a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Статья "Далевские чтения"

Автор: Кальницкая Ирина Геннадьевна Опубликовано: 2016-08-31 06:00:43

 

ПОЛИФОНИЧНОСТЬ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

 

Автор: И.А. Лобыня

краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Хабаровский педагогический колледж имени Героя Советского Союза Д.Л. Калараша»

Научный руководитель: И.Г. Кальницкая,

преподаватель организации обучения русскому языку и детской литературе в начальных классах

 

    Современное образовательное пространство обеспечивает создание условий для актуализации  личностного отношения учащихся к речи как общечеловеческой и общенациональной ценности, традиционному хранилищу культуры и способу передачи культурных ценностей последующим поколениям. Такой подход позволяет, с одной стороны, воспитать у учащихся внимательное и бережное отношение к языку и речи, носителями которых они являются, а с другой стороны, сформировать у них активную жизненную позицию, потребность в активной культурной деятельности. Необходимо также учитывать, что язык и речь являются не только способом хранения информации, но и инструментом мышления человека. Речевая среда – это мир, через который ребенок познает окружающее и сам в нем репрезентуется.  Формула «Образ мира, в слове явленный» наиболее точно определяет сущность и значимость речевой среды в развитии ребенка.

  Под развивающей речевой средой (термин Л.П. Федоренко) понимается среда, стимулирующая речевые коммуникации, среда, в которой развивающий потенциал не складывается стихийно, а носит планомерный и последовательный характер, направляет коммуникативную деятельность.  В школе развивающая речевая среда включает всех субъектов образовательного процесса: учащихся, педагогов, родителей, администрацию школы. Это активная речевая среда, ограниченная определенными рамками этической, литературной и языковой нормы. Развивающая речевая среда рассматривается как условие полноценного формирования мышления учащихся и становления их личности.

     В контексте современных преобразований необходимо говорить о том, что в результате создания развивающей речевой среды формируется компетентная личность, которой присуща интегральная (целостная) компетентность, включающая в себя такие частные виды, как ценностно-рефлексивная, социально-продуктивная, коммуникативная, информационно-технологическая, личного самосовершенствования, учебно-познавательная, общекультурная.

   Одной из целей инновационных изменений является создание развивающего  речевого пространства  как основы формирования компетентной личности. Элементами современной речевой среды являются:

  • создание общекультурного, духовно-нравственного и социально-образовательного пространства школы;
  • формирование мотивации у педагогов и учащихся к совершенствованию речи как показателю культуры и грамотности человека;
  • использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных;
  • оснащенность учебного кабинета необходимым оборудованием: звуковые плакаты, игровые модули для развития речи, лингвистические мозаики и т.д.

   Вышеуказанные компоненты речевой среды сосуществуют в контексте речевого общения, одним из важнейших показателей культуры которого выступает полифоничность. Напомним, что термин заимствован из музыкального словаря и получил в литературоведении широкое распространение благодаря М.М. Бахтину. Полифония, по Бахтину, - это художественный диалог, предполагающий независимость персонажа от авторской позиции. Диалогическая речь, признаваемая как полифоническая, присутствует в произведении как параллельная авторской речи. Если рассматривать современную речевую среду школы как «образ мира в слове явленный», то определяется актуальность изучения полифоничности развивающего речевого пространства. 

    Исследователь И.Л. Сиротина утверждает, что «образовательное пространство» – это особый тип пространства, локализованный не в физическом, а в социальном пространстве: «Образовательное пространство представляет собой структурированное многообразие отношений между субъектами образовательного процесса. Отношения между субъектами образовательного пространства обусловлены процессами трансляции информации» [2:69].

    Полифоничность речевой среды выступает как необходимый компонент современного образовательного пространства и понимается как возможность реализации  полилога всех субъектов общения.

 Сущность полифонии обретается именно там, где голоса остаются самостоятельными и сочетаются в единстве высшего порядка, причем каждое звучание важно и значимо для общей гармонии.

 Полифоничность речевой школьной среды выражается в следующем: каждый может высказаться и будет услышан, говорящий высказывает свою точку зрения в литературной форме, будучи убежден, что его выслушают и в случае несогласия, прозвучит мнение оппонента.

   Полифоничность направлена не только на внешнюю речевую среду, но и является необходимой частью внутреннего диалога говорящего. Формулирование своей позиции предполагает сосредоточенную, полифонически насыщенную внутреннюю беседу.  Отметим, что полифоничность внутренней речи предполагает внутренний диалог как с предполагаемым собеседником, так и с самим собой – в этом случае адресатом и адресантом выступает один коммуникативный субъект.

  Культуросообразность полифоничности речевой среды является наиболее сложным ступенчатым этапом создания развивающего речевого пространства современной школы.    Научить ребенка точно и литературно выражать свою  позицию, слышать мнение другого и грамотно оппонировать – это одна из самых проблемных зон современного образования.

   Другой трудностью речевого развития ученика, в основе которой лежат социальные корни,  является формирование у него навыков персонификации и перцептивности общения – навыки, амбивалентные по своей сути. Выраженность своего «Я» в общении, умение находить собственные аргументы без опоры на авторитеты предполагает и умение принять своего оппонента, найти с ним точки взаимопонимания. Персонификация и перцептивность как грани полифоничности обеспечивают созидательность речевого пространства и как следствие – радость гармоничного общения.

  Cозданию развивающей речевой среды способствует   проведение событийных коммуникаций: праздников, собраний, дискуссий, главный принцип проведения которых – возможность высказаться всем участникам события.

 Модератором реализации развивающей речевой среды, естественно, является учитель как инициатор воспитательно-образовательной деятельности.  Роли тьюторов могут  реализовывать как ученики, так и родители.

 В полифоническое речевое пространство должны быть вовлечена вся начальная школа, в этом случае оно приобретает свойства неограниченности и всеобхватности.  Следует осознавать, что речевой мир образовательного учреждения наполнен своими смыслами, знаками и ценностями, анализ и диагностика которых требует тщательного изучения.

  Изучение речевой среды начальной школы в аспекте коммуникативной лингвистики является перспективным научным направлением, рассматривающим социально-культурные  свойства общения в образовательной сфере начальной школы.

 

 

Библиографический список

  1. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М. - 1975.
  2. Курина В.А. Образовательное пространство в городской культуре // Город и время: Интернациональный научный альманах Life sciences. В 2 т. Т. 2., Самара -

Оставить комментарий: