a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Бетехтина Наталья Александровна

Опубликовано: 2016-11-02 05:26:08

Документы для скачивания

Методическая разработка. Дидактические игры для детей 2 младшей группы Составитель: Бетехтина Наталья Александровна. Игры развивают внимание, воображение, память, мышление. 1. Дидактическая игра «Найди предмет» Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами. Материал. Геометрические фигуры( круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) . Содержание. Дети стоят полукругом. В центре расположены два столика: на одном- геометрические формы, на втором- предметы. Воспитатель рассказывает правила игры: «Мы будем играть так: к кому подкатится обруч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какую я покажу. Ребенок, к которому подкатился обруч, выходит, воспитатель показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети. Хлопают в ладоши. Затем воспитатель катит обруч к следующему ребенку и предлагает другую форму. Игра продолжается, пока все предметы не подойдут, подобраны к образцам. 2. Дидактическая игра «Веселые матрешки» Цель: учить различать и сравнивать предметы по разным качествам величины. Материал. 2 комплекта пятиместных матрешек, 2 комплекта разных по величине кружочков, башенка из полых кубов. Содержание. По приглашению воспитателя дети садятся за общий стол, на котором стоит матрешка. Воспитатель обращается к детям: «Я хочу поиграть с вами в веселых матрешек, но вижу, что здесь только одна матрешка, а где же остальные? ( смотрит вокруг, а потом берет в руки матрешку и покачивает ее) . Что- то там, в середине гремит! Посмотрим, что там есть? ( Снимает верхнюю половину матрешки) . Вот, оказывается, где они спрятались! ( Все матрешки выставляются в ряд) . Давайте познакомимся с ними! Воспитатель называет имя каждой матрешки, наклоняя ее при этом: «Я- Матреша, я- Наташа, я- Даша, я- Маша» и т. д. Каждый ребенок выбирает себе одну из матрешек( одну матрешку берет себе воспитатель) . Игра начинается. Сначала матрешки гуляют, ( ходят по столу) . Затем их зовут измерять рост. Они выстраиваются друг за другом и по очереди, начиная с самой маленькой, встают по росту, а воспитатель уточняет, какая матрешка самая маленькая( высокая) ? Потом матрешки идут обедать. Воспитатель ставит на стол набор кружочков( тарелочек) пяти вариантов величины, вызывает детей по очереди, которые подбирают для своих матрешек тарелочки соответствующей величины. Пообедав, матрешки собираются на прогулку. Воспитатель ставит на стол второй комплект матрешек, и дети подбирают своим матрешкам подружек такого же роста. Пары матрешек передвигаются по столу. Потом разбегаются и смешиваются. ( «Матрешки захотели побегать») . Незаметно для детей воспитатель убирает со стола пару матрешек одного роста. «Пора домой! - говорит воспитатель. Становитесь в пары». Матрешки выстраиваются парами, и вдруг обнаруживается, что какой- то пары матрешек не хватает. Воспитатель предлагает детям позвать матрешек по имени( если помнят) . Все хором просят ее вернуться. Матрешки появляются, малыши ставят их на место и игрушки отправляются домой. Воспитатель ставит на стол башенку из полых кубов( одна сторона у них отсутствует) - это домики для матрешек. По просьбе воспитателя каждый ребенок находит дом для своей матрешки. Матрешки кланяются, прощаются и уходят домой. 3. Дидактическая игра « Длинное- короткое» Цель: развитие у детей четкого дифференцированного восприятия новых качеств величины. Материал. Атласные и капроновые ленты разных цветов и размеров, картонные полоски, сюжетные игрушки: толстый мишка и тоненькая кукла. Содержание. Перед началом игры воспитатель заранее раскладывает на двух столах комплекты игрового дидактического материала( разноцветные ленточки, полоски) . Воспитатель достает две игрушки- плюшевого мишку и куклу Катю. Он говорит детям, что Мише и Кате хочется сегодня быть нарядными, а для этого им нужны пояски. Подзывает двух детей и дает им свернутые в трубочку ленточки: одну короткую- поясок для Кати, другую длинную- поясок для мишки. Дети с помощью воспитателя примеряют и завязывают пояски игрушкам. Игрушки выражают радость и кланяются. Но затем игрушки хотят поменяться поясками. Воспитатель предлагает снять пояски и поменять их игрушки. Вдруг обнаруживает, что на мишке Куклин поясок не сходится, а для куклы поясок слишком велик. Воспитатель предлагает рассмотреть пояски и расстилает их рядом на столе, а затем накладывает короткую ленточку на длинную. Он объясняет, какая ленточка длинная, а какая короткая, т. е. дает название качества величины- длина. После этого воспитатель показывает детям две картонные полоски- длинную и короткую. Показывает детям, как можно сравнить полоски с ленточками путем накладывания и сказать, какая из них короткая, какая – длинная. 4. Дидактическая игра «Соберем бусы» Цель: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам( цвету и форме, величине и цвету, форме и величине) , видеть простейшие закономерности в чередовании фигур. Оборудование. На полу лежит длинная лента, на ней слева направо в определенном чередовании разложены фигуры: красный треугольник, зеленый круг, красный треугольник и т. д. Дети стоят в кругу, перед ними коробки с разноцветными геометрическими фигурами. Ход игры. Воспитатель предлагает сделать бусы для новогодней елки. Показывает на ленту с разложенными геометрическими фигурами и говорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка следующая». Дети берут по две такие же фигуры, называют их и начинают составлять бусы. Объясняют, почему выкладывают именно эту фигуру. Под руководством педагога исправляют ошибки. Затем воспитатель говорит, что бусы рассыпались и их надо собрать снова. Выкладывает на ленте начало бус, а детям предлагает продолжить. Спрашивает, какая фигура должна быть следующей, почему. Дети выбирают геометрические фигуры и раскладывают их в соответствии с заданной закономерностью. 5. Дидактическая игра «Наш день» Цель: закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь». Оборудование. Кукла бибабо, игрушечные кровать, посуда, гребешок и т. д. ; картинки, на которых показаны действия детей в разное время суток. Ход игры. Дети сидят полукругом. Воспитатель при помощи куклы производит различные действия, по которым дети должны определить часть суток: кукла встает с постели, одевается, причесывается( утро) , обедает( день) и т. д. Затем воспитатель называет действие, например: «Кукла умывается», предлагает ребенку выполнить его и назвать часть суток, соответствующую этому действию( утро или вечер) . Педагог читает отрывок из стихотворениях, Петрушиной: Кукла Валя хочет спать. Уложу ее в кровать. Принесу ей одеяло, Чтоб быстрее засыпала Дети укладывают куклу спать и говорят, когда это бывает. Воспитатель показывает картинки во временной последовательности и спрашивает, в какую часть суток происходят эти действия. Затем перемешивает картинки и вместе с детьми располагает их в порядке следования действий суток. Дети раскладывают свои картинки в соответствии с картинками воспитателя. 6. Дидактическая игра «Составь предмет» Цель: упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей( геометрических фигур) . Оборудование. На столе у воспитателя крупные игрушки: домик, неваляшка, снеговик, елка, грузовая машина. На полу наборы разных геометрических фигур. Ход игры. Воспитатель предлагает назвать игрушки, стоящие у него на столе, и составить любую из них, пользуясь набором геометрических фигур. Поощряет и стимулирует действия детей. Спрашивает: «Что составил? Из каких геометрических фигур? ». Дети рассматривают получившиеся силуэты игрушек, вспоминают соответствующие стихи, загадки. Возможно объединение составленных силуэтов в единый сюжет: «Дом в лесу», «Зимняя прогулка», «Улица» 7. Дидактическая игра «Три медведя» Цель: упражнять в сравнении и упорядочении предметов по величине. Оборудование. У воспитателя силуэты трех медведей, у детей комплекты игрушек трех размеров: столы, стулья, кровати, чашки, ложки. Ход игры. Воспитатель раздает детям по комплекту предметов одного вида: три ложки разного размера, три стула и г. д. рассказывает' : «Жили- были три медведя. Как их звали? ( Дети называют) . Кто это? ( Ставит силуэт Михаила Ивановича) . Какой он но размеру? А это кто? ( Настасья Петровна) . Она больше или меньше Михаила Ивановича? А какой Мишутка? ( Маленький) . Давайте устроим каждому медведю комнату. Здесь будет жить самый большой медведь, Михаил Иванович. У кого из вас есть кровать, стул, и т. д. для Михаиле Ивановича? ( Дети ставят предметы около медведя в случае ошибки Михаил Иванович говорит: «Нет, это кровать не моя») . Есть у вас кровать, стул и т. д. для Мишутки? ( Дети устраивают ему комнату) . А эти предметы для кого остались? ( Для Настасьи Петровны) . Какие они по размеру? ( Меньше, чем для Михаила Ивановича, но больше, чем для Мишутки) . Давайте отнесем их Настасье Петровне. Устроили медведи свое жилье и пошли в лес погулять. Кто идет впереди? Кто за ним? Кто последний? ( Воспитатель помогает детям вспомнить соответствующие фрагменты сказки) . 8. Дидактическая игра «Украсим платок» Цель: учить сравнивать две равные и неравные по количеству группы предметов, упражнять в ориентировке на плоскости. Оборудование, «платки»( большой- для воспитателя, маленькие- для детей) , набор листьев двух цветов( на каждого ребенка) . Ход игры. Воспитатель предлагает украсить платки листочками. Спрашивает, как можно это сделать( каждый ребенок выполняет задание самостоятельно) . Затем говорит: «Давайте теперь украсим платочки по- другому, все одинаково. Я буду украшать свой платок, а вы- маленькие. Верхний край украсим желтыми листочками, вот так. ( Показывает) . Положите столько листьев, сколько я. Правой рукой разложите их в ряд слева направо. А зелеными листочками украсим нижний край платка. Возьмем столько же зеленых листьев, сколько желтых. Добавим еще один желтый лист и поместим его на верхний край платка. Каких листочков стало больше? Как сделать, чтобы их стало поровну? » После проверки работ и их оценки воспитатель предлагает украсить левую и правую стороны платка листьями разного цвета. Т. е. положить на правую сторону платка столько же листьев, сколько и на левую. ( Показывает) . В заключении дети украшают все стороны платка по- своему и рассказывают об этом. 9. Дидактическая игра «Спрячем и найдем» Цель: учить ориентироваться в пространстве помещения, последовательно осматривать его; развивать внимание и запоминание; учить выделять из окружающего предметы, находящиеся в поле зрения. Оборудование. Разные игрушки. Ход игры. 1- й вариант. Педагог показывает детям яркую, красочную игрушку. Говорит, что они сейчас спрячут ее, а потом будут искать. Вместе с детьми обходит комнату, рассматривая и обсуждая все, что там стоит: «Вот стол, за которым вы смотрите книжки. А вот стеллаж с игрушками. Пойдем дальше. Здесь шкаф. Тут и можно спрягать нашу игрушку на полке с книгами. Поставим ее на полку( полка должна быть открытой) . А теперь пойдем играть». Педагог проводит несложную подвижную игру, например «Делай как я». Через некоторое время предлагает найти игрушку. Фиксирует результат: «Игрушка была на полке». В следующий раз прячут неяркую игрушку, а комнату осматривают с другой стороны. Когда дети научаться находить игрушку, расположенную на уровне их глаз, ее прячут сначала выше, а затем и ниже уровня глаз ребенка. 2- й вариант. Игрушку прячут дети, а находит ее педагог, который медленно, последовательно обследует комнату и находящиеся в ней предметы. Дети должны освоить последовательность поиска как способ ориентирования в пространстве. Обходя комнату, педагог называет направление, в котором движется и предметы, встречающиеся у него на пути. Например: «Вот окно. Пойду от окна к двери. Здесь шкаф. Посмотрю наверх- наверху нет, посмотрю вниз- внизу нет. Пойду дальше» и т. п. 3- й вариант. Игрушку прячут дети под руководством педагога, а ищет кто- либо из ребят. Он заранее выходит за дверь и не видит, как прячут игрушку. Педагог предлагает ему искать, последовательно осматривая комнату. 10. Дидактическая игра «Угадай, кто за кем» Цель: формировать у детей представление о заслоняемости одних предметов другими. Уточнить представление о том, что большие предметы заслоняют меньшие, а меньшие не заслоняют больших; закреплять слова «больше», «меньше», «за, «перед»; познакомить со словом «заслонять». Оборудование. Разные игрушки. Ход игры. 1- й вариант. Игрушки стоят на столе у педагога. Он просит посмотреть, что находится на столе, и закрыть глаза. Берет две игрушки, отставляет их немного в сторону и встает так, что заслоняет их собою. Дети открывают глаза и обнаруживают, что двух игрушек нет. «Я не отходила от стола. Куда же делись игрушки? »- говорит педагог. Если кто- то из ребят догадается, педагог удивленно говорит: «Ах, я встала и заслонила их». Если же дети не находят, то ищет сам и, обнаружив пропавшие игрушки, объясняет причину их исчезновения. После этого педагог убирает игрушки и приглашает к столу двоих детей: одного высокого, крупного, другого- маленького. Дети вновь убеждаются в принципе заслоняемости, когда маленький встает за спиной большого. Итоги игры педагог обсуждает с детьми, почему Таню не видно за Колей, а Колю за Таней видно: « Больший заслоняет меньшего, а меньший заслонить не может большего». 2- й вариант. Проводится игра «в прятки». Один ребенок прячется, а остальные дети под руководством педагога ищут его, последовательно осматривая в комнате мебель. Спасибо за внимание. Успехов в работе.

Методическая разработка. Игры с водой для детей второй младшей группы. Развитие сенсомоторики, мелкой моторики рук, координации движения, зрительного внимания. Составитель: Бетехтина Наталья Александровна. Игра «Взбей пену» Ловко пену я взбиваю И ей тортик украшаю Цель:  Развитие у детей мелкой и общей моторики рук. Работа над формированием и развитием темпа и ритма речи. Формирование правильного захвата руки. Ход игры: Воспитатель предлагает детям взбить пену – крем для украшения праздничного торта. Оборудование: Ёмкость с водой, венчик, средство для пены. 2. Игра «Поймай рыбку» Цель: Развитие у детей координации движений, общей моторики, внимания.  Формирование правильного захвата руки. Развитие ловкости. Ход игры: Воспитатель предлагает детям сходить на рыбалку и удочкой поймать рыбку. Оборудование: Ёмкость с водой, удочки и рыбки. 3. Игра «Сдуй облако» Ловко пену я взбиваю И ей тортик   украшают. Цель:  Развитие у детей  внимания, координации движений. Активизация мышц губ, формирование умения выполнять глубокий вдох и длительный плавный выдох. Ход игры: Воспитатель предлагает детям поймать на ладошку «облако» и сдуть его. Оборудование: Ёмкость с водой, средство для пены, венчик 4. Игра «Тонет, не тонет» Цель: Знакомство со свойствами различных материалов, развитие  координации движений,  закрепление понятий «лёгкий», «тяжелый». Развитие логического мышления. Ход игры: Воспитатель предлагает детям опустить в воду  разные по качеству предметы и понаблюдать за ними, охарактеризовать их. Оборудование: Ёмкость с водой, тяжелые и лёгкие предметы. 5. Игра «Выбери нужного цвета» Цель:  Развитие у детей  сенсомоторики,  координации движений, зрительного внимания, закрепление цветовых оттенков. Ход игры: Воспитатель предлагает детям достать предметы одного цвета со дна ёмкости. Оборудование:  Ёмкость с водой, разноцветные колпачки, крышки. 6. Игра «Капитан» Цель: Развитие у детей внимания, психических процессов, координации движений,  формирования умения выполнять глубокий вдох и длительный плавный выдох. Работа над артикуляционной моторикой. Создание положительного настроя.   Ход игры: Воспитатель наполняет ёмкость с водой и запускает с детьми бумажные  кораблики. Предлагает подуть на кораблики, отправляя их в плавание. Оборудование: Ёмкость с водой,  бумажные кораблики. 7. Игра «Достань ракушку»              Найти в песочке клад,                                                                               Я буду очень рад. Цель: Развить у детей внимания, общей и мелкой моторики рук. Формирование и развитие координации движения и речи. Ход игры: На дно ёмкости с водой выкладывается несколько камешков, ракушек. Воспитатель предлагает ребёнку достать со дна «клал». Оборудование:   Ёмкость с водой, камешки, ракушки, сачок 8. Игра « Тёплый, холодный» Цель: Закрепление понятий «тёплый», «холодный», развитие эмоционального настроя,   развитие внимания. Ход игры: Воспитатель заполняет ёмкость  тёплой и  холодной водой и предлагает детям запустить утят в тёплую воду, а рыбок в  холодную.                                Оборудование:   Ёмкость с тёплой и  холодной водой, утята, рыбки. 9. Игра «Поймай льдинку» Цель: Развитие  у детей внимания, координации движения, мелкой и общей моторики. Знакомство со свойствами воды. Формирование правильного захвата руки. Развитие тактильной чувствительности и ловкости. Ход игры:  Воспитатель опускает в ёмкость 5- 6 льдинок и предлагает детям достать их и понаблюдать,  как они тают и превращаются в воду. Оборудование: Ёмкость с водой, лёд, сачок, пустая ёмкость. Спасибо за внимание. Успехов в работе. .      

Оставить комментарий: