a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» 6 класс

Опубликовано: 2016-09-14 21:55:28

Документы для скачивания

Рассмотрена и одобрена «Утверждаю» на заседании МО Директор ГБОУ РМ Руководитель МО « Ардатовский детский дом- _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ С в яткина Н. Н. школа»_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ / Дубровин С. Б. «_ _ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2016 г «_ _ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2016 г Рабочая программа учебного п редмета «М узыка» 6 класс Составитель: Удалов А. Б. учитель музыки Ардатов 2016 г. Пояснительная записка. Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры. Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения; - освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно- образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью; - овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально- творческой деятельности: слушании музыки, пении( в том числе с ориентацией на нотную запись) , инструментальном музицировании, музыкально- пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений; - воспитание эмоционально- ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся. Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования: метод художественного, нравственно- эстетического познания музыки; метод эмоциональной драматургии; метод интонационно- стилевого постижения музыки; метод художественного контекста; метод создания «композиций»; метод перспективы и ретроспективы. Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно- эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов. В программе 6 класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально- симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Мир обра зов народной, религиозной, классической и современной му зыки. Музыка в семье искусств. Приоритетным направлением содержания программы и УМК по- прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира. Но так как сами авторы программы не регламентируют жесткого разделения музыкального материала на учебные темы и уроки: « Данная программа не подразумевает жестко регламентиро ванного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно- педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития учащихся каждого конкретного класса будут способствовать вариативности музыкальных занятий. Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка»( Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1- 4 кл, 5- 7 кл. , «Искусство»- 8- 9 кл. / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2007 год) . Программа «Музыка» для основной школы( в данном издании 5 – 7 классов) имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации». Исходными документами для составления данной рабочей программы являются: Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004; Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089; А вторская программа «Музыка 5- 7» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской «Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1- 7 классы. Искусство 8- 9 классы»– М. Просвещение, 2007; ; При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно- методического комплекта: учебники, рабочие тетради, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией Г. П Сергеевой, Е. Д. Критской. В календарно- тематическом планировании внесена корректировка и перераспределение часов на изучение разделов и тем, а именно: добавлен 1 час на изучение темы «Авторская песня» и «Джаз- искусство 20 века», так как эти темы имеют объемный материал для изучения и слушания музыкального материала, за счет темы «Мир музыкального театра»- 2 часа вместо 3 часов. В соответствии учебным планом в 6 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часа( из расчета 1 час в неделю) . Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности. В данной программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий. Личностные УУД: - вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности; - понимание социальных функций музыки( познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др. ) в жизни людей, общества, в своей жизни; - осознание особенностей музыкальной культуры России, своего региона, разных культур и народов мира, понимание представителей другой национальности, другой культуры и стремление вступать с ними в диалог; - личностное освоение содержания музыкальных образов( лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства; - осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно- нравственное становление личности; - понимание жизненного содержания народной, религиозной, классической и современной музыки, выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством, кино, театром в процессе освоения музыкальной культуры своего региона, России, мира, разнообразных форм музицирования, участия в исследовательских проектах. Регулятивные УУД: - самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач( включая интонационно- образный и жанрово- стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ; - планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, создания импровизаций при выявлении взаимодействия музыки с другими видами искусства, участия в художественной и проектно- исследовательской деятельности; - совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнёра в коллективной и групповой музыкальной, творческо- художественной, исследовательской деятельности; - саморегуляция волевых усилий, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, во внеурочных и внешкольных формах музыкально- эстетической, проектной деятельности, в самообразовании; - развитие критического отношения к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах; - сравнение изложения одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в различных источниках; приобретение навыков работы с сервисами интернета. Познавательные УУД: - стремление к приобретению музыкально- слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приёмов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка; - формирование интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей( профессиональных и народных) , особенностям музыкальной культуры своего края, региона; - расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно- творческой, исследовательской деятельности; - усвоение терминов и понятий музыкального языка и художественного языка различных видов искусства на основе выявления их общности и различий с терминами и понятиями художественного языка других видов искусства; - применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности. Коммуникативные УУД: - решение учебных задач совместно с одноклассниками, учителем в процессе музыкальной, художественно- творческой, исследовательской деятельности; - формирование способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию по поводу различных явлений музыкальной культуры; - формирование адекватного поведения в различных учебных, социальных ситуациях в процессе восприятия и музицирования, участия в исследовательских проектах, внеурочной деятельности; - развитие навыков постановки проблемных вопросов во время поиска и сбора информации о музыке, музыкантах, в процессе восприятия и исполнения музыки; - совершенствование навыков развёрнутого речевого высказывания в процессе анализа музыки( с использованием музыкальных терминов и понятий) , её оценки и представления в творческих формах работы в исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности; - знакомство с различными социальными ролями в процессе работы и защиты исследовательских проектов; - самооценка и интепретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализаций, драматизаций музыкальных образов. Информационные УУД: - владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD- ROM, Интернетом; - самостоятельный поиск, извлечение, систематизация, анализ и отбор необходимой для решения учебных задач информации, её организация, преобразование, сохранение и передача; - ориентация в информационных потоках, умение выделять в них главное и необходимое; умение осознанно воспринимать музыкальную и другую художественную информацию, распространяемую по каналам средств массовой информации; - применение для решения учебных задач, проектно- исследовательской деятельности, информационных и телекоммуникационных технологий: аудио- и видеозаписи, электронная почта, Интернет; - увеличение количества источников информации, с которыми можно работать одновременно при изучении особенностей музыкальных образов разных эпох, стилей, композиторских школ; - осуществление интерактивного диалога в едином информационном пространстве музыкальной культуры. При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются: I – слушание музыки( восприятие, расширение представлений, оценка изучаемых музыкальных произведений, размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью) , II – выполнение проблемно- творческих заданий( инструментальная импровизация и сочинение, создание музыкально- пластических композиций, театрализованные формы музыкально- творческой деятельности) , III – пение( творческое самовыражение учащегося в хоровом и ансамблевом исполнении различных образцов вокальной музыки, воплощение различных музыкальных образов, совершенствование вокально- хоровых умений и навыков, вокально- творческое развитие) , IV- музыкально- творческая практика с применением информационно- коммуникационных технологий. Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно- методического комплекта – учебника, творческой тетради, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника. Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, классные и внеклассные. Контроль осуществляется в следующих видах: вводный, текущий, тематический, итоговый. Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: анализ и оценка учебных, учебно- творческих работ, игровые формы, устный и письменный опрс. Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса- понимать жизненно- образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы; - иметь представление о приёмах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений; - знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений; - уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю( музыка классическая, народная, религиозная, современная; - владеть навыками музицирования: исполнение песен( народных, классического репертуара, современных авторов) , напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений; - анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора; - раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства; - развивать навыки исследовательской художественно- эстетической деятельности( выполнение индивидуальных и коллективных проектов) ; - применять информационно- коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет. Тематическое планирование № п/ п Наименование тем разделов Максималь- ная нагрузка уч- ся, часы Из них Теорети- ческое обучение, часы Лабора- торные и прак- тические работы, часы Конт- рольные работы, часы Экскур- сии, часы Самос- тоятель- ная работа, часы 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки 17 ч. 15 2 2. Мир образов камерной и симфонической музыки 17 ч. 15 2 Итого: 34 ч. 30 4 Содержание рабочей программы предмета Музыка» В результате изучения музыки ученик должен: Знать/ понимать: специфику музыки как вида искусства; значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества; основные жанры народной и профессиональной музыки; основные формы музыки; характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов; виды оркестров, названия наиболее известных инструментов; имена выдающихся композиторов и исполнителей; Уметь: эмоционально- образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики; выразительно исполнять соло( с сопровождением и без сопровождения) ; выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки; распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров; различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра; Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует: - формированию у учащихся представлений о художественной картине мира; - овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа; - обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны; - расширению и обогащению опыта выполнения учебно- творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно- образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно- эмоциональное содержание произведений искусства; - совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать( в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем; - формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами; - приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации. Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует: - овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности; - определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности; - совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач. Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки( 17ч) Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музы ки( песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кан тата и др. ) . Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инстру ментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочи нения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркест ра, синтезатора. Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольк лорные образы в творчестве композиторов. Образы русской ду ховной и светской музыки( знаменный распев, партесное пе ние, духовный концерт) . Образы западноевропейской духовной и светской музыки( хорал, токката, фуга, кантата, реквием) . По лифония и гомофония. Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — ис кусство XX в. ( спиричуэл, блюз, современные джазовые обра ботки) . Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений. Использование различных форм музицирования и творче ских заданий в освоении содержания музыкальных образов. Урок 1. Удивительный мир музыкальных образов. Богатство музыкальных образов( лирические) ; особенности их драматургического развития в вокальной музыке и инструментальной музыке. Определение музыкального образа. Специфика вокальной и инструментальной музыки. Лирические образы русских романсов и песен. Многообразный мир эмоциональных чу вств в л ирическом романсе. Единство музыкальной и поэтической речи в романсе. Урок 2. Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Богатство музыкальных образов( лирические) ; особенности их драматургического развития в вокальной музыке. Развитие жанров светской музыки – романс. Жанр песни- романса. Песня- диалог. Инструментальная обработка романса. Урок 3. Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы- М. И. Глинка. Исполнение музыки как искусство интерпретации. Музыкальный портрет. Единство содержания и формы. Приемы развития музыкального образа. Особенности музыкальной формы. Сравнение исполнительских трактовок. Урок 4. «Уноси мое сердце в звенящую даль…». Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы – С. В. Рахманинов. Лирические образы романсов С. В. Рахманинова. Мелодические особенности музыкального языка С. В. Рахманинова. Выразительность и изобразительность в музыке. Урок 5. Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Выдающиеся российские исполнители: Ф. И. Шаляпин. Творчество Ф. И. Шаляпина. Выразительные тембровые и регистровые возможности голоса Ф. И. Шаляпина. Артистизм и талант Ф. И. Шаляпина. Урок 6. Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Народное музыкальное творчество. Основные жанры русской народной музыки( обрядовые песни) . Народные истоки русской профессиональной музыки. Лирические образы свадебных обрядовых песен. Песня- диалог. Воплощение обряда свадьбы в операх русских композиторов( на примере одной из опер по выбору учителя) . Урок 7. Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. Творчество выдающихся композиторов прошлого. Знакомство с творчеством выдающихся русских и зарубежных исполнителей. Знакомство с вокальным искусством прекрасного пения бельканто. Музыкальные образы песен Ф. Шуберта. Развитие музыкального образа от интонации до сюжетной сцены. Урок 8. Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь». Романтизм в западноевропейской музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов. Драматические образы баллады «Лесной царь». Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Сквозное развитие баллады. Артистизм и мастерство исполнителя. Урок 9. Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси. Образная природа и особенности русской духовной музыки в эпоху средневековья: знаменный распев как музыкально- звуковой символ Древней Руси. Особенности развития русского музыкального фольклора. Составление ритмической партитуры для инструментовки русской народной песни, инструментальное музицирование. Урок 10. Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт. Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт. . Характерные особенности духовной музыки. Основные жанры религиозно- духовной культуры – Всенощная и Литургия. Знаменный распев как основа русской духовной музыки. Жанр хорового концерта. Полифоническое изложение материала. Урок 11. «Фрески Софии Киевской». Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Духовные сюжеты и образы в современной музыке. Особенности современной трактовки. Связь музыки В. Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов. Урок 12. «Перезвоны» Молитва. Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Связь музыки В. Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов. Урок 13. Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал. Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Музыка И. С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека) . Характерные особенности музыкального языка И. С. Баха. Выразительные возможности органа. Особенности развития музыки в полифонии. Полифонический 2- частный цикл: токката и фуга, прелюдия и фуга. Современная рок- обработка музыки И. С. Баха. Урок 14. Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана». Стилевое многообразие музыки ХХ столетия( К. Орф) , особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки. Образы скорби и печали в духовной музыке. Закрепление вокально- инструментальных жанров кантаты и реквиема. Полифонический и гомофонный тип изложения музыкального материала. Контраст музыкальных образов. Урок 15. Авторская музыка: прошлое и настоящее. Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: б ардовская песня. Жанры и особенности авторской песни. Исполнители авторской песни – барды. Выдающиеся отечественные исполнители авторской песни. История становления авторской песни. Жанр сатирической песни. Урок 16. Джаз – искусство 20 века. Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: джаз. спиричуэл, блюз. Взаимодействие легкой и серьезной музыки. Определение джаза. Истоки джаза( спиричуэл, блюз) . Импровизационность джазовой музыки. Джазовые обработки. Урок 17. Обобщающий урок. Тестирование. Музыкальный материал: А. Гурилёв. «Колокольчик». П. Булахов, сл. В, Ч уевского «Гори, гори, моя звезда». А. Обухов, сл. А. Будищева «Калитка». Б. Шереметьев, ст. А. С. Пушкина «Я вас любил». «Звезда, Россия» из репертуара группы «Волшебники двора А. Варламов, сл. Н Цыганова «Красный сарафан». М. Глинка – М. Балакирев. «Жаворонок» М. Глинка, ст. А. С. Пушкина. «Я помню чудное мгновенье». М. Глинка. «Вальс- фантазия». «Вальс» из балета П. И. Чайковского «Спящая красавица», «Вальс» из балета С. С. Прокофьева «Золушка» С. В. Рахманинов, сл. Е. Бекетовой. «Сирень». С. В. Рахманинов, сл. Г. Галиной. «Здесь хорошо». С. В. Рахманинов «Островок». . Визбор «Лесное солнышко» М. И. Глинка «Рондо Фарлафа » из оперы «Руслан и Людмила» в исполнении Ф. Шаляпина. М. И. Глинка «Ария Сусанина» из оперы «Иван Сусанин». Н. А. Римский- Корсаков «Песня варяжского гостя» из оперы «Садко». РНП «Матушка, что во поле пыльно». М. Матвеев «Матушка, что во поле пыльно». М. И. Глинка. Хор « Разгулялися, разливалися » из оперы «Иван Сусанин». М. И. Глинка. «Романс Антониды » из оперы «Иван Сусанин». А. Морозов, сл. Н. Рубцова «В горнице». М. И. Глинка «В енецианская ночь» Ф. Шуберт «Форель». Ф. Шуберт 4 часть « Фореллен- квинтете». Ф. Шуберт Серенада( №4 из вок. ц Лебединая песня) Ф. Шуберт Серенада( №4 из вок. ц Лебединая песня) на нем яз исп. Г. Прей Ф. Шуберт. Баллада «Лесной царь» на русском языке В. Шаинский «Багульник». «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н. А. Римского- Корсакова. « Во кузнице», «Как под яблонькой», «Былинные наигрыши» Знаменный распев «Шестопсалмие». Киевский распев «Свете тихий». П. Г. Чесноков «Да исправится молитва моя». М. Березовский. Духовный концерт «Не отвержи мене во время старости» 1часть. Б. Окуджава «Молитва» Фрагменты из концертной симфонии В. Кикта «Фрески Софии Киевской»: «№3. Орнамент»; «№6. Борьба ряженых»; «№7. Музыкант». В. Гаврилин «Весна» и «Осень» из вокального цикла «Времена года». В. Гаврилин. Фрагменты из симфонии- действа «Перезвоны»: «Вечерняя музыка»; «Весело на душе»; «Молитва»; «№2. Смерть разбойника»; « №4. Ерунда»; «№8. Ти- ри- ри ». Песня иеромонаха Романа «В минуту трудную сию…» И. С. Бах «Токката» ре минор. И. С. Бах «Токката» ре минор в рок- обработке. И. С. Бах. Хорал «Проснитесь, голос к вам взывает». И. С. Бах. «Рождественская оратория №2» Хорал. И. С. Бах «Рождественская оратория №4» Хорал. А. Городницкий «Атланты» Фрагменты из кантаты Дж. П ерголези « Стабат матер»: «№1. Стабат матер долороза »; «№13. Амен ». В. А. Моцарт «Реквием»: «№1ч. Реквием атернам » Фрагменты из сценической кантаты К. Орфа «Кармина Бурана»: « №1. О, Фортуна! »; « №2. Оплакиваю раны, нанесённые мне судьбой»; «№5. Тая, исчезает снег»; «№8. Купец, продай мне краску»; «№20. Приходите, приходи»; «№21. На неверных весах моей души» Д. Тухманов «Из вагантов»- из вокальной рок- сюиты «По волне моей памяти». «Гаудеамус»- Международный студенческий гимн. Авторские песни по выбору учителя: М. Светлов «Глобус»; А. Городницкий «Снег»; А. Городницкий «Атланты»; А. Якушева «Вечер бродит»; А. Розенбаум «Мы живы». «Нам нужна одна победа» из кинофильма «Белорусский вокзал» Спиричуэл «Бог осушит мои слёзы». Спиричуэл «Вернёмся с Иисусом». Блюз «Сегодня я пою блюз». 4. Дж. Г ершвин. «Любимый мой». И. Миллс- Д. Э ллингтон «Караван» в исп. джаз- оркестра п/ у Д. Эллингтона. И. Миллс- Д. Э ллингтон «Караван» в исп. джаз- оркестра п/ у Л. Утёсова. М. Минков «Старый рояль». У. Хьюстон «Я всегда буду тебя любить». Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки( 17 ч) Жизнь — единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфониче ской музыки. Сходство и различие как основной принцип раз вития и построения музыки. Повтор( вариативность, вариант ность) , контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта. Программная музыка и ее жанры( сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра- фантазия, музыкальные иллю страции и др. ) . Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ- портрет, образ- пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инстру ментальная миниатюра( прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн) , струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония- действо и др. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок- опера, киномузыка. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов. Урок 18. Вечные темы искусства и жизни. Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки- прелюдия, этюд. Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Характерные черты музыкального стиля Ф. Шопена. Закрепление жанра ноктюрна. Урок 19. Образы камерной музыки. Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная. Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития в музыке. Разнообразие жанров камерной музыки. Особенности жанра инструментальной баллады. Урок 20. Инструментальная баллада. Ночной пейзаж. Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная – инструментальная баллада. Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами. Особенности жанра инструментальной баллады. Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития в балладеРасширение представлений о жанре ноктюрна. Особенности претворения о браза- пейзажа Урок 21. Инструментальный концерт. «Итальянский концерт». Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Новый круг образов, отражающих чувства и настроения человека, его жизнь в многообразных проявления Зарождение и развитие жанра инструментального концерта. Разновидности и структура концерта. Инструментальный концерт эпохи барокко. Программная музыка. Выразительность и изобразительность музыки. Образ- пейзаж Урок 22. « Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов? » Картинная галерея. Стилевое многообразие музыки ХХ столетия. Образ- пейзаж. Приемы развития современной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Контраст образных сфер. Моделирование ситуации восприятия не программного произведения. Выразительные возможности электромузыкального инструмента Урок 23- 24. Образы симфонической музыки «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина. Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Творчество выдающихся композиторов прошлого и современности: Г. Свиридов. Образы русской природы в музыке Г. Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка Г. Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке. Урок 25- 26. Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален ». Связь времен. Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки. Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические особенности музыкального языка В. Моцарта и П. И. Чайковского. Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне противоречивых состояний. Интерпретация и обработка классической музыки. Урок 27- 28. Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт». Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки: увертюра. Классицизм в западноевропейской музыке. Жанр программной увертюры. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Урок 29- 30. Увертюра- фантазия «Ромео и Джульетта». Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития( контраст, конфликт) в вокальной, вокально- инструментальной, камерно- инструментальной, симфонической и театральной музыке. Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды. Урок 31. Мир музыкального театра. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: мюзикл, рок- опера. Интерпретация литературного произведения в различных музыкально- театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т. д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок- опера, киномузыка. Взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки. Урок 32- 33. Образы киномузыки. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Творчество отечественных композиторов- песенников- И. О. Дунаевский. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок- опера, киномузыка. Взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки. Урок 34. Обобщающий урок. Тестирование по темам года Музыкальный материал: Ф. Шопен. «Этюд № 12». Ф. Шопен. «Прелюдия №24» ре минор. Я. Френкель, сл. Ю. Левитанского «Баллада о гитаре и трубе» Ф. Шопен «Баллада №1» соль минор. Ф. Шопен «Ноктюрн» фа минор. П. Чайковский «Ноктюрн» до- диез минор. А. П. Бородин «Ноктюрн» из «Квартета №2» А. Вивальди «Весна» из цикла «Времена года». А. Вивальди «Зима» из цикла «Времена года». А. Вивальди «Весна» 1часть из цикла «Времена года» в аранжировке джаз- оркестра Р. Фола. А. Вивальди «Зима» 2 часть из цикла «Времена года» в аранжировке джаз- оркестра Р. Фола. И. С. Бах «Итальянский концерт». О. Митяев «Как здорово » Ч. Айвз «Космический пейзаж». Э. Артемьев «Мозаика». Фрагменты музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Тройка» Г. Свиридова «Метель»: «Тройка»; «Вальс»; «Весна и осень»; «Романс»; «Пастораль»; «Военный марш»; «Венчание». Н. Зубов. «Не уходи». В. А. Моцарт «Симфония № 40». В. А. Моцарт « Авэ верум ». П. И. Чайковский « Моцартиана », оркестровая сюита №4. Е. Крылатов, сл. Е. Евтушенко «Ольховая сережка» Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт» П. И. Чайковский. Увертюра- фантазия «Ромео и Джульетта». Н. Рота, сл. Л. Дербенева «Слова любви» из к/ ф «Ромео и Джульетта». Фрагменты балета С. С. Прокофьева «Ромео и Джульетта»: «Вступление»; «Улица просыпается»; «Патер Лоренцо»; « Монтекки и Капулетти( Танец рыцарей) »; «Гибель Тибальда »; «Приказ Герцога»; «Похороны и смерть Джульетты». Н. Рота, сл. Л. Дербенева «Слова любви» из к/ ф «Ромео и Джульетта». Фрагменты из оперы К Глюка «Орфей и Эвридика »: «Хор пастухов и пастушек»; ария Орфея «Потерял я Эвридику ». Фрагменты из рок- оперы А. Журбина «Орфей и Эвридика »: «Песня Орфея»; «Дуэт Орфея и Эвридики »; песня Орфея «Не срывай его, золотой цветок…»; баллада Фортуны «Все несчастливцы, как один…»; сцена Орфея и Харона; речитатив и баллада Харона «Орфей, дай мне руку…»; ария Орфея «Потерял я Эвридику …»; хор «Не спеши к любимой в путь обратный…». И. Дунаевский Музыка из к/ ф « Дети капитана Гранта»: « Увертюра»; «Песенка о капитане»; песенка Роберта «Спой нам, ветер». М. Таривердиев. «Мгновения» из к/ ф « Семнадцать мгновений весны». Н. Рота. Тема любви из к/ ф «Ромео и Джульетта». К. Армстронг Музыка из к/ ф «Ромео и Джульетта»: «Песня Джульетты»; хор; дуэт Ромео и Джульетты; сцена на балконе. Е. Дога. Вальс из к/ ф «Мой ласковый и нежный зверь». Календарно- тематический план № п/ п Наименование темы Вид занятий Кол- во часов Самостоя- тельная работа Дата проведения плани- рование факти- чески 1 полугодие «Мир образов вокальной и инструментальной музыки»( 17 ч. ) 1. Удивительный мир музыкальных образов беседа 1 2. Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Беседа, ознакомле- ние 1 3. Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея. беседа 1 4. «Уноси мое сердце в звенящую даль…» Ознакомле- ние 1 5. Музыкальный образ и мастерство исполнителя Ознакомле- ние, беседа 1 6. Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов Ознакомле- ние 1 7. Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. беседа 1 8. Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь». Ознакомле- ние, б еседа 1 9. Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси. беседа 1 тест 10. Образы русской народной духовной музыки. Духовный концерт. Ознакомле- ние 1 11. «Фрески Софии Киевской». беседа 1 12. «Перезвоны». Молитва. беседа 1 13. Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал. Ознакомле- ние 1 14. Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина бурана». беседа 1 15. Авторская песня: прошлое и настоящее. беседа 1 16. Джаз – искусство XX века. Ознакомле- ние 1 17. Обобщающий урок Тестирова- ние 1 II полугодие «Мир образов камерной и симфонической музыки»( 17 час. ) 1- 3. Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки. Инструментальная баллада. Ночной пейзаж. Ознакомле- ние, б еседа 3 4. Инструментальный концерт. «Итальянский концерт». Ознакомле- ние 1 5. «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов? ». Картинная галерея. беседа 1 6- 7. Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина. Ознакомле- ние, беседа 2 8- 9. Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален ». Связь времен. Б еседа, Тестиова- ние 1 1 10- 11. Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт». Ознакомле- ние 2 12- 13. Увертюра- фантазия «Ромео и Джульетта». Ознакомле- ние 2 14 Мир музыкального театра. беседа 1 15- 16. Образы киномузыки. беседа 2 17 Обобщающий урок Тестирова- ние 1 За учебный год: 3 0 4 Учебное оборудование для реализации программы включает в себя технические средства обучения( музыкальный центр с возможностью использования аудиодисков, CD- R, CD- RW, а также магнитных записей) , музыкальный инструмент фортепиано, видеоаппаратуру, наглядные пособия – презентации Microsoft Power Point. Список учебно- методической литературы. Проект «Примерные программы по учебным предметам» стандарты второго поколения, 2- е издание, М. , просвещение 2011 г. Рабочая тетрадь для 6 класса, М. , Просвещение, 2011 г. «Сборник нормативных документов. Искусство», М. , Дрофа, 2005г. Смирнова Э. «Русская музыкальная литература», М. , Музыка, 1989г. Прохорова И. «Музыкальная литература зарубежных стран», М. , Музыка, 1988г. Затямина Т. А. «Современный урок музыки», Глобус, 2007г. Аржаникова Л. Г. «Профессия- учитель музыки», М. , Просвещение, 1985г. Попова Т. В. «Советская музыкальная литература», М. , Музыка, 1982г Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г. Е. Н. Арсенина «Музыкальные путешествия, творческие задания, занимательные задачи» 5- 8 кл. , Волгоград, «Учитель», 2011 г. «Музыка и ты» выпуск №№ 6, 7 Н. Б. Улашенко «Поурочные планы по музыке- 6 класс», Волгоград, «Корифей», 2011г. Песенные сборники. «Я познаю мир» детская энциклопедия, М. , Музыка, 1997 г. Ресурсы Интернета: Российский общеобразовательный портал- http: / / music. edu. ru/

Оставить комментарий: