a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ. «Методика совершенствования работы по воспитанию дошкольников средствами природы»

Опубликовано: 2016-09-17 16:28:00

Документы для скачивания

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Уметский детский сад №2» Зубов о- Полянского муниципального района Республики Мордовии. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ. «Методика совершенствования работы по воспитанию дошкольников средствами природы» Автор опыта: Баранова Тамара Владимировна. в оспитатель первой категории. 2016 План: 1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно- воспитательного процесса. 2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта. 3. Теоретическая база опыта. 4. Технология опыта. Система кон кретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения. 5. Анализ результативности. 6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта. 7. Адресные рекомендации при использованию опыта. 8. Наглядное приложение: конспект открытого занятия. ( видеозапись открытого урока) Берегите эти воды, эти земли, Даже малую былинку любя, Берегите всех зверей внутри природы, Убиваете лишь зверей внутри себя. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно- воспитательного процесса. Природа- источник жизнедеятельности человека. Однако на протяжении длительного времени происходит разрушение жизнетворческих основ, которое угрожает уничтожением не только человека, но и всего живого на земле. С развитием цивилизации воздействие людей на природу становилось все более и более мощным и к концу двадцатого столетия приобрело планомерный характер. Природа сама уже не могла залечить нанесенные ей раны. Первыми забили тревогу ученые, потом врачи, журналисты и политики. И сложившееся на Земле положение ученые определяют как экологический кризис. И нет сегодня более актуальной, более важной задачи, чем поиск выхода из него. Необходимо вовремя научить детей любить уголок родной земли и всю природу как один большой дом. Без этого ребенок никогда не станет Человеком. Учитывая все выше сказанное, я считаю, что воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста- важная необходимая область теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями. Важность и актуальность рассматриваемой проблемы определили выбор мной темы: «Методика совершенствования работы по воспитанию дошкольников средствами природы». Данный опыт накапливался в течение нескольких лет. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта. Приступая к работе по приоритетному направлению- экологическому образованию дошкольников педагогический коллектив нашего детского сада поставил перед собой главную цель: изучить особенности экологической культуры и определить наиболее эффективные условия ее воспитания у детей дошкольного возраста. Постановка цели определяется следующей формулировкой его гипотезы: воспитание дошкольников средствами природы осуществляется успешно, если создать такие педагогические ус- ловия: Давать детям систематические экологические знания; научить их любить жизнь, природу, людей, себя активно познавать мир, в который пришли. Формировать у детей систему элементарных знаний о предметах и явлениях природы, т. е. изучать сами предметы и явления в природе, связи и отношения, которые существуют между ними. Развивать моральные чувства, формировать моральное сознание и овладевать навыками и привычками морального поведения. Давать экологические знания в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе. Важнейшим условием воспитания у детей гуманного отношения к природе является осознание ими себя как части живой природы. Дошкольнику легче установить сходства, чем найти отличия. Именно они ведут к сравнению с собой. Например, животному( растению) больно, как и мне, оно двигается, питается, дышит- как и я. Непосредственно общение с живой природой дает ребенку более яркие представления, чем книжки и картинки. Поэтому в группах нашего детского сада создаются уголки природы, где дети имеют возможность наблюдать рыб, растения, видеть заботу воспитателей о них, получают первые элементарные трудные навыки. Теоретическая база опыта. Трудно представить себе воспитания детей без привлечения в помощники воспитателю природы. Этого самого естественного источника красоты. Природа- не только великий учитель и великий воспитатель. «Природа- источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего. » Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Вот это эмоциональное отношение к окружающей природы, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений у детей. Во все времена и эпохи природа оказывала огромное влияние на человека, на развитие его творческих способностей, являясь в то же время неиссякаемым источником для всех самых смелых и глубоких дерзаний человека. Великий критик Белинский считал природу «вечным образцом искусства». Композитор Чайковский высоко ценя искусство в жизни человека, писал: «Восторги от созерцания природы выше, чем от искусства». Много голосовое звучание земли русской нашло отражение в творчестве талантливых русских композиторов С. В. Рахманинова, Н. А. Римского- Карсакова, М. П. Мусоргского и других. Неповторимое богатство красок природы запечатлели в своих полотнах И. И. Левитан, И. И. Шишкин, И. Грабарь, М. Сарьян, С. Герасимов и другие. Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо. Поэтому природа- источник для искусства. Прекрасное в природе было и остается предметом художественного освоения ее. Поэтому великие художник и- всегда первооткрыватели прекрасного в окружающем мире. Из многих проявлений красоты природы люди воспринимают то, что соответствует их миропониманию и настроению. Облик природы, если ее не изменяет человек, остается практически постоянным. В системе по эстетическому воспитанию дошкольников большое место должно быть определено природе. Она лучше, чем что- либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Воспитание любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного воспитания, в частности для пробуждения у дошкольников патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, способствует физической закалке, а так же расширению умственного кругозора. Велико значение природы для воспитания всей гаммы человеческих чувств: чувства прекрасного, чувства доброты и сострадания к более слабым и солидарности со всей жизнью на планете. Для воспитания сознательного отношения к природе дошкольникам мало одного эмоционального восприятия, им так же необходимы знания о природе, о роли человека в ней, поэтому свою работу строю на принципах развивающего обучения. Приоритет в обучении отдаю не простому запоминанию и механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности педагога и детей. Использую интегрированный подход в обучения. Дети получают экологические знания и навыки не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, на изобразительных, музыкальных и других занятиях. Большое значение придаю нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоциональному положительному отношению к ней, выработки первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту. Дети приобретают первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края. Процесс воспитания начало экологической культуры должен быть интересным, насыщенным, эстетически развивающим, максимально приближенным к объектам живой и неживой природы, что позволит воспитать социальн о- активных, творческих личностей, способных понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения. Наш детский сад расположен не далеко от детского сада. Такое соседство помогает формировать представления о растениях края, а также воспитывает бережное отношение к природе. Среди разнообразных средств, приобщения детей к природе важная роль принадлежит художественной литературе. Талантливая книга, - заметил Н. Сладков, - прочитанная в детстве, когда впечатления особо остры и глубоки, способны пробудить любознательность, активный интерес к жизни природы на всю жизнь. Особое место в литературе принадлежит В. Бианки, Н. Сладкову, , М. Пришвину, Е. Чарушину, Г. Скребицкому, К. Снегиреву и др. Я изучила рассказы этих писателей, чтобы понять авторскую мысль, своеобразие языка. Вчитываясь в рассказы, я почувствовала, сколько поэзии, подлинной любви к природе содержат эти замечательные «миниатюры», где воспитательные, образовательные и эстетические задачи решаются в единстве, образно и с легким юмором. Каждое знакомство с природой я стремлюсь превратить в урок развития детского творчества. Своим разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает его удивление, желание больше узнать. С наступлением тепла отправлялась с детьми в лес, где можно найти первые цветы. Рассматривая их, рассказывала, что еще не растаял снег в оврагах, а уже под деревьями белым м голубым ковром расстилаются подснежники. Уже при первой встречи с весенними цветами напоминала детям о бережном отношении к ним, о том, что не нужно их рвать, топтать. Цветы будут радовать своей красотой других людей. Загадывала детям загадку: У занесенных снегом кочек, Под белой шапкой снеговой Нашли мы маленький цветочек, Полу замерший, чуть живой. ( Подснежник) Спрашивала у ребят, почему так назван цветок. Во время первой экскурсии на луг разрешала детям побегать, п оиграть, насладиться крас отой природы. Тут же напоминала, что нельзя без надобности рвать цветы и траву. Когда ребята немного отдохнула, прочитала им стихотворение А. Куклина «Какого цвета луг» и предложила ответить на вопросы: На большом листе бумаги Ты рисуешь дом с трубой, Ярко- красной краской флаги, Небо- краской голубой. Желтой краской поле летом, Белой- парус на волне. Ну и луг- какого цвета? Может ты, ответишь мне? Все дети ответили, что зеленый. «А так ли это? Почему вы решили, что луг зеленый? ». Выслушав ответы детей, прочитала им рассказ М. Пришвина «Золотой луг», в котором он называется зеленым, желтым, золотым. Спросила, почему М. Пришвин назвал луг золотым? Напомнила, что одуванчик- лекарственное растение, в медицине используют его листья и корни для лечения кашля, улучшения аппетита. А потом все вместе искали цветы желтого цвета, с которыми ребята были не знакомы. Это лютики. Дети рассматривали цветок, а я рассказывала, что называется он так потому, что ядовитый( злой, лютый) . Очень интересно прошло знакомство с медуницей, которая растет в тенистых местах на берегах ручья. На одной стебельк е- розовые, голубые, синие и фиолетовые цветочки. Мы наблюдали, как кружат над медуницей пчелы. Из рассказа Н. Павловой «Находка» дети узнали, что пчелы собирают только в розовых цветочках. Ребята с нетерпением ждали новых экскурсий. Однажды, отправляясь на нашу поляну в лесу, обратила внимание на растения у самой дороги. Я загадала загадку: Весь в пыли, хоть сил немного, У дороги он торчит У него согнулись ноги, Не приметен его вид. Многие дети знали лекарственное растение- подорожник, который называется так потому что растет у дороги. Постепенно я познакомила детей и с ромашками, полевой гвоздикой, белым клевером, тысячелистником. Все экскурсии проходит эмоционально, в виде непосредственной живой беседы с детьми. В лесу мы всегда играли, водили хороводы вокруг березки под пение народных песен, наблюдали, читали загадки и т. д. Детям очень нравились путешествия в мир растений. Они часто спрашивали, когда снова пойдем на луг, на пруд, в лес. Знакомство с жизнью растений на занятиях и экскурсиях сочетаются с занятиями в уголке природы. Все наблюдения фиксировали в календаре природы и погоды, в дневнике наблюдений. На своих занятиях я учу детей самостоятельно понимать, сравнивать, а также прогнозировать ситуации, делать выводы, обобщения, стараюсь вовлечь детей в процесс познания окружающего мира. Экологическое воспитание дошкольников я провожу в тесной связи с семьей. Уже на первом родительском собрании мы выработали единые задачи: - приучать детей бережно относится к цветам, деревьям, кустарникам и ко всему живому в окружающей жизни; - заботиться о птицах и животных; - учить детей видеть красоту окружающей природы. Горе нам, если мы не научили детей любить, щадить природу, любоваться ею. А для этого надо делать все возможное: подавать пример доброго отношения ко всему живому, постоянно обогащать ребенка впечатлениями, использовать художественную литературу, дидактические игры, наблюдения и, музыку и т. д. Анализ результативности. Восприятие природы помогает развивать такие качества как жизнерадостность, эмоциональность, чуткость, внимательное отношение ко всему живому. Ребенок полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Если приучить детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, просторами полей, замысловатой формой снежинок, полетом ласточки, у ребенка развивается художественный вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками. Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторится, поэтому следует учить детей искать и находить новое в уже известном, виденном. В процессе работ ы были замечены такие изменения: дети заметно расширили свои экологические представления, свое умение устанавливать причинно- следственные связи; возрос к объектам и явлениям природно- предметного мира, а также эмоциональная реакция на «непорядки» в их использовании, оценочные суждения о них; появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленное на сохранение ценностей природного мира. Трудности и проблемы при использовании данного опыта. При использовании данного педагогического опыта возникли некоторые трудности и проблемы. У детей недостаточен опыт общения с природой –а он приобретается с дошкольного возраста. Важно, чтобы ребенок получил первые представления с разнообразие растительного и животного мира. Мордовии, научился выделять отличительные признаки растений не только с помощью иллюстративного и фотоматериалов, но и в природе, имел элементарные представления о взаимосвязи растений и животных, о зависимости их жизни от среды обитания и т. д. Но даже большой объем знаний, усвоенных ребенком, не гарантирует экологически грамотного поведения в настоящем, не отражает его реального отношения к природе. Е сли ребенок будет лишь отстраненным наблюдателем, то ему не понять, для чего нужно беречь и охранять природу. Важно сформировать у ребенка –дошкольника неравнодушное отношение к окружающей природе, интерес к ней через использование проблемных ситуаций, игр природоведческого характера, художественной литературы, наблюдений в природе, поисковую, исследовательскую деятельность. Адресные рекомендации при использованию опыта. Данный опыт приобретался годами, он актуален и перспективен в наше время. Он позволяет пополнить знания детей и родителей о природе Мордовского края и повысить культуру детей, родителей, участвующих в педагогическом процессе по экологии и природоиспользованию. Педагогический опыт по теме: " Методика совершенствования работы по воспитанию дошкольников средствами природы» был представлен на уровне образовательной организации и на официальном сайте ДОУ. Данный опыт работы может представлять интерес воспитателям малокомплектных детских садов, занимающимся проблемой совершенствования работы по воспитанию дошкольников средствами природы. ЛИТЕРАТУРЫ: Буре Р. С. , Година Г. Н. «Учите детей трудиться», Москва, «Просвещение», 1983 г. Нечаева В. Г. «Воспитание дошкольника в труде», Москва, «Просвещение», 1983 г. Николаева С. Н. «Создание условий для экологического воспитания детей», М осква, «Новая школа», 1993 г. Кавтарадзе Д. Н. «Природа: от охраны к заботе? »/ / »Знание – сила», 1993 г. , №2 Иванова А. И. , Михаленко В. Я. Сезонные наблюдения в детском саду. Методическое пособие. М: ТЦ Сфера, 2012 г.

Оставить комментарий: