a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Программа "Азбука безопасности".

Автор: Дегтяренко Елена Евгеньевна Опубликовано: 2016-07-14 08:29:42

Документы для скачивания

Авторы Журкова Татьяна Валерьевна, Свистунова Марина Викторовна, Булочкина Галина Ивановна, Дегтяренко Елена Евгеньевна- воспитатели, муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида №29 «Ёлочка» города Нижневартовска. Электронный адрес: mbdoy_ 29@ mail. ru Почтовый адрес: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №29 «Ёлочка», 628615, улица Спортивна, дом 2, город Нижневартовск, Ханты – Мансийского автономного округа – Югра, Тюменская область. Название работы: Пр ограмма «Азбука безопасности » Краткая аннотация В данной работе представлен опыт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида №29 «Ёлочка» города Нижневартовска по организации системы работы с детьми от 5 до 7 лет с нарушениями опорно- двигательного аппарата по обеспечению устойчивого развития учреждения, путем повышения эффективности формирования основ безопасности жизнедеятельности совер шенствование системы безопасного воспитания на основе реализации индивидуального подхода к детям с ограниченными возможностями здоровья. Содержание Пр ограммы «Азбука безопасности » Паспорт программы……………………………………………………………. . …. . 2 Пояснительная записка……………………………………………………………. . 3 Концепция программы……………………………………………………………. . 5 Принципы построения программы Этапы реализации программы Условия реализации программы…………………………………………………. . . 6 Содержание программы……………………………………………………………. 7 Работа с детьми……………………………………………………………. . . 8 Работа с родителями( законными представителями) воспитанников…. . . 24 Работа с педагогическим коллективом дошкольного учреждения……… 27 Ресурсное обеспечение программы……………………………………………. …. 27 Оценка эффективности программы…………………………………………. …. … 27 1. Паспорт программы Наименование программы Программа «Азбука безопасности» для детей с ограниченными возможностями здоровья география Город Нижневартовск Ханты- Мансийского автономного округа- Югры Автор программы Журкова Татьяна Валерьевна, Булочкина Галина Ивановна, Свистунова Марина Викторо вна, Дегтяренко Е лена Евгеньевна- воспитатели высшей и первой квалификационной категории, Г олошивец Софья Петровна – заместитель заведующего по ВМР, Корнеенко Татьяна Михайловна – заведующий, муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида №29 «Елочка» Тип программы образовательная Вид программы модифицированная Целевые группы Группы компенсирующей направленности( с нарушениями опорно- двигательного аппарата) для детей от 5 до 7 лет Срок реализации 2 года Уровень реализации Дошкольное образование Цель программы Цель: Воспитание у дошкольников ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности. Формирование представлений об адекватном поведении в неожиданных ситуациях, навыков самостоятельного принятия решений, а также воспитание ответственности за свои поступки. Задачи программы- сформировать основные правила личной безопасности дошкольников; - обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей; - развивать познавательные, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки; - разви ва ть социальный и эмоциональный интеллект, чувство взаимопомощи в экстремальной ситуации у дошкольников; - учить детей  оказыва ть помощь себе и пострадавшим; - воспитывать личностные  навыки безопасного поведения в социуме и в быту- модернизировать предметно- пространственную среду на основе внедрения в образовательный процесс инновационных технологий; - создать и внедрить в практику систему теоретических и практических занятий, учебно- методический комплекс материалов для детей, родител ей и педагогов по формированию основ безопасности жизнедеятельности; - повысить вовлеченность родит елей в деятельность ДОУ; - повысить информационную культуру родителей по вопросам общественной и личной безопасности; Направленность программы Пр ограмма «Азбука безопасности »- комплексная система воспитания основам безопасности жизнедеятельности старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Программа подразумевает тесное переплетение практики и теории, подтверждение теоретических знаний практическими заданиями, упражнениями. Она предполагает работу с детьми, педагогами, родителями. Основное содержание работы с детьми по программе строится по нескольким направлениям: 1. Ребенок на улице 2. Ребенок дома 3. Ребенок на природе Ожидаемые результаты Готовность воспитанников, родителей и педагогов к овладению знаниями и навыками по преодолению различных экстремальных ситуаций, готовность с их помощью обеспечить максимальную защиту жизни и здоровья, как своих, так и окружающих. Успешное освоение образовательной программы ДОУ, в том числе и по соблюдению условий обеспечения своей и общественной безопасности, готовность выпускников ДОУ к обучению в школе. Развитие творческой активности детей, как средства изучения способов преодоления экстремальных ситуаций и обеспечения безопасности. Повышение заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДОУ, активное взаимодействие с ребенком и педагогами в вопросах применения в воспитательно- образовательной деятельности опыта противодействия экстремальным ситуациям. Повышение информационной культуры родителей по вопросам общественной и личной безопасности. Повышение социального статуса ДОУ в вопросах обеспечения защищенности воспитанников от чрезвычайных происше ствий и экстремальных ситуаций. Обобщение накопленного опыта по комплексному и многоуровневому подходу при формировании безопасного образовательного пространства. Рост профессиональной компетентности педагогов в области форм ирования культуры безопасности. Внедрение в практику: системы теоретических, практичес ких занятий; учебно- методических материалов для детей, педагогов, родителей. Внедрение в образовательный процесс новыхинновационных техноло гий; Обеспечение системы мер по обучению воспитанников с ограниченными возможностями здоровья действиям в чрезвычайных ситуациях. Увеличение уровня знаний и пред ставлений об основах безопасности жизнедеятельности на 23% . Увеличение до ли родителей на 16% вовлеченных в деятельность дошкольного образовательного учреждения, информирование родителей. Отсутствие детского травматизма Система контроля Контроль над ходом выполнения программы осуществляет совет педагогов МБДОУ ДСКВ №29 «Ёлочка» 2. Пояснительная записка Во всем мире все больше внимания уделяется вопросам безопасности человека: анализируются итоги различных видов трудовой деятельности, изучаются проблемы производственной безопасности и охраны окружающей среды, рассматриваются теоретические вопросы защиты от опасностей природного, техногенного и социального происхождения, идет интенсивный поиск путей формирования у подрастающего поколения привычек здорового образа жизни. Современное общество несет колоссальные материальные и человеческие потери от всего перечисленного выше. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых( педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения.        Правила поведения, и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека. Каждая среда: город, сельская местность, домашняя обстановка – диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, требует и обучения сотрудников ДОУ, воспитанников и их родителей безопасному поведению в сложных условиях социального, техногенного, природного экологического неблагополучия.            Чтобы вызвать интерес у детей к данной проблеме,  разработана программа «Азбука безопасности», направленная на формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения. Актуальность: Самое ценное – здоровье и жизнь ребенка. Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности. Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей. Цель: Воспитание у дошкольников ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности. Формирование представлений об адекватном поведении в неожиданных ситуациях, навыков самостоятельног о принятия решений, а также воспитание ответственности за свои поступки. Задачи: сформировать основные правила личной безопасности дошкольников; - обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей; - развивать познавательные, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки; - развивать социальный и эмоциональный интеллект, чувство взаимопомощи в экстремальной ситуации у дошкольников; - учить детей  оказывать помощь себе и пострадавшим; - воспитывать личностные  навыки безопасного поведения в социуме и в быту- модернизировать предметно- пространственную среду на основе внедрения в образовательный процесс инновационных технологий; - создать и внедрить в практику систему теоретических и практических занятий, учебно- методический комплекс материалов для детей, родителей и педагогов по формированию основ безопасности жизнедеятельности; - повысить вовлеченность родителей в деятельность ДОУ; - повысить информационную культуру родителей по вопросам общественной и личной безопасности; 3. Концепция программы Девиз программы: «Чувствовать. Познавать. Творить». Тип программы- практико- орие нтирова нный. Данная программа рассматривает опережающее развитие как постановку перед ребенком целей и задач на интеллектуальное и социальное самообучение. Это позволяет создать систему мотивации для саморазвития личности ребенка, привить системный позитивный образ мышления, развить способность ребенка оценивать последствия поступков и влияние привычек на качество жизни, и наконец, получать удовольствие от развития собственных талантов и склонностей. В данной программе социально значимой проблемой является безопасное поведение детей в окружающем мире: правила безопасного поведения на дороге и профилактика детского дорожно- транспортного травматизма; правила пожарной безопасности в быту, при чрезвычайных ситуациях, правила поведения в природе. Данная программа носит открытый характер, что дает возможность включению в Программу достаточного количества участников и их инициатив в решении поставленных задач. Программа построена на принципах реалистичности и реализуемости, что дает возможность выполнить те цели и задачи, которые поставленные в ней. В процессе реализации программы предполагается активизировать всех участников процесса, с целью повышения эффективности и результативности. Задачи данной Программы вытекают из основных задач Программы ДОУ. 4. Принципы построения программы Принцип единства переживания, познания, действия в процессе обучения детей дошкольного возраста. Эмоциональное переживание ребенком 5- 8 лет конкретных ситуаций, дает ее возможность ставить себя на место другого объекта, а затем уже на рациональном уровне понять свои поступки, подлинные чувства, мысли и явления. Принцип содружества, сотрудничества, сотворчества воспитателя и ребенка. Принцип развивающего обучения, реализуется путем создания проблемных ситуаций, поощряющих детей к творческому познанию и преобразованию явлений окружающей действительности и своего «я». Принцип интегрированного подхода к реализации поставленных задач- основан на г армоничном переплетении всех видов детской деятельности – игры, обучения, труда, общения. Принцип доступности. Учет возрастных особенностей детей, адаптированность материала к возрасту. Принцип систематичности и последовательности. Постепенная подача материала от простого к сложному. Частое повторение усвоенных правил и норм. Принцип наглядности – учет особенностей мышления. Принцип дифференциации. Учет возрастных особенностей. Создание благоприятной среды для усвоения норм и правил безопасности жизнедеятельности каждым ребенком. 5. Этапы реализации программы 1. Вводный этап. Подготовительный Ознакомление с теоретическими основами методик, технологий. Диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об основах безопасности жизнедеятельности. Изучение мнения родителей и получение семейной поддержки. Анализ исходно го состояния предметно- развивающей среды в группе. 2. Основной этап. Практический. Организация развивающего образовательного пространства в группе, создание условий и оформление необходимого материала. Взаимодействие с семьей по вопросам безопасности жизнедеятельности воспитанников. 3. Заключительный этап. Аналитический Мониторинг детей. Спецопрос родителей. Выводы и предложения( приложение №2) 6. Условия реализации программы Реализация программы «Азбука безопасности» предусматривает проведение одного интегрированного занятия в месяц, предусмотренного в разделе «Познавательное развитие». Материал, предлагаемый детям, можно использовать в любом из режимных моментов деятельности группы, начиная с утреннего приема детей( беседы) , сюжетно – ролевые, театрализованные, подвижные игры, продуктивная деятельность детей и т. д. Дидактические игры, разработанные по темам программы, можно использовать в самостоятельной игровой деятельности детей: игры- тесты, игры- загадки, игры- развлечения, игры- задания, сказки. В работе с детьми используется опытно – экспериментальная и исследовательская деятельность. Широко используются педагогические технологии: личностно ориентированного обучения, сотрудничества, технология проектно го обучения, игровые технологии, ИКТ. К участникам образовательного процесса относятся: воспитанники, родители, педагоги. Организация образовательного процесса: Группа: старшая, подготовительная. Срок реализации программы: два года. Формы работы с детьми: групповая, подгрупповая, индивидуальная Для решения вопросов по внедрению программы развития создаются условия: Организационные Организационные условия предполагают создание новых структур, которые будут отвечать, корректировать, направлять работу по реализации программы. Каждая из подразделений данной структуры выполняет определенные функции: В оспитатели осуществляют образовательный процесс, формируют знания: формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям; - обогащать представления о доступном ребенку предметном мире и назначении предметов, о правилах безопасного использования; - познакомить с элементарными правилами безопасного обращения с предметами дома и на улице. - п ознакомить с ситуациями, угрожающих здоровью, используя в работе разнообразные формы, методы и приемы; Инструктор по физической культуре проводит физкультурно- оздоровительную работу с учётом правил безопасности жизнедеятельности. Совет родителей осуществляет контроль над работой участников педагогического процесса, принимает участие в совместной деятельности ДОУ и семьи в организации развлечений по безопасности, ПДД, проведение гостиных и т. д. ; Заведующий осуществляет контроль над работой всех подразделений, контролирует управленческую и финансово- экономическую деятельность, учебно- воспитательный процесс, обеспечивает взаимодействие с родителями. 7. Средства реализации программы Вид деятельности Средства реализации Специально- организованное обучение Занятия из программы «Азбука безопасности» включены в раздел «Познавательное развитие и проводятся 1 раз в месяц по перспективно- тематическому плану. Совместная деятельность педагога с детьми. Раздел ы программы: «Ребенок на улице», «Ребен ок дома», «Ребенок на природе», интегрированы в различные моменты: игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей. Предметно- развивающая среда. Организация развивающей среды, способствующей конструированию вариантов личной и общественной безопасности Работа с родителями. Предполагает системное и планомерное взаимодействие триады родитель – ребенок – педагог и включает разные формы работы. мониторинг Усвоение программных зад ач по основам безопасности жизнедеятельности 8. Методы реализации программы. Практические: - Создание здоровьесберегающей и развивающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в группе. - Демонстрация разных ситуаций, несущих опасность для здоровья ребенка. - Создание уголка безопасности в группе для использования полученных знаний в игровой и самостоятельной деятельности. - фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия. - индивидуальная работа. - дидактические игры и игровые упражнения. - совместная деятельность педагога с детьми. - самостоятельная деятельность детей. - просмотр видеоматериалов. - развлечения. - проекты- игры с использованием интерактивной доски. Словесные: - Беседы. - Чтение художественной литературы. - Заучивание стихотворений. - Консультации. - Наблюдения. - сюжетно- ролевые игры- Подвижные игры. Наглядные: - Организация выставок, конкурсов. - Сбор фотоматериалов. - Рассматривание иллюстраций, схем, плакатов. - Информационно- агитационные стенды. - Театрализованная деятельность. - Личный пример взрослых. 9. Содержание программы Первый блок программы – работа с детьми, включающая формирование представлений о б основ ах безопасности жизнедеятельности. Работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста состоит из следующих разделов: 1. Ребенок на улице. 2. Ребенок дома. 3. Ребенок на природе. Второй блок программы – повышение образовательного уровня педагог ов в вопросах безопасности жизнедеятельности дошкольников. Третий блок программы – просвещение родителей в формирова нии основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста. Четвертый блок программы- Организация здоровьесберегающей и развивающей среды, способствующей конструированию безопасности жизнедеятельности дошкольников. 9. 1. Работа с детьми Работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей от 5 до 7 лет состоит из следующих разделов: Ребенок на улице: Учить детей различать знаки дорожной грамоты: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно- указательные. Формировать устойчивое представление детей об устройстве улицы: тротуар, проезжая часть, разделительная полоса, двор, перекрёсток. Познакомить детей с понятиями «островок безопасности», «надземный» или «подземный» пешеходный переход. Закрепить правила безопасного поведения на дороге осенью, зимой, весной; правила езды на велосипеде и правила поведения в транспорте. Продолжать знакомить с в идами и назначением транспорта. Формировать у детей осознанное отношение к личной безопасности, воспитывать грамотного пешехода. Ребенок дома: Р асширить представления детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме, уметь пользоваться телефоном. Продолжать знакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на улице, в транспорте, возможных контактах с незнакомыми людьми, с тем как правильно вести себя в таких ситуациях. Ребенок на природе: П ознакомить детей с элементарными правилами без опасного поведения в природе; С формировать умение самостоятельно применять их в жизни. Формировать понятия взаимосвязи и взаимодействия всех природных объектов. Закрепить знания детей о явлениях природы, знакомить с правилами поведения во время бури и сильного ветра( урагана) , грозы и гололеда. Закрепить знания об опасностях, возникающих при конт акте с насекомыми и животными, ф ормировать представления о правилах поведения при встрече с ними. Познакомить с правилами безопасного поведения возле воды и на воде; о причинах несчастных случаев на воде; формировать знания о действиях в случае опасности на воде. Учить внимательно относиться к растениям в природе, познакомить с ядовитыми грибами и растениями; учить узнавать их Планирование образовательной деятельности по формированию основ безопасности жизнедеятельности в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет раздел Непосредственно – образовательная деятельность 1 раздел «Ребёнок на улице» Тема: «Для чего нужны правила дорожного движения» Цель: познакомить с понятием «Правила дорожного движения». Учить распознавать места, опасные для детских игр. Формировать навык осознанного поведения на улице. Способствовать развитию графических навыков. Тема: «Улица» Цель: закрепить знания о местах, опасных для детских игр. Познакомить с понятиями «улица», «проезжая часть», «тротуар», «пешеход», «водитель». Познакомить с правилами движения по тротуару. Формировать навык правостороннего движения по тротуару, внимательного и осознанного поведения на улице. Начать формирование положительного образа пешехода, соблюдающего правила дорожного движения. Тема: «Транспорт» Цель: закрепить понятие «улица», «проезжая часть», «тротуар», «пешеход». Закреплять знания об основных видах наземного транспорта, об основных частях автомобиля. Познакомить детей с правилами поведения на остановке пассажирского транспорта. Способствовать формированию культуры поведения в общественном месте, монологической и диалогической речи. Тема: «Пассажир» Цель: закреплять понятие «пассажирский транспорт», знания об основных видах транспорта. Познакомить с понятием « пассажир». Формировать представление о правильном поведении в транспорте. Вырабатывать навык осознанного поведения на дороге. Тема: «Правила обхода транспорта». Цель: закрепить понятия «пассажирский транспорт», «пассажир», правила поведения в транспорте. Познакомить с правилами обхода транспортных средств. Формировать умение правильного обхода различных транспортных средств. Способствовать выработке навыка осознанного поведения в транспорте и на дороге. Тема: «Уроки осторожности» Цель: обучать основам личной безопасности. Развивать умение анализировать проблемные ситуации вне дома. Учить видеть потенциальные опасности вокруг себя и тому, как их избежать. Помочь обрести уверенность в себе, победить страх, уметь найти выход из опасной ситуации. Тема: «Катание на велосипеде, самокате, роликах в черте города». Цель: рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть в городских условиях при катании детей на велосипеде, самокате, роликах. Научить детей правилам поведения в таких ситуациях. Закрепить с детьми знания правил уличного движения Тема: «Если ты гуляешь один». Цель: развивать у детей понятие о необходимости соблюдения правил безопасности во время прогулок без взрослых. Продолжать формировать навыки поведения в отношениях с незнакомыми людьми. Закреплять правило «Не трогать на улице незнакомые предметы». Тем а: «Регулировщик». Цель: закреплять понятия «пешеход», «тротуар», « проезжая часть», знания об основных сигналах светофора. Формировать представление о работе регулировщика, познакомить с основными жестами регулировщика, соответствующими сигналам светофора. Тема: «Безопасность при любой погоде». Цель: знакомить с правилами поведения на улице зимой, с мерами по предотвращению травматизма. Формировать ответственное отношение к вопросам личной безопасности. Тема: «Перекрёсток» Цель: закреплять правила перехода улицы по пешеходному переходу. Формировать представления о перекрёстке, модель безопасного поведения на перекрёстке. Отрабатывать навыки движения через проезжую часть в соответствии с сигналами светофора. Учить правильно переходить перекрёсток. Способствовать развитию вариативного мышления. Итого по 1 разделу «Ребенок на улице»- 12 занятий 2 раздел «Ребёнок дома» Тема: «Незнакомец звонит в дверь». Цель: продолжать формировать представление о том, почему нельзя открывать двери посторонним. Учить детей правилам безопасности в ситуации, когда они остаются дома одни. Выработать алгоритм поведения в неожиданной ситуации, учить применять на практике, в реальной жизни. Тема: «В мире опасных предметов» Цель: закрепить у детей представления об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими. Тема: «Электроприборы». Цель: закрепить у детей представления об электроприборах, об их значении для людей, о правилах пользования ими. Развивать у детей понятие о необходимости соблюдения правил безопасности. Тема: «Каждому опасному предмету- своё место». Цель: уточнить знания детей о правилах пользования колющими, режущими предметами. Воспитывать у детей аккуратность в работе с опасными предметами. Тема: «Огонь – друг или враг? ». Цель: закрепить знания о пользе и вреде огня, о правилах пожарной безопасности. Воспитывать уважение к профессии пожарного. Тема: «Не бойся огня! » Цель: обучить детей через проигрывание сложных ситуаций разнообразным способам выхода из них. Упражнять в активизации процесса принятия решений. Создать условия для уменьшения интенсивности страхов, снятия стресса через проигрывание с ребёнком опасных ситуаций. Тема: «Службы «01», «02», «03» всегда на страже». Цель: познакомить со службами спасения «01», «02», «03». Учить детей рассказывать по предложенным картинкам, по впечатлениями из личного опыта. Вызвать желание помогать людям в беде, воспитывать чувство сострадания и ответственности. Тема: «При пожаре не зевай, огонь водою заливай». Цель: познакомить детей с огнетушителем, подчеркнув, что пользоваться им могут только взрослые. Закрепить знания детей о том, что огонь боится песка и воды. Тема: «Профессия пожарного». Цель: обобщить представления об общественном характере труда взрослых: труд на пользу людей – почётное и нужное дело. Расширять и углублять знания детей о труде пожарных. Закрепить знания о правилах пожарной безопасности. Воспитывать уважение к труду пожарного. Тема: «Наряжаем ёлку». Цель: выяснить, какие игрушки могут быть пожароопасными и почему. Сформировать у детей навыки пожаробезопасного поведения в период новогодних и рождественских праздников. Тема: «По тропинкам я бегу, без тропинки не могу ». Цель: познакомить детей с электричеством. Раскрыть роль электричества в быту. Закрепить у детей представления об электроприборах, об их значении, о правилах безопасного обращения с ними. Активизировать словарь. Тема: «Когда мамы нет дома». Цель: учить детей правильно вести себя дома, когда остаются одни. Продолжать формировать представление о том, что нельзя открывать двери никому постороннему. Итого по 2 разделу «Ребенок дома»- 12 занятий 3 раздел «Ребёнок на природе» Тема: «Береги природу». Цель: закрепить правила безопасного поведения во время пребывания на природе. Воспитывать бережное отношение к природе. Тема: «Возле речки, на реке». Цель: формировать представления о правилах безопасного поведения возле воды и на воде, о причинах несчастных случаев на воде. Дать знания о действиях в случае опасности на воде. Тема: «Можно ли уберечься от травм? » Цель: знакомить с различными видами травм и мерами их предупреждения. Формировать навыки оказания первой медицинской помощи. Воспитывать аккуратность, внимательность, умение предвидеть опасность, ответственное отношение к личной безопасности. Тема: «Осторожно, я кусаюсь! » Цель: способствовать формированию представлений детей о поведении при взаимодействии с пчёлами, осами. Закрепить знания о насекомых, правила безопасного поведения в природе. Тема: «Съедобные и несъедобные грибы». Цель: дать детям представление о правилах сбора грибов. Рассказать о их разнообразии, о том, что среди грибов есть не только съедобные, но и очень ядовитые. Научить детей по картинкам и тем признакам, которые приводятся в загадках, различать грибы. Тема: «Умеешь ли ты обращаться с животными? » Цель: дать знания о правилах поведения при встрече с различными домашними животными и при общении с ними. Учить детей понимать состояние и поведение животных. Тема: «Ядовитые растения». Цель: дать представление о значении растений, понятие о ядовитых растения х( дать знания о том, что плодами этих растений человек может отравиться) . Тема: «Безопасность на природе» Цель: продолжать знакомить детей с правилами поведения на природе во время грозы, во время пожара. Дать детям знания о правилах поведения при встречи с разными обитателями леса( насекомыми, земноводными) Тема: «Ухудшение экологической ситуации. Восстановление окружающей среды» Цель: Дать детям представление о том, что планета Земля в опасности: во многих местах загрязнены вода, земля, воздух. Выяс нить, что может загрязнять окружающую природу Югры, и чем мы можем помочь. Тема: « Осторожно – сосульки! » Цель: Дать детям знания об опасности, которые могут представлять сосульки Тема: « Стихийное бедствие – наводнение » Цель: Знакомить детей со стихийным бедствием – наводнением, причиной его возникновения и его последствиями Тема: « Осторожно, солнце! » Цель: Знакомить детей с правилами безопасного поведения летом под открытым солнцем, дать первичные представления о солнечном и тепловом ударе. Итого по 3 разделу «Ребенок на природе»- 12 занятий Итого: 36 занятий Планирование образовательной деятельности по формированию основ безопасности жизнедеятельности в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет разделы Непосредственно – образовательная деятельность 1 раздел «Ребёнок на улице» Тема: «Строим улицу». Цель: закреплять и расширять знания детей о профессии строителя. Совершенствовать знания о правилах поведения в общественных местах, умение выполнять п равила дорожного движения. Развивать речь. Воспитывать любознательность и интерес к окружающему. Тема: «Путешествие Колобка по улице». Цель: уточнять представление об «о стровке безопасности». Расширять знания об улице, о дорожных знаках. Развивать память, речь, внимание, наблюдательность. Воспитывать навыки правильного поведения на улице. Тема: «Здравствуй, улица». Цель: знакомить детей с понятием «перекрёсток», «площадь». Продолжать знакомить с п равилами дорожного движения, учитьпрактически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире. Воспитывать чувство ответственности. Тема: «О чём разговаривает улица». Цель: уточнять представления о специальных световых сигналах: мигающие огни, фары. Углублять знания детей о дорожных знаках: предупреждающие, запрещающие, указательные, знаки сервиса. Развивать мышление. Воспитывать внимание, сосредоточенность, отзывчивость, умение оказать помощь другому. Тема: «Работа сотрудника ГИБДД». Цель: уточнять знания детей о работе сотрудников ГИБДД, объяснить значение его жестов. Развивать мелкую моторику. Воспитывать внимание, сосредоточенность, умение реагировать на сигналы регулировщика. Тема: «Твой приятель – светофор! » Цел ь: знакомить детей с историей изобретения уличного светофора. Закреплять знания детей о четырёхстороннем светофоре. Развивать зрительную память. Воспитывать умение применять на практике полученные знания по Правилам дорожного движения. Тема: «Велосипед». Цель: знакомить детей с историей создания велосипеда. Расширять знания о средствах передвижения. Уточнять правила безопасности велосипедиста. Развивать слуховое внимание, восприятие. Воспитывать желание соблюдать правила безопасности. Тема: «Опасные участки на пешеходной части улицы». Цель: познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы, и с соответствующими мерами предосторожности. Тема: «Зимние забавы». Цел ь: сформировать представление о правилах безопасности во время проведения зимних игр. Научить детей пользоваться лыжами, коньками, санками. Воспитывать интерес к спортивным играм. Продолжать воспитывать уважительное, дружеское отношение друг к другу. Тема: «Правила для пешеходов и пассажиров». Цел ь: закрепить с детьми понятия «водитель» и «пешеход». Познакомить с правилами для пешеходов и пассажиров. Развивать кругозор детей и логическое мышление, память, речь и другие психические процессы. Продолжать формировать чувство ответственности за свою жизнь. Тема: «Предупреждающие, запрещающие, информационные дорожные знаки». Цель: дать представление о предупреждающих, информационных и запрещающих знаках дорожного движения и их назначении. Развивать способность классифицировать предметы( знаки) . Тема: «Знаки приоритета, особых предписаний и сервиса». Цель: продолжить знакомство детей с видами знаков дорожного движения. Развивать кругозор детей. Закрепить счёт в пределах 20. Продолжать формировать чувство ответственности за свою жизнь. Итого по 1 разделу «Ребенок на улице»- 12 занятий 2 раздел «Ребёнок дома». Тема: «Наши помощники и враги дома». Цель: дать сведения детям, чем опасны некоторые приборы и бытовая техника дома. Добиваться, чтобы они чётко соблюдали правила пользования ими. Тема: «Экстремальные ситуации в быту». Цель: довести до сведения детей, чем опасны для жизни утечка газа и прорыв воды в квартире. Научить их правильным действиям в таких ситуациях. Познакомить с работой службы 04. Тема: «Один дома». Цель: предостеречь детей от контактов с незнакомыми людьми. Способствовать развитию осторожности, осмотрительности в общении с незнакомыми людьми. Тема: «Незнакомые предметы». Цель: развивать у детей понятие о необходимости соблюдения правил безопасности. Формировать привычку бережного отношения к окружающему. Тема: «Использование и хранение опасных предметов». Цель: закрепить знания об опасных предметах, объяснить где необходимо хранить предметы, чтобы не причинить вреда себе и окружающим. Тема: «Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности». Цель: рассказать, чем могут быть опасны игры у окна и на балконе. Познакомить с другими бытовыми опасностями. Тема: «Пожарная безопасность». Цель: расширить сведения о предметах опасных в противопожарном отношении. Познакомить их с правилами поведения при угрозе или возникновении пожара. Тема: «О правилах важных – пожаробезопасных ». Цель: закрепить знания о профессии пожарного. Развивать понимание того, что соблюдение правил пожарной безопасности обязательно всегда и везде. Тема: «Знает каждый гражданин этот номер – 01». Цель: закрепить основные правила по пожарной безопасности, первичные действия при обнаружении пожара. Учить сообщать о пожаре по телефону. Тема: «Чтобы не было беды». Цель: познакомить детей с «добрыми» и «злыми» делами огня, рассказать, что он издавна был другом человека. Учить осторожному обращению с огнём, электроприборами. Воспитывать уважение к опасной профессии пожарного. Тема: «Огонь – друг, огонь – враг». Цель: обобщить знания детей о противопожарной безопасности. Развивать мышление, внимание. Воспитывать взаимопомощь, гордость за людей одной из самых опасных профессий. Тема: «Огонь и человек». Цель: продолжать формировать навыки безопасности к быту. Учить адекватным действиям в пожароопасных ситуациях. Формировать чувство повышенной опасности огня. Закрепить знания о правилах поведения при пожаре. Развивать навыки конструирования. Учить находить конструктивные решения. Итого по 2 разделу «Ребенок дома»- 12 занятий 3 раздел «Ребёнок на природе» Тема: «Общение с природой». Цель: учить детей ответственному и бережному отношению к природе, не разорять птичьих гнёзд, муравейников, не ломать веток. Сформировать представление о том, что птицы в период высиживания птенцов очень пугливы, поэтому нельзя шуметь в парке, пугать, мучить и дразнить птиц и животных. Тема: «Съедобные ягоды и ядовитые растения». Цель: закрепить знания детей о съедобных и ядовитых растениях. Научить различать их, правильно называть. Воспитывать бережное отношение к природе. Тема: «Что мы знаем о буре и урагане? » Цель: закрепить знания детей о явлениях природы. Познакомить с правилами поведения во время бури и сильного ветра( урагана) . Продолжать формировать чувство ответственности за свою жизнь. Тема: «Кошка и собака – наши соседи». Цель: закрепить умение понимать состояние и поведение животных. Объяснить как безопасно общаться с ними. Тема: «Берегись насекомых». Цель: формировать представление о разнообразных насекомых. Дать знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми. Тема: « осторожно, гроза! ». Цел ь: продолжать знакомить детей с правилами поведения во время грозы. Закрепить чувство ответственности за свою жизнь. Тема: «Обходи скользкие места». Цель: формировать представления о гололёде. Воспитывать умение вести себя при гололёде. Учить соблюдать правила безопасности на льду. с тремление Тема: «Когда съедобное ядовито». Цель: обратить внимание детей на отравления, их причины и последствия. Дать сведения о непригодности продуктов к употреблению. Рассказать об оказании первой помощи. Тема: «Контакты с животными могут быть опасными». Цель: познакомить детей, чем опасны контакты с больными животными. Объяснить им, как определить больных животных по внешнему виду. Дополнить знания детей о том, как животные лечатся сами. Тема: «О пользе и вреде воды». Цель: углубить представления детей о пользе и вреде воды. Познакомить их с опасными ситуациями, возникающими около воды и на ней. Убедить в необходимости выполнения правил поведения на воде. Тема: «Сигналы опасности природы». Цель: приучать детей к осторожному обращению с объектами природы. Познакомить их с сигналами опасности у животных, растений( цвет, шипы, колючки, звуки, рога и др. ) . Убедить в необходимости соблюдения мер предосторожности. Тема: «Пожар в лесу». Цель: углубить и систематизировать знания о причинах возникновения пожаров в лесу. Подвести к пониманию вероятных последствий детских шалостей, формировать чувство повышенной опасности огня. Развивать познавательную активность, любознательность, воображение, мышление. Тема: «Не зная броду, не суйся в воду». Цель: обобщать знания правил поведения в экстремальных ситуациях. Научить предотвращать эти ситуации. Продолжать формировать чувство ответственности за свою жизнь. Итого по 3 разделу «Ребенок на природе»- 12 занятий Итого: 36 занятий Планирование совместной деятельности по формированию основ безопасности жизнедеятельности в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет Название раздела Содержание работы 1 раздел – « Ребенок на улице » Дидактические игры: « Светофор – наш друг», «Игры на улице», «Экскурсия», «Что лишнее», «На чем люди ездят», «Дорожные знаки», «Игры на улице», «Большая прогулка», «Твоя безопасность», «Основы безопасности» Подвижные игры: «На шоссе», «Цветные автомобили», «Светофор». Игры на координацию речи с движением: «Люблю по улице гулять», «Машины». Экскурсия к перекрестку, наблюдение за светофором. Целевая прогулка по улице и наблюдение за поведением людей. Рассматривание иллюстраций «Улица города», «Шофер»( из серии «Кем быть») , «Твоя безопасность» Аппликация «Светофор» Рисование «Наша улица» Беседы: « Наши помощники на дороге», Безопасное поведение на улице», «Внимание, переходим улицу», «Можно- нельзя», «Правильно – неправильно», «Безопасное поведение на улице», «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать», «Как не потеряться» Работа с карточками «Ты и улица», «Ты и дорога» Решение ситуативных задач( опасные ситуации на улице) Сюжетно- ролевые игры: «Автобус», Поездка на автобусе», «Катаемся по городу». 2 раздел – «Р ебенок дома » Дидактические игры: « Два мастера», «Поставь нужные знаки», «Наша квартира», «Найди предмет по описанию», «У кого какой предмет», «Один- много», «Мой, моя, мое», «Умные ручки», «Опасно- безопасно», «Сгораемые- несгораемые предметы», «Сложи картинку», «Пожарные спешат на помощь», «Опасные предметы», «Основы безопасности в доме», «Кто пришел», «Свой – чужой», «Составь портрет», «Не ошибись», «Узнай по описанию», «Узнай по голосу»- Игра- драматизация: «можно ли толкать человека, если он режет, шьет и забивает гвоздь», «Иван и Митрофан»- Игры- задания: «наведи порядок», «Опасно- безопасно»- Игры- загадки: «Нарисуй отгадку», «Загадки- движения» Беседы: «Умеете ли обращаться с колющими и режущими предметами», «Как обращаться с опасными предметами», «Домашние помощники», «Если в дверь звонит», «Ты один дома», «Будь осторожен», - Кукольный театр «Кошкин дом» Подвижные игры: «Пожарные на учении», «Самый быстрый», - э стафеты: «Добраться до места происшествия», «Разбор завалов», «Спасение пострадавших», «Ловкие пожарные»- рассматривание альбома «Пожарная безопасность», «Спаси друга», «Догони меня». - Игра – драматизация «Незнакомый человек»- Кукольный театр «Волк и семеро козлят»- Игры- задания «Ошибки героев сказок»- Рисование «Нарисуй опасность» Сюжетно- ролевые игры: «Семья», «Детский сад», «Магазин», «Кафе», «СТО», «Больница», «Почта», «Автобус» 3 раздел – « Ребенок на природе » Дидактические игры: «Взрослые и дети», «Распутай путаницу», «Кто как защищается», «Как кричит каждое животное», «Чей хвост», «угадай, чей голос», «Кто, где живет», «Чей домик», « Ты чей малыш» Подвижные игры: «Лохматый пес», «Бездомный щенок» Беседы: «Что необходимо понимать при общении с животными», «Можно- нельзя» Сюжетно- ролевые игры: «Зоопарк», «Ферма», «Прогулка на теплоходе», «Прогулка по реке» Планирование совместной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет Название раздела Содержание работы 1 раздел – « Ребенок на улице » Дидактические игры: «Кто что делает на улице», «Каждой картинке свое место», «Учим дорожные знаки», «Азбука пешехода», «Законы улиц и дорог», «Доскажи словечко», «Дорожные знаки», «Угадай вид транспорта по описанию», «Кто, чем управляет» Подвижные игры: «Пешеходы и автомобили», «Лабиринт», «Ловкий пешеход» Б еседы: «Пешеходный переход», «Красный, желтый, зеленый», «Что такое перекресток», «Как вести себя в транспорте», «Культура пешехода»- Рассматривание иллюстраций «Мы пешеходы»- Рисование «Перекресток»- Инсценировка сказки Н, П авлова «На машине»- Составление описательного рассказа о транспортной игрушке- Викторина «Что мы знаем о транспорте» Сюжетно- ролевые игры: «Прогулка по городу», «Улица», «Автобус», «Милиция» 1 раздел – « Ребенок дома » дидактические игры: « Отгадай предмет», «Расставь нужные знаки», «Чего не стало», «Что за прибор», «Магазин», «Для чего это нужно», «Огонь друг- огонь враг», «Сгораемые- несгораемые предметы», «Правила пожарной безопасности», «Не играй с огнем», «Разложи по порядку», «Пожарные спешат на помощь», «Опасно- безопасно», «Разложи по порядку», «Найди ответ», «Основы безопасности в доме», «Правила безопасности», «Можно- нельзя», «У нас порядок», «Нарисуй отгадку»- Игры- продолжения: «Маша не выключила утюг и ушла в школу…», «Что случится, если трогать мокрыми руками электроприборы- Игра- задание: «Найди предметы, которыми детям нельзя пользоваться»- Рисование «Телевизор» Беседы: «Для чего нужны электроприборы и как с ними обращаться », «Не включай электрическую плиту», «Пожарная безопасность дома», «Спички не тронь, в спичках огонь», «Почему зажигается спичка», «Почему огонь полезен и опасен? », «Свеча опасна», «Объясни Незнайки», «Если ты один дома», «Опасные предметы», «Почему нельзя? » Подвижные игры: «Птенчики в беде», «Пожарные на учении», «На пожаре»- Отгадывание загадок- Решение проблемных ситуаций- Конкурс детского рисунка «Осторожно опасность! »- Игровой тренинг «Мы вызываем службу спасения»- Видеофильм «Уроки осторожности» Сюжетно- ролевые игры: «Семья», «Детский сад», «Парикмахерская», «СТО», «Больница», «Пожарные», «Пожарные на учении», «Спасатели», «Магазин» 3 раздел – « Ребенок на природе » Дидактические игры: « Распутай путаницу», «Съедобное – несъедобное», «Правила поведения в лесу», «Съедобный грибок положи в кузовок», «Э кология для малышей»( 1- 2 часть) , « Отгадай какое насекомое», «Собери вещи для прогулки в лес, парк», «За грибами», «Кто как защищается», «Внимательные глазки», «Мы и природа» Подвижные игры: «Мы плывем», «Жуки и ребята», «Мухи в паутине», «На водопое», «Лягушки и цапля», «Через болото», «Паук», «По кочкам»- Игра- загадка: «Кто идет по лесной дорожке»- Игра- ситуация: «Горе- поляна»- Рисование по опорным точкам: «Лесная поляна» Беседы: «Что необходимо помнить при общении с животными», «Правила поведения на природе», «Почему животные защищаются», «Будь внимателен» Сюжетно- ролевые игры: «Прогулка в лес», «Поход», «Прогулка на теплоходе», «Семья» Планирование образовательной деятельности( по ознакомлению с художественной литературой) в группе компенсирующей напр авленности для детей от 5 до 7 лет Название раздела Содержание работы 1 раздел – « Ребенок на улице » А. Северный «Если он горит», С. Михалков «Бездельник светофор», «Моя улица», Я. Пишумов «Азбука улицы», «Чтобы улицей бурливой…», «Самый лучший переход», Т. Поваляева «Светофор», Отгадывание загадок О. Бедарев «Если бы…», Г. Гиоргеев «Светофор», Б. Житков «Что я видел», В. Семернин «Запрещается- разрешается», Л. Толстой «Мышка вышла гулять» А. Северный «Если он горит», 1 раздел – « Ребенок дома » Б. Заходер «Слесарь», С. Маршак «Самый бойкий и рабочий», «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», «Сказка о глупом мышонке», К. Ушинский «Всякой вещи свое место», Н. Суконская «Иголка, иголка», Ф. Голосов «Сказка о заячьем теремке и спичечном коробке», О. Иоселиани «Пожарная команда», Д. Лапине «Не шали с огнем», Е. Новичикин « ноль- один », М. Поцхишвили «Можно и нельзя», И. Холин «Как непослушная Хрюшка едва не сгорела», И. Лишкевич «Гололед», Е. Тамбовцева- Широкова «Кто твой друг и кто твой враг», «Находчивый Дима», Л. Толстой «Мышка», С. Михалков «Дядя Степа», «Кот, петух, лиса», Ш. Перро «Красная шапочка» 3 раздел – « Ребенок на природе » Г. Навицкая «Дворняжка», И. Токмакова «Ничья кошка», Е. Благанина «Котенок», А. Дмитриев «Бездомная кошка» 9. 2. Работа с родителями( законными представителями) воспитанников Одним из основных направлений деятельности по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 5 до 7 лет является работа с родителями. Данная проблема решается «всем миром»: семья, детский сад, общественность. Задачи работы с родителями: - повышение педагогической культуры родителей. - изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания. - вооружение родителей основами психолого- педагогических знаний через консультации, семинары. - просвещение родителей по формированию у воспитанников основ безопасности жизнедеятельности- включение родителей в воспитательно- образовательный процесс. Формы работы с родителями: - проведение родительских собраний, конференций, семинаров–практикумов, консультаций. - анкетирование родителей. - беседы с родителями( индивидуальные и групповые) по проблемам. - дни открытых дверей. - экскурсии по детскому саду для вновь прибывших детей и их родителей. - показ занятий для родителей. - совместные занятия для детей и родителей. - круглые столы с привлечением специалистов детского сада( логопеда, инструктора по физическому воспитанию, педагога- психолога, медицинской сестры, врача и др. ) - родительский клуб «Островок безопасности»( семинары проходят 1 раз в квартал) ( Приложение №1) - организация совместных дел. Планирование работы с родителями( законными представителями) воспитанников групп компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет месяц Содержание работы сентябрь 1. Анкетирование родителей «Правила безопасности в быту» 2. Папка- передвижка «Безопасность вашего ребёнка» 3. Подбор материала, дидактических игр на тему «Опасности в быту» октябрь 1. Консультация « Страхи у детей» 2. Выставка литературы по теме « Безопасность вашего ребёнка» 3. Беседа «Свод жизненно важных правил для семьи» ноябрь 1. Семинар «Как обучать ребёнка безопасному поведению» 2. Консультация «Приучайте маленьких детей к труду» 3. Подборка игр «Я- помощник» декабрь 1. Стенд «Чем занять своего ребёнка дома» 2. Подборка статей из журналов: «Один дома» 3. Беседа «Если дома появился дым, позвони 01» январь 1. Консультация «Первая помощь при ожогах, электротравмах » 2. Папка- передвижка «Электроприборы в доме» 3. Беседа по профилактике ложных вызовов февраль 1. Азбука для родителей: как обучать ребёнка безопасному поведению 2. Семинар «школа занятых родителей; действия при пожаре» 3. Подбор материала по теме: «Что нужно делать, если случится беда» март 1. Информационный стенд: «как организовать досуг детей дома, если вам некогда» 2. Решение проблемных ситуаций по правилам безопасного поведения детей 3. Консультация «Конфликты между детьми» апрель 1. Памятка «Ребенок дома один» 2. Консультация «Спички не игрушка, огонь не забава» 3. Папка- передвижка «Защити себя, свое жилье» 4. Памятка для родителей «Основные опасности» 5. Папка- передвижка «На воде, на солнце»( О правилах поведения) май 1. Беседа « О любви к живому» 2. Подборка дидактического материала по теме «Съедобные и несъедобные грибы» 3. Консультация «Что необходимо помнить при общении с собаками и кошками» Планирование работы с родителями( законными представителями) воспитанников групп компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет месяц Содержание работы сентябрь 1. Анкетирование «Жизнь без опасности» 2. Папка- передвижка «Рифмованные правила безопасности для дошкольников» 3. Обзор литературы на тему «Детский травматизм» октябрь 1. Выставка пособий и дидактических игр: «Не играй с огнём» 2. Информационный стенд «Пожароопасные предметы» 3. Беседа «Использование и хранение опасных предметов» ноябрь 1. Памятка «Чтобы не было беды» 2. работа с альбомом «Букварь безопасности» 3. Консультация «Один на улице» 4. Консультация «Безопасность ребенка» 5. Памятка «Один дома» декабрь 1. Подборка игровых ситуаций по правилам дорожного движения 2. Совместная работа детей и родителей по изготовлению атрибутов для уголка дорожного движения 3. Конкурс «Весёлая улица» январь 1. Беседа « Насильственные действия незнакомого взрослого на улице» 2. Круглый стол «Ребёнок и его старшие приятели» 3. Творческое задание «Истории с улицы» февраль 1. Беседа «Когда волк может быть добрым» 2. Папка- передвижка «Почему дети ссорятся» 3. Развлечение совместно с детьми « Страна сказок» март 1. Подбор художественного слова по теме «Острые предметы» 2. Индивидуальные беседы с целью выявления волнующих вопросов, дополнений 3. Консультация «Обеспечение безопасного поведения в быту» апрель 1. Информационный стенд «Правила поведения на воде» 2. Экологический досуг «Берегите живое» 3. Подбор игровых ситуаций по правилам поведения в природе май 1. Совместная работа родителей с детьми «Составь план- схему своего двора» 2. Консультация «Внешность человека может быть обманчива» 3. Папка- передвижка «Учить детей сомневаться» 9. 3. Работа с педагогическим коллективом дошкольного учреждения Цель: повышение образовательного уровня педагогов в формировании основ безопасности жизнедеятельности дошкольников. Основными направлениями работы являются: - знакомство и внедрение в практику работы ДОУ новых техноло гий в области основ безопасности жизнедеятельности. - создание информационной базы по педагогическим, психологиче ским составляющим по формированию безопасности жизнедеятельности. - внедрение современных методов мониторинга по основам безопасности дошкольников. - пропаганда основ безопасности жизнедеятельности( проведение конкурсов, распространение рекламно- информационной литературы) . - оказание педагогической помощи педагогам в поисках эффективных методов работы с детьми. Формы работы с педагогами: - беседы; - семинары – практикумы; - компьютерные презентации; - анкетирование; - круглые столы; - мастер – классы; - групповое, индивидуальное консультирование; - предоставление методических рекомендаций в виде памяток. 10. Ресурсное обеспечение программы Материально- техническое обеспечение: - Нестандартное оборудование; - В рамках финансирования бюджета. Информационное обеспечение: - Мониторинг эффективности работы по всем направлениям; - Подготовка информационного материала для родителей; - Создание и внедрение новых форм работы с родителями, эффективно способствующих положительной динамике по всем разделам. Программно- методическое обеспечение: - Разработка программно- методического комплекса для родителей и педагогов. 11. Оценка эффективности программы На уровне субъектов образовательного процесса: - Высокий уровень положительной динамики физического развития с учетом индивидуальных возможностей каждого из них; - Высокий уровень реализации двигательных функций с учетом индивидуальных особенностей; - Достаточный уровен ь знаний о безопасности жизнедеятельности и резервных возможностях своего организма; - Высокий уровень потенциальных возможностей успешной адаптации в школе. На уровне ДОУ: - Модернизация предметно- развивающей среды группы; - Разработка и внедрение инновационных технологий в образовательный процесс на основе материалов нового поколения; - Создана и внедрена эффективная система работы с родителями. 12. Ожидаемый результат 1. Готовность воспитанников, родителей и педагогов к овладению знаниями и навыками по преодолению различных экстремальных ситуаций, готовность с их помощью обеспечить максимальную защиту жизни и здоровья, как своих, так и окружающих. 2. Успешное освоение образовательной программы ДОУ, в том числе и по соблюдению условий обеспечения своей и общественной безопасности, готовность выпускников ДОУ к обучению в школе. 3. Развитие творческой активности детей, как средства изучения способов преодоления экстремальных ситуаций и обеспечения безопасности. 4. Повышение заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДОУ, активное взаимодействие с ребенком и педагогами в вопросах применения в воспитательно- образовательной деятельности опыта противодействия экстремальным ситуациям. 5. Повышение информационной культуры родителей по вопросам общественной и личной безопасности. 6. Повышение социального статуса ДОУ в вопросах обеспечения защищенности воспитанников от чрезвычайных происшествий и экстремальных ситуаций. 7. Обобщение накопленного опыта по комплексному и многоуровневому подходу при формировании безопасного образовательного пространства. 8. Рост профессиональной компетентности педагогов в области формирования культуры безопасности. 9. Внедрение в практику: системы теоретических, практических занятий; учебно- методических материалов для детей, педагогов, родителей. 10. Внедрение в образовательный процесс новых инновационных технологий; 11. Обеспечение системы мер по обучению воспитанников с ограниченными возможностями здоровья действиям в чрезвычайных ситуациях. 12. Увеличение уровня знаний и представлений об основах безопасности жизнедеятельности на 23% . 13. Увеличение доли родителей на 16% вовлеченных в деятельность дошкольного образовательного учреждения, информирование родителей. 14. Отсутствие детского травматизма 13. Критерии оценивания результатов. критерии инструментарий Методика проведения- знает предметы, с которыми категорически запрещается играть. - знает предметы, с которыми нужно правильно обращаться. - знает предметы, которые хранятся в недоступных для детей местах. - знает источники опасности в быту. - знает телефоны экстренных служб. - знает правила поведения при пожаре. Дидактические игры: «Опасно – безопасно», «Как избежать неприятностей»( 2 часть) , «Твоя безопасность», рабочая тетрадь К. Белая «Твоя безопасность»- как ты думаешь, для чего придумали правила безопасности на кухне, с бытовыми приборами дома? - а ты соблюдаешь эти правила? - можно ли подходить близко к плите, особенно если на ней варится суп или кипит чайник? Почему? - что ты будешь делать, если почувствуешь запах газа? - где «живет» электрический ток и когда он может быть опасен? - - что такое домашняя аптечка и для чего она нужна? Знаешь ли ты, где она находится у тебя дома? - если я наберу по телефону номер( 01, 02, 03) , то куда я попаду? В каких случаях это необходимо? - если ты один дома, а в дверь звонят, что ты будешь делать? Покажи. Знает о несовпадении приятной внешности и добрых намерений. Знает, что существуют ядовитые грибы и ягоды и умеет отличать их от съедобных. Знает что можно, и что нельзя делать при контактах с животными. Знает правила безопасного поведения на дороге. Знает правила поведения на воде. Дидактические игры: «Съедобное – несъедобное», «Ботаническое лото», «Опасно – безопасно», «Дорожные знаки», «Как избежать неприятностей», плакаты «Твоя безопасность»- если ты повстречаешься с собакой или кошкой на улице, как ты будешь себя вести? - а если собака тебя укусит или поцарапает кошка, каким будут твои действия? - как ты думаешь, для чего придумали правила безопасности на дороге? - как ты думаешь, улица – это удобное место для игр? Объясни почему? - представь, что к тебе на улице подошел незнакомый человек и позвал тебя пойти с ним, как ты себя будешь вести? - а знакомы ли тебе правила грибников и ягодников? - научи меня, как вести себя в лесу, как правильно собирать грибы и ягоды. - представь, что в одном сказочном лесу случился пожар. Помоги зверям спастись от лесного пожара. Знает правила безопасного поведения в группе и на участке детского сада. Знает правила поведения за столом. Умеет пользоваться столовыми приборами. Знает как правильно общаться со сверсниками. Дидактические игры: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Этикет», «Как правильно себя вести». Иллюстративный материал по нравственно- этическому воспитанию. - представь мы спускаемся по лестнице, идем на прогулку. Вдруг один ребенок толкает впереди идущего. Что может произойти? - почему в нашей раздевалке нельзя прыгать, бегать и толкаться? - подумай и скажи, что может случиться, если человек будет вести оживленную беседу во время еды, когда пережевывает пищу? - скажи, пожалуйста, а ты умеешь пользоваться ножом и вилкой, когда принимаешь пищу? Чего нельзя при этом делать? - когда тебе нужно будет помыть руки, сможешь ли ты сам правильно открыть водопроводный кран? Пойдем, ты мне покажешь. - как ты думаешь почему в группе нельзя играть в подвижные игры, находясь рядом с аквариумом. Библиография 1. Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М. , 1994. 2. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. - М. , 2002. 3. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М. , 2004. 4. Занятия по правилам дорожного движения/ Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др. ; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. - М. : ТЦ Сфера, 2008. 5. Авдеева Н. Н. , Князева Н. Л. , Стеркина Р. Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб. : « ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2003. 2. Белая К. Ю. , Зимонина В. Н. , Кондрыкинская Л. А. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. – М. : Просвещение, 2004. 3. Деркунская В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2005. 4. Добрякова В. А. , Борисова Н. В. , Панина Т. А. , Уклонская С. А. Три сигнала светофора. Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. Книга для воспитателеля детского сада. – М. : Просвещение, 1989. 5. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2006. 6. Киселёва Л. С. , Данилина Т. А. , Лагода Т. С. , Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М. : АРКТИ, 2006. 7. Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 – 4 классы. – М. : ВАКО, 2006. 8. Степененкова Э. Я. , Филенко М. Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1979.

Оставить комментарий: