a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» в 5 классе.

Опубликовано: 2016-09-14 21:40:10

Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения Руководитель МО Утверждаю Директор ГБОУ РМ « Ардатовский детский дом- школа»_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ КлюшенковаТ. П. «_ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 20_ _ _ _ _ _ _ _ г. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Дубровин С. Б. «_ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 20_ _ _ _ _ _ _ г. Рабочая программа учебного предмета обществознание в 5 классе Составитель: Матвеев А. В. 2016 г. Пояснительная записка 1. Цель изучения учебного предмета Цель изучения обществознания в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления учащимся типичных социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина. В клад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой обществоведческой подготовке и социализации учащихся. Задачи изучения обществознания в основной школе: Развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной( в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации; Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации; Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина; Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско- общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно- бытовых отношений. 2. Общая характеристика предмета Рабочая программа составлена на основе УМК: 1. Боголюбов Л. Н. , Городецкая Н. И. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. у чреждений. – М. : Просвещение, 2011. 2. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание: проект. – 2 –е изд. , дораб. – М. : Просвещение, 2011. 3. Боголюбов Л. Н. Обществознание. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Боголюбов Л. Н. , Ивано вой Л. П. – М. : Просвещение. 2014 Данная рабочая программа адаптирована для всех детей, в том числе для детей с ограниченными возможностями. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов п о разделам. Она рассчитана на 35 учебных часов, из расчёта 1 учебный час в неделю, что соответствует учебному плану ГБОУ РМ « Ард атовский детский дом- школа» 2016 — 2017 учебного года. 3. Место учебного предмета в учебном плане Общее количество врем ени на учебный год составляет 35 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. При этом на долю инвариантной части предмета отводится 75% учебного времени. Курс «Обществознания» в 5 классе опирается на знания в основе которых обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература», «География», «Мировая художественная культура». Особое значение в данном перечислении придается предмету «История». Курс «Обществознания» в 5 классе, выстраиваемый на основе данной программы, предполагает широкое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние. 4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями. 5. Результаты освоения курса Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются: мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в: умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность( от постановки цели до получения и оценки результата) ; умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально- философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей( производитель, потребитель и др. ) ; овладении различными видами публичных выступлений( высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: 1) использование элементов причинно- следственного анализа; 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую( из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др. ) , выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6) объяснение изученных положений на конкретных примерах; 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере: познавательной • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; • знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности; • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей( анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями) ; давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; ценностно- мотивационной • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности; трудовой • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; эстетической • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; коммуникативной • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; • понимание языка массовой социально- политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; • понимание значения коммуникации в межличностном общении; • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов Тематическое планирование № п\ п Наименование тем разделов Макси- мальная нагруз ка учащегося, часы Из них Теоретическоеобуче ние, часы Лабораторные и практи ческие работы, часы Контрольные рабо ты, часы Экскурсии, часы Самостоятель- ная рабо та, часы 1 Введение 1 1 2 I. Человек 5 4 1 3 II. Семья 6 4 1 1 4 III. Школа 7 5 2 5 IV. Труд 5 4 1 6 V. Родина 8 6 1 1 7 Резервное время 3 3 Итого 35 24 6 3 2 Содержание учебного предмета 1. Введение 1 ч 2. Человек 8 ч Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек – биологическое и социальное существо. Отличие человека от животных. Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. . Загадка человека. Зачем человек рождается. Что такое наследственность. Наследственность – биологическая сущность всех людей. Можно ли влиять на наследственность. Отрочество – особая пора. Отрочество – пора мечтаний. Самостоятельность – показатель взрослости. Всегда ли самостоятельность приносит пользу. Нужны ли сегодня рыцари. 3. Семья 6 ч Семья и семейные отношения. Зачем люди создают семьи. Семья и государство. Если семья не выполняет своих обязанностей. Какие бывают семьи. Семейное хозяйство. Семейные заботы. Каким должен быть хозяин дома. Как хозяйствовать по правилам. Учимся помогать вести семейное хозяйство. Свободное время. Что такое свободное время. Свободное время и занятия физкультурой. Свободное время и телевизор. Своими руками. Что такое хобби. 4. Школа 7 ч Образование в жизни человека. Школьное образование. О чем рассказала бабушка. Чему учит школа. Учись учиться. Образование и самообразование. Формы самообразования. Испокон века книга растит человека. Самообразование – путь к успеху. Самообразование и самоорганизация. Одноклассники, сверстники, друзья. Ты и другие ребята. Слово не воробей. Учимся дружить жить в классе. 5. Труд 5 ч. Труд – основа жизни. Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает. Учимся трудиться и уважать труд. Труд и творчество. Что такое творчество. Мастер и ремесленник. Творчество в искусстве. 6. Родина 8ч. Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Русский язык – государственный. За что мы любим свою страну. Государственные символы России. Герб России. Флаг. Гимн. Гражданин России. Гражданин. Права и обязанности граждан России. Предполагаемые результаты реализации программы Результаты первого уровня( приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) . Основная функция познавательная: беседы, просмотр и обсуждение аудио, видео, текстового материала, работа с Интернет – ресурсами, конференция, викторина и др. Данный уровень результатов будет достигаться лишь в том случае, когда объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир. Большое место здесь будет уделяться познанию жизни людей, познанию общества: его структуры и принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особе н ностей межнациональных и межконфессиональных отношений. Причем важны здесь будут не только и не столько фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, для успешной его социализации в обществе. Как вести с е бя с человеком в инвалидной коляске, что можно и чего нельзя делать в храме, как искать и находить нужную и н формацию, какие права есть у человека, попавшего в больницу, как безопасно для природы утилизировать бытовые отходы, как правильно оплатить коммунальные платежи и т. п. Отсутствие этих элементарных социальных знаний может сделать жизнь человека и его ближайшего окружения весьма затруднительной. Результаты второго уровня( формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общ е ства и к социальной реальности в целом) . Основная функция – формирование личностного отношения: дискуссия, дебаты, круглый стол, семинары, создание и поиск путей решения проблемных ситуаций, ролевая, деловая, коммуникативная и др. игры. Необходимо иниц и ировать и организовывать работу школьников с воспитывающей информацией, предлагая им обсуждать ее, выск а зывать по ее поводу мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о зд о ровье и вредных привычках, о нравственных и безнравственных поступках людей, о героизме и малодушии, о войне и экологии, о культуре, об экономических, политических или социальных проблемах нашего общества. Позитивное отношение школьника к самому знанию как общественной ценности будет вырабатываться у него тогда, когда зн а ние станет объектом эмоционального переживания. Результаты третьего уровня( приобретение школьником опыта самостоятельного ценностно- окрашенного социал ь ного действия) . Основная функция – деятельностная: выставки, олимпиады, исследовательские проекты, компьютерная презе н тация и др. Достижение результатов третьего уровня будет возможно при условии организации взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде. Личностными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения: Формулировки личностных результатов во ФГОС 1)   воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадле ж ности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального росси й ского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2)  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и с а мообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,   осознанному выбору и построению дальнейшей и н дивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; 3)  формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и обществе н ной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4)  формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, м и ровоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценн о стям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; 5)  освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; 6)  развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к со б ственным поступкам; 7)  формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно- полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятельности; + )  осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и з а ботливое отношение к членам своей семьи; + )  развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,   творческой деятельности эстетического характера. Метапредметными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения: УУД Формулировки метапредметных результатов во ФГОС РЕГУЛЯ ТИВ НЫЕ 1)   умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей позн а вательной деятельности; 2)  умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,   в том числе альтернати в ные,   осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3)  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предл о женных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся с и туацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,   собственные возможности её решения; 5)  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанн о го выбора в учебной и познавательной деятельности; ПОЗНА ВА ТЕЛЬНЫЕ 6)  умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицир о вать,    самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причи н но- следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение( индуктивное, деду к тивное  и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для реш е ния учебных и познавательных задач; КОММУН И КАТИВНЫЕ 8)  смысловое чтение; 9)  умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать ко н фликты на основе согласования позиций и учёта интересов;   формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 10)  умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельн о сти;   владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью Предметными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения: 1- я линия развития личности. Умение понимать связи между людьми в обществе: Добывать и критически оценивать информацию. Систематизировать обществоведческую информацию и представлять её в виде текста, таблицы, схемы. Обобщать. Группировать. Сравнивать факты, явления и понятия. Устанавливать причинно- следственные связи. 2- я линия развития личности. Умение занимать свою позицию в обществе: Определять и объяснять другим людям своё отношение к общественным нормам. Принимать решения в ответственных ситуациях и не бояться отвечать за свои поступки. Уметь договариваться с людьми, преодолевать конфликты. 3- я линия развития личности. Умение действовать в рамках закона и нравственных норм: Успешно решать жизненные задачи в разных сферах общественных отношений. Календарно – тематическое планирование № урока Тема урока( тип урока) Кол- во часов Основные элементы содержания Характеристика основных видов деятельности уч а щихся на уровне учебных действий Формы и виды контроля Дата проведения Планир у емая Факт и ческая 1. Введение( изучение нового материала) 1 Знакомство с курсом «Обществознание». Структура, особенности методического аппарата учебника. Личностные УУД Осознавать какое значение и смысл имеет для меня учение. Познавательные УУД Извлекать информацию из текста Коммуникативные УУД Составлять целое из частей, работая в группах Регулятивные УУД Составлять план своих действий Устный опрос I. Человек( 5 ч) 2. Человек родился( изучение нового материала) 1 Цели и ценность челов е ческой жизни. Природа человека. Человек – биологическое и соц и альное существо. Отл и чие человека от живо т ных Личностные УУД Высказывать свои предположения о том, зачем чел о век рождается и каковы ценности человеческой жи з ни. Познавательные УУД Проверять правильность своих выводов об отличиях человека и животного, рассматривая схему. Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни. Характеризовать и конкретизировать конкретными примерами биологическое и социальное в природе человека. Коммуникативные УУД Готовить коллективный ответ на вопрос: «Как на пов е дение живого существа влияют инстинкты? » Регулятивные УУД Составлять свой план текста Устный опрос Работа с текстом учебн и ка по вопросам 3. Что такое насле д ственность( комбинированный урок) 1 Наследственность Личностные УУД Высказывать свое мнение, что в этой истории можно считать правдой, а что – вымыслом. Познавательные УУД Определять незнакомые слова и находить их знач е ние. Коммуникативные УУД Готовить проект по теме: » Кто на кого похож», под о брав фотографии внешне похожих людей и используя ресурсы Интернета. Регулятивные УУД Составлять план и выделять основные смысловые ч а сти текста. Устный опрос Творческое задание 4. Отрочество – особая пора жизни( комбинированный урок) 1 Отрочество – особая п о ра жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Личностные УУД Сравнивать свои чувства, настроения, черты характера с тем, что происходит с твоими сверстниками. Познавательные УУД Описывать отрочество как особую пору жизни. Самостоятельно составлять схему правил общения. Приводить примеры, когда мечты и целеустремле н ность человека помогли ему достичь в жизни знач и тельных успехов, используя дополнительные источн и ки или опираясь на жизненный опыт близких знак о мых. Понимать смысл высказывания и приводить примеры из собственной жизни. Коммуникативные УУД Придумывать сценки из жизни: » Общение взрослого и подростка, разделившись на группы». Регулятивные УУД Оценивать результатов работы. Опрос 5. Самостоятельность – показательвзро с лости( комбинированный урок) 1 Самостоятельность – показатель взрослости. Личностные УУД Высказывать свое мнение может ли самостоятел ь ность быть отрицательным качеством. Познавательные УУД Заполнять таблицу на основе текста, выписывая цит а ты и свои мысли. Раскрывать на конкретных примерах значение сам о стоятельности как показателя взрослости Коммуникативные УУД Составлять в парах памятку – советы «Как всегда чу в ствовать себя хорошо». Регулятивные УУД Прогнозировать свой результат Опрос 6. Практикум по теме «Человек»( практическая раб о та) 1 Легко ли быть подрос т ком? Отрочество – пора мечтаний. Самосто я тельность – показатель взрослости. Пользу или вред приносит самосто я тельность. Личностные УУД Высказывать свое мнение. Почему очень часто дети хотят поскорее стать взрослыми, а многие взрослые не прочь вернуться в детство. Познавательные УУД Находить основную мысль прочитанного текста и з а писывать ее. Готовить сообщение об одном из мнений о происхо ж дении человека, используя учебник истории, энцикл о педию, Интернет. Коммуникативные УУД Инсценировать жизненные ситуации, работая в гру п пах Регулятивные УУД Составлять план текста Тестовые задания II. Семья( 6 ч) 7 Семья – ячейка общества( комбинирова н ный урок) 1 Семья и семейные отн о шения. Семья под защ и той государства. Семе й ный кодекс. Личностные УУД Составить свой кодекс семейных отношений Познавательные УУД Объяснять значение слов, используя справочную лит е ратуру или материалы Интернета. Выражать собственную точку зрения на значение с е мьи. Коммуникативные УУД Готовить совместные ответы на вопросы, работая в парах. Регулятивные УУД Вносить коррективы в план Составить родословное дерево; 8 Семейные заботы( самостоятельная работа) 1 Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы Личностные УУД Высказывать свое мнение Познавательные УУД Извлекать и преобразовывать текущую информацию Исследовать несложные практические ситуации, св я занные с отношениями в семье, типичными для ра з ных стран и исторических периодов Коммуникативные УУД Сравнивать двухпоколенные и трехпоколенные семьи, заполняя таблицу, работая в парах. Регулятивные УУД. Составлять по плану рассказ о ценностях и традициях своей семьи. промежуточный. 9. Семейное хозя й ство( комбинирова н ный урок) 1 Распределение обяза н ностей. Обязанности подростка. Личностные УУД Формировать свою позицию Познавательные УУД Готовить рассказ о роли техники в быту. Описывать собственные обязанности в ведении с е мейного хозяйства Характеризовать совместный труд членов семьи Коммуникативные УУД Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельск о го жителя, работая в группах Регулятивные УУД Оценивать результаты работы текущий 10. Дому нужен хоз я ин( комбинирова н ный урок) 1 Рациональное ведение хозяйства Личностные УУД Формулировать свои правила ведения домашнего х о зяйства Познавательные УУД Заполнять таблицу на основе текста, выписывая цит а ты и свои мысли. Устанавливать соответствие между понятиями и опр е делениями Коммуникативные УУД Выполнять проект «Экономия семейных ресурсов». Регулятивные УУД Контролировать что хотели бы получить и что получ и ли. промежуточный 11. Свободное время( комбинирова н ный урок) 1 Свободное время. Зан я тия физкультурой и спо р том. Телевизор и комп ь ютер. Личностные УУД Высказывать свое мнение. Познавательные УУД Определять основную мысль текста. Приводить примеры из своего опыта, когда время л е тит очень быстро и тянется очень медленно Коммуникативные УУД Исследовать несложные практические ситуации, св я занные с проведением подростками свободного вр е мени, работая в группах Регулятивные УУД Составлять план своего рабочего дня и выполнять его Вносить коррективы в план. Составить семейный бюджет; Творческое задание 12. Практикум по т е ме «Семья»( практическая р а бота) 1 Учимся быть рачител ь ными хозяевами. Учимся помогать семье. Личностные УУД Высказывать свое мнение Познавательные УУД Составлять вопросы к тексту, документу. Коммуникативные УУД Составлять коллективный портрет рачительного хоз я ина. Подготавливать рассказ по группам. Регулятивные УУД Планировать свой режим для будничного дня и свои занятия во время каникул. Проверять и оценивать результаты работы. Создать проект «Свобо д ное время школьника; Творческое задание III. Школа( 7 ч) 13 Образование в жизни человека( комбинирова н ный урок) 1 Роль образования в жи з ни человека. Значение образования для общ е ства. Ступени школьного образования. Личностные УУД Высказывать свое мнение с каким настроением х о дишь ты в школу Познавательные УУД Исследовать несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом. Описывать ступени школьного образования. Коммуникативные УУД Участвовать в коллективном обсуждении проблем Регулятивные УУД Соотносить то, что известно и неизвестно, применяя метод незаконченных предложений Тестовые задания 14 Профессия – уч е ник( практическая р а бота) 1 Профессия – ученик. Ч е му учит школа. Учись – учиться. Личностные УУД Высказывать свое мнение, что ты чувствуешь, когда после приложенных усилий добиваешься хорошего результата. Познавательные УУД Объяснять смысл пословиц о школе. Заполнять схему «Чему можно научиться» Извлекать информацию из текста Коммуникативные УУД Выполнять проект «Наш класс». Регулятивные УУД Составлять личный алгоритм – «Учись учиться». Прогнозировать какой будет школа в будущем, нап и сав сочинение. Опрос Составить синквейн «Школа» 15 Образование и самообразование( комбинирова н ный урок) 1 Образование и самоо б разование. Учеба – о с новной труд школьника. Личностные УУД Выявлять мотив деятельности: зачем я учусь. Познавательные УУД Характеризовать учебу как основной труд школьника. Выявлять позитивные результаты учения, опираясь на примеры из художественных произведений Коммуникативные УУД Уметь слушать и вступать в диалог. Регулятивные УУД Осознавать качество и уровень подготовки. Опрос Письменные задания 16 Самообразование – путь к успеху( комбинирова н ный урок) 1 Учение вне стен школы. Умение учиться. Личностные УУД Высказывать свое мнение. Познавательные УУД Оценивать собственные умения учиться и возможн о сти его развития. Выявлять возможности практического применения полученных знаний в школе. Характеризовать значение самообразования для чел о века, опираясь на конкретные примеры. Составлять таблицу »Ч то общего и различного в обр а зовании и самообразовании». Размышлять на тему »Х орошо учиться – это значит», аргументируя фактами из своей жизни. Коммуникативные УУД Участвовать в коллективно обсуждении проблем Регулятивные УУД Оценивать результаты работы. Опрос Творческое задание 17 Одноклассники, сверстники, др у зья( комбинирова н ный урок) 1 Отношение младшего подростка с одноклас с никами, сверстниками, друзьями. Дружный класс. Личностные УУД Высказывать свое мнение. . Познавательные УУД Использовать элементы причинно – следственного анализа при характеристике социальных связей мла д шего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Иллюстрировать примерами значимость товарищ е ской поддержки сверстников для человека. Описывать случай из своей жизни, который говорил бы о настоящем товариществе Коммуникативные УУД Проводить игру по командам, продекламировав ку п лет любой известной песни о дружбе Регулятивные УУД Оценивать собственные умения общаться с однокла с сниками и друзьями. Проверять и оценивать результаты работы Опрос Творческое задание 18 Слово не воробей( комбинирова н ный урок) 1 Как не обидеть словом. Конфликты в классном коллективе и пути их разрешения. Личностные УУД Высказывать свое мнение Познавательные УУД Извлекать информацию из текста. Выбирать качества, которые ты считаешь наиболее важными для друзей. Коммуникативные УУД Сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Регулятивные УУД Придумывать ситуации, раскрывающие особенности межличностных отношений. Соотносить то, что известно и неизвестно, применяя метод незаконченных предложений. Продумывать собственную модель поведения в ко н фликте и описывать ее. Опрос Письменные задания 19 Практикум по т е ме «Школа»( Практическая работа) 1 Учимся жить дружно в классе. Классный ко л лектив. Коллективный досуг и взаимопомощь. Личностные УУД Высказывать свое мнение по жизненным ситуациям. Познавательные УУД Готовить рассказ на тему «как учились раньше», оп и раясь на жизненный опыт родных. Коммуникативные УУД Готовить презентацию »О нас и нашем классе», ра с пределяя задания в группах. Регулятивные УУД Оценивать результаты работы. Тестовые задания Письменные задания IV. Труд( 5ч) 20 Труд – основа жизни( комбинирова н ный урок) 1 Труд – основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Личностные УУД Высказывать свое мнение Познавательные УУД Характеризовать особенности труда как одного из о с новных видов деятельности человека. Заполнять сравнительную таблицу «Труд свободного человека и труд рабов». Составлять синонимы со словом «Труд». Коммуникативные УУД Инсценировать труд раба, крепостного крестьянина и свободного человека. Готовить в группах ответ на вопрос: кого называют людьми творческих профессий и приводить примеры людей таких профессий. Регулятивные УУД Различать материальное изделие и услугу по рису н кам, заполняя таблицу. Составлять свои правила труда. Составить кластер «Труд» Опрос Письменные задания 21 Как оценивается труд( комбинирова н ный урок) 1 Труд – условия благоп о лучия человека. Благ о творительность и мец е натство. Личностные УУД Высказывать свое мнение Познавательные УУД Различать материальную и моральную оценку труда. Заполнять схему «Источники богатства». Приводить примеры благотворительности и мецена т ства Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде. Коммуникативные УУД Обсуждать с друзьями ситуацию, разделившись на группы. Регулятивные УУД. Проверять и оценивать результаты работы Опрос Письменные задания 22 Труд и творчество( комбинирова н ный урок) 1 Труд и творчество. Р е месло. Признаки масте р ства. Личностные УУД Давать характеристику своей трудовой деятельности. Познавательные УУД Заполнять сравнительную таблицу «Труд» животных и труд человека. Объяснять смысл пословиц о труде. Коммуникативные УУД Оформлять выставку на тему «Труд и красота». Регулятивные УУД Различать творчество и ремесло, рассматривая рису н ки. Проверять и оценивать результаты работы Опрос Письменные задания 23 Что такое творч е ство( комбинирова н ный урок) 1 Творческий труд. Тво р чество в искусстве. Личностные УУД Высказывать свое мнение о проявлении творчества в учебном процессе и своих чувствах, которые ты исп ы тал. . Познавательные УУД Составлять синквейн со словом «Творчество» Раскрывать признаки мастерства на примерах твор е ний известных мастеров Коммуникативные УУД Готовить сообщение на тему «творчество в науке» и «творчество в искусстве» на примере известной ли ч ности, разделив класс на 2 группы. . Регулятивные УУД Проверять и оценивать результаты работы Составить словарик темы Творческое задание 24 Практикум по т е ме «Труд». ( Практическая работа) 1 Учимся трудиться и ув а жать труд. Учимся тво р честву. Личностные УУД. Высказывать свое мнение, отвечая на вопросы. Познавательные УУД Извлекать информацию из текста Осознавать какое значение и смысл для меня имеет труд Коммуникативные УУД Готовить проект «Творчество в науке и искусстве». Регулятивные УУД Соотносить то, что известно и что неизвестно, прим е няя метод незаконченных предложений. Проверять и оценивать результаты работы. Тестовые задания Творческие задания V. Родина( 8 ч) 25 Наша Родина – Россия( комбинирова н ный урок) 1 Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Личностные УУД Высказывать свое мнение, отвечая на вопросы. Познавательные УУД Объяснять смысл понятия субъект Российской Фед е рации. Знать и называть статус субъекта РФ, в котором нах о дится школа. Характеризовать особенности России как многонаци о нального государства. Объяснять значение русского языка как государстве н ного. Отбирать информацию из источника. Подбирать синонимы к слову «Родина». Коммуникативные УУД Распределять задания по группам Регулятивные УУД Осознавать качество и уровень усвоения. Составить синквейн со словом «родина» Опрос 26 Что значит быть патриотом( комбинирова н ный урок) 1 Любовь к Родине. Что значит быть патриотом. Личностные УУД Высказывать свое мнение, отвечая на вопросы. Познавательные УУД Извлекать информацию из текста. Объяснять смысл пословиц. Приводить примеры проявления патриотизма Коммуникативные УУД Излагать мысли письменно своему сверстнику, жив у щему далеко от тебя, о своей малой родине. Регулятивные УУД Оценивать результаты работы. Составить кластер «Па т риот» Творческое задание 27 Государственные символы России( комбинирова н ный урок) 1 Государственные симв о лы России. Герб, государственные праздники. История го с ударственных символов. Москва – столица Ро с сии. Личностные УУД Придумывать свой личный герб, нарисовав его и оп и сав. Познавательные УУД Использовать дополнительные источники информ а ции для создания коротких информационных матер и алов, посвященных государственным символам Ро с сии. Составлять собственные информационные материалы о Москве – столице России. Извлекать информацию из текста. Коммуникативные УУД Уметь слушать и вступать в диалог. Регулятивные УУД Проверять и оценивать результаты работы. Опрос Творческое задание 28 Государственные символы России( самостоятельная работа) 1 Государственные симв о лы России. Флаг, гимн. История государстве н ных символов Личностные УУД Рассказывать о своих чувствах при исполнении гимна РФ. Познавательные УУД Описывать основные государственные символы Ро с сийской Федерации. Знать текст гимна. Коммуникативные УУД Предлагать варианты герба, флага и гимна вашего класса, разделившись на группы. Регулятивные УУД Соотносить то, что известно и неизвестно, используя метод незаконченных предложений Опрос Письменные задания 29 Гражданин России( комбинирова н ный урок) 1 Гражданин – Отечества достойный сын Личностные УУД Высказывать свое мнение по поводу участия в реш е нии государственных дел в России таким же способом, как в Древних Афинах. Познавательные УУД Объяснять и конкретизировать примерами смысл п о нятия «гражданин» Заполнять таблицу, используя словосочетания из пр и веденного ниже списка. Коммуникативные УУД Уметь слушать и вступать в диалог. Регулятивные УУД Оценивать результаты работы Опрос Творческое задание 30 Права и обязанн о сти граждан Ро с сии( комбинирова н ный урок) 1 Права граждан. Обяза н ности граждан. Гражда н ственность. Юные гра ж дане России. Какие прав человек получает от рождения? Личностные УУД Высказывать свое мнение, что ты можешь делать се й час, чтобы быть гражданином своей страны. Познавательные УУД Отбирать информацию из источника. Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ. Называть основные обязанности граждан РФ. Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей. Приводить примеры и давать оценку проявлениям гражданственности, представленным в СМИ. Коммуникативные УУД Участвовать в коллективном обсуждении проблем. Регулятивные УУД Оценивать результаты работы Составить схему «Права и обязанности граждан» Письменные задания 31 Мы – многонац и ональный народ( комбинирова н ный урок) 1 Россия – многонаци о нальное государство. Народы России – одна семья. Личностные УУД Приведите конкретные примеры из своей жизни о том, люди каких национальностей находятся рядом с вами и как ты к ним относишься. Познавательные УУД Составлять и записывать свои вопросы к кроссворду. Анализировать карту, о чем она тебе расскажет. Извлекать информацию из текста. Характеризовать и конкретизировать примерами э т нические и национальные различия. Коммуникативные УУД Выполнять проект »русский язык – язык межнаци о нального общения, используя высказывания из книг и материалы из Интернета, подготовив плакат или ко м пьютерную презентацию. Регулятивные УУД Соотносить то, что известно и неизвестно, используя метод незаконченных предложений. Опрос Работа с картой по зад а ниям 32 Практикум по т е ме «Родина»( Практическая работа) 1 Учимся быть достойн ы ми гражданами. Учимся уважать людей любой национальности. Прав и ла толерантного отнош е ния к людям. Личностные УУД Принимать личное участие в озеленении школьного двора, улиц села. Познавательные УУД Работать с учебником и дополнительной литературой. Коммуникативные УУД Готовить плакаты на тему «с чего начинается Родина». «Участие гражданина в делах государства». «Главные обязанности гражданина». Регулятивные УУД Осознавать качество и уровень подготовки и оцен и вать результаты работы. Тестовые задания Самостоятельная работа Резервное время( 3 ч) 33 Вводная ко н трольная работа 1 Контроль знаний 34 Промежуточная контрольная раб о та 1 Контроль знаний 35 Итоговая ко н трольная работа 1 Контроль знаний Итого 35 Материально- техническое обеспечение учебного предмета 1. Перечень оборудования имеющегося в наличии Компьютеры в медиаклассе Мультимедиапроектор в медиаклассе Принтер в медиаклассе Интернет в медиаклассе Интерактивная доска в медиаклассе Учебно- методическое обеспечение предметов 1. Основная учебно- методическая литература 1. Боголюбов Л. Н. , Городецкая Н. И. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. у чреждений. – М. : Просвещение, 2011. 2. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание: проект. – 2 –е изд. , дораб. – М. : Просвещение, 2011. 3. Боголюбов Л. Н. Обществознание. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Боголюбов Л. Н. , Ивано вой Л. П. – М. : Просвещение. 2014 2. Дополнительные учебно- методическая литература и источники 1. Баранов П. А. Обществознание в таблицах/ П. А. Баранов. – М. : Астрель: П олиграфиздат, 2012. 2. Баранов П. А. Обществознание: полный справочник/ П. А. Баранов, А. В. Воронцов. – М. : Астрель: П олиграфиздат, 2012. Интернет- сайты http: / / www. rsnet. ru/ - Официальная Россия( сервер органов государственной власти РФ) . http: / / www. president. kremlin. ru/ - Президент РФ. http: / / www. socionet. ru – Соционет: информационное пространство по общественным наукам. http: / / www. infap. ru – Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России. http: / / www. gks. ru – Федеральная служба государственной статистики. http: / / www. alleng. ru/ edu/ social2. htm- Образовательные ресурсы Интернета – обществознание. http: / / www. form. ru – Фонд общественного мнения. http: / / www. bisinesslovoc. ru – Бизнес- словарь. http: / / www. glossary. ru – Глоссарий по социальным наукам.

Оставить комментарий: