a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

« Сотрудничество ДОУ с семьями воспитанников по речевому развитию дошкольников»

Автор: Чернецова Светлана Юрьевна Опубликовано: 2016-09-13 08:53:45

Документы для скачивания

« Сотрудничество ДОУ с семьями воспитанников по речевому развитию дошкольников» Одно из основных условий нормального развития ребенка и, в дальнейшем, успешного обучения в школе — своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве. Как показывает практика, для полноценного речевого развития дошкольников, необходимо тесное взаимодействие детского сада и семьи, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласовано. Ему предшествует целенаправленная работа педагогов, в процессе которой родители эпизодически включаются в жизнь группы, приобщаются к проблемам своих детей. Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. С введением Федерального государственного образовательного стандарта ДО большое внимание стало уделяться взаимодействию дошкольного учреждения с родителями.   Федеральный государственный образовательный стандарт ДО( ст. 1. 6) направлен на обеспечение психолого- педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей( законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования( ФГОС ДО) речевое развитие дошкольников включает следующие задачи: Владение речью как средством общения и культуры; Обогащение активного словаря; Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; Развитие речевого творчества; Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Одной из главных целей по данному направлению является формирование единого сообщества: родители – дети – педагоги, основанного на принципах компетентностного подхода, для создания единого пространства в области речевого развития. Особенности речевого развития детей Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Это и обуславливает актуальность данной темы. Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии. Для того, чтобы понять сущность речевой готовности к школьному обучению, мы должны четко представлять, что же входит в содержание способностей устной речи и какие компоненты самые важные для изучения речи. Речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие фонематического слуха и звукового анализа, словаря, осознание состава слов, формирование грамматических категорий, развитие коммуникативных умений, умений и навыков связной речи. Овладение языком является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и п режде всего в значениях слов. Своевременное развитие словаря- один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках. Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в физиологии, психологии, психолингвистике. В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов. Дошкольный возраст- период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой. Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. В современной отечественной методике нормой считается 10- 12 слов к году. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь. После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300- 400 слов, а к трём годам может достигнуть 1500 слов. Огромный скачок в развитии словаря происходит не только и не столько за счёт овладения способами образования слов из речи взрослых, сколько за счёт овладения способами образования слов. Развитие словаря осуществляется за счёт слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются. Третий год жизни- период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет- до 2000- 2500, а в 6- 7 лет- до 3500- 4000 слов. Индивидуальные различия в словаре наблюдаются и в эти возрастные периоды. По словам Д. Б. Эльконина, различия в словаре «более велики, чем в какой- либо другой сфере психического развития». Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растёт число используемых прилагательных. Это объясняется, во- первых, условиями воспитания( взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов) , во- вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи. Первые слова очень своеобразны, для них характерен полисемантизм. Эти первые слова, в сущности, ещё не являются словами. Настоящее слово рождается, как обозначение предмета и связано непосредственно с жестом, который указывает на предмет. После 4- 5 лет дети, владеющие речью, относят новое слово уже не к одному, а ко многим предметам. Усваивая от взрослых готовые слова и оперируя ими, ребёнок ещё не осознаёт всего того смыслового содержания, которое они выражают. Детьми може т быть усвоена предметная отнесе нность слова, а система абстракций и обобщений, стоящая за ним, нет. Переносные значения слов усваиваются детьми не сразу. Сначала происходит усвоение основного значения. Значения детских слов динамичны. Л. С. Выготский обращал внимание на то, что одно и то же слово при тождестве отнесе нности к предметам и явлениям окружающего мира «значит» для ребёнка разного возраста и разного уровня развития разное. У ребёнка в 3- 5 лет центральное место занимает процесс ов ладения чёткой предметной отнесе нностью слов и их конкретными значениями, а в 5- 6 лет- системой так называемых житейских понятий, но в которых по- прежнему доминируют эмоционально- образные, наглядные связи. Таким образом, в своей конкретно- отнесённой форме значение слова возникает раньше понятия и является предпосылкой его становления. Понятие, обозначенное словом, будучи обобщённым образом действительности, растёт, расширяется, углубляется по мере развития ребёнка, по мере того как расширяется и становится разнообразнее сфера его деятельности, увеличивается круг людей и предметов, с которыми он вступает в общение. В ходе своего развития речь ребёнка перестаёт быть завис имой от чувственной ситуации. Овладение грамматическим строем речи оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе. Формирование грамматического строя речи предполагает формирование морфологической стороны речи( изменение слов по родам, числам, падежам) , способов словообразования и синтаксиса( освоение разных типов словосочетаний и предложении) . Без овладения грамматикой невозможно речевое общение. Освоение грамматического строя представляет большую сложность для детей, поскольку грамматические категории характеризуются абстрактностью и отвлеченностью. К тому же грамматический строй русского языка отличается наличием большого числа непродуктивных форм и исключений из грамматических норм и правил. Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложен, он связан с аналитика- синтетической деятельностью коры головного мозга. Закономерности усвоения грамматической стороны речи раскрыты известным лингвистом А. Н. Гвоздевым. По данным исследования ребенок усваивает грамматическую систему родного языка уже к трем годам во всех ее наиболее типичных проявлениях. Усвоение ребенком грамматического строя речи происходит в виде усвоения грамматических категорий, которые характеризуются наличием знания. Время и последовательность усвоения отдельных категорий зависят от характера их назначений. У детей вызывает затруднение усвоение тех форм, конкретное значение которых не связано логикой детской мысли, т. е. то, что не ясно по значению. Овладение способами словообразования- одна из сторон речевого развития детей. Дошкольники пользуются в основном морфологическим способом словообразования, в основе которого лежит сочетание различных по значению морфем. Для образования слов ребенок должен освоить словообразовательные модели, лексические значения основ слов, и смысл значимых частей слова. В психологической и психолингвистической литературе словообразование сравнивается с детским словотворчеством, которое свидетельствует об активном усвоении детьми грамматического строя. К концу дошкольного возраста детское словообразование сближается с нормативным, в связи с чем снижается интенсивность словотворчества. В дошкольном возрасте имеются все предпосылки для успешного овладения звуковой стороной русского языка. К ним можно отнести соответствующее развитие коры головного мозга в целом, фонематического восприятия речи и речедвигательного аппарата. Способствуют овладению звуковым составом речи и такие особенности ребенка- дошкольника, как высокая пластичность нервной системы, повышенная подражательность, особая восприимчивость к звуковой стороне языка, любовь детей к звукам речи. По мнению большинства ученых, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для окончательного становления всех звуков родного языка. Несовершенства произношения в старшем дошкольном возрасте нетипичны: при правильной постановки работы дети к этому времени могут овладеть произношением всех звуков. Звукопроизношение совершенствуется, но у части детей еще окончательно не сформированы трудные в артикуляционном отношении звуки( шипящие и р) . Процесс становления этих звуков даже при условии целенаправленного систематического обучения идет медленнее, так как навык неправильного произношения становится более прочным. Однако, к старшему дошкольному возрасту у детей развивается способность к самоконтролю, осознание несовершенства своей речи и соответственно необходимости приобретения знаний и потребность в обучении. Поэтому учебная деятельность приобретает более серьезный характер. Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и соверш енствует речь, учась мыслить. Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью этого возраста является возникновение планирующей функции речи. В ролевой игре, ведущей деятельности дошкольников, возникают и новые виды речи: речь, инструктирующая участников игры, речь- сообщение, повествующая взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов приобретает форму монологической, контекстной. Переход от ситуативной речи к контекстной, по мнению Д. Б. Эльконина, происходит к 4- 5 годам. Вместе с тем элементы связной монологической речи появляются уже в 2- 3 года. Переход к контекстной речи тесно связан с освоением словарного состава и грамматического строя родного языка, с развитием умения произвольно использовать средства родного языка. С усложнение м грамматической структуры речи высказывания становятся все более развернутыми и связными. В младшем дошкольном возрасте речь связана с непосредственным опытом детей, что отражается на формах речи. Для неё характерны неполные, неопределённо- личные предложения, состоящие часто из одного сказуемого; названия предметов заменяются местоимениями. Наряду с монологической речью продолжает развиваться и диалогическая речь. В дальнейшем обе эти формы сосуществуют и используются в зависимости от условий общения. 4 Дети 4- 5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам. Вместе с тем их связная речь ещё несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответу товарищей. Их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушение логики; предложения внутри рассказа часто связаны лишь формально( ещё, потом) . В среднем дошкольном возрасте происходит некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребёнка. Дети правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать. У ребёнка 4- 5 лет начинает в полной мере функционировать механизм формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста. Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста. Осознание дошкольниками речи, формирование представлений о слове, усвоение его семантики, вычленение языковых средств выразительности и образности речи способствуют усвоению родного языка в детском саду и тем самым решают проблему подготовки ребенка к школе в плане его речевого развития. К моменту поступления в школу у детей должно быть сформировано отношение к речи как языковой действительности, элементарное осознание строения речи, частности осознания ее словесного состава, первоначальное представление о слове как языковой единице. Это имеет важное значение и для подготовки обучению грамоте, и для изучения родного языка в начальной школе. 1. 2. Анализ программных требований  «От рождения до школы »:  Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Василь евой. - М. : МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014. - 304 с. Анализируя программу д ошкольного образования « От рождения до школы», можно сделать следующие выводы: - содержание воспитательной работы при переходе от группы к группе постепенно расширяется и усложняется, если имеются различия в названии выделенных разделов изучения, то содержание программ практически совпадает; -   в обеих программах прописаны ожидаемые результаты освоения программы, только если в программе «От рождения до школы» прописаны знания и умения, которыми должны овладеть дошкольники, то в программе «Детство» результаты освоения программы представлены достижениями ребенка и неудачами( что вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей) ; - в программе «Детство» даются рекомендации, какие методы воспитания следует применять, прописываются пути достижения результатов, чего нет в другой программе; -  работа с родителями в направлении трудового воспитания более полно прописана в программе «От рождения до школы»; - в программе «От рождения до школы» имеется раздел по коррекционной работе, в частности  основные направления работы с детьми с ОВЗ образовательная область «Труд». Все это позволяет заключить, что каждая из названных программ имеет как свои достоинства, так и недостатки. Средства, которые я использую в работе С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, я проанализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. Я разработала для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, конкурсах, посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса. Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить три группы родителей. Родители – активисты, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно- образовательном процессе, видят ценность лю бой работы детского учреждения. Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации. Родители –наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же». У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий. Формирование единого сообщества – «родители – дети – педагоги» Одной из главных целей данной системы является формирование единого сообщества: родители – дети – педагоги, основанного на принципах компетентностного подхода, для создания единого пространства в области речевого развития. ( Анкетирования родителей «Речевое развитие ребёнка») Проведение анкетирования среди родителей воспитанников по речевому развитию детей, чтобы определить готовность родителей к сотрудничеству, умение взять на себя ответственность, компетентность в вопросах развития речи детей, определение форм работы с родителями по данному вопросу. Как Вы считаете, кто в большей степени должен заниматься развитием речи ребёнка? ( семья, детский сад, совместно) Проводите ли Вы со своим ребёнком работу по совершенствованию его речи и в чем это выражается? ( да, нет, не постоянно) Хотели бы Вы освоить приёмы работы по развитию речи ребёнка? ( да, нет, не знаю) Вы следите за тем, правильно ли говорит Ваш ребёнок? ( да, нет, не постоянно) Знаете ли Вы, какие формы работы используются по развитию речи в детском саду? ( да, нет, частично) Посещаете ли Вы групповые мероприятия, занятия? ( да, нет, редко) Присутствуете ли на детских праздниках? ( да, нет) Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для развития речи дошкольников? Выполняете ли рекомендации по развитию речи, которые дают воспитатель, логопед? Готов ли Ваш ребенок к обучению в школе по речевому развитию? ( Да нет не знаю) Считаете ли Вы, что наглядная информация по развитию речи в родительских уголках интересна и полезна? ( да нет) Какую информацию Вы бы хотели получить через родительские уголки? Одной из задач совместной работы детского сада и семьи считается повышение педагогической компетентности родителей, которая направлена на: Создание естественных стимулов для мотивации родительского участия в жизни детей в ДОУ. Обеспечение совместной деятельности в системе «дети- родители- педагоги» на активной, деятельностной основе. Определение промежуточных и конечных результатов родительского участия и презентация видимых продуктов( проекты, акции) . Основные направления в образовательном процессе по сотрудничеству ДОУ с семьями Для успешной работы со всеми участниками образовательного процесса по данному взаимодействию детского сада и семьи выбраны 4 направления: Познавательное направление Знакомство родителей с возрастными и психологическими особенностями детей, формирование у родителей практических навыков в развитии речи ребенка коллективные и индивидуальные беседы с родителями Родительская конференция Консультативный пункт Круглый стол «Клуб заботливых родителей» Устный педагогический журнал Тематические консультации Семинар- практикум Общие и групповые собрания Игротека Домотека Проектная деятельность ЦЕЛЬ: Дать родителям рекомендации правильного понимания задач речевого развития, дать знания по использованию игровых методов и приемов, используемых взрослыми в работе по развитию речи детей Рекомендации должны быть лаконичными, понятными, практическими. И Вашему вниманию предлагаем вам одну из серий рекомендаций. речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своей речью, говорили с ним не торопясь, четко произносили все звуки и слова. Обращали внимание родителей и на то, что в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания( ляля, бибика и т. д. ) Нельзя уклоняться от вопросов ребенка, хотя порою на них трудно ответить сразу. В таких случаях можно пообещать ему дать ответ, когда он поспит( поест, погуляет и т. д. ) Тогда малыш получит не только правильную информацию, но и увидит в лице взрослого интересного для себя собеседника и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним. Родителям советовали обязательно выслушивать ребенка до конца, когда он делится своими впечатлениями об увиденном во время прогулки, о прочитанной книге, о просмотренном мультфильме. Обращали внимание на то, что в семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, интересно рассказывал. Родителям были предложены 8 о сновных направлений деятельности взрослых в семье по развитию речи: -         рассказывать детям об увиденном, делиться воспоминаниями своего детства; -        рассказывать о своей работе; -        показывать детям различные предметы, используемые в хозяйстве, рассказывать об их свойствах. -        рассматривать и наблюдать с ребенком различные объекты и явления природы в разные времена года; -        ходить с детьми на экскурсии; -        объяснять ребенку требования, связанные с его безопасностью; -        собственными действиями и поступками демонстрировать бережное отношение к животным, к представителям животного мира, другим людям и объяснять почему? ; -        заучивать с ребенком стихотворения и т. д. Одной из наиболее эффективных форм работы с родителями является проектная деятельность Семейные проекты, например «Семейные сказки» «Великая победа», «Мой любимый домашний питомец», « Я и моя люби мая семья», «Любимые места Ульяновс ка». О данных проектах я расскажу подробно чуть –чуть попозже. Данные формы использовались и раньше, но здесь изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся: общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. 2 направление: аналитическое. Цель: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Данное направление помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности. 3 направление- досуговое; Формы организации данного направления Цель: помогают устанавливать тёплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также доверительные отношения между родителями и детьми, способствуют повышению педагогической культуры родителей и обогащению словаря детей. Формы работы: те матические развлечения «Осень », «День матери» и др. ; КВН « Наша добрая сказка»( по мотивам русских народных сказок) ; выставка семейной коллекции; фольклорные праздники; празднование дней рождения детей( с чаепитием, играми, конкурсами) Выставки совместных работ Досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными тогда, если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия. Родители на данных мероприятиях могут читать стихотворения вместе со своим ребенком, петь песни и рассказывать интересные истории, например о профессии, имеют возможность проявить свои знания. Наглядно – информационное направление включает: информационно- ознакомительные формы и информационно- просветительские   организации общения условно Задачами- являются ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы по развитию речи детей, с педагогами, занимающимися с детьми, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения посредством родительских уголков, памяток, буклетов. В информ ационно- ознакомительную форму включаются проведение Дней открытых дверей и открытых занятий. Здесь так же можем говорить о данных форм ах общения как о нетрадиционных в связи с тем, что дошкольное учреждение стало более открытой системой. У родителей имеются возможности увидеть не только стиль общения педагогов с детьми, но и самим включиться в общение и деятельность детей и педагогов. Степень эффективности сотрудничества обусловлена положительной установкой взаимодействующих сторон на совместную работу по развитию речи детей, осознанием её целей и личностной заинтересованности. Таким образом, различные формы совместной деятельности взрослого и ребенка необходимы в процессе развития речи дошкольников и формирования коммуникативной компетентности детей, если: - дети совместно решают интересную и значимую для них учебно- игровую задачу, выступая по мощникам по отношению к кому- то; - обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания; - взрослый выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.

Оставить комментарий: