a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Мастер - класс

Опубликовано: 2016-10-23 17:31:51

Документы для скачивания

МБДОУ « Чистогорский детский сад №2» комбинированного вида Мастер – класс для родителей второй младшей группы Разработал: учитель – логопед Никулина Н. В. Тема: «Играя, развиваем речь детей» Логопед: Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном ребенка. Развитие речи дошкольников в игре — это допо лнительная, эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений. Сейчас мы с вами поиграем в эти игры: " Цепочка слов" Цель: обогащение словаря прилагательных. Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединѐнных каким- либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов- переходов. Например, исходное слово «кошка». Вы задаѐте вопрос: ЛОгопед: Кошка, бывает какая? Родитель:  Пушистая, ласковая, разноцветная. . . Логопед: Что еще бывает разноцветным? Родитель: Радуга, платье, телевизор. . . Логопед: Каким еще может быть платье? Родитель: Шелковым, новым, прямым. . . Логопед: Что еще может быть прямым? Родитель: Линия, дорога, взгляд. . . и т. д. " Семейная олимпиада" Цель: уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков. В эту игру интереснее играть всей семьѐй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребѐнка к таким играм. Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше сло в- признаков, отвечающих на вопросы, " какой? " , " какая? " , " какое? " , " какие? " . Например: трава( какая она? ) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная … П обеждает тот, кто назовет последним слово- признак. " Найди по цвету" Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе. Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного ц вета. Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме( род, число) , а ребѐнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например: Красное- яблоко, кресло, платье. Желтая- репа, краска, сумка. Синий- василек, баклажан, карандаш. " Выбери правильное слово" Цель: развитие мышления, речевого внимания. Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребѐнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу. Подумай и скажи, какое слово подходит больше других? Весной дует …( жаркий, теплый, знойный) ветер. На лугу распустились …( зеленые, синие, красные) маки. Мама взяла в лес …( сумку, пакет, корзинку) . Дед Мороз приходит в гости …( осенью, весной, зимой) . Собака живет…( в лесу, в конуре, в берлоге) . Поезд едет по…( дороге, воде, рельсам) . " Скажи наоборот" Цель: расширение словаря антонимов. Для этой игры нам понадобится мяч. Бросаем мяч ребѐнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению. Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всѐ наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот- светло. ДРУГ … ВРАГ ДЕНЬ … НОЧЬ РАДОСТЬ … ГРУСТЬ( ПЕЧАЛЬ) ЖАРА … ХОЛОД ЗЛО … ДОБРО РАДОСТЬ … ГРУСТЬ( ПЕЧАЛЬ) ПРАВДА … ЛОЖЬ ХОРОШО … ПЛОХО ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО ВЫСОКО … НИЗКО МОЖНО … НЕЛЬЗЯ ТРУДНО … ЛЕГКО БЫСТРО … МЕДЛЕННО ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ   ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА? Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи мо гут привести к плохой успеваемости в школе. Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ( [ с] ,  [ сь] ,  [ з] , [ зь] , [ ц] ,  [ ш] ,  [ ж] , [ щ] , [ ч] , [ л] , [ ль] , [ р] , [ рь] ) , его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляци онная гимнастика. Артикуляцион ная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции( губ, языка, нижней челюсти) , необходимые для правильного звукопроизношения.   Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой: 1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по раз витию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помо щи специалиста. 2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены. 3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на началь ном этапе.   Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой? Сначала познакомьте ребёнка с основными положениями губ и языка. ( «Сказка о Веселом язычке») . На этом этапе малыш должен повторять упражнения 2- 3 раза. Затем повторяйте с ним все упражнения, выполняя каждое не менее 5- 6 раз( для удобства изготовьте карточки с рисунками- символами упражнений, карточки помогут быстрее освоить все упражнения) .   Рекомендации к проведению упражнений: • Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зри тельный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится( ввер ху или внизу) ? • Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла. • Лучше заниматься 2 раза в день( утром и вечером) в течение 5- 7 минут, в зависимости от возра ста и усидчивости ребёнка. • Занимаясь с детьми 3- 4- летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения. • К детям 4- 5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавны ми, без подёргиваний. • В 6- 7- летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать поло жение языка некоторое время без изменений. • Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобятся помощь врача и специальный массаж. Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

Оставить комментарий: