a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Рабочая программа учебного предмета «Биология» в 5 классе.

Опубликовано: 2016-09-14 21:28:45

Документы для скачивания

Рассмотрена и одобрена на «Утверждаю» заседании  МО Директор ГБОУ РМ «Ардатовский Руководитель МО детский дом- школа»_ _ _ _ _ _ _ _ _ / Галкина Л. Б. / _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ / Дубровин С. Б. / «_ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2016г. «_ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2016г.     Рабочая программа учебного предмета «Биология» в 5 классе.       Составитель: Галкина Л. Б.     2016г. Пояснительная записка Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по биологии с учетом авторской программы по биологии В. В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5класс»( Г. М. Пальдяева. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5- 11классы. Сборник программ. Дрофа, 2012г) . Программа составлена и адаптирована для всех категорий детей, в том числе для детей с ограниченными возможностями. Рабочая программа ориентирована на использование учебника( УМК В. В. Пасечника) : Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл. : учеб. Для общеобразоват. учреждений/ В. В. Пасечник. – М. : Дрофа, 201 4. - 141, ( 3) с. Выбор данной авторской программы и учебно- методического комплекса обусловлен тем, что ее содержание направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.  д. В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний. Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно- деятельностного, историко- проблемного, интегративного, компетентностного подходов. Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, ее многообразии и эволюции. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Программа рассчитана на 35ч. в год( 1 час в неделю) . Программой предусмотрено проведение: - контрольных работ- 3; практических работ- 1; лабораторных работ- 10 В Рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе на основе федерального государственного образовательного стандарта. Они формируются на нескольких уровнях: Глобальном: социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, осваеваемых в процессе знакомства с миром живой природы; приобщение к познавательной культуре как системе научных ценностей, накопленных в сфере биологической науки; ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, воспитание любви к природе; развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; овладение ключевыми компетентностями: учебно- познавательными, информационными, коммуникативными; Метапредметном: овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности; умение работать с разными источниками биологической информации: находить информацию в различных источниках, анализировать и оценивать, преобразовывать из одной формы в другую; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью; умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию; Предметном: выделение существенных признаков биологических объектов( отличительных признаков живых организмов: клеток, растений, грибов, бактерий) ; соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, грибами и растениями; классификация- определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе; объяснение роли биологии в практической деятельности людей, роли различных организмов в жизни человека; различие на таблицах частей и органоидов клетки, съедобных и ядовитых грибов; сравнение биологических объектов, умение делать выводы на основе сравнения; выявление приспособлений организмов к среде обитания; овладение методами биологической науки: наблюдение и описание, постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов; Данная программа составлена для реализации курса биология в 5 классе, который является частью предметной области естественнонаучных дисциплин. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы: 8 предусмотренных Примерной программой и 4- авторской( отмечены* ) . Большая часть лабораторных и практических работ являются этапами комбинированных уроков. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены в конце каждой темы обобщающие уроки. Из резервного времени в теме «Клеточное строение организмов» добавлен 1 час на итоговый контроль за I полугодие, в теме «Царство растений» добавлено 2 часа, один из которых на итоговый контроль. При организации учебно- познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения: Рабочая тетрадь. 5 кл. - М. : Дрофа, 201 5. Н овизна данной программы определяется тем, что перед каждой темой дано краткое содержание уроков по теме, прописаны требования к предметным и метапредметным результатам, указаны основные виды деятельности учащихся на уроке. В конце каждой темы определены универсальные учебные действия( УУД) , которые формируются у учащихся при изучении данной темы. Система уроков сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации, владеющей основами исследовательской и проектной деятельности. . Требования к уровню освоения обучающимися программы биология в 5 классе в условиях внедрения ФГОС второго поколения В соответствии с требованиями Стандарта личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учащимися программы по биологии в 5 классе отражают достижения: Личностных результатов: 1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье- сберегающих технологий; 2) реализация установок здорового образа жизни; 3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений( доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др. ) ; эстетического отношения к живым объектам. Личностные результаты обучения Учащиеся должны: — испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку; — знать правила поведения в природе; — понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; — уметь реализовывать теоретические познания на практике; — понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией; — испытывать любовь к природе; — признавать право каждого на собственное мнение; — проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; — уметь отстаивать свою точку зрения; — критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия; — уметь слушать и слышать другое мнение. Метапредметных результатов: овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; 2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках( тексте учебника, научно- популярной литературе, биологических словарях и справочниках) , анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; 3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; 4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны: — составлять план текста; — владеть таким видом изложения текста, как повествование; — под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение; — под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы; — получать биологическую информацию из различных источников; — определять отношения объекта с другими объектами; — определять существенные признаки объекта. — анализировать объекты под микроскопом; — сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их; — оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради; — работать с текстом и иллюстрациями учебника. — работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; — с оставлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы. — выполнять лабораторные работы под руководством учителя; —  сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; —  оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; —  находить информацию о растениях в научно- популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую. Предметных результатов: 1. В познавательной( интеллектуальной) сфере: • выделение существенных признаков биологических объектов( отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий) и процессов жизнедеятельности( обмена веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, рост, развитие, размножение) ; • приведение доказательств( аргументация) зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами и вирусами, инфекционных и простудных заболеваний; • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе; • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; • различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, растений разных отделов, съедобных и ядовитых грибов; • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; • выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей; • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов. 2. В ценностно- ориентационной сфере: • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни; • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека. 3. В сфере трудовой деятельности: • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами( препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы) . 4. В сфере физической деятельности: • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, простудных заболеваниях; 5. В эстетической сфере: • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — о многообразии живой природы; — царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные; — основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение; — признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение; — экологические факторы; — основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно- воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания; — правила работы с микроскопом; — правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии. — строение клетки; — химический состав клетки; — основные процессы жизнедеятельности клетки; — характерные признаки различных растительных тканей. — основные методы изучения растений; — основные группы растений( водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые) , их строение и многообразие; — особенности строения и жизнедеятельности лишайников; — роль растений в биосфере и жизни человека; — происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. Учащиеся должны уметь: — определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»; — отличать живые организмы от неживых; — пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием; — характеризовать среды обитания организмов; — характеризовать экологические факторы; — проводить фенологические наблюдения; — соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов. — давать общую характеристику растительного царства; — объяснять роль растений биосфере; — давать характеристику основным группам растений( водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые) ; — объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. — определять понятия: «клетка», « оболочка», « цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», «хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»; —  работать с лупой и микроскопом; —  готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом; —  распознавать различные виды тканей. — давать общую характеристику бактериям и грибам; — отличать бактерии и грибы от других живых организмов; — отличать съедобные грибы от ядовитых; — объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека. шиповника. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — строение клетки; — химический состав клетки; — основные процессы жизнедеятельности клетки; — характерные признаки различных растительных тканей. Учащиеся должны уметь: — определять понятия: «клетка», « оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»; —  работать с лупой и микроскопом; —  готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом; —  распознавать различные виды тканей. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — анализировать объекты под микроскопом; — сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их; — оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради; — работать с текстом и иллюстрациями учебника. Содержание учебного курса Введение( 6 часов) Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана. Лабораторные и практические работы Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений. Экскурсии Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — о многообразии живой природы; — царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные; — основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение; — признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение; — экологические факторы; — основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно- воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания; — правила работы с микроскопом; — правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии. Учащиеся должны уметь: — определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»; — отличать живые организмы от неживых; — пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием; — характеризовать среды обитания организмов; — характеризовать экологические факторы; — проводить фенологические наблюдения; — соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — составлять план текста; — владеть таким видом изложения текста, как повествование; — под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение; — под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы; — получать биологическую информацию из различных источников; — определять отношения объекта с другими объектами; — определять существенные признаки объекта. Раздел 1. Клеточное строение организмов( 10 часов) Устройство увеличительных приборов( лупа, световой микроскоп) . Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку( дыхание, питание) , рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань». Демонстрации Микропрепараты различных растительных тканей. Лабораторные и практические работы Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — строение клетки; — химический состав клетки; — основные процессы жизнедеятельности клетки; — характерные признаки различных растительных тканей. Учащиеся должны уметь: — определять понятия: «клетка», « оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»; —  работать с лупой и микроскопом; —  готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом; —  распознавать различные виды тканей. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — анализировать объекты под микроскопом; — сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их; — оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради; — работать с текстом и иллюстрациями учебника. Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы( 7 часов) Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы- паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека. Демонстрация Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты( трутовик, ржавчина, головня, спорынья) . Лабораторные и практические работы Строение плодовых тел шляпочных грибов. Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов; — разнообразие и распространение бактерий и грибов; — роль бактерий и грибов в природе и жизни человека. Учащиеся должны уметь: — давать общую характеристику бактериям и грибам; — отличать бактерии и грибы от других живых организмов; — отличать съедобные грибы от ядовитых; — объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; — с оставлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы. Раздел 3. Царство Растения( 12 часов) Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений( водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые) . Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. Демонстрация Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений. Лабораторные и практические работы Строение зеленых водорослей. Строение мха( на местных видах) . Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника. Строение хвои и шишек хвойных( на примере местных видов) . Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — основные методы изучения растений; — основные группы растений( водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые) , их строение и многообразие; — особенности строения и жизнедеятельности лишайников; — роль растений в биосфере и жизни человека; — происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. Учащиеся должны уметь: — давать общую характеристику растительного царства; — объяснять роль растений биосфере; — давать характеристику основным группам растений( водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые) ; — объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — выполнять лабораторные работы под руководством учителя; —  сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; —  оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; —  находить информацию о растениях в научно- популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую. Личностные результаты обучения Учащиеся должны: — испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку; — знать правила поведения в природе; — понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; — уметь реализовывать теоретические познания на практике; — понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией; — испытывать любовь к природе; — признавать право каждого на собственное мнение; — проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; — уметь отстаивать свою точку зрения; — критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия; — уметь слушать и слышать другое мнение. Учебно- тематический план 5 класс №п/ п Наименование разделов и тем Всего часов В том числе на: Лабораторно- практические работы Контрольные работы 1 Тема 1: «Введение»- 6ч. 6 1 1 2 Тема 2: «Клеточное строение организмов» 10 4 1 3 Тема 3: «Царство Бактерии» 2 4 Тема 4: «Царство Грибы» 5 1 5 Тема 5. «Царство Растения» 12 4 1 Итого 35 10 3 ТЕМАТИЧЕСКОЕ И ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «БИОЛОГИЯ. Бактерии, грибы, растения. 5 КЛАСС» Планирование составлено на основе программы основного общего образования по биологии 5—9классы Авторы: В.  В.  Пасечник.  В.  Латюшин, Г.  Г.  Швецов. Общее количество часов — 35, в неделю — 1час. Ресурсы уроков: учебник, тетрадь на печатной основе, электронное приложение к учебнику. Д а та Дата по факту № урока Тема урока Основы учебно- исследовательской деятельности Основное содержание темы, термины и понятия Характеристика основных видов деятельности( предметный результат) Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Д\ З 1. Введение( 6 часов) 1 Биология — наука о живой природе. Предмет изучения биологии. Разнообразие биологических наук. эстетическое, культурно- историческое, практическое значение живых организмов. Объясняют роль биологии в практической деятельности людей Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем §1 2 Методы исследования в биологии Методы познания в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение. Источники биологической информации, ее получение, анализ и представление его результатов. Техника безопасности в кабинете биологии. Демонстрация Приборы и оборудование Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними Учатся самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, Умеют слушать и слышать друг друга Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме §2 3 Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого Царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Извлекают необходимую информацию из прослушанных и прочитанных текстов. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе перечислять отличительные свойства живого §3 4 Среды обитания живых организмов Водная среда. Наземно- воздушная среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания Определяют понятия «водная среда», «наземно- воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу Устанавливают причинно- следственные связи строения организмов и среды их обитания Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Ставят учебную задачу. Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. §4 5 Экологические факторы и их влияние на живые организмы Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений §5 6 Многообразие живых организмов Осенние явления в жизни растений родного края Экскурсия Практическая работа Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе Цели и задачи, организация экскурсии, правила поведения в природе. разнообразие растений родного края. листопадные и вечнозелёные растения. Приспособленность растений к условиям среды обитания. Составляют творческий отчёт об осенних явлениях в жизни растений Ведут дневник фенологических наблюдений Анализируют какие изменения происходят в природе осенью Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками Отчет дневник наблюдений Раздел 1. Клеточное строение организмов( 10 часов) 7 Устройство увеличительных приборов Лабораторная работа №1. «Устройство увеличительных приборов Увеличительные приборы( лупы, микроскопа) . Правила работы с микроскопом. Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом Устанавливают цели лабораторной работы Знакомятся с увеличительными приборами и правилами обращения с ними Называют части приборов описывают этапы работы. Применяют практические навыки в процессе лабораторной работы Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении находят дополнительную информацию в ‘электронном приложении §6 8 Строение клетки Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними Самостоятельно определять цель учебной деятельности, Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме §7до приготовления препарата 9 Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука Лабораторная работа№ 2. « Строение клеток кожицы чешуи лука » Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их Устанавливают цели лабораторной работы Анализируют строение клетки. Составляют план и последовательность действий Интересуются чужим мнением и высказывают свое Умеют слушать и слышать друг друга §7 до пластид 10 Пластиды Лабораторная работа№3 Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, шиповника Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки Устанавливают цели лабораторной работы Анализируют увиденное Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме §7 11 Химический состав клетки: неорганические и органические вещества Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. . Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, Умеют слушать и слышать друг друга Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме §8 12 Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку( дыхание, питание) Лабораторная работа№4 Приготовление препарата и рассматриван ие под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи Жизнедеятельность клетки( питание, дыхание) . Выделяют существенные признаков процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Устанавливают цели лабораторной работы Анализируют движение цитоплазмы. Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений §9 коспект 13 Жизнедеятельность клетки: рост, развитие Рост и развитие клеток. Демонстрация Схемы, таблицы и видеоматериалы о росте и развитии клеток разных растений Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты Анализируют информацию о процессах протекающих в клетке Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, четко выполняют требования познавательной задачи Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении §9 конспект 14 Деление клетки Генетический аппарат, ядро, хромосомы. Демонстрация Схемы и видеоматериалы о делении клетки Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки Анализируют информацию о делении клеток. , происхождении клеток от материнской клетки Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме §9 конспект 15 Понятие «ткань» Ткань. Демонстрация Микропрепараты различных растительных тканей. Лабораторная работа№5 Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах Устанавливают взаимосвязь строения ткани с их функциями Прогнозируют последствия повреждения тканей у растений Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе §10 16 Обобщающий урок «Клеточное строение организмов» Контрольное тестирование Клеточное строение организмов Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом и приготовления микропрепаратов Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом Структурируют знания о клетке В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Раздел 2. Царство Бактерии( 2 часа) 17 Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение Выделяют существенные признаки бактерий Анализируют строение клеток ядерных и безъядерных организмов Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции §11 сообщения. 18 Роль бактерий в природе и жизни человека Роль бактерий в природе. Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека Определяют понятия «клубеньковые( азотфиксирующие)  бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека Устанавливают причинно- следственные связи некоторых заболеваний с бактериями. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей( групповой) позиции §12 РАЗДЕЛ 3. Царство Грибы( 5 часов) 19 Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие грибов. Роль грибов в природе и жизни человека Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека Анализируют клетки грибов и растений, выясняя признаки сходства и отличия в строении Работая по плану, сверять свои действия с целью. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении §13 20 Шляпочные грибы Съёдобные и ядовитые грибы ВО Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами Осуществляют поиск и выделение необходимой информации Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно- практической деятельности §14 работа над проектом 21 Плесневые грибы и дрожжи Лабораторная работа №6 Особенности строения мукора и дрожжей Плесневые грибы и дрожжи. Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением Устанавливают цели лабораторной работы Анализируют строение грибной клетки. Составляют план и последовательность действий Интересуются чужим мнением и высказывают свое. Умеют слушать и слышать друг друга §15 работа над проектом 22 Грибы- паразиты Грибы- паразиты. Роль грибов- паразитов в природе и жизни человека Демонстрация Муляжи плодовых тел грибов- паразитов, натуральные объекты( трутовика, ржавчины, головни, спорыньи и др. ) Определяют понятие «грибы- паразиты». Объясняют роль грибов- паразитов в природе и жизни человека Устанавливают причинно- следственные связи строения грибов и их среды обитания Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений §16 проект 23 Обобщающий урок» Царство грибы» Презентация проектов Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом, готовить микропрепараты, отличать съедобные грибы от ядовитых, оказывать первую помощь при отравлении ядовитыми грибами Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Проекты «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека»( на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы) Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят проенкы Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации РАЗДЕЛ 4. Царство Растения( 1 2 часов) 24 Ботаника — наука о растениях Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль растений в биосфере. Охрана растений. Демонстрация Гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы Определяют понятия «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом». Выделяют существенные признаки растений Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием Выявляют на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений, опасных для человека растений Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении §17 25 Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания Лабораторная работа №7 Строение зеленых водорослей Водоросли: одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение, среда обитания зеленых, бурых и красных водорослей. Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом Устанавливают цели лабораторной работы Анализируют строение зелёных водорослей. Составляют план и последовательность действий. Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы при изучении материала §18 до значения водорослей. сообщения 26 Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей Роль зеленых, бурых и красных водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их применения Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей( групповой) позиции §18 27 Лишайники Лишайники биоиндикаторы, их охрана в ВО Самостоятельная работа с текстом Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений §19 28 Мхи, папоротники, хвощи, плауны Высшие споровые растения ВО, их роль в природе и значение Лабораторные работы№8 Строение мха( на местных видах) Строение спороносящего хвоща Строение спороносящего папоротника Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Лабораторные работы№8 Строение мха( на местных видах) Строение спороносящего хвоща Строение спороносящего папоротника Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. . Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека Устанавливают цели лабораторной работы Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Применяют практические навыки в процессе лабораторной работы Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы при изучении материала §20, 21 29 Голосеменные растения Голосеменные растения ВО, их роль в природе и жизни человека. Лабораторная работа№9 Строение хвои и шишек хвойных( на примере местных видов Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие и распространение голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком, охрана. Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаков голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека Интересуются чужим мнением и высказывают свое. Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы §22 30 Покрытосеменные растения Цветковые растения произрастающие в ВО. Лабораторная работа №10 Строение цветкового растения Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие, значение в природе и жизни человека. Лабораторная работа №10 Строение цветкового растения Выполняют лабораторную работу. . Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы при изучении материала §23 работа над проектом 31 Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира Методы изучения древних растений. Изменение и развитие растительного мира. Основные этапы развития растительного мира Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, Работа в группах §23 работа над проектом 32 Охрана растений в республике Мордовия. Презентация проектов Высшие споровые, голосеменные и покрытосеменные растения Мордовии, меры по их охране и сохранению биоразнообразия. Находят информацию о растения х Красной книги Республики Мордовия в научно- популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую Готовят проекты Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми 33 Обобщающий урок Многообразие растений, весенние явления в жизни растений Экскурсия Многообразие растений, весенние явления в жизни растений. Практическая работа Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе Готовят отчет по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений Анализируют какие изменения происходят в природе весною Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками Составляют творческий отчёт 34 Обобщающий урок « Царство Растений» Систематизация и обобщение понятий раздела. Подведение итогов за год. Летние задания Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Осознают качество и уровень усвоения изученного материала Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении 35 Итоговая контрольная работа Ботанический турнир Показывают свои знания о царстве растений, грибов и бактерий. Проявляют умения быстро ориентироват ься в потоке информации Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО –МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ. 1) Рабочая программа ориентирована на использование учебника: В. В. ПАСЕЧНИК: БИОЛОГИЯ. БАКТЕРИИ. ГРИБЫ. РАСТЕНИЯ. 5класс Учебник для общеобразовательных учреждений М- Издательство «Дрофа»- 201 4 УМК, 2) МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ: А. А. КАЛИНИНА, ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО БИОЛОГИИ БАКТЕРИИ ГРИБЫ ЛИШАЙНИКИ, М – издательство»ВАКО»- 2011. В. В. ПАСЕЧНИК. 3) РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ для 5 класса Биология. Растения. Бактерии. Лишайники. Пособие для учащихся общеобразовательных учрежд ений М- Издательство «Дрофа» 2015. 4) Д. И. ТРАЙТАК- Книга для чтения по БОТАНИКЕ: Пособие для общеобразовательных учреждений, для учащихся 5- 6 классов –М- 2001- издательство «Просвещение». Учебно- методическое обеспечение предмета 1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования( ФГОС ОО) . 3. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования. 4. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544- н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог( педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) ( воспитатель, учитель) ». 5. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта( ФК ГОС) . 6. Примерные программы основного общего и среднего( полного) общего образования по биологии. 7. Приказ Министерства образования и науки «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных( допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014 – 2017 учебный год». 8. Закон Республики Мордовия «Об образовании в Республике Мордовия». ОБОРУДОВАНИЕ И ПРИБОРЫ: 1. КОМПЬЮТЕР. 2. Мультимедийный проектор. 3. Набор таблиц по разделам курса для 5- 6класса. 4. Микроскопы и набор микропрепаратов для лабораторных работ по разделам курса. 5. Раздаточный материал( гербарии, муляжи плодово- ягодных и овощных культур. ) . Электронное приложение к учебнику на сайтах издательства www. drofa. ru; htth: \ \ festival. 1september. ru. ; htth: \ \ www. it- n. ru ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА. 1. Гарибова Л. В. Сидорова И. И. Энциклопедия природы России. Грибы. - М; 1997. 2. Золотницкий Н. В. Цветы в легендах и преданиях- М; Дрофа- 2002 3Новиков В. С. ; Губанов И. А. Школьный атлас- определитель высших растений: Книга для учащихся –М; «Просвещение», 1991. 3. Петров В. В. Растительный мир нашей Родины: Книга для учителя –М; «Просвещение» 1991. 4. Медников Б. М. БИОЛОГИЯ: формы и уровни жизни, Пособия для учащихся –М; «Просвещение» 1994. Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии. Административная контрольная работа за 1 полугодие ЗАДАНИЯ ЧАСТИ А Выберите один правильный ответ из четырёх предло женных. А1. Биология — это наука, изучающая космические тела живые организмы строение Земли минералы А2. Отношения организмов между собой и с окружающей средой изучает наука генетика цитология зоология экология A3. Растения изучает наука зоология микробиология ботаника 4) экология А4. Сезонные периодические явления в жизни растений и живот ных изучает наука фенология 3) бактериология вирусология 4) физиология А5. Область распространения жизни составляет особую оболочку Земли, которая называется биосферой 3) литосферой гидросферой 4) стратосферой А6. Метод исследования, который позволяет выявить влияние определённых контролируемых условий на изучаемый объект, называют экспериментом 3) опытом наблюдением 4) измерением А7. Свойство организма реагировать на воздействие окружающей среды изменением своего состояния называется обменом веществ 3) развитием раздражимостью 4) саморегуляцией А8. Наиболее сложные и разнообразные условия жизни по сравне нию с другими средами характерны для водной среды наземно- воздушной среды почвы живого организма как среды А9. Среди перечисленных экологических факторов нельзя отнести к группе абиотических 1) влажность 2) свет конкуренцию за пищу температуру ЗАДАНИЯ ЧАСТИ В Выберите три правильных ответа из шести предло- женных В1. Экологические факторы делят на абиотические природные биотические антропогенные климатические сезонные Установите соответствие между содержанием перво го и второго столбцов. В2. Распределите организмы в соответствии с характерной для них средой обитания. ОРГАНИЗМЫ А) медведь Б) щука В) акула Г) крот Д) заяц Е) ель Ж) землеройка 3) дождевой червь И) паразиты в кишечнике человека К) простейшие в желудке коровы СРЕДЫ ОБИТАНИЯ 1) наземно- воздушная 2) водная почва другие организмы как среда А Б В Г Д Е Ж 3 и к ВЗ. Распределите организмы в соответствии с принадлежностью к царствам живой природы. ОРГАНИЗМЫ азотобактерии Б) берёза лось Г) дельфин Д) паук Е) одуванчик Ж) опёнок 3) подберёзовик И) сосна К) цианобактерии ЦАРСТВА Бактерии Грибы Растения Животные А Б в г д Е Ж 3 и к Тема 2 «Клеточное строение организма» Тренировочные задания ЗАДАНИЯ ЧАСТИ А Выберите один правильный ответ из четырёх предло- А1. Хлоропласты имеют окраску жёлтую 3) красную зелёную 4) бесцветную А2. Увеличение изображения, обеспечиваемое световым микро скопом, соответствует сумме увеличений объектива и окуляра увеличению, которое обеспечивается окуляром произведению увеличений объектива и окуляра увеличению, которое обеспечивается объективом A3. В растительной клетке пластиды находятся в ядре 3) клеточном соке цитоплазме 4) вакуолях А4. В растительной клетке вакуоли находятся в ядре 3) клеточном соке цитоплазме 4) пластидах А5. В растительной клетке хромосомы находятся в ядре 3) клеточном соке цитоплазме 4) вакуолях А6 Хромосомы переносят питательные вещества в клетке накапливают питательные вещества образуют органические вещества передают наследственные признаки А7. Ткань — это группа клеток, расположенных рядом в теле растений совокупность клеток и межклеточного вещества, имеющих общее происхождение, строение и выполняющих определён ные функции все клетки, образующие данный орган растения вещество, выделяемое клетками для защиты растения ЗАДАНИЯ ЧАСТИ В Выберите три правильных ответа из шести предло женных. 81. Пластиды могут быть синими белыми чёрными зелёными бесцветными красными, жёлтыми или оранжевыми 82. К растительным тканям, в состав которых входят только жи вые клетки, относятся основные 4) проводящие покровные 5) механические запасающие 6) образовательные Установите правильную последовательность биоло гических процессов, явлений, практических действий. 83. Укажите последовательность процессов, происходящих в клетке при её делении. удвоение хромосом Б) деление клетки на две дочерние ядерная оболочка разрушается, хромосомы располагаются в экваториальной плоскости клетки Г) хромосомы расходятся к полюсам клетки Д) оформляются два ядра 83. Положительная роль грибов продукты питания связывание атмосферного азота возбудители заболеваний человека источник получения антибиотиков синтез атмосферного кислорода участие в круговороте веществ в природе Установите соответствие между содержанием перво го и второго столбцов. 84. Установите соответствие между группами организмов и их ха рактерными чертами. ГРУППЫ ОРГАНИЗМОВ 1) бактерии 2) грибы ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ j » А) клетки безъядерные Б) наличие ядра в клетках В) размножаются спорами Г) размножаются вегетативно Д) некоторые могут образовы вать микоризу Е) некоторые способны связы вать атмосферный азот А Б В Г д Е Тема 3 «Царство Грибы» Тренировочные задания ЗАДАНИЯ ЧАСТИ А Выберите один правильный ответ из четырёх предло женных. А1. Клетки бактерий, в отличие от растительных клеток, не имеют Г) ядра 3) оболочки 2) вакуолей 4) цитоплазмы А2. Бактерии размножаются только спорами только вегетативно делением клетки и некоторые — спорами особыми половыми клетками A3. Клубеньковые бактерии живут и размножаются в воде почве пищевых продуктах клетках корней растений А4. В клетках грибов отсутствует( ют) 1) ядро 3) хлоропласты 2) цитоплазма 4) клеточная оболочка А5. Плодовые тела шляпочных грибов служат для образования спор вегетативного размножения накопления питательных веществ переживания неблагоприятных условий. А6. Из перечисленных грибов на деревьях паразитирует( ют) 1) головня спорынья трутовики фитофтора А7. Грибы из корней деревьев получают 1) воду витамины минеральные вещества органические вещества А8. К ядовитым грибам относятся лисички, рыжики, маслята сыроежки, сморчки, строчки белые грибы, грузди, желчный гриб бледная поганка, мухомор, сатанинский гриб ЗАДАНИЯ ЧАСТИ В Выберите три правильных ответа из шести предло женных. В1« Болезнетворными бактериями являются синезелёные дифтерийные клубеньковые туберкулёзные дизентерийные молочнокислые В2. Положительная роль бактерий возбуждение болезней разрушение сена в стогах гниение продуктов питания связывание атмосферного азота получение молочнокислых продуктов разложение в природе сложных веществ отмерших организ мов В3. Положительная роль грибов 1) продукты питания 2) связывание атмосферного азота 3) возбудители заболеваний человека 4) источник получения антибиотиков 5) синтез атмосферного кислорода 6) участие в круговороте веществ в природе Установите соответствие между содержанием перво го и второго столбцов. 84. Установите соответствие между группами организмов и их ха рактерными чертами. ГРУППЫ ОРГАНИЗМОВ 1) бактерии 2) грибы ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ А) клетки безъядерные Б) наличие ядра в клетках В) размножаются спорами Г) размножаются вегетативно Д) некоторые могут образовы вать микоризу Е) некоторые способны связы вать атмосферный азот А Б В Г д Е Тема 4 «Царство Растения ЗАДАНИЯ ЧАСТИ А Выберите один правильный ответ из четырёх предло женных. А1. Хлорофилл в клетках водорослей находится в хлоропластах хромопластах хроматофорах лейкопластах А2. Лишайники представляют собой результат симбиоза 1) бактерий и водорослей грибов и высших растений бактерий и высших растений грибов и цианобактерий или водорослей A3. Отсутствие лишайников в данной местности( городе, посёлке, парке) свидетельствует о недостатке воды загрязнении воздуха недостатке минеральных веществ недостатке органических веществ А4. Мхи, в отличие от других высших растений, не имеют 1) корня 3) листьев 2) стебля 4) цветка А5. Вайи — это побеги плауна листья папоротника листостебельные мхи перезимовавшие побеги хвоща А6. Голосеменные, в отличие от высших споровых растений, имеют 1) корень 2) листья 3) стебель 4) семена А7. Цветки характерны для хвощей папоротников голосеменных покрытосеменных А8. Общим признаком голосеменных и покрытосеменных расте ний является 1) наличие цветка развитие из спор развитие из семени исключительно наземные растения А9. Наука, изучающая вымершие организмы, их смену во времени и в пространстве, называется генетикой экологией космологией^ палеонтологией А10. Первыми наземными растениями были риниофиты моховидные плауновидные 4) папоротниковидные А11. В настоящее время господствующей группой растений на нашей планете являются моховидные голосеменные 3) папоротниковидные 4) покрытосеменные ЗАДАНИЯ ЧАСТИ В Выберите три правильных ответа из шести предложенных: В 1. Тело водорослей может быть представлено мицелием одной клеткой плодовым телом корнем и побегами группой( колонией) клеток многоклеточным слоевищем В 2. По содержанию пигментов водоросли подразделяют на бурые синие зелёные красные фиолетовые одноклеточные В 3. К зелёным водорослям относятся порфира 4) ламинария хлорелла 5) спирогира цистозейра 6) хламидомонада В 4. По форме слоевища различают лишайники древовидные травянистые листоватые кустистые накипные бурые В 5. Значение лишайников разрушают горные породы связывают атмосферный азот служат кормом для животных участвуют в почвообразовании являются сырьём для получения агар- агара являются сырьём для получения антибиотиков В 6. Для риниофитов было характерно 1) наличие ризоидов наличие настоящих корней отсутствие покровной ткани наличие проводящей системы наличие настоящих стеблей и листьев отсутствие настоящих стеблей, листьев и корней Установите соответствие между содержанием перво го и второго столбцов. В7. Установите соответствие между характеристиками и группой растений, к которой они относятся. ХАРАКТЕРИСТИКИ ГРУППА являются высшими растениями РАСТЕНИЙ Б) являются низшими растениями 1) водоросли тело расчленено на органы 2) покрытосеменные Г) одноклеточные и многоклеточные организмы Д) размножаются спорами Е) размножаются семенами А Б В Г Д Е Установите правильную последовательность биоло гических процессов, явлений, практических действий. В8. Установите последовательность событий, связанных с разви тием растительного мира. А) появление простейших одноклеточных организмов Б) появление первых наземных растений В) появление процесса фотосинтеза Г) накопление в атмосфере кислорода Д) появление одноклеточных водорослей Е) появление многоклеточных водорослей Ж) появление высших споровых растений 3) появление голосеменных растений И) появление покрытосеменных растений К) появление семенных папоротников Л) появление полового процесса

Оставить комментарий: