Отчёт по кружковой работе "СИРС"
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 «Малахитовая шкатулка» Отчёт по ДПОУ Развитие интеллектуальных способностей с использованием компьютерных технологий «СИРС» Воспитатель: Гук Н. Ф. г. Нижневартовск 2019 Отчёт по ДПОУ программе «Хочу все знать» Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой ступени – дошкольному образованию. Высокий уровень требований к качеству образования и развития детей, необходимость усваивать большое количество информации, привели к поиску новых форм организации образовательной работы, среди которых наибольшее распространение получили технологии. В проекте Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» уделяется большое внимание вопросу, каким должно быть современное образование? Теперь же в эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы образования. В современном мире мы должны быть конкурентно способными, а важнейшими условиями, которой становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Это важно еще и потому, что для нового витка информации и технологизации общества требуется новый уровень мышления, что будет способствовать подготовке дошкольников к усвоению нужной информации без ущерба их здоровью, развитию познавательного интереса на последующих ступенях образования. Поэтому, именно в дошкольном образовательном учреждении необходимо создавать условия для интеллектуального развития детей. Чем раньше начинается развитие способностей, тем больше шансов на оптимальное их развитие. ДПОУ «Хочу все знать» проводился в течение всего года с детьми старшего дошкольного возраста. Деятельность по ДПОУ основывалась на авторской программе «СИРС»( Система интенсивного развития способностей) автора Бурова Александра Николаевича. Целью, которой являлось: Развитие интеллектуальных способностей как формирование предпосылок к учебной деятельности. Данная цель в течение года достигалась через следующие задачи: Развитие интеллекта, индивидуальных способностей, природного потенциала. Формирование общей интеллектуальной раскованности и отработка средств, обеспечивающих общую организованность мыслительного процесса. Развитие умения подчинять свою деятельность системе обязательных для всех правил. Начала свою работу с октября месяца 2018 г и по май 2019 года. Посещало ДПОУ 26 детей Занятия проводились в течение всего учебного года 2 раза в неделю по 30 минут. Непрерывная длительность занятий с компьютером для детей старшего дошкольного возраста( 6- 7 лет) – 14 минут. Занятие состояло из трех частей. 1 часть – приветствие, установочный раздел, работа на компьютере, гимнастика для глаз, психогимнастика. 2 часть – дидактические игры, игровые задания и упражнения. 3 часть – прощание. Программа обусловлена принципом организации занятий, который заключается в поступенчатом введении материала. Темп перехода от легкого к сложному, зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Тематика занятий усложняется с учетом возрастных особенностей детей. На занятиях использовала игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию памяти, внимания, мышления, усидчивости, доведения начатого дела до конца. Курс предложенных занятий представлен как путешествие в волшебный Мир Компьютерных знаний. Занятия направлены на развитие мыслительных операций, формирование общей интеллектуальной раскованности и отработку средств, обеспечивающих общую организованность мыслительного процесса. Каждое задание «прокручивается» по нескольку раз на различном материале в течение нескольких занятий. Курс тесно связан с такими дисциплинами, как «Математика», «Логика». Диагностические занятия: 1, 5, 10, 15. На каждом последующем занятии отрабатываются уже знакомые детям задания, и предлагается одно новое. Задача педагога – стимулировать мыслительную активность детей, последовательно проводить мысль о том, что в предлагаемых заданиях не существует одного решения, что правильными могут оказаться разные решения, иногда совсем не похожие друг на друга. В основе курса лежат следующие принципы: 1. Принцип безопасности. 2. Принцип многократного повторения материала для формирования у ребенка не просто умения, но и навыка. 3. Принцип положительного подкрепления. Основные знания, умения и навыки, сформированные в ходе реализации программы: «Развитие интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста» с использованием инновационной компьютерной Системы интенсивного развития интеллектуальных способностей( СИРС) Умение подчинять свою деятельность системе обязательных для всех правил. Умение ориентироваться по клеткам или по образцу. Обучение навыкам: классификации знаний; устного счета; системного, понятийного, наглядно- образного мышления; креативности; пространственных представлений; чувства стихосложения. Знание цветов и геометрических фигур, умение их различать и комбинировать из них различные предметы. Контроль результатов подготовки: беседа с родителями, контрольные самостоятельные задания, непрерывный мониторинг уровня развития способностей. Материал программы распределен по времени с учетом его достаточности для качественного овладения значимыми умениями и навыками. Прогнозируемый результат: внедрение в образовательный процесс новой информационной технологии( СИРС) ; повышение эффективности интеллектуальных возможностей у детей старшего дошкольного возраста: быстрое и качественное усвоение новых знаний; развитие творческих способностей( креативности) ; высокий уровень сформированности элементарных мыслительных операций( анализ, синтез, сравнение, выделение существенного и др. ) ; высокий уровень организованности и целенаправленности мышления, проявляющийся в четкой ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщенных схем анализа, в осознании собственных способов мышления и в контроле за ними; увеличение объема запоминаемой информации в 2- 3 раза; повышение уровня подготовки детей к школьному обучению; развитие информационной культуры у старших дошкольников. Компьютерная программа СИРС включает в себя ряд комплексов. Каждый комплекс рассчитан на количество занятий, кратное 5, ( 15- 16 занятий) . 1. Комплекс интеллектуально- развивающих игр и упражнений. Направлен на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, внимания, восприятия. Развитие памяти содержит: Тренажеры для развития зрительной памяти; Тренажер для развития ассоциативной памяти; Тренажер для диагностики и поэтапного формирования навыков. Развитие пространственных представлений: Тренажеры для развития навыков пространственных представлений со сдвигом, вращением и зеркальным отображением образов; Тренажеры для работы с развертками куба. Развитие наглядн о- образного мышления и креативности на основе конструирования Танграм – с помощью 7 геометрических элементов Развитие понятийного мышления Тренажер стихи( последовательности, окончания, чувство стихосложения) Тренажер словарь Тренажер понятийное мышление( пословицы, переносный смысл слов) Развитие приемов умственной деятельности Прогрессивные матрицы Тест Равенна Развитие процессов звуко- буквенного анализа, синтеза, Развитие навыков устного счета 2. Упражнения для профилактики нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления. Способствуют снятию рефлекса периферического зрения, ритмированию правого полушария, активизации мозга и межполушарного взаимодействия. 3. Графические диктанты. Направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки. 4. Пальчиковая гимнастика. Способствует развитию психических функций( вниманию, памяти, мышлению и речи) , а также подвижности и гибкости кистей рук. 5. Дыхательно- координационные упражнения. Направлены на активизацию работы стволовых отделов мозга, снятие мышечного напряжения. Требования к уровню подготовки воспитанников. Воспитанники должны знать: - основные части компьютера и их назначение; - последовательность работы на компьютере в системе интенсивного развития способностей СИРС. Воспитанники должны уметь: Комплекс Понимание: Понятийное мышление: - уметь выделять существенные признаки понятий, - уменьшение времени, затрачиваемого на тренажеры, увеличение количества правильных ответов и эффективности, - развитие способностей к образованию суждений как более высокой ступени в развитии абстрактно- логического мышления, - умение ребенка оперировать смыслом, понимать переносной смысл, - способность улавливать абстрактное значение тех или иных понятий и отказываться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно- ситуационные признак, - достаточность уровня обобщения, - способность к абстрагированию. Комплекс Развитие памяти: - увеличение количества запоминаемых цветов: запоминание расположения 10 цветов за 10 секунд, - увеличение объема запоминаемой информации за единицу времени, увеличение количества запоминаемых клеток, - развитие ассоциативной памяти, - увеличение количества запоминаемых фигурок, - увеличение количества запоминаемых картинок, - увеличение объема оперативной памяти и скорости восприятия зрительной информации, - увеличение количества запоминаемых слов и уменьшение времени, затрачиваемого на запоминание. Комплекс Пространственное мышление: - развитие пространственного, логического мышления, ориентировка в пространстве, развитие мелкой моторики, - сокращение количества попыток выполнения задания, - сокращение времени выполнения заданий, - уменьшение времени, затрачиваемого на тренажеры, - увеличение количества правильных ответов и эффективности. Комплекс Система развития наглядно- образного мышления и творческого мышления Танграм, Тест Равенна- уменьшение времени, затрачиваемого на тренажеры, - увеличение количества правильных ответов и эффективности, - выполнение упражнения без подсказки на экране или сетки, - выполнение задания с ограничением во времени, - развитие мелкой моторики. Мониторинг деятельности: В таблице «Результаты работы воспитанников по программе за 2018 – 2019 уч. год» представлены показатели динамики развития памяти, мышления, ориентировки в пространстве. В 2018 – 2019 уч. г. на занятиях отрабатывались тренажеры, направленные на тренировку и развитие пространственного мышления: Тренажер «Лабиринт»( 1 уровня: легкий, средний, сложный) , Тренажер «Запоминание цветов»( 1 уровня: легкий, средний, сложный, ) . «Картинки в клетках» Для анализа выполнения заданий первых двух тренажеров были взяты показатели среднего уровня. Результаты работы по программе ДПОУ «Хочу все знать» за 2018 – 2019 уч. год Пространственное, логическое мышление, ориентировка в пространстве № п/ п Фамилия Имя Тренажер «Лабиринт» Уровень: средний Тренажер «Пазлы» Уровень: средний Первое занятие Последнее занятие Первое занятие Последнее занятие 1 Д- 1 1: 55 Д- 1 1: 01 Д- 1 3: 43 Д- 1 2: 30 2 Д- 1 2: 17 Д- 1 2: 05 Д- 1 4: 15 Д- 1 3: 22 3 Д- 1 2: 00 Д- 1 1: 38 Д- 1 3: 57 Д- 1 3: 05 4 Д- 1 1: 22 Д- 1 1: 03 Д- 1 3: 48 Д- 1 3: 05 5 Д- 1 1: 47 Д- 1 1: 52 Д- 1 3: 45 Д- 1 3: 13 6 Д- 1 1: 52 Д- 1 1: 48 Д- 1 4: 05 Д- 1 3: 36 7 Д- 1 1: 49 Д- 1 1: 15 Д- 1 3: 30 Д- 1 3: 45 8 Д- 1 1: 51 Д- 1 1: 37 Д- 1 4: 17 Д- 1 3: 20 9 Д- 1 2: 13 Д- 1 1: 41 Д- 1 4: 10 Д- 1 3: 27 10 Д- 1 1: 49 Д- 1 2: 05 Д- 1 3: 45 Д- 1 3: 32 Развитие памяти № п/ п Фамилия Имя Тренажер: «Запоминание цветов» Уровень: средний Тренажер: «Картинки в клетках» Уровень: средний Первое занятие Последнее занятие Первое занятие Последнее занятие 1 Д- 1 Д- 1 Д- 1 2: 13 Д- 1 2: 00 2 Д- 1 1: 52 Д- 1 1: 52 Д- 1 2: 13 Д- 1 1: 57 3 Д- 1 1: 52 Д- 1 1: 52 Д- 1 3: 30 Д- 1 3: 45 4 Д- 7 1: 47 Д- 9 2: 52 Д- 7 2: 13 Д- 9 2: 00 5 Д- 10 3: 15 Д- 10 2: 12 Д- 8 3: 15 Д- 9 3: 13 6 Д- 7 2: 05 Д- 9 1: 35 Д- 10 0: 44 Д- 10 0: 39 7 Д- 10 1: 55 Д- 10 3: 01 Д- 10 0: 43 Д- 10 1: 15 8 Д- 9 1: 52 Д- 9 1: 35 Д- 8 3: 05 Д- 3 2: 40 9 Д- 10 3: 15 Д- 10 2: 12 Д- 10 0: 44 Д- 10 0: 39 10 Д- 2 3: 15 Д- 8 2: 38 Д- 8 3: 05 Д- 3 2: 40 Анализ результатов выполнения заданий показал следующее: - при работе с тренажерами «Лабиринт», «Пазлы» происходит уменьшение времени, затрачиваемого на выполнение 1 задания; - при работе с тренажерами «Запоминание цветов», «Картинки в клетках» в начале запоминали только 2- 3 цвета или картинки в клетках то в конце 5- 6. Таким образом, по результатам работы по программе в 2018 – 2019 уч. г. Можно сделать вывод о том, что занятия с применением данной компьютерной программы позволяет добиться положительной динамики в развитии пространственного, логического, наглядно- образного и творческого мышления, ориентировки в пространстве, развитие мелкой моторики, развитие приемов умственной деятельности у дошкольников( анализ, синтез, обобщения, аналогии) , развитие памяти. Большинство детей посещающих ДПОУ являются выпускниками ДОУ. Всем детям предложено продолжать начатую работу в начальной школе. В 2019 – 2020 уч. году планируется продолжить работу по программе ДПОУ «Хочу все знать» с детьми старшей группы в рамках программы «Одаренные дети» продолжительностью 1 год.
- Консультация для родителей "НАСМОРК - ПРОФИЛАКТИКА"
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Педагогический совет ДОУ
- Технологическая карта по организации с-р игры