a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Реализация национально-регионального компонента в работе МКДОУ Д/с «Сауле» а. Эркен-Юрт

Опубликовано: 2016-11-08 14:17:27

Воспитатель Узденова И.С.

В течение нескольких лет наше дошкольное учреждение работает над целью патриотического воспитания: «Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам ребёнка, любви к окружающей природе, Родине, семье».

Поэтому, перед нами в работе с детьми при ознакомлении их с Малой Родиной ставятся следующие задачи:

-воспитать достойного гражданина и патриота, знающего и любящего свою Малую Родину, свой край, аул, где он родился и живёт;

-формировать бережное отношение к историческому наследию нашего народа;

-воспитать уважение к людям коренной национальности, к их традициям и обычаям;

-развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края, о природном разнообразии страны;

-формировать бережное отношение к природе, пробуждать желание охранять её от разрушений, а при необходимости восстанавливать;

-воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту родной природы; формировать эстетические чувства.

В годовом плане ежегодно планируются мероприятия, проводимые в ДОУ по реализации национально-регионального компонента в работе с детьми, родителями и педагогами.

На 2015/16 учебный год были запланированы и проведены:

1) в сентябре к дню образования КЧАО:

-развлечение «Ногайские народные игры»;

-оформлены экспозиции «Край мой родной - Карачаево-Черкесия», выставка детских работ «Родные просторы»;

-прогулки по улицам а. Эркен-Юрт ;

-посещение Краеведческого музея МКОУ СОШ а. Эркен-Юрт.

-спортивное развлечение «Ребята из «Сауле» спешат спасти лесовичка» (день здоровья);

-выставка детских работ «Осенний букет».

2)в октябре:

-консультация «Моя семья. Моя родословная».

3) в ноябре:

-проектная деятельность «Моя семья. Моя родословная»;

-экскурсии «Достопримечательности аула», «Улицы аула рассказывают».

4) в декабре:

-«Неделя ногайской культуры»:

-занятия познавательного характера « Мой славный аул Эркен-Юрт », «Улицы родного аула» (средняя и старшая группы);

-занятия по ИЗО «Рисование ногайских орнаментов» (старшая группа);

-беседы «Мой родной аул»

-работа в уголках Малой Родины (дидактические игры, ногайские игрушки, открытки, детские журналы, альбомы);

-развлечение «Зимушка-зима» (открытое мероприятие).

5) в январе:

-концерт, посвященный Дню образования КЧАО «Мы живём в КЧР…»;

-игровая программа «Моя дружная семья» (старшая группа);

-выставка «Моя дружная семья»;

-работа с родителями «Снежные постройки»;

-спортивное развлечение «Зимние забавы»;

-выставка детских работ «Детский сад будущего».

-педсовет «Моя семья - моя крепость»;

6) в феврале:

-викторина для педагогов «Черкесск, мой Черкесск, столица КЧР» -викторина для детей «С днём рождения город родной!»;

7) в марте:

-выставка «Семейные увлечения»;

-оформлен стенд «Я люблю тебя аул мой » (сочинения детей);

-экскурсии по аулу «Улицы моего аула рассказывают».

8) в апреле:

- спортивное развлечение «Путешествие по весеннему аулу» (открытое мероприятие).

На 2016-2017 учебный год запланированы следующие мероприятия:

1) в сентябре:

- «С днём рождения, любимый аул!» (беседы, развлечения, посвящённые празднованию Дня аула);

-выставка «Природа и фантазия» (поделки из природного материала);

- Развлечение «Спортивные игры» (спортивное развлечение).

2) в октябре:

-работа в уголках Малой Родины (дидактические игры, чтение художественных произведений ногайских писателей, оформление альбомов «Мой край);

-совещание для педагогов ДОУ «Реализация национально-регионального компонента в работе ДОУ».

3) в ноябре:

-смотр-конкурс чтецов «Здесь край земли…», посвящённый неделе ногайской культуры в МКДОУ (дошкольники всех гр.);

-выставка «Орнаменты народов КЧР» (декоративно-прикладное искусство народов КЧР).

4) в декабре:

-неделя ногайской культуры: цикл занятий «Наш край», слушание музыкальных произведений, чтение художественных произведений, работа в уголках Малой Родины, экскурсии с детьми по аулу, посещение Краеведческого музея МКОУ СОШ а. Эркен-Юрт;

-открытый просмотр занятия по изобразительной деятельности «Ногайские орнаменты» (старш..гр.).

5) в январе:

-консультация «Наблюдаем и познаём» (ознакомление с объектами живой и неживой природы).

6) в феврале:

-работа с родителями «Зимнее чудо» (снежные постройки);

-презентация проекта « Моя семья. Моя родословная» (родители и воспитанники стар.гр.).

7) в марте:

-развлечение «Мы живём в КЧР» (познавательного характера);

-праздник «Навруз байрам».

8) в апреле:

-«День здоровья» (выезд на природу).

-работа с родителями «Домашние питомцы» (проектная деятельность);



9) в мае:

-акции «Чистый берег», «Птичья столовая», «Чистый двор»;

-конкурс рисунков «Планета Земля нуждается в нашей защите».

По обобщению опыта работы педагогов собран и оформлен материал «Реализация национально-регионального компонента в работе МКДОУ «Д\с «Сауле». Воспитатели имеют возможность ознакомиться с разработками консультаций, семинаров - практикумов, педсоветов, занятий, праздников, развлечений. Для работы с детьми подобрана необходимая художественная литература (сказки, загадки, сборники стихов), журналы, книги и картины, рассказывающие о жизни народов КЧР, научно-публицистическая литература, имеются иллюстрации с изображением растений и животных, пейзажей северной природы, сборники музыкальных произведений на ногайскую тематику.

Любовь к родному аулу, краю, умение видеть и чувствовать красоту родной природы начинаем прививать у детей с младшего возраста. В разных видах деятельности: в беседах, на занятиях, во время прогулок и экскурсий по родному аулу, в ходе поездок в лес (старшие группы), посещений Краеведческого музея МКОУ СОШ а.Эркен-Юрт дошкольники получают необходимую информацию о нашем крае, о красоте и разнообразии природы КЧР, о людях, проживающих в КЧР, об особенностях жизни людей разных национальностей.

В работе с детьми специалистом по формированию познавательных интересов используются занятия на тему «Наш край», цикл экскурсий и наблюдений за живыми существами окружающего мира, за явлениями, происходящими в природе, памятки по организации наблюдений в разных возрастных группах. В ходе познавательной деятельности дошкольники знакомятся с особенностями географического расположения нашей республики, климата, с историей рождения а. Эркен-Юрт, с символикой родной республики Дети знают, что КЧР - частица нашей Родины-России, Черкесск- столица КЧР. Воспитанники ДОУ во время прогулок по аулу знакомятся с достопримечательностями и улицами аула, имеют возможность наблюдать за событиями и явлениями, происходящими в окружающей действительности. В ходе познавательной деятельности получают представления о культуре, традициях и обычаях ногайского народа.

Любовь к родной природе, умение видеть и чувствовать её красоту воспитатели прививают у детей в ходе непосредственного ознакомления с объектами живого и неживого миров. У воспитанников формируют представления о природной зоне - лесотундре, о её отличительных особенностях, о приспособлении живых существ к условиям среды обитания, к изменяющимся условиям природы. Дошкольники знакомятся с растениями и животными «Красной книги». Они запоминают правила бережного отношения к природе. Во время проведения экспериментов и наблюдений дети учатся замечать и описывать свойства и качества объектов окружающего мира. Накопленный опыт дошкольники используют в играх, в самостоятельной деятельности, на занятиях. Свои впечатления об увиденном они отражают в работах на занятиях по ИЗО. Используя различную технику рисования и средства изображения, дети передают в рисунках красоту родной природы. После встреч с живой природой у них развивается фантазия, игровое, речевое и изобразительное творчество.

На занятиях после ознакомления с ногайским орнаментом воспитанники создают яркие, красочные эскизы предметов быта с использованием ногайских узоров.

На занятиях лепки, кружка «Умелые руки» ребята создают композиции, состоящие из животных, вылепленных из пластилина, а также мха, веточек, листьев и др. Работы дошкольников оформляются в -выставочном центре ДОУ, украшают интерьер групповых помещений. Лучшие работы воспитанников выставляются на конкурсы, проводимые не только внутри детского сада, а также и среди образовательных учреждений Ногайского района..

На занятиях музыкальной деятельности ребята знакомятся с ногайскими песнями и играми, музыкальными инструментами, слушают музыкальные произведения, написанные про наш родную республику, аул, город Черкесск, гимном республики, разучивают песни про свой аул. На кружке хореографии разучивают элементы движений национальных танцев. Разученные музыкальные движения являются украшением праздников, развлечений, проводимых в детском саду.

Совместно музыкальным руководителем ежегодно проводятся развлечения ко дню рождения КЧР «Этот город сердцу дорог…». В творческом конкурсе методических разработок среди ДОУ района, проходившего в 2009г., в номинации «Лучшее мероприятие» наш детский сад занял I место. Участие в творческом конкурсе методических разработок среди дошкольных образовательных учреждений аула принесло дошкольному учреждению III место.

На прогулке и в свободное от занятий время воспитатели разучивают с детьми подвижные игры народов КЧР, которые способствуют развитию у детей самостоятельности, ловкости, меткости, сообразительности, наблюдательности, силы воли, уверенности в себе. Ежегодно планируются и проводятся осенние поездки в лес. Педагоги устраивают для воспитанников спортивные развлечения с использованием природного материала и атрибутов для подвижных игр (упряжки, маски). Развлечения такого характера не только увлекательны для ребятишек, но и занимательны. Созданные условия способствуют оздоровлению детей с помощью природных факторов.

Укреплению здоровья способствует вкусная, богатая витаминами пища. Наши дети имеют возможность пробовать национальные блюда: бавырсак, катлама, мамырса, кувырдак,торта .ногай шай , мясные блюда , и т.д.

При организации познавательной, музыкальной, изобразительной, речевой и самостоятельной деятельности в дошкольном учреждении в работе с детьми используются : открытки, фотографии, иллюстрации с изображением родного аула, пейзажей природы КЧР, альбомы для рассматривания «Наш край», «Мой аул…», «Животные КЧР», «Растения родного края», «Птицы и животные КЧР» и др., пособие «Домбай», карточки-схемы «Правила поведения в лесу», «Потребности живых существ», серии картин, рассказывающие о жизни ногайского народа , «Мы живём в КЧР», о животных и растениях нашего края, гербарии растений нашего края, художественные произведения, коллекции «Полезные ископаемые», дидактические игры: «Собери картинку», «Славный город Черкесск», «Кто живёт в КЧР?», «Что было? Что стало?», «Ящик ощущений» и др., трафареты ногайских орнаментов, животных, музыкальные инструменты (бубны, барабаны, шумелки, колокольчики, рожки,кобыз,домбра) и другое.

В уголках природы на каждой группе размещены пособия и материалы для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми: гербарии растений родного края, объекты неживой природы( песок, камни, глина, перо птицы и др.) и живой (семена растений, комнатные растения), журналы, альбомы для рассматривания детьми, оборудование для игр- экспериментирования (песочные часы, лупы, палочки, стаканчики, соломинки).

На каждой группе в соответствии с возрастными особенностями детей размещены календари погоды. Воспитанники старших групп имеют возможность отмечать сезонные изменения в природе.

В группах расположены уголки малой Родины. В них имеются: дидактические игры, пазлы, альбомы для рассматривания, открытки, иллюстрации с изображением растений и животных КЧР, фотографии с видом родного города Черкесск, аула , сборники стихов ногайских поэтов, композиции, сделанные воспитанниками и др. В старших группах оформлены стенды «Моя Родина- Россия», « Край мой- КЧР», «Черкесск - столица КЧР», «Моя семья. Моя родословная». Ко дню рождения республики оформляется временная экспозиция «Наш край».

Для улучшения усвоения материала, для привития интереса у детей в ходе занятий и бесед используются художественные произведения ногайских поэтов, сказки, ногайские и русские загадки, экологические рассказы, аудиозаписи «Голоса птиц», «Звуки окружающего мира», «Звуки природы» и др.

Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее, поэтому важно показать детям, как человек оберегает и умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озёра, луга и реки. Любовь к природе определяется, прежде всего, действенным, бережным отношением к ней.

У детей дошкольного возраста это выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений, в труде в природе и т.д.

В 2012г. в летний период работниками ОУ были созданы экологические тропы для ознакомления дошкольников с природой родного края. Высаженные деревья и кустарники вдоль ограждений на всех участках детского сада очищают от загрязнений и обогащают воздух кислородом, регулируют тепловой и радиационный режим территории. На участках произрастают берёзы, которые подпитывают энергетику человека, сосны, выделяющие фитонциды и др. разнообразные растения. На клумбах посажены лекарственные растения: ромашки, одуванчики, иван-чай. Попадая в удивительный мир родной природы дети не только знакомятся с его обитателями, но и учатся оберегать, охранять и ухаживать за ними. Для привлечения внимания воспитанников педагогами сделаны: «божьи коровки», «дружная семейка», «забавные друзья», «гусеница».

Большое значение имеет поддержка со стороны родителей. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним, поэтому в дошкольном учреждении проводится работа с родителями. Организуются и проводятся родительские собрания, консультации, оформляются папки-передвижки «Развитие познавательности и любознательности», «Как изготовить птичью столовую?», «Покормите птиц зимой», «Очевидное - невероятное», «Играя, изучаем природу», «Экологическое воспитание- воспитание нравственности, духовности и интеллекта».

Благодаря участию родителей в экологическом конкурсе среди образовательных учреждений республики КЧР наше дошкольное учреждение заняло I место.

Родители являются активными участниками конкурсов и выставок, проводимых в детском саду, помощниками во время проведения дней здоровья.

Вкладывая в детей знания, прививая любовь к малой родине, мы стремимся воспитать в них маленьких патриотов. Мы надеемся, что наши воспитанники будут любить свой край, охранять и преумножать богатства нашей земли.

II. Практическая часть.

В дошкольном учреждении педагоги уделяют особое внимание созданию развивающей среды в групповых помещениях. В работе с детьми всех возрастов используются дидактические и подвижные игры:

«Волшебная юрта».

Задачи: познакомить с ногайским фольклором (загадками). Учить отгадывать ногайские загадки. Развивать наблюдательность, внимание, познавательный интерес. Воспитывать интерес к фольклору ногайского народа.

«Чудесный сундучок».

Задачи: учить подбирать иллюстрации к стихотворениям. Познакомить с ногайским искусством (стихами). Развивать воображение, кругозор. Воспитывать интерес к культуре ногайского народа.

«Что лишнее?».

Задачи: совершенствовать знания детей о родном крае: животном и растительном мирах, о предметах ближайшего окружения. Развивать сообразительность, восприятие, память. Воспитывать организованность.

«Отгадай-ка».

Задачи: обогатить словарь дошкольников ногайскими словами. Развивать память, мышление, восприятие. Воспитывать интерес к жизни и быту ногайского народа.

«Животные КЧР».

Задачи: учить отгадывать названия животных по описанию внешнего вида. Развивать ощущения, наблюдательность. Воспитывать уверенность в себе.

«Где эта улица? где это дом?»

Задачи: углубить представление детей о родном ауле, городе, республике, его достопримечательностях и улицах. Учить находить и называть архитектурные строения по описанию. Развивать внимание, наблюдательность. Воспитывать любовь к аулу, г. Черкесск

«Ящик ощущений».

Задачи: углубить представление детей об объектах живой и неживой природы. Учить на ощупь определять и называть объекты окружающего мира. Развивать тактильные ощущения, внимание. Воспитывать силу воли.

«Музыкальная шкатулка».

Задачи: учить отгадывать название песенки. Закрепить слова знакомых песен, развивать слуховое восприятие, память, мышление. Воспитывать уверенность в себе.

«Музыкальный куб».

Задачи: закрепить умение имитировать способы передвижения животных. Развивать воображение, сообразительность. Воспитывать самостоятельность.

«Игра в палочки».

Задачи: формировать умение соблюдать правила игры. Развивать смекалку, терпение, мелкие мышцы кисти руки. Воспитывать усидчивость.

«Тихое пение».

Задачи: учить выполнять задание сообща. Развивать сообразительность, память. Воспитывать организованность.

«Рыбаки».

Задачи: учить повторять движения ведущего, соблюдать правила игры. Развивать воображение, наблюдательность. Воспитывать интерес к национальным играм.

«Табантирес».

Задачи: формировать интерес к играм ногайского народа. Развивать внимательность, ловкость. Воспитывать силу воли.

«Колтирес».

Задачи: расширить представление о национальных играх. Развивать мелкую мускулатуру рук, сообразительность. Воспитывать усидчивость.

«Котелок»

Задачи: формировать интерес к национальным играм. Учить соблюдать правила игры. Развивать ловкость, внимание, сообразительность. Воспитывать организованность.

Работа в данном направлении будет продолжена.

Оставить комментарий: