a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультации для родителей подготовительной группы

Опубликовано: 2016-09-26 15:35:20

Документы для скачивания

Консультация" Развитие речи ребенка 5- 7 лет" ( сентябрь 2016) Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык ребенок входит в жизнь окружающих его людей. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.   У пятилетнего ребенка речь чистая, внятная, без нарушений звукопроизношения, ведь в этом возрасте закончился процесс овладения звуками. Возросла речевая активность, малыш не только задает вопросы но и сам отвечает на вопросы взрослого и подолгу рассказывает о своих наблюдениях и впечатлениях. Употребление предложений более сложной структуры является причиной встречающихся в речи ребенка пяти лет отдельных грамматических ошибок, чаще всего на согласование числительных с существительными.  Сделаны первые шаги по овладению грамотной речью, ребенок научился замечать в словах с отдельные звуки а простые слова пробует анализировать полностью.  Одной из причин задерживающей нормальное развитие звукопроизношения, является вредная манера взрослых говорить с детьми подстраиваясь к их неправильному произношению.  Искажения детской речи вызываются также неправильной речью окружающих ребенка взрослых  ( невнятное, косноязычное торопливое произношение) диалектными особенностями, разговором в раннем детстве на разных языках. Причиной затянувшегося развития детской фонетики является то что в семье не обращают должного внимания на неправильную речь ребенка и не оказывают ему помощи путем показа правильного произношения.  Очень часто дети которые плохо говорят для своего возраста еще и плохо едят. Для них как правило целая проблема скушать яблоко или морковку не говоря уже о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она в свою очередь задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно давайте ребенку жевать сухари целые овощи и фрукты хлеб с корочками и кусочки мяса. Чтобы развивать мышцы щек и языка покажите ребенку как правильно полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух « перекатывать» из одной щеки в другую.  Не забывайте развивать и мелкую моторику – то есть как можно дольше должен работать своими не послушными пальчиками К ак бы ни казалось вам это утомительным, пусть ребенок сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренировку ребенку лучше не на своей одежде а сперва « помогать» одеться куклам или даже родителям. Еще в этом возрасте очень полезно лепить, давать ножницы для вырезания каких либо фигурок, это отличная тренировка для рук. ( р азвивается мелкая моторика) . По мере того как детские пальчики будут становиться проворнее его язык будет понятнее не только маме.  Обратить внимание. !     Контроль за просмотром видеопродукции.    - соответствует ли предлагаемая видеопродукция возрасту ребенка, речевым нормам( качественный ли дубляж, внятно и четк о- ли слышно каждое слово, поминает- ли ребенок сюжет,  может – ли пересказать его. )  - нет –л и наслоения перевода иностранной видеопродукции на текст оригинала.   Немного о методах коррекционной работы.  Использование пальчиковых игр.  В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Однако рука в процессе онтогенеза развивается раньше, и ее развитие как бы «тянет» за собой развитие речи. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие его речи. Поэтому, если у ребенка ведущая рука — правая, у него больше развито левое полушарие — среди же левшей гораздо больше детей с ЗРР, т. к. у них наиболее развито правое, а не левое полушарие, в котором находятся речевые и двигательные центры.  Необходимо, чтобы дома родители обеспечили ребёнку возможность разработки мелкой моторики – конструктор, паззлы, игры- вкладыши, мозаика, игрушки- шнуровки, кубики и мячики разного размера, пирамидки и кольцеброс, тренажёры для застёгивания пуговиц и завязывания шнурков. Надо с ребёнком много лепить из пластилина, рисовать пальчиковыми красками, нанизывать бусинки на шнурок, выполнять гравюры и примитивные вышивки.  Большое значение имеет использование различных техник массажа и двигательной стимуляции для развития восприятия и ощущений с самого раннего возраста.   Рекомендуется использовать подвижные игры( методика логоритмики) , развивающие умение ориентироваться в пространстве, ритмично и ловко двигаться, менять темп движений, а также игры, в которых движения сопровождаются речью. Так же можно использовать речевые и пальчиковые игры.   В заключение, подчеркну ещё раз, что если вы заметили, что речевое развитие вашего малыша не соответствует возрастной норме, не медлите- срочно обратитесь к специалистам! Если коррекцию речевых расстройств начинать в раннем возрасте, то велика вероятность, что уже в 6 лет ваш ребёнок не будет ничем отличаться от ровесников.  К 6- 7 годам, а иногда и раньше, дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными. Они стесняются говорить, избегают слов со звуками, которые произносят неправильно, становятся мнительными, неохотно идут в детский сад, а затем и в школу. У них возникает чувство неполноценности.  Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной речи с поступлением ребенка в школу. С первого дня пребывания в школе ребенку приходится широко пользоваться речью: отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух – и недостатки речи обнаруживаются очень скоро. Особенно необходимым для ребенка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов отмечается большой процент детей с дефектами фонетической( произносительной) стороны речи.  В дальнейшем дело осложняется тем, что к плохим оценкам добавляются отклонения в поведении ребенка, его повышенная утомляемость и нервозность, поскольку приготовления уроков в большинстве случаев затягивается до поздней ночи. В итоге всего этого – негативное отношение к школе, конфликтная обстановка в семье.  Неточное произношение у детей в возрасте до 3- 4 лет естественно – это так называемое возрастное косноязычие( при нормальном развитии и наличии полноценного слуха) . Не позднее, чем к 5- 6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков родной речи. Всякие нарушения в произношении звуков после этого возраста рассматриваются как дефекты произношения, которые необходимо корригировать.  Ни в коем случае нельзя подражать неправильному произношению ребенка – «сюсюкать» с ним. Тем самым вы лишаете ребенка возможности слышать правильное произношение и отличать от неправильного. Это ведет к тому, что у ребенка не вырабатывается слуховой самоконтроль и закрепляет искаженное произношение. С детьми нужно говорить всегда правильно, и таким образом, давать ребенку речевой образец для подражания.  К сожалению, не все родители понимают важность этого. Они «сюсюкают» и считают, что со временем ребенок сам все начнет говорить правильно, без чьей- либо помощи. Однако, часто без помощи специалиста этого невозможно добиться. Так как не все дефекты речи явные, фонематические и лексико- грамматические нарушения не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако, именно они влияют на усвоение программы. Подобных осложнений можно избежать, если с ребенком проводить коррекционные занятия.  К сожалению, родители не всегда относятся к этому серьёзно, ссылаясь на свою занятость и нехватку времени. И как следствие, непосещение, либо нерегулярное посещение занятий детьми, что не дает тех результатов, которых можно было ожидать.  Иногда когда ребенок поступает в школу, очень часто благоприятное время для исправления недостатков речи уже бывает упущено, приходится затрачивать гораздо больше времени и сил. Исправлять дефекты намного труднее и с каждым годом шансы уменьшаются. Так как исправление дефектов во 2 классе идет лучше и быстрее, чем в 4- ом, а в 1- м классе лучше и быстрее, чем во 2- м.  Если вы хотите, чтобы ваш ребенок, став взрослым, добился в жизни успеха, сделал блестящую карьеру, состоялся как личность и чувствовал себя свободно всегда и во всем – тогда учите его говорить. Говорить он должен правильно, ведь от этого зависит его будущее. А взрослым следует не критиковать несовершенную речь, а умело и вовремя помочь ребенку. Ведь чистое произношение, лексическое богатство, грамматически правильная и логически связная речь – заслуга, прежде всего семейного воспитания. И, напротив, недостаточное внимание к речи ребенка нередко становится главной причиной различных дефектов речи.   Дорогие родители!  Нельзя оправдывать свое халатное отношение к будущему вашего ребенка занятостью и недостатком времени, либо занятиями со спецалистом( старания которого могут" уйти в песок" из- за отсутствия поддержки с вашей стороны) У вас есть в запасе еще есть время до поступления вашего ребенка в школу. Воспользуйтесь этим временем с пользой.  Ребенок шести лет свободно общается с взрослыми и сверстниками, может поддерживать разговор на любую тему, доступную его возрасту.  В дошкольном детстве, естественно, не заканчивается процесс овладения речью. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование связной речи – все эти процессы будут продолжать развиваться и в школе. И здесь главными помощниками для своих детей можете и должны стать Вы, дорогие родители. Читайте детям книги, рассказывайте сказки, учите стихи, беседуйте и занимайтесь с ними. Консультация( октябрь 2016) « Игра, как средство воспитания дошкольников » Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Игрушка, в данном случае, выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с которыми, надлежит ребёнку. Игра, как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребёнка, его личности. Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определённым педагогическим и художественно- эстетическим требованиям. В каждом возрасте ребёнку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные( куклы, фигурки животных, мебель, посуда) , технические( транспортные, конструкторы и т. д. ) , игрушки- орудия труда( молоток, отвёртка, щётка для подметания, грабли, лопатка, иным словом игрушки, имитирующие простейшие средства труда взрослых) , игрушки- забавы: театральные, музыкальные. Крупногабаритные игрушки, такие как самокаты, детские автомобили, тракторы, большие легко трансформирующиеся конструкторы для строительства способствуют борьбе с гиподинамией, учат ребёнка движениям и ориентировке в пространстве. Сидя за столом ребёнку удобнее играть маленькими игрушками, хорошо обозримыми со всех сторон. Для игр на полу нужны более крупные игрушки, соразмеримые с ростом ребёнка в положении сидя и стоя. Подвижные игры во дворе требуют игрушек крупных, мелкие не годятся. Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, а также нравственного воспитания ребёнка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно со всеми детьми. При отборе игрушек должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности. Не все дети имеют возможность увидеть живых зверей и птиц. Познакомиться с ними помогают книги, игрушки, телевиденье. Очень важно, чтобы в подборе игрушек способствовал формированию у ребёнка правильных представлений об окружающем. Желательно, чтобы игрушки вносил в игру взрослый. Он заинтересовывает ребёнка сюжетом совместной игры, задаёт ему вопросы, побуждает его к  « общению »  с новой игрушкой.   « Кукла проснулась? Угости её компотом ». И грушка для ребёнка полна смысла. Дети  осуществляют игровые действия чаще всего с помощью игрушек, но их игровые действия могут быть уже обозначены и жестом и словом. Особое значение приобретают те предметы, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки. Бусы, фартуки, халаты. Необходимы игрушки, отражающие специфику той или иной профессии. Для капитана не так важен корабль, как важно иметь подзорную трубу, бинокль, фуражку. Правильное руководство игрой со стороны взрослых делает её содержательной, подлинно ведущей в дошкольном возрасте, существенно расширяет кругозор ребенка. Однако никакое обилие игрушек, позволяющее, казалось бы, развернуть самые сюжетные игры, не заменит ребёнку товарищей по игре. Вынужденная необходимость играть одному, иногда, может привести к перевозбуждению его нервной системы. Играя один, ребёнок возбуждается от обилия взятых на себя ролей. Естественно, после игры он будет излишне подвижным, раздражительным, « крикливым ».   Но такая же игра в коллективе сверстников не вызывает у ребёнка подобной реакции. Многие дети используют в игре не только игрушки, но и приспосабливают для этого другие предметы. Диван может стать пароходом, стулья – вагонами поезда, шишки – смешными ёжиками. Такое использование в игре предметов указывает на высокий уровень интеллекта ребёнка, развитие его фантазии. К сожалению, не все взрослые понимают это. Надо обогащать игру игрушками- самоделками, в том числе из природного, бросового материала. Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребёнка верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, весёлой игры ребёнку нужна хорошая игрушка. Выбирайте её обдумано для своего ребёнка. Консультация( ноябрь 2016) « К ак пр овести выходной день с ребенком» В каждой семье по- своему принято проводить выходные дни. Но в большинстве случаев, это выглядит так: мама с папой заняты своими делами, дети смотрят мультики или сидят за компьютером. Это не только плохо отражается на здоровье дошкольников, но и оказывает отрицательное воздействие на детско- родительские отношения, между родителями и детьми теряется нить дружбы и доверия. На этапе когда дети еще малы, это не так страшно, а вот когда настанет подростковый период, родители начнут пожинать свои плоды. А ведь выходные можно проводить весело и с пользой для всей семьи. Совместное времяпрепровождение сплачивает семью, а так же дает понять ребенку, насколько он важен для мамы и папы. Но, не стоит забывать о режиме ребенка, ведь после выходных наступят будни и ребенок пойдет в дошкольное учреждение, где ему будет проще адаптироваться к новой «рабочей неделе», если домашний режим совпадает с детсадовским. В любую погоду и при любом финансовом состоянии можно интересно проводить время со своей семьёй. Это могут быть вылазки на природу: просто прогулки по парку или же можно отправиться в поход, благо в нашей области достаточно достопримечательностей и памятников природы. Интересны будут прогулки по лесу за грибами или же просто полюбоваться природой и подышать воздухом. Осенью очень весело собирать необычные листочки, затем собрав их в гербарий. В любое время года можно отправиться всей семье на увлекательную рыбалку, даже если, вам не повезет с уловом, заряд бодрости и хорошего настроения вам будет обеспечен. Особенно, рыбалка, поспособствует укреплению отношений папа- сын. Мама же, в это время, может с дочкой рисовать пейзажи, которые будут вокруг или готовить стол к семейному пикнику. Возможно, кого- то привлекает спортивный отдых: бадминтон, футбол, волейбол… это можно осуществить на детской площадке. Или же можно устраивать семейные спортивные соревнования с другими семьями. Это будет не только способствовать укреплению здоровья ребенка, укреплению детско- родительских отношений, но так же благоприятно скажется на умении ребенка общаться с взрослыми и сверстниками. Можно отправиться в путешествие на велосипедах, сейчас большой выбор детских сидений, которые крепятся на взрослый велосипед. В зимнее время года, объединит семью постройка снежных замков или катание с горки, которая предварительно будет построена совместно с ребенком. Кататься на коньках, теперь возможно не только зимой, но и летом, благодаря крытым каткам, которые есть практически в любом крупном городе. Если семья предпочитает культурный отдых, можно сходить в музей, на выставку, в театр, кино или зоопарк. Там ребенок получит не только положительные эмоции, но и новые знания. Если за окном погода совсем не радует можно ограничиться домом. Но не просто сидеть у телевизора, а организовать семейный обед, можно пригласить гостей. Семейные обеды, особенно если за ними обсуждать дела каждого члена семьи, их проблемы и радости, так же благоприятно сказывается на укреплении семейных отношений. После обеда можно поставить спектакль, или просто почитать детям интересную книгу или поиграть в настольные игры. Так же в каждом районе города, сейчас открыто множество центров развлечений, где можно совместить приятное с полезным, отдохнуть всей семьей и совершить необходимые покупки. Любое своё приключение, не забывайте фотографировать. Как- нибудь, вечером будет приятно посидеть в кругу семьи и вспомнить о весело проведенном времени. Грипп. Меры профилактик. Симптомы данного заболевания Грипп считается одним из самых опасных и тяжёлых инфекционных заболеваний, так как при этой болезни поражается система бронхов, тем самым заболевание часто даёт тяжёлые осложнения. Грипп, как правило, протекает с общей массивной интоксикацией и сильно поражает все верхние дыхательные пути. Грипп опасен тем, что может легко перейти в осложнения, например, воспаление лёгких, а также при гриппе в организме оживают и другие тяжёлые заболевания. Пути передачи и симптомы заражения гриппом: Больной гриппом человек с первых часов заболевания является источником инфекции. Инкубационный период колеблется от нескольких часов до 1- 2 дней при гриппе А и до 3- 4 дней при гриппе В. Воздушно- капельный путь передачи инфекции. При кашле, чихании, разговоре из носоглотки больного или вирусоносителя выбрасываются частицы слюны, слизи, мокроты с болезнетворной микрофлорой, в том числе с вирусами гриппа. Через предметы обихода( полотенца, носовые платки, посуду и т. п. ) . Основными симптомами являются: - появление озноба; - внезапное резкое повышение температуры тела; - общее недомогание; - боль в мышцах; - головная боль( преимущественно в области лба) ; Я вялость или возбуждение; - покрасневшие глаза и лицо; - сухое навязчивое покашливание; - заложенность носа с незначительными выделениями. Меры профилактики и защиты Чтобы оградить себя и своих близких от заболевания гриппом и его тяжелых последствий, следует предпринимать определенные меры предосторожности и защиты. К ним относятся: Вакцинация- основной и наиболее эффективный метод профилактики. И хотя она не гарантирует стопроцентную защиту от гриппа, но благодаря вакцине заболевание либо предупреждается еще до его начала, либо протекает легко и без осложнений. Иммунитет к вирусу сохраняется от полутора до 8- 10 месяцев. Неспецифическая профилактика заболевания гриппом. Она подразделяется на экстренную и сезонную профилактику. Экстренная неспецифическая профилактика проводится, как правило, в течение ограниченного периода времени( 7- 10 дней) с момента контакта с больным гриппом человеком дома или на работе. Для сезонной неспецифической профилактики характерен прием лекарственных препаратов, повышающих сопротивляемость организма к инфекции за месяц до начала сезонного подъема заболеваемости гриппом и на протяжении всей эпидемии, т. е. в течение 4- 6 недель. К препаратам сезонной профилактики относятся различные неспецифические лекарственные средства. Это иммуномодуляторы( препараты женьшеня, элеутерококка, эхинацеи, иммунал, и др. ) , лекарственные средства стимулирующие выработку в организме интерферона( дибазол, но- шпа, циклоферонм и др. ) , витамины групп А, С и Е( антиоксидантный комплекс или антиоксикапс) . Самостоятельный прием препаратов для экстренной и сезонной профилактики недопустим. Он назначается только лечащим врачом с учетом индивидуальных особенностей организма пациента. Применение немедикаментозных методов Они будут эффективны, если человек пользуется ими регулярно, ведет активный и здоровый образ жизни. Закаливание- физические упражнения, воздушные ванны, влажные обтирания, обливание рук и ног холодной водой, контрастный душ- надежные защитники от гриппа и ОРВИ. Носить одежду соответственно погоде, но не кутаться, не ходить с непокрытой головой и в легкой обуви. Избегать нахождения в местах скопления людей в период эпидемии, а если это невозможно, то перед выходом из дома необходимо смазывать носовые ходы оксолиновой мазью. При кашле и чихании прикрывайте рот и нос одноразовыми носовыми платками. После использования выбрасывайте платок в мусорную корзину. Тщательно и часто мойте руки водой с мылом, старайтесь не прикасаться к своему роту и носу, глазам. Стараться в этот период не посещать массовые мероприятия, особенно те, которые проводятся в помещениях. Меньше пользоваться городским транспортом, ходить в гости и т. д. Сбалансированное питание- ежедневное использование в рационе свежих овощей и фруктов, лука и чеснока. Ежедневные прогулки на свежем воздухе, проветривание помещений дома и на работе. Консультация( январь 2016) «Самостоятельность ребёнка. Её границы».       Часто, по разным причинам – из- за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – мы стремимся сделать все за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь?  Может ли ребенок быть самостоятельным?        Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства. Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.         Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей к школьному обучению. Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Оттого, насколько качественно и своевременно дошкольник будет подготовлен к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Среди качеств будущего школьника, исследователи особо выделяют самостоятельность ребёнка, т. к. она способствует развитию его личности в целом.      Как отмечал Л. А. Венгер, взрослые учат детей не деятельности, а только действиям. Чем это плохо? На уровне действия процесс всегда прекращается, а на уровне деятельности продолжается как творческий и самостоятельный. Только тогда мы получаем эффект развития.   C егодня ребёнок не мотивирован на реализацию разных видов деятельности, не ставит самостоятельных целей, а лишь по итогам проводимой с ним работы овладевает некоторыми способами действия. Самостоятельность ребёнка в деятельности проявляется при её выборе и осуществлении, при постановке целей, определении и разрешении задач; при обобщении и переносе способов действий, а не при послушном выполнении поставленного кем- то задания. C амостоятельный ребёнок – тот, который сам ставит себе цели и может их добиваться.    Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается одной из самых актуальных.    Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. В деятельности и в коллективе сверстников у дошкольника в первую очередь должны формироваться такие волевые черты характера, как самостоятельность, уверенность в своих силах, настойчивость, выдержка.  Самостоятельность обеспечивает:  Формирование самостоятельности дошкольника способствует развитию его личности в целом. Отличительной особенностью самостоятельности детей старшей группы является ее организованность. Инициатива ребят направляется уже на то, чтобы действовать по- своему, т. е. вопреки требованиям взрослых. Дети старшего дошкольного возраста могут и умеют направлять свою инициативу на то, чтобы лучше и быстрее выполнять порученное им или задуманное ими дело в соответствии с требованиями старших.    Ребёнка, который ещё слабо владеет нужными навыками, следует чаще упражнять в трудовых действиях; неуверенного надо поддержать, убедить, что неудача временная, и если постараться, то всё получится. Робких, безынициативных нужно чаще ставить в такие условия, когда они сами должны будут находить выход из создавшегося положения, проявлять самостоятельность. Детей, постоянно стремящихся стать лидерами, следует вовлекать в такие ситуации, в которых они оказывались бы в подчинённом положении, объединять для работы с теми, кто умеет не только трудиться, но и быть хорошим организатором.    Чтобы дети старшего дошкольного возраста научились по собственной инициативе находить применение своим силам, следует  на первых порах давать им конкретные  задания, поручения, например, вылить воду из мыльниц и положить просушить, стереть пыль со шкафов, вымыть комнатные растения. Такие задания нужно давать детям до тех пор, пока они не научились выполнять их самостоятельно. В дальнейшем руководство  ребят должно состоять в том, что взрослый, не приказывая им прямо, но учитывая их знания, умения, опыт, побуждает их самих подумать, что и как нужно сделать. Так у детей формируется наблюдательность, сообразительность, внимательность.    Необходимо учить дошкольников в процессе труда общаться спокойно, дружелюбно, вежливо не только при взрослых, но и в их отсутствие. Дети должны уметь контролировать свое поведение, оценивать поступки, доброжелательно и правильно на них реагировать. Взрослый  постоянно напоминает, как нужно себя нести, объясняет, выносит порицания. Но следует помнить, что нравоучительными беседами на этические темы злоупотреблять не следует, так как это вызывает у детей негативное отношение к взрослому. Лучше использовать положительные примеры поведения детей, художественную литературу. Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять следующие виды работ:  1. Содержать в порядке свои игрушки, настольные игры; протирать их сырой тряпкой; мыть некоторые игрушки( целлулоидные, резиновые) .  2. Протирать мебель( вместе с кем- то из взрослых) .  3. Стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи( носовые платки, носки, ленточки) , салфетки для хлебницы и т. п.  4. Накрывать на стол, убирать посуду после еды; мыть ложки, чашки и другую посуду после завтрака.  5. Подметать сырым веником пол в комнате, небольшой метлой дорожку во дворе.  6. Помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить варёный картофель, резать варёные овощи для винегрета, мыть овощи, делать пирожки, печенье; собирать и чистить ягоды.  7. Оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: повесить или снять с верёвки небольшое по размеру бельё, помочь нести сумку с покупками, покупать хлеб, принести, отнести вещь, поднять упавшую.  8. Приносить воду в небольших ведёрках, колотые дрова.  9. Проявлять заботу о младших брате, сестре( помогать одеваться, гулять, играть, спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение) .  10. Оказывать внимание и помощь бабушке, дедушке, маме и папе, пожилым людям. Консультация для родителей( март 2017г. ) «Безопасные шаги на пути безопасности на дороге» Что должны знать родители о своем ребенке.         В 3- 4 года ребенок может отличить движущуюся машину от стоящей, но он уверен, что машина останавливается мгновенно.         В 6 лет- боковым зрением он видит примерно две третьих того, что видят взрослые; не умеет определить, что движется быстрее: велосипед или спортивная машина; не умеет правильно распределять внимание и отделять существенное от незначительного.         В 7 лет- более уверенно отличает правую сторону дороги от левой. Что должны и чего не должны делать сами родители при движении? Не спешите, переходите дорогу всегда размеренным шагом. Выходя на проезжую часть, прекратите разговаривать- ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться. Не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора, переходить нужно только на зеленый свет. Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход». Из автобуса, такси выходите первыми. Привлекайте ребенка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т. д. Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части. Не выходите с ребенком из- за машины, не осмотрев предварительно дороги. В автомобиле обязательно пристегнитесь ремнями; ребенка посадите на самое безопасное место: в специальное кресло, в середину или на правую часть заднего сиденья. Не будьте агрессивны по отношению к другим участникам движения. Вместо этого объясните ребенку конкретно, в чем их ошибка. Используйте различные ситуации для ознакомления с правилами дорожного движения. Рекомендации для родителей. При выходе из дома: сразу обратите внимание ребенка на движение транспортных средств у подъезда и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, велосипед; если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь- нет ли за препятствием опасности. При движении по тротуару: придерживайтесь правой стороны тротуара; не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части; крепко держите малыша за руку; приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом со двора; разъясните ребенку, что забрасывание проезжей части камнями, стеклом и т. п. , могут привести к несчастному случаю; при движении группы ребят учите их идти в паре, выполняя все ваши указания или других взрослых, сопровождающих детей. Готовясь перейти дорогу: остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть; привлеките ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге; подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей 4 учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства; не стойте с ребенком на краю тротуара; обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у автомобиля; неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции. При переходе проезжей части: переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестке по отмеченной линии- зебре; не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом; не переходите дорогу наискосок; подчеркивайте, показывайте и рассказывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы, что это делается для лучшего наблюдения за транспортными средствами; не торопитесь переходить дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых, нужный автобус. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно; не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг; объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома; При движении автомобиля: приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье; не разрешайте сидеть рядом с водителем, ; объясните, что при резкой остановке или столкновении сила инерции «бросает» сидящего вперед и он ударяется о стекло передней панели; этого достаточно, чтобы пассажир погиб или был сильно ранен; не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять  на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло или панель; не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра. При посадке и высадке из общественного транспорта: выходите впереди ребенка, так как малыш может упасть подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной его остановки: ребенок как и взрослый, может оступиться и попасть под колеса; не садитесь в общественный транспорт в последний момент при его отправлении( вас может прижать дверьми) ; научите ребенка быть внимательным в зоне остановки- особо опасном месте для него. При ожидании общественного транспорта: стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии- на тротуаре или обочине. При проезде в общественном транспорте: приучите ребенка крепко держаться за поручни, чтобы при торможении он не получил травму от удара; объясните ребенку, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только при полной его остановке. Советы психолога.         Дошкольник не понимает опасности, которая подстерегает его на улице. Поэтому ребенок не должен самостоятельно ходить по улицам и переходить дороги. У ребенка другие особенности слуха и зрения. Ему сложно определить, с какой стороны исходит звук. Услышав сигнал автомобиля, он может сделать роковой шаг навстречу опасности.         Ребенок не умеет эффективно использовать периферическое зрение и полностью «выключает» его, когда перебегает дорогу, фокусируясь на каком- либо предмете. Он считает, что если он видит  автомобиль, то водитель тоже его видит и остановится. Ребенок не может определить. Близко или далеко находится автомобиль, быстро он едет или медленно. " Как измерить талант" . ( а прель 2017) Известно, что каждый ребёнок талантлив. Но возникает вопрос: в чём? Как выявить его личную одарённость? Предлагаемая система обследования ориентирована на выявление способностей ребёнка уже с пяти лет. Преимущество этой системы состоит в том, что она достаточно проста и может проводиться не только педагогами, но и родителями. Ребёнок имеет музыкальный талант, если он:         Любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно прослушать музыку;         Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;         Если поёт или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувств и энергии, а также своё настроение;         Сочиняет свои собственные мелодии;         Научился или учится играть на каком- либо музыкальном  инструменте. Артистический талант проявится у ребёнка, если он:         Часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами, движениями;         Стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чём- то рассказывает;         Меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;         С большим желанием выступает перед аудиторией, причём стремится, чтобы его зрители были взрослые;         С удивляющей лёгкостью «передразнивает» чьи- то привычки, позы, выражения;          Пластичен и открыт всему новому;         Любит  и понимает значение красивой или характерной одежды. Художественные способности ребёнка проявятся в том случае, если он:         Не находя слов или захлёбываясь, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;         В своих рисунках или картинах отражает всё разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не « зацикливается » на изображении чего- то вполне удавшегося;         Серьёзно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьёзным, когда его внимание привлекает какое- либо произведение искусства или пейзаж;         Когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;     Стремится создать какое- либо произведение, имеющее очевидное, прикладное значение – украшение для дома, одежды или что- нибудь подобное;         Не робеет высказывать своё мнение о классических произведениях, причём может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.  Информация, полученная в ходе обследования, поможет вам выяснить, к каким видам деятельности предрасположен ребёнок. Необходимо знать: талант имеет свойство долгое время вести «скрытый образ жизни». Поэтому, чтобы отследить динамику развития ребёнка, диагностику следует повторять неоднократно.         Консультация «Детский рисунок- ключ к внутреннему миру ребенка»( апрель 2017)   Все дети без исключения любят рисовать. Рисуют дети то, что видят вокруг себя, что любят, о чем мечтают. Поэтому любой детский рисунок можно считать, как говорят психологи, проективным, то есть отражающим внутренний мир и переживания ребенка. Рисунок, который появляется на листке бумаги, под рукой юного творца отображает его природное стремление выражать «себя» и свой внутренний мир во внешнем мире. Понаблюдайте за тем, насколько ваш рисующий ребенок увлечен тем, что делает. Он уходит всем своим существом в то, что делает. Он в этот момент сконцентрирован на все 100% на самом процессе. Его детская творческая энергия направлена на лист бумаги. И он не замечает несовершенств, которые нам взрослым очевидны. Мы смотрим на рисунок ребенка критически, а сам ребенок – нет. Он радуется самому творению, он и лист бумаги – одно целое. Ребенок еще не разделен со своим творениями, он живет тем, что делает. Попробуйте позвать ребенка к столу в тот момент, когда он творит, и вы поймете, чем ребенок отличается от взрослого. Ребенок играет в игру, и он весь в этой игре. Он увлечен, и вырвать его из- за какой- то мелочи( например, обедать) бывает нелегко. При этом ребенку нет нужды в совершенных игрушках, или совершенных красках, карандашах. Он творит из всего, что у него есть под руками. Вы наблюдали за тем, как ребенок рисует по песку? Вы же знаете, что ребенку важно рисовать, и при этом сгодятся и обои в вашей спальне! Он творит! Он выражает свое творческое начало, и ему неважно на определенном этапе, кто оценит его труд! Потом, если критиков будет много его творчеству, он закроется, он наработает тысячу комплексов, с которыми пойдет во взрослую жизнь. Но до того как взрослые критики, успеют насадить в его чистое сознание «как правильно» и «как неправильно», он, творя, летает на крыльях радостного удовольствия самим процессом. И очень важно взрослым не мешать ребенку. Важно помочь раскрыться ему еще больше, еще эмоциональнее выражать себя на листке бумаги. Потому что, если ребенок освоит в детском возрасте, вкус творчества и концентрации на том, что он делает, вкус к сосредоточению, то и во взрослой жизни он будет парить на крыльях самого процесса творения своей жизни. Ребенок творит свой мир на бумаге, и через игры. Взрослый творит свой мир через взрослые игры и «взрослые» рисования на холсте реальности своими мыслями и эмоциями. Помогите ребенку расти! Как? Не мешаете ему творить свой мир. Его внутренняя система руководства подсказывает ему как ему жить. Ваша задача, как взрослого, помочь ему раскрыться, словно бутон раскрывается в цветок. Внутри бутона уже есть сам цветок, только бутон еще не раскрыл потенциал красоты цветка. Так и ваш ребенок, он как бутон в себе содержит весь потенциала Человека с большой буквы. И, если ему не мешать своими взрослыми «ограничениями» и страхами, он достигнет наивысшего потенциала в своей жизни. Рисунок помогает ему осваивать такие процессы, как сосредоточение и концентрация на реальности жизни, которые так не хватает взрослому человеку. Очень часто родители критикуют качество детского рисунка: «не похоже», «криво», «так не бывает» — вместо того чтобы подумать над бесценной информацией, которую несет любой детский рисунок. Дело в том, что дети не обладают способностью излагать сложные эмоции словами. Если малыш чего- то боится, он говорит: «Мне страшно», а если он испытывает горечь от несправедливости, чувство вины, ощущение ненужности и тому подобные эмоции, он просто плачет. И вы хоть на уши встаньте, но не добьетесь от него, ни слова по этому поводу. Но если вы дадите лист бумаги и попросите что- нибудь нарисовать, то, вполне возможно, получите ответ на вопрос. Итак, ваш ребенок нарисовал рисунок. Сосредоточьтесь на сюжете. Дети рисуют то, что их волнует. Если ребенок рисует героев своих любимых книг или фильмов — замечательно. Это его первое предпочтение, привязанность. Такие дети легко увлекаемы, и это можно использовать в обучении. Если в рисунках много животных — это может говорить о чувствительности и ранимости. Дети часто отождествляют себя со зверями. По тому, какое настроение у животного на картинке, можно судить о душевном комфорте малыша. Технику рисуют мальчишки. И это совершенно нормально. Рисунки сражений могут говорить о том, что ребенок выплескивает свою природную мужскую агрессию. А вот сцены убийств, насилия и катастроф скорее расскажут о страхах ребенка. Если сюжет повторяется довольно часто, то страх может быть стойким и надо посоветоваться с психологом. Если же эпизодический, после просмотра боевика или криминального сюжета из новостей, — это вполне естественное проявление тревожности. Обратите внимание на цвета. Психически здоровый ребенок использует яркую гамму и по назначению: солнце желтое, небо синее, трава зеленая. Если превалирует красный, мы можем сказать, что ребенок очень активный, возможно, даже агрессивный. Синий — грусть, возможно, ребенок скучает по кому- то из близких. А вот черный цвет и штриховки, рвущие бумагу, могут говорить о страхе, отгороженности, подавленности. Если большинство рисунков окрашены в черное — обязательно посоветуйтесь со специалистом. Детское рисование в своем развитии проходит несколько определенных общих этапов. Характерно, что дети, воспитывающиеся в условиях разных культур, в своих рисунках обязательно проходят стадии «марания», « головоногов » и т. п. Рисунки детей разных народов, но одного возраста поражают удивительным сходством. В этой связи возникает ряд вопросов. Во- первых, почему и зачем дети рисуют? Во- вторых, почему на определенном этапе изобразительная деятельность переживает бурный расцвет, а затем интерес к рисованию( также в определенном возрасте) внезапно угасает? В- третьих, чем обусловлено существование этого ограниченного во времени периода детского рисования и наличие внутри него сменяющих друг друга этапов? По мнению некоторых специалистов, изобразительная деятельность имеет особый биологический смысл. Детство- период интенсивного становления физиологических и психических функций. Рисование при этом играет роль одного из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики. Консультация для родителей. ( ф евраль 2017) «Интересные  формы совместного отдыха родителей и детей» Часто возникает вопрос, как организовать совместный отдых с детьми, какой деятельностью можно заняться совместно с малышом вечером или в выходные дни. Можно использовать следующие формы совместного отдыха родителей н детей: Совместная интеллектуальная деятельность; интеллектуальные семейные игры( лото, домино) , разгадывание кроссвордов, ребусов, лабиринтов, загадок. Совместная творческая деятельность: ребенок и родители вместе придумывают и создают какой- либо творческий проект- оформление поздравления родственникам, подготовка квартиры к празднику, выполнение каких- либо художественных работ. Вы скажете когда вам этим заниматься, за домашними делами на это не хватает время. Однако, очень много времени вся семья проводит на кухне, а особенно женщины. Как вы думаете, можно ли там ребёнку найти занятие? Конечно. 1.  «Скорлупа от яиц»                                                     Раскрошить скорлупу на кусочки, которые ребенок легко может брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина- это фон, а затем предложите ребенку выложить узор или рисунок из скорлупы. 2.  «Тесто» Лепите все, что захочется. 3.  «Макаронные изделия» Выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета. 4.  «Манка и фасоль» Смешать некоторое количество, предложить выбрать фасоль из манки. 5.  «Горох» Пересыпать горох из одного стаканчика в другой. 6.  «Геркулес» Насыпать крупу в миску и зарыть в ней мелкие игрушки. Пусть малыш найдёт. 7.  «Различные мелкие крупы» Предложить ребёнку нарисовать крупой картинки. Для совсем маленьких – пересыпать крупу из миски в миску ложкой. 8.  «Венчик для взбивания» Налить в миску воды, немного шампуня и поставить в раковину. Поставьте ребенка на стул к раковине и пусть он взбивает мыльную пену. 9.  «Одноразовые стаканчики» Можно вставлять один в другой, делать пирамиды различной высоты. 10.  «Сухие завтраки- колечки» и т. п. Предложить выкладывать из них рисунки или нанизывать на шнурочки- бусы и браслеты. 11. Овощи и фрукты. Предложить назвать 5- 6 овощей, а потом закрыть глаза и узнать какого овоща( фрукта) не стало, можно предложить на ощупь достать и назвать овощ из кастрюли или сетки. Совместная трудовая деятельность: уборка в квартире, посадка и уход за комнатными растениями, благоустройство территории вокруг своего дома, выполнение работ на приусадебном участке, уход за домашними животными.         Важно в этом возрасте, чтобы дети не только имели ряд обязанностей, которые будут облегчать вам работу, но и чтобы сформировалась у него привычка на будущее. Для этого надо написать все дела, которые необходимо делать для того, чтобы поддержать дом в чистоте и уютном виде. Пишите всё, пригодятся даже такие мелочи, как «наполнить фильтр водой». С этой задачей успешно справится даже 3х летний малыш, он с гордостью будет наполнять фильтр и считать себя важным членом семьи. Примерный список обязанностей: Выбить маленький коврик у двери,                               Полить цветы на кухне Разобрать сумку с продуктами Выставить обувь, разбросанную по прихожей, Складывать, вечно разбегающиеся по дому карандаши Следить за тем, чтобы пульт от телевизора не покидал прикроватную тумбочку и др. Затем необходимо собрать семейный совет, где сообщить, что с этого момента вы хотите пересмотреть те дела, которые делаются дома. Предложите своим домочадцам( детям и мужу) , выбрать те дела, которые они будут делать. Обратите внимание, не нужно никого принуждать, вы ставите своих домочадцев перед фактом. Теперь у низ есть обязанности. И у них есть именно сейчас –в еликолепная возможность выбрать дело по душе. Совместная спортивная деятельность: посещение тренажерного зала, бассейна, спортивные занятия на стадионе всей семьей, семейные прогулки. Прогулки. Многие родители считают прогулку с ребёнком тяжкой обязанностью, пользу они видят лишь в том, что он подвигается, подышит свежим воздухом, в то же время дитя должно развиваться, для чего его за деньги водят в различные «центры развития» между тем развивать ребёнка можно прямо во время прогулки. Развивать его внимательность, наблюдательность, мышление и речь.         На что же можно обратить внимание ребёнка на прогулке?         1. Небо. Если ребёнок заметит, что небо похоже на лицо человека, крохе будет интересно смотреть на него, как оно меняется. Так, ребёнок узнает слова «хмурится», «мрачное», «светлое», «задумчивое». Цвет неба бывает очень красивым. Здесь меняют друг друга все возможные цвета и оттенки. Как обратить на них внимание ребёнка? Скажите ему: вот между этим домом и тем – это будет наше небо. Наше с тобой, понимаешь? Только никому не говори, это будет нашей тайной. Ну- ка посмотри, какое сегодня наше небо? Можно попробовать считать, сколько цветов на небе, называя их                                                                                                Облака, тучи на небе бывает разной формы и величины, часто они на что –т о похожи. ( рассматривание неба и определение на что они похожи) . Предложите ребёнку придумать имя фантастическому существу, а потом придумайте совместно сказку или историю про него( они то гонятся друг за другом, то мирно плывут, то словно спят. Но не мало интересного и на земле.         2. Идем в парк. Давайте подойдем к деревьям: сосна, ель, береза, рябина. А если их сфотографировать для коллекции? Собрать шишки, желуди, орехи, листья? Какой богатый материал для тактильных ощущений, сравнений по величине, игр из серии «Узнай по …» форме, цвету, запаху и т. д. А если вы сфотографируете малыша справа от березы, слева от рябины, под сосной, перед елью, за пальмой … Ч увствуете, мы рассматривая фотографии изучаем предлоги! И без сидения за партой, просто смотрим и находим себя на фото! Где ты? Я за, под, справа, слева.         3. Из собранного материала можно выложить геометрические фигуры, цифры, буквы.         4. Можно послушать шум ветра. Определить какой ветер: сильный, слабый. Мы не только развиваем слух ребенка, учим его наблюдать природу, но и успокаиваем его нервную систему. Для детей 4, 5 лет можно сделать карточки для «чтения». Небольшая фотография, а под ней название дерева, куста, цветка. Печатными или письменными буквами. Показывая фотографию со знакомым ребенку растением из его «коллекции прогулок» мы проводим пальцем по надписи и читаем. Например «БЕРЕЗА». А потом, предлагаем ребенку «прочитать». Узнавая изображение, слушая ваше чтение, малыш уверенно «читает»- БЕРЕЗА. Прочитав несколько раз для папы, мамы, тети Маши, Глаши и еще для 10 знакомых. Ребенок, во- первых – заражается желанием научится читать, во- вторых – запоминает начертание слова и находит его в других текстах.   5. Таким же образом можно наблюдать за птицами. Как они передвигаются, чем питаются, предложить сделать кормушки для птиц. У детей много вопросов: почему птицы в сильный мороз нахохливаются, надуваются? Это что, им помогает, им тогда теплее? Малыш удивится, узнав, что такая высокая температура, какая у него бывает при ангине, у птиц бывает всегда. Поэтому они и выдерживают сильные морозы.         6. Гуляя по улице рассмотрите дома. Они бываю: высокие, низкие, широкие, узкие, повыше, пониже, совсем низкие, очень высокие. Папы, можете сфотографировать, скачать в интернете логотипы всех марок машин. А потом, выходя на прогулку, предложите найти малышу ту или иную машину по логотипу.          7. Если ребенок нашел палку, не торопитесь ее выбрасывать. Найдите другую. Пусть малыш возьмет свою за концы, если ручки широко расставлены, значит палка – длинная, теперь дайте свою, ручки почти сошлись вместе – короткая. Вспомните мультфильм «38 попугаев», предложите ребенку измерить свою тень найденной палкой, сначала его, потом вашей. А потом можно померить еще чего- нибудь. Веселая математика и без принуждения.   Совместные подвижные, театрализованные и сюжетно- ролевые игры.                                                             Игры- прекрасный источник информации о личности ребенка. И процессе игры нужно внимательно наблюдать за поведением ребенка. В игре можно увидеть, как ребенок от начала до конца игры последовательно идет к цели, боится или не боится трудностей, может ли справиться с постигшей его неудачей, как справляется о проигрышем а игре. Организуйте дома условия для любимой сюжетно – ролевой игры Родителям при организации игр- театрализаций лучше брать хорошо известные детям сказки. Перед игрой желательно сказку еще раз перечитать, распределить роли между всеми членами семьи, продумать костюмы, отвести время на подготовку, пригласить зрителей.  Актуальные и настольные театры, которые можно сделать своими руками. ( п оказ разновидностей кукольного театра, сделанного своими руками. Консультация( декабрь 2016) «Грипп. Меры профилактики и защиты».     Здоровье Ваших детей – наша общая забота, поэтому в преддверие холодов предлагаю Вам предусмотреть защиту детей от такого грозного заболевания, как грипп. Для этого острого инфекционного заболевания характерны как тяжелое течение, так и частые осложнения. Осложнения могут возникать как результат самой гриппозной инфекцией, так и при присоединении бактериальной инфекции или обострении хронического заболевания, которым страдал больной прежде. . Следует помнить, что заболеваемость детей гриппом в России в среднем в 2, 6 раза выше, чем у взрослых. Наибольшая заболеваемость гриппом наблюдается у детей дошкольного и раннего школьного возраста, которые, к тому же, являются основными распространителями данной инфекции. Острые респираторные вирусные инфекции – наиболее частые заболевания у детей и иметь представление о них очень важно для родителей. При этих заболеваниях поражаются органы дыхания, поэтому они и называются респираторными. Виновниками острых респираторных вирусных инфекций могут стать более трехсот разновидностей вирусов и бактерий. Наиболее часто причиной заболеваний являются вирусы гриппа, парагриппа, аденовирусы, риновирусы, респираторно- синцитиальные вирусы. Наиболее часто «простудные» заболевания отмечаются у детей со сниженным или ослабленным иммунитетом, а также у имеющих многочисленные контакты в детских дошкольных учреждениях и школах.            Пути передачи инфекции: воздушно- капельный и бытовой( заражение через предметы обихода, туалетные принадлежности, детские игрушки, белье, посуду и т. д. ) . Вирус в воздухе сохраняет заражающую способность от 2 до 9 часов.   Восприимчивость к инфекции высока и зависит от состояния иммунитета человека. Возможно и повторное заболевание, что особенно часто отмечается у ослабленных детей. Продолжительность болезни зависит от тяжести заболевания, типа вируса, наличия или отсутствия осложнений.        Для гриппа характерно очень быстрое развитие клинических симптомов. Температура тела достигает максимальных значений( 39°С–40°С) уже в первые 24–36 часов. Появляется головная боль, которая локализуется преимущественно в лобно- височной области, боль при движении глазных яблок, светобоязнь, боль в мышцах и суставах, нередко возникает тошнота или рвота, может снижаться артериальное давление. Сухой болезненный кашель, заложенность носа появляются, как правило, через несколько часов от начала болезни. Типичным для гриппа является развитие трахеита, сопровождающееся болезненным кашлем в области грудины.        Самая большая опасность, которую влечет за собой грипп, в том числе все его штаммы — это возможные осложнения( обострение сердечных и легочных заболеваний, иногда приводящие к смертельному исходу) . У ослабленных и часто болеющих детей возможно развитие воспаления легких. Родители должны знать признаки, позволяющие заподозрить пневмонию у ребенка. Температура выше 38 градусов более трех дней, кряхтящее дыхание, учащенное дыхание, втяжение податливых мест грудной клетки при вдохе, посинение губ и кожи, полный отказ от еды, беспокойство или сонливость- это признаки, требующие повторного вызова врача.             Профилактика гриппа и ОРВИ В период эпидемий необходимо: —  соблюдать режим учебы и отдыха, не переутомляться, больше бывать на свежем воздухе, спать достаточное время и полноценно питаться; — делать утреннюю гимнастику и обтирание прохладной водой, заниматься физкультурой; — при заболевании родственников по возможности изолировать их в отдельную комнату; —  тщательно мыть руки перед едой, по возвращении с улицы, а так же после пользования общими предметами, если в семье есть заболевший( огромная часть микробов передается через предметы общего пользования — перила в транспорте, продукты в супермаркетах и, конечно, денежные банкноты) ; —  часто проветривать помещение и проводить влажную уборку, спать с открытой форточкой, но избегать сквозняков; —  ограничить посещение многолюдных мест( театров, кино, супермаркетов) и массовых мероприятий, где из- за большого скопления народа вирус очень быстро распространяется; —    в период эпидемии промывать нос и полоскать горло рекомендуется не реже 2- 3 раз в сутки.         Вакцинация- наиболее эффективная мера борьбы с гриппом. Введение в организм вакцины не может вызвать заболевание, но путем выработки защитных антител стимулирует иммунную систему для борьбы с инфекцией. Противогриппозные вакцины безопасны и обладают высокой эффективностью с точки зрения профилактики гриппа и развития осложнений. Вакцинация снижает частоту заболеваемости гриппом в среднем в 2 раза, у привитых в случае их заболевания оно протекает легче и не приводит к развитию осложнений.       Вакцины нового поколения разрешено применять как у взрослых, так и у детей. Вакцины подтвердили свою высокую результативность и отличную переносимость. Это особенно важно для детей с хроническими заболеваниями органов дыхания, сердечно- сосудистой системы, патологией центральной нервной системы.          Прививку против гриппа лучше проводить осенью перед началом гриппозного сезона, чтобы у человека выработался иммунитет. В среднем для обеспечения надежной защиты от гриппа требуется 2- 3 недели, а ослабленным людям - 1 – 1, 5 месяца. Прививка, сделанная в прошлом году, не защитит от гриппа, так как приобретенный иммунитет не продолжителен.              Общие принципы лечения гриппа и ОРВИ.    Необходимо отметить, что самолечение при гриппе недопустимо, особенно для детей и лиц пожилого возраста. Предугадать течение гриппа невозможно, а осложнения могут быть самыми различными. Только врач может правильно оценить состояние больного. Поэтому необходимо сразу вызвать врача. Лекарственные препараты должен назначить врач. Какие медикаменты нужны ребенку- решает врач в зависимости от состояния организма. Выбор и назначение лекарств зависят также от признаков и тяжести заболевания. Режим больного должен соответствовать его состоянию- постельный в тяжелых случаях, полупостельный при улучшении состояния и обычный- через один- два дня после падения температуры. Температура в комнате должна быть 20- 21 ºС, а во время сна- ниже; частое проветривание облегчает дыхание, уменьшает насморк. Не спешите снижать температуру, если она не превышает 38 °С, так как это своеобразная защитная реакция организма от микробов. Питание не требует особой коррекции. Если ребенок не ест, не надо настаивать- при улучшении состояния аппетит восстановится. Питьевой режим имеет немаловажное значение. Больной теряет много жидкости с   потом, при дыхании, поэтому он должен много пить: чай, морсы, овощные отвары. Растворы для приема внутрь, продающиеся в аптеках, лучше давать пополам с чаем, соком, кипяченой водой. Повторный вызов врача необходим в следующих ситуациях: сохранение температуры выше 38 °С в течение двух- трех дней после начала лечения, усиление беспокойства или чрезмерной сонливости, появление рвоты и нарушения сознания, появление признаков стеноза гортани или пневмонии. Больной должен быть изолирован сроком на 7 дней, в домашних условиях – в отдельной комнате.  Предметы обихода, посуду, а также полы протирать дезинфицирующими средствами, обслуживание больного проводить в марлевой повязке в 4- 6 слоев.

Консультация( январь 2016) «Самостоятельность ребёнка. Её границы».       Часто, по разным причинам – из- за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – мы стремимся сделать все за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь?  Может ли ребенок быть самостоятельным?        Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства. Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.         Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей к школьному обучению. Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Оттого, насколько качественно и своевременно дошкольник будет подготовлен к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Среди качеств будущего школьника, исследователи особо выделяют самостоятельность ребёнка, т. к. она способствует развитию его личности в целом.      Как отмечал Л. А. Венгер, взрослые учат детей не деятельности, а только действиям. Чем это плохо? На уровне действия процесс всегда прекращается, а на уровне деятельности продолжается как творческий и самостоятельный. Только тогда мы получаем эффект развития.   C егодня ребёнок не мотивирован на реализацию разных видов деятельности, не ставит самостоятельных целей, а лишь по итогам проводимой с ним работы овладевает некоторыми способами действия. Самостоятельность ребёнка в деятельности проявляется при её выборе и осуществлении, при постановке целей, определении и разрешении задач; при обобщении и переносе способов действий, а не при послушном выполнении поставленного кем- то задания. C амостоятельный ребёнок – тот, который сам ставит себе цели и может их добиваться.    Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается одной из самых актуальных.    Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. В деятельности и в коллективе сверстников у дошкольника в первую очередь должны формироваться такие волевые черты характера, как самостоятельность, уверенность в своих силах, настойчивость, выдержка.  Самостоятельность обеспечивает:  Формирование самостоятельности дошкольника способствует развитию его личности в целом. Отличительной особенностью самостоятельности детей старшей группы является ее организованность. Инициатива ребят направляется уже на то, чтобы действовать по- своему, т. е. вопреки требованиям взрослых. Дети старшего дошкольного возраста могут и умеют направлять свою инициативу на то, чтобы лучше и быстрее выполнять порученное им или задуманное ими дело в соответствии с требованиями старших.    Ребёнка, который ещё слабо владеет нужными навыками, следует чаще упражнять в трудовых действиях; неуверенного надо поддержать, убедить, что неудача временная, и если постараться, то всё получится. Робких, безынициативных нужно чаще ставить в такие условия, когда они сами должны будут находить выход из создавшегося положения, проявлять самостоятельность. Детей, постоянно стремящихся стать лидерами, следует вовлекать в такие ситуации, в которых они оказывались бы в подчинённом положении, объединять для работы с теми, кто умеет не только трудиться, но и быть хорошим организатором.    Чтобы дети старшего дошкольного возраста научились по собственной инициативе находить применение своим силам, следует  на первых порах давать им конкретные  задания, поручения, например, вылить воду из мыльниц и положить просушить, стереть пыль со шкафов, вымыть комнатные растения. Такие задания нужно давать детям до тех пор, пока они не научились выполнять их самостоятельно. В дальнейшем руководство  ребят должно состоять в том, что взрослый, не приказывая им прямо, но учитывая их знания, умения, опыт, побуждает их самих подумать, что и как нужно сделать. Так у детей формируется наблюдательность, сообразительность, внимательность.    Необходимо учить дошкольников в процессе труда общаться спокойно, дружелюбно, вежливо не только при взрослых, но и в их отсутствие. Дети должны уметь контролировать свое поведение, оценивать поступки, доброжелательно и правильно на них реагировать. Взрослый  постоянно напоминает, как нужно себя нести, объясняет, выносит порицания. Но следует помнить, что нравоучительными беседами на этические темы злоупотреблять не следует, так как это вызывает у детей негативное отношение к взрослому. Лучше использовать положительные примеры поведения детей, художественную литературу. Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять следующие виды работ:  1. Содержать в порядке свои игрушки, настольные игры; протирать их сырой тряпкой; мыть некоторые игрушки( целлулоидные, резиновые) .  2. Протирать мебель( вместе с кем- то из взрослых) .  3. Стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи( носовые платки, носки, ленточки) , салфетки для хлебницы и т. п.  4. Накрывать на стол, убирать посуду после еды; мыть ложки, чашки и другую посуду после завтрака.  5. Подметать сырым веником пол в комнате, небольшой метлой дорожку во дворе.  6. Помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить варёный картофель, резать варёные овощи для винегрета, мыть овощи, делать пирожки, печенье; собирать и чистить ягоды.  7. Оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: повесить или снять с верёвки небольшое по размеру бельё, помочь нести сумку с покупками, покупать хлеб, принести, отнести вещь, поднять упавшую.  8. Приносить воду в небольших ведёрках, колотые дрова.  9. Проявлять заботу о младших брате, сестре( помогать одеваться, гулять, играть, спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение) .  10. Оказывать внимание и помощь бабушке, дедушке, маме и папе, пожилым людям.

Оставить комментарий: