a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Рабочая программа учебного предмета «Литература» в 11 классе

Опубликовано: 2016-09-14 21:15:40

Документы для скачивания

Пояснительная записка ЦЕЛИ. Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: - воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; - развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса, образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса, устной и письменной речи учащихся; - освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко- литературных сведений и теоретико- литературных понятий, формирование общего представления об историко- литературном процессе; - совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко- литературной обусловленности с использованием теоретико- литературных знаний, написания сочинений различных типов, поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета. Общая характеристика курса Литература – базовая учебная программа, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно- эстетическим ценностям нации и человечества. Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Ку рс стр оится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико- литературных понятий: - осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров, - выразительное чтение, - различные виды пересказа, - заучивание наизусть стихотворных текстов, - определение принадлежности литературного( фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру, - анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения, определение мотивов поступков героев и сущности конфликта, - выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно- тематического содержания произведения, - участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента, - подготовка рефератов, докладов, написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений. ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего( полного) общего образования являются: - поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно- следственных связей; - сравнение, сопоставление, классификация; - самостоятельное выполнение различных творческих работ; - способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде; - осознанное беглое чтение, проведение информационно- смыслового анализа текста, использование различных видов чтения( ознакомительное, просмотровое, поисковое и др. ) ; - владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем( текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др. ) в соответствии с коммуникативной задачей; - составление плана, тезисов, конспекта; - подбор аргументов, формирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности; - использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет- ресурсы и др. базы данных; - самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Результаты обучения приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников». МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ. Литература тесно связана с другими учебными п редметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук( лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др. ) и предполагает постижение языка и литературы как национально- культурных ценностей. И русский язык и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла( Музыкой и изобразительным искусством) : на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно- историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру. Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Программы по литературе для 5- 11 классов( авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина) ; под редакцией В. Я. Коровиной. - М. : Просвещение, 2011. Программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации и учебника «Русская литература XIX века: 11 класс: Учебник: В 2 ч. - М. , Просвещение, 201 3 Авторская программа соответствует Госстандарту( его федеральному компоненту) . Рабочая программа рассчитана на 102 часа, предусмотренных учебным планом школы, и предполагает 34 учебные недели в 11классе при 3- х часовой недельной нагрузке по предмету. Место предмета в базисном учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 102 часа( 3 часа в неделю) для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе среднего( полного) общего образования( Х I класс) . Рабочая программа сохраняет преемственность с программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению. Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно- исторические традиции и богатый опыт отечественного образования. Требования к уровню подготовки В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен знать/ понимать- образную природу словесного искусства; - содержание изученных литературных произведений; - основные факты жизни и творчества писателей- классиков Х1Х века; - основные закономерности историко- литературного процесса и черты литературных направлений; - основные теоретико- литературные понятия; У меть: - воспроизводить содержание литературного произведения; - анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы( тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно- выразительные средства языка, художественная деталь) ; анализировать эпизо д( сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; - соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно- историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; - определять род и жанр произведения; - сопоставлять литературные произведения; - выявлять авторскую позицию; - выразительно читать изученные произведения( или их фрагменты) , соблюдая нормы литературного произношения; - аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению; - писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для- создания связного текста( устного или письменного) на выбранную тему с учетом норм русского литературного языка; - участия в диалоге или дискуссии; - самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости; - определения своего круга чтения и оценки литературных произведений; определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений. Содержание учебного курса Одиннадцатый класс Введение Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов. Литература начала XX века Развитие художественных и идейно- нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Человек и эпоха- основная проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп. Писатели- реалисты начала XX века Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество( Обзор. ) Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество». Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина. Рассказы: «Господин из Сан- Франциско», «Чистый понедельник», «Антоновские яблоки», «Солнечный удар». Своеобразие лирического повествования в прозе И. А. Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Обращение писателя к широчайшим социально- философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан- Франциско». Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И. А. Бунина. Своеобразие художественной манеры писателя. Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ( углубление представлений) . Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество. ( Обзор. ) Повесть «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет». Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры Шейной. Поэтика рассказа. Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве А. И. Куприна. Теория литературы. Сюжет и фабула эпического произведения( углубление представлений) . Максим Горький. Жизнь и творчество. ( Обзор. ) Рассказ «Старуха Изергиль ». Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького. Народно- поэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль ». «На дне ». Социально- философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта( Бубнов) , правда утешительной лжи( Лука) , правда веры в человека( Сатин) . Новаторство Горького- драматурга. Сценическая судьба пьесы. Теория литературы. Социально- философская драма как жанр драматургии( начальные представления) . Требования к знаниям, умениям учащихся по данной теме: Знать: - биографические сведения об изученных писателях; - содержание произведений Наизусть: И. А. Бунин. 2- 3 стихотворения( по выбору учащихся) . Уметь: - уметь анализировать стихотворение; - писать домашнее сочинение по теме: « Вечные проблемы в произведениях И. Бунина и Куприна» Серебряный век русской поэзии Символизм «Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб. « Младосимволисты »: А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма. Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте. Стихотворения: «Творчество»! «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны». Возможен выбор других стихотворений. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова- урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля. Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики. Музыкальность стиха. Стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени…», « Безглагольность », «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце…» Поэзия как выразительница «говора стихий». Интерес к древнеславянскому фольклору( «Злые чары», «Жар- птица») Андрей Белый( Б. Н. Бугаев) . Слово о поэте. Стихотворения «Раздумья», «Русь», «Родине». Тема родины. Боль и тревога за судьбу России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии. Акмеизм Статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творчества Н. Гумилева, С. Городецкого, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Кузмина и др. Николай Степанович Гумилев. Слово о поэте. Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай»( или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся) . Романтический герой лирики Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века. Футуризм Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, « самовитого » слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофутуристы( Игорь Северянин и др. ) , кубофутуристы( В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, Вас. Каменский) , «Центрифуга»( Б. Пастернак, Н. Асеев и др. ) . Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими его представителям. Игорь Северянин( И. В. Лотарев) . Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны». Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчества. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта. Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм( начальные представления) . Изобразительно- выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись( углубление и закрепление представлений) . Александр Александрович Блок. Жизнь и творчество. ( Обзор. ) Стихотворения «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека. . . », «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво. . . »( из цикла «На поле Куликовом») , «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы. . . », «Фабрика», «Когда вы стоите на моем пути. . . ». Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии В л. Соловьева. Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм. Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». Поэт и революция. Поэма « Двенадцать ». История создания поэмы и ее восприятие современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно- реалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века. Теория литературы. Лирический цикл( стихотворений) . Верлибр( свободный стих) . Авторская позиция и способы ее выражения в произведении( развитие представлений) . Новокрестьянская поэзия( Обзор) Николай Алексеевич Клюев. Жизнь и творчество( Обзор. ) Стихотворения: « Рожество избы», «Вы обещали нам сады. . . », «Я посвященный от народа. . . ». Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова, Мея и др. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейно- нравственные аспекты этой полемики. Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчество. ( Обзор. ) Стихотворения «Гой ты, Русь моя родная! . . », «Не бродить, не мять в кустах багряных. . . », «Мы теперь уходим понемногу. . . », «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая. . . », « Шаганэ ты моя, Шаганэ! . . », «Не жалею, не зову, не плачу. . . », «Русь советская», «Сорокоуст», «Я покинул родимый дом. . . », «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый. . . ». Всепроникающий лиризм- специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно- поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым людям. Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия. Поэтика есенинского цикла( «Персидские мотивы») . Теория литературы. Фольклоризм литературы( углубление понятия) . Имажинизм. Лирический стихотворный цикл( углубление понятия) . Биографическая основа литературного произведения( углубление понятия) . Литература 20- х годов XX века Обзор с монографическим изучением одного- двух произведений( по выбору учителя и учащихся) . Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения( «Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, « Серапионовы братья» и др. ) . Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения( А. Блок, 3. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам и др. ) . Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом( В. Хлебников, поэты- обэриуты) . Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения( « Конармия » И. Бабеля, « Разгром » А. Фадеева) . Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения( « Солнце мертвых » И. Шмелева) . Поиски нового героя эпохи( « Голый год » Б. Пильняка, « Чапаев » Д. Фурманова) . Русская эмигрантская сатира, ее направленность( А. Аверченко « Дюжина ножей в спину революции; Тэффи « Ностальгия ») . Теория литературы. Орнаментальная проза( начальные представления) . Владимир Владимирович Маяковский. Жизнь и творчество. ( Обзор. ) Стихотворения: «А вы могли бы? », «Послушайте! », «Скрипка и немножко нервно», « Лиличка! », «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. Поэтическое новаторство Маяковского( ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха) . Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия поэта. Широта жанрового диапазона творчества поэта- новатора. Традиции Маяковского в российской поэзии XX столетия. Теория литературы. Футуризм( развитие представлений) . Тоническое стихосложение( углубление понятия) . Развитие представлений о рифме: рифма составная( каламбурная) , рифма ассонансная. Требования к знаниям, умениям учащихся по данной теме: Знать: - логику развития историко – литературного процесса в 20 веке; - литературные направления: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм; - биографические сведения об изученных писателях; - содержание изученных произведений; отчётливо представлять себе роль и место изученного в литературном процессе, а также его судьбу в читательской практике. Наизусть: В. Я. Б р ю с о в. 1- 2 стихотворения( по выбору учащихся) . Н. С. Гумилев. 1- 2 стихотворения( по выбору учащихся) . А. А. Блок. Незнакомка. Россия. Отрывок из поэмы «Двенадцать» В. В. Маяковский. А вы могли бы? . Послушайте! . С. А. Есенин. Письмо к матери. « Шаганэ ты моя, Шаганэ! . . ». «Не жалею, не зову, не плачу. . . ». Уметь: - анализировать лирические произведения; - свободно использовать понятия теории литературы; - давать доказательную и убедительную оценку самостоятельно прочитанному произведению; - использовать биографические материалы, а также литературоведческую и критическую литературу; - писать сочинение по творчеству поэта Серебряного века; - выразительно читать изученные произведения; - выявлять особенности поэтического стиля и авторскую позицию; Литература 30- х годов XX века( Обзор) Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30- е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30- х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. пастернака, О. Мандельштама и др. Новая волна поэтов: лирические стихотворения Б. Корнилова, П. Васильева, М. Исаковского, А. Прокофьева, Я. Смелякова, Б. Ручьева, М. Светлова и др. ; поэмы А. Твардовского, И. Сельвинского. Тема русской истории в литературе 30- х годов. А. Толстой. «Петр П ервый». Михаил Афанасьевич Булгаков. Жизнь и творчество. ( Обзор. ) Роман «Белая гвардия» Роман «Мастер и Маргарита». История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического( библейского или мифологического) до сатирического( бытового) . Сочетание реальности и фантастики. «Мастер и Маргарита»- апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака. Традиции европейской и отечественной литературы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»( И. - В. Гете, Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь) . Теория литературы. Разнообразие типов романа в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в литературе. Андрей Платонович Платонов. Жизнь и творчество. ( Обзор. ) Повесть « Котлован ». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя- мечтателя и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия повести. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры( М. Е. Салтыков- Щедрин) . Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя( углубление понятия) . Авторские неологизмы( развитие представлений) . Анна Андреевна Ахматова. Жизнь и творчество( Обзор. ) Стихотворения: «Песня последней встречи. . . » «Сжала руки под темной вуалью. . . », «Мне ни к чему одические рати. . . », «Мне голос был. Он звал утешно. . . », «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить. . . », «Приморский сонет». Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны. Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и благородство скорбного стиха. Трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы. Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы( закрепление понятия) . Сюжетность лирики( развитие представлений) . Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество. ( Обзор. ) Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано. . . », «Стихи к Блоку»( «Имя твое- птица в руке. . . ») . «Кто создан из камня, кто создан из глины. . . ». «Тоска по родине! Давно. . . », «Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину». Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога- исповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи( революция, Гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по Родине) . Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей, «читателей газет». Образы Пушкина, Блока, Ахматовой. Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века. Теория литературы. Стихотворный лирический цикл( углубление понятия) , фольклоризм литературы( углубление понятия) , лирический герой( углубление понятия) Михаил Александрович Шолохов. Жизнь. Творчество Личность( Обзор. ) «Тихий Дон»- роман- эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса. Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в ро мане. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. Традиции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова. Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе XX века. Теория литературы. Роман- эпопея( закрепление понятия) . Художественное время и художественное пространство( углубление понятий) . Традиции и новаторство в художественном творчестве( развитие представлений) . Требования к знаниям и умениям учащихся по данной теме: Знать: - содержание изученных литературных произведений, их художественное своеобразие; - основные факты жизни и творчества Фадеева, Б. Пастернака, М. А. Булгакова, А. П. Платонова, А. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой, М. А. Шолохова; - теоретико- литературные понятия Наизусть: М. И. Ц в е т а е в а. «Моим стихам, написанным так рано. . . ». Стихи к Блоку( «Имя твое- птица в руке. . . ») . «Кто создан из камня, кто создан из глины. . . ». А. А. Ахматова. «Мне ни к чему одические рати. . . ». «Мне голос был. Он звал утешно. . . ». Родная земля. Б. Л. П а с т е р н а к. «Февраль. Достать чернил и плакать! . . ». Определение поэзии. «Во всем мне хочется дойти до самой сути. . . ». Уметь: - анализировать и интерпретировать изученные произведения и отдельные эпизоды; - соотносить изученные произведения с общественной и культурной жизнью страны; - раскрывать конкретно- историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений; - выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы на примере изученных произведений; - выявлять авторскую позицию; - аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению; - писать сочинения по творчеству М. А. Булгакова и М. А. Шолохова. Литература периода Великой Отечественной войны( Обзор) Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр( поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера) . Лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака, Н. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедрина и др. ; песни А. Фатьянова; поэмы «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О. Берггольц, « Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын» П. Антокольского. Органическое сочетание высоких патриотических чу вств с гл убоко личными, интимными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно- символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям. Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А. Толстого, М. Шолохова, К. Паустовского, А. Платонова, В. Гроссмана и др. Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К. Симонова, Л. Леонова. Пьеса- сказка Е. Шварца «Дракон» Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины XX века. Литература 50- 90- х годов( Обзор) Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева и др. Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели»( Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко и др. ) . Особенности языка, стихосложения молодых поэтов- шестидесятников. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: В. Соколов, В. Федоров, Н. Рубцов, А. Прасолов, Н. Глазков, С. Наровчатов, Д. Самойлов, Л. Мартынов, Е. Винокуров, С. Старшинов, Ю. Друнина, Б. Слуцкий, С. Орлов и др. «Городская» проза: Д. Гранин, В. Дудинцев, Ю. Трифонов, В. Макании и др. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений. «Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С. Залыгина, В. Белова, В. Астафьева, В. Шукшина и др. Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина( «Пять вечеров») , А. Арбузова( «Иркутская история», «Жестокие игры») , В. Розова( «В добрый час! », «Гнездо глухаря») , А. Вампилова( «Прошлым летом в Чулимске », «Старший сын») и др. Литература Русского зарубежья. Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения( В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Иванов, Г. Адамович, Б. Зайцев, М. Алданов, М. Осоргин, И. Елагин) . Многообразие оценок литературного процесса в критике и публицистике. Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны( содержательность, искренность, внимание к личности; методическое богатство, современная ритмика и инструментовка) . Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима и др. Александр Трифонович Твардовский. Жизнь и творчество. Личность. ( Обзор. ) Стихотворения: «Вся суть в одном- единственном завете. . . », «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины. . . », «В тот день, когда закончилась война. . . », «Дробится рваный цоколь монумента. . . », «Памяти Гагарина». Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX века. Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А. Твардовского. Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии( закрепление понятия) . Гражданственность поэзии( развитие представлений) . Элегия как жанр лирической поэзии( закрепление понятия) . Борис Леонидович Пастернак. Жизнь и творчество. ( Обзор. ) Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать! . . », «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти. . . », «Гамлет», «Зимняя ночь», «Марбург», «Быть знаменитым некрасиво…» Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой сути» явлений, удивление перед чудом бытия. Человек и природа в поэзии Пастернака. Пушкинские мотивы в лирике поэта. Пастернак- переводчик. Роман «Доктор Живаго»( обзорное изучение с анализом фрагментов) . История создания и публикации романа Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал Образы- символы и сквозные мотивы в романе Образ главного героя- Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака, Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Личность. ( Обзор. ) Повесть «Один день Ивана Денисовича» Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи. Теория литературы. Прототип литературного героя( закрепление понятия) . Житие как литературный повествовательный жанр( закрепление понятия) . Николай Михайлович Рубцов. «Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице» Основные темы и мотивы лирики Рубцова- Родина- Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа. Традиции Тютчева Фета, Есенина в поэзии Рубцова. Виктор Петрович Астафьев. Взаимоотношения человека и природы в романе «Царь- рыба». Валентин Григорьевич Распутин. «Последний срок Тема «отцов и детей» в повести «Последний срок», Прощание с Матерой» Иосиф Александрович Бродский. Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет»( «Как жаль, что тем, чем стало для меня. . . ») . Широта проблемно- тематического диапазона поэзии Бродского. «Естественность и органичность сочетания в ней культурно- исторических, философских, литературно- поэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи, откристаллизовавшейся в виртуозно организованную стихотворную форму»( В. А. Зайцев) . Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского. Теория литературы. Сонет как стихотворная форма( развитие понятия) . Булат Шалвович Окуджава. Слово о поэте. Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река. Странное название. . . », «Когда мне невмочь пересилить беду. . . ». Память о войне в лирике поэта- фронтовика. Поэзия «оттепели» и песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы. Интонации, мотивы, образы Окуджавы в творчестве современных поэтов- бардов. Теория литературы. Литературная песня. Романс. Бардовская песня( развитие представлений) . Юрий Валентинович Трифонов. Повесть « Обмен ». «Городская» проза и повести Трифонова. Осмысление вечных тем человеческого бытия на фоне и в условиях городского быта. Проблема нравственной свободы человека перед лицом обстоятельств. Смысловая многозначность названия повести. Тонкий психологизм писателя. Традиции А. П. Чехова в прозе Ю. В. Трифонова. Теория литературы. Психологизм художественной литературы( углубление понятия) . Повесть как жанр повествовательной литературы( углубление понятия) . Александр Валентинович Вампилов. Пьеса « Утиная охота ». Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы. Из литературы народов России Мустай Карим. Жизнь и творчество башкирского поэта, прозаика, драматурга. ( Обзор. ) Стихотворения: «Подует ветер- все больше листьев. . . », «Тоска», «Давай, дорогая, уложим и скарб и одежду. . . », «Птиц выпускаю». Лирика Мустая Карима. Отражение вечного движения жизни, непреходящих нравственных ценностей в лирике поэта. Тема памяти о родных местах, мудрости, предков, запечатленных в песнях и сказаниях. Беспамятство- самый тяжкий грех как для отдельного человека, так и для всего человечества. Любовная лирика поэта. Глубокий психологизм лирики Мустая Карима. Теория литературы. Национальное и общечеловеческое в художественной литературе( развитие представлений) . Литература конца XX- начала XXI века Общий обзор произведений последнего десятилетия. Проза: В. Белов, А. Битов, В. Макании, А. Ким, Е. Носов, В. Крупин, С. Каледин, В. Пелевин, Т. Толстая, Л. Петрушевская, В. Токарева, Ю. Поляков и др. Поэзия: Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Ю. Друнина, Л. Васильева, Ю. Мориц, Н. Тряпкин, А. Кушнер, О. Чухонцев, Б. Чичибабин, Ю. Кузнецов, И. Шкляревский, О. Фокина, Д. Пригов, Т. Кибиров, И. Жданов, О. Седакова и др. Требования к знаниям и умениям учащихся по данной теме: Знать: - влияние Великой Отечественной войны и «оттепели» 60- х годов на развитие литературы; - новые направления в русской литературе второй половины XX века и наиболее яркие их представители: «лагерная» тема( В. Шаламов, А. Солженицын) , «деревенская» проза( В. Распутин) , тема исторической памяти( А. Твардовский) , человек на войне( В. Быков) , « бардовская » поэзия( Б. Окуджава) ; - своеобразие поэтического мира Н. Рубцова, И. Бродского, Б. Окуджавы; - новаторство драматургии А. Вампилова; - основные тенденции современного литературного процесса; - теоретико- литературные понятия: традиции и новаторство, драматургия, « бардовская » поэзия, постмодернизм; - содержание изученных произведений. Уметь: - соотносить изученные произведения с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно- историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы в связи с изученными произведениями; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; - анализировать и интерпретировать изученные произведения; - выявлять авторскую позицию; - формулировать свое отношение к прочитанному; - писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения по творчеству писателей второй половины XX века. Основные виды устных и письменных работ Устно: выразительное чтение текста художественного произведения в объеме изучаемого курса литературы, комментированное чтение. Устный пересказ всех видов- подробный, выборочный, от другого лица, краткий, художественный( с максимальным использованием художественных особенностей изучаемого текста) - главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи и т. д. Подготовка характеристики героя или героев( индивидуальная, групповая, сравнительная) крупных художественных произведений, изучаемых по программе старших классов. Рассказ, сообщение, размышление о мастерстве писателя, стилистических особенностях его произведений, анализ отрывка, целого произведения, устный комментарий прочитанного. Рецензия на самостоятельно прочитанное произведение большого объема, просмотренный фильм или фильмы одного режиссера, спектакль или работу актера, выставку картин или работу одного художника, актерское чтение, иллюстрации и пр. Подготовка сообщения, доклада, лекции на литературные и свободные темы, связанные с изучаемыми художественными произведениями. Свободное владение монологической и диалогической речью( в процессе монолога, диалога, беседы, интервью, доклада, сообщения, учебной лекции, ведения литературного вечера, конкурса и т. д. ) . Использование словарей различных типов( орфографических, орфоэпических, мифологических, энциклопедических и др. ) , каталогов школьных, районных и городских библиотек. Письменно: составление планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю. Создание сочинений проблемного характера, рассуждений, всех видов характеристик героев изучаемых произведений. Создание оригинальных произведений( рассказа, стихотворения, былины, баллады, частушки, поговорки, эссе, очерка- на выбор) . Подготовка доклада, лекции для будущего прочтения вслух на классном или школьном вечере. Создание рецензии на прочитанную книгу, устный доклад, выступление, фильм, спектакль, работу художника- иллюстратора. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ Одиннадцатый класс И. А. Бунин. 2- 3 стихотворения( по выбору учащихся) . В. Я. Б р ю с о в. 1- 2 стихотворения( по выбору учащихся) . Н. С. Гумилев. 1- 2 стихотворения( по выбору учащихся) . А. А. Блок. Незнакомка. Россия. «Ночь, улица, фонарь, аптека. . . ». В. В. Маяковский. А вы могли бы? . Послушайте! . С. А. Есенин. Письмо к матери. « Шаганэ ты моя, Шаганэ! . . ». «Не жалею, не зову, не плачу. . . ». М. И. Ц в ет а е в а. «Моим стихам, написанным так рано. . . ». Стихи к Блоку( «Имя твое- птица в руке. . . ») . «Кто создан из камня, кто создан из глины. . . ». А. А. Ахматова. «Мне ни к чему одические рати. . . ». «Мне голос был. Он звал утешно. . . ». Родная земля. Б. Л. П а с т е р н а к. «Февраль. Достать чернил и плакать! . . ». Определение поэзии. «Во всем мне хочется дойти до самой сути. . . Календарно—тематическое планирование по литературе в 11 классе Количество часов в неделю- 3 часа. Классное сочинение- 4. Домашнее сочинение- 3. Развитие речи- 11 часов. № Тема Всего часов Тип урока Самостоятельная работа Дата проведения 1 полугодие 48 план факт Общая характеристика эпохи. 1 1 Россия рубежа 19- 20 веков. Историко- культурная ситуация. Р усская литература на рубеже веков. 1 лекция Составление плана лекции Творчество И. А. Бунина. 4ч 2 И. А. Бунин. Очерк жизни и творчества. « Чудная власть прошлого» в рассказе «Антоновские яблоки». 1 Лекция, практикум Сообщение 3 Размышления о России в повествовании И. А. Бунина «Деревня». 1 практикум Интерпретация эпизода художественного произведения в парах 4 Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе «Господин из Сан- Франциско». 1 практикум Выборочный пересказ, языковой анализ 5 Рассказы Бунина о любви. 1 беседа Ответить на проблемный вопрос: « Как Бунин изображает любовь героев? » Творчество А. И. Куприна. 3ч 6 А. И. Куприн. Жизнь и творчество. Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся». 1 Лекция, беседа сообщение 7 Изображение кризиса армии как кризиса русской жизни в повести «Поединок». 1 беседа Образы Ромашова и Назанского 8 Талант любви в рассказе А. Куприна «Гранатовый браслет». 1 практикум Сопоставить по вопросам «Чистый понедельник» Бунина и «Гранатовый браслет». Что сближает эти произведения и чем они отличаются. 9—10 Р. р. Классное сочинение по творчеству И. А. Бунина и А. И. Куприна. 2 Развитие речи Сочинение. Поэзия Серебряного века. 6ч 11 Символизм. «Старшие символисты». Поэзия В. Я. Брюсова. 1 Лекция, беседа Законспектировать лекцию учителя 12 Поэзия « младосимволистов ». «Поэзия как волшебство» в творчестве К. Д. Бальмонта. 1 Лекция, беседа Законспектировать лекцию учителя, чтение наизусть 13 «Путешествие за золотым руном» Андрея Белого. 1 лекция практикум Сообщение с презентацией, тест. 14 Акмеизм. Мир образов Николая Гумилева. 1 Лекция, практикум Законспектировать лекцию учителя, сообщение. Тест 15 Ранняя лирика А. Ахматовой. 1 лекция беседа Сообщение. Анализ стихотворения, тест 16 Футуризм. «Эгофутуризм» Игоря Северянина. 1 Лекция, беседа Индивид. р абота. Найти в стих- ях Северянина неологизмы и проконтролировать их. Тест по те ме «Серебряный век» Творчество М. Горького. 8ч 17 М. Горький. Жизнь и творчество. Романтизм Горького. Композиция романтических рассказов М. Горького. 1 лекция практикум Сообщение. 18 Особенности жанра и конфликта в пьесе «На дне». 1 практикум Работа в группе отв. на вопр осы. 1) Как изображается место действия в пьесе? 2) Какие соц. слои общества представлены в пьесе 3) Каков конфликт? 19 «Во что веришь—то и есть». Роль Луки в драме «На дне». 1 беседа Составить план- анализа пьесы «На дне». 20 Вопрос о правде в драме Горького «На дне». 1 практикум Итоговый тест обобщающего характера по творчеству М. Горького 21 Роман Горького «Мать». 1 беседа Обзор романа 22 Образ Павла Власова. 1 беседа Характеристика героя 23 Образ Ниловны в романе «Мать» 1 беседа Характеристика героя 24 Р. р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М. Горького. 1 Развитие речи Тест Творчество А. Блока. 4ч 25 А. Блок. Личность и творчество. Романтический мир раннего Блока. «Незнакомка». 1 лекция практикум Проанализ ировать худож ественные ср едст ва. 26 Это всё—о России». Тема Родины в творчестве Блока. 1 практикум Анализ стихотворения 27 Поэма Блока «Соловьиный сад». 1 беседа Групп. Работа. Составить словарь основных символов, к которым часто прибегает Блок 28 Поэма Блока «Двенадцать». 1 беседа Итоговый тест по тв- ву А. Блока Новокрестьянские поэты. 1 29 Новокрестьянские поэты. Поэзия Н. Клюева. П оэзия С. Клычкова и П. Орешина. ( обзор) . 1 лекция Конспект лекции учителя, сообщения. Творчество С. А. Есенина. 4 30 Сергей Есенин как национальный поэт. 1 лекция беседа Сообщение с презентацией Чтение наизусть 31 Любовная лирика С. Есенина. 1 беседа Индив. р. задания исследов. хар- ра. Сопост. Стих. «Не жалею…. » с пушкин- м стих- ем «Брожу ли я вдоль улиц шумных …». 32 Поэма с. А. Есенина «Анна Снегина ». 1 беседа Индив. р. чтение и комментирование поэмы 33 Трагизм поэмы С. Есенина «Чёрный человек». 1 беседа Индив. р. чтение и комментирование поэмы, итоговый тест Творчество В. Маяковского. 3ч 34 В. Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство. 1 лекция Групп. р абота. Интерпрет. Стих- ия «Нате! ». 35 Поэма В. Маяковского «Облако в штанах». 1 беседа Индив. р. Анализ стих. «Разговор…» по вопросам 1) С чем сравнив. Маяковский поэзию? 2) В чем видит ее назначение и др. ? 36 В. Маяковский и революция. Настоящее и будущее в пьесе «Клоп». 1 беседа С ообщение. Итоговый тест. 37—38 Р. р. Сочинение по творчеству А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского. 2 Развитие речи Сочинение Творчество А. Фадеева. 3ч 39 Роман А. Фадеева «Разгром». Особенности жанра и композиции. 1 лекция 40 Морозко и Мечик. Народ и интеллигенция. 1 практикум Сравнительная характеристика героев 41 Образ Левинсона и проблема гуманизма в романе «Разгром». 1 беседа Творчество Е. И. Замятина. 1 42 Развитие жанра антиутопии в романе Е. Замятина «Мы». 1 лекция беседа Найти в тексте оксюморон( сочетание противоположностей) Творчество А. П. Платонова. 3 43 Характерные черты времени в повести А. Платонова «Котлован». 1 лекция практикум Исследовать судьбу героев 44 Пространство и время в повести «Котлован». 1 практикум Сопоставить черты времени в повести Котлован» и романе «Мы» Е. Замятина 45 Контрольная работа по произведениям Е. Замятина и А. Платонова. 1 Урок контроля Контрольная работа по карточкам Творчество М. Булгакова. 5ч 46 М. А. Булгаков. Жизнь, творчество, личность. Сатира Булгакова. М. Булгаков «Собачье сердце». 1 лекция беседа Сообщение 47 История в романе М. Булгакова «Белая гвардия». 1 беседа 48 Судьбы людей в революции. 1 беседа Проследить судьбу героев 2 полугодие 54ч 49 Образ Дома в романе «Белая гвардия». 1 беседа Какую роль играет образ дома? 50 Р. р. Сочинение по творчеству М. Булгакова( дом) . 1 Развитие речи Тест по роману Творчество А. Толстого. 3ч 51 Тема русской истории в творчестве А. Толстого. 1 лекция беседа Сообщение 52 Панорама русской жизни в романе «Петр П ервый». 1 беседа Сюжетный план. 53 Образ Петра в романе. 1 практикум Образ Петра Творчество А. Ахматовой. 3ч 54 А. А. Ахматова— «г олос своего поколения». 1 лекция практикум Сообщение 55 Тема Родины в лирике Ахматовой. 1 практикум Анализ стих- я 56 Тема народного страдания и скорби в поэме «Реквием». 1 практикум Комментированное чтение Творчество М. Цветаевой. 2ч 57 Поэтический мир Марины Цветаевой. 1 лекция практикум сообщение 58 Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Молодость». 1 практикум Анализ стихотворения, итоговый тест. Творчество М. А. Шолохова. 8ч 59 М. А. Шолохов. Ж изнь, творчество, личность 1 лекция беседа Сообщение с презентацией. 60 Картины жизни донских казаков в романе «Тихий Дон». 1 Беседа Сообщение о донских казаках 61 «Чудовищная нелепица войны» в изображении Шолохова. 1 беседа Проблемные задания 62 «В мире, расколотом надвое». Гражданская война в изображении Шолохова. 1 Беседа Проблемные задания 63 Судьба Григория Мелехова. 1 Беседа Проблемные задания 64 Гр игорий и Аксинья. 1 беседа Проблемные задания итоговый тестовые задания 65—66 Р. р. Сочинение по роману М. Шолохова «Тихий Дон». 2 Развитие речи Сочинение Литература периода ВОв. 9 67 Поэзия и проза во время войны. ( обзор) . Военная поэзия. 1 лекция Конспект лекции 68 Правда о войне в повести Вик. Н екрасова «В окопах Сталинграда». 1 беседа Отзыв о прочитанном 69 «Лейтенантская проза »( обзор) . Обсуждение повести В. Кондратьева «Сашка». 1 лекция беседа Отзыв о прочитанном Творчество А. Т. Твардовского. 4 70 А. Твардовский. Творчество и судьба. Поэма «Страна Муравия ». 1 лекция беседа сообщение 71 Поэмы «По праву памяти». 1 практикум 72 Народный характер поэмы «Василий Тёркин». 1 практикум Исследовательская работа, тестовые задания 73 Лирика Твардовского. 1 практикум Чтение наизусть 74—75 Р. р. Сочинение по литературе периода ВОв 2 Развитие речи Сочинение Творчество Л. Пастернака. 4 76 Б. Пастернак. Начало творческого пути. Лирика. 1 лекция практикум сообщение 77 Человек, история и природа в романе «Доктор Живаго». 1 беседа Исследовательская работа 78 Христианские мотивы в романе «Доктор Живаго». 1 беседа Решение проблемных заданий по группам 79 Стихотворения Юрия Живаго. 1 практикум наизусть «Оттепель». Творчество А. И. Солженицына. 2 80 Литература «оттепели». А. Солженицын. Судьба и творчество писателя. «Архипелаг ГУЛАГ», «Один день Ивана Денисовича» 1 лекция беседа Сообщения о Солженицыне, об «Архипелаг ГУЛАГ» 81 А. Солженицын «Матрёнин двор». 1 беседа Анализ эпизода. Составление рассказа Поэзия и проза 60—70 годов 20 века. 11 82 «Деревенская проза»: истоки, проблемы, герои. Герои Шукшина. 1 лекция беседа Проблемные задания Работа с учебником 83 Взаимоотношение человека и природы в повествовании в рассказах В. П. Астафьева. 1 беседа Составить тестовые вопросы по повести «Прощание с Матёрой» 84 Нравственные проблемы в повести В. Распутина «Прощание с Матёрой». 1 беседа Составить тестовые вопросы по повести «Прощание с Матёрой» 85 Нравственная проблематика и художественные особенности в повести Ю. Трифонова «Обмен». 1 беседа Проблемные задания 86—87 Обсуждение рефератов и докладов по произведениям «деревенской прозы». 2 Защита рефератов Защита рефератов 88 Новые темы, проблемы, образы поэзии периода «Оттепели». 1 лекция Конспект лекции 89 Тихая лирика и поэзия Николая Рубцова. 1 лекция практикум 90 Драматургия А. Вампилова. Стечение обстоятельств в пьесе «Старший сын». 1 беседа Проблемные задания 91 Авторская песня. 1 практикум Сообщения, чтение наизусть 92 Р. р. Подготовка к сочинению по литературе 60—70 годов. 1 Развитие речи Творчество В. В. Набокова. 1 93 Обзор творчества В. Набокова «Приглашение на казнь». 1 беседа лекция Проблемные задания Литература, последних десятилетий. 7ч 94 Литература на современном этапе. 1 лекция Конспект лекции 95 Проза Т. Толстой 1 беседа Обмен мнениями о прочитанных произведениях 96 Творчество В. Пелевина. 1 беседа 97 « Новый автобиографизм » С. Довлатова. 1 лекция беседа Конспект лекции 98 Поэзия И. Бродского. 1 беседа Сообщение, чтение стихотворений 99 Новейшая русская поэзия. 1 лекция 100 Зачёт по литературе 20века. 1 Урок контроля Тестовые задания 101—102 Подготовка к выпускному экзамену. Повторение. 2 Консульт. итого 102 Учебно —методическое обеспечение. Литература В. П. Журавлёв. Русская литература XX века: учебник для 11 кл. : в 2ч. М. : Просвещение, 20 13. П. Басинский. Мое любимое произведение современной литературы, или как написать рецензию. «Литература», 1996, №9. О. Ю. Богданова, С. А. Леонов, В. Ф. Чертов. Методика преподавания литературы. М. , «Академия», 1999. П. Вайль, А. Генис. Родная речь. М. , «Независимая газета», 1991. Т. А. Калганова. Сочинения различных жанров в старших классах. М. , «Просвещение», 1997. М. Г. Качурин, М. А. Шнеерсон. Самостоятельная работа учащихся над текстом. Л. , « Учпедгиз », 1960. Краткий словарь литературоведческих терминов. М. , «Просвещение», 1985. Т. Г. Кучина, А. В. Леденёв. Контрольные и проверочные работы по литературе 9- 11 классы. М. , Дрофа, 2001 А. Н. Лук. Учить мыслить. М. , «Знание», 1975. Е. В. Попова. Ценностный подход в изучении литературы. " Литература в школе" , 1997, №7. Программа литературного образования. 5- 11 классы под редакцией В. Я. Коровиной. М. , Просвещение. . Проектирование рабочей программы по учебному предмету. Курган, 2006, 35 с. М. А. Рыбникова. Очерки по методике литературного чтения. М. , «Просвещение», 1985, 288 с. Сб. Самостоятельная работа учащихся в процессе изучения литературы( составители Мещерякова, Соснина) , М. , 1979, Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Литература. Москва, 2004, 39 с. В. А. Чалмаев. «Русская проза 1980- 2000 годов на перекрестке мнений и споров». «Литература в школе», 2002, №№ 4- 5. Школьные олимпиады. Литература. 5—11 классы/ Е. Д. Волжина. - М. : Айрис- пресс, 2007. Литература: справочные материалы/ под ред. С. В. Тураева. Хрестоматия по русской литературе для старших классов/ сост. - И. Потапчук. Русская литература. Советская литература: справочные материалы/ Л. А. Смирнова. Справочник школьника. Литература/ Н. Г. Быкова. Русский язык и литература. 5- 11 классы: творческие упражнения к урокам развития речи/ сост. О. А. Хорт, Г. С. Шамнина. - Волгоград: «Учитель» 2008. Поурочные разработки по русской литературе. 20век. 11класс. 1- 2 полугодие. - / Н. В. Егорова, И. В. Золоторева. - М. : «ВАКО» 20 11.

Оставить комментарий: