a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

"Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"

Автор: Иванова Лариса Александровна Опубликовано: 2016-07-26 09:55:28

Документы для скачивания

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.  Л.С. Лихачев.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. В связи с этим проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. Патриотическое воспитание-это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое воспитание не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия человека, начиная с самого детства. Ребенок не рождается добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят. Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям. В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.  Воспитать патриота своей Родины, принимающего близко к сердцу ее интересы и заботы можно, если воспитывать у дошкольников нравственно – патриотические чувства через музыкальную деятельность. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку поможет обстановка праздников и развлечений. Формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняться в хороших поступках, сами не замечая этого.  «Музыка - необходимый душевный атрибут человеческого существования», - так говорил великий Аристотель. «Дело искусства – сохранять душу»,- это слова нашего современника В. Распутина Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроение ребенка, способна преобразовать его нравственный и духовный мир я, как педагог, осуществляющий музыкальное воспитание детей, стараюсь работать в тесном контакте с воспитателями и специалистами. Мы вместе решаем, какую музыку использовать на комплексных, тематических занятиях, как ее лучше преподнести. Вместе с педагогами мы стремимся использовать и в повседневной жизни музыкальные произведения, ценные в воспитательном отношении. Стараемся сделать эти произведения знакомыми и любимыми. Большие потенциальные возможности заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения в игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, чувством юмора. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снижает чувство беспокойства, тревоги. В нашем саду есть аудио и видеозаписи народной музыки, сказки, звучание народного оркестра. Таким образом, я даю понятие: «народная музыка», «оркестр народных инструментов». На занятиях я рассказываю детям, что песни, сказки, прибаутки люди начали сочинять давно, но не умели их записывать, и так они передавались из поколения в поколение. Кто их сочинял неизвестно. Говорят - народ сложил эти песни, сказки, поэтому их называют народными. Старшим дошкольникам называю имена русских композиторов: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский- Корсаков, говорю, что эти композиторы использовали народные мелодии в своем творчестве. Интонационные достоинства русских народных песен позволяют использовать их как в старшем возрасте, так и в младшем. Эти песни способствуют развитию певческих навыков, они очень эффективны в качестве распевания. Широко использую народную музыку для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок, оркестра. Русская народная музыка постоянно звучит и в утренней гимнастике. Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, я воспитываю в них чувство патриотизма и национальной гордости. Следующим этапом работы в этом направлении является использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины .Для дошкольника Родина- мама, близкие родные люди. Это дом, двор, где играют. Это детский сад с его воспитателями и друзьями. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Чувства малышей отмечается простотой и непосредственностью: « А для милой мамочки испеку два пряничка». В мелодии песни А. Филлипенко «Пирожки» звучат и любовь, и ласка, и желание сделать маме приятное. У старших дошкольников чувства иные - это гордость и чувство дружелюбия. Такие песни я использую в разных ситуациях: на комплексных занятиях, праздничных концертах, посвященных Женскому дню 8 Марта, на праздниках посвященных «Дню Матери», «Дню Семьи». Хочется отметить еще один момент, над которым работает наш коллектив. Это знакомство с малой Родиной. Дети любят узнавать, где они родились и живут в настоящее время. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогли детям узнать события, над которыми время не властно, и чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их Величие. На мой взгляд, совместное решение задач нравственно – патриотического воспитания педагогами и мной - музыка прочно вошла в быт детей, а значит заняла значительное место в их жизни.

Оставить комментарий: