a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

«Спорт в жизни ребенка-дошкольника».

Опубликовано: 2016-11-08 10:21:58

В результате последних исследований было установлено, что взрослые в настоящий момент времени очень мало двигаются, что негативно отражается на их здоровье. При этом категория здоровья и ряд заболеваний, которыми страдает взрослый, является прямым результатом величины движений ребенка в дошкольном возрасте. Чем больше активности проявляет дошкольник, тем выше будет его жизненный потенциал и состояние здоровья.

 В последние годы отмечается тенденция к понижению двигательной активности детей дошкольного возраста. Почему это происходит?

- Это можно объяснить тем, что наши дети длительное время сидят у телевизоров, а также  при проведении с ними различных занятий, чтении им книг, при занятии ручным трудом, рисованием, лепкой, не требующими активных движений.

Чему способствует снижение двигательной активности  у детей?

-Во-1, нарушаются  процессы нормального развития и во-2, проявляются изменения в обмена веществ.

Совершенно верно, хочется  обратить ваше внимание на то, что все виды движений — одна из важнейших потребностей растущего детского организма.

А каковы изменения произойдут с ребенком, если он много двигается, занимается спортом?

- Двигательная деятельность тонизирует центральную нервную систему детей, во время движения происходит активизация нервных клеток всех областей коры головного мозга, повышается обмен веществ, усиливается выделение гипофизом гормона роста.

Да, и  активная мышечная работа снижает нервное напряжение, ослабляет воздействие отрицательных эмоций. Недостаточная же мышечная активность замедляет психическое развитие ребенка. Не зря 2,5 тысячи лет назад в древней Элладе было высечено на скале изречение: «Хочешь быть сильным — бегай, хочешь быть красивым — бегай, хочешь быть умным — бегай». Помимо оказываемого положительного результата на организм ребенка регулярные тренировки позволяют формировать дисциплинированность, ответственность и регулировать режим дня ребенка.

 С какого возраста можно начинать систематические занятия с дошкольниками  не только физкультурой, но и спортом (коньки, лыжи, плавание и т. п.) ?

Со старшего дошкольного возраста,  точнее с 5 лет можно  начинать, хотя лыжи можно надевать детям ,начиная с 3 лет, но обучать их лыжному спорту раньше 4—5 лет не следует. Лишь с этого возраста можно приступить к обучению ходьбе на лыжах. И еще занятия спортом можно проводить и в самостоятельном режиме и без определенного стремления к выдающимся результатам.

 Есть  определенные правила и даже требования при покупке лыж.

 Покупая лыжи, необходимо подбирать их строго по росту ребенка: пальцы его вытянутой вверх руки должны без усилия доставать до носка лыжи, а лыжные палки достигать подмышечных впадин.

-Верно, на многих выпускаемых сейчас лыжах для детей проставляется рост, на который они рассчитаны. В таких случаях примерка необязательна.

-А что вы можно добавить об одежде?

Для катания на лыжах ребенок должен одеваться  тепло, но легко. Наиболее удобен комбинезон, не стесняющий движений, на руки — варежки.

Какие  особенности при обучении детей ходьбе на лыжах?

-Чтобы ребенок привык к лыжам, перед обучением ходьбе на них по снегу целесообразно дать походить в них по комнате. Здесь же полезно освоить с малышом поворот на лыжах на месте. При обучении в первую очередь вырабатывается умение правильно стоять на лыжах, держать параллельно стопы, сохранять между ними одинаковое расстояние при движении. Сначала дети учатся ходить на лыжах без палок, осваивая так называемые ступающие шаги и согласованные с ними движения рук. Только после освоения такой ходьбы можно перейти к обучению скользящему шагу и использованию палок. Ребенка учат делать шаг левой ногой с одновременным выносом вперед правой руки с палкой. Тяжесть тела при этом переносится на левую ногу, скользит левая лыжа. Затем также производится шаг правой ногой и перенос на нее тяжести тела, вперед выдвигается левая рука с палкой. Палка ставится в снег на уровне носка противоположного ботинка. Туловище лыжника слегка наклонено вперед, ноги полусогнуты.

-Можно ли учить ребенка скатываться с горы?

Можно начинать обучать его спуску, но с невысоких пологих возвышенностей. И причем, когда ребенок освоит ходьбу по ровной местности. При спуске ребенок скользит одновременно на обеих лыжах. Ноги его, слегка согнутые в коленях, стоят рядом. Обе руки с палками выносятся вперед одновременно, и ребенок отталкивается.

-Нужно ли учить ребенка падать?

 Очень  важно научить малыша правильно падать (не вперед или назад, а на бок) и самостоятельно подниматься, опираясь на руки. К 4 годам обученный ребенок способен надевать и снимать лыжи.

Хочу еще обратить ваше внимание на то, что, при совместных лыжных прогулках с детьми полезен такой прием, как буксировка малыша, стоящего на лыжах, за палки или веревку. Ребенком он воспринимается как интересная игра, имитирующая паровоз с вагонами или буксир с баржей.

-А при какой погоде можно ходить с детьми на лыжах?

В тихую погоду при морозе не выше 12—15 °С 5—6-летние дети могут ходить на лыжах 20—30 минут.

- Увеличению двигательной активности, совершенствованию координации у детей способствует катание на коньках.  Какие особенности в этом направлении?Прежде всего целесообразно не сразу пускать ребенка на лед, а обучать его стоять и ходить на коньках по деревянному полу (надев на коньки чехлы) или асфальту. Хорошо начать с двух-полозных коньков. И только когда ребенок научится хорошо держаться на коньках, можно разрешить ему попробовать свои возможности сначала на хорошо утрамбованной снеговой дорожке, а затем на льду. В первое время приходится поддерживать малыша при потере равновесия. Без такого предварительного обучения детям первоначально на льду очень трудно, что может отбить у них охоту от освоения этого вида занятий.

- Нужно ли отрабатывать позу конькобежца  с детьми?

При обучении катанию на коньках необходимо отработать у ребенка позу конькобежца: туловище наклонено вперед, согнутые в локтевых суставах руки опущены вниз, стопы расположены параллельно, расстояние между ними 10—15 см, голова прямо.

-Как долго ребенок должен находиться на катке?

 Когда ребенок хорошо овладеет техникой скольжения на коньках, можно разрешить ему кататься на них ежедневно по 30—50 минут при морозе не более 10—12°С и не сильном ветре.

-Как правильно подобрать коньки?

Следует обращать внимание на то, как надеты коньки. Размер их должен соответствовать размеру обуви ребенка, пальцы ног быть свободными, а подъем ноги туго стянутым, тогда ребенок будет легко катиться, отталкиваясь всем лезвием конька.

-Коньки зимой, а летом роликовые. В летнее время полезно освоить с ребенком катание на роликовых коньках на асфальтированной площадке.

А каковы особенности обучения детей катанию на роликовых коньках?

Многое повторяется и в первую очередь - это   положение конькобежца и оно такое же, как и при катании на обычных коньках. Ребенок  должен поочередно отталкиваться то одной, то другой ногой, при этом руки, согнутые в локтевых суставах, движутся вперед и назад в такт беговым шагам. Допустимая продолжительность катания на роликовых коньках для дошкольника до 30 минут. Во время катания полезны небольшие перерывы. Одежда в зависимости от погодных условий лета может состоять из трусов и майки или легкого хлопчатобумажного лыжного костюма. Весной или осенью можно надеть шерстяной лыжный костюм.

- Огромное воспитательное и оздоровительное значение имеет обучение танцам, фигурному катанию, художественной гимнастике.  Ритм и пластика, как уже отмечалось, укрепляют волю и выносливость, координацию движений, совершенствуют красоту человеческого тела. Но все эти занятия проводятся вне дома (в секциях, бассейнах, кружках, на спортивных площадках). А дома каждый день с утра необходима усиленная зарядка. Дети способны переносить значительные физические нагрузки в ходьбе, беге, играх и др.

 Утренняя зарядка — самый эффективный способ разогнать ночную дрему и вялость, подготовить организм к дневному бодрствованию. А между тем именно вы уважаемые родители часто не находите десятка минут, чтобы подготовить ребенка к новому дню. Из неразумной жалости мама хочет дать ему поспать лишнюю минуту и не будит до завтрака. Но зарядка нужна малышу не меньше, чем завтрак.

-Какие упражнения должны входить в комплекс утренней гимнастики?

 В комплекс утренней зарядки пятилетнего ребенка должны входить: дыхательные упражнения (чередовать с другими), разные виды ходьбы, бег трусцой, упражнения для мышц верхних конечностей (имитация движения крыльями, бросание мяча из различных положений, упор и отжимание туловища), упражнения для туловища (наклоны вперед, «насос», круговые движения, борьба), упражнения для нижних конечностей (прыжки в длину, со скамейки, «пружинка», приседание, подъем ног в положении лежа, ножницы и т. п.), упражнения на внимание и координацию движений, например игра «Бабочка, журавль и лягушка». Ребенок идет по кругу. По сигналу «бабочка» машет руками вверх и вниз, по сигналу «журавль» переступает с высоким подниманием прямой ноги, по сигналу «лягушка» приседает, касаясь пальцами пола. При игре «Кто летает?» по сигналу «воробей, ворона, грач» ребенок взмахивает руками, изображая птицу, по сигналу «кошка, собачка, заяц» должен сохранять покой. Такие игры развивают внимание и собранность.

 Часть упражнений может выполняться из положения сидя или лежа на полу, для чего следует приготовить небольшой коврик (примерно 60X 150 см). Если ребенок нездоров, оставлять его без движений абсолютно нецелесообразно. Даже при строгом постельном режиме в детских больницах проводят с детьми дыхательную гимнастику. Дома же разумно выполнить с заболевшим ребенком облегченную утреннюю гимнастику из положения лежа при постельном режиме или сидя при простом домашнем. Во время такой зарядки уменьшаются число упражнений, частота их повторения. Между упражнениями допускаются паузы, чтобы ребенок отдохнул, а наиболее трудные упражнения, требующие большой затраты мышечной силы, на время совсем исключаются.

 В этом возрасте впервые разрешается вносить в игры и занятия детей элементы соревнования, борьбу «за призовые места».

 Вырастить сына или дочь красивыми, крепкими, физически сильными — наш с вами высокий долг . И нередко многие из вас, следуя духу времени, пытаются приобщить своих детей к физической культуре с раннего возраста. Это очень похвально, особенно если вы сами не останетесь в стороне. Совместная общая зарядка, прогулка, семейные подвижные игры сделают это занятие для детей радостным, желанным, сблизят между собой маленьких и взрослых членов семьи.

-Как привлечь ребенка к занятиям физкультуры, к спорту?

 Чтобы малыш сам потянулся к физкультуре, спорту ему должно быть интересно. Для этого надо стараться использовать при занятиях любимые детьми игровые движения. Дошкольники любят повиснуть на двери, дереве, охотно кружатся на вытянутых руках, качаются на качелях, стремятся побалансировать на рельсе, узкой дощечке, попрыгать через скакалку, залезть на дерево. Все это нужно учитывать при организации занятий. Для малышей желательно оборудовать своеобразный домашний стадион. В дверном проеме можно прибить деревянные колодки с вырезами и в них вкладывать съемную перекладину. Позанимались — сняли и поставили в угол. Так же просто сделать гимнастическую стенку, приспособив для этого обыкновенную стремянку. На перекладину можно подвешивать гимнастические кольца, боксерскую грушу и другие снаряды.

-А какие еще снаряды можно использовать?

 В качестве снарядов для занятий ребенка физкультурой следует использовать и обычную мебель. Например, множество упражнений можно проделать с помощью стула. Два стула могут служить для малыша параллельными брусьями, а если на их сиденья положить палку, то дети смогут подтягиваться лежа.

- Какой вид спорта можно еще предложить детям?

Отличным вариантом спорта для гиперактивных детей является плавание. Помимо больших нагрузок на организм, которые формирует водная среда, данные упражнения как меры закаливания организма оказывают успокоительное воздействие на гиперактивные способности ребенка.

Гимнастика традиционно относится к видам спорта, предназначенным для девочек. Проводимые занятия позволяют развить у ребенка гибкость и особую грациозность фигуры, делая ее стройкой и гибкой. Можно даже купить батут и заниматься на нем самостоятельно. Однако при чрезмерном увлечении гимнастикой в скором времени могут появиться боли в суставах, позвоночнике, нарушения опорно-двигательной системы и окажется негативное воздействие на репродуктивную функцию.

-А можно ли ребенка дошкольного возраста брать с собой в поход?

Конечно, можно. Для детей особенно приятны совместные с родителями походы за город, в лес, на речку, даже в соседний парк или сквер. Поэтому желательно в выходной день отправляться в поход с детьми любого возраста. Только детей в возрасте до трех лет в таком походе обычно носят за спиной, можно на специальном стульчике. Не обязательно ехать или идти далеко. Поход может начаться рядом с домом, но каждый раз надо идти к чему-то новому, чтобы детям было интересно и поход запомнился им.

-Какое расстояние может пройти дошкольник и чем можно его занять, какие упражнения или игры предложить?

 Пятилетний ребенок может уже пройти в течение дня 8—10 км. Важно только следить, чтобы он не переутомлялся. Признаками переутомления являются вялость, общее недомогание, головная боль, побледнение кожных покровов. Во избежание переутомления через каждые полчаса надо делать остановки, чтобы ребенок мог попрыгать, побегать, порезвиться.

 В походе детей нужно приучать правильно ходить — размашистым пружинистым шагом со свободным движением рук. Если на пути встретится неширокая и неглубокая канава, можно разрешить перепрыгнуть через нее, а если упало дерево, то можно не только перепрыгнуть через него, но и пройтись по нему. В походе у детей полезно вырабатывать навыки метания, для чего можно организовать бросание шишек, палочек, камешков в цель. Эти действия развивают глазомер, ловкость, сноровку. Хороши упражнения с лазанием на деревья, откосы. Они воспитывают решительность. На привале дети могут собирать хворост, приносить воду, помогать разжигать костер. Ко всему этому необходимо приобщать не только мальчиков, но и девочек. Легкие царапины или синяки, которые они случайно могут получить,— не беда. Зато ребенок учится ловкости, отваге, начинает чувствовать уверенность в своих силах. Отправляясь в поход, целесообразно захватить с собой на всякий случай йод, бинт, лейкопластырь.

-Обязательно ли соблюдение режима в походе?

 Соблюдение режима дня ребенка обязательно и в походе. Летом пойти в него лучше пораньше. Тогда самое жаркое время придется на отдых в тени и совпадет с дневным сном. Чтобы походы выходного дня стали для детей настоящим праздником, желательно брать с собой любимую их еду, соки, сладкий десерт. Запас питья расходуют бережно, чтобы его хватило и на обратный путь, так как дети плохо переносят жажду.

Таким образом, подводя итог, хочется сказать, что на организм растущего ребенка положительное воздействие оказывают различные виды спорта, тренировки и занятия которым должны быть умеренными и адекватными. Воспитание воли во всех деталях совпадает с воспитанием здоровья. И это неудивительно, так как только здоровый организм имеет возможность укрепить тот вид деятельности мозга, который медики называют внутренним торможение.

Памятка «Десять советов родителям»

 

  1. Поддерживайте интерес ребенка к занятиям спортом. Помните: семья во многом определяет поведение и установки ребенка. Как вы относитесь к спорту, так будет относиться к нему и Ваш ребенок.

 

  1. Высокая самооценка – один из мощных стимулов для ребенка выполнять любую работу, будь то домашнее задание или утренняя гимнастика. Поощряйте любое достижение ребенка и в ответ вы получите еще большее старание.

 

  1. Наблюдайте за поведением и состоянием ребенка во время занятий физической культурой. Постарайтесь понять и исправить причину негативных реакций. В этом вам помогут глубокое знание своего ребенка, его доверие.

 

  1. Ни в коем случае не настаивайте на продолжении занятия, если ребенок этого не хочет. Выясните причину отказа, устраните её и только после этого продолжайте занятие. Если этого не делать, то у ребенка возникнет стойкое неприятие любых занятий физическими упражнениями.

 

  1. Не ругайте ребенка за временные неудачи.

 

  1. Важно определить приоритеты в выборе физических упражнений. Иногда разным детям нравятся разные упражнения.

 

  1. Не меняйте слишком часто комплекс упражнений. Если он нравится ребенку, то пусть он его выполняет как можно дольше.

 

  1. Важно соблюдать культуру физ. упражнений. Физкультура – дело серьезное!

 

  1. Не перегружайте ребенка.

 

  1. Вы должны следовать 3 законам: понимание, любовь, терпение.

 

 Будьте здоровы!

Оставить комментарий: