a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Картотека по лексической теме "Осень"

Опубликовано: 2016-10-03 06:41:57

Документы для скачивания

Лексическая тема ГЛАГОЛ приходить краснеть желтеть сохнуть опадать осыпаться хрустеть шелестеть шуршать кружиться опускаться отцветать собирать убирать запасать заготавливать мокнуть струиться лить собирать улетать кувыркать зимовать готовиться залегать прятаться линять засохнуть завянуть отцвести собрать вспахать вскопать посеять залечь заснуть ПРИЧАСТИЕ пожелтевший поникший опустевший опадающий опавший упавший шуршащий шелестящий высохший увядший моросящий улетевший моросящий улетающий улетевший засыпающий задремавший раскисший НАРЕЧИЕ осенью по- осеннему щедро богато празднично ярко прохладно хмуро пасмурно уныло грязно мокро сыро ветрено дождливо пусто ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ осень сентябрь школа ученик День знаний октябрь ноябрь природа листопад наряд убор убранство золото багрянец краска яркость грусть уныние печаль листва трава погода облако ДОЖДЬ зонт туча туман ветер сырость ненастье холод плащ дождевик куртка сапоги ботинки гриб грибник ягода сбор заготовка запас урожай сад огород поле озимь озимые стая клин перелет юг край подготовка спячка линька окраска насекомые паутина ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ осенний золотой волшебный косой грибной яркий красочный тусклый богатый щедрый скудный унылый грустный багряный изменчивый капризный проливной затяжной обильный Психогимнастика ■ ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ Покажите, какое у вас настроение в осенний, дождл и- вый и хмурый день. ■ ОБРАЗНЫЕ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ Какой вы себе представляете Осень? Изобразите ра н- нюю и позднюю Осень. У ранней Осени легкая поступь, веселое лицо, она радостная, щедрая, добрая и красивая. Поздняя Осень грустная, печальная, Зимой гонимая. Изобразите птиц, улетающих в теплые края. Прощае м- ся с улетающими птицами( выражение грусти и печали) . Передайте позой, мимикой и движением образы ж и- вотных, готовящихся к зиме: ежика, забравшегося в нор- ку; медведя, укладывающегося спать; белочку, собираю- щую грибы и шишки в свою кладовую. Изобразите дрожащую на ветру осинку; могучий дуб, который не боится ни дождя, ни ветра; плакучую иву, которой жалко расставаться со своей листвой. ■ ДЕЙСТВИЯ С ВООБРАЖАЕМЫМИ ПРЕДМЕТАМИ Придумайте действия, которые можно наблюдать в осе н- нюю пору: уборка урожая, сбор фруктов и др. ■ ОБЫГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ «Прогулка в лес». Пробираемся сквозь бурелом, встр е- чаем пугливого зайца, собираем чернику, бруснику и во- ронику. «Собираем грибы». Мы по лесу шли- шли- шли, подосиновик нашли, Положили в кузовок и дальше пошли. Мы по лесу шли- шли- шли, белый гриб нашли. . . Развитие мелкой моторики. Координация речи с движением Выполняйте действия и движения в соответствии со смыслом текстов стихотворений. Холодно. Осень. Пальцы мои Дружно ругают холодные дни. Пальчик- одуванчик( мизинчик) жалуется: — Ой- ой- ой! Холод- то какой! Указательный палец шепчет едва слышно: — Эх- эх- эх! А вдруг пойдет снег? Средний палец ворчит: — Ох- ох- ох! От ветра я оглох! Безымянныи палец кричит: — Ай- ай- ай! Солнце, вылезай! Здоровяк большой палец восклицает: — Ах- ах- ах! Жаль, я не в сапогах! Ух- ух- ух! Дайте мне кожух! Перевод с немецкого О. Асписовой Этот пальчик в лес пошел, Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик жарить стал, Этот пальчик все съел, Оттого и потолстел. Формирование лексико- грамматического строя речи ■ Синонимы Подберите близкие по значению слова — «слова- приятели». грусть — тоска, печаль, уныние богатый — щедрый, большой, обильный мрачная — унылая, невеселая, скучная яркий — красочный, разноцветный поникнуть — завянуть, увянуть, пожухнуть заготавливать — запасать, собирать ■ АНТОНИМЫ Назовите слова, противоположные по значению, — «слова- неприятели». ранняя — поздняя ясная — пасмурная веселая — унылая тусклый — яркий тихая — ветреная частый — редкий дождливая — солнечная скучная — веселая скудный — щедрый вянуть — расцветать засыпать — просыпаться висеть — падать ■ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА Послушайте и повторите слова. Какая общая часть есть в родственных словах? лист, листок, листочек, листопад СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ■ ОБРАЗОВАНИЕ С УЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ПОМОЩЬЮ СУФФИК СОВ Скажите ласково. гриб — грибок, грибочек ягода — ягодка масленок — масленочек брусника — брусничка боровик — боровичок клюква — клюковка ■ ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ Составьте новое слово из двух. Явление, когда падают листья, называется( листопад) . Земля, которая дарит плоды( плодородная) . ■ УСВОЕНИЕ КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ Ответьте на вопросы. Какое самое щедрое время года? Когда погода изменчивее — летом или осенью? В какое время года тучи мрачнее? ■ ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВОК Составьте новые слова. СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ Имя существительное ■ ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО СУЩЕСТВИ ТЕЛЬНЫХ В ИМЕНИТЕЛЬНОМ И РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖАХ «Один — много». один гриб — грибы — много грибов одна ягода — ягоды — много ягод одна стая — стаи — много стай Ответьте на вопрос. Без чего не бывает осени? ( Без грибов, ягод, урожая, золотых листьев, дождей. ) ■ ПРЕДЛОЖНО- ПАДЕЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ Сочините чистоговорки со словом листопад. Пад- пад- пад, наступает( листопад) . Пада- пада- пада, не будет осени без( листопада) . Паду- паду- паду, дети рады( листопаду) . Падом- падом- падом, грусть приходит с( листопадом) . Паде- паде- паде, зимой забудем мы о( листопаде) . Сочините чистоговорки со словами школа, грибы, брусника, урожай. Закончите предложения. В лес ходили за( грибами, волнушками, моховиками, ягодами, брусникой, орехами и т. д. ) . В лесу видели( ели, сосны, березы, белочку, зайца, грибы и т. д. ) . ■ РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Ответьте на вопросы. О каких дарах осени можно сказать мой, твой, наш? ( Урожай, гриб, орех, гранат, виноград. ) Название каких ягод подходит к словам моя, твоя, наша? ( Брусника, черника, клюква, ежевика, клубника. ) Как правильно сказать— мое или мои поле, облако? ( Мое поле, облако. ) О каких словах, относящихся к осени, можно сказать мои, твои, наши? ( Цветы, грибы, запасы, заготовки. ) ■ СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ, ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ И ПРИЧАСТИЯМИ Сосчитайте грибы. два( подосиновика) пять( волнушек) три( моховика) четыре( сыроежки) семь( подберезовиков) семь( лисичек) Подберите слова. осенний( день, месяц, урожай, сад, лес, парк, лист, дождь) осенняя( погода, природа, листва, пора, одежда, лин ь- ка, обувь) осеннее( солнце, утро, пальто, настроение) осенние( месяцы, дни, листья, деревья, дороги, поля) Исправьте ошибку. пожелтевший, опавший( листья) раскисшая( дороги) опустевший( леса, сады, парки) улетающие( птица) Имя прилагательное ■ ИЗМЕНЕНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО РОДАМ И ЧИСЛАМ Ответьте на вопросы какой? какая? какое? какие? Лист( какой? ) ( золотой, красный, бордовый, багряный, желтый, сухой, пожухлый) . Дождь( какой? ) ( холодный, косой, частый, проливной, затяжной, густой, мелкий, грибной) . Урожай( какой? ) ( богатый, щедрый, большой, обил ь- ный, плохой, скудный) . Осень( какая? ) ( ранняя, поздняя, золотая, сказочная, красивая, волшебная, яркая, разноцветная, нарядная, б о- гатая, грустная, сухая, сырая, холодная, унылая, щедрая) . Погода( какая? ) ( пасмурная, хмурая, дождливая, неу с- тойчивая, изменчивая, капризная, ветреная, ясная, холод- ная, осенняя) . Солнце( какое? ) ( тусклое, холодное, неяркое) . Поле( какое? ) ( пустое, мрачное, черное, широкое, ра з- дольное) . Деревья( какие? ) ( яркие, красочные, золотые, нарядные, ярко- красные, разноцветные, темные, голые, унылые) . Глагол ■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМ Е- НАМ Неопределе н- ная форма Единственное и множес т- венное число настоящего времени Прошедшее время Будущее время приходить приходит, - я т приходил будет приходить краснеть краснеет, - ю т краснел будет краснеть желтеть желтеет, - ю т желтел будет желтеть сохнуть сохнет, - у т сох будет сохнуть опадать опадает, - ю т опадал будет опадать ■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ СОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕНАМ Неопределенная форма засохнуть Прошедшее время засох Будущее время засохнет- у т завянуть завял завянет, - у т отцвести отцвел отцветет, - у т собраться собрался соберется, - у тся подготовиться подготовился подготовится, - я тся Какого слова не хватает? готовятся к отлету( птицы) . Ветер гонит( тучи) . С деревьев осыпались( листья) . Засохли( травы) . Шуршит под ногами( листва) . Осенью убирают( урожай) . Ответьте на вопросы. Что собирают осенью в лесу? ( Осенью в лесу собирают грибы и ягоды. ) Какие овощи выросли у вас на даче? ( На даче у нас выросли огурцы и помидоры. ) Что сделает мама с овощами и фруктами? ( Законсе р- вирует, замаринует, высушит, посолит. ) Что будут делать люди осенью в садах? ( Собирать ур о- жай, сжигать сухие листья. ) - СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ «Разговор осенних листьев». Говорите и выполняйте. Что я делаю? ( Я кружусь, опускаюсь, падаю. ) Что мы делаем? ( Мы кружимся, опускаемся, падаем. ) Спросите у листочка. ( Ты кружишься, опускаешься, падаешь? ) Скажите, что листок делает. ( Он кружится, опускае т- ся, падает. ) Что листья делают? ( Они кружатся, опускаются, п а- дают. ) ■ ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ Придумайте пожелания и советы людям в осеннюю пору Готовьтесь к зиме! Запасайте на зиму ягоды. Сушите грибы. Утепляйте окна. Соберите урожай. Вскопайте огород. Сгребите упавшие листья в саду. Сожгите сухие листья. Побелите стволы фруктовых деревьев. Готовьте зимнюю одежду. ■ СОЧЕТАЕМОСТЬ ГЛАГОЛОВ С НАРЕЧИЯМИ Исключите лишнее слово. Осенью бывает( редко, прохладно, уныло) . Дожди идут( часто, красиво, изредка, ежедневно) . В лесу бывает( тихо, ветрено, сыро, заунывно) . Игры со звуками, буквами и словами( Задания выполняются с использованием наглядного материала. ) Назовите первый звук в словах ноябрь, прохлада, баг рянец, заготовка, спячка. Как называются эти звуки? ( Согласные твердые звуки. ) Какой последний звук слышится в словах осень, сен тябрь, грусть, печаль? Как называются эти звуки? ( Со гласные мягкие звуки. ) Какие гласные звуки слышатся в середине слов сбор, клин, парк? ( о, а, и) Назовите пять слов, относящихся к осени, в которых есть звук р' . ( Сентябрь, октябрь, ноябрь, наряд, багря нец, перелет, гриб, грибник. ) Назовите пять слов, в которых есть звук к. ( Октябрь, подготовка, спячка, линька, кокон. ) Какого звука не хватает в словах. . . сень( о) , . . . исто пад( л' ) ? Вставьте пропущенные гласные буквы в слова сб. . . р( о) , з. . . пас( а) , гр. . . стъ( у) . Вставьте пропущенные согласные буквы в слова. . . ен тябръ( с) , о. . . т ябръ( к) , . . . оябрь( н) , . . . рибник( г) , . . . апас( з) . Составьте слово из «рассыпанных» звуков: н' , о, с' , э( осень) , а, ш, л, к, о( школа) , у, к, т, р, а, к( куртка) . Определите количество согласных звуков в каждом слове. «Разбросайте» звуки в словах зонт, листва. Назовите гласные звуки каждого слова. Замените в словах блин, заряд, узор один звук( одну букву) . Какие новые слова получатся? ( Клин, наряд, убор. ) Какого слога не хватает в словах. . . топад( лис) , про- х. . . д а( ла) , . . . утина( па) , заго. . . вка( то) ? Угадайте слова по перепутанным слогам: сень- о( осень) , ки- крас( краски) , сы- па- за( запасы) . «Слово в слове». Найдите новые слова в следующих словах: яркость( кость, сок, ток) , ягоды( год, яд, дог) , кокон( окно) , листопад( лист, сито Развитие познавательных процессов( Задания выполняются с использованием наглядного материала. ) ■ РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ Какие звуки можно услышать осенью в природе? Чем пахнет осенью в лесу, фруктовом саду и парке? Что в «мешочке»? Угадайте дары осени на ощупь. Разложите осенние листья по коробкам разного цвета. Кто больше назовет предметов оранжевого, желтого, крас ного цвета, которые встречаются осенью? Подберите по форме. Подберите листья деревьев, ово щи и фрукты, соответствующие по форме геометрическим фигурам. Известно, что подосиновик находится справа от подбе резовика и слева от лисички. Где находится подосино вик? ( Между подберезовиком и лисичкой. ) Положите бо ровик так, чтобы он оказался слева от моховика. Положите березовый листок между рябиновым и осино вым. Какой листок оказался справа от березового листка? Разложите плоды шиповника, ореха, ягоды рябины и калины так, чтобы шиповник оказался между орехами и рябиной. ■ РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ Игра « Во саду ли, в огороде». Поднимите руку, если названное растение растет в го роде, хлопните в ладошки, если — в саду. Игра «Растет — цветет». Называются слова, обозначающие предметы животного и растительного мира. Дети поднимают руку, если назван ный предмет соответствует слову растет, и хлопают в ла доши на сигнальное слово цветет. Трава, георгин, астра, свекла, морковь, медведь, кошка, рябина и т. д. Игра «Я — не я». Произносятся фразы, а дети отвечают: «И я» или «Не я». Я люблю собирать грибы. Я люблю есть сырые грибы. Я люблю виноград. Я люблю помидоры. Я люблю грызть морковь. ■ РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ Цепочка слов. Подберите слова, которые относятся к осени. ( Листо пад, прохлада, линька, стая, спячка и т. д. ) Кто знает, пусть продолжает. Я знаю такие грибы: подосиновик, подберезовик, мо ховик. . . Я знаю такие ягоды: брусника, черника, клюква, ря бина, калина. . . Игра «Телефон». Пять- шесть слов, отражающих явления осени, переда ются друг другу шепотом. Какие слова ты услышал? Послушайте, запомните и повторите. Запоминание и последующее воспроизведение слов стая, караван, линька, спячка, запасы. Слова- подсказки: гуси, журавли, белка, медведь, заяц. Кто внимательный? Разложите картинки( плоды и листья деревьев) в за данной последовательности. Назовите расположение пред метов, созерцаемых в течение 10 секунд. ■ РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ Н азовите одним словом. Волнушка, сыроежка, шампиньон, боровик, опенок — это( грибы) . Какое время года можно описать такими словами: ран няя, золотая, сказочная, волшебная? Это( осень) . ■ ПОИСК ОБЩИХ ПРИЗНАКОВ И РАЗЛИЧИЙ Что общего между ковром и осенним лесом; ягодами рябины и бусами; крылаткой клена и вертолетом; желу дем и грибом; орехом и яйцом; зонтиком и грибом? Чем они отличаются? ■ УСТАНОВЛЕНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПРЕД МЕТАМИ Игра «Бывает — не бывает». Зацвели сады. Листья желтеют, краснеют и опадают. С юга вернулись птицы. Ежик проснулся после спячки. Дети катаются на коньках. В садах созрели яблоки. На болоте покраснела клюква. Подумайте и скажите. Почему так назвали грибы: мухомор, масленок, мохо вик, подберезовик, лисичка? ■ РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ «Голоса Природы». Придумайте диалоги. Какой разговор могут вести между собой Осень и Лето? О чем говорят между собой Деревья, Цветы и Трава осе нью? Чем хвасталась Рябина? О чем думает Мухомор, увидев Грибника? Что рассказал нам Подосиновик о сво их соседях? Что нам мог сказать Старый гриб? О чем разговаривали между собой Черника и Брусника? О чем говорят Ласточки, собираясь в стаи? Что говорят Дятлы улетающим Журавлям? Какой разговор ведут Ворона и Воробей? О чем разговаривают Белочка с Зайчиком, гото вясь к зиме? О чем беседуют Медведь с Ежиком перед зимней спячкой? Какую весть принес Ветер из Арктики? Сочините чистоговорки. Нику- нику- нику, нику- нику- нику, собирали там( брус нику) . Лоте- лоте- лоте, лоте- лоте- лоте, растет клюква на( бо лоте) . Са- са- са, са- са- са, стала серенькой( лиса) . Ведь- ведь- ведь, ведь- ведь- ведь, на юг отправился( мед ведь) . Лок- лок- лок, лок- лок- лок, медведь мой мячик( уволок) . Развитие диалогической речи Ответьте на вопросы. Задайте друг другу вопросы по теме «Осень». Составьте мини- диалоги. После какого времени года наступает осень? Как вы догадались, что наступила осень? Назовите осенние ме сяцы. Как называется первый месяц осени? Какой пос ледний месяц осени? По каким признакам можно узнать раннюю осень? Почему раннюю осень называют «золо тая осень»? Кто красит листья осенью? ( Никто, они сами изменяют цвет. ) Почему осень называют щедрой? Чем нас радует осень? Что дарит людям осенью матушка- природа? Назовите дары сада и огорода. Что делают люди в садах и огоро дах ранней осенью? Какие запасы на зиму делают ваши мамы? Что дарит людям лес? Кто такие грибники? Какие съедобные грибы вы зна ете? Почему нельзя топтать несъедобные грибы? ( Эти грибы могут оказаться полезной пищей или лекарством для животных. ) Какие ягоды созревают осенью? Что можно пригото вить из ягод? Кто, кроме людей, употребляет ягоды в пищу? О чем нужно помнить, собирая ягоды в лесу? ( Нельзя собирать все ягоды, нужно оставить часть их для обитателей леса. ) Кем мы должны быть в лесу — гостями или хозяевами? Кто истинные хозяева леса? Чего мы не должны делать, чтобы не причинить вреда природе? Какие изменения происходят в природе в это время года? Чем отличается погода ранней осени от летней по годы? Какую одежду мы носим в начале осени? Когда бывает «бабье лето»? Чем отличаются эти дни от других дней осени? Какие дожди бывают ранней осенью? Поче му дождь назвали грибным? Как вы понимаете выраже ние «затяжные дожди»? Развитие диалогической речи Как ведут себя в эту пору перелетные птицы? Почему их так назвали? Какие птицы улетают на юг? Как вы узнаете, что они отправляются в теплые края? Какие птицы остаются зимовать? Как называют этих птиц? По чему воробьи, дятлы, вороны и некоторые другие птицы не улетают на юг? ( Потому что эти птицы могут найти себе корм в зимнее время. ) Какие звери делают запасы? Как готовится к зиме белка? Что запасают на зиму бобры? Почему зайцы не делают запасов на зиму? Что делает медведь ранней осе нью? ( Он много ест, чтобы сделать запас жира. ) Какие звери меняют окраску шерсти осенью и почему? Что та кое подшерсток? Зачем нужен теплый подшерсток лисе, волку, зайцу, оленю и другим зверям? Что происходит в природе поздней осенью? Чем по здняя осень отличается от ранней осени? Какая погода бывает поздней осенью? Какую одежду носят люди по здней осенью? Почему в эту пору не слышно пения птиц? Каким становится лес? Какие работы проводят люди в садах и огородах? Когда наступает предзимье — до или после осени? Какое настроение вызывает у вас осенняя пора? Ка кая осень вам больше нравится? Чем радует вас осень? За что вы любите осень? Какое время года наступит после осени? Стихи Прослушайте стихотворения. Повторите рифму. Расскажите, о чем идет речь в стихотворениях. ОСЕНЬ Ходит осень по дорожке, Промочила в лужах ножки. Льют дожди, и нет просвета. Затерялось где- то лето. Ходит осень, бродит осень, Ветер с клена листья сбросил. Под ногами коврик новый, Желто- розовый, кленовый. В. Авдиенко ОСЕНЬ Осень наступила, Высохли цветы, И глядят уныло Голые кусты. Вянет и желтеет Травка на лугах. Только зеленеет Озимь на полях. . . . Туча небо кроет, Солнце не блестит, Ветер в поле воет, Дождик моросит. . . А Плещеев* * * Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора. А Пушкин ОСЕНЬ Стало вдруг светлее вдвое, Двор, как в солнечных лучах, — Это платье золотое У березки на плечах. . . Утром мы во двор идем — Листья сыплются дождем, Под ногами шелестят И летят, летят, летят. Пролетают паутинки С паучками в серединке. И высоко от земли Пролетели журавли. Все летит! Должно быть, это Улетает наше лето! Е. Трутнева ОСЕНЬ Наступила осень. Пожелтел наш сад. Листья на березе золотом горят. Не слыхать веселых песен соловья, Улетели птицы в дальние края. А. Ерикеев Осень. Обсыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят; Лишь вдали красуются, Там, на дне долин, Кисти ярко- красные вянущих рябин. А. Толстой ОСЕНЬ Дождь, ДОЖДЬ Целый день Барабанит в стекла. Вся земля, вся земля От воды промокла. Воет, воет З а окном Недовольный ветер. Хочет двери он сорвать С о скрипучих петель. Ветер, ветер, не стучи В запертые сени! Пусть горят у нас в печи Жаркие поленья. Я. Аким Хмурая, дождливая Н аступила осень, Всю капусту сняли, Нечего украсть. Бедный зайчик прыгает В озле мокрых сосен, Страшно в лапы волку Серому попасть. . . Думает о лете, Прижимает уши. На небо косится, Неба не видать! . . Только б потеплее, Только бы посуше. . . Очень неприятно П о воде ступать. А. Блок Унылая пора, очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса. Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. А. Пушкин ОСЕНЬ Осень, осень, подожди Г нать по небу тучи, Лить холодные дожди, Сыпать град колючий! Мы еще не накупались, Не наплавались в реке, Мы еще не належались Н а горяченьком песке. Осень, осень, потерпи, Подожди немножко. Звонких птиц не торопи В дальнюю дорожку. Ветер, листья не гони П о аллеям парка. Пусть длиннее будут дни, Солнце светит ярко. Подожди немного, осень, Мы тебя об этом просим. Л. Яхнин ОКТЯБРЬ В октябре, в октябре Частый дождик на дворе. На лугах мертва трава, Замолчал кузнечик. Заготовлены дрова Н а зиму для печек. С. Маршак УЛЕТАЮТ, УЛЕТЕЛИ. . . Скоро белые метели Снег подымут от земли. Улетают, улетели, Улетели журавли. Не слыхать кукушки в роще, И скворечник опустел. Аист крыльями полощет — Улетает, улетел! Лист качается узорный В синей луже на воде. Ходит грач с грачихой черной В огороде по гряде. Осыпаясь, пожелтели Солнца редкие лучи. Улетают, улетели, Улетели и грачи. Е. Благинина Солнце на работе — Белочка в заботе. На сучок — Грибок, Да еще грибок — На другой сучок, Сушит, старается — Не подходи! Едой запасается: Зима впереди! А Чепуров ПЕРЕД ОТЛЕТОМ Листья кленов пожелтели, Огороды опустели, В балках лужи разлились, Птицы в стаи собрались. Говорит скворец соседу: — Улетаем в эту среду. Далеко на юг летим, Замерзать тут не хотим. Ты, воробышек, зимой Б ереги скворечник мой. — Что же, скворушка, лети. Осторожен будь в пути, От друзей не отставай, Край родной не забывай! . . Буду рад, коль скоро летом Б удешь ты моим соседом. Г. Ладонщиков Поле черно- белым стало: Падает то дождь, то снег. А еще похолодало — Льдом сковало воды рек. Мерзнет в поле озимь ржи. Что за месяц? Подскажи. ( Ноябрь) Загадки Отгадайте загадки. Нарисуйте отгадки. Несу я урожаи, Поля вновь засеваю. Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен и елочек. Я. . . ( осень) . Е. Карганова Пусты поля, мокнет земля. Дождь поливает. Когда это бывает? ( Осенью) Опустел фруктовый сад, Паутинки вдаль летят, И на южный край земли П отянулись журавли. Распахнулись двери школ. Что за месяц к нам пришел? ( Сентябрь) Все мрачней лицо природы, Почернели огороды, Оголяются леса, Молкнут птичьи голоса. Мишка в спячку завалился. Что за месяц к нам явился? ( Октябрь)

Оставить комментарий: