a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Плоскостопие.

Автор: Дегтяренко Елена Евгеньевна Опубликовано: 2016-07-17 23:41:00

Документы для скачивания

УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ПЛОСКОСТОПИЯ. Лечебная гимнастика является основным методом лечения плоскостопия и его профилактики. Самое важное состоит в том, каким образом ребенок будет воспринимать занятия. Надо не просто предоставить ему возможность у пражняться, сле дует прививать ребенку любовь к движениям. Для того чтобы гимнаст ика приносила больше радости ре бенку, вводите в упражне ния элементы игры. Делать упраж нения можно когда угодно и где угодно, нет необходимости создавать специальные услов ия. Главное — упражняться еже дневно, превращая эти движения в привычку. При плоскостопии необ ходимо укреплять мышцы ног, осо бенно сгибатели стопы и пальцев, мышцы, поворачивающие стопу подошвой внутрь. Чтобы исключить статическую нагрузку на ослабленные мышцы, лучше начинать с упражнений, выполняемых в по ложении сидя. Затем, по мере укрепления мышечно- связочного аппарата, следует пе реходить к упражнениям в положе нии стоя. Упражнения в положении сидя 1. Сгибание и разгибание стоп. 2. Сжимание и разжимание пальцев. 3. Круговые движения стопами по максимальной окруж- ности в обе стороны. 4. Поворот стоп подошвами внутрь. 5. Захват и удержание подошвами округлого предмета( мя- чика, кегли и т. д. ) . Сжимание резинового мячика подошвами. 6. Катание подошвами округлого предмета. 7. Попеременные удары носками и пятками в пол. 8. Захват и подъем с пола мелких предметов( прямыми и скрещенными ногами) . 9. Собирание пальцами ног ткани, лежащей на полу. 10. Катание на велосипеде. Важно, чтобы ребенок нажимал на педали пальцами, а не серединой стопы. Упражнения в положении стоя Эти движения лучше делать, де ржась за опору на уровне груди. 1. «Сокращение» стоп. 2. на носках Перекатывание с пятки на носок и с носка на пятку. 3. Сведение и разведение пяток, стоя на носках. 4. Приседание. Упражнения, выполняемые при ходьбе Ходьба на носках. 1. Ходьба на пятках. 2. Ходьба на наружных краях стоп. 3. Ходьба по ребристой доске. Все эти упражнения достаточно просты и доступны детям. Организуя занятия лечебной гимнастикой, вы можете выбрать несколько( 3—5) упражнений и выполнять их с ребенком до тех пор, пока ему не надоест. Причем движения стопами в положении сидя предпочтительнее делать вначале курса лечения, затем следует перейти к упражнениям в положении стоя и упражнениям при ходьбе. Все упражнения следует делать медленно, тщательно, до появления у ребенка ощущения усталости. Количество движений определяется индивидуально, в зависимости от возраста ребенка и выносливости его мышц. Усиливать нагрузку можно, увеличив количество повторений одного упражнения или введя новое. Помните: для эффективности занятия важно не разнообразие, а качество выполнения движений. Игровые упражнения для ног ПРОЙДИ ПО ЛИНИИ Начертите мелом на полу прямую линию и предложите ребенку пройти по ней несколько раз. ЖУРАВЛЬ НА БОЛОТЕ Ребенок делает шаги, останавливаясь и высоко поднимая ногу, сильно согнутую в колене. КОНЬКОБЕЖЕЦ Встать прямо, ноги на ширине плеч, руки заложить за спину. Сгибать попеременно правую и левую ноги, наклоняя туловище с полуоборотом в стороны, подражая движениям конькобежца. ХЛОПКИ ПОЛ КОЛЕНОМ Встать прямо, ноги вм есте, руки опустить. Быстро под нять прямую ногу и хлопнуть руками под ней. Повторить поочередно для каждой ноги. ПРИСЯДЬ У СТЕНЫ Встать прямо у стены, прикасаясь к ней пятками, ягоди цами, лопатками и затылко м, руки опустить. Присесть пони же на носках и затем поднят ься, не отрываясь от стены. Повт орить медленно несколько раз. ПЕРЕШАГНИ ЧЕРЕЗ РУКИ Встать прямо, ноги вместе, руки опустить и сцепить перед собой. Слегка наклоняясь вперед, перешагнуть через руки. Повторить в среднем темпе несколько раз каждой ногой. ЛЫЖНИК Выполнять широкие шаги, сгибая впереди стоящую ногу( делая выпад) и поочередно вынося руки вперед, подражая движениям лыжника. ПРИСЯДЬ КОМОЧКОМ Встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. При¬сесть пониже на всю ступню и, сильно наклоняясь вперед, обхватить руками голени, голову опустить. СЯДЬ- ВСТАНЬ Встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Мед¬ленно сесть и подняться, помогая себе руками. СЯДЬ ПО- ТУРЕЦКИ Встать прямо, ноги скрестить, руки опустить. Медленно сесть на пол по- турецки и попытаться встать, стараясь не помогать себе руками. Ма ссу тела следует равномерно рас пределять на обе ноги, на наружные края стоп. УТИНАЯ ХОДЬБА Присесть, положить ру ки на колени и таким образом по пытаться передвигаться. ЛОШАДКА Бегать вприпрыжку, изображая лошадку. ПОПРЫГАЙ, КАК МЯЧИК Встать прямо, ноги вместе, руки опустить. Передвигаться на носках мелкими прыжками. ПОПРЫГАЙ НА ОДНОЙ НОГЕ Мелкими прыжками по дскакивать попеременно то на од ной, то на другой ноге. ПОТАНЦУЙ Встать прямо, ноги вместе, руки на поясе. Попеременно выставлять ноги вперед то на носок, то на пятку. Упражнения с предметами с мячом среднего размера. ПОДНИМИ МЯЧ НОГАМИ Сесть на пол, ноги вытянуть вперед, руками опираться сзади на локти. Захватить стопами мяч, поднять его повыше. ПЕРЕЛОЖИ МЯЧ НОГАМИ Исходное положение пре жнее. Захватив мяч стопами, при поднять его и переложить поближе к себе, разворачивая ко лени в стороны. ПЕРЕКИНЬ МЯЧ НОГАМИ Сесть, вытянув ноги и опираясь сзади на локти. Захватив мяч ногами, приподнять его и попытаться перекинуть за голову. ПОДКАТИ МЯЧ Сесть, положить мяч на п ол перед собой, локтями опереть ся сзади, стопы положить на мяч. Сгибая ноги и перебирая стопами, подкатить мяч к себе, а затем откатить от себя. ФУТБОЛ Стоя, водить мяч ногами. С маленькой гимнастической палкой ПЕРЕШАГНИ ЧЕРЕЗ ПАЛКУ Стать прямо, ноги слегка расставить, палку держать за концы горизонтально перед собой. Высоко поднимая ноги, перешагнуть через палку вп еред и назад. Повторить несколь ко раз, не выпуская палку из рук. ПЕРЕШАГНИ ЧЕРЕЗ ПАЛКУ СИДЯ Сидя на полу, держать п алку за концы. Переносить пооче редно ноги через палку, а з атем возвращаться в исходное по ложение, перенося ноги назад. ПОДНИМИ ПАЛКУ НОГАМИ Сидя на стуле, одной ногой придерживать палку снизу, другой — сверху и стараться приподнять ее. ПЕРЕНЕСИ НОГИ ЧЕРЕЗ ПАЛКУ Лечь на спину, держать палку в вытянутых руках перед собой. Сильно сгибая ноги, стараться пер енести их через пал ку и возвратиться в исходное положение. ПРОЙДИ ПО ПАЛКЕ Пройти по палке, положенной на пол. Взрослый может помогать, поддерживая ребенка за руку. ПРОЙДИ ПО ПАЛКЕ БОКОМ Передвигаться боком по палке приставными шагами Упражнения с кеглями. ПЕРЕШАГНИ ЧЕРЕЗ КЕГЛИ Кегли расставить на полу на расстоянии шага друг от дру га. Перешагивать через них, высоко поднимая колени. ПРЫЖКИ ВОКРУГ КЕГЛИ Легко прыгать вокруг кегли, стараясь не задеть ее. ПЕРЕШАГНИ ЧЕРЕЗ КЕГЛЮ Держать кеглю в опущен ных руках за оба конца( как пал ку) . Надо перешагнуть через нее, стараясь не. задеть и не выпустить из рук. ПОДНИМИ КЕГЛЮ НОГАМИ Сидя на полу( опора рука ми сзади) , захватывать кеглю по дошвами и приподнимать ее. ПЕРЕСТАВЬ КЕГЛЮ Исходное положение сидя на полу. Стараться переставлять на полу кеглю, не роняя ее. ХОДЬБА ИЛИ БЕГ ЗМЕЙКОЙ Поставить кегли по прям ой линии или по кругу на рассто янии 1 м друг от друга. Обходить их справа и слева, затем — обегать змейкой, стараясь не задеть. С толстой веревкой или скакалкой СЛОЖИ ВЕРЕВКУ Сидя, пытаться собрать пальцами ног вытянутую на полу веревку. ПОДНИМИ ВЕРЕВКУ Сесть на пол, опираясь руками сзади, вытянутую веревку положить перед выпрямленными ногами. Захватить веревку пальцами ног, поднять ее и удерживать некоторое время. ПРОЙДИ ПО ВЕРЕВКЕ Положить вытянутую ве ревку на пол, пройти по ней, со храняя равновесие. ПРЫЖКИ ЧЕРЕЗ ВЕРЕВКУ БОКОМ Вытянутую веревку п оложить на пол. Маленькими прыж ками вправо и влево перепрыгивать через нее, продвигаясь вперед. ПРЫЖКИ ЧЕРЕЗ СКАКАЛКУ Научите ребенка прыгать через короткую( длиной 1, 5 м) скакалку мелкими, быстрыми и легкими прыжкам Подвижные игры для профилактики нарушения плоскостопия. Игры не только развлекают ребенка, придают занятиям более живой и веселый хара ктер, но и способствуют оздоров лению организма, укрепляя опорно- двигательный аппарат. Кроме того, в них развиваются навыки совме стной деятель ности. В положении разгрузки позвоночника Как показали исследования влияния игр на неправильную осанку и плоскостопие, наиболее эффективны здесь «Пят нашки», «Пятнашки с м ячом», «Хоккей», «Лягушки и цап ля», «Прыжок пантеры», «Кошка пр ячется», «Слепая лисич ка». Последняя игра заключается в том, что двое- трое детей проползают под руками «лисичек». Услышав шорох, они, не открывая глаз, ловят про ползающих на слух. Пойманный за меняет одну из «лисичек», а та, в свою очередь, начинает ползать. Эта и другие игры развивают внимание, слух, быстроту, координацию Без разгрузки позвоночника К таким играм отно сятся «Китайские пятнашки», «Мы шеловка», «Живая мишень», «Переправа» и др. В игре «Китайские пятнашки» дети убегают от водящего. Если их догоняют, они присаживаются на носках, с хорошо прогнутой спиной: лопат ки сближены, руки согнуты в лок тях, кисти с оттопыренными указательными пальцами при- жаты к плечам, голова пос тавлена прямо. Если игрок не вы полняет какое- то из условий, его «пятнают». Условия можно изменять. Игра рассчита на на коррекцию осанки, укрепле ние нижних конечностей, развитие общей координации, рав новесия и быстроты реакции. Можно организовать с амые разные подвижные и спортив ные игры. Комплексное применение основных средств и форм физической реабилитации п озволит достичь эффективной кор рекции плоскостопия. Другие подвижные игры Рекомендуем вам еще несколько подвижных игр для до школьников. Для более эф фективной тренировки мышц и свя зок стоп игровые задания следует выполнять без обуви. ЛОВКИЕ НОГИ Дети садятся на пол, оп ираясь сзади на руки, ноги вытя нуты вперед, между стопами — мяч. Обхватив мяч стопами, перекладывать его в сторону, передавая следующему игроку. Можно играть командами. Выигрывает та команда, которая быстрее передаст мяч БАРАБАН Дети садятся на стулья( или на скамейку) . Взрослый си дит напротив и в определ енном ритме отбивает такт пооче редно носком одной ноги, другой и носками обеих ног одно временно. Дети повторяют движения за ним, пятки остаются плотно прижатыми к полу. Игра повторяется, только такт отбивается пятками, а носки плотно прижаты к полу. КТО БЫСТРЕЕ СПРЯЧЕТ ПРОСТЫНКУ Дети садятся на стулья( скамейку) . У каждого ребенка должна быть своя простынка длиной 50—60 см. По сигналу взрослого они начинают собирать простынку пальцами ног. Выигрывает тот, кто быстрее подберет ее под стопы. ДОНЕСИ ПЛАТОЧЕК Дети садятся на стулья( скамейку) в одном из концов зала. У каждого ребенка под ногами платочек. Нужно захватить платочек пальцами одной ноги и, ни разу не уронив, донести его любым способом( прыгая на одной ноге, на четвереньках) до противоположного конца зала. То же самое повторить дру гой ногой. Выигрывает тот, кто быстрее донесет платок, ни разу не уронив его. ВЕЛИКАН И КАРЛИК «Великаны» ходят, приподнимаясь на носках как можно выше. «Карлики» передвигаются, присев на корточки. ЛОШАДКА Дети двигаются по кр угу, подражая аллюру лошади: ша гом, рысью, галопом. ПРОЙДИ — НЕ ОШИБИСЬ Дети проходят по линии, начерченной мелом на полу, ста вя пятку к носку впереди стоящей ноги. Затем идут обратно, спиной вперед, ставя носок к пятке. ФУТБОЛИСТЫ Двое детей становятся дру г против друга в 20 шагах. Поза ди каждого на расстоянии 1 м устанавливаются «ворота» ши риной 1, 5 м. Один из игроков должен забросить мяч в ворота противника, ведя его то правой, то левой ногой. Если игроков много, можно ра зделить их на несколько команд. ХОДЬБА «ЗМЕЙКОЙ» Установить кегли( мячи, кубики и т. п. ) в ряд на расстоя нии 1 м друг от друга. Дет и, держась за пояса впереди сто ящих и образуя змейку, обходят кегли, стараясь их не задеть. РЕЗВЫЙ МЕШОЧЕК Играющие становятся в круг. Водящий стоит посереди не. Он вращает веревку с небольшим грузом( мешочком, на полненным песком) на конце. Дети следят за веревкой и при ее приближении стараются перепрыгнуть через нее. Не стоит недооценива ть значение игры в процессе вос питания детей. Чем чаще взрослые играют с ними, тем лучше и быстрее они осваивают нужные навыки. Дело в том, что ребенок, играя самостоятельно, не сразу может проявить себя, свою активность и инициативу, движения его часто однообразны и ограниченны. Однако в играх с заданием действия ребенка приобретают целенаправлен ный характер: несколь ко раз повторяя движения, он за крепляет двигательные навыки, развивает подвижность и ловкость. Вы можете сами придумывать игры, видоизменять и по необходимости усложнять уже известные. Ребенка надо учить играть( пусть это не покажется странным) , тогда он будет не только крепким и здоровым, но и организованным и инициативным. Игра для детей — основная форма уче бы, тренинг взаимодейст вия с окружающими, освоение раз личных социальных рол ей и функций, моделирование раз нообразных ситуаций и их разрешения. Для более старших детей огромное значение приобретают занятия спортом. Помогите своему ребен ку освоить футбол, ходьбу на лы жах, научите его прыгать со скакалкой Упражнения со скакалкой Прыгать через скакалку могут все дети, в том числе и страдающие плоскостопием. Для того чтобы избежа ть неприятностей, следует снача ла провести курс лечеб ной гимнастики, укрепляющей мыш цы и связки стоп, и тол ько затем разрешать ребенку пры гать. Скакалка подбирается для каждого ребе нка индивидуаль но, соответственно его росту. Для этого надо, чтобы ребенок, наступив на скакалку, согн утыми руками натянул ее до уров ня плеч. ПЕРЕШАГИВАНИЕ ЧЕРЕЗ НЕПОДВИЖНУЮ СКАКАЛКУ Держа скакалку впереди с ебя, перешагивать через нее. За тем вращательным движение м кистей, не напрягая рук, пере кидывать скакалку через голову вперед и опять перешагивать. ПЕРЕШАГИВАНИЕ С БЕГОМ Держа скакалку сзади, пробежать 4—6 шагов, остановить ся и, перекинув скакалку вперед через голову, перешагнуть через нее. Повторить несколько раз. ПРЫЖОК ЧЕРЕЗ КАЧАЮЩУЮСЯ СКАКАЛКУ Держа скакалку впереди себя, перепрыгнуть несколько раз через нее обеими ногами вперед и назад. ПЕРЕПРЫГИВАНИЕ С БЕГОМ Держа скакалку сзади, пробежать несколько шагов и, пе рекинув ее через голову, перепрыгнуть через нее. Повторить несколько раз. ПОПЕРЕМЕННЫЕ ПРЫЖКИ Вращая скакалку кистями вперед, прыгать с одной ноги на другую. Следует держать туловище прямо и пружинить на носках. ПРЫЖКИ НА ДВУХ НОГАХ Прыгать через враща ющуюся скакалку на слегка согну тых ногах, пружинисто отталкиваясь обеими стопами. ПРЫЖКИ НА ОДНОЙ НОГЕ Прыгать через вращающуюся скакалку сначала на одной, затем на другой ноге. ПРЫЖКИ С ПОДСКОКАМИ НА ОБЕИХ НОГАХ Перепрыгивать через вращающуюся скакалку обеими но гами с промежуточными подскоками. ПРЫЖКИ С ПОДСКОКАМИ НА ОДНОЙ НОГЕ Перепрыгнуть через вращающуюся скакалку на одной ноге, сделать на ней же подскок и повторить то же на другой ноге. БЕГ СО СКАКАЛКОЙ Бежать и, вращая скакал кой, прыгать через нее то на од ной, то на другой ноге. Упражнения с длинной скакалкой НЕПОДВИЖНАЯ СКАКАЛКА Натянуть и укрепить скакалку на высоте 5 см от земли. / вариант. Перешагивать через скакалку в одну и другую стороны. / / в ариант. Перепрыгивать через скакалку обеими ногами. / / / вариант. Перепрыгивать через скакалку с одной ноги на другую. КАЧАЮЩАЯСЯ СКАКАЛКА Раскачивать длинную скакалку на высоте 5 см от земли. / вариант. Перешагивать через скакалку в обе стороны. / / в ариант. Подбежать и перешагнуть через скакалку. / / / вариант. Подбежать и перепрыгнуть через скакалку с одной ноги на другую. ВРАЩАЮЩАЯСЯ СКАКАЛКА Длинную скакалку вращают так, чтобы она почти ка са лась земли. / вариант. Подбежать и перепрыгнуть через скакалку с одной ноги на другую несколько раз, не задевая ее. / / в ариант. Прыгать с ноги на ногу, делая на каждой ноге по два прыжка. КОМБИНИРОВАННЫЕ ПРЫЖКИ/ вариант. Прыгать через скакалку вперед и назад. II вариант. Прыгать ч ерез скакалку с легкими промежу точными подскоками или поворотом кругом. ПРЫЖКИ НА БЕГУ Вбежать под вращающуюся скакалку, перепрыгнуть через нее и выбежать.

Оставить комментарий: