Проект "Чистюльки"
Документы для скачивания
Подготовили воспитатели: Басипова Г. А. , Маркина Н. В. МБДОУ « Зубово – Полянский детский сад №1 «Сказка» комбинированного вида» Проект для младшей группы Проект Информационно – ориентированный проект Групповой УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: Воспитатели: Басипова Г. А. , Маркина Н. В. Дети: Воспитанники младшей г руппы Родители воспитанников группы. ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА: Развитие культурно- гигиенических навыков ребенка – первый шаг в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни. Актуальность проекта. В современном сообществе главным богатством человека приня то считать его здоровье. Однако согласно данным Минздрава РФ сегодняшнее состояние здоровья детей, подростков и молодежи вызывает серьезнейшую тревогу. Важнейшей задачей современной семьи и дошкольного учреждения является воспитание здорово го ребенка, способного проявлять самостоятельность, творчески мыслящего, уверенного в своих силах. Здоровым можно считать ребенка, наилучшим образом приспособленного к постоянно изменяющимся условиям о кружающей среды. Такая приспособленность проявляется в устойчивости к экстремальным условиям, невосприимчивости организма ребенка к различным болезнетворным факторам. Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и в целом по физическому воспитанию детей, как основы здоровья. Р ебенок должен не только овлад ет ь такими двигательными способностями как сила, быстрота, ловкость, гибкость, выносливость, но у него должны быть сформированы знания и навыки здорового образа жизни. Обучение культурно- гигиеническим навыкам является немало важным фактором в сохранении здоровья дошкольника. Культурно- гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, она продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми. Кроме тог о, воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Известно, для того, чтобы воспитательная работа была результативной, необходимо объединение усилий педагога и родителей, создание особой доверительной формы между ними. Для достижения наилучшего результата в вопросах воспитания здорового ребенка необходимо объединение усилий семьи и ДОУ: - повышение педагогической компетентности родителей в области воспитания культурно – гигиенических навыков; - привлечение родительского интереса к здоровому образу жизни; - создание атмосферы сотрудничества с родителями по обучению детей культурно – гигиеническим навыкам; Такова актуальность мое го проекта. Цель проекта. Формирование у детей 3- 5 лет правил гигиены как основы здорового образа жизни; В ходе проекта научить детей укреплять и охранять здоровье, создавая условия для систематического закаливания организма, формирования и совершенствования умений и навыков в основных видах движений на занятиях и вне их, воспитание правильной осанки, гигиенических навыков, четко выполняя режим. Задачи: С пособствовать осмыслению детьми и родителями необходимости соблюдения правил личной гигиены; П ознакомить с алгоритмом выполнения культурно- гигиенических навыков; П риучать детей следить за своим внешним видом, продолжать формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком; Ф ормировать простейшие навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом. С оздавать условия для развития умений у детей самостоятельно использовать полученные навыки в повседневной жизни в детском саду и дома; Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота- красота- здоровье – это неразделимые понятия; Данный проект рассчитан на раб оту с детьми младшей группы( 3- 4 лет) и взаимодействие с родителями по вопросам формирования культурно- гигиенических навыков у детей. Её содержание соответствует современным тенденциям обновления российского дошкольного образования и федеральным государственным требованиям. Педагогические приёмы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач: прямое обучение; показ; упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр; систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения правил гигиены. Концептуальность проекта. Для того чтоб сформировать у детей культурно – гигиенические навыки как основу здорового образа жизни, необходимо: Дать знания детям о необходимости культурно – гигиенических навыков; Привлечь родителей к воспитанию здорового ребенка. ПРОДУКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: Разработка конспектов занятий и тематических бесед по теме «Чистота и здоровье»; Составление картотеки дидактических игр по воспитанию и развитию у младших дошкольников культурно- гигиенических навыков; Картотека художественно- словесного материала по воспитанию и развитию у младших дошкольников культурно- гигиенических навыков; ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПО ТЕМАМ: ГИГИЕНА Потешка «Теплою водою» И. Демьянов «Замарашка» А. Кондратьев «Зеркало» Р. Сеф «Мыло» Э. Мошковская «Уши» Г. Лагздынь «Солнце рано утречком» И. Токмакова «Гном» Р. Куликова «Мыло» Прием пищи: Г. Лагздынь «Куклу кормили? » О. Дриз «Ну и каша! » Э. Мошковская «Маша и каша» С. Капутикян «Кто скорее допьет? » Потешка «Ножками потопали» A. Прокофьев «Вечером» Г. Лагздынь «Просто объеденье! » И. Токмакова «Ай да суп! » ОПРЯТНОСТЬ: Потешка «Уж я косу заплету» Потешка «Где мой пальчик? » «Мне уже четыре года»( фольклор) Потешка «Завяжу потуже шарф» B. Бардадым «Вот как Г а л ю одевали» Г. Лагздынь «Одевали малыша» С. Капутикян «Пожалейте нас! » Э. Успенский «Мальчик стричься не желает» Э. Мошковская «Митя и рубашка» Е. Благинина «Как у нашей Ирки» Э. Мошковская «Митя и рубашка» Бережное отношение к вещам и игрушкам: К. Жанэ «Братишки» А. Шибаев «Подружки» И. Муравейка «Я сама! » М. Александрова «Что взяла — клади на место! » А. Барто «Лошадка» Е. Благинина «Приходите, поглядите» Н. Глазкова «Танечка- хозяйка» Н. Глазова «Мальчик Петя» План работы В процессе повседн евной работы стремимся чтобы выполнение пра вил личной гигиены стало для детей естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Сначала детей приучаем к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т. д. Прививаем привычку полоскать рот питьевой водой после приема пищи, предварительно научив ребенка этому. Ф ормируем навыки личной гигиены: умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Приучаем правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям, которые дежурят по столовой, наглядно пока зываю, как правильно накрыть стол и ста вить посуду, но и твердо усвоив, что перед тем, как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться. Воспитание культурно- гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения, реализую ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения с выполнением действий в процессе ди дактических игр, сист ематически напоминаю детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное п овышение требов аний к ним. Ежедневно используем игровые прием ы: дидактические игры, потешки, стихотворения. В младшем дошкольном возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество. Для закрепления знаний и навыков лично й гигиены даю детям различные поручения. Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, ( кто- то стал значительно опрятнее и т. д. ) . Для эффективного гигиен ического воспитания ребенка, большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом. Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития. Календарно- тематический план Сроки Содержание работы Методы и приемы Работа с родителями 1- 2 неделя Тема «Помоги Зайке сберечь здоровье»- пословицы; - чтение стихотворение- совет; - настольный театр; - игровые ситуации. Анкетирование родителей Тема «Доктор Айболит»- игра «И я тоже»; - дидактическая игра «Полезное, неполезное»; - чтение стихотворения; - Игра- упражнение «Кукла Таня простудилась». Беседа с родителями на тему: «Пойти в сад и не болеть» Тема «Чтобы быть здоровыми»- чтение стихотворения Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»; - показ иллюстраций; - заучивания скороговорки «Мама Милу мылом мыла». Оформление памяток для родителей Тема «Сохраним свое здоровье»- пословицы о здоровье; - пальчиковая гимнастика «Утречко»; - дидактическая игра «Чудесный мешочек»; - отгадывание загадок о предметах личной гигиеныа; - просмотр мультфильма « Мойдодыр »; - физкультминутка «Веселая зарядка»; - самомассаж. Консультация для родителей: » Как научить ребенка убирать игрушки» Тема «Учим куклу Дашу мыть руки»- дидактическое упражнение «Мальчик моет руки»; - подвижная игра «У медведя во бору»; - Чтение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая»; - дидактическая игра «У каждого свой домик». 3- 4 неделя Тема «Доброе утро, расчёска! »- дидактическая игра «Сделаем куклам разные прически»; - Сюжетно – ролевая игра «Парикмахерская»; - игра « Умывалочка »; - пальчиковая гимнастика «Части тела»; - дидактическая игра «Дорисуй расческу» Тема «Мои здоровые зубки»- физкультминутка; - показ иллюстраций. Консультация для родителей: «Как правильно ухаживать за зубами» ОФОРМЛЕНИЕ ПАПКИ РАСКЛАДУШКИ Тема «Как надо ухаживать за собой»- физкультминутка «Умываемся»; - чтение стихотворений; Сюжетно- ролевые игры «Дом» и «Семья»: – внесение игровой ситу ации. Тема «Колобок идет в гости» игровая ситу ация «У Сережи день рожденье»; - игра с зайцем; - игры с мыльными пузырями; - стихотворение «Водичка». Оформление уголка «Советы родителям». Тема «Советы для маленьких упрямцев! » Планируемые результаты Дети При освоении образовательной области «Здоровье» в разделе «Воспитание культурно- гигие нических навыков», у ребёнка 3- 5 лет должны быть сформированы культурно- гигиенические навыки согласно его возрасту: – ребёнок способен самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры и в детском саду и дома; – самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания; – имеет элементарные представления о необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни в детском саду и дома; – умеет замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых; – ребёнок с желанием и интересом принимает участие в играх, направленных на формирование культурно- гигиенических навыков. Родители – родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам воспитания культурно- гигиенических навыков; – принимают активное, живое участие в жизни группы; – проявляют личную заинтересованность в согласовании требований к воспитательному процессу; высказывают рекомендации, идеи по обеспечению эффективности воспитательного процесса; – проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении культурно- гигиенических навыков; – осознают особенности организации образовательного процесса и их влияние на развитие компетенций ребёнка, его личностных качеств. Способы и формы оценки результата Цель: обеспечить комплексный подход к оценке промежуточных и итоговых результатов освоения рабочей программы для изучения оценки динамики достижений детей по освоению образовательной области «Здоровье»( воспитание культурно- гигиенических навыков) . Методы изучения результативности Наблюдение за детьми. Анкетирование родителей. Беседы. Способы обследования Беседы; Наблюдения.
- Консультация для родителей "НАСМОРК - ПРОФИЛАКТИКА"
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Педагогический совет ДОУ
- Технологическая карта по организации с-р игры