a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Игровые формы на уроках музыки в начальных классах общеобразовательной школы

Автор: Авдонина Татьяна Александровна Опубликовано: 2016-09-19 13:03:47

Документы для скачивания

Игровые формы на уроках музыки в начальных классах общеобразовательной школы

 

«Музыкальные игры пробуждают воображение, фантазию ребенка, обостряют восприятие окружающего мира, углубляют представление о предметах и явлениях, то есть активизируют творческие силы разума», - писал В.А.Сухомлинский

 

Дети от природы любознательны и полны желания познавать мир. Все, что нужно для того, чтобы они могли это делать– это умелое руководство взрослых.В XXI веке мышление жителя нашей планеты технологизируется, и поэтому становлению образной сферы уделяется большое значение. В настоящее время образное мышление и восприятие мира важны людям всех возрастов и конфессий, квалификаций и специальностей.

Этим  обусловлены гуманитарные тенденции в современной педагогике,  требующие особого отношения к урокам искусства:вхождение в мир искусства возможно лишь через активную творческую деятельность. Занятия музыкой, литературой, изобразительным творчеством должны, прежде всего, отвечать специфике самого предмета искусства и строится на деятельностной основе.

Музыкальное искусство, пожалуй, самое универсальное средство эстетического и нравственного воспитания, формирующего внутренний мир ребёнка.Социальное значение музыкального умения, которое Л.Н. Толстой именовал «стенографией эмоций», громадно. Музыкальное умение разрешает человеку обогатить собственный жизненный навык, пережить те впечатления и чувства, которые он, может быть, раньше не чувствовал в жизни, развивать все наиболее основательное и тонкое отношение к себе, к иным людям и к миру в целом.

Задачами учителя музыки является поисктаких методов, приемов и формы работы, которые бы соответствовали природе музыкального творчества, способствовали не столько информированию, сколько вызвать у ученика потребность общения с музыкальным искусством.

У обучающихся начальной школы наибольшие впечатления и чувства вызывает игровая деятельность, поэтомуобъектом моей методической работы является такая форма организации учебного процесса как игра, позволяющая наиболее эффективно решать образовательные стандарты ФГОС.

Игра - один из основных видов человеческой деятельности. Выдающийся нидерландский мыслитель ХХ века Й. Хейзинга утверждает, что понятие «человек играющий» (homoludens) аналогично понятию «человек созидающий», и что игра есть специфический фактор всего, что окружает людей в мире.

В связи с этим мною поставлена цель методической работы - развитиеэмпатии и эстетической восприимчивости через игровую форму музыкальной деятельности.

Под эмпатиейпонимается  способность поставить себя на место другого человека или предмета, способность к сопереживанию, способность воспринимать внутренний мир другого точно с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. В процессе эмпатии происходит идентификация – переживание своей тождественности с воспринимаемым, представляемым, воображаемым объектом, заражение его чувствами, переживаниями. Мартин Хофмансвязал развитие эмпатии с эмоциями самосознания. Психологические основы развития эмпатии человека  в области искусства занимались Е. Я.  Басин; Н.Б. Берхин; Л.С. Выготский; В.П. Зинченко; К.Г. Рид;  К.С. Станиславский; С.М. Эйзенштейн; С.Х. Раппопорт и другие.

Наприер, Н.И. Сарджвеладзе рассматривает эмпатиюкак разновидность эмоциональных явлений: как эмоциональное состояние, возникающее у человека при виде или представлении переживаний другого. Это определение возможно осмыслить в ракурсе музыкальной практики как переживание эмоционального состояния, выраженного музыкальной интонацией, связанного с тем или иным музыкальным образом. 

Существуют несколько классификаций видов эмпатии. В классификации А.В. Петровского и М.Г. Ярошевскогоэмпатия представлена следующими видами: 

  • эмоциональная эмпатия, основанная на механизмах проекции и подражания;
  • когнитивная эмпатия, базирующаяся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогии);
  • предикативная эмпатия, проявляющаяся как способность человека предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях. 

К механизмам эмпатии относят: 

  • сопереживание – переживание субъектом тех эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек посредством отождествления себя с ним; 
  • сочувствие-переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого человека.

В научной литературе термин «эстетическая восприимчивость» употребляется давно и достаточно широко (В.А.Герд, Р.Ф.Брандесов, Д.С.Лихачев) и используется для обозначения различных явлений, связанных с процессом эстетического воспитания. Исследования об эстетическом восприятии проводили И.Ф.Гончаров, Л.М.Гуляева, М.С.Каган, Н.И.Киященко, Б.Т.Лихачев, М.Ф.Овсянников и другие.

Эстетическая восприимчивость понимается нами как способность человека постигать мир по законам красоты, т.е. в соответствии с идеалом гармонии и совершенства, который формируется социально-исторически, осваивается и преломляется личностно. Эстетическая восприимчивость школьника, как и иные его творческие способности, может быть пробуждена и развита. Развивать восприимчивость значит создавать фундамент, на котором происходит формирование способности человека к эстетическому восприятию мира.

В науке, в опыте работы по эстетическому воспитанию выявлены важнейшие условия формирования эстетической восприимчивости: конкретно-чувственное познание различных жизненных явлений; восприятие мира в единстве логического и эмоционального; постоянное пополнение и расширение опыта жизненных впечатлений и эмоциональных переживаний; наличие определенной атмосферы, в которой живет формирующаяся личность: интерес к окружающей действительности, к внутреннему миру познающего эту действительность, доброжелательность, искренность, откровенность отношений в коллективе, членом которого является обучающийся.

Путем формирования эстетической восприимчивости может быть игра.

Для младших школьников игра – сфера их творчества, только внешне она кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она требует максимум энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Именно в игре ребёнку предоставляется уникальная возможность быть самим собой, проявлять свои способности, реализовывать фантазии, быть свободным и естественным. Игра занимает особое место в системе активного обучения, обеспечивает разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся на разных этапах урока. Игра обеспечивает развитие познавательных, коммуникативных, личностных, регулятивных универсальных учебных действий. В младшем школьном возрасте актуальность игры сохраняется, но в характере игровой деятельности происходят изменения:

  • возрастает значение игр с достижением известного результата (спортивные, интеллектуальные игры);
  • игра носит скрытый характер, т. е. происходит переход от игр в плане внешних действий к играм в плане воображения (игра-драматизация);
  • игра начинает подчиняться учебной деятельности.

В ходеработы используемые игры из собственного опыта и опыта коллег классифицировала по следующим основаниям:

  1. Игры, способствующие развитию эстетической восприимчивости:
  • Игры на развитие ладового чувства,
  • Игры на развитие ритмического чувства
  • Игры на развитие художественно-образных представлений.
  1. Игры, способствующие развитию эмпатии, т.е.развитию коммуникативныхи личностных УУД:
  • Парные,
  • Групповые,
  • Коллективные.

(См. приложение 1).

 

Использование таблицы позволяет мне быстро подобрать игру к различным этапам урока по эстетической восприимчивости.

Как правило, начальный период обучения музыке приходится на младший школьный возраст. Поэтому важно чтобы постижение музыкально-исполнительских навыков не привело к потере интереса к музыкальной деятельности и миру музыки. Я считаю, что в младших классах, можно эффективно применять игровой метод для решения специфических задач.

Таким образом, игра,как познание, и воссоздание мира человека, является исходным основанием для рождения художественной позиции учащегося начальной школы. А важнейшая психологическая особенность игры – обязательная актуализация, вовлечение индивидуального опыта юной личности в сферу музыкальной деятельности. Музыкальные игры, открывающие детям пути к разнообразным эмоционально двигательным впечатлениям, являются отличным дополнением и к технологиям обучения в связи с особенностями возраста учеников. С их помощью, возможно, не только осуществлять какие либо задачи и получить необходимые умения и навыки, но и наладить контакт с учениками.

 

Приложение 1

Фрагмент таблицы классификации игрна уроках музыки в начальных классах общеобразовательной школы

Название игры

Этапы урока

Формируемые УУД

Игра «Лови вопрос»

Ход игры: первый водящий получает мяч и, придумав вопрос по теме прошлого урока, озвучивает его и говорит фразу «Лови вопрос, Максим (к примеру)!» бросая мяч однокласснику. Тот, в свою очередь, ловит мяч, отвечает на заданный вопрос и придумывает свой вопрос по этой же теме. Таким образом, выстраивается цепочка вопросов и ответов учащихся.

Этап актуализации знаний, этап рефлексии учебной деятельности

Личностные, коммуникативные

Игры на развитие ладового чувства

Игра «Птичьи песенки»

Сочинить «птичьи песенки» или иные звуковые сигналы на усвоенных ступенях лада. Рекомендации. Учащимся дается установка на воплощение характерных черт того или иного образа (например: кукушки, сигнала пожарной машины).

Этап усвоения новых знаний

Познавательные, регулятивные

Игра «Композитор»

Сочинить мелодию имени. Рекомендации: Каждый ученик к своему имени подбирает мелодию.

Этап усвоения новых знаний, этап вокально - хоровой работы

Личностные, регулятивные, познавательные

Игра «Музыкальная сказка»

Рекомендации: Ученикам дается задание придумать интонации, звуки. Например: «Что я слышал в лесу?» Или героев сказок, с которыми можно встретиться во время музыкального «путешествия».

Этап закрепления новых знаний

Личностные, регулятивные, познавательные

Игры, направленные на развитие ритмического чувства

Придумать слова в заданном ритме. Например: П І П І - У во-рот о-го-род.

Этап усвоения новых знаний

Личностные, регулятивные, познавательные

Сочинить ритмический ответ на вопрос. Упражнение-игра «Вопрос-ответ». Ученики делятся на пары, в которых один начинает хлопать, а другой продолжает. Или один ученик прохлопает ритмический рисунок, а другой простучит его, наоборот, от конца к началу. Например: учитель: І П І І ученик: І І П І.

Этап закрепления новых знаний

Личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные

Сочинить ритм похожий на марш (под него можно шагать), на танец (например вальс, польку), на песню (колыбельную).

Этап закрепления новых знаний, этап рефлексии учебной деятельности

Личностные, регулятивные, познавательные

Игры, направленные на развитие художественно - образных представлений.

Игра «Пантомима»

Дети слушают музыку, не зная произведения. После слушания учитель задает вопрос: «Кто может движениями изобразить героев произведения?» и после «Кого изображает эта музыка?» Рекомендации:Дети слушают отрывок музыкальной пьесы. Каждый представляет свои образы, картины, сюжеты. Желающий выходит к доске и мимикой изображает то, что он услышал в музыке. Остальные ученики отгадывают.

Этап актуализации знаний, этап рефлексии учебной деятельности

Личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные

Игра « Хорошее настроение»

Ход игры: перед слушанием музыки детям раздают синие и желтые фишки. Дети слушают музыку. Затем учитель просит детей подумать, как изменилось настроение. У кого настроение улучшилось - поднимает желтые фишки, у кого ухудшилось - синие. После этого ученики рассказывают, что они чувствовали, какие эмоции пережили. №3 Детям показывают картинки с четырьмя временами года. Под музыку определяют, какому времени года соответствует.

Этап усвоения новых знаний, этап закрепления новых знаний

Личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные

 

Оставить комментарий: