a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Обобщение опыта по теме «Организация предметно – развивающей среды в младшей группе»

Автор: Чукарова Любовь Николаевна Опубликовано: 2016-09-22 22:12:06

Документы для скачивания

Обобщение опыта по теме «Организация предметно – развивающей среды в младшей группе» Подготовила: воспитатель 1 кв. кат. Чукарова Л. Н Одно из важных условий воспитательно – образовательной работы в дошкольном учреждении- правильная организация развивающей предметной среды. Правильно построенная развивающая среда позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно- творческую деятельность всех детей группы. Предметно- развивающая среда – это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Создавая предметно- развивающую среду в нашей группе, мы опирались на принцип активности, стабильности и зонирования. В группе созданы условия для взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом. Мы старались обогатить среду такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, развивающую, двигательную и иную активность детей. Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаемые в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога. Содержание предметно- развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, по мере возможности обогащается. В нашей группе предметно- развивающая среда разделена на зоны, уголки- микроцентры для самостоятельной деятельности детей. Предметно- развивающая среда в нашей группе состоит: - спокойная зона- учебная зона- двигательная зона Спокойная зона Уголок психологической разгрузки. Уголок эмоций – это полка с приятными мелочами: массажеры для рук, мячики « антистресс », сердечки « мирилки », разноцветные ленты. Полка вся состоит из смайликов с разным настроением. Уголок эмоций пользуется огромной популярностью у детей, когда они приходят утром в детский сад. Книжный уголок.  Основной задачей в младшем дошкольном возрасте является- формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой; формирование и расширение представлений об окружающем. В книжном уголке подобраны книги в соответствии с возрастом детей, темой недели. Книги меняются в зависимости от темы недели и чтения по программе. . Учебная зона- Уголок сенсорного развития Важным условием, способствующим сенсорному развитию, является специально организованная развивающая среда в нашей группе, которая включает в себя: дидактический стол, пирамидки, различных цветовой гаммы, различной формы и разнообразной фактуры, шнуровки, разнообразные вкладыши, дидактические игры, крупная мозаика, объемные вкладыши из 5- 10 элемен тов, сборные игрушки, прищепки. Игры с прищепками для детей относятся к модульной гимнастике, которая подразумевает занятия с предметами, которые сами по себе не разбираются, но из них можно делать другие вещи. С помощью такой гимнастики укрепляется и развивается кисть и два пальца руки, которые в последующем будут активно задействованы в письме. Двигательная зона- центр сюжетной – ролевой игры- уголок театрализации- уголок изо деятельности- уголок физической активности - уголок музыкальной деятельности - зона мальчиков - зона девочек - уголок конструктивной деятельности. Одним из самых любимых уголков в группе является Центр сюжетно- ролевых игр, где ребенок пытается воспроизводить те действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. Игра является важным условием социального развития детей. Для современного развития игры в группе созданы необходимые условия: обогащаем игровую зону детской мебелью. внесли различные атрибуты для игры: куклы; одежду для ряженья, постельное белье на кроватки. Уголок театрализованной деятельности  – как важный объект развивающей среды, поскольку одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Именно театрализованная деятельность помогает быстрее адаптироваться, сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. Игра- ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр- один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. Д. В этом уголке мы разместили настольный театр: «Репка», «Теремок», «Колобок» Уголок изобразительной деятельности.  В младшем возрасте является одним из центров эмоционального благополучия ребёнка в группе, развитие его художественных способностей и интересов. В уголке изобразительной деятельности мы разместили различные материалы с разнообразными средствами изображения, наборы цветных карандашей, гуашь, , кисточки- тонкие и толстые, с целью формирования у малышей представления об их выразительных возможностях. Кроме этого разместили материалы для лепки и аппликации Развивать представления об основных свойствах объемных геом етрических, в основном крупных форм, развивать навыки сотворчества со взрослыми, самостоятельного творчества, развивать мелкую моторику пальцев, рук, в приобретении умения строить мебель, горки, дома помогает  уголок конструирование. Чтобы вызвать интерес детей к конструированию в группе кроме традиционного материала для строительных игр, пластмассового цветного конструктора, есть и нестандартный- это обычные губки для мытья посуды, которые являются замечательными «кирпичиками» для построек Уголок музыкальной деятельности  необходимо оборудовать в группе с целью создания условий для накопления детьми музыкальных впечатлений, развития музыкального мышления, памяти, речи. Оборудование музыкального центра способствует проявлению способностей детей в разных видах музыкальной деятельности. Уголок природы.  Особая роль в воспитании детей принадлежит природе, познание природного окружения вначале осуществляется чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе нам помогает уголок природы. Там мы выставили игру «Зоопарк». В процессе игры дети устанавливают простейшие связи. Например: что заяц побелел, а медведь уже лег в берлогу, т. к пришла зима. Уголок физической активности. . Целью которого является развитие двигательной активности и физических качеств детей. В уголке имеются мечи разных размеров и цветов, кегли. Зона мальчиков. Игровое оборудование: машинки разного цвета и размера, инструменты. Зона девочек. Игровое оборудование: коляски, куклы, набор украшений, кроватки для кукол. Визитная карточка нашей группы – это раздевалка, где находится информация для родителей: - о форме построения воспитательно- образовательного процесса в детском саду; - о том, какого ребенка- дошкольника- выпускника группы педагогические работники должны в итоге вырастить и выпустить из детского сада в школу; - фоторамка группы, фотоальбом «Мама, Папа, посмотрите» повествующий о жизни наших детей в ДОУ- творческие работы детей- журнал « Отзывы, советы, пожелания» В нашей группе стало доброй традицией проводить различные конкурсы для родителей и детей. Темы конкурсов обсуждаются на родительских собраниях. Такие формы работы с родителями помогают обогатить предметно – развивающую среду в группе, объединить родителей и воспитателей. Мы постарались оформить группу в одном стиле, в определенной цветовой гамме, чтобы каждая вещь находилась на своем месте. Также очень важно, чтобы вся среда была безопасна для наших детей и соответствовала санитарно – эпидемиологическим правилам и нормам, правилам пожарной безопасности. Из всего вышесказанного хочу сделать вывод; созданная предметно- развивающая среда в нашей группе обеспечивает детям чувство психологической защищенности, помогает формированию личности, развитию способностей и овладению разными способами деятельности. Оформление групповых помещений вызывает у детей чувство радости, эмоционально – положительное отношение к ДОУ, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной, творческой деятельности, способствует их интеллектуальному развитию. Таким образом, созданная нами предметно – развивающая среда дает возможность детям проявлять инициативу, выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, возможность общения со взрослыми и сверстниками, а нам дает возможность организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Оставить комментарий: