a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

консультации для педагогов по сотрудничеству

Автор: Бочковая Алла Анатольевна Опубликовано: 2016-09-12 19:00:50

Документы для скачивания

КОНСУЛЬТАЦИИ ПО СОТРУДНИЧЕСТВУ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Консультация « Игры сотрудничества » Игры сотрудничества- это, с одной стороны, веселая, методически простая, занимательная форма работы с детьми, с другой- калейдоскоп игр, который очерчивает вполне определенную педагогическую позицию. Вот её ключевые принципы: 1. Радость и удовольствие- факторы, наилучшим образом формирующие физические органы. 2. Развитие ребенка совершается в процессе его активного взаимодействия с окружающими, в момент напряжения его физических и духовных сил в процессе сотрудничества со сверстниками и взрослыми. 3. Воспитание, развитие, становление ребенка идёт только с помощью деятельности, которую он принимает душой и сердцем. В играх сотрудничества все побеждают и никто не проигрывает. Дети играют друг с другом, а не соперничают. Эти игры уничтожают боязнь неудачи и поражения, утверждают уверенность ребенка в самом себе. Игры без соперничества предназначены как для работы с детьми, которые не имеют проблем, так и для тех детей, в силу своих личностных особенностей испытывающих сложности при общении со сверстниками и взрослыми. В играх каждый ребенок в поле всеобщего внимания. Вовлеченный в интересное дело, точнее, в игру, ребенок замечает, что его «Я» в союзе с другим «Я» получает высокое удовлетворение. Если вы когда- нибудь наблюдали, как у ребенка отнимается радость игры, как в играх он остается в стороне, отвергнутый, обиженный, и спрашивали себя, почему это происходит, то вы поймете, что подвижные игры являются прекрасной альтернативой соревновательным играм. Их главная цель- охватить духом сотрудничества всех играющих. Красота этих игр- в их разносторонности и простоте. По большей части для игр сотрудничества почти не требуется особого оборудования. Дети, воспитанные на сотрудничестве, благожелательности и успехе, имеют гораздо больше шансов приобрести сильное самосознание, точно так, как дети, выращенные на сбалансированном питании, имеют больше шансов стать сильными и здоровыми. Существует 4 основных компонента успешной игры: сотрудничество, благожелательность, вовлеченность и веселье. Сотрудничество При помощи игр сотрудничества дети учатся участию и помощи другим, заботе о чувствах других. Игроки в таких играх должны помогать друг другу. Сотрудничая как одно целое, - каждый игрок является частью этого целого со своей долей участия и никто не остаётся в стороне, ожидая своего шанса поиграть. То, что дети совместно трудятся для достижения общей цели, а не против друг друга, немедленно превращает отрицательные эмоции в положительные: игроки чувствуют себя неотъемлемой частью игры, и таким образом полностью вовлеченными в игру. В результате появляется чувство выигрыша, а не потери. Благожелательность Чувства причастности прямо связаны с повышением самооценки и общего счастья, так же, как и отверженность прямо соотносится с пониженной самооценкой. В играх сотрудничества каждый ребенок имеет значимую роль в игре, как только он решил вступить в неё. Каждый ребенок также, хотя бы частично, несет ответственность за достижение цели или успешное окончание игры. Вовлечённость Вовлеченность относится к чувству принадлежности, ощущению своего вклада и удовлетворенности от деятельности. Будучи не принятым в игру, исключенным или незамеченным, ребенок воспринимает это, как явную форму отверженности. Дети хотят быть частью события, а не стоять в стороне от него. Естественно желание ребенка быть вовлеченным, конечно, в том случае, если только он не ожидает, что будет унижен или отвергнут. Веселье Никогда не следует упускать из виду тот факт, что в основном дети играют ради веселья. При отсутствии ощущения веселости, счастья ребенка ожидает безрадостная игра. В играх сотрудничества появляется элемент веселья, зато исчезают элементы поражения и отверженности. А значит, нет уязвленных самолюбий и причин для слез. Все дети свободно выходят из игры, ощущая себя обогащенными участием в ней. Игры для детей от 3 до 7 лет Музыкальные объятия Игру еще можно назвать « Обнималки »- это отличное разминочное упражнение. Дети прыгают под музыку по залу. Когда музыка прекращается, каждый ребенок кого- то крепко обнимает. Затем музыка продолжается, и дети снова прыгают по залу( если хочется, вместе с партнерами) . При следующей паузе в музыке по крайней мере три ребенка весело обнимаются. По мере продолжения игры количество обнимающихся увеличивается до тех пор, пока, наконец, все дети не образуют одно большое «музыкальное объятие». Это прекрасный способ помочь застенчивым детям почувствовать себя уверенно. Музыкальные обручи сотрудничества Это отличное занятие для самых маленьких детей для ознакомления с идеей сотрудничества. Обручи являются структурой, в которой могут. играть двое или более детей, поэтому обручи- очень эффективное средство развития начал сотрудничества у трех- и четырехлетних детей. Для начала группа разделяется на пары, стоящие каждая внутри своего круга( обруча) . Каждый ребенок держит свою часть обруча( обычно у пояса или на уровне плеч) . Под музыку дети бегают по залу, не выходя из обруча. Чтобы это суметь сделать, оба ребенка должны двигаться в одном направлении и с одной скоростью. При каждой остановке музыки дети из двух разных обручей объединяются, складывая свои обручи вместе и встав внутри них. Это продолжается до тех пор, пока как можно большее количество детей не соберется вместе и не соединит свои обручи в одном круге. «Большая черепаха» Группа из 7- 8 человек встает на четвереньки под большим «черепашьим панцирем» и пытается заставить черепаху двигаться в одном направлении. В качестве панциря используется лист картона или одеяло. Это игра на коллективное ползание в одном направлении. Детям доставляет радость заставлять черепаху переползать через гору или полосу препятствий, не теряя при этом панциря. «Большая змея» Дети ложатся на живот и держатся руками за ноги лежащего впереди его, образуя «змею» из двух человек, скользящую по полу на животе. Затем они соединяются в четыре х- восьми «человеческую» змею и т. Д. - пока вся группа не станет одной большой змеей. Змея переворачивается на спину, переползает через горы, сквозь норы или может свернуться и заснуть. После многократных тренировок дети могут заставить делать змею различные трюки. «Пальчики» На протяжении всей игры дети весело смеются. Партнеры просто лежат на полу, касаясь друг друга ступнями и пытаются перекатиться по полу, не отрывая ступней ног друг от друга. « Надувные мячи» В этой игре двое детей пытаются удержать между собой один надувной мячик или шарик, не используя рук. Они могут попытаться удержать мяч разными способами: голова к голове, бок к боку, животик к животику, спина к спине и т. д. , и попробовать передвигаться по залу, удерживая мяч. Можно попытаться пройти сквозь висящий обруч или по полосе препятствий. Для разнообразия можно удерживать два- три мяча. « Поезд Чу- чу» Двое или больше детей образуют поезд и пыхтят, двигаясь по залу, держась руками за талию или плечи впередистоящего. Вагоны соединяются в целый поезд. Кондуктор( воспитатель или ребенок) следит, чтобы поезд двигался в унисон. Вверх по холму он движется медленно, выпуская пар, спускается вниз, сдавая назад, придвигая вагоны ближе друг к другу, «приседая», чтобы проехать под низким туннелем. Консультация" Особенности взаимодействия педагогов с родителями детей в ДОУ" Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание( детский сад, школа, другие образовательные учреждения) . Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Так, Я. А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери- без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем много образнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Я. А. Коменскому вторит другой педагог- гуманист И. Г. Песталоцци: семья- подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление. В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество- это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В «Словаре русского языка» С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка. Главный момент в контексте «семья- дошкольное учреждение»? личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития. Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста о существляется в основном через: - приобщение родителей к педагогическому процессу; - расширении сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения; - пребывание родителей на занятиях в удобное для них время; - создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей; - информационно- педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой; - разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей; - объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка; - проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции; - уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения. Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие- не умеют это делать, третьи- не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения. В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких- то конкретных, но важных вопросах семьи. Формы работы с семьей Особенности, рекомендации Посещение семьи ребенка. Много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой- это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы( единичные! ) давать тактично, ненавязчиво. Поведение и настроение ребенка( радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи. День открытых дверей Дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно- образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения( коллективный труд детей, сборы на прогулку и др. ) . После экскурсии и просмотра заведующая иди методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы. Беседы( индивидуальные, групповые) Необходимо четко определить цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность. Консультации Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании( капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке) . Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны( квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему «Как учить с детьми стихотворение») . Семинары- практикумы Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары- практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др. Родительские собрания Родительские собрания проводятся групповые и общие( для родителей всего учреждения) . Общие собрания организуются 2- 3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей. Групповые собрания проводятся раз в 2- 3 месяца. На обсуждение выносят 2- 3 вопроса( один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому- то из специалистов) . Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, «Почему наши дети не любят трудиться? », «Как воспитать у детей интерес к книге», «Телевизор- друг или враг в воспитании детей? ». Совместная экскурсия Проведение совместных с родителями экскурсий могут планироваться как на будние дни, так и на выходные. На экскурсиях, организованных детским садом необязательно присутствие родителей всех детей, достаточно того, чтобы все события экскурсии были отражены в фото и/ или видео репортаже, которые потом можно размножить для всех семей. Родительские конференции Основная цель конференции- обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается «для затравки», чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции( «Забота о здоровье детей», «Приобщение детей к национальной культуре», «Роль семьи в воспитании ребенка») . К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т. п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей. Нетрадиционные формы работы с семьей Семейные клубы В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно- поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы- динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей. Значительным подспорьем в работе клубов является библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составляют аннотации новинок. «Родительская почта» и «Телефон доверия» Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т. п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие- либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей. Сотрудничество психолога, воспитателей и семьи помогает не только выявить проблему, ставшую причиной сложных взаимоотношений родителей с ребенком, но и показать возможности ее решения. При этом необходимо стремиться к установлению равноправных отношений между педагогом- психологом, воспитателем и родителями. Они характеризуются тем, что у родителей формируется установка на контакт, возникают доверительные отношения к специалистам, которые, однако, не означают полного согласия, оставляя право на собственную точку зрения. Взаимоотношения протекают в духе равноправия партнеров. Родители не пассивно выслушивают рекомендации специалистов, а сами участвуют в составлени и плана работы с ребенком дома. Нетрадиционное взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения на развитие личности детей дошкольного возраста можно проследить в осуществлении педагогического принципа- единство воспитательных воздействий. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения на развитие личности детей дошкольного возраста осуществляется также в принципе единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности или, в другом варианте, принципе совместной деятельности воспитателей, общественных организаций и семьи по воспитанию подрастающих поколений, который требует, чтобы все лица, организации, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие. Если такое единство и координация усилий не достигаются, то участники воспитательного процесса уподобляются крыловским персонажам- Раку, Лебедю и Щуке, которые, как известно, тянули воз в разные стороны. Если воспитательные усилия не складываются, а противодействуют, то на успех рассчитывать трудно. Воспитанник при этом испытывает огромные психические перегрузки, так как не знает, кому верить, за кем идти, не может определить и выбрать среди авторитетных для него влияний правильные. Освободить его от этой перегрузки, сложить действие всех сил, увеличивая тем самым влияние на личность, и требует принцип единства воспитательных воздействий. Консультация « сотр удничество детей в детском саду» Мы живём в эпоху, полную противоречий. И у родителей, и у детей стало больше возможностей для приятного времяпровождения, и в то же время они чаще жалуются на скуку. Культура всё больше уделяет внимания чувствам, и в то же время мы всё меньше встречаемся с сочувствием и готовностью помочь окружающим. Хотя у нас появилось немало способов экономии времени, как раз времени- то нам и не хватает. У нас становится всё больше социальных работников и психотерапевтов, но, несмотря на это, увеличивается число людей с серьёзными психологическими проблемами. В профессиональной жизни происходят полные драматизма изменения. Никто не может с уверенностью сказать что, окончив успешно школу, он сможет работать в той области, которая его привлекает и соответствует его образованию. Рынок труда стал придирчивым. Недостаточно быть квалифицированным специалистом, необходимо обладать рядом новых социальных навыков: умением общаться с самыми разными категориями людей, быть способными работать в команде, заинтересовывать и мотивировать других. Первый опыт сотрудничества ребёнок получает в раннем возрасте. Сотрудничество – это тип взаимодействия в совместной деятельности. В процессе сотрудничества выделяется общая цель, общий мотив( детьми в большей степени переживаются, чем осознаются) , совместные действия, общий результат. Формирование навыков сотрудничества – процесс длительный и очень сложный. В итоге должна быть выработана согласованность между всеми его участниками, которая позволила бы добиваться в минимальные сроки максимально хороших результатов. Навыки сотрудничества – доведённые до привычек способы поведения детей в ситуациях, когда необходимо найти наиболее эффективное применение своему личному потенциалу в коллективной среде. Общение и сотрудничество детей раннего возраста( от 1 года до 3 лет) со взрослым В раннем возрасте содержанием совместной деятельности ребёнка и взрослого становится усвоение культурных способов употребления предметов. Взрослый становится для ребёнка не только источником внимания и доброжелательности, не только" поставщиком" самих предметов, но и образцом человеческих действий с предметами. Такое сотрудничество уже не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов. Теперь необходимо соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность вместе с ним, выполнение одного и того же дела. В ходе такого сотрудничества ребёнок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребёнка и, главное – новые, адекватные способы действия с предметами. Взрослый теперь не только даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом передаёт способ действия с ним. В совместной деятельности с ребёнком взрослый выпо лняет сразу несколько функций: во- первых, взрослый даёт ребёнку смысл действий с предметом, его общественную функцию; во- вторых, он организует действия и движения ребёнка, передаёт ему технические приёмы осуществления действия; в- третьих, он через поощрения и порицания контролирует ход выполнения действий ребёнка. Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода, благодаря сотрудничеству со взрослым, ребёнок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками. Появление потребности в общении со сверстниками Очень важным приобретением раннего возраста является становление общения со сверстниками. Потребность в общении со сверстником складывается на третьем году жизни и имеет весьма специфическое содержание. Содержание контактов детей раннего возраста, несмотря на свою внешнюю простоту, не укладывается в привычные рамки общения взрослых между собой или ребёнка со взрослым. Общение детей друг с другом связано с выраженной двигательной активностью и ярко эмоционально окрашено, вместе с тем дети слабо и поверхностно реагируют на индивидуальность партнёра, они стремятся главным образом выявить самих себя. Общение детей раннего возраста можно назвать эмоционально- практическим взаимодействием. Главными характеристиками такого взаимодействия являются: непосредственность, отсутствие предметного содержания; раскованность, эмоциональная насыщенность, нестандартность коммуникативных средств, зеркальное отражение действий и движений партнёра. Дети демонстрируют и воспроизводят друг перед другом эмоционально- окрашенные игровые действия. Они бегают, визжат, принимают причудливые позы, издают неожиданные звукосочетания и пр. Общность действий и эмоциональных экспрессий даёт им уверенность в себе и приносит яркие эмоциональные переживания. По- видимому, такое взаимодействие, даёт ребёнку ощущение своего сходства с другим, равным ему существом, которое вызывает бурную радость. Получая от сверстника ответную реакцию и поддержку в своих играх и затеях, ребёнок реализует свою самобытность и уникальность, что стимулирует самую непредсказуемую инициативность малыша. Развитие потребности в общении со сверстником проходит ряд этапов. Сначала у детей наблюдается внимание и интерес друг к другу; к концу второго года жизни наблюдается стремление привлечь к себе внимание сверстника и продемонстрировать ему свои успехи; на третьем году жизни появляется чувствительность детей к отношению сверстника. Переход детей к субъектному, собственно коммуникативному взаимодействию становится возможным в решающей степени благодаря взрослому. Именно взрослый помогает ребёнку выделить сверстника и увидеть в нём такое же существо, как он сам. Наиболее эффективным путём для этого является организация субъектного взаимодействия детей, когда взрослый привлекает внимание детей друг к другу, подчёркивает их общность, их привлекательность и пр. Интерес к игрушкам, свойственный детям этого возраста, мешает ребёнку самому" увидеть" сверстника. Игрушка как бы закрывает человеческие качества другого ребёнка. Открыть их ребёнок может только с помощью взрослого. В ситуации взаимодействия со сверстниками ребёнок более самостоятелен и независим, начинает точнее оценивать себя и других, растёт его творческая активность и социальная компетентность. Наиболее ярко контакты ребёнка со сверстниками проявляются в игре. У старших дошкольников большое место отводится занятиям, поэтому необходимо использовать сотрудничество детей и в этой форме организации их деятельности. Во многих ДОУ занятия – центральное звено педагогической работы с детьми. Необходимо сместить акценты с познавательной деятельности на построение партнёрского взаимодействия взрослого и ребёнка и детей между собой. Познавательную деятельность следует организовывать как систему, включающую в себя гуманизацию взаимодействия на занятиях, увлекательное общение со сверстниками и воспитателем на позициях сотрудничества. Многих сегодня волнует вопрос, как построить отношения с детьми, чтобы добиться высоких результатов педагогического взаимодействия, какая тактика подхода является более эффективной с позиции формирования личности будущего школьника. Технология развития сотрудничества у старших дошкольников Это трёхэтапное решение усложняющихся задач взаимодействия педагога и детей 1 этап: необходимо сосредоточить внимание на обогащении представлений старших дошкольников о сверстнике как о партнёре по совместной деятельности в атмосфере укрепления положительных эмоциональных контактов между детьми, поддержания желания и интересе в сотрудничестве с ними. Нужно развивать у детей отдельные умения, необходимые для осуществления сотрудничества в совместной деятельности на занятиях. На данном этапе педагогу необходимо направить свои усилия на: поддержание положительного эмоционального фона взаимодействия детей; ориентация на развитие понимания детьми эмоционального состояния партнёра, отзывчивость на него; п р оведение с детьми бесед по обогащению, уточнению правил сотрудничества и дружбы; демонстрацию образцов поведения и действий с использованием игровых персонажей; внесение поправок в поведение ребёнка в процессе выполнения действий по просьбе самого ребёнка или сверстников в случае конфликта; непосредственную включённость педагога в процесс общения и совместных действий в качестве посредника или партнёра. 2 этап: осмысление предстоящих моделей сотрудничества. Совместно- индивидуальная модель сотрудничества – она предполагает, что после принятия общей цели в паре или подгруппе, каждый ребёнок – участник деятельности будет выполнять свою часть общей работы индивидуально. Это часть на завершающем этапе станет частью общего итогового результата. Согласование действий участников должно осуществляться в её начале – на этапе принятия цели, при планировании и в конце, когда нужно суммировать результаты. Совместно- последовательная модель сотрудничества- она предполагает принятие не только общей цели, но и последовательное выполнение действий детьми, когда результат действия, выполненного одним ребёнком, становится предметом деятельности другого. Поэтому принципу действует производственный конвейер. Совместно- взаимодействующая модель сотрудничества- она предполагает, с одной стороны, наличие у детей определённого опыта совместной работы, с другой открывает новые возможности в освоении умений планирования, координации и оценки как промежуточного, так и итогового результатов. На занятии сначала дети работают в парах или подгруппах, а затем осуществляют взаимодействие между ними для достижения общего результата. 3 этап: сотрудничество связано с предоставлением детям разнообразного содержания ситуаций для максимального проявления деловых качеств в совместной деятельности и расширения возможностей самостоятельности при решении образовательных задач. Освоение опыта сотрудничества развивает способности детей к согласованию общих целей, осуществлению взаимного контроля и коррекции действий, умению понимать состояния и мотивы поступков других и соответственно на них реагировать. При этом у дошкольников формируется эмпатия, социальная чуткость. Всё это в дальнейшем поможет ребёнку психологически грамотно строить своё взаимодействие с партнёрами( взрослыми и сверстниками) . Консультация «Специфика и формы организации совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста» В настоящее время все большее значение придается детской коллективной деятельности, она объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей, согласованность действий. Участвуя в СД, ребенок учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результата. К старшему дошкольному возрасту в СД дети уже осваивают следующие формы сотрудничества: чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнера, исправляют его ошибки; помогают партнеру, выполняют часть его работы; принимают замечания партнера, исправляют свои ошибки. В процессе СД ребята приобретают опыт руководства другими детьми, опыт подчинения. СД оказывает влияние на положительные отношения между детьми в дошкольной группе. Самостоятельная же регуляция взаимодействия детей в естественных жизненных условиях наблюдается далеко не всегда. Кроме того, зачастую у дошкольников существует стремление к разнообразному взаимодействию со сверстником, при этом нередко наблюдается дефицит соответствующих способов и средств сотрудничества, что может приводить к разрушению совместных действий. В. Я. Ляудис под совместной деятельностью подразумевает акты обмена действиями, операциями, а также вербальными и невербальными сигналами этих действий и операций между взрослым и ребенком и между самими детьми в процессе формирования деятельности. Эти акты связаны как с содержанием самой деятельности, так и с процедурами взаимодействия между участниками обучения. Акты обмена действиями перестраиваются и изменяются в объективной логике становления внутренних регуляторов усваиваемой деятельности и направлены на построение механизмов самоуправления способами предметной деятельности, личностными позициями и нормами общения и взаимодействия между участниками процесса обучения. Существуют дополнительные условия, способствующие превращению группы индивидов в успешного субъекта СД. Такими условиями могут являться: специфические особенности самого материала, который используется в “общей” задаче; индивидуальные особенности участников; социально- психологические характеристики группы; разделение функций, ролей, действий и операций. Так, В. Я. Ляудис выделяет следующие составляющие СД: общие цели, мотивы, действия и результаты. Общая цель- центральный компонент ее структуры, понимаемый как идеально представленный результат, к которому стремится общность индивидов. Общая цель может распадаться на более частные и конкретные задачи, поэтапное решение которых приближает участников к цели. Наличие цели требует вполне определенной системы действий по ее достижению. Важно научить детей самостоятельно принимать и осознавать цель СД, предусматривать пути ее осуществления, то есть вывести взаимодействие на рациональный уровень. Общий мотив побуждает общность индивидов к сотрудничеству( т. е. непосредственная побудительная сила) . Мотивы в значительно большей степени переживаются, чем осознаются детьми, хотя процесс осознания дошкольником своего поведения идет достаточно интенсивно в конце дошкольного периода детства и выступает в качестве одного из важнейших психических новообразований. Можно сказать, эмоции детей раскрывают их мотивы в стремлении участвовать во взаимодействии со сверстниками, желании или нежелании принять мотивы действий партнеров, переживании успеха или не успеха собственных действий, переживании удач или неудач взаимодействия с партнером, эмоциональной оценке результата, общем эмоциональном фоне взаимодействия, эмоциональном отношении к партнеру. Необходимо отметить, что СД создает лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Групповая форма «втягивает» в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных детей, так как они не могут отказаться выполнять свою часть работы, не подвергнувшись обструкции со стороны товарищей. Кроме того, подсознательно возникает установка на соревнование, желание быть не хуже других. Общая направленность ребенка на взаимодействие со сверстником постепенно перерастает в осознанное стремление вместе с другими работать хорошо и быстро, т. е. наиболее адекватным способом сделать дело, получить нужный всем результат. Возникает стремление осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений со взрослым и товарищами, постоянно совершенствовать эти формы. Следующий компонент СД- совместные действия, т. е. такие элементы, которые направлены на выполнение текущих( оперативных и достаточно простых) задач. К ним можно отнести операции по осознанию цели СД, систему индивидуальных действий, систему действий по согласованию индивидуальных операций, коррекцию действий участниками взаимодействия действия по совмещению мотивов, участвующих в социальном контакте детей, действия сравнения результата с предполагаемым. Общий результат, полученный участниками, завершает структуру совместной деятельности. Результатом СД является- развитие группы, индивидуальное развитие. Таким образом, для осуществления сотрудничества необходимо взаимное согласование участников на уровне целей, планирования, регуляции и достижении общего результата деятельности. Это требует распределения выполняемых функций между участниками взаимодействия и предполагает возникновение связей их друг с другом. Первоосновы СД складываются в период дошкольного детства и, прежде всего, на ступени старшего дошкольного возраста, когда во взаимоотношениях детей начинает активно формироваться коммуникативная и социальная компетентность, а взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми приобретает особые черты. Общение и стремление к совместным действиям со сверстником становятся одной из важнейших социальных потребностей ребенка старшего дошкольного возраста. Старший дошкольный возраст связан с достижением ребенком определенного уровня социально- личностного развития, его формирования как члена общества, что является значимым фактором для возможности развития детского сотрудничества. Старший дошкольный возраст- это период, когда ребенок способен к достаточно сложным самостоятельным контактам со взрослыми и сверстниками. В это время продолжается активное формирование социального мышления, чувств и поведения. Старший дошкольный возраст является благоприятным для освоения ребенком социально- ценных моделей взаимодействия со взрослым и сверстниками и для развития совместной деятельности. Это обусловлено, с одной стороны, сохраняющейся у детей высокой восприимчивостью к социальным воздействиям, а с другой- развитием элементов произвольности, самопознания, " внутренних этических инстанций" , возникновением иерархии мотивов, развивающейся потребностью к обобщению переживаний, что в целом способствует достижению определенного уровня самостоятельности и активности во взаимоотношениях. Важной формой организации совместной деятельности также является игровая деятельность. В дошкольном возрасте игра является одной из основных форм организации детской жизни, в процессе которой дети влияют друг на друга, приобретают для себя жизненные привычки. Детские взаимоотношения строятся в процессе ролевых, подвижных, театрализованных игр. В старшем дошкольном возрасте эмоциональное благополучие ребенка в группе сверстников зависит от способности к организации совместной игровой деятельности и в целом от успешности продуктивно й деятельности. От успешности совместной деятельности зависит мотивация к выполнению задания, самооценка ребенка, уверенность в собственных силах, стремление к активным, позитивным действиям по отношению к партнеру. Совместная игра предполагает самостоятельную организованность детей для выполнения общего действия, согласованность ролей, определение каждым ребенком своего места в группе играющих. В играх со сверстниками дети учатся сообща творчески и произвольно управлять своим поведением. Задача формирования положительных взаимоотношений в игре может решаться, через внесение взрослым нормативных правил регуляции совместной игры дошкольников со сверстниками. Для всестороннего воспитания дошкольников и дальнейшего развития детского коллектива необходимо использовать различные виды игр. Умения строить совместные сюжеты, фантазировать, согласованно действовать, учитывать позицию другого развиваются на основе наблюдений окружающей жизни, а также знаний, получаемых на различных занятиях. При правильном руководстве игрой в старших возрастных группах игра становится разнообразной, эмоционально наполненной, направленной на взаимодействие с партнером. Необходимо расширять опыт игрового взаимодействия, развивать умения заинтересовывать собственным замыслом партнеров, без лишних споров распределять роли между собой, преодолевать коммуникативные навыки, трудности установления контакта с партнерами возникшие в ходе игры. Важным является создание доброжелательных, поддерживающих, эмоционально позитивных отношений между детьми. Следует развивать игру таким образом, чтобы дошкольниками сразу открывались и усваивались новые, продуктивные формы взаимодействия. Также при формировании игровых умений взрослому необходимо одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам, взрослому. Итак, и в совместных сюжетных играх, дети осваивают правила взаимодействия, учатся понимать другого, согласовывать свои поступки с пожеланиями сверстников, что является необходимым условием развития кооперированных форм деятельности. Важное место в этом процессе уделяется роли взрослого, который естественным образом прививает детям новые, более сложные способы игры и как можно раньше ориентирует их на игровое взаимодействие с ровесниками. В общем, для организации разнообразных форм СД важна помощь взрослого. Прежде всего, важно заранее решить, каким образом будет предъявлено задание, чтобы оно предстало перед детьми, как коллективное. Необходимо не только поставить перед детьми цель, достичь которую они могут вместе, но и обсудить способы, при которых будут согласовываться совместные действия при достижении цели. Также важно разъяснить, как следует договариваться, учитывая желание друг друга, предлагать свои варианты, не допуская грубости. Справедливо распределять задание между собой, выслушивать мнение товарищей, возражать в корректной форме и пр. Организация такой деятельности возможна лишь на этапе закрепления имеющихся навыков, когда дети не нуждаются в разъяснении приемов работы и их внимание можно сосредоточить на другой задаче. Способы сотрудничества формируется у детей постепенно. Вначале следует предлагать несложные задания, которые объединяют результаты деятельности всех участников в общий итог. А затем задание постепенно усложняется. Наиболее сложными заданиями являются такие, которые ставят перед детьми задачу идентичного выполнения всех действий, тесной согласованности друг с другом в процессе деятельности. При такой форме объединения особую роль играет совместный поиск: дети должны обсудить способ выполнения задания. Объединение детей в небольшие группы для совместного выполнения заданий позволяет сформировать у них прочные способы сотрудничества, а также определенные представления об особенностях работы в коллективе. Таким образом, можно сделать вывод, что все виды деятельности детей влияют на их взаимоотношения. Чем чаще они участвуют в совместной деятельности, тем лучше и прочнее их взаимоотношения. В СД проявляется процесс взаимного обогащения, развития его участников. Каждый член коллектива, с одной стороны, привносит в коллектив свой индивидуальный опыт, способности, интересы, с другой стороны, активно впитывает в себя то новое, что несут другие. В результате происходит расширение внутреннего мира каждого ребенка посредством приобщения к тому, что составляет проявление внутреннего мира других членов коллектива. В СД, объединенной дружескими отношениями, перспективами будущих совместных дел и переживаний, у детей формируются чувство психологической защищенности, душевного комфорта, что, в свою очередь, способствует проявлению творческой инициативы и вклада каждого в коллективную жизнь. Такой коллектив вызывает у детей чувство гордости и радости общих достижений, именно о нем часто вспоминают с большой теплотой его бывшие участники. В этом возрасте у детей происходит дальнейшее развитие саморегуляции поведения в соответствии с нормами и правилами. Дети все больше ориентируются на них и на свои этические представления. Поэтому их поведение становится менее зависимым от отношения к людям, и от собственных желаний и интересов.

Оставить комментарий: