a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Педагог-психолог Лозовая Л.Г.

Опубликовано: 2016-10-11 10:46:52

Документы для скачивания

Использование приемов   тестопластики в коррекционно- развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Современные требования, которые предъявляются к теории и практике образования, актуализируют проблему поиска наиболее эффективных методов и приемов коррекционно- развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, путей совершенствования организации, содержания и методик их обучения и воспитания. Важную роль в создании современной образовательной среды сегодня выполняют инновационные технологии, направленные на развитие интересов детей с особыми образовательными потребностями, строящиеся на принципе фантазирования в игровой деятельности. Лепка из теста – столь же естественная и органическая потребность ребенка, как и игра. Тестопластика является одним из самых увлекательных видов декоративно – прикладного искусства. Ребенок переносит в работу свой искренний интерес, удивление или восхищение, он не только отражает мир, но и познает его. Велико образовательное и воспитательное значение лепки, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. На занятиях педагог- психолог осуществляет целенаправленную коррекционно- развивающую работу по формированию познавательной активности, высших психических функций, познавательной деятельности посредством использования разнообразных приемов тестопластики. Применение тестопластики   незаменимо для предупреждения тяжёлых эмоциональных нарушений, несформированности коммуникативной компетентности, с целью развития игровой деятельности, формирования у ребёнка игровых мотивов и интереса к игре. Тестопластика представляет ребёнку широкие возможности для эмоционального реагирования социально приемлемым способом. Непременное условие на занятиях — атмосфера доверия и заинтересованного общения. Занятия тестопластикой   не только помогают развивать мышление, глазомер, пространственное восприятие, тактильные ощущения, но и открывают детям прекрасный мир искусства, многовековые представления о красоте и гармонии. Тестопластика вышла в лидеры и по привлекательности деятельности, и по динамике развития с её помощью ручных умений и конструктивных способностей. Не следует забывать и о лечебном эффекте тестопластики: исчезают нервозность, возбуждённость, концентрируется внимание, улучшается память, повышается обучаемость. Ещё М. Монтессори считала, что «воспитание руки» влияет на восприятие пространства, что наглядно- образное мышление строится на «наглядных образах», добытых рукой, её кожей, её движениями. Таким образом способности развиваются, когда обучаются руки. Основными направлениями этой работы являются: - развитие сферы образов- представлений; - формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности; - формирование мыслительных операций, развитие наглядных форм мышления( наглядно- действенного и наглядно- образного) , конкретно- понятийного( словесно- логического) , в том числе, элементарного умозаключающего мышления; - развитие пространственного гнозиса и конструктивного праксиса; - формирование пространственно- временных представлений; - развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности; - совершенствование мнестической деятельности; - развитие зрительно- моторной координации, стимулирование рефлекторных зон и нервных окончаний ладоней и пальцев; активизация формирования связей между полушариями мозга; - развитие творческих способностей. Кроме того, решаются и специальные задачи развития и коррекции недостатков эмоционально- волевой сферы и формирующейся личности, что предполагает: - развитие и тренировку механизмов обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям; - профилактику и устранение встречающихся аффективных, негативистских проявлений, других отклонений в поведении; - развитие социальных эмоций; - создание условий для развития самосознания и самооценки; - формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения. предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера. Применение тестопластики незаменимо для предупреждения тяжёлых эмоциональных нарушений, несформированности коммуникативной компетентности, с целью развития игровой деятельности, формирования у ребёнка игровых мотивов и интереса к игре. Тестопластика представляет ребёнку широкие возможности для эмоционального реагирования социально приемлемым способом. Непременное условие на занятиях — атмосфера доверия и заинтересованного общения. Во время совместной деятельности с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, использование приемов тестопластики дает возможность закреплять цвет, количество, форму, порядковый и обратный счет, а также расширять и уточнять знания об окружающем мире, используя загадки, стихи, пословицы и поговорки. Тестопластика способствует активизации лексического запаса, актуализации имеющихся представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины; закреплению представлений о сезонных изменениях в природе. Даже неусидчивые дети в процессе тестопластики проявляют несвойственную им столь долгую концентрацию внимания на одном виде деятельности. Практически нет детей, которые отказались бы поэкспериментировать с тестом, оставляя на нем отпечатки различными предметами, поиграть с формочками и стеками или слепить что- то на свое усмотрение.

Как стать самостоятельным( рекомендации) - 1080135- 1041400 Наивно ожидать, что ребёнок будет до какого- то возраста послушно делать всё, что ему говорят взрослые, а потом, в один прекрасный день, вдруг станет самостоятельным, научится сам ставить перед собой цели и принимать осмысленные решения. Если мы хотим, чтобы наши дети выросли самостоятельными, то нам надо учить их не только бытовой самостоятельности, т. е. умению самостоятельно одеваться, есть, застилать кровать и выполнять несложную домашнюю работу, и не только умению самостоятельно общаться, но ещё и умению самостоятельно принимать решения и нести ответственность за последствия своих действий. Что нужно делать для того, чтобы ребёнок учился осмысленно принимать решения и отвечать за последствия своих действий? Прежде всего, мы должны показывать ребёнку те возможности, которые есть у него в той или иной ситуации, и давать самому выбрать, как поступить. При этом обязательно стоит обсуждать с ним последствия, к которым могут привести его действия. Например: " Ты хочешь разобрать машинку? Ладно, она твоя, ты можешь делать с ней, что хочешь, но только учти, что потом она может не собраться и ты окажешься без машинки. Решай сам" . У ребёнка обязательно должна быть область жизни, где решения принимает он сам и сам несёт ответственность за последствия своих действий. Например, он сам может решать, когда он будет убираться или заниматься( но вы должны оговорить с ним крайний срок, не позже которого ему надо это сделать) , как распределить на несколько дней вкусный десерт, в какой одежде ходить дома или куда пойти гулять. Конечно, его выбор не всегда окажется лучшим, и временами он будет совершать ошибки. В таких случаях необходимо обсудить с ним, почему его действие привело к плачевным результатам и как ему стоит поступать в будущем. Иначе- если мы всегда будем решать за ребёнка и лишим его права на ошибку- он не научится принимать осмысленные решения, а будет либо подчиняться окружающим, либо действовать импульсивно. Очень полезно планировать нужные дела вместе с ребёнком. Например, если мы хотим, чтобы ребёнок выучил стихотворение, не стоит требовать от него, чтобы он отложил все свои дела и принялся учить его прямо сейчас. Будет гораздо лучше, если мы предложим: " Машенька, давай решим, когда мы с тобой будем учить стихи" . Тогда ребёнок сам будет стремиться выполнить принятое решение, поскольку будет ощущать его как своё. Ребёнок учится самостоятельно принимать решения не только в повседневной жизни, но и во время игры. Прежде всего, это относится к сюжетно- ролевым играм и к играм с правилами, как настольным( игры с фишками, карты, шашки, шахматы, нарды) , так и подвижным. Игра- это своеобразное пространство свободных действий, где можно опробовать самые разные варианты своего поведения. Поэтому чем чаще играет ребёнок в такие игры, тем больше его опыт самостоятельных действий и тем легче ему будет учиться действовать самостоятельно в реальной жизни. Важную роль в приучении ребёнка быть самостоятельным играет поддержание режима дня. Привычка к определённому режиму, включающему в себя все основные дела дня, структурирует жизнь малыша и позволяет ему к концу дошкольного возраста начать учиться планировать своё время. Если же режим дня отсутствует, то маме или бабушке приходится постоянно тратить силы на" организацию" ребёнка, постоянно" стоять над ним" и требовать, чтобы он выполнял то или иное действие.

Маленький « нехочуха »( Особенности протекания кризиса 3- х лет) Я сам! Я негативен и упрям, Строптив и своеволен, Средою социальной я Ужасно недоволен. Вы не даете мне шагнуть, Всегда помочь готовы. О боже! Как же тяжелы Сердечные оковы. Система «Я» кипит во мне, Хочу кричать повсюду: Я- самость, братцы, я живу, Хочу! Могу! И буду! Каждому периоду развития ребенка свойственны свои потребности, способы взаимодействия, модели поведения и осознания себя. Достигнув трехлетнего возраста, малыш начинает осознавать, что он личность. Ребенок понимает, что он такой же как и другие люди. Это проявляется возникновением в речи слова «Я». Если ребенок раньше без проблем говорил о себе в третьем лице, называя себя по имени, например, произносил: «Саша хочет кушать», то теперь это происходит все реже и реже. Теперь при взгляде на свое отражение в зеркале или фото, он с уверенностью произносит: «Это Я». Кроха начинает воспринимать себя как самостоятельного человека, имеющего свои особенности и желания. Вместе с этим осознанием и приходит кризис трех лет. Некогда ласковый милый малютка в  это время может сильно измениться и превратиться в упрямого и капризного « нехочуху ». Основные признаки Осознание своего «Я» у ребенка начинается под воздействием, с каждым днем возрастающей, практической деятельности. Именно поэтому в данном возрасте от него можно все чаще услышать «я сам». В этот период ребенком движет не только желание больше узнать и освоить что- то новое, теперь для него окружающий мир становится сферой самореализации, где он проверяет свои силы и испытывает возможности. Кстати, это тот момент, когда у ребенка возникает самолюбие, являющееся одним из наибольших стимулов к самосовершенствованию. Новое осознание своей личности проявляется еще и в стремлении подражать взрослым и быть во всем на них похожим. Малыш, желая доказать свое равенство со старшими, может пытаться делать то же, что и они – самостоятельно причесываться, обуваться, одеваться и т. д, а также вести себя подобно старшим, отстаивать свои мнения и желания. Кроме этого происходит перестройка социальной позиции, меняется отношение не только к себе, но и к близким и даже посторонним людям. Основные мотивы поступков крохи все чаще зависят не от мгновенного желания, а от проявления личности и отношений с окружающими. Отсюда нередко возникают новые линии поведения, которые и являются признаками кризиса трех лет. К ним относятся: Упрямство. Высказав какое- либо желание или мысль, малыш будет стоять на своем до последнего, причем, даже если это самое желание у него уже давно пропало. Обычно переубедить упрямца не помогают никакие уговоры и обещания чего- то более стоящего. Таким образом кроха хочет понять, что с его мнением считаются. Негативизм. Под этим термином подразумевается стремление ребенка противоречить и делать все не так, как ему говорят. Например, ребенок может очень хотеть пойти на прогулку или порисовать, но откажется от этого лишь потому, что предложение поступило от взрослого. Но подобное поведение вовсе не является баловством или непослушанием. Таким образом, ребенок поступает вовсе не потому, что этого ему хочется – так он пытается защитить свое «Я». Стремление к самостоятельности. Ребенок стремится все делать и решать только сам. На первый взгляд это неплохо, однако возрастные кризисы у детей в три года делают эту черту чрезмерной, неадекватной их возможностям. Поэтому такую самостоятельность правильней назвать скорее своеволием. Обесценивание. Все, что некогда ребенку было дорого или интересно, может потерять для него всякое значение. Причем, это касается не только вещей или любимых занятий, измениться может поведение и даже отношение к близким. В этот период родители для малыша могут «стать злыми», милая соседка, которую он ранее с радостью встречал – противной, любимая мягкая игрушка – плохой и т. д. Нередко дети начинают обзываться или ругаться. Деспотичность. Ребенок указывает окружающим, что те должны делать или как себя вести и требует, чтобы ему подчинялись. Например, кроха решает, кто должен уйти, а кто остаться, что он будет одевать, есть или делать. Как вести себя с ребенком Перемены в поведении ребенка, причем порой очень большие, нередко вызывают недоумение у пап и мам. Очень важно не реагировать на них жестко, постоянно наказывая кроху. В подобной ситуации необходимо понять, что это нормальное развитие. Возрастные кризисы затрагивают всех психически здоровых детей, вот только иногда они протекают практически незаметно, а иногда, наоборот, длятся очень долго и проходят тяжело, доставляя немало страданий малышу. В этот период основная задача родителей поддержать своего кроху и помочь ему максимально безболезненно его преодолеть. Предоставьте ребенку свободу выбора Дети в три года ожидают от окружающих, а особенно от родителей признания их самостоятельности и независимости, даже не смотря на то, что сами к этому еще не готовы. Поэтому для ребенка в этом возрасте очень важно чтобы с ним советовались и интересовались его мнением. Не ставьте малышу ультиматумы, подойдете к постановке своих просьб или пожеланий изобретательнее. Например, если ребенок изъявляет желание одеваться самостоятельно, пусть, в этом нет ничего плохого, просто предусмотрите это и начните собираться на четверть часа раньше. Также можно предложить выбор между несколькими вариантами, например, есть с красной или желтой тарелки, гулять в парке или на детской площадке и т. д. Неплохо работает прием переключения внимания. К примеру, вы собираетесь навестить сестру, но подозреваете, что на ваше предложение малыш может ответить отказом, тогда просто предложите ребенку выбрать одежду, в которой он поедет в гости. В итоге вы переключите внимание крохи на выбор подходящего наряда, и он не будет думать ехать ему с вами или нет. Дайте малышу почувствовать себя самостоятельным Всегда кризис трех лет у ребенка проявляется возросшей самостоятельностью. Малыш пытается все делать сам, даже не смотря на то, что его возможности далеко не всегда соответствуют его желаниям. Родителям необходимо отнестись с пониманием к подобным стремлениям. Постарайтесь проявлять больше гибкости в воспитании, не бойтесь несколько расширить обязанности и права крохи, дайте почувствовать ему самостоятельность, конечно, только в разумных пределах, определенные границы, все же, должны существовать. Просите иногда его о помощи или давайте какие- то простые поручения. Если вы видите, что кроха пытается что- то сделать сам, но не может с этим справиться, ненавязчиво помогите ему. Научитесь справляться с истериками ребенка В связи с кризисом, истерики у ребенка 3 лет – очень частое явление. Многие родители просто не знают, что делать и как вести себя в подобных ситуациях. Не обращать внимания, жалеть, выполнять капризы или наказать разбушевавшееся дитя. В данной ситуации единого совета, который бы подошел абсолютно всем, к сожалению, дать невозможно. Родители сами должны выбрать правильную линию поведения или стратегию борьбы. Научитесь отказывать Отказывать своему любимому малютки могут далеко не все родители. Тем не менее, уметь говорить четкое «Нет» – необходимо каждому взрослому. В любой семье должны быть установлены границы, за которые выходить никак нельзя и ребенок должен о них знать. Что родителям делать не стоит Чтобы ваш замечательный малыш не вырос слишком упрямым и неконтролируемым или, наоборот, малоинициативным и безвольным, никогда не показывайте ему, что его мнение ничего не значит и абсолютно вас не волнует. Не подавляйте стремление крохи к самостоятельности, обязательно доверяйте посильные ему дела. Также не стоит постоянно ругать малыша и стоять на своем, пытаясь сломить его упрямство. Это может привести либо к тому, что ребенок просто перестанет вас слышать, либо к возникновению заниженной самооценки. Кризис трех лет – это, наверняка, не первое, и далеко не последнее испытание с которым придется столкнуться каждому родителю. Очень важно в этот период не терять самообладания и искренне любить своего ребенка, не зависимо от его поступков.

Оставить комментарий: