a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» в 9 классе

Опубликовано: 2016-09-14 20:50:55

Документы для скачивания

Рассмотрена и одобрена на «Утверждаю» заседании  МО Директор ГБОУ РМ Руководитель МО «Ардатовский детский дом- _ _ _ _ _ _ _ _ _ / Галкина Л. Б. / школа»_ _ _ _ _ _ / Дубровин С. Б. / «_ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2016г. «_ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2016г.     Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» в 8 классе       Составитель: Галкин В. Н.     2016г 1.    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1) Изучение информатики в основной школе направлено на достижение следующих целей: освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, и н формационных процессах, системах, технологиях и моделях; овладение умениями работать с различными видами информации с помощью комп ь ютера и других средств информационных и коммуникационных технологий( ИКТ) , о р ганизовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результ а ты; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ; воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации; выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем осв о ении профессий, востребованных на рынке труда. Курс информатики и ИКТ можно разделить на теоретическую и практическую части. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия условий перехода от и н формационных процессов к информационным технологиям( построения алгоритмов осуществления информационных процессов, возможности представления любой и н формации в двоичном виде и т. д. ) . Практическая же часть курса направлена на осво е ние школьниками навыков использования средств информационных технологий, я в ляющихся значимыми не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для пов ы шения эффективности освоения других учебных предметов, формирования межпре д метных, общеучебных умений. 2) Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процес сов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации и н формационных процессов. Она способствует формированию современного научного мир о воззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьн и ков; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необ ходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни. Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы вы ступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения зад а чи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информацион ная м о дель и информационные основы управления. Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков ис пользования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей де я тельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных пре д метов. Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовы вать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планиро вать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы. Настоящая рабочая программа составлена на основе: 1. Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ( из приложения к приказу Минобразования России от 05. 03. 04 № 1089) / Программы для общеобразовател ь ных учреждений. Информатика. 2- 11 классы: методическое пособие – М. : БИНОМ. Лабор а тория знаний, 2009. 2. Примерная программа основного общего образования по информатике и информац и онным технологиям/ Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2- 11 классы: методическое пособие – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. 3. Программа базового курса информатики/ Семакин И. Г. , Шеина Т. Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М. : БИНОМ. Лабор а тория знаний, 2009. 4. Семакин И. Г. , Залогова Л. А, Русаков С. В. , Шестакова Л. В. Информатика и ИКТ. Б а зовый курс: Учебник для 8 класса. М. : БИНОМ. Лаборатория зн аний, 201 2. Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного ста н дарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса. Сравнительная таблица часов в примерной и рабочей программе: Раздел Количество часов в примерной пр о грамме Количество часов в рабочей программе Передача информации в компьютерных с е тях. 6 6 Информационное моделирование. 6 6 Хранение и обработка информации в базах данных. 8 8 Табличные вычисления на компьютере. 12 12 Повторение 2 2 Курс рассчитан на изучение в 8- 9 классах общеобразовательной средней школы общим объемом 10 2 учебных час ов, в том числе в VIII классе – 3 4 учебных часа( из расчета 1 час в неделю) и в IX классе – 68 учебных часов( из расчета 2 часа в неделю) . 3) Согласно федеральному базисному учебному плану и региональному базисному учебному плану предмет «информатика и информационно- коммуникационные технологии( ИКТ) » изучаются в 3- 4 классах в качестве учебного модуля и с 8 класса- как самосто я тельный учебный предмет. В общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия возможно введение предмета в рамках регионального компонента в 5 – 7 классах. На ступени старшей школы в 10- 11 классах предмет «информатика и ИКТ» преподаётся с учётом в ы бора профиля. Также в начальных классах( 2 – 4) возможно введение предмета в процесс обучения за счёт компонента образовательного учреждения. Это позволит реализовать н е прерывный курс информатики и ИКТ. Изучение информационных технологий может идти и в ходе их активного использования при изучении других предметов, поскольку предмет «информатика и ИКТ» имеет большую прикладную составляющую, способствующую успешному изучению многих других предметов. В общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия может быть реализован непрерывный курс изучения информатики и ИКТ, предусматривающий три этапа: пропедевтический( 2-  7 классы) ; базовый( 8 – 9 классы) ; профильный( 10 – 11 классы) . При таком подходе должна быть обеспечена непрерывность изучения учебного пре д мета «информатика и ИКТ» на всех ступенях обучения( если изучение информатики и ИКТ начинается, например, во 2 классе как самостоятельный предмет, тогда данный предмет должен быть представлен в учебных планах всех последующих лет обучения) . При переходе от одной ступени обучения к другой соблюдение преемственности в преподавании информатики и ИКТ обеспечивается в части: - преемственности содержания образования различных ступеней обучения( например, изучение предмета «информатика и ИКТ» на профильном уровне в старшей школе возможно только после изучения базового курса в основной школе) ; - преемственности используемых учебно- методических комплексов. Согласно федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ базовый курс должен быть реализ о ван в объеме не менее 10 2 час а по 1 часу в неделю в 8 классе, по 2 часа в неделю в 9 классе. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целен а правленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно- смысловых установок, отражающих личностные и гражданские поз и ции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликул ь турном социуме; метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия( регулятивные, познавательные, коммуникативные) , сп о собность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самосто я тельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного с о трудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории; предметным,   включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по п о лучению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно- проектных и социально- проектных ситуациях, формирование научного т и па мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, вл а дение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Личностные результаты освоения основной образовательной программы осно в ного общего образования должны отражать: 1)   воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к От е честву, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнич е ской принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демокр а тических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспит а ние чувства ответственности и долга перед Родиной; 2)  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и позн а нию,   осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образов а ния на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного о т ношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3)  формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уро в ню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, яз ы ковое, духовное многообразие современного мира; 4)  формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к др у гому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопоним а ния; 5)  освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом рег и ональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6)  развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7)  формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовател ь ной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятел ь ности; 8)  формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угр о жающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9)  формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефле к сивно- оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10)  осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности с е мейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11)  развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия нар о дов России и мира,   творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: 1)   умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулир о вать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и и н тересы своей познавательной деятельности; 2)  умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,   в том числе альте р нативные,   осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и позн а вательных задач; 3)  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  де й ствий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соо т ветствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,   собственные во з можности её решения; 5)  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6)  умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, кла с сифицировать,    самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, уст а навливать причинно- следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение( индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8)  смысловое чтение; 9)  у мение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с уч и телем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и ра з решать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;   формулировать, а р гументировать и отстаивать своё мнение; 10)  умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей ко м муникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;   владение устной и письменной речью, монологической контекстной р е чью; 11)  формирование и развитие компетентности в области использования информац и онно- коммуникационных технологий( далее ИКТ– компетенции) ; 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в п о знавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Предметные результаты освоения основной образовательной программы осно в ного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обуч е ние на следующей ступени общего образования. Изучение предметной области «Математика и информатика» должно  обеспечить: осознание значения математики и информатики в повседневной жизни человека; формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах  становления математической науки; понимание роли информационных процессов в современном мире; формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явл е ния. В результате изучения предметной области «Математика и информатика» обучающ и еся развивают логическое и математическое мышление, получают представление о матем а тических моделях; овладевают математическими рассуждениями; учатся применять матем а тические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овлад е вают умениями решения учебных задач; развивают математическую интуицию; получают представление об основных информационных процессах в реальных ситуациях. Предметные результаты изучения предметной области «Математика и информатика» должны отражать: Информатика: а)  формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование пре д ставления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; б)  формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, а л горитм, модель – и их свойствах; в)  развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной де я тельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логич е ских значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической; г)  формирование умений формализации и структурирования информации, умения в ы бирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств о б работки данных; д)  формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информ а ционной этики и права. Тематическое планирование по дисциплине «Информатика и ИКТ » № п/ п Наименов а ние разделов и тем Макс и мальная нагрузка учащегося, ч. Из них Теоретическое обучение, ч. П рактические р а боты, ч. Тестирование, ч. I. Передача информации в компь ю терных сетях 6 2 3 1 II. Информац и онное мод е лирование 6 2 3 1 III. Хранение и обработка информации в базах да н ных 8 3 4 1 Табличные вычисления на компь ю тере. 12 5 6 1 Повторение 2 1 1 0   Итого 3 4 1 3 1 7 4 Содержание дисциплины 8 класс( 3 4 час а) 1. Передача информации в компьютерных сетях 6ч. Возможности Интернета. Среда брауз е ра Internet Explorer. Поиск информации в сети Интернет. Язык разметки гипертекста HTML. Ве б- страница с графическими объектами. Ве б- страница с гиперссылками. Мир электронной почты. 2. Информационное моделирование 6ч. Что такое моделирование. Графические и табличные модели. 3. Хранение и обработка информации в базах данных 8ч. Основные понятия баз данных. О с новные виды баз данных. Системы управления баз данных. Создание, заполнение и работа с базами данных. 4. Табличные вычисления на компьютере 12ч. Системы счисления. Двоичная система счи с ления. Электронные таблицы. Правила заполнения таблиц. Деловая графика. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В результате изучения информатики и информационно- коммуникационных технологий ученик 8 класса должен: знать/ понимать: что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями; назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: кан а лов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов; назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др; что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW. что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями; какие существуют формы представления информационных моделей( графические, табли ч ные, вербальные, математические) . что такое база данных( БД) , система управления базами данных( СУБД) , информационная система; что такое реляционная база данных, ее элементы( записи, поля, ключи) ; типы и форматы полей; структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных; что такое логическая величина, логическое выражение; что такое логические операции, как они выполняются. что такое электронная таблица и табличный процессор; основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации; какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами; основные функции( математические, статистические) , используемые при записи формул в электронную таблицу; графические возможности табличного процессора. Учащиеся должны уметь: осуществлять обмен информацией с файл- сервером локальной сети или с рабочими станц и ями одно ранговой сети; осуществлять прием/ передачу электронной почты с помощью почтовой клиен т- программы; осуществлять просмотр Web- страниц с помощью браузера; работать с одной из программ- архиваторов. приводить примеры натурных и информационных моделей; ориентироваться в таблично организованной информации; описывать объект( процесс) в табличной форме для простых случаев. открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа; организовывать поиск информации в БД; редактировать содержимое полей БД; сортировать записи в БД по ключу; добавлять и удалять записи в БД; создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД. открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров; редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице; выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку; получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора; создавать электронную таблицу для несложных расчетов. Календарно- тематическое планирование 8 к ласс № урока Тема урока Вид занятия Кол- во часов Виды самостоятельной работы Дата провед е ния ур о ка п ф Глава 1. Передача информации в компьютерных сетях. 1 Как устроена компьютерная сеть. §1№2 О 1 2 Электронная почта и другие услуги комп ь ютерных сетей. §2 №3 К 1 0, 5 п/ к 3 Аппаратное и программное обеспечение с е ти. §3, п 1. 1, 1. 2 №2 К 1 0, 5 п/ к 4 Интернет и Всемирная паутина. §4 №2 К 1 0, 5 п/ к 5 Способы поиска в Интернете §5 №3 П 1 0, 75 п/ к 6 Тестирование или контрольная работа Проверка знаний 1 Итого по главе: 6 ч асов Глава 2. Информационное моделирование. 7 Что такое моделирование. §6 №2 О 1 0, 5 р/ з 8 Графические информационные модели. §7 О 1 0, 5 р/ з 9 Табличные модели. §8 №3 К 1 0, 5 п/ к 10 Информационное моделирование на ко м пьютере. §9 №2 К 1 0, 5 п/ к 11 Графы. Объектно- информационные мод е ли. п 2. 1, 2. 2 П 1 0, 5 р/ з 12 Тестирование или контрольная работа. 1 Итого по главе: 6 часов Глава 3. Хранение и обработка информации в базах данных. 13 Основные понятия. Что такое СУБД. §10, 11 №3 О 1 14 Создание и заполнение баз данных. §12 №2 К 1 0, 5 п/ к 15 Основы логики: логические величины и формулы. §13 №3 К 1 0, 5 р/ з 16 Условия выбора и простые логические в ы ражения. §14 №2 К 1 0, 5 р/ з 17 Условия выбора и сложные логические в ы ражения. §15 №3 К 1 0, 5 п/ к 18 Сортировка, удаление и добавление зап и сей. §16 №2 К 1 0, 5 п/ к 19 Решение задач по теме: «Базы данных» П 1 1п/ к 20 Тестирование или контрольная работа 1 Итого по главе: 8 часов. Глава 4. Табличные вычисления на компьютере. 21 История чисел и систем счисления. §17 №3 К 1 0, 5 р/ з 22 Перевод чисел и двоичная система счисл е ния. §18 №3 К 1 0, 5 р/ з 23 Числа в памяти компьютера. §19 №2 К 1 0, 5 р/ з 24 Что такое электронная таблица. §20 №2 К 1 0, 5 р/ з 25 Правила заполнения таблицы. §21 №2 К 1 0, 5 п/ к 26 Работа с диапазонами. Относительная адр е сация. §22 №3 К 1 0, 5 п/ к 27 Деловая графика. Условные функции. §23 №2 К 1 0, 5 п/ к 28 Логические функции и абсолютные адреса. §24 №3 К 1 0, 5 п/ к 29 Электронные таблицы и математическое моделирование. § 25 №3 К 1 0, 5 п/ к 30 Пример имитационной модели §26 №2 К 1 0, 5 п/ к 31 Решение задач по теме: «Табличные вычи с ления на компьютере» П 1 32 Тестирование или контрольная работа. 1 Итого по главе 4: 1 2 часов Итоговое повторение. ( Резервное время. ) 33 Повторение темы « Электронные таблицы ». 1 34 Заключительное занятие. 1 Итого: 3 4 Учебно- методическое обеспечение предмета Основная учебно- методическая литература 1. Семакин И. Г. , Залогова Л. А. , Русаков С. В. , Шестакова Л. В. Информатика и ИКТ. Б а зовый курс: Учебник для 8 класса. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 201 2. 2. Задачник- практикум по информатике в II ч. / И. Семакин. Г. . Хеннер – М. : Лаборат о рия Базовых Знаний, 20 10. 3. Семакин И. Г. , Залогова Л. А. , Русаков С. В. , Шестакова Л. В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8- 9 класс» Литература для учителя 1. Семакин И. Г. , Шеина Т. Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. 2. Семакин И. Г. , Вараксин Г. С. Структурированный конспект базового курса. – М. : Л а боратория Базовых Знаний, 2001. 3. Семакин И. Г. , Залогова Л. А. , Русаков С. В. , Шестакова Л. В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8- 9 класс». 4. Семакин И. Г. Таблица соответствия содержания УМК «Информатика и ИКТ» 8- 9 классы Государственному образовательному стандарту. URL: http: / / metodist. lbz. ru/ authors/ informatika/ 2/ files/ ts8- 9. doc. 5. Семакин И. Г. Видеолекция «Методика обучения информатике и ИКТ в основной школе», 26. 11. 2009. http: / / metodist. lbz. ru/ video/ semakin/ Semakin1. rar. 6. Семакин И. Г. Видеолекция «Особенности обучения алгоритмизации и программир о ванию», 27. 11. 2009. URL: http: / / metodist. lbz. ru/ video/ semakin/ Semakin3. rar 7. Цифровые образовательные ресурсы: «Информатика- базовый курс», 8 класс, Сем а кина И. , Залоговой Л. , Русакова С. , Шестаковой Л. http: / / school- collection. edu. ru/ catalog/ rubr/ a30a9550- 6a62- 11da- 8cd6- 0800200c9a66/ 8.     Авторские мастерские   & gt;    Информатика и ИКТ    Семакин И. Г. http: / / metodist. lbz. ru/ authors/ informatika/ 2/

Рассмотрена и одобрена на «Утверждаю» заседании  МО Директор ГБОУ РМ Руководитель МО «Ардатовский детский дом- _ _ _ _ _ _ _ _ _ / Галкина Л. Б. / школа»_ _ _ _ _ _ / Дубровин С. Б. / «_ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2016г. «_ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2016г.     Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» в 9 классе     Составитель: Галкин В. Н.     2016г Пояснительная записка Изучение информатики и информационно- коммуникационных технологий в- 9 класс е направлено на достижение следующих целей: освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях; овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий( ИКТ) , организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ; воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации; выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых образовательным стандартом основного общего образования по информатике и информационным технологиям. Курс рассчитан на изучение в 9 классе – 68 учебных часов( из расчета 2 часа в неделю) . Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебник а «Информатика и ИКТ» для 9 класса. Настоящая рабочая программа составлена на основе следующего документа: Программы базового курса информатики, разработанной авторами учебников  Семакиным И. Г. , Залоговой Л. А. , Русаковым С. В. , Шестаковой Л. В. , содержание которой согласовано с содержанием Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. ( Опубликовано: «Информатика программы для общеобразовательных учреждений 2- 11 классы» Бородин М. Н. , 2012г. , БИНОМ. Лаборатория знаний. ) Имеются некоторые структурные отличия. Так в рабочей программе изучение материала выстроено в соответствии с порядком его изложения в учебниках, что способствует лучшему его освоению учениками. За счет резерва учебного времени, предусмотренного Программой базового курса информатики, в рабочую программу включены уроки итогового тестирования по изученным темам. Основные задачи программы: систематизировать подходы к изучению предмета; сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации; научить пользоваться распространенными прикладными пакетами; показать основные приемы эффективного использования информационных технологий; сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего образования. Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т. е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями. Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами, СУБД, мульти медийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций. Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов. Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/ письменного опроса. Изучение разделов курса заканчивается проведением контрольного тестирования. Сравнительная таблица часов в примерной и рабочей программе: № п/ п Разделы, темы Количество часов( теория+ практика) Авторская программа Рабочая программа 1 Управление и алгоритмы. 10( 4+ 6) 10( 4+ 6) 2 Введение в программирование. 3 8( 16+ 22) 3 8( 16+ 22) 3 Информационные технологии и общество. 8( 4+ 4) 8( 4+ 4) 4 Итоговое повторение. 1 0( 4+ 6) 1 0( 4+ 6) 5 Резервное время. 2 2 Итого 68 68 Содержание обучения и перечень практических работ в полном объеме совпадают с примерной( авторской) программой по предмету. Согласно базисному учебному плану на изучение информатики и ИКТ в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю( 68 часов за год) . Тематическое планирование. № п/ п Разделы, темы Максимальная нагрузка учащегося, ч. Теорети ческое обучение, ч. Лабора торные и практи ческие р аботы, ч. Кон трольная работа, ч. 1 Управление и алгоритмы 10 4 5 1 2 Введение в программирование. 3 8 1 6 1 8 4 3 Информационные технологии и общество 8 3 4 1 4 Итоговое повторение 1 0 3 6 1 5 Резервное время 2 1 1 Итого 68 2 7 34 7 Содержание программы учебного предмета. 1. Управление и алгоритмы 10. Управление и кибернетика. О пределение и свойства алгоритма. ГРИС. Ветвления. Циклы. 2. В ведение в программирование 3 8. Что такое программирование. Программирование на Паскале. Линейное программирование. Ветвления. Циклы. Массивы. 3. Информационные технологии и общество 8. Предыстория информатики. История чисел, ЭВМ, ПО и ИКТ. 4. Итоговое повторение. 1 0. Текстовые редакторы, редакторы электронных таблиц, СУБД, мульти медиа презентации, системы счисления, элементы логики, программирование. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В результате изучения информатики и информационно- коммуникационных технологий ученик 9 класса должен: знать/ понимать: что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями; назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов; назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др; что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW. что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями; какие существуют формы представления информационных моделей( графические, табличные, вербальные, математические) . что такое база данных( БД) , система управления базами данных( СУБД) , информационная система; что такое реляционная база данных, ее элементы( записи, поля, ключи) ; типы и форматы полей; структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных; что такое логическая величина, логическое выражение; что такое логические операции, как они выполняются. что такое электронная таблица и табличный процессор; основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации; какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами; основные функции( математические, статистические) , используемые при записи формул в электронную таблицу; графические возможности табличного процессора. что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки; сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме; что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления; в чем состоят основные свойства алгоритма; способы записи алгоритмов: блок- схемы, учебный алгоритмический язык; основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов; назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный( библиотечный) метод. основные виды и типы величин; назначение языков программирования и систем программирования; что такое трансляция; правила оформления программы и представления данных и операторов на Паскале; последовательность выполнения программы в системе программирования. основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества; историю способов записи чисел( систем счисления) ; основные этапы развития компьютерной техники( ЭВМ) и программного обеспечения; в чем состоит проблема информационной безопасности. Учащиеся должны уметь: осуществлять обмен информацией с файл- сервером локальной сети или с рабочими станциями одно ранговой сети; осуществлять прием/ передачу электронной почты с помощью почтовой клиен т- программы; осуществлять просмотр Web- страниц с помощью браузера; работать с одной из программ- архиваторов. приводить примеры натурных и информационных моделей; ориентироваться в таблично организованной информации; описывать объект( процесс) в табличной форме для простых случаев. открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа; организовывать поиск информации в БД; редактировать содержимое полей БД; сортировать записи в БД по ключу; добавлять и удалять записи в БД; создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД. открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров; редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице; выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку; получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора; создавать электронную таблицу для несложных расчетов. при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи; пользоваться языком блок- схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке; выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя; составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления учебным исполнителем; выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы. работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня; составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы; составлять несложные программы обработки одномерных массивов; отлаживать и исполнять программы в системе программирования. регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических( электронных) таблиц, программ( в том числе- в форме блок- схем) ; проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей; создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы; организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов. Календарно – тематическое планирование. № п/ п Наименование разделов и тем Вид занятий Количество часов Виды с амостоятельн ой работ ы Дата проведения Планируемая Фактическая Управление и алгоритмы. 10 часов. 1 Управление и кибернетика. §1 №2 Л 1 2 Управление с обратной связью. §2 №3 К 1 0, 5 р/ з 3 Определение и свойства алгоритма. §3 №2 К 1 0, 5 р/ з 4 Графический учебный исполнитель. §4 №4 К 1 0, 5 р/ з 5 Практическое занятие по теме: « ГрИС » §4 №5 П 1 1 р/ з 6 Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы. §5 №3 К 1 0, 5 р/ з 7 Циклические алгоритмы. §6 №2 К 1 0, 5 пк 8 Ветвление и последовательная детализация алгоритма. §7 К 1 0, 5 пк 9 Решение задач по теме: «Управление и алгоритмы» п 1. 1, 1. 2 П 1 1 р/ з 10 Тест или контрольная работа по теме « У правление и алгоритмы » 1 Введение в программирование. 3 8 часа. 11 Что такое программирование. § 8 №2 Л. 1 12 Алгоритмы работы с величинами. §9 №3 К 1 0, 5пк 13 Линейные вычислительные алгоритмы. §10 №2 К 1 0, 5пк 14 Решение задач на линейные алгоритмы. §10 №4 П 1 0, 5пк 15 Знакомство с языком Паскаль. § 11 №2 К 1 0, 5пк 16 Линейное программирование. §11 №3 П 1 1пк 17 Решение задач на линейные алгоритмы. §11 №4 К 1 0, 5пк 18 Контрольная работа: «Линейные алгоритмы» 1 19 Алгоритмы с ветвящейся структурой. §12 №2 К 1 0, 5 пк 20 Алгоритмы с ветвлениями. §12 №4 К 1 0, 5пк 21 Программирование ветвлений. §13 №2 К 1 0, 5пк 22 Программирование ветвлений на Паскале. §13 №4 К 1 0, 5пк 23 Решение задач на алгоритмы с ветвлениями. §13 №6 П 1 1пк 24 Решение комбинированных задач. П 1 1пк 25 Контрольная работа на алгоритмы с ветвлениями. 1 26 Программирование диалога с компьютером. §14 №2 К 1 0, 5пк 27 Практическая работа по теме: «Программирование диалога с компьютером» §14 №4 П 1 1 пк 28 Программирование циклов. §15 №2 К 1 0, 5пк 29 Циклы в Паскале. §15 №4 К 1 0, 5пк 30 Алгоритм Евклида. §16 К 1 0, 5 пк 31 Решение комбинированных задач П 1 1пк 32 Решение задач по теме: «Циклические алгоритмы» 33 Контрольная работа по теме: «Циклические алгоритмы» 1 34 Таблицы и массивы. §17 №2 К 1 0, 5 пк 35 Решение задач по теме: «Таблицы и массивы». §17 №4 К 1 0, 5 пк 36 Массивы в Паскале. §18 №2 К 1 0, 5 пк 37 Создание массива в Паскале. §18 №4 К 1 0, 5 пк 38 Одна задача обработки массива. §19 №2 К 1 0, 5 пк 39 Обработка массива в Паскале. §19 №4 К 1 0, 5 пк 40 Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива. §20 №2 К 1 0, 5 пк 41 Решение задач на поиск элементов массива. §20 №4 К 1 05 пк 42 Сортировка массива. §21 №2 К 1 0, 5 пк 43 Решение задач на сортировку массива. §21 №4 К 1 0, 5 пк 44 Программирование перевода чисел из одной системы счисления в другую. п 2. 1 К 1 0, 5 пк 45 Сложность алгоритмов. п 2. 2 К 1 0, 5 пк 46 История языков программирования. п 2. 3, 2. 4 К 1 0, 5 пк 47 Решение задач по теме: «Массивы» П 1 0, 5пк 48 Контрольная работа по теме: « Массивы » 1 Информационные технологии и общество. 8 часов. 49 Предыстория информатики. §22 №2 К 1 0, 5 пк 50 История ЭВМ. §23 №2 К 1 0, 5пк 51 История программного обеспечения и ИКТ. §24 №2 К 1 0, 5пк 52 Информационные ресурсы современного общества. §25 К 1 0, 5пк 53 Проблемы формирования информационного общества. §26 К 1 0, 5пк 54 Информационная безопасность. §27 К 1 0, пк5 55 Повторение темы: «Информационные технологии и общество» П 1 1пк 56 Тестирование по теме: «Информационные технологии и общество» 1 Итоговое повторение. 1 0 часов. 57 Текстовые редакторы. К 1 0, 5 пк 58 Создание презентаций. П 1 1 пк 59 Электронные таблицы. К 1 0, 5пк 60 Практическое занятие по теме: «Электронные таблицы» П 1 1 пк 61 Базы данных. П 1 1пк 62 Системы счисления. Перевод чисел. К 1 0, 5пк 63 Арифметические действия в системах счисления. К 1 0, 5пк 64 Элементы алгебры логики. П 1 1пк 65 Решение комбинированных задач. П 1 1пк 66 Итоговое тестирование. 1 67, 68 Резервное время 1 Перечень учебно- методического обеспечения предмета: 1. Семакин И. Г. , Залогова Л. А, Русаков С. В. , Шестакова Л. В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 20 13. 2. Задачник- практикум по информатике в II ч. / И. Семакин, Е. Хеннер – М. : Лаборатория Базовых Знаний, 2008. 3. Семакин И. Г. , Залогова Л. А. , Русаков С. В. , Шестакова Л. В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8- 9 класс». URL: http: / / metodist. lbz. ru/ authors/ informatika/ 2/ files/ tcor_ semakin. rar 4. http: / / school- collection. edu. ru/ - единая коллекция ЦОР 5. http: / / fcior. edu. ru/ - Федеральный центр информационно- образовательных ресурсов 6. http: / / www. informika. ru/ - хранилище ЦОР по информатике II. Литература для учителя 1. Семакин И. Г. , Шеина Т. Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. 2. Семакин И. Г. , Вараксин Г. С. Структурированный конспект базового курса. – М. : Лаборатория Базовых Знаний, 2001. 3. Семакин И. Г. , Залогова Л. А. , Русаков С. В. , Шестакова Л. В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8- 9 класс». URL: http: / / metodist. lbz. ru/ authors/ informatika/ 2/ files/ tcor_ semakin. rar( дата обращения: 01. 07. 10) . 4. Семакин И. Г. Таблица соответствия содержания УМК «Информатика и ИКТ» 8- 9 классы Государственному образовательному стандарту. URL: http: / / metodist. lbz. ru/ authors/ informatika/ 2/ files/ ts8- 9. doc( дата обращения: 01. 07. 11) . 5. Семакин И. Г. Видеолекция «Методика обучения информатике и ИКТ в основной школе», 26. 11. 2010. URL: http: / / metodist. lbz. ru/ video/ semakin/ Semakin1. rar 6. Семакин И. Г. Видеолекция «Особенности обучения алгоритмизации и программированию», 27. 11. 2010. URL: http: / / metodist. lbz. ru/ video/ semakin/ Semakin3. rar

Оставить комментарий: