a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация "Почему ребёнок не говорит"

Опубликовано: 2014-06-25 12:29:14

Документы для скачивания

«Почему ребёнок не говорит »

Консультация для родителей

 

«Безусловно, правильно мы слышим только те звуки,

которые умеем правильно произносить»

 С. Бернштейн

 

Ребенок родился, сделал первый шаг, сказал первое слово. Его детская речь так умиляет. Но вот малышу уже 4,5 и, наконец, 6 лет, а речь его во многом остается детской. Теперь родители не умиляются, а огорчаются и не беспочвенно. На консультацию к логопеду нужно приходить как можно раньше. Логопеду проще всего помочь ребенку в период от 2 до 4 лет. Позже уже приходится исправлять неправильно сформированные звуки.

 Почему ребенок не научился говорить правильно?

Когда мы говорим, наш язык находится в постоянном движении. Эти движения не хаотичны, они строго упорядочены и при произнесении звука язык занимает определенное место. Произнесите, например, несколько раз подряд звук «ш» почувствуйте, как язык прижимается к небу за верхними зубами. Затем продвиньте язык назад в глубину рта. Звук «ш» зазвучит по иному, это не его место. Попробуйте еще раз произнести звук «ш», опустив язык за нижние зубы — получится звук «с», малейшее отклонение языка от правильного положения, и звучание звука становится нечистым.

При формировании звукопроизношения ребенок ведет поиск правильных положений языка. В силу чрезмерной подвижности языка, или наоборот, его вялости, движения языка несовершенны, не упорядочены, поэтому ребенок совершает множество замен одних звуков другими (сяпка-шапка, зяба-жаба, вапа-лапа). По мере роста мышцы языка становятся крепче, эластичнее, гибче. При помощи слуха звуки дифференцируются (различаются), язык находит правильные положения, ошибок в звукопроизношении становится меньше, двигательные навыки совершенствуются и переходят в автоматизм, и ребенок говорит чисто. Там, где подвижность языка остается вялой или напряженной, механизм автоматизма движения закрепляет неправильные положения. Поэтому ребенок и в пять, и в семь лет продолжает говорить как в два или три года, у него остаются проблемы со звуками.

 Почему язык бывает недостаточно подвижным?

Причины этого можно условно разделить на видимые и невидимые.

Видимые причины

  • различные врожденные или возникшие в результате травм расщелины неба, губ, деформации зубов;
  • неправильный прикус — верхняя или нижняя челюсть заметно выдается вперед;
  • короткая подъязычная уздечка.

В норме она составляет 1,5 см. Если у ребенка короткая уздечка, то она сдерживает движения язычка, которому необходим простор (он оказывается на «коротком поводке»). Но не спешите ее подрезать!Уздечка очень эластична (это ведь мышца) и от специальных артикуляционных упражнений прекрасно растягивается.

Невидимые причины

Как и все невидимое эти причины гораздо сложнее и коварнее: они затормаживают развитие речевых центров в коре головного мозга, как бы усыпляют их. Поступающие слабые сигналы задерживают речевое развитие ребенка, и он начинает говорить только после двух — трех лет. Если же не задерживают, то не способствуют достаточной для чистого произношения подвижности языка.

Невидимые причины — это негативные факторы, влияющие на ход беременности, тяжелые роды, частые болезни ребенка в раннем периоде (до 2,5-3 лет), инфекции, травмы, аллергии, диатезы, ушибы, стрессовые ситуации, неблагоприятные факторы речевого окружения (кто-то в семье имеет нарушение звукопроизношения).

 Нарушения речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование звукового, слогового, буквенного анализа слов, обеднение словаря ребенка, нарушение грамматического строя речи.

Проблемы в развитии речи сказываются на общем развитии ребенка, провоцируют отставание в учебе, если своевременно не оказать логопедическую помощь. Нередко по причине речевых нарушений ребенок практически не усваивает программу начальной школы. Причиной тому часто является пассивность родителей и их неосведомленность в вопросах развития устной речи, на базе которой будет строиться письменная речь.

Между различением звуков и запоминанием их графического изображения существует тесная связь. Чем беднее представления ребенка о том, из каких звукобуквенных элементов состоит слово, тем более заметны нарушения в произношении, тем труднее формируется навык чтения. При этом трудности в обучении чтению почти всегда сопровождаются и расстройствами письма — дисграфией, проявляющейся в многообразных и многочисленных ошибках при письме (пропуск гласных и согласных, раздельное написание частей слова, искажение его, вставка лишних букв, слогов слитное написание предлогов и др.). Дисграфия — следствие затруднения детей в анализе и синтезе слов: не могут определить последовательность звуков в слове, составить слово из букв — и, следовательно, правильно его записать.

     Ваш ребенок пошел в школу, и у него возникли сложности при освоении навыков чтения и письма? Проконсультируйтесь с логопедом, возможно, у школьника дисграфия или дислексия (нарушения письма и чтения), которые невозможно преодолеть, занимаясь с репетитором.

Целенаправленная работа по формированию правильного звукопроизношения и развитию речи помогает предотвратить проявления многих нарушений речи, распознать более сложные речевые патологии и способствуют их ранней коррекции.

      Главная задача родителей — вовремя обратить внимание на нарушения устной речи дошкольника и обратиться к специалисту за логопедической помощью. Чтобы предотвратить трудности его общения в коллективе и неуспеваемость в школе.

В настоящее время в логопедической практике существует два варианта проведения занятий: индивидуальные и групповые занятия по профилактике и коррекции речевых нарушений.

Содержание индивидуальных занятий зависит от возраста и речевых особенностей ребенка. Если дошкольник 4,5-7 лет неправильно произносит отдельные звуки, логопед осуществляет постановку и автоматизацию звуков, при необходимости делает массаж языка. В случае, если малыш совсем не говорит, логопед работает над увеличением количества произносимых слов и над фразой. Когда ребенок большинство звуков произносит искаженно, знает мало названий окружающих предметов, не может рассказать сюжет даже знакомой сказки, испытывает трудности при построении фразы, логопед занимается формированием не только звукопроизношения, но и словарного запаса, фонематического слуха, грамматического строя, связной речи, а также развитием высших психических функций, таких как внимание, память, мышление.

Индивидуальные занятия с логопедом полезны детям с заиканием, детским церебральным параличом, ранним детским аутизмом, любыми формами задержки психического развития.

   На групповых занятиях логопед занимается фонетической ритмикой, играет с детьми в речевые и пальчиковые игры, готовит к обучению грамоте. В отличие от индивидуальных занятий, при работе в группе невозможно осуществлять постановку звуков.

 А также родителям следует понимать, что только последовательность, доброжелательность и терпимость может привести к желаемому результату.

 

 

Оставить комментарий: