Консультация для родителей «Трудовое воспитание в семье»
Консультация для родителей «Трудовое воспитание в семье»
Высоко оценивая значение труда, великий русский педагог К.Д. Ушинский подчеркивал, что без определенной деятельности, без личного участия в каком-либо труде, человек теряет не только физические силы, но и снижается его нравственность. Бездеятельность, по мнению Ушинского, является одной из причин хулиганства среди детей.
Задолго до поступления в детский сад ребенок получает начальные трудовые навыки в семье. Семья не только хранительница традиций нашего общества, она вносит свои индивидуальные особенности в посильный труд ребенка, воспитывает в нем любовь к труду, потребность трудиться и приносить пользу людям. Труд членов семьи строится на физических возможностях и умении каждого.
Зачастую родители в силу своей занятости и нехватки терпения, ограждают детей в труде, делая всё сами. Они даже не задумываются, что труд дошкольника имеет большое значение для психического развития ребенка, он связан с потребностью к активному участию в жизни взрослых и стремлению к самостоятельности. Участие в хозяйственно — бытовом труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива. Это способствует воспитанию многих важных качеств личности: ответственности, отзывчивости, бережливости, заботливости.
Ребенок видит трудовые взаимоотношения взрослых в семье и стремиться подражать им: мальчики берутся за папину работу, девочки подражают мамам. Общение детей в семье со взрослыми, знакомство с их трудом, приобщение к нему накапливает и обогащает опыт детей. Чем раньше ребенок будет включен в общий трудовой ритм семьи, тем результативнее будет отдача.
Но родители должны помнить, что их руководство трудом детей не должно быть слишком навязчивым. Необходимо проявлять такт, сдержанность, мягкость в общении с ребенком. Труд ребенка начинается с самого простого задания: «Подай, пожалуйста, ложку. Принеси соль. Открой дверь». И ребенок с радостью выполняет эту несложную работу. Но уже отсюда и начинается труд. После ребенок за этим трудом видит уже не игру, а необходимость его работы. «Вот какой он у меня молодец, помогал мне мыть посуду», - сказала мама при всех. Эта похвала окрыляет ребенка. В прочем, не всегда нужно расхваливать ребенка. Это может привести к тому, что он будет стремиться выполнять работу только ради похвалы.
Постепенно труд ребенка в семье и его сфера расширяются. Ребенок уже не просто выполняет какую-то обязанность, но и чувствует свою ответственность за порученное дело. Ребенок начинает понимать, что его работа необходима семье. Постепенно у него совершаются трудовые умения и навыки. Сначала труд для себя, для самообслуживания (самому одеться, обуться, прибрать постель), потом труд в помощь другим членам семьи. Через добрые дела для общества формируется сознание необходимости трудиться.
Для стимуляции трудового воспитания ребёнка в семье можно использовать «Копилку моих достижений». Берется обычная баночка, красиво украшается, ставится на видное место и наполняется записочками, которые пишут родители, что сделал ребёнок сегодня, а в конце недели родители зачитывают всё то, что выполнил ребёнок за неделю.
У ребенка в процессе трудовой деятельности проявляется свое отношение к труду, его результатам. Он начинает понимать, что человека ценят по его работе, по тому, что он сделал, как он это сделал и сколько сделал. Родители не должны упускать из поля зрения этот важный момент.
- Консультация для родителей "НАСМОРК - ПРОФИЛАКТИКА"
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Педагогический совет ДОУ
- Технологическая карта по организации с-р игры