Урок повторения по теме: "Имя существительное"
Документы для скачивания
Цели урока: систематизация и обобщения знаний, умений и навыков учащихся по теме урока, полученных в 5 классе развитие мышления и речи учащихся создать мотивационную основу для восприятия учебного материала; формирование и развитие коммуникативных умений школьников, развитие связной речи, мышления; воспитание культуры общения воспитание интереса к русскому языку Оборудование: проектор, экран, компьютер, ноутбуки. Ход урока I. Организационный момент. II. Сообщение темы и цели урока после отгадывания загадки. Покорение вершины «Имя существительное». Давно живу на свете, Даю название каждому предмету. Запись даты и темы урока. Слайд 1. Приложение 1. III. Работа по основной теме урока. Начинаем восхождение. Слайд 2. СТАРТ. Имя существительное. Общее значение. Заранее подготовленный ученик проанализировал отрывок из произведения И. С. Тургенева « Бежин луг» из 100 слов и стихотворение А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье…» говорит о количественном составе существительных и их значении. Задание для класса. Слайд 3. Выписать имена существительные. Наступила осень. Дни стали холоднее и короче. Лес оделся в осенний огненно- зеленый наряд. С деревьев начали опадать листья. Они красиво кружатся в воздухе и мягко падают на землю. Красивая пора- осень! Имена собственные и нарицательные. Подготовленный ученик рассказывает о собственных и нарицательных именах существительных и их правописании. Слайды 4- 6. Работа по карточкам «Правописание собственных и нарицательных имен существительных» с последующей взаимопроверкой. Одушевленные и неодушевленные имена. Подготовленный ученик напоминает об одушевленных и неодушевленных именах существительных и их особенностях. Слайд 7, 8. Следует выполнение задания по распреде лению имен существительных в две колонки: одушевленные и неодушевленные существительные. Слайд 9. Самопроверка данного задания. Слайд 10. Род имен существительных. Рассказ о родовой принадлежности имен существительных. Слайд 11. Задание классу. Слайд 12. Выпишите из текста существительные мужского, женского и среднего рода. I ряд – существительные мужского рода II ряд- существительные женского рода III ряд- существительные среднего рода Март – первый месяц весны. Кругом ещё лежит снег, но весеннее солнце ярче и теплее. Небо голубеет и голубеет. Высоко в воздухе запел жаворонок. Показалась первая зелёная травка. Проснулась белоствольная берёзка. Скоро её покроет зелёная листва. По небу плывут красивые облака. Много работы в поле. Самопроверка. Слайд 13. Физминутка. Приложение 2. Склонение. Рассказ учащегося о склонении имен существительных. Слайд 14. Задание классу. Слайд 15. Распределите слова в три столбика: р ейс, деталь, спортсмен, состязание, салфетка, бахрома, карниз, генерал, поражение, вежливость, кружево, паркет, перила, терраса. Самопроверка. Слайд 16. Падеж. Вспоминаем об особенностях правописания падежных окончаний имен существительных. Слад 17. Объяснить выбор окончания имени существительного. Выйти к опушк. . , на планет. . , к цел. . , на местност. . , по карт. . , на листьях сирен. . . , у края рощ. . , идти по лестниц. . , спектакль в театр. . , в юност. . , в планетари. . , в здани. . . Число. Вспомнить об особенностях правописания на конце имен существительных. Определить число имен существительных. Слайд 18. Решение задач( ? ) , наточил карандаш( ? ) , боялся мыш( ? ) , находится возле дач( ? ) , высокий камыш( ? ) , поиск сокровищ( ? ) , мелкая дрож( ? ) , жаркая печ( ? ) . Синтаксическая роль существительных. Запись предложений с определением синтаксической роли имени существительного. Слайд 19. Серебрянка – мелкая речонка. Мы долго сидим на ее берегу в зарослях тростника и смотрим в воду. Восхождение на вершину «Имя существительное» окончено. IV. Компьютерное тестирование. Приложение3. V. Рефлексия урока. Солнышко. Тучка. Если учащимся все было понятно на уроке, то они оставляют в коробочке солнышко, а если нет – тучку. VI. Домашнее задание дается по вариантам. Тема. «Имя существительное» Уровень 1( красная карточка) Задание 1 З апиши ответы на вопросы. Укажи падеж и склонение имен существительных. Где появились гусеницы? ( Яблоня, слива. ) Чем засадили огород? ( Капуста. ) Задание 2 С пиши, дописывая окончания. Определи падеж и склонение имен существительных. е хать в трамва. . . , заботиться о товарищ. . . , видишь в зеркал. . . , быть в музе. . . , записать в тетрад. . . , скакать по площад. . . Задание 3 П риведи примеры имен существительных трех склонений в предложном падеже. Задание 4 С пиши, заменяя имена существительные единственного числа, данные в скобках, именами существительными множественного числа. Определи падеж. Зима. Сне. . . л. . . ж ит на( тр. . . пинка) , на( скамейка и крыша) . На( елка) з. . . л еная хвоя п. . . крыта инеем. Задание 5 П росклоняй слова. И. п. ( что? ) работа( что? ) поля Задание 6 Спиши. Обозначь цифрой склонение. з има, весна, ночь, тетрадь, перо, карандаш, птица, снегирь, дрозд, река, озеро, дерево, яблоня, сирень, новость, опасность, пустыня, улица, площадь, железо, сеялка Задание 7 Разбери как часть речи. по озеру Уровень 2( зеленая карточка) Задание 1 З апиши окончания дательного падежа имен существительных трех склонений. Приведи примеры. Задание 2 С пиши предложения, дописывая падежные окончания. Укажи склонение и падеж имен существительных. Стадо подошло к речк. . . . Мы шли по узкой тропинк. . . к опушк. . . леса. Отец вернулся из поездк. . . по Волг. . . . Машина ехала по дорог. . . к деревн. . . . Дорожка привела нас к озер. . . . Задание 3 С пиши, заменяя имена существительные единственного числа, данные в скобках, именами существительными множественного числа. Вставь пропущенные буквы. Определи падеж. В( поле) гудит в. . . ю га. На( речка и озеро) от( мороз) тр. . . щ ит лед. Задание 4 Просклоняй слова. И. п. ( кто? ) снегирь( что? ) задачи Задание 5 Разбери как часть речи. к яблоне Уровень 3( желтая карточка) Задание 1 С пиши, дописывая окончания. Укажи падеж и склонение имен существительных. Капли дождя барабанили по крыш. . . . Завтра мы пойдем в гости к тет. . . и дяд. . . . Дети написали письмо отц. . . . Мальчик подошел к окн. . . . По деревн. . . проехала машина. К кроват. . . ребенка подошла мать. Задание 2 С пиши. Обозначь цифрой склонение. пол, рожь, сев, осинка, железо, площадь, улица, поле, сеялка, тетрадь, яблоня, дорога, капуста, огурец, тополь, береза, тетрадка Задание 3 П росклоняй слова. И. п. ( что? ) береза( кто? ) девочки Задание 4 Данные слова запиши в дательном и творительном падежах. Дичь – к дичи, дичью Лампа –. . . , . . . Пирог –. . . , . . . Тетрадь –. . . , . . . Задание 5 В ыпиши имена существительные множественного числа. Определи падеж. С веток яблонь часто свешиваются чьи- то домики. Жители этих домиков – гусеницы. Гусеницы – злейшие враги деревьев. Задание 6 Разбери как часть речи. с дерева