О творчестве на уроках физики глухих учащихся
Документы для скачивания
О творчестве на уроках физики глухих учащихся. Дмитриева Зинаида Викторовна учитель физики и математики КГБОУ «Минусинская общеобразовательная школа- интернат» г. Минусинск. Творческие способности- это индивидуальные способности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности и лежат творческие способности. Творческие способности человека представляют собой сплав многих качеств. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. Творческим личностям свойственно дивергентное мышление, которое характеризуется быстротой- способностью высказывать максимальное количество идей; гибкостью- способностью высказывать широкое многообразие идей; оригинальностью- способностью порождать новые нестандартные идеи; законченностью- способностью совершенствовать свой продукт или придавать ему законченный вид. Учёные считают, что компоненты творческого потенциала человека составляют следующие способности: способность рисковать; дивергентное мышление; гибкость в мышлении и действиях; скорость мышления; способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые; богатое воображение; восприятие неоднозначности вещей и явлений; высокие эстетические ценности; развитая интуиция. Помня, что одной из главных задач обучения является развитие самостоятельности учащихся, помощь ребёнку в реализации своих возможностей и исходя из компонентов творческого потенциала человека, можно выделить основные направления в развитии творческих способностей детей: развитие воображения; развитие качеств мышления, которые формируют креативность. На современном этапе развития образования вообще и физического образования, в частности, на первый план выходит повышение качества работы учителя по формированию знаний, умений и навыков учащихся в соответствии с образовательным стандартом при помощи различных видов деятельности. Развитие творческих способностей на уроках физики является одной из важных задач стоящих перед педагогом, поэтому на уроке учу ребят самостоятельно работать, высказывать предположения и догадки, проверять их на практике, творчески применять знания в новых ситуациях. Учащиеся с недостатками слуха могут пересказать материал учебника, выучить физический закон, ответить на вопросы после параграфа, воспроизвести опыт, рисунок, решить тренировочные стандартные задания первого уровня, но затрудняются применить свои знания на практике, в новых условиях, при выполнении тестовых заданий, при решении качественных задач. Поэтому на уроках физики для развития мышления учащихся, для формирования умственных действий, для повышения качества знаний, для воспитания интереса к предмету необходимо включать в учебный процесс творческие задания. В физике творческие задания могут выступать в форме расчётных, качественных или экспериментальных задач, в форме вопросов, поставленных на лабораторных работах, и в форме проблем, выдвинутых для работ физического практикума или эксперимента. Для развития творческой деятельности учащихся на уроках физики используются следующие методы: образного и символического видения; придумывания; эвристического наблюдения; фактов; сравнения; исследования; конструирования понятий и правил; гипотез; рефлексии и контроля; самооценки. Для развития творческих способностей детей с недостатками слуха использую следующие формы деятельности на уроках физики: нетрадиционные уроки, решение занимательных задач и заданий, качественных задач, задач II и III степени сложности, использование исторических сведений, лабораторные работы, небольшие творческие задания( составление и заполнение кроссвордов, написание и защита рефератов) , составление схем и опорных конспектов, использование проблемных ситуаций. Развитию творческих способностей учащихся способствуют уроки, проводимые в нетрадиционной форме- это урок- игра или урок с элементами игры. Так в 11 классе был проведён урок «Своя игра», на котором учащиеся показывали знание теоретического материала, сами проводили эксперименты и делали выводы, выполняли тестовые задания, читали анаграммы. Такие нестандартные уроки формируют нестандартное мышление, интерес к предмету, позволяют повышать самооценку. Другим видом деятельности является выполнение занимательных заданий- это расшифровка анаграмм, ребусов, составление и заполнение кроссвордов. Занимательные задания ребята выполняют с удовольствием, они помогают им преодолевать трудности, вселяют уверенность в своих силах. Решение качественных задач- это задачи типа «В какой воде горячей или холодной молекулы движутся быстрее? », «Греет ли шуба? », «Верно ли, что снег греет землю? », «Сколько весит тело, когда оно падает? » и т. д. вызывает у ребят интерес и в то же время трудности, им необходима помощь учителя в дополнительном пояснении, разъяснении задания. Задания II и III степени сложности используются только после усвоения учебного материала, решения стандартных задач и сильными учащимися, так как они являются наиболее подготовленными к выполнению заданий повышенной сложности. На уроках физики развитию творческих способностей учащихся способствует использование исторического материала- это рассказы об истории открытий изучаемых явлений, о жизни и деятельности учёных. Так ребята с удовольствием слушают о деятельности М. В. Ломоносова, К. Э. Циолковского, А. С. Попова, И. В. Курчатова и других. Познакомившись с их жизнью и открытиями, учащиеся испытывают гордость за отечественную науку, имеют достойный пример для подражания, понимают, что только знания и воля позволят в жизни добиться многого. Развивают творческие способности учащихся лабораторные работы. На них учащиеся не только учатся работать с приборами, проводить измерения физических величин, но они сами являются участниками эксперимента. Здесь перед ними ставится проблема проверить тот или иной факт, произвести вычисления, провести сравнение, проанализировать полученные данные, сделать вывод. Так при изучении темы «Амперметр. Измерение силы тока» на этом же уроке провожу лабораторную работу «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках». Данная работа является интересной для ребят, лёгкой и удивительным для ребят является факт, что сила тока при последовательном соединении является одинаковой. К такому выводу они приходят в результате экспериментальных данных. Развивают творческие способности учащихся составление опорных конспектов. По изучаемой теме вместе с учащимися составляем в виде схемы блок учебной информации, включающий правила, формулы, рисунки, схемы, а затем пробуем воспроизвести информацию. Развитию творческих способностей учащихся на уроках физики способствует создание проблемных ситуаций, выдвижение гипотез и проверка их экспериментальным путём. Так при изучении темы «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело» перед учащимися выдвигаю проблему: одинаков ли вес тела в воздухе и воде. Учащиеся выдвигают предположение, гипотезу, которую проверяем экспериментально. Библиографический список Гуревич А. Е. , Исаев Д. А, Понтак Л. С. Физика и химия. 5- 6 класс. М. , Дрофа. 2007 год. Горлова Л. А. Занимательные мероприятия по физике. М. , ВАКО. 2010 год. Марон А. Е. , Марон Е. А. Дидактические материалы. 8 класс. М. , Дрофа, 2006 год. Фадеева А. Тесты по физике. 7- 11 классы. М. , Олимп, 2002 год.
- Дополнительная общеразвивающая программа «Футбол для дошколят»
- Консультация для родителей "НАСМОРК - ПРОФИЛАКТИКА"
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Технологическая карта по организации с-р игры