a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

28.06.2016г. "Развивающие игры с песком. 1 младшая группа. Гайдук И.В.

Опубликовано: 2016-06-28 23:11:14

Полезные и развивающие игры с песком для детей Песочные фантазии

     Игры с песком всегда были одной из любимейших забав малышей. Причем в него любят играть все дети - едва научившиеся ходить, и ребятишки постарше. Со стороны может показаться, что возня в песочнице – это всего лишь забава для малыша, не более того. Сидит карапуз в песочнице, лепит куличи, перебирает пальчиками жёлтый песок. Просто играет. Просто, да не совсем.

   Да, куличики, песчаные замки – это и забава, и игра. Но, кроме того, это еще и очень полезное занятие, которое развивает ребенка во многих направлениях. Пересыпая сухой песок или разминая пальчиками мокрый, ощущая его тепло или прохладу, малыш обогащает свой тактильный опыт, развивает одно из важных органов чувств – осязание. Как и любые пальчиковые манипуляции, игра с песком влияет на интеллектуальное развитие крохи. Просто удивительно: лепим песочные пирожки, копаем канавки и вместе с тем умнеем, развиваем свой мозг. Насыпая в формочки и ведерки песок и выкладывая песочные фигурки, ребенок тренирует координацию движений, точность и аккуратность. Но и это не все. Любые постройки из песка – это творческий процесс. И чем больше всевозможных построек будет создавать малыш, тем лучше будет развиваться его фантазия и воображение. И ещё, песочница – это то место, где ребёнок проходит первую школу социализации, учится взаимоотношениям со сверстниками. Для того чтобы развивать тактильную чувствительность малыша, не нужно придумывать никаких сложных игр. Просто присядьте рядом с ребенком в песочнице и предложите ему запустить обе руки в теплый сухой песок. Спросите его, что он чувствует, и поделитесь с ним своими ощущениями:

«Песок теплый и сухой, он рассыпается в руках, «течет» сквозь пальцы, песчинки приятно щекочут ладошки…» А потом полейте часть песка водой и сравните ощущения от сжимания в руках сухого и влажного песка. Одинаковые ли ощущения, если положить на песок ладошки и прикоснуться к нему тыльной стороной ладони, если держать руки неподвижно и «повозить» ими по песку? А если встать сначала на сухой, а потом на влажный песок босыми ножками?

   Предложите малышу похлопать ладошками по песку, подвигать тыльной стороной ладони, «потопать» и «побегать» по нему пальчиками, захватить и зажать песок в кулачках. Попробуйте оставлять на сухом и влажном песке отпечатки ладошек, кулачков, пальчиков. На каком из них отпечаток получается четче? Пусть ладошки и кулачки крохи «походят» по песку, как медвежата, «попрыгают», как зайки, «поползают», как змейки. Покажите ребёнку, как закопать в песок кисти рук, а затем постараться освободиться, двигая только лишь пальчиками и сбрасывая с них песок. Или поиграйте в такую игру. Закопайте в песок свою кисть. Задача малыша выкопать вашу руку, но при этом до нее не дотрагиваться.

      Подскажите, что удобно сначала аккуратно обкопать руку вокруг, затем воспользоваться тоненькими палочками в качестве вспомогательных инструментов. Можно даже сдувать песчинки. Подобным образом в песок можно закапывать игрушки, а малыш пусть их выкапывает, тренируя точность и координацию движений. Предложите малышу закрыть глаза и попытаться на ощупь найти в песке ваши руки и откопать их. Это обогатит его тактильный опыт новыми ощущениями. Если у вас большой выбор всевозможных формочек для песка, поиграйте с малышом так. Разложите все формочки и попросите ребенка отвернуться или закрыть глаза. Тем временем вы оставляете на ровной песчаной поверхности отпечаток какой-нибудь формочки. Малыш открывает глаза и пытается определить, кто здесь только что побывал, т.е. ищет ту форму, с помощью которой был сделан отпечаток.

     Можно добавить к пластмассовым формочкам и другие предметы: шишки, камешки, пластиковые стаканчики. Они тоже оставляют интересные отпечатки. А если вы оставите след от своей ладони, сможет ли малыш определить, это была правая рука или левая? Вовлеките в игру и других ребятишек, играющих по соседству. Так у вас сразу расширится «парк» игрушек, да и играть будет веселее. А вот увлекательная игра, которая научит малыша классифицировать предметы по заданному признаку. Нарисуйте на песке несколько «домиков» – кругов, квадратов, треугольников.

    Расскажите малышу, что рыбки (если они есть в вашем песочном наборе) любят жить в круглых домиках, а, например, краб хочет непременно занять домик квадратный. Задания давайте исходя из наличия у вас игрушечной «живности». Пусть теперь малыш возьмет формочки и сделает в нужных «домиках» соответствующие песчаные фигурки или просто отпечатки формочек. Задание можно и усложнить: «Посели лошадку не в круглый, и не в квадратный домик». Или: «Кошечка хочет жить в домике без углов». Или, может, так: «собачке нравится домик, у которого четыре угла». А не познакомиться ли нам с последовательностями?

    Мама с помощью формочек выкладывает из песка цветочек, затем слоника и снова цветочек. Какая фигурка будет следующей? Если это легко – усложняем. Два цветочка, один слоник и вновь два цветочка. Что следом? Песок – тот удивительный материал, из которого можно сотворить все, что угодно. Обычно ребятишки строят руками, насыпая и утрамбовывая песок, выкладывая заборчики и выкапывая рвы. Чтобы разнообразить это занятие и придать постройкам более утонченный вид, предложите им использовать для строительства всевозможные формы. А еще лучше, займитесь строительством вместе с детворой. Предложите ему выложить песчаные горы и построить на них горную дорогу-серпантин с мостами над пропастью, бурными горными реками, тоннелями и прочими дорожными радостями. Можно даже дорожные знаки расставить. Достаточно лишь захватить на прогулку нарезанную квадратами и кружочками бумагу, зубочистки и маркеры. А потом покатать по дорогам маленькие машинки (например, из киндер-сюрпризов). Если вы захватите в песочницу набор домашних животных и маленьких человечков, девочкам понравится идея построить домик, двор, сделать загоны для животных и будку для собачки. Человечки могут ходить друг к другу в гости, пить чай за вылепленным столом, а если им что-то понадобится, то любую постройку можно соорудить по ходу игры. В песочнице можно разыграть любую сказку. Например, теремок. Сначала все участники игры его строят, потом распределяют роли: кто будет мышкой, а кто лисичкой. Для этого замечательно подойдут все те же игрушки из киндеров-сюрпризов. И даже если у вас нет нужных фигурок животных, не беда. Ведь в теремок можно поселить кого угодно. А потом придет мишка (бегемот, робот) и развалит хрупкий теремок. Но это вовсе не повод для огорчений. Ведь его можно вновь построить.

   Всем вместе. И еще лучше, чем прежде...

Оставить комментарий: