законы, принципы дидактики, использовались все методы обучения, применялись разнообразные технологии. И, конечно же, содержание, форма проведения занятий были очень интересными и развивающими. Разнообразие видов деятельности: групповая работа, круглый стол, дискуссии вовлекали в деятельность даже самых несмелых и неуверенных. Слушая лекции, наблюдая за коллегами, я думала: «Как же мы вообще могли работать, имея весьма туманное представление обо всем этом. Мы же, оказывается, работали в сумерках, на ощупь ». Вспоминаю где- то прочитанное высказывание: «Практика без теории слепа, а теория без практики мертва». Вот и была у нас « слепая » практика. Я выполняла все домашние задания и у меня были ответы на все вопросы, которые давались к каждой главе, но был страх отвечать перед публикой, боялась ошибиться, хотя понимала, что ошибаются все и необходимо научиться принимать критику. Преломить себя, преодолеть свой страх( но не до конца) мне удалось, когда меня вынудили выйти от группы для участия в дискуссии. В своих глазах я совершила героический подвиг. Все незнакомые слова, которые слышала от Румисы, я сразу же записывала и искала их значение. Так, выяснила все про схоластику, бихевиоризм, Болонское соглашение, Лиссабонский договор. Узнала о причине появления стандартов, об интеграции образования. На начальном этапе курсов я чувствовала такое смятение, что душа замирала, и хотелось на все махнуть рукой. Дома, пытаясь разобраться в заданиях, меня одолевало отчаяние, но все равно, упорно продолжала читать, копалась в интернете и многое прояснялось. И я с нетерпением ждала наступления субботы. Она наступала, и вот очередная встреча с нашей Румисой. Она заходила, притягивая взгляды своей необычной походкой, изысканностью. Румиса открывала нам глаза на то, что мы делали вслепую или не делали вообще, приоткрывала завесу на то, что сразу осознать и принять мы были не в силах – требовалось время и работа над собой. Я жадно ловила каждое слово Румисы, они были такими жизненными, такими важными и нужными, её слова открывали глубины сознания, проникали в душу, давали установку на само совершенствование и преобразование окружающей действительности в лучшую сторону. Румиса учила нас своим примером, а это самое мощное средство воздействия на психику. Проявляя глубоко уважительное отношение к каждому из нас, учила уважительному отношению к ученикам, коллегам. Демонстрируя огромный интеллектуальный потенциал, мотивировала к самообразованию и самосовершенствованию. Обращая внимание на необходимость самопознания, приучала нас спокойно воспринимать критику. Её искреннее, бескорыстное стремление научить нас работать, понимать друг друга, сделать нас выше и лучше не должно и не пройдет бесследно. После занятий с Румисой чувствуется желание выложиться полностью, мобилизовать все свои силы. Хочется всю эту дидактику с её законами, принципами, методами целовать, обнимать, спать с нею, просыпаться с нею и удивляться, как же можно было учить детей, не зная всего этого. Да, работа с нами проведена огромная. Ни один здравомыслящий из нас после этих курсов не сможет идти по привычной старой линии. Уверена, Румиса сумела попасть в «зону ближайшего развития» каждого из нас. Она поколебала наше мировоззрение, сформировала качественно новое восприятие и осмысление нашей деятельности. После каждых субботних занятий, в понедельник, я собирала коллег в школе и делилась всем, что поняла сама, давала рекомендации, объясняла о нецелесообразности работы по старым установкам. Я встретила у своих коллег понимание и поддержку и нам будет легче вместе идти вперед. Эти тьюторские курсы станут новой вехой в моей профессиональной деятельности. Я получила от них очень многое и важное: уверенность в себе, твердую решимость развиваться и никогда не останавливаться на достигнутом, быть толерантной и внимательной к детям и окружающим, чувствовать своих учеников. Не знаю, что меня ожидает впереди( это и не важно) , главное – я получила мощный заряд, толкающий меня дальше, и он уже не позволит мне стоять на месте. Ощущение такое, что открылся «третий» глаз, на многое смотрю в другом ракурсе. Я с радость ю приняла и поняла беспрецедентные меры, принимаемые в сфере образования для повышения его качества. Давно ждала этого. Было страшно смотреть на продукты нашего образования: врачи, ставящие неверные диагнозы, не умеющие порой даже отличить больного от здорового; учителя, допускающие в одном слове несколько ошибок и не знающие программы даже начальной школы. Боялась, если это продолж иться, начнется деградация, регресс, падение в пропасть. Врезались в память где- то прочитанные слова: « Недооценивание и непонимание роли науки и образования может привести к самым опасным последствиям и открыть дорогу самым зловещим общественным силам». Думаю, механизм по поднятию нашего образования уже запущен, процесс начался и вряд ли его можно остановить. Этого не позволит само время и непростая ситуация, сложившаяся в нашей стране, когда для сохранения суверенитета и безопасности требуются высококвалифицированные, конкурентоспособные люди. Я никогда не была на курсах и с удивлением увидела колоссальную работу, проводимую институтом с учителями нашей республики. Бесконечные курсы, семинары, стоические усилия, направленные на пробуждение крепко спящего и никак не желающего пробудиться сознания педагогов – это не может не вызвать восхищения и уважения самоотверженностью и преданностью своему делу сотрудников ЧИПКРО. Да, они вступили в неравную схватку с армией учителей, оказывающих ожесточенное сопротивление и не собирающихся сдаваться, но сила не в количестве, и хочется верить в наше благоразумие и осознание необходимости соответствовать высокому званию «УЧИТЕЛЬ». Р. S. Теперь после заочного этапа занятий, чувствую, что нашла, за что зацепиться в той высокой и неприступной скале, перед которой стояла в начале курсов. Кажется, скала несколько наклонилась и не такая отвесная, появились кустики, веточки за которые можно хвататься. Высоко, конечно, но не так страшно. И ещё, чувствую ужас перед предстоящим публичным выступлением, не представляю, что я буду делать, как его проведу, что подготовить к выступлению. Но не собираюсь отступать, не имею права перед собой, перед теми, кто поверил в меня, тратил силы и время, чтобы сделать меня лучше и выше. Румиса и не представляет, на какой героический подвиг она с мотивировала меня, побудив к выступлению. Парадоксально, чем больше я об этом думаю, тем меньше страха, а после очередных лекций, он вообще отступает. Наверное, мне нужно хорошенько в себе разобраться, а то действительно «каша», как говорит Румиса. Демельханова З. У. Бенойская ООШ

Коментарии
Зульфия. написано 2016-07-30 18:55:53
Ответить

Оставить комментарий: