a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Урок математики в 5 классе " Сложение десятичных дробей", ФГОС

Автор: Дубровина Галина Евгеньевна Опубликовано: 2016-08-09 15:05:17

Тип урока:   Урок «открытия» нового знания. Тема:   «Сложение десятичных дробей». Класс:   5 Форма работы учащихся:   фронтальная, групповая, индивидуальная, самостоятельная работа; Необходимое техническое оборудование:   проектор, компьютер, экран; Базовый учебник:   математика 5 класс, автор Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов и др. Цель:   организация деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности при сложении десятичных дробей Планируемые образовательные результаты: предметные: Уметь читать, записывать и сравнивать десятичные дроби Знать алгоритм действия с десятичными дробями. Уметь применять выработанный алгоритм на практике. метапредметные: Научить определять, создавать обобщения, аналогично соответствующим знаниям. Получить возможность понимать сущность составления алгоритма и действий по нему. Научить управлять поведением партнёра, контролировать результаты. личностные: Получить возможность контролировать процесс учебной и математической деятельности. Способствовать эмоциональному восприятию материала. Развивать активность и находчивость при решении примеров. Основные понятия, изучаемые на уроке: Десятичные дроби, разряды, Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования:   анализ, сравнение, аналогия, обобщение. Демонстрационный материал:   Презентация, плакат с алгоритмом Раздаточный материал:   карточки с числами, карточки с заданиями, чистые листы, таблицы для самооценки на этапе рефлексии. Ход урока: 1. Оргмомент. ( Слайд 1) - Французский писатель Анатоль Франс однажды заметил: «Учиться можно только весело … Ч тобы переварить знания  надо поглощать их с аппетитом» Последуем этому совету писателя, постараемся быть внимательными, будем поглощать знания с желанием, ведь они пригодятся вам в дальнейшем.   2. Мотивация   к учебной деятельности: На слайде( Слайд 2) 0, 012 0, 1 0, 3 0, 01 0, 13 3, 001 1, 1 0, 03 2 1, 09 0, 045 Д Р Й В Ы Ь У О Т П Б- Итак, вы видите перед собой таблицы с десятичными дробями и буквами. - Ваша задача расположить дроби в порядке возрастания, чтобы прочитать пожелание. у чёного Стивенсона, впервые введшего понятие десятичной дроби( Учащиеся работают) - Итак, какая фраза у вас получилась( В добрый путь. ) - Какое правило сравнения дробей вы использовали? ( Уравняли кол- во знаков после запятой и сравнили поразрядно) - Молодцы, путь к новым знаниям – это добрый путь. 3. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. - А теперь откроем тетради и запишем дату. - Обратите внимание, у вас на партах карточки с числами:  ( Слайд 3) 23, 09 34, 57 1, 246   0, 24 0, 2 73, 067 38 9 7651 3437 1246  - Разбейте числа на группы. Какие группы получились? ( Десятичные дроби и целые числа) - Карточки с целыми числами положите перед собой. - Выполните сложение этих чисел в тетради столбиком. - Какие ответы получились? ( Слайд 4) 389+ 7651= 8040; 3437+ 1246= 4683- Поднимите руку, у кого правильное решение- Как записываются слагаемые при сложении в столбик? ( Поразрядно, начиная с меньшего разряда – единиц) - Давайте сравним эти числа, расположив в порядке возрастания и записав в тетрадь результат 389 1246 3437 7651( Слайд 5) ( Проверьте по слайду и сравнение результатов) 4. Формулировка темы урока- Итак, какие математические операции мы провели с целыми числами? ( Сложение и сравнение) - А ч то мы уже умеем делать с десятичными дробями? ( Сравнивать и представлять в виде смешанного числа или десятичной дроби) - Возьмите карточки с десятичными дробями и представьте их в виде смешанного числа или десятичной дроби 23, 09 34, 57 1, 246   0, 4 0, 2 73, 067( Слайд 6) - Умеем ли мы складыватьсмешанные числа и десятичной дроби? - Но на что мы должны обращать внимание( Складываем дроби только с одинаковым знаменателем) - Составьте примеры на сложение с получившимися дробями, учитывая данное замечание, и вычислите их 23, 09+ 34, 57 1, 246  + 73, 067 0, 4+ 0, 2( Слайд 7) 5. Создание проблемной ситуации- Вы молодцы, но у меня возникла проблема. Я решила попросить пару мальчиков нашего класса помочь повешать шторы в нашем кабинете. Достать до карниза мальчики могут, только встав на стол. Но в паспорте по эксплуатации указано, что поверхность стола может выдержать вес не более 80, 5кг. Для этого мальчики заранее определили массу своего тела. - В каких единицах удобнее измерять вес? ( в кг) - Мальчики, запишите на доске свой вес в кг. ( Лёша и Ро ма, Виталя и Семён, Тимур и Егор. ( 46, 24 и 33, 1; 33, 08 и 6 4, 6; 40, 13 и40 7, 9) ) - Итак, смогут ли мальчики помочь мне? Какое действие надо выполнить, чтобы ответить на этот вопрос? ( Сложение) - Какими числами выражен вес наших мальчиков? ( Десятичными дробями) ( Слайд 8) - Значит, нам надо сложить десятичные дроби. Итак, первый ряд найдёт суммарный вес первой пары, второй – вторую, третий- третью. Работаем в парах на листочках. - Давайте сравним результаты. - В группах пол учились разные результаты. - Как вы думаете, почему результаты получились разные? ( не знаем правило сложения десятичных дробей) . - Так ка кова тема нашего урока? «Сложение десятичных дробей »( Слайд 9) 5. Открытие новых знаний( Слайд 10) - Сейчас посмотрите на правильные ответы и поднимите руку, у кого они совпали? ( Вызывается ученик, который получил верный ответ и записывает свой приём сложения) - Так значит существует специальный алгоритм для сложения десятичных дробей? - Давайте его вместе установим( Слайд 11) 1. Уравнять в дробях количество знаков после запятой; 2. Записать числа друг под другом так, чтобы запятая была под запятой; 3. Выполнить сложение, не обращая внимание на запятую; 4. Поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях. ( Десятичные дроби складываются поразрядно, начиная с младшего разряда. Правило поразрядного сложения позволяет складывать десятичные дроби точно так же, как и натуральные числа «столбиком». Н адо только внимательно писать числа, чтобы одноименные разряды оказались друг под другом. ) ( Слайд 12) - Теперь вы можете посоветовать, к какой паре мальчиков я могу обратиться за помощью? 6. Первичное з акрепление изученного материала( Слайд 13) - Давайте вернёмся к карточкам с десятичными дробями и решим примеры на сложение, используя данные числа и алгоритм, который мы вместе составили. Работаем парами по рядам? ( Заслушиваются ответы) 23, 09+ 1, 246   73, 067+ 0, 24 34, 57+ 0, 2( Проверьте результат) ( Слайд 13) 7. Физминутка «Раз — подняться, потянуться, Два — нагнуть, разогнуться, Три — в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре — руки шире, Пять — руками помахать, Шесть — на место тихо сесть». 8. Закрепление изученного материала, отработка навыков сложения десятичных дробей 1. Рабочая тетрадь стр. 101 №2 П ервая строка – решение с комментарием, читаем пример и ответ- Ч то заметили во второй строке? ( необходимо уравнять количество знаков после запятой) - Решаем самостоятельно( кто решит первым, выходит к доске, записывает ответы, второй – выходит ставит плюсики, если совпал ответ) 2. Давайте посмотри, где еще в жизни применяются десятичные дроби, решив задачу( Учебник, стр 192 №121) - Какое действие выберем для решения задачи? - Решаем самостоятельно, ( взаимопроверка) 9. Самостоятельная работа №1213( 1 вар. - а, в, д; 2 вар. - б, г, е) 2 че- ка на обратной стороне доски 10 Итог урока- Чему мы научились сегодня на уроке? - Какие основные трудности при сложении десятичных дробей могут возникнуть? - Что надо знать, чтобы избежать этих ошибок? - Интересное и меткое сравнение принадлежит Толстому. Он говорил, что «человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель- то, что он о себе думает. Чем большего человек о себе мнения, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь». Давайте Оценим свою работу на уроке с помощью таблицы, которая лежит на парте. Фамилия_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Имя_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Утверждения Поставь знак «+ », где считаете нужным Тема урока мне понятна. Я не понял тему урока Я научился складывать дроби. Я научился складывать дроби, но ещё испытываю затруднения Я не понял, как складывать десятичные дроби, но хочу этому научиться

Самоанализ урока математики по теме «Сложение десятичных дробей» в 5 классе учителя математики МБОУ « Ижморская СОШ№1» Дубровиной Г. Е. На уроке присутствовало 20 обучающихся. Учащиеся 5 класса имеют довольно высокий учебный потенциал, достаточно активны и мотивированы. При планировании было учтено то, что ученики  могут продуктивно и слаженно работать как самостоятельно, так и в парах, оказывая  взаимопомощь. Действия с десятичными дробями одна из значимых тем в разделе математики 5 класса. Главная стержневая задача – мотивировать учеников  на самостоятельное овладение знаниями. В этом  классе такая задача выполнима.   Тип урока:  урок усвоения новых знаний. На уроке решались следующие задачи, направленные на достижение  личностных, предметных и метапредметных результатов: Личностные:   воспитывать волю и настойчивость для достижения конечного результата, умение объективно оценивать свой труд,   формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, уметь ясно, чётко излагать свои мысли в устной и письменной речи Познавательные:  развивать у учащихся умение самостоятельно находить способы решения, развивать критическое мышление Регулятивные:  самостоятельно формулировать познавательную цель и строить свои действия в соответствии с ней, уметь анализировать, делать выводы, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные:  воспитывать доброжелательные, уважительные отношения друг к другу.     Методы обучения, применяемые на уроке, соответствовали целям и задачам урока и по источнику передачи знаний были: - практический, наглядный, словесный; - частично- поисковый. Оборудование: Мультимедийный проектор Компьютер Презентация, выполненная в программе « Power Point ». Учебник Н. Я. Виленкин и др. «Математика 5 класс».     В соответствии с задачами  и содержанием  деятельности   урок строился по следующим этапам: 1. Вводно- мотивационная часть 2. Актуализация знаний, включающая в оспроизведение и коррекцию опорных знаний 2. Организация получения новых знаний, через создание проблемной ситуации и определение темы урока 3. Усвоение новых знаний и способов, через з акреплени е нового материала и практических навыков при решении учебн ых задач 4. Соо бщение домашнего задания 5. Рефлексия   В ходе проведения урока все структурные элементы были выдержаны:  1) На первом этапе была проверена готовность класса и оборудования к уроку, организация внимания детей.  2)  На втором этапе были актуализированы знания учащихся по р анее изученным темам «Запись, сравнение и чтение десятичных дробей»,   «Сложение и сравнение натуральных чисел», « Сложение смешанных чисел с одинаковыми знаменателями»             3) Следующий этап урока – организация  деятельности, направленная на изучение новых знаний и способов действий. На данном этапе урока учащиеся самостоятельно составили алгоритм сложения десятичных дробей.             4) На этапе первичной проверки понимания изученного было проведено решение примера на сложение делятичных дробей с комментированием,   была организована самостоятельная  работа у доски с последующей самопроверкой. Выбор содержания учебного материала был осуществлен оптимально.             5) На завершающем этапе урока проведена рефлексия, в ходе которой дети оценили свою работу. Домашнее задание соответствует нормативным требованиям, Мною применены  следующие приемы обучения: - с целью развития самоконтроля и взаимоконтроля учащихся, развития самостоятельности, на уроке интересна и эффективна работа в парах,  которая построена с учетом возрастных особенностей; - самостоятельное решение задания с комментированием  способствовало  развитию грамотной математической речи( умение высказываться, используя математические понятия, умение аргументировать свой   ответ) , работе  над речевой деятельностью, в которой учащиеся выражали суть выполняемых действий; - фронтальная работа:  самостоятельное решение заданий показал, что каждый ученик мог себя проверить, все ли он понял, запомнил ли запись, решение. Считаю, что на данном этапе каждый ученик смог пережить ситуацию успеха, убедиться, что им усвоен материал урока. Общие результаты урока: Цели и задачи  урока реализованы. Учащиеся освоили новую тему и закрепили в ходе решения задач действия по сложению десятичных дробей. Для выполнения поставленных задач материально- техническая база оказалось достаточной, презентация была доступна всем. Рабочее место учащихся было оптимально организовано. Все этапы урока были выдержаны. Значение данного урока прежде всего обучающе- познавательное, так как ученики получили новые знания о сложении десятичных дробей, увидели практическую значимость этих понятий. Также урок несет в себе важное развивающее значение:  развитие самоконтроля и взаимоконтроля,  самостоятельности, организованности,  грамотной математической речи. Воспитывающее значение урока также немаловажно, так как учащимся прививалось чувство взаимопомощи и доброжелательное отношение друг другу через организацию работы в парах, коллективе. Психологический климат урока был благоприятный. Стиль взаимоотношений учителя и учащихся можно охарактеризовать как умеренно- демократический: каждому ученику представлялось право высказаться, обосновать и доказать свою позицию. В связи с этим активность на уроке была высокой, учащиеся были сосредоточены и внимательны. За счет разнообразия форм работы я обеспечивала высокую работоспособность учащихся, этому способствовала физкультминутка. Учащиеся правильно и осознанно выполняли задания. Удалось избежать переутомления учащихся, развить мотивацию учения, навыки контроля и  самоконтроля.

1. УРАВНЯТЬ В ДРОБЯХ КОЛИЧЕСТВО ЗНАКОВ ПОСЛЕ ЗАПЯТОЙ 2. ЗАПИСАТЬ ЧИ С- ЛА ДРУГ ПОД ДРУ- ГОМ ТАК, ЧТОБЫ ЗАПЯТАЯ БЫЛА ПОД ЗАПЯТОЙ 3. В ЫПОЛНИТЬ СЛОЖЕНИЕ, НЕ ОБРАЩАЯ ВНИМАНИЕ НА ЗАПЯТУЮ 4. П ОСТАВИТЬ В ОТВЕТЕ ЗАПЯТУЮ ПОД ЗАПЯТОЙ В ДАННЫХ Алгоритм сложения десятичных дробей Без знания дробей никто не может быть сведущим в математике Марк Туллий Цицерон( древнеримский оратор и философ)

0, 012 0, 1 0, 3 0, 01 0, 13 3, 001 1, 1 0, 03 2 1, 09 0, 045 Д Р Й В Ы Ь У О Т П Б 0, 012 0, 1 0, 3 0, 01 0, 13 3, 001 1, 1 0, 03 2 1, 09 0, 045 Д Р Й В Ы Ь У О Т П Б 0, 012 0, 1 0, 3 0, 01 0, 13 3, 001 1, 1 0, 03 2 1, 09 0, 045 Д Р Й В Ы Ь У О Т П Б 0, 012 0, 1 0, 3 0, 01 0, 13 3, 001 1, 1 0, 03 2 1, 09 0, 045 Д Р Й В Ы Ь У О Т П Б 0, 012 0, 1 0, 3 0, 01 0, 13 3, 001 1, 1 0, 03 2 1, 09 0, 045 Д Р Й В Ы Ь У О Т П Б 0, 012 0, 1 0, 3 0, 01 0, 13 3, 001 1, 1 0, 03 2 1, 09 0, 045 Д Р Й В Ы Ь У О Т П Б 23, 09 34, 57 1, 246 0, 4 0, 2 73, 067 38 9 7651 3437 1246  

ФИ_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Утверждения Поставь знак «+ », где считаете нужным Тема урока мне понятна. Я не понял тему урока Я научился складывать дроби. Я научился складывать дроби, но ещё испытываю затруднения Я не понял, как складывать десятичные дроби, но хочу этому научиться ФИ_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Утверждения Поставь знак «+ », где считаете нужным Тема урока мне понятна. Я не понял тему урока Я научился складывать дроби. Я научился складывать дроби, но ещё испытываю затруднения Я не понял, как складывать десятичные дроби, но хочу этому научиться ФИ_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Утверждения Поставь знак «+ », где считаете нужным Тема урока мне понятна. Я не понял тему урока Я научился складывать дроби. Я научился складывать дроби, но ещё испытываю затруднения Я не понял, как складывать десятичные дроби, но хочу этому научиться ФИ_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Утверждения Поставь знак «+ », где считаете нужным Тема урока мне понятна. Я не понял тему урока Я научился складывать дроби. Я научился складывать дроби, но ещё испытываю затруднения Я не понял, как складывать десятичные дроби, но хочу этому научиться ФИ_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Утверждения Поставь знак «+ », где считаете нужным Тема урока мне понятна. Я не понял тему урока Я научился складывать дроби. Я научился складывать дроби, но ещё испытываю затруднения Я не понял, как складывать десятичные дроби, но хочу этому научиться ФИ_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Утверждения Поставь знак «+ », где считаете нужным Тема урока мне понятна. Я не понял тему урока Я научился складывать дроби. Я научился складывать дроби, но ещё испытываю затруднения Я не понял, как складывать десятичные дроби, но хочу этому научиться

Оставить комментарий: