a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

38. Педагогический музыкальный проект "Радость творчества"

Автор: Федорова Надежда Викторовна Опубликовано: 2016-06-29 12:44:17

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детски й сад № 9 «Малахитовая шкатулка» Педагогический музыкальный п роект «Радость творчества» Музыкальный руководитель: Федорова Н. В г. Нижневартовск Краткая аннотация проекта Проект «Радость творчества» инновационный, долгосрочн ый, рассчитан на детей дошкольного возраста( 5- 7 лет) . Данный проект направлен на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной игры. В нем рассматривается поэтапная система работы, в перспективном планировании отражены основные направления работы с детьми, родителями и педагогами ДОУ. В проекте представлена диагностика уровней умений и навыков старших дошкольников по театрализованной деятельности на основе творческих заданий, разработан индивидуальный маршрут развития творческих способностей детей. Реализация проекта осуществляется во всех видах деятельности: непосредсвенной, образовательной и самостоятельной. Введение. «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…»( Б. М. Теплов) . В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. В Конвенции ООН о правах ребенка говорится, что образование ребенка, должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме. Государства- участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством. Государства- участники уважают и поощряют право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют представлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха. В концепции дошкольного образования отмечается «Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Особенностью этого периода является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности». В современной Концепции Российского образования сказано, что психолого- педаго гическими условиями становления субъектности человека является свобода действия, возможность выбора, ответственность за последствия своих действий и поступков, что возможно только при включенности ребенка в активную деятельност ь; формирование жизнеспособной личности, которая характеризуется умением принимать решения и достигать требуемого результата в неоп ределённых проблемных ситуациях; умением позитивно взаимодейст вовать с людьми других культур, культур, языков и религий; умением отстаивать свою точку зрения, обосновывая её, вести дискуссию таким образом, чтобы она приводила к новому пон иманию проблемы, а не к конфликту. Современные дети быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще такие дети проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, игры однообразны. Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: « недоиграл », т. е. не натренировалсвою фантазию и воображение в радостном процессе «сотворения игры». Такие дети на окружающий мир смотрят без удовольствия и особого интереса, как потребители, а не творцы. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Поэтому наиболее эффективной сферой развития творческих способностей является театрализованная игра. Игра- наиболее доступный ребенку, интересный способ переработки выражения эмоций, впечатлений. ( А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др) . Театрализованная игра – эффективное средство социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, благоприятное условие для развития чувств партнерства, освоения способов позитивного взаимоотношения. В театральной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости. Театрализованные игры дают большой простор для творческих проявлений. Каждый дошкольник обладает определенной творческой потенцией( Е. С. Громов, Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, Э. В. Ильенков, В. С. Мухина, Я. А. Пономарев и др. ) , но мера и характер ее проявления зависит от системы мероприятий, которые создает окружающая педагогическая среда. В ряде исследований, научно- методических публикациях доказана возможность активного и творческого участия дошкольников в играх- драматизациях как предпосылки театрализованной игры, раскрыты пути их развития в условиях дошкольного учреждения( Л. В. Артемова, Р. И. Жуковская, Н. С. Карпинская, Д. В. Менджерицкая, А. Я. Михайлова) . Однако собственно театрализованная деятельность детей раскрыта недостаточно. Известно незаконченное исследование Л. С. Фурминой и ряд научно- методических и практических статей из опыта работы по организации театрально- игровой деятельности дошкольников( Т. Неменова. Г. Прима, Р. Сигуткина, В. Силивон, Е. Рубенок, Л. Экки) . Более того, анализ литературы показывает распространенность взгляда на театрализованную игру как драматизацию готового сюжета, заучивание чужих слов, мизансцен и др. , т. е. механическое воспроизведение взрослого театра, что привело к появлению соответствующей методики, ее организации в детском саду. Вместе с тем, ценность этой деятельности в ее импровизационной сущности, в удовольствии, которое ребенок испытывает от подготовки спектакля, от длительного процесса игры в театр. Это положение дает основания для пересмотра методики руководства этим видом игр в дошкольном учреждении, ее ориентации на формирование у дошкольников навыков театрализованной деятельности, на развитие воображения, как психологической основы сценической игры. При этом «важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении. В настоящей детской обстановке все- от занавеса и до развязки драмы- должно быть сделано руками и воображением самих детей, и тогда только драматическое творчество получит свое значение и всю свою силу в приложении к ребенку» Л. С. Выготский. В процессе театрально- игровой деятельности все дети знают, кого, и что они будут изображать, но не все знают, как надо это делать. Развивающий эффект может дать только сформированная театрализованная игра, при которой дети принимают воображаемую ситуацию, могут развить сюжет, использовать средства образной выразительности. Однако, при организации и проведении театрализованной игры столкнулась с такими проблемами, как: Не достаточно развито воображение, монологическая и диалогическая речь, интонационно выразительная речь, умение импровизировать. Затрудняются в подборе движения для передачи игрового образа, используя мимику, жесты. Эмоциональная скованность детей в процессе игры. Возникает противоречие: с одной стороны- признание искусствоведческой и педагогической наукой значение театрализованной игры в творческом развитии ребенка; с другой стороны дефицит театрализованных игр в жизни детей вне стен детского сада. Преодоление этого противоречия возможно только при совместной системной организации работы коллектива ДОУ и семьи. Опираясь на вышеизложенные наблюдения исследователей, а также на существующие противоречия и недооцененная роль театрализованной игры для развития ребенка, я считаю тему моего проекта актуальной. Для решения данных проблем мною был разработан проект по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной игры «Радость творчества». Цель: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованных игр. Объект – процесс развития творческих способностей. Предмет – процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной игры. Задачи: развить творческое воображение, фантазию, умение импровизировать, самовыражаться; развить интонационно выразительность речи, умение владеть своим голосом, вести монологическую и диалогическую речь; обуча ть детей приемам манипуляции в ку кольных театрах различных видов; воспитывать чувства коллективизма, умение общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях. Новизна проекта заключается в разработке системы занятий театрализованными играми в синтезе известных программ и методик, в едином процессе обучающих и творческих моментов, адаптированной к условиям ДОУ, а также в разработке индивидуального маршрута развития творческих способностей детей. Содержание про екта Развитие творческих способностей происходит в рамках специфичных для дошкольников видов деятельности: игровой, музыкальной, театрализованной, речевой, изобразительной. Проект разработан с использованием программ «Театр – творчество- дети» Н. Ф. Сорокина, «Театр всевозможного» А. И. Буренина, «Волшебный мир театра» С. И. Мерзлякова; «Из детства в отрочество» раздел «театрализованная деятельность» Т. Н. Дороновой и на методики( Э. Г. Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников»; «Театр всевозможного» А. И. Буренина. ) Главные разделы проекта включают материал близкий, интересный и доступный детям. Проект «Радость творчества» инновационный, практико- ориентированный, долгосрочный, общественно- полезный, реализуется в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении № 9 «Малахитовая шкатулка». В педагогическом проекте задействована группа детей 5- 6 лет 24 ребенка и их родители, 2 воспитателя, педагог по изодеятельности, логопед. Работа над театрализованной игрой проходит элемент музыкального занятия, а также в индивидуальной работе с детьми. . Место проведения – театральная студия, музыкальный зал. Содержание проекта по развитию творческих способностей детей средствами театрализованных игр строится на основе педагогических принципов: - психологического комфорта – создание условий, в которых дети чувствуют себя как «дома», снятие стрессообразующих факторов, ориентация детей на успех и, главное, ощущение радости, получение удовольствия от самой деятельности. - творчества( креативности) – максимальная ориентация на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности; - целостного представления о мире – формирование личного отношения ребенка к полученным знаниям, а также умения применять их в своей практической деятельности; - вариативности – развитее у детей вариативного мышления, понимания возможности различных вариантов решения задач, умение искать выход из трудного положения, понимать, что безвыходных ситуаций практически не бывает. Этот принцип дает свободу творчества и самому педагогу, помогает находить различные варианты реализации требуемого содержания в работе с детьми; Учета возрастных и индивидуальных способностей. Так, один ребенок ограничится минимумом, а другой – возьмет все и пойдет дальше. Все остальные разместятся в промежутке между этими двумя уровнями в соответствии со своими способностями, возможностями и познавательными мотивами, т. е. дети самостоятельно выберут свой уровень по своему возможному м аксимуму; - импровизационность – театрализованная игра рассматривается как творческая деятельность, что обуславливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которой составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению; Единства действий и требований ДОУ, семьи и общества( поскольку воспитание происходит под влиянием многих факторов- семья, ДОУ, педагогический коллектив должны обеспечить единый и согласованные действия всех участников воспитательного процесса) . Работа проекта осуществляется по следующим направлениям: работа с детьми; работа с родителями; работа с педагогами. Работа с детьми. Творчество детей в театрально- игровой деятельности проявляется в трех направлениях: как творчество продуктивное( сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета) ; исполнительское( речевое, двигательное) – актерские способности; оформительское( декорации, костюмы и т. д. ) . Методы работы с детьми: наглядные( пособия, технические средства. ) . словесные( подбор и обсуждение репертуара, разъяснение и т. д. ) . практические( создание проблемной ситуации, игра, творческие задания, этюдная работа и т. д. ) . Методы воспитания: личный пример, поощрения. В организации работы используется подход, позволяющий реализовать основные этапы и логику театрализованной деятельности: ( А. И. Буренина) . - мотивация к игре; - определение темы и цели игры; выбор игровых средств, распределение ролей; апробация и корректировка выбранных ролей и путей достижения цели( апробация различных вариантов) ; достижение игровой цели; осознание результатов игры. В содержание работы с детьми включены следующие направления. Основы театральной культуры. Дети получают знания о театральных профессиях, атрибутах театра. Знакомятся с особенностями театрального искусства, его видами, историей театра; формирование культуры зрителя. Основы актерского мастерства. Развиваются актерские умения и навыки воображения, сценическое внимание и действия в предлагаемых обстоятельствах, перевоплощения; формирует способность понимать эмоциональное состояние человека и умение адекватно выражать свое настроение. Основы кукольного театра( приемы кукловождение) . Дети знакомятся в различными видами театров: напольный( люди- куклы, конусный, тростевой) , обучаются приемам кукловождения различных кукольных театров( настольный, теневой, бибабо, пальчиковый, «живая рука» и др. ) Ритмопластика. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, которые обеспечивают развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, свободы и выразительности телодвижений, обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Культура и техника речи. Этот раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, учатся владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией; игры со словом развивают связную и образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Работа над спектаклем. Базируется на авторских пьесах( дети знакомятся с пьесой, сказкой) , а также работа над спектаклем – от этюдов до рождения спектакля. Ход занятий характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. Вокруг игрового сюжета выстраиваю содержание различных видов деятельности, подбираю творческие игры, упражнения, задания, которые рассчитаны на активное участие каждого ребенка. Полученные знания и умения выносятся в свободную деятельность. Работа с педагогами. Задачи: Повысить компетентность педагогов; Поднять педагогическую культуру в области театрального искусства. Формы работы с педагогами: Руководство театральной игрой. Система обучающих занятий для педагогов по руководству театрально- игровой деятельностью. Творческая мастерская. Ознакомление с правилами изготовление костюмов, декораций, игрушек, масок, кукол для театра, пригласительных билетов и афиш. Работа по художественно- техническому оформлению спектакля. Проведение праздников, досугов и развлечений. Сценарная, режиссерская и постановочная работа с детьми, работа над целостным спектаклем: анализ содержания произведений, распределение ролей, игровые упражнения, этюды, которые способствуют практическому и эмоциональному освоению действий по сюжету. Работа с родителями Задачи: Повысить уровень педагогической культуры родителей; Организовать творческое взаимодействие в совместной театрализованной деятельности детей и взрослых( совместные мероприятия и т. д. ) Данный проект предполагает следующие формы работы с родителями: Родительские собрания. Выношу те темы, которые наиболее актуальны в данный момент. Например, «Как организовать домашний театр». На них обсуждаются вопросы организации совместного посещения кукольного театра, концерта или это вопросы, связанные с подготовкой к совместному с детьми спектаклю. Для того чтобы отношения стали, более доверительными использую музыкальные игры, где участниками становятся родители. Они создают дружескую, доверительную, творческую атмосферу. - Круглый стол «Вы спрашиваете, мы отвечаем » Проводятся практические занятия по организации домашнего театра: кукольные представления, игры- импровизации и т. д. , используя имеющиеся в доме игрушки или изготавливая кукол своими руками. В домашнем театре можно использовать музыкальное сопровождение с помощью детских музыкальных инструментов или инструментов- самоделок, имитирующих разные шумовые эффекты. Консультации по вопросам художественно- эстетического воспитания детей. Иногда провожу индивидуально, когда есть необходимость в общении с отдельной семьей. Например, как создать необходимые условия для художественно- эстетического развития в семье. - Анкетирование. Например, «Отношение семьи к совместной культурно- досуговой деятельности», «Любите ли вы театр? ». Это дает возможность более эффективно построить работу по театрализованной деятельности детей и взрослых. - Открытые занятия для родит елей. «Вместе играем». Активное участие родителей в различных мероприятиях. Для того чтобы привлечь к участию и тех родителей, которые стесняются выступать на публике, предлагаю задания, которые родители выполняют все вместе. Все это активизирует родителей, создает атмосферу свободы, раскованности. Театральная мастерская. Совместное изготовление декораций, игрушек, масок, кукол для театра, инструментов- самоделок. Занятия в мастерской проводятся один раз в месяц. Домашние задания. Являются важной формой взаимодействия. Дети получают посильное для них задание, к выполнению которого должны подключиться и родители. Выполняя его, дети закрепляют определенные навыки, и в тоже время взаимодействуют с родителями, что улучшает климат семьи, вызывает у родителей интерес к жизни ребенка в детском саду. Дневник наших встреч. В него вносятся различные достижения ребенка: фотографии, сделанные во время праздников, развлечений, рисунки, а также в нем запечатлены страницы общения взрослых с детьми в театральной деятельности. Совместные праздники могут способствовать укреплению семейныхсвязей через общее творчество, прикосновение к культуре и искусству, помогут в игровой и занимательной форме донести до родителей интересы и переживания ребенка, познакомить их с тем, что происходит в детском саду, сделать активными единомышленниками. Так давайте же решать проблему взаимодействия «всем миром – детским садом, обществом». Ресурсы Ресурсы Характеристика ресурсов Временные Два года с поэтапной реализацией проекта 1 этап: март- май 2014 год. 2 этап: сентябрь 2014 по апрель 2016 учебный год. 3 этап: май 2016 учебного года. Информационные Программа «Театр- творчество- дети» Н. Ф. Сорокина. Учебно- методическое пособие «Театр всевозможного» А. И. Буренина. Программа «Волшебный мир театра» С. И. Мерзлякова. Методика «Театрализованные игры в детском саду» Т. И. Петрова. Человеческие( кадровые) Заведующий детским садом- создать условия для организации и проведения мероприятий; Зам. зав по ВМР- обеспечить необходимой документацией, литературой всех участников проекта, методическими разработками; Педагог по изодеятельности – помощь в оформлении, изготовление декораций. Воспитатели – помощь реализации проекта; Зам. зав. по хоз. части- материально- техническое обеспечение. Материально- технические Инновационное: Компьютр, мультимедиа, ноутбук. медиатека потешек, скороговорок. Фортепиано, музыкальный центр, музыкальные инструменты, различные виды театра, костюмы, мини- гримерная, сцена, синтезатор, музыкальное сопровождение в записи на СД, декорации, ширма, дидактические игры. Партнеры Детский сад осуществляет сотрудничество с учреждениями социума Партнеры Предмет отношений Руководитель проекта Разработка, реализация, руководство проектом. Заведующий ДОУ Обеспечивает материально- техническую базу проекта. Заместитель заведующего по ВМР Осуществляет контроль по реализации проекта. Воспитатели Оказание помощи реализации проекта( выявление способных детей к театрализованной игре) . Педагог по изодеятельности. Оказание помощи в реализации проекта( оформление театрализованной игры) . Педагог- психолог Психологическая характеристика эмоциональности детей. Родители В формировании личности ребенка отводится приоритетная роль семьи. «Семья- это та первичная среда, где человек учится творить добро». Педагог- логопед Работа над речевым аппаратом. ЦДиТТ Участие в проводимых мероприятиях, выставках. Преемственность со школой Реализация системы преемственности образования, обучения и воспитания детей. Детский театр кукол « Барабашка », « Чунга Чанга »; Детская школа искусств( театральное отделение) Приобретение детьми опыта в театрализованной игре на примере не только взрослых, но и детей Этапы и сроки реализации проекта Аналитический Март- Май 2014 год. Подбор, изучение и краткий анализ психологической, методической и педагогической литературы; анкетирование родителей, индивидуальные беседы; определение цели и задач; изучение потребностей родителей в театрализованной игре; 2. Основной Сентябрь 2014г. по апрель 2016 учебный год. Апробация методик, технологий и средств обучения; разработка и систематизация материала, корректировка планирования работы с родителями. Включает реализацию намеченных планов. 3. Заключительный Май 2016 учебный год. проведение анализа и теоретического обоснования данных, полученных в результате реализации проекта; обобщение опыта работы; разработка рекомендаций для воспитателей и родителей по развитию творческих способностей через театрализованную игру. Условия реализации проекта: комфортная психологическая обстановка; теплая, дружелюбная обстановка в семье и детском коллективе; накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником; накопление опыта исполнительства; оснащение театрализованной деятельности, как в детском саду, так и в семье музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами, атрибутами, детскими музыкальными инструментами. Результативность. 1. На первом этапе работы проекта были созданы условия для организации и проведения театрализованных игр, способствующих творческому развитию детей; 2. Предметно – развивающая среда. Совместно с родителями и воспитателями изготовлены различные виды театров, маски- шапочки необходимые для игры; 3. Оборудованы мини- гримерная, костюмерная; 4. За время работы собрала и систематизировала игры и упражнения: с движениями, на имитацию голоса с использованием пальчикового театра, игры- пантомимы, игры – превращения, творческого воображения. Подобраны различные виды этюдов: на развитие памяти, внимания, воображения, на выражение основных эмоций, отдельных черт характера человека и животных, на пластику движений; 5. Проведено анкетирование родителей с целью выявления отношения семьи к совместной культурно – досуговой деятельности; 6. Проведены совместные мероприятия: «осенняя ярмарка», Викторина «Осенний калейдоскоп», КВН «Нам не страшны преграды, если мама рядом» и др. ; 7. Разработан индивидуальный маршрут развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Диагностика уровней умений и навыков старших дошкольников по театрализованной деятельности проводится на основе творческих заданий, разработанных доктором педагогических наук, профессором Т. С. Комаровой и кандидатом педагогических наук, доцентом О. А. Соломенниковой. 1. Основы театральной культуры. Устойчивый интерес детей к театральной деятельности, знает различные виды театра, правила поведения в театре, охарактеризовать театральные профессии. 2. Речевая культура. Понимание главной идеи, содержания литературного произведения, пояснение своего высказывания; умения дать подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев, пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно- образные средства выразительности речи. 3. Эмоционально- образное развитие. Умения применять в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характера героев, используя различные средства выразительности. 4. Навыки кукловождения. Умение импровизировать с куклами разных систем в работе над спектаклем. Способы проверки достижения требования к знаниям, умениям и навыкам воспитанников. Диагностическая карта обследования развития творческих способностей детей в играх- инсценировках и играх драматизациях Педагогическая диагностика развития детей. Под редакцией Т. С. Комаровой и О, А. Соломенниковой) . Показатели Эмоционально воспроизвести общий характер героевобраза( мимика, жест, пантомима) Умение импровизировать на заданную тему Самостоятельно подбирать движения в соответствии с эмоционально- образным содержанием музыки. Умение вести диалог от лица персонажа Интонационная выразительность речи Пересказ знакомого текста Управление силой голоса, темпом речи. Умение самостоятельно подбирать способ оригинальных действий для передачи игрового образа. Развитие воображения ФИО ребенка ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Высокий уровень( 18- 21 баллов) . Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного произведения( пьесы) . Творчески интерпретирует его содержание. Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находить выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно- образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно- творческой деятельности. Самостоятельно создает эскизы персонажей и декораций, проявляет фантазию в их изготовлении из различных материалов. Импровизирует с куклами различных систем. Свободно подбирает музыкальные характеристики к персонажам или использует ДМИ, свободно поет, танцует. Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы. Средний уровень( 11- 17 баллов) . Проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра и театральных профессиях. Понимает содержание и главную мысль литературного произведения. Дает словесные характеристики персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения и образные выражения. Владеет знаниями о эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью воспитателя. Создает по эскизу или словесной характеристике- инструкции воспитателя образ персонажа и декорации к спектаклю. Владеет навыками кукловождения, может применять их в свободной творческой деятельности. С помощью воспитателя подбирает музыкальные характеристики к персонажам и единицам сюжета. Проявляет активность и согласованность действий с партнерами. Активно участвует в различных видах творческой деятельности. Низкий уровень( 7- 10 баллов) . Малоэмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра. Знает правила поведения в театре. Понимает содержание произведения, но не может выделить единицы сюжета. Пересказывает произведение только с помощью воспитателя. Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения. С помощью воспитателя создает рисунки( эскизы) к основным действиям спектакля. Не может самостоятельно изготовить декорации, персонажи к спектаклю. Владеет элементарными навыками кукловождения, но не проявляет инициативы их продемонстрировать в процессе работы над спектаклем. Затрудняется в подборе музыкальных фрагментов к спектаклю даже с помощью воспитателя. Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности. Не самостоятелен, выполняет все операции только с помощью воспитателя. На данном промежуточном этапе из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что проводимая работа по реализации данного проекта дала ощутимые результаты. В результате реализации проекта «Развитие творческих способностей средствами театрализованной игры» мои воспитанники демонстрируют высокий уровень развития творческих способностей: у 94% детей на высоком уровне сформировано умение передачи характерных черт героев; у 86% детей на высоком уровне развито умение вести диалог от лица персонажа; у 83% детей на высоком уровне развита интонационная выразительная речь, умение управлять силой голоса, темпом речи; у 75% детей на высоком уровне развито воображение, умение импровизировать. Ожидаемый результат Театрализованная игра станет и средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников; Жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграции игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально- игровой деятельности; Устойчивое развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: творческого воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти; Доверительный творческий стиль обучения, обеспечивающий непринужденность и заинтересованность в работе каждого ребенка, педагогического коллектива и коллектива родителей в целом; Воспитанники будут являться участниками и призерами городских конкурсов. Теоретическая разработка изучаемой проблемы и промежуточные результаты работы над педагогическим проектом позволили сделать следующие выводы: Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной игры – актуальная проблема теории и практики художественно- эстетического воспитания дошкольников; Театрализованная деятельность является источником развития чувств переживаний и эмоциональных открытий ребенка, т. е. развивающая эмоциональную сферу ребенка; Театрализованная игра дошкольников в развитии творческих способностей представляет взаимосвязанный процесс развития детского творчества в различных видах деятельности в едином педагогическом процессе; Взаимодействие семьи и детского сада способствует эмоциональному, интеллектуальному развитию ребенка, формированию духовно- нравственных понятий. Промежуточный результат работы над проектом показывает, что мои воспитанники являются участниками и неоднократными победителями в городском фестивале детского и юношеского творчества « Самотлорские роднички»: Диплом 1 степени в номинации «Сценическое искусство»( 2014г. ) ; 3 место в номинации «Хореография»( 2014г. ) ; Диплом лауреата 1 степени в номинации «Эстрадный вокал»( 2015г) ; Диплом лауреата 2 степени в номинации «Эстрадный вокал» творческий коллектив «Карамельки»; воспитанники являются участниками городских мероприятий в рамках работы «Объединения ЮИД»( 2014г. ) ; диплом участника в конкурсе «Экологическая сказка» в номинации «Театральная сказка» в рамках международной акции «Марш парков- 2014»; 3 место в конкурсе «Планета детства» в номинации «Литературно- музыкальная композиция ». Перспективы дальнейшего развития проекта Данный проект будет представлен на городском методическом объединении музыкальных руководителей, а также на сайте дошкольного образовательного учреждения. Привлечение в работу проекта детей дошкольного возраста 4- 5 лет и их родителей. Список литературы. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. – М. , 1991. Буренина А. И. Театр всевозможного. С- П, 2002. Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребенок. – М. , 1972. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М. , 1991 Венгер Н. Ю. Путь к развитию творчества. Дошкольное воспитание. - 1982/ 11 с 32- 38. Гончарова О. В. Театральная палитра. Творческий центр, - М. , 2010. Доронова Т. Н. Развитие детей в театрализованной деятельности. - М. , 1997. Додокина Н. В. Семейный театр в детском саду. / Совместная деятельность педагогов, родителей и детей/ . Синтез, - М. , 2008. Зацепина М. Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности. / Обзор программ дошкольного образования/ . ТЦ. М. , 2010. Кандала Т. И. «Занимаемся, празднуем, играем». – Волгоград: Учитель, 2010. Комарова Т. С. «Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу». – Ярославль: Академия развития, 2006. - 144с. Мерзлякова С. И. «Волшебный мир театра. –М. , 1999. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. ТЦ. - М. , 2001 Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду. - М. , 2000. Сорокина Н. Ф. Театр- творчество- дети. – М. , 2002. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. –М. , Владос 2001. Чистякова М. И. Психогимнастика. – М. , 1990. Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. - М. , Мозаика- Синтез, 2010.

Оставить комментарий: