a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация на тему: «Агрессивные дети» воспитатель Нестеренко И.Е.

Опубликовано: 2014-07-03 19:21:43

Документы для скачивания

Агрессивные дети

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и пр. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уходят, уступают место более спокойным формам поведения. Однако, у определённой категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребёнка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребёнок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

 

 

 В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос. Учёными разных направлений предлагаются различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. При всём многообразии трактовок этого явления, агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.

 

 В психологических исследованиях выявляется и описывается уровень агрессивного поведения и влияющие на него факторы. Среди этих факторов обычно выделяются особенности семейного воспитания, образцы агрессивного поведения, которые ребёнок наблюдает на телеэкране или со стороны сверстников, уровень эмоционального напряжения и фрустрации и пр. Однако, очевидно, что все эти факторы вызывают агрессивное поведение далеко не у всех детей, а только у определённой части. В одной и той же семье, в сходных условиях воспитания вырастают разные по степени агрессивности дети. Исследования и многолетние наблюдения показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остаётся устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Можно полагать, что уже в дошкольном возрасте складываются определённые внутренние предпосылки, способствующие проявлению агрессивности, что дети, склонные к насилию, существенно отличаются от своих миролюбивых сверстников не только по внешнему поведению, но и по своим психологическим характеристикам. Изучение этих характеристик чрезвычайно важно для понимания природы этого явления и для своевременного преодоления этих опасных тенденций. Чтобы выявить психологические особенности, отличающие агрессивных детей, необходимо сопоставить их с теми же характеристиками дошкольников, не проявляющих склонности к агрессии.

 

Проявления агрессивности в группе дошкольников

 

 Агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию. Наблюдения показывают, что все эти формы агрессивности существуют уже в группе детского сада. Вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных высказываниях. Это могут быть жалобы, демонстративные угрозы («Если не будешь слушаться, к тебе придёт милиционер и посадит в тюрьму»; «Я тебя догоню, покусаю; посажу на самолёт и отправлю на высокую гору, и будешь там сидеть один», и даже оскорбления и унижения другого.) Традиционными «детскими» формами вербальной агрессии являются дразнилки («Ябеда-корябеда», «Поросёнок», «Жора-обжора»; «Жир-трест»).

 

 Физическая агрессия направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия. В дошкольном возрасте это могут быть:

 разрушение продуктов деятельности другого (Например, один ребёнок разломал постройку из кубиков другого, или девочка замазала красками рисунок своей подруги);

 уничтожение или порча чужих вещей (Например, мальчик наносит удары по столу товарища и улыбается при виде его возмущения; или ребёнок силой бросает на пол чужую машинку и с удовлетворением наблюдает ужас и слёзы её владельца);

 непосредственное нападение на другого и нанесение ему физической боли и унижение (попросту драка).

 

 Наиболее часто у подавляющего большинства детей наблюдается вербальная агрессия - от жалоб до прямых оскорблений, типа «Толстуха», «Дурак», «Ябеда и нытик» и пр.

 

 Очевидно, что каждый агрессивный акт имеет определённый повод и осуществляется в какой-то конкретной ситуации. Чтобы лучше понять причины и цели агрессивного поведения, нужно посмотреть, в каких ситуациях, т.е.когда и зачем дети ведут себя агрессивно. Среди ситуаций, провоцирующих агрессивность детей, можно выделить следующие.

 

 Привлечение к себе внимания (например, мальчик вырывает книгу у девочки, разбрасывает игрушки, начинает громко лаять, изображая злую собаку, чем, естественно, привлекает к себе внимание);

 

 Ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть своё превосходство. Заметив, что у партнёр расстроился из-за того, что у него не хватает деталей конструктора, мальчик кричит: «Ха-ха-ха, так тебе и надо, у тебя ничего не получится, ты плакса и нытик»;

 

 Защита и месть (В ответ на «нападение» или насильственное изъятие игрушки дети отвечают яркими вспышками агрессии);

 

 Стремление быть главным (Например, после неудачной попытки занять первое место в строе, мальчик отталкивает опередившего его друга, хватает за волосы и пытается стукнуть головой о стену);

 

 Стремление получить желанный предмет (Чтобы обладать нужной игрушкой некоторые дети прибегали к прямому насилию над сверстниками).

 Как можно видеть большинство проявлений агрессивного поведения наблюдается в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессивные действия используются как средства или как инструмент для достижения определённой цели. Соответственно, максимальное удовлетворение дети получают при получении желанной цели – будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка – после чего агрессивные действия прекращаются. Таким образом, в большинстве случаев агрессивные действия детей имеют инструментальный или реактивный характер. В то же время у отдельных детей наблюдаются агрессивные действия, не имеющие какой-либо цели и направленные исключительно на причинение вреда другому. Такое поведение может свидетельствовать о склонности ребёнка к враждебности и жестокости, что естественно вызывает особую тревогу.

 

Психологические особенности детей, склонных к агрессии

 

 Те или иные формы агрессивного поведения наблюдаются у большинства детей. В то же время некоторые из них проявляют значительно более выраженную склонность к агрессивности, которая проявляется во-первых в частоте агрессивных действий (в течение часа наблюдений они демонстрируют не менее 4 актов, направленных на причинение вреда сверстникам, в то время как у других детей отмечается не более одного); во-вторых, в преобладании прямой физической агрессии, и в-третьих в наличии враждебных агрессивных действий, направленных не на достижение какой-либо цели (как у остальных дошкольников) а на физическую боль или страдание сверстников.

 В соответствии с этими признаками можно выделить группу дошкольников с повышенной агрессивностью. Обычно их число составляет от 15 до 30 % от общего числа членов группы.

 

 Попытаемся выяснить, чем определяется повышенная агрессивность дошкольников? Почему в одинаковых ситуациях одни дети причиняют боль и страдания сверстникам, а другие находят миролюбивые и конструктивные решения?

 

 Сравнение показателей психического развития у агрессивных и неагрессивных дошкольников показало, что по большинству из них агрессивные дошкольники мало отличаются от своих сверстников. Так уровень развития интеллекта у агрессивных детей в среднем соответствует возрастной норме, а у некоторых даже превышает её. Показатели развития произвольности у агрессивных детей в целом несколько ниже, однако некоторые из них имеют хорошо развитую произвольность.

 

 Принято считать, что агрессивных детей отличает неумение играть, отсутствие игровых навыков. Действительно, среди агрессивных дошкольников больше детей, не умеющих играть и меньше тех, кто достиг высшего уровня развития игры. Однако что некоторые агрессивные дети могут организовать интересную игру. Поэтому низкий уровень развития игровой деятельности нельзя считать главной причиной агрессивного поведения.

 

 Существует мнение, что агрессивных детей отличает неадекватная самооценка – завышенная или заниженная. Однако оказалось, что средний уровень самооценки агрессивных детей мало отличает их от остальных. Вместе с тем выяснилось, что у агрессивных детей более существенные расхождения между их собственной самооценкой и ожидаемой оценкой со стороны сверстников. Имея достаточно высокую самооценку, эти дети явно сомневаются в положительном отношении со стороны сверстников. Данный факт может свидетельствовать о том, что эти дети более остро и напряжённо переживают свою «недооцененность», не признанность своих достоинств со стороны сверстников. Характерно, что эти переживания, как правило, не соответствуют реальности. По своему социальному статусу в группе сверстников агрессивные дети мало отличаются от других: среди них есть и предпочитаемые и отвергаемые сверстниками и даже лидеры. Следовательно, эти тяжёлые переживания вызваны не действительным положением ребёнка в детской группе, а его субъективным восприятием отношения к себе. Такому ребёнку кажется, что его не ценят, не уважают, не видят его достоинств.

 

 Наиболее существенные различия между двумя группами выявляются по способу выхода из конфликтной ситуации и по отношению ребёнка к сверстникам. При решении конфликтных ситуаций, изображённых на картинках (например, кто-то берёт чужую игрушку, или рушит постройку других, или ломает игрушку) на вопрос, чтобы ты сделал на месте обиженного ребёнка, практически все агрессивные дети дают ответы типа: «Дам ботинком по животу», «Схвачу и посажу в клетку», «Убью», «Изобью» и пр. В отличие от этого остальные дети в большинстве случаев придумывают более конструктивные и миролюбивые ответы: «Починю», «Сделаю новую», «Пойду играть в другую игру», «Заплачу и пожалуюсь маме». Показательно, что интерпретируя сюжеты картинок, все агрессивные дети приписывают изображённым персонажам враждебные намерения: «Он нарочно сломал», «Украл», «Сейчас будет бить». Остальные дети достаточно часто интерпретируют те же сюжеты как бесконфликтные: «Случайно сломали домик, нужно починить», «Он поиграет, и вернёт», «Они договорятся и пойдут играть вместе».

 

 Ещё более существенные различия выявляются в реальном взаимодействии детей. В проблемных ситуациях («Раскрась картинку», «Мозаика», «Ателье») агрессивные дети проявляют меньший интерес к работе партнёра, ярко отрицательное, а иногда и агрессивное отношение к успехам сверстника (вырывают его рисунок, пытаются стукнуть). Они чрезвычайно редко уступают свои предметы (будь то карандаши, игрушки или конфеты). В отличие этого дети, не склонные к агрессии, достаточно часто помогают партнёру и уступают свои вещи.

 

 Эти данные позволяют предположить, что главной отличительной чертой агрессивных детей является их отношение к другим людям, прежде всего к сверстникам. Другой ребёнок выступает для них как противник, как конкурент, как препятствие, которое нужно устранить. Такое отношение нельзя свести к недостатку коммуникативных навыков (заметим, что многие агрессивные дети в ряде случаев демонстрируют вполне адекватные способы общения, и при этом проявляют незаурядную изобретательность, придумывая разнообразные формы нанесения ущерба сверстникам). Можно полагать, что это отношение отражает особый склад личности, её направленность, которая порождает специфическое восприятие другого как врага.

 

 Агрессивный ребёнок имеет предвзятое мнение о том, что поступками окружающих руководит враждебность, они приписывают другим враждебные намерения и пренебрежение к себе. Такое приписывание враждебности проявляется в следующем:

 в представлениях о своей недооцененности со стороны сверстников;

 в приписывании агрессивных намерений при решении конфликтных ситуаций;

 в реальном взаимодействии детей, где они постоянно ждут нападения или «подвоха» со стороны партнёра.

 Всё это говорит о том, что главные проблемы агрессивных детей лежат в сфере отношений со сверстниками. Однако, эти проблемы не однородны в группе агрессивных дошкольников. При обследовании агрессивных детей выявлены существенные индивидуальные различия, как в характере поведения, так и в психологических характеристиках. Рассмотрим индивидуальные варианты агрессивности в дошкольном возрасте.

 

Агрессоры бывают разными: клоуны, деды и садисты

 

 Среди агрессивных детей отчётливо выделяются три группы, которые различаются по частоте и жесткости агрессивных действий; по своим психологическим характеристикам (уровню интеллекта, произвольности) и по своему статусу в группе сверстников.

 

Остановимся на описании этих типов.

 

Первую группу составляют дети, которые чаще всего используют агрессию как средство привлечения внимания сверстников. Они, как правило, чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции (кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи); их поведение направлено на получение эмоционального отклика от других. Такие дети активно стремятся к контактам со сверстниками; получив внимание партнёров, они успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия. Они чем-то напоминают клоунов, которым нужно позабавить других, обратить на себя внимание других. У таких детей агрессивные акты мимолётны, ситуативны и не отличаются особой жестокостью. Их агрессия носит непроизвольный, непосредственный и импульсивный характер; их враждебные действия быстро сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников – готовностью сотрудничать и ним. Их агрессивные действия отличаются ситуативностью, наиболее яркие эмоции наблюдаются в момент самих действий и быстро угасают. По данным социометрического обследования, дети этой группы имеют весьма невысокий статус в группе сверстников – их либо не замечают и не принимают в серьёз, либо избегают. По словам сверстников, такие дети «Всё ломают», «Всегда мешают», «Никого не слушают».

 

Данные психологического обследования показывают, что такие дети значимо отличаются от других (как обычных, так и агрессивных) следующим:

 

 низким уровнем интеллекта – как общего, так и социального;

 неразвитой произвольностью;

 низким уровнем игровой деятельности – они не умеют поддерживать игру и стремятся обратить на себя внимание, используя деструктивные действия и разрушая игру других.

 

 Такие дети обычно игнорируют нормы и правила поведения (как в игре, так и вне игры), ведут себя очень шумно, демонстративно обижаются, кричат, однако, их эмоции носят поверхностный характер и быстро переходят в более спокойные состояния. Все эти данные позволяют предположить, что в данном случае мы имеем дело с некоторым отставанием в общем психическом развитии ребёнка. Его обострённая потребность во внимании и в признании сверстников не может реализоваться через традиционные формы детской деятельности и в качестве средства самоутверждения они используют агрессивные действия. Этот вариант детской агрессивности можно назвать импульсивно-демонстративным, поскольку главная задача ребёнка здесь – продемонстрировать себя, обратить на себя внимание. Ребёнок чувствует себя клоуном на арене.

 

Вторую группу составляют дети, которые используют агрессию в основном как норму поведения в общении со сверстниками. У этих детей агрессивные действия выступают как средство достижения какой-либо конкретной цели – нужного им предмета, или ведущей роли в игре, или выигрыша у своих партнёров. Об этом свидетельствует в частности тот факт, что положительные эмоции они испытывают после достижения результата, а не в момент агрессивных действий. Деятельность этих детей отличается целенаправленностью и самостоятельностью. При этом в любой деятельности они стремятся к лидирующим позициям, подчиняя и подавляя других. В отличие от предыдущей группы, они не стремятся привлечь к себе внимание сверстников. Как правило, эти дети пользуются популярностью в группе сверстников, а некоторые выходят на положение «лидеров». Среди всех форм агрессивного поведения, у них чаще всего встречается прямая физическая агрессия, которая, впрочем, не отличается особой жестокостью. В конфликтных ситуациях они игнорируют переживания и обиды сверстников, ориентируясь исключительно на собственные желания.

 

По результатам обследования, эти дети обладают следующими особенностями:

 

 высоким уровнем интеллекта (как общего, так и социального);

 хорошо развитой произвольностью;

 хорошими организаторскими способностями, умением организовать игру;

 достаточно высоким уровнем развития ролевой игры;

 высоким социальным статусом в группе сверстников.

 

 Дети этой группы хорошо знают и на словах принимают нормы и правила поведения, но постоянно нарушают их. Нарушая правила, они оправдывают себя и обвиняют своих товарищей, стремясь избежать негативной оценки взрослого: «Он первый начал», «Он сам лезет, я не виноват». Положительная оценка взрослого несомненно важна для них. В то же время они как бы не замечают собственной агрессивности; их способ действия представляется им привычным, нормальным и единственно возможным средством достижения своей цели. Например, выталкивая с лошадки товарища, мальчик заявляет: «А что же мне делать, я тоже хочу играть, а он мне мешает». Данный вид агрессивности детей можно назвать нормативно-инструмантальным. Если такой силовой способ достижения цели приносит результат и признаётся окружающими, ребёнок со временем становится кем-то вроде пахана или «деда», который подавляет и «держит в руках» более мелких и слабых (вспомним широко обсуждаемую проблему дедовщины).

 

В третью группу входят дети, для которых нанесение вреда другому выступает как самоцель. Их агрессивные действия не имеют какой-либо видимой цели – ни для окружающих, ни для них самих. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам. Дети данного типа используют в основном прямую агрессию, при чём более половины всех агрессивных актов составляет прямая физическая агрессия. Их действия отличаются особой жестокостью и хладнокровием, при чём безо всякой видимой цели - ребёнок просто испытывает своеобразное удовольствие от страданий другого. Например, безо всякой видимой причины ребёнок хватает другого за волосы и бьёт головой об стену, или толкает с лестницы и со спокойной улыбкой наблюдает крики и слёзы своей жертвы. Или девочка прячет ботинки своей подруги и с улыбкой наблюдает её слёзы, когда все собираются гулять. Обычно такие дети выбирают для своих агрессивных действий одну - две постоянных жертвы – более слабых детей, не способных ответить тем же. Чувства вины или раскаяния при этом совершенно отсутствует. Нормы и правила поведения открыто игнорируются. На упрёки и осуждение взрослых они отвечают: «Ну и что!», «И пусть ему больно», «Что хочу, то и делаю». Отрицательные оценки окружающих не принимаются в расчёт. Для таких детей особенно характерна мстительность и злопамятность: они долго помнят любые мелкие обиды и пока не отомстят обидчику не могут переключиться на другую деятельность. Самые нейтральные ситуации они рассматривают как угрозу и посягательство на свои права.

 

По результатам психологического обследования эти дети имеют:

 

 средние показатели интеллекта;

 произвольность в целом соответствует возрастным нормам;

 низкий социальный статус в группе сверстников – их боятся и избегают;

 уровень развития игры также находится на средних уровнях, однако содержание их игр часто носит агрессивный характер – все дерутся, мучают или убивают друг друга. Истязание других – детей или игрушек – приносит им своеобразное удовольствие.

 Этот самый тяжёлый вариант детской агрессивности можно назвать целенаправленно-враждебным. К счастью он встречается достаточно редко (5—7 % детей).

 

 Таким образом, выделенные группы детей существенно различаются как по формам проявления агрессивности, так и по мотивации агрессивного поведения. Так в первой группе агрессия носит мимолётный, импульсивный характер, не отличается особой жестокостью и наиболее часто используется для привлечения внимания сверстников. В этом случае агрессия является результатом неумения ребёнка общаться, играть, или как-то конструктивно заявить о себе. Если малышу предложить какие-то более культурные и человеческие формы самоутверждения, возможно, эта демонстративная агрессивность уйдёт. А если такой помощи не будет, вполне возможно она перейдёт в более жёсткие и устойчивые формы агрессивности, которые имеют место во второй и в третьей группе.

 

 Во второй группе агрессивные действия используются для достижения конкретной цели (чаще всего – получить желанный предмет.) Для такого ребёнка физическое подавление окружающих – это вполне нормальный путь к своей цели. Если этот путь остаётся единственным, ребёнок может стать источником многих проблем.

 

 В третьей группе преобладающей мотивацией агрессии является «бескорыстное» причинение вреда сверстникам (агрессия как самоцель, т.е. своеобразный садизм) и проявляется в наиболее жестоких формах насилия. Причинение страданий другим приносит этим детям своеобразное удовольствие и чувство своей власти. Агрессивные действия при этом осуществляются не импульсивно, не под давлением эмоций, а продуманно, тихо, скрытно от других.

 

 Таким образом, в основе детской агрессивности может лежать различная мотивационная направленность: в первом случае - спонтанная демонстрация себя, во втором – достижение своих практических целей, в третьем – подавление и унижение другого. Однако, несмотря на эти очевидные различия, всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство – невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого.

 

 В ситуациях, выявляющих отношение к сверстнику, по всем показателям значимых различий между подгруппами агрессивных детей не обнаружено. Все они проявляют низкий интерес к сверстнику, неадекватные реакции на успехи другого (злорадство при его неудачах и протест против его достижений) и неспособность бескорыстно поделиться или помочь другому. Подобный тип отношения к сверстнику оказался не связанным ни с уровнем развития игры, ни с самооценкой, ни с реальным положением ребёнка в группе сверстников. По-видимому, в основе такого отношения к другим лежит фиксированность ребёнка на себе, его внутренняя изоляция от других.

 

 В мире и в других людях такой ребёнок видит прежде всего себя и отношение к себе. Другие люди выступают для него как внешние обстоятельства, которые либо мешают достижению его целей, либо не уделяют ему должного внимания, либо пытаются нанести ему вред. Сосредоточенность на себе, ожидание враждебности со стороны окружающих не позволяет такому ребёнку увидеть и почувствовать других людей, пережить чувство связи и общности с ними. Поэтому для таких детей недоступно сочувствие, сопереживание или содействие. Очевидно, что такое мировосприятие создаёт ощущение своего острого одиночества во враждебном и угрожающем мире, которое порождает всё большее противостояние и отдалённость от других, а значит враждебное отношение к ним. Степень такого восприятия враждебности может быть различной (она нарастает от 1-ой группы к 3-ей), однако её психологическая природа остаётся той же – внутренняя изоляция, приписывание враждебных намерений окружающим и невозможность видеть другого человека.

 

 В то же время в дошкольном возрасте ещё не поздно предпринять своевременные меры, для преодоления этих тенденций. Для таких детей, пока они ещё маленькие, будет очень полезна специальная коррекционная работа. Эта работа должна быть направлена не на безопасный выход агрессии (эмоциональный катарсис, когда ребёнку разрешают бить подушки или мягкие игрушки), не на повышение самооценки, и даже не на развитие коммуникативных навыков или игровой деятельности, а на преодоление внутренней изоляции, на формирование способности видеть и понимать других.

Оставить комментарий: