a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Общение со сверстниками

Опубликовано: 2016-08-08 09:47:01

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 8 Консультация для родителей Общение со Сверстниками Подготовила Воспитатель: Гемблюк Олена Юрьевна. х. Красное 2016г Общение   имеет большое значение для формирования психики, ее развития и становления человека как личности. Особенно большое значение для психического   развития ребенка   имеет его общение со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В общении сначала через прямое подражание, а затем через словесные инструкции ребенок приобретает основной жизненный опыт, а люди, с которыми он общается, являются для ребенка носителем этого опыта. Сфера общения – самый мощный источник, который определяет психическое состояние ребенка, его здоровье. Поэтому требуются особая осторожность и предусмотренность как в общении взрослых в присутствии детей, так и в общении с самими детьми. Дети усваивают те формы общения, которые преобладают в их окружении. Выработать   нужное поведение   ребенка, его   речь, общение   можно, прежде всего ПРИМЕРОМ самих родителей, взрослых. Общение   – это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и т. п. Общение со взрослыми в большинстве случаев составляет лишь часть более широкого взаимодействия ребенка и взрослого, побуждаемого и другими потребностями детей. Поэтому развитие мотивов общения происходит в тесной взаимосвязи с основными потребностями ребенка, к которым мы относим потребность в новых впечатлениях, в активной деятельности, в признании, поддержке. На этой основе выделяют 3 основные категории мотивов общения: 1.   Познавательные( возникающие в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях) 2.   Деловые( рождаемые в ходе удовлетворения потребности в активной деятельности) 3.   Личностные( характерные для той сферы взаимодействия ребенка и взрослого, который составляет саму сферу общения) lefttop Согласно позиции   Л. С. Выготского, социальный мир и окружающие взрослые являются органически необходимым условием человеческого развития. Ребенок изначально включен в общественные отношения, и чем он младше, тем более социальным существом является.   Такое понимание процесса психического развития выдвигает на первый план роль общения со взрослыми. Критерии, позволяющие установить, есть ли у ребенка потребность в общении со взрослыми: 1.     Внимание и интерес ребенка д о взросло го( взрослый – объект особой активности детей) ; 2.     Эмоциональные проявления ребенка( оценка взрослого ребенком) ; 3.     Инициативные действия ребенка( проявить себя, показать свои умения и способности взрослому) ; rightbottom 4. Реакция ребенка на отношение к нему взрослого( самооценка детей и восприятие ими оценки взрослого) На протяжении первых семи лет жизни выделяются 4 формы общения( по М. И. Лисиной) : 1.     Ситуативно- личностная форма общения( первое полугодие жизни) : младенец не владеет никакими приспособительными видами поведения, отношения с окружающим миром через   взаимоотношения   с близкими взрослыми, которые обеспечивают выживание ребенка и удовлетворение всех его первичных органических потребностей. Такое общение у младенца имеет вид «комплекса оживления»- сложное поведение, включающие в качестве компонентов сосредоточение, взгляд в лицо другому человеку, улыбку, вокализации и двигательное оживление. Общение младенца с взрослыми протекает самостоятельно, вне какой- либо другой деятельности и составляет ведущую деятельность. 2.     Ситуативно- деловая форма общения( 6 месяцев – 2 года) : протекание общения на фоне практического взаимодействия ребенка и взрослого и связь коммуникативной деятельности с таким взаимодействием. Нужда в сотрудничестве, внимании, доброжелательности, соучастии, одновременной практической деятельности. 3.     Внеситуативно- познавательная форма общения( 3- 5 лет) : установление чувственно невоспринимаемых взаимосвязей в физическом мире. Дети стремятся к своеобразному «теоретическому» сотрудничеству со взрослыми( совместное обсуждение событий, явлений и взаимоотношений в предметном мире) . Появление первых вопросов о предметах и их разнообразных взаимосвязях. В процессе общения дети постигают и оценивают свойства другого человека и свои собственные, не лежащие прямо на поверхности, а умозаключенные на основе происходящего. 4.     Внеситуативно – личностная форма общения( 6- 7 лет) : служит целям познания социального, а не предметного мира, мира людей, а не вещей. Это коммуникативная деятельность в «чистом виде». Это самая высокая форма общения с взрослыми, достигаемая в дошкольный период. Ведущий мотив – личностный – повышенное внимание к действиям взрослого, желание подражать им, деловые отношения к любым его оценкам – и поощрениям и порицаниям. Ребенок научается ориентироваться в социальной среде, устанавливает многообразные сложные отношения с окружающим миром, приобщается к моральным и нравственным ценностям общества, в котором живет. Для успеха в воспитании ребенка надо знать как с ним общаться взрослому и какие контакты следует организовывать между детьми. На протяжении первых семи лет жизни ребенка его коммуникативные контакты со взрослыми и сверстниками качественно видео изменяются. Эти качественные ступени называются формами общения. 1. Формы общения детей со взрослыми. Первая в жизни детей форма общения со взрослыми – ситуативн о- личностная, или непосредственно- эмоциональное, возникает примерно к двум месяцам жизни. Этому предшествует не малая работа и взрослого и ребенка. Дело в том, что новорожденный приходит в этот мир без потребности в общении и без умения общаться. Правда, он имеет, по- видимому, прирожденные способности удивительно тонко воспринимать воздействие взрослых и чутко на них реагировать. Так, вскоре после рождения, ребенок воспринимает тембр, громкость и высоту звуков, он предпочитает новые объекты уже известным ему, и более сложные – простым и т. д. Ситуативно- личностная форма общения имеет самое краткое время существования – от двух до шести месяцев жизни ребенка, но играет очень важную роль в его развитии. В контактах со взрослым и благодаря им малыш начинает интересоваться окружающими предметами, сначала теми, которые принадлежат взрослому, а затем и другими. В эмоциональных контактах возникает стремление поделиться со взрослым своими переживаниями и способность сопереживать ему. Оформляются аффективно- личностные связи между ними. Последние обстоятельства обеспечивает формирование у ребенка доброго отношения к людям, миру и уверенность в себе. В конце первого полугодия жизни ребенок уже начинает хватать предметы и манипулировать ими. Характер контактов с окружающими людьми преобразуется. Возникает ситуативно- деловая форма общения со взрослым. Ситуативность взаимодействия сохраняется: ребенок обращается к взрослому по поводу сиюминутных происшествий и отвечает главным образом на то, что взрослый делает и говорит ему в данный момент. Но непосредственность чисто эмоциональных контактов постепенно отходит на второй план. Их эпизоды становятся краткими, теряют доминирующий характер. Общение теперь включается в практическую деятельность малыша 2 и как бы обслуживает его «деловые интересы». Поэтому вторая форма общения называется «деловой». Дата ее возникновения довольно определенна – это время, когда ребенок уверенно схватывает предметы и начинает совершать с ними простейшие манипуляции. Завершается фаза ситуативно- делового общения в очень разные сроки. Можно встретить даже семилетнего, кто готовится поступить в школу, но все еще предпочитает ситуативно- деловую форму общения. Конечно, с возрастом деловое общение преобразуется; у шестимесячного младенца оно совсем не то, что у двух- трех летнего и у шестилетнего дошкольника. Но сохранившиеся типические черты позволяют сразу опознать его. Коммуникативной потребностью второй формы общения становиться потребность ребенка в сотрудничестве со взрослым. Прежнее, чисто эмоциональное взаимодействие больше не устраивает. Ребенок с досадой уклоняется от руки, поглаживающей его по головке; отворачивается от взрослого, если тот смотрит на него с долгой улыбкой; раздражается если старший произносит «беспредметные» ласковые слава. Малыш становится как бы «суровым». Содержание потребности в сотрудничестве со взрослым в рамках ситуативно- делового общения претерпевает у детей изменение. В этой время происходит важное событие в развитии ребенка – он начинает отделять, безусловно, положительное общее отношение взрослого к себе от оценки им своих отдельных действий. Действие по образцу и деловое отношение к оценки взрослого способствует тому, что ребенок овладевает специфическими действиями с предметами. Но все- таки он еще не очень смущается замечанием, многие порицания игнорирует, оптимизм и уверенность в себе с предметами свойственны детям в это время. Вместе с тем ребенок становиться и сосредоточенным наблюдателем: он внимательно слушает наставления старших, пытается подчинить свое поведение разумным целям и советам. В рамках ситуативно- деловой формы общения со взрослым, действуя по его образцу, в условиях делового сотрудничества с ним дети овладевают и речью. Таким образом, в рамках ситуативно- деловой формы общения в психическом развитии малыша совершаются очень важные события. Поэтому так ответствен своевременный перевод ребенка к контактам такого рода. Задержка на предшествующем( непосредственно- эмоциональном) этапе общения со взрослым чревато задержками в развитии малыша, трудностями в адаптации к новым условиями жизни и т. п. Внеситуативно- познавательная форма общения. В первой половине дошкольного детства( 3- 5лет) у ребенка можно наблюдать следующую, третью форму общения со взрослым. Как и вторая, она опосредствованная, но вплетена не в практическое сотрудничество со взрослым, а в совместную с ним познавательную деятельность. Облик ребенка в целом изменяется. Он теперь постоянно задает вопросы, что- то придумывает, чего на самом деле нет, его уличают, а он в 3 ответ обижается, плачет; с гордостью демонстрирует свои достижения и до слез огорчается, когда взрослые не разделяют его радости. Календарные рамки внеситуативно- познавательного общения очень размыты. Можно встретить и взрослых людей, которые так никогда и не доросли до него, а среди малышей, умеющих говорить, его можно обнаружить даже у трехлеток. Не мало дошкольников, у которых это общение занимает доминирующее положение среди всех иных видов социальных контактов, вплоть до 6- 7 лет. Поэтому даты – три года и пять лет – весьма условны. Отсчет познавательного общения ведется от появления у ребенка характерно ненасытной любознательности, а возраст «почемучек» составляет 3- 4 года. Позднее общение на познавательные темы приобретает характер настойчивого поиска истины, полного внимания и серьезности от старших. Если взрослые во время беседы занимается чем- либо еще, ребенок требует, что бы он отнесся к нему серьезно. Тщательный анализ поведения дошкольников привел к выводу: на уровне познавательного общения они испытывают острую потребность к уважению старших. Наблюдения наталкивают на одну распространенную черту детей младшего и, особенно, среднего дошкольного возраста – на их повышенную чувствительность к отношениям взрослых: они радуются его похвале и очень огорчаются его замечаниям. Подобная повышенная чувствительность детей с внеситуативно- позноватлеьным общением не случайна, она отражает какие- то важные их особенности, видимо стремление к уважению. Формирование внеситуативно- позновательного общения имеет важнейшее значение в психическом развитии дошкольника. Здесь он впервые вступает в теоретическое, умственное сотрудничество со взрослыми. Его духовная жизнь приобретает особую насыщенность и наполнение. Она уже не привязана так неотрывно к практическому познанию действительности, как это было раньше. Мысль ребенка устремляется вглубь вещей, а фантазия уносит его в прошлое и будущее. В зрослый должен обеспечить ребенку, у которого развита внеситуативно- познавательная форма общения, - это уважительное отношение к его духовным запросам. Самое неблагоприятное влияние – пренебрежительное отношение старшего к стремлению ребенка к знанию, к неведомому. Внеситуативно- личностная форма общения. В конце дошкольного детства, пять семь лет, у детей появляется четвертая и высшая форма общения со взрослым. Она связана с овладением ими системы и отношений людей старшие дошкольники по сравнению с детьми всех предшествующих возрастов – самые разумные и самостоятельные. Но, по существу, и они тоже делают только свои первые шаги в сложном мире людей. Им впервые открывается жизнь с этой ее особой стороны, перед ними встают новые задачи – освоить правила поведения в мире людей, постичь законы и взаимосвязи в этой сфере деятельности, ясно осознать свои основные права и обязанности в кругу близких и далеких людей, научиться контролировать свои поступки и действия. Взрослый в глазах дошкольников – воплощение 4 образца того как надо себя вести; теперь он для ребенка эталон в сложной сфере его психической жизни – в области нравственности, построения отношений с окружающими. Прислушайтесь, как ребенок разговаривает с куклами, кормит мишку, и вы услышите ваши интонации, окрики или ласку, все, что он перенял от окружающих взрослых в их отношении к другим людям. В решении новых проблем опора на образец поведения взрослого и на его оценку становится основой усвоения деться норм морали, понимания своего долга и ответственности перед окружающими. Общение со взрослым на эти темы приобретает для них первостепенную важность. Беседы носят теоретический внесутиативный характер: вопросы, обсуждения, споры. Вплетены они в познавательную деятельность, но сосредоточены на социальном окружении ребенка, на «мире людей», а не на сфере предметов, как это было при внеситуативно- познавательном общении. Притягательность бесед на личностные темы для детей огромны. Они любят слушать рассказы о себе, своем детстве, о взрослых и их детстве, обо всем что касается людей. Беседы на личностные темы для ребенка – основной источник сведений о нормах нравственности и оценках реальных поступков его собственных и других людей точка. Внеситуативно- личностное общение представляет собой высокий уровень коммуникативной деятельности. Поэтому оно обычно и появляется к концу дошкольного возраста. Те из детей, кто поднимается до наивысшей формы общения, характеризуются прежде всего стремлением взаимопонимания и сопереживанию со взрослыми. Новое содержание коммуникативной потребности выражается в том, что ребенок не настаивает теперь обязательно на похвале: гораздо важнее для него знать, а как нужно. Потребность в взаимопонимании и сопереживании предполагает внутреннюю готовность ребенка разобраться в том, что думает и чувствует другой человек. Одно из проявлений дошкольников к установлению общности взглядов и оценок со взрослым – их жалобы. В них, как правило скрыто либо желание проверить правильность своего понимания поведения и норм взаимоотношений с другими людьми, либо необходимость узнать их. Дошкольники с внеситуативно- личностным общением по- прежнему дорожат признанием окружающих, радуются их похвале. Но они гораздо более трезво оценивают недостаточность своего умения разбираться в сложных проблемах жизни. Именно разумный взгляд на ограниченность своего опыта и знаний заставляет их настойчиво выяснять: а как считают старшие. О сформированности в неситуативно- личностного общения говорят такие признаки в поведении: ребенок активно ищет бесед на личностные темы; он с интересом поддерживает такие беседы начатые взрослыми; его споры нацелены на уточнение, проверку, выяснение того, правильно ли он 5 понимает, как следует поступить; несогласие взрослого его огорчает, но не вызывает отказа от деятельности, а влечет ее усовершенствование. И так, взрослый в своем общении с детьми разного возраста должен учитывать особенности их коммуникативной потребности и организовывать свои контакты так, что бы, во- первых, удовлетворять эту потребность и тем способствовать психическому развитию ребенка, во- вторых, обеспечивать движение ребенка к последующим, более высоким формам общения. 2. Формы общения ребенка со сверстниками. Собственно коммуникативная деятельность с ровесниками возникает в конце второго, начале третьего года жизни. Общение детей со сверстниками возникает в своеобразной форме и в рамках дошкольного детства проходит, как и общение со взрослым, ряд этапов. Общение со сверстниками возникает у детей на третьем году жизни. Оно осуществляется на первых этапах в форме эмоциональн о- практического общения( 2- 4 года жизни) . Ребенку необходимо и достаточно, чтобы товарищ присоединился к его шалостям, поддержал и усилил общее веселье. Особенности этой формы общения со сверстниками способствует развертыванию инициативы детей, так как в контактах они чувствуют себя свободными и действуют на равных. Общение этого рода помогает становлению самосознание и формированию основ личности – позволяет ребенку увидеть свои возможности. Ситуативно- деловая форма общения( 4- 5 лет) . Это общение наиболее типично для дошкольного детства. Роль общения со сверстниками у детей старше четырех лет заметно возрастает среди всех других видов активности ребенка. Это связано с преобразованием ведущей деятельности – сюжетно- ролевой игры. С четырех лет сюжетно- ролевая игра становится по- настоящему коллективной. В ходе контактов со сверстниками в рамках ситуативно- деловой формы общения дошкольника стремятся наладить между собой деловое сотрудничество. Это стремление и составляет основное содержание их коммуникативной потребности. Прежде всего подчеркнем отличие сотрудничества от соучастия. При эмоционально- практическом общении дети действуют рядом, редко и поверхностно соприкасаясь между собой. Такие контакты и назвали термином «соучастие». При ситуативн о- деловом общении дошкольники заняты общим делом, они тесно кооперированы, стараются согласовывать действия, достичь единой цели. Такие контакты обозначили термином «сотрудничество». Переход от соучастия к сотрудничеству- заметный прогре сс в сф ере коммуникативной деятельности со сверстниками. Применительно ко второй форме возможно уже говорить о деле. Все основные поводы для обращения друг к другу возникают в процессе 6 занятий, игры, выполнение бытовых работ, овладение зачатками учебной деятельности. Это деловое общение. Отставание в развитии общения с товарищами в рамках ситуативн о- делового общения оказывает уже заметное неблагоприятное воздействие на психологическое развитие. Дети тяжело переживают свою отверженность, что связано с невозможность осуществить игру. Это порождает пассивность, замкнутость, а порой и недоброжелательность. Внеситуативно- деловая форма общения со сверстниками( 7- 6 лет) . Основное стремление, побуждающее дошкольников к наиболее сложным контактам этого периода детства – жажда сотрудничества. Как и на предыдущем этапе, сотрудничество носит практический, деловой характер – развертывается на фоне совместной игровой деятельности. Однако игра заметно изменяется. На смену играм с сюжетом и ролями приходят игры с правилами. Для старших дошкольников это как бы упражнения в отношениях с другими людьми: помогают им осознавать свои обязанности, выступающие тут в виде всеобщих правил

Оставить комментарий: