a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Дидактический материал к лексической теме "Кем быть?"

Опубликовано: 2016-10-24 13:08:34

Документы для скачивания

Лексическая тема Существительные:   работа, занятие, рабочий день, выходные дни, отпуск, заработная плата, врач, строитель, учи тель, воспитатель, помощник воспитателя, Прачка, заведующий ДОУ, кастелянша, логопед, психолог, массажист, инструктор по физическому воспитанию, музыкальный работник, пожарный, фотограф, повар, парикмахер, милиционер, портной, сапожник, пекарь, писатель, летчик, водитель, библиотекарь, продавец, са довник, плотник, маляр, каменщик, электрик, крановщик, эк скаваторщик, сварщик, стекольщик, мастер, архитектор, трак торист, комбайнер, доярка, птичница, педиатр, стоматолог, оку лист, невропатолог, медсестра. Прилагательные:  ответственный, внимательный, заботливый, умелый, работящий, профессиональный, знающий, дисципли нированный, добросовестный, творческий, волевой, зоркий, бы стрый, ловкий, точный, ювелирный, терпеливый, заслуженный, почетный. Глаголы:   выполняет, учится, лечит, учит, воспитывает, обу чает, развивает, тушит, фотографирует, варит, готовит, парит, печет, жарит, стрижет, укладывает, сушит, причесывает, следит, шьет, чинит, кроит, пишет, сочиняет, летает, водит, перевозит, выдает, Глаголы:   принимает, продает, считает, ухаживает, выращивает, кладет, устанавливает, поднимает, управляет, красит, штукату рит, строгает, стеклит, сваривает, сеет, сажает, копает, поли вает, пропалывает, собирает, удобряет. Лексико- грамматические игры и упражнения • « Кто что делает? »   Образование существительных от гла голов. Учит — учитель, строит — строитель, воспитывает — воспи татель, водит — водитель, грузит — грузчик, продает — прода вец, варит — повар, убирает — уборщица, танцует — танцов щица, поет — певица, летает — летчик. •  « Подбери слово».   Подбор подходящих по смыслу опреде лений. Летчик какой? — Храбрый, смелый. Учитель какой? — Умный, добрый. Водитель какой? — Внимательный, осторожный. Грузчик какой? — Сильный, могучий. Строитель какой? — Умелый, ловкий. Врач какой? — Старательный, добрый. Танцовщица какая? — Талантливая, красивая, интересная, изящная. Воспитательница какая? — Добрая, веселая, умная. И т. д. Лексико- грамматические игры и упражнения •  «Скажи о себе» Логопед показывает картинки с изображением людей раз ных профессий, а дети по образцу составляют предложения: «Учитель учит, и я учу». И т. д. •  «Кто работает на машинах? »  Формирование навыка сло вообразования. Закрепление названий профессий. На тракторе работает тракторист. На поезде работает ма шинист. На машине работает водитель. На корабле работает капитан. На самолете работает летчик. На экскаваторе рабо тает экскаваторщик. На трамвае работает водитель. На кра не работает крановщик. На ракете работает космонавт. « Кем хочешь быть? » Я хочу быть учителем или врачом. Я хочу быть продавцом или поваром. И т. д. •  «Разгадай слово»:   хлебороб, рыболов, лесоруб, пчеловод, трубочист, садовод. Есть – нет( родительный падеж единственного числа) : повар – нет повара клоун — … милиционер — … врач — … строитель — … сапожник — … пожарный — … рабочий — … работа — … труд — … профессия — … инструмент- Посчитай: Одна швея, две …, три …, четыре …, пять… Один продавец, два …, три …, четыре …, пять … Продолжи предложения: В магазине работают продавцы, кассиры, … В больнице работают …, …, …. На стройке работают …, …, …. В детском саду работают …, …, …. Что делают: стекольщик — … электрик- … педиатр — … крановщик — … хирург — … кассир — … логопед — … грузчик — … писатель — … учитель- … строитель- … парикмахер- … Играем вместе “Оркестр”. Цель. Развитие слухового внимания, музыкального слуха и упражнения в звуке “ р ”( закрепление) . Ход игры. Одна группа детей – трубачи, другая – барабанщики, третья – скрипачи. Воспитатель – дирижер. Дети выполняют имитационные движения игры на барабане, трубе, скрипке под знакомый мотив без слов+ + : ру- ру- ру( для трубачей) , ра- ра- ра( для барабанщиков) , ри- ри- ри( для скрипачей) . Поупражняв каждую группу отдельно, воспитатель начинает дирижировать. Поет только та группа, на которую она указывает палочкой. Дети должны внимательно следить за ее указаниями. Когда воспитатель взмахивает обеими руками, играют все вместе, стараясь не сбиться( 3- 4 песенки) . Можно использовать музыкальные загадки: 3- 4 детей задумывают песенку, играют на своих “инструментах”, остальные угадывают ее. Чудесный сундучок” Цель. Запомнить, какими инструментами пользуются люди разных профессий в своей работе. Ход игры. Воспитатель показывает детям сундучок и говорит, что он чудесный, потому что в нем лежит много интересного. Каждый сможет узнать, что там лежит, только надо сказать такие слова: “Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок! ”. Дети по очереди вынимают из сундучка картинки или настоящие предметы, показывают всем и четко называют их. Что для чего”. Цель. Развивать логическое мышление, закрепить знания о предметах труда, упражнять в произношении фраз из 3- 4 слов. Ход игры. Детям даются игрушечные инструменты или картинки, их изображения и дошкольники отвечают на вопрос: “Для чего они нужны? ”. Например: Иголка, чтобы шить одежду. Топор, чтобы рубить дрова и т. д. Кто чем занимается”. Цель. Закрепить названия действий, совер шаемых людьми разных профессий. Ход игры. Дети берут картинку с изображением человека определенной профессии и говорят, чем он занимается. Повар…( варит еду) , врач…( лечит людей) , учитель…( учит детей) , строитель…( строит дома) , художник…( рисует картины) , пианист…( играет на пианино) , писатель…( пишет книги) , портниха…( шьет одежду) , прачка…( стирает одежду) , уборщица…( моет полы) , продавец…( продает товар) , фотограф…( фотографирует людей) , воспитательница…( воспитывает детей) , ткачиха…( ткет ткани) , машинист…( ведет поезд) , контролер…( проверяет билеты) , машинистка…( печатает на машинке) и т. д. “Подскажи словечко”. В сумке плотника найдешь молоток и острый …( нож) . Инструмент любой у места – и рубанок, и …( стамеска) . ПоповС. А. С огнем бороться мы должны. Мы смелые работники. C водою мы напарники.   Мы очень людям всем нужны. Так кто же мы? – …( пожарники) .   В нем пудов, наверно, тыща! Тяжеленный…( молотище) . Я не хвастая, скажу: Всех друзей омоложу! Идут ко мне унылые –  С морщинками, со складками. Уходят очень милые – Веселые и гладкие. Значит я надежный друг, Электрический…( утюг) . В мире слов разнообразных, Что блестят, горят и жгут Золотых, стальных. Алмазных Н ет священней слова …( труд) . “Подскажи словечко”. В небо синее пилот поднимает…( самолет) . Степанов В. Выгнал коз на бугорок развеселый …( пастушок) . Демченко Г. Рубанок в руки – работа другая: Сучки, закорючки рубанком…( строгаем) . Маяковский В. Но не с кистью и ведром наш маляр приходит в дом: Вместо кисти он принес механический…( насос) . Баруздин С. Чтоб не мокли люди под дождем Кровельщик железом покрывает …( дом) . Баруздин С. Ходит кран подъемный – огромной высоты Подает на крышу железные…( листы) . Баруздин С. Летят опилки белые, летят из- под пилы: Это плотник делает рамы и…( полы) . Баруздин С. Надо хлеба нам купить иль подарок подарить – Сумку мы с тобой берем и на улицу идем. Мы проходим вдоль витрин и заходим в…( магазин) . “Подскажи словечко”. Ну, а в этом магазине крендель, булки на витрине, С отрубями хлеб лечебный. Магазин зовется…( хлебный) . Нищева Н. Каждый день газету в дом нам приносит. . . ( почтальон) . Семь молодцов удалых косцов косы точили, траву. . . ( косили) . На глазах у детворы крышу красят. . . ( маляры) . Доски на гору везем, будем строить новый. . . ( дом)   Кукол я лечу с утра. Я сегодня. . . ( медсестра) . Шигаев Ю.   Красить комнаты пора. Пригласили. . . ( маляра) . Баруздин С. Циркач умеет гарцевать, зверей и птиц. . . ( дрессировать) . Ир- ир- ир- мой папа. . . ( командир) . Южных рыбок нам привёз, юнга будущий. . . ( матрос) . Не пила и не спала, грызла дерево. . . ( пила) . Шьёт, зашивает и колется колко остроносая. . . ( иголка) . “Меткое слово”. . Дети не только учат пословицы и поговорки о труде, но и отвечают на вопросы по их тексту, стараются объяснить, почему так говорят. Скучен день до вечера, когда делать нечего. Судят не по словам, а по делам. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи. Сделал дело, гуляй смело. Делу время, а потехе час. Работа делает человека счастливым и красивым. Без дела жить – только небо коптить. Без труда не вытащить и рыбку из пруда. Кто в работе впереди, у того орден на груди. Жизнь дана на добрые дела. Мастера по работе видно. Терпение и труд всё перетрут. Терпенье даёт уменье. Любой труд почётен. Дело мастера боится Встань рано, вразумись здраво, исполни прилежно. Хорошее начало полдела откачало. Коси, коса, пока роса, роса – долой и ты домой. Семь раз отмерь, один отрежь. Для доброго Федота не тягостна работа. Почёт и труд рядом живут. Труд человека кормит, а лень портит. Землю красит солнце, человека – труд. “Меткое слово”. Пчела мала, а и та работает. Где хотенье да терпенье, там и уменье. В детстве не научишься, всю жизнь намучишься. Делано наспех – сделано на смех. Сделанное дело кажется самым легким. Лень хуже болезни. Тяжко тому жить, кто от работы бежит. Была бы охота – наладится всякая работа. Не спеши языком, торопись делом. Потрудишься, так и хлеба поешь. Работай до поту, так и поешь в охоту. Нет скуки, коль заняты руки. Сегодняшней работы на завтра не откладывай. Счастье в воздухе не вьётся, а трудом достаётся. Красна птица перьем, а человек уменьем. При работе и год бежит, при безделье и час ползёт. Уменье пить – есть не просит, а само кормит. Дерево смотрят в плодах, а человека – в делах. Первый враг лентяя – работа. Счастье человека в труде. Ленивые руки не родня умной голове. Труд людей объединяет. Хорошее дело два века живёт. Руку протянешь, так и ложку достанешь. Человек от безделья болеет, а от труда здоровеет. “Меткое слово”. Счастье тому бывает, кто в труде да в уменье ума набирает. Не учи безделью, учи рукоделию. Гуляй, да дела не забывай. Меньше слов, да больше дела. Под лежачий камень вода не течёт. Было бы начало, а конец будет. Была бы охота, наладится всякая работа. Глаза страшат, а руки делают. Лёжа хлеба не добудешь. Кто за всё берётся, тому ничего не даётся. Конец делу венец. Не куёт железо молот, куёт кузнец. Цыплят по осени считают. Трудом Родину славим, трудом украшаем. Пашню пашут, руками не машут. Собирай по ягодке, наберёшь кузовок. Всякое дело концом хорошо. . “Произнеси правильно”. Формирование правильного произношения звуков, развитие фонематического слуха и восприятия; навыков произнесения слов различной звуко- слоговой структуры, развитие памяти. Сено Сене Костя косит. В сени сено Сеня носит. Сеня вёз воз сена. Щипцы да клещи – вот наши вещи. У лентяя Федорки – всегда отговорки. Шёл Егор через двор, нёс топор чинить забор. Топоры остры до поры. До поры остры топоры. Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас. Сшит колпак не по- колпаковски, его нужно переколпаковать, перевыколпаковать. . . В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося. Сын Сени наносил стог сена. Водовоз вёз воду из водопровода. Косит косец, а зайчишка косит. Старый сторож Том сторожит дом. Ткёт ткач ткани на платье Тане. Сшила Саша Сашке шапку. Старичок, старичок, почини мне каблучок. Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку. Мама нянчит Надю с Ниной. “Произнеси правильно”. Проконопать лодку паклей, не протечёт ни капли. В поле Поля- Полюшка. Полет поле- полюшко. Сорняков не будет в поле, если полет поле Поля Кровельщик Кирилл криво крышу крыл. Перекрыть крышу пригласили Гришу. Каша, каша, простокваша, повариха наша Маша, вместо каши на обед п риготовила омлет. Петя- булочник, испеки ситничек, булку и ватрушку, саечку и плюшку. На дворе дрова топорами рубят, раз дрова, два дрова, три дрова. На дворе дрова топорами рубят два дровосека, два дроворуба, два дровокола на дворе дрова топорами рубили. Дитя у няни нюнит нюни, но оная няня юна – не унять няне дитяти. Трубач любил свою трубу, в неё трубил он: ду- ду- ду. . . С балки упали палки, палки упали с балки. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.  . Игры на развитие мелкой моторики. Строим дом”. Ход игры. Дети приседают и, постукивая одним кулачком о другой, проговаривают слова. А ну- ка, веселее ударим молотком,   Покрепче, посильнее мы гвоздики забьём! Тук- тук, ток- ток, бей покрепче, молоток! Тук- тук, ток- то к, бей покрепче, молоток! “Барабанщики”. Ход игры. Вытянуть указательные пальцы обеих рук вперед и стучать ими поочередно, как барабанными палочками, вверх вниз, оста льные пальчики сжаты в кулачки. Бум- бум, бам- бам, бам- бам, барабаним в барабан “Строим домик для зверей”. Ход игры. Воспитатель объясняет, что домик для зверей будем строить из досок. Доски надо распилить. Дети встают по двое, взявшись за руки, крест на крест. “Пилят”: с- с- с- с. . . ( язычок надо крепко держать за нижними зубами) . Если пила будет сильно пил ить, то она звенит: з- з- з- з. . . Пили пила, пили живей, Мы строим домик для зверей. С- с- с- с. . . ( делают медленные движения) З- з- з- з. . . ( движения ускоряются) . В нём серый зайка будет жить, И с нами будет он дружить. Игры на развитие мелкой моторики. “Маляр”. Ход игры. Превращаем в кисть правую( левую) руку. Пальцы – волосы кисти, они мягкие и упругие. Макаем кисть в краску и плавными, широкими движениями красим сверху вниз, слева направо, по косой, стараясь не пропустить ни одного участка стены. Когда рука устанет, превращаем в кисть другую руку.  Пальчиковая гимнастика «Повар» Повар готовил обед, ( Ребром ладони дети стучат по столу) А тут отключили свет. Повар леща берет( Загибают большие пальцы) И опускает в компот. Бросает в котел поленья, ( Загибают средние пальцы) Угли бьет поварёшкой. ( Загибают безымянные пальцы) Сахар сыплет в бульон. ( Загибают мизинец) И очень доволен он. ( Разводят руками) . Игры на развитие мелкой моторики. “Мы построим новый дом”. Ход игры. На слова первой строчки стихотворения строим из пальцев дом: ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию( труба, балкон) . На слова второй строчки делаем из двух рук топор, рубим деревья( брёвна) . На слова третьей и четвертой строчки, сразу на двух руках, загибаем поочередно пальцы, начиная с большого и кончая мизинцем. На слово “замазку” сгибаем и разгибаем пальцы обеих рук. На последней строчке ладонь кладем на ладонь снизу вверх, как бы накладывая кирпич на кирпич. Чтобы дом построить новый,   Запасают тёс дубовый,   Кирпичи, железо, краску, Гвозди, паклю и замазку. А потом, потом, потом Н ачинают строить дом. . Игры на развитие мелкой моторики. “Пильщики( пила) ”. Ход игры. Дети строятся парами друг против друга. Каждые двое подают друг другу правую руку и начинают пилить руками взад и вперед, произнося при этом слова. 1) . Завизжала пила, Зажужжала, как пчела: Ж- ж- ж- ж. . . Треснула и стала,   Начинай сначала! 2) . Запилила пила,   Отпилила кусок, Наскочила на сучок, Лопнула и стала, Начинай сначала! После слов “Треснула и стала” дети разрывают руки, изображая сломанную пилу. Можно ввести рабочего, который приходит чинить пилы; он соединяет руки каждой пары вместе, и игра продолжается. •  Развитие связной речи • Составление рассказа о профессиях родителей по вопро сам логопеда: Фамилия, имя и отчество мамы( папы) . Где работает мама( папа) и кем? Эта профессия мужская или женская? Назовите атрибуты профессии. Где работает мама( папа) — на улице или в помещении? С кем или с чем работает мама( папа) ( с людьми, с жи вотными, с техникой, с книгами) ? •  Предложите детям  составить рассказ о любой профессии. Для плана можно использовать следующий алгоритм: “Музыканты”. 1. Мы музыканты, Вот нас сколько! ( Дети шагают на месте) Мы сыграем польку для друзей. 2. Бум- бум- бум   В барабаны бей! ( Дети прячут все пальцы, кроме указательных, в кулачки) Бум- бум- бум, ( Вытягивают руки вперед и стучат указательными пальцами вверх вниз) Ну- ка, кто сильней! 3. Ду- ду- д у- ( Дети поднимают голову вперед и вверх и изображают пальцами дудочку) Гудки гудят, Ду- ду- ду- Зовут ребят! 4. Эй, вы, звоночки, ( Дети поднимают руки вверх, трясут кистями, изображая звоночки) Зазвоните, Весело звоните Динь- ли- день!    .  ?

Оставить комментарий: