a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

архитектура города Самара как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Автор: Лукашевич Татьяна Сергеевна Опубликовано: 2016-11-11 00:10:41

Документы для скачивания

СП «Детский сад № 2» ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» им. Г. А. Смолякова с. Большая Черниговка Архитектура родного города как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста Консультация для родителей Воспитатель: Т. С. Лукашевич 2016 г. Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможно, когда органически освоена родная культура, когда понятно и осмысленно прошлое и настоящее- далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстаивая его фундамент в настоящем. Чтобы у ребёнка формировалось чувство любви к Родине, интерес к истории города, необходимо воспитывать у него эмоционально- положительное отношение к тем местам, где он родился и живёт, к людям, которые его окружают, желание человека узнать об особенностях края, его природы и историю. Особую роль в развитии глубокого, осознанного чувства у детей играют представления. В решении этих задач нам необходимо дать детям разнообразные представления о Самарской области, городе Самаре, истории края, города, культуре, т радициях народов, населяющих Самарскую область. И сторические памятники – это своеобразный рассказ о том, какие события происходили в прошлом, чем жил народ, о чем мечтал. Их запас в мире ограничен, да и тот, что сохранился, постепенно истощается. Поэтому так необходимо бережное отношение каждого человека к объектам культуры. Архитектура нашего города впитала в себя общечеловеческие ценности, и вместе с тем, имеет черты неповторимого своеобразия и это придает ей особую окраску культуре. Город – это живой след тысяч человеческих жизней, материальных возможностей и духовных потребностей общества. Стремление осмыслить великое наследие прошлого, отраженное в архитектуре, является характерной приметой нашего времени. В настоящее время по всей стране проводится широкомасштабное исследование архитектурных и исторических памятников. К тому же, задача сохранения памятников архитектуры зависит и от того, насколько информировано об их историческом значении и современном состоянии новое поколение, которое и будет заботиться об их сохранности. Поэтому задача ознакомления детей и подростков с архитектурой родного города – это задача и познавательная, и развивающая, и эстетическая, и нравственная, и патриотическая. Архитектура – это и жилые дома, и общественные постройки, и производственные постройки, и архитектура «малых форм». Её особенность – единство двух её основ: функционально- материальной и идейно- художественной. Архитектура – истинное «лицо города». Это «лицо» бывает величавым и красивым, современным и молодым, добрым и уютным, знакомым и таинственным, родным и домашним. Но для кого- то «лицо города» может быть неизвестным и пугающим, непонятным и странным. Чтобы этого не случилось, необходимо каждого человека с детства знакомить с архитектурой не только как жилыми домами на наших улицах, но и как с отдельным видом искусства. Архитектурные памятники, оставшиеся нам в наследство, являются той благодатной средой, где взрослый человек и ребенок, соприкасаясь с историей своего народа, могут постигать такие общечеловеческие ценности как красоту, гармонию, доброту, любовь. Важнейшей чертой архитектурного произведения является его гуманизм. Гуманизм архитектуры имеет один очень важный аспект – нравственный, то есть в каждом камне зданий и сооружений – труд архитектора, тепло человеческих рук, его высокие духовные идеалы. Значит, ценности архитектуры совпадают с основными ценностями культуры, и архитектура в своем развитии следует многим закономерностям, присущим культуре в целом. Изучая город Самару как культурную ценность, мы имеем целый ряд памятников архитектуры, отражающих многообразие стилей и течений в отечественной архитектуре. В архитектуре города Самары раскрывается своеобразие жизни людей, многонациональность, многокультурность. Архитектура Самарской области сложным образом вовлечена в систему отечественной и мировой художественной культуры. В процессе ознакомления детей дошкольного возраста с архитектурой можно реши ть разнообразные задачи: - Сф ормировать у детей интер ес к архитектуре родного города. - Развивать умение детей видеть «лицо» города – особенности зданий, их назначения, их украшений, их цветового решения. Уметь сравнивать старые здания и современные, связывая особенности с техническими возможностями времени. - Знакомить детей с особенностями архитектуры «малых форм». - Развивать у детей умения передавать основные особенности архитектурных сооружений, использовать детали архитектурных украшений в своей художественной деятельности. - Совершенствовать у детей умение самостоятельно создавать макеты архитектурных сооружений и творчество при реализации собственных фантазий в конструктивной деятельности. Итак, м ы живем в городе Самаре, который является поистине кладезью архитектурных памятников, имеет свое неповторимое лицо, свой характер, особую судьбу. Великолепие ансамблей жилых зданий, ожерелье храмов и церквей, по сути, превращают город в музей под открытым небом, музей ценнейших памятников архитектуры. Нужно пользоваться тем богатым потенциалом, который дан нам всем. Архитектура влияет на наше настроение, на наш образ мыслей. Она бывает красивой и отталкивающей, уютной и дискомфортной, просторной и тесной. Жилые дома, детские сады и школы, офисы, храмы, театры, промышленные предприятия, скверы – всё это архитектурные объекты, которые мы видим с самого рождения и, без которых не мыслим своего существования. Вот они – золотые купола церквей, особняки разных веков, современные коттеджи, парки, мосты Изучая архитектуру – изучаем историю своего Отечества, усваиваем традиции своих предков, становимся наследниками богатейшей культуры Человека во многом формирует и воспитывает окружающая среда. Предметно- архитектурное пространство города, в котором живёт ребенок, играет важную роль в развитии у него ценностного отношения к родному городу, в воспитании патриотизма, бережного отношения к культуре родного края, к его историческому наследию, в воспитании уважения к художественному творчеству мастеров Мы живем в городе Самаре, который является поистине кладезью архитектурных памятников, имеет свое неповторимое лицо, свой характер, особую судьбу. Великолепие ансамблей жилых зданий, ожерелье храмов и церквей, по сути, превращают город в музей под открытым небом, музей ценнейших памятников архитектуры. Нужно пользоваться тем богатым потенциалом, который дан нам всем Мир архитектуры- это тот мир, в котором человек живёт и действует каждый день. Архитектура влияет на наше настроение, на наш образ мыслей. Она бывает красивой и отталкивающей, уютной и дискомфортной, просторной и тесной. Жилые дома, детские сады и школы, офисы, храмы, театры, промышленные предприятия, скверы – всё это архитектурные объекты, которые мы видим с самого рождения и, без которых не мыслим своего существования. Вот они – золотые купола церквей, особняки разных веков, современные коттеджи, парки, мосты Изучая архитектуру – изучаем историю своего Отечества, усваиваем традиции своих предков, становимся наследниками богатейшей культуры Нами было разработано содержание деятельности с детьми по ознакомлению с архитектурой родного города, которое предполагает рассматривание следующих блоков: 1. Архитектура зданий. Данный блок рассматриваем как художественное творчество( в камне, дереве, глине) через выявление особенностей архитектуры – функциональной, конструктивной и эстетической. Функциональность характеризуем следующими качествами- удобство, польза; конструктивные свойства- прочность, экономичность; эстетические- красота. Данный блок включает в себя следующие темы: А) « Серпухов- город храмов»- знакомим детей с культовыми зданиями как памятниками архитектуры. Б) « Жилые здания»- тема рассматривается через призму истории( прошлое, настоящее: изба, особняки купцов, коттеджи…) В) « Общественные здания»- тема предполагает ознакомление детей с архитектурой зданий, имеющих общественное назначение: магазины, кинотеатры, поликлиники, школы, детские сады… Г) « Промышленные здания»- тема предполагает ознакомление детей с архитектурой заводов и фабрик города. 2. Архитектура инженерных построек. Данный блок рассматривается через знакомство с сооружениями, не имеющими внутреннего пространства и объема: мостами. 3. Садово- парковая архитектура. Предполагает ознакомление детей с особенностями благоустройства площадей, парков, улиц города. При отборе содержания учитываем его доступность детям, занимательность, последовательность, усложнение познавательных задач, развивающий и воспитательный характе Проанализировав методическую литературу, установили, что акцент необходимо делать на воспитание любви к родному дому, к культурному наследию и архитектуре Серпухова. Воспитывая у детей любовь к родному краю, необходимо подвести их к пониманию, что город- частица России, здесь, как и в других местах России люди трудятся( учителя учат, врачи лечат больных и т. д. ) , соблюдают традиции, живут дружно, берегут и охраняют памятники архитектуры. Для организации сотрудничества использовали разнообразные формы работы: коллективные, индивидуальные, наглядно- информационные Действенной формой изучения архитектуры являются путешествия, экскурсии по родному городу. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»- говорят в народе. Родители принимали активное участие в экскурсиях в Историко- художественный музей, на Соборную гору, в Выставочный зал, посетили Городской музыкально- драматический театр. Дети вместе с родителями смогли оценить красоту родного города, любовались соборами, храмами, музеями. Восторгу детей не было предела, что побудило родителей к дальнейшему изучению с детьми архитектуры Серпухова Мир ребенка – это его дом, семья, двор, улица, здания, памятники архитектуры – все то, что окружает его, самым непосредственным образом и влияет на его жизнь. Выставка рисунков и творческих работ «Юный архитектор», пробудила интерес к своему дому, улице, город Лобтлшдбшдю Архитектура родного города: Об архитектуре говорят, что это – «застывшая музыка», «музыка в камне». Вероятно, потому, что она, как и музыка, выражает представления человека о мире, времени, величии, радости, творчестве, комфорте, удобстве и т. п. Древними зодчими была выведена четкая формула художественного достоинства любых построек: «Польза, прочность, красота» Для архитектурного сооружения важен каждый компонент этой формулы. Но только все вместе они позволяют ему стать произведением истинного искусства. Приобщение дошкольников к культурным ценностям – это, прежде всего, отношение к родной природе, родному городу, архитектурным и историческим памятникам, искусству, местным культурным традициям. Через непосредственное окружение ребенка передаются из поколения в поколение нормы человеческого поведения и культуры. Н. Ф. Виноградова и Т. А. Куликова в своих работах затрагивали вопрос о значении архитектуры в дошкольном возрасте. Они говорили о том, что исторические памятники – это своеобразный рассказ о том, какие события происходили в прошлом, чем жил народ, о чем мечтал. Их запас в мире ограничен, да и тот, что сохранился, постепенно истощается. Поэтому так необходимо бережное отношение каждого человека к объектам культуры. Кроме того, сегодня, как никогда прежде, ощущается потребность в изучении духовного наследия своего народа, прежде всего ближайшего окружения, то есть «малой Родины»( С. А. Козлова, М. И. Богомолова, Л. М. Захарова) . Формирование «чувства малой Родины» осуществляется в процессе использования в работе с детьми знакомства с памятниками архитектуры. С целью: вызвать интерес детей к архитектуре, учить видеть красоту памятников архитектуры, которые находятся в нашем городе. Архитектура нашего города впитала в себя общечеловеческие ценности, и вместе с тем, имеет черты неповторимого своеобразия и это придает ей особую окраску культуре( С. Ю. Бологова) . Известно, что отношение к памятникам архитектуры служит ярким показателем. уровня культуры в обществе. Любой город представляет собой нечто большее, чем скопление сооружений. Город – это живой след тысяч человеческих жизней, материальных возможностей и духовных потребностей общества. Стремление осмыслить великое наследие прошлого, отраженное в архитектуре, является характерной приметой нашего времени. В настоящее время по всей стране проводится широкомасштабное исследование архитектурных и исторических памятников. К тому же, задача сохранения памятников архитектуры зависит и от того, насколько информировано об их историческом значении и современном состоянии новое поколение, которое и будет заботиться об их сохранности. Поэтому задача ознакомления детей и подростков с архитектурой родного города – это задача и познавательная, и развивающая, и эстетическая, и нравственная, и патриотическая. Архитектура – искусство создавать здания, их комплексы, образующие среду для жизни людей. Как и у других видов искусства, у архитектуры есть особенные художественные средства: композиция( ритм, симметрия, асимметрия, цвет) , пропорциональное соотношение здания и его частей, украшающие здание живопись и скульптура, окружающие природа и застройка. Архитектура – это и жилые дома, и общественные постройки, и производственные постройки, и архитектура «малых форм». Её особенность – единство двух её основ: функционально- материальной и идейно- художественной. Архитектура – истинное «лицо города». Это «лицо» бывает величавым и красивым, современным и молодым, добрым и уютным, знакомым и таинственным, родным и домашним. Но для кого- то «лицо города» может быть неизвестным и пугающим, непонятным и странным. Чтобы этого не случилось, необходимо каждого человека с детства знакомить с архитектурой не только как жилыми домами на наших улицах, но и как с отдельным видом искусства. Архитектура входит в состав художественной культуры. Развитие архитектурных стилей находится в прямой зависимости от материальных и духовных потребностей человека, сформированной у него системы ценностей( С. Ю. Бологова) . Архитектурные памятники, оставшиеся нам в наследство, являются той благодатной средой, где взрослый человек и ребенок, соприкасаясь с историей своего народа, могут постигать такие общечеловеческие ценности как красоту, гармонию, доброту, любовь. Эстетические ценности архитектуры влияют на отношения человека к жизни, на его эмоции, сознание и поведение. Важнейшей чертой архитектурного произведения является его гуманизм. Гуманизм архитектуры имеет один очень важный аспект – нравственный, то есть в каждом камне зданий и сооружений – труд архитектора, тепло человеческих рук, его высокие духовные идеалы Значит, ценности архитектуры совпадают с основными ценностями культуры, и архитектура в своем развитии следует многим закономерностям, присущим культуре в целом. Изучая город Ульяновск–Симбирск как культурную ценность, мы имеем целый ряд памятников архитектуры, отражающих многообразие стилей и течений в отечественной архитектуре( Б. В. Аржанцев) . В архитектуре города Ульяновска раскрывается своеобразие жизни людей, многонациональность, многокультурность и так далее. Архитектура Ульяновской области сложным образом вовлечена в систему отечественной и мировой художественной культуры. Ребенок соприкасается с искусством архитектуры каждый день с раннего возраста. Изобразительное искусство, в том числе архитектура, оказывает действенное положительное влияние на личность, особенно на формирование художественного вкуса, художественного восприятия. Эти качества имеют непреходящее значение: видящий и умеющий ценить красоту человек будет ее сохранять и преумножать; уверены, такой человек не способен на безнравственные поступки. Освоение особенностей региональной культуры должно быть нацелено на формирование у подрастающего поколения стремления познать, понять, сохранить и возродить культурное наследие своей малой Родины. Ведь культура любого региона уникальна. В процессе ознакомления детей дошкольного возраста с архитектурой необходимо решать разнообразные задачи: - Формировать у детей интерес к архитектуре родного города и других городов нашей страны. - Учить детей видеть «лицо» города – особенности зданий, их назначения, их украшений, их цветового решения. Уметь сравнивать старые здания и современные, связывая особенности с техническими возможностями времени. - Знакомить детей с особенностями архитектуры «малых форм». - Развивать у детей умения передавать основные особенности архитектурных сооружений, использовать детали архитектурных украшений в своей художественной деятельности. - Совершенствовать у воспитанников умение самостоятельно создавать макеты архитектурных сооружений и творчество при реализации собственных фантазий в конструктивной деятельности. В современных педагогических исследованиях раскрываются особенности эстетического развития детей в дошкольном возрасте. В частности, в работе Бологовой С. Ю. установлено, что дошкольники способны в процессе восприятия архитектуры выделять её художественные достоинства, устанавливать связи между отдельными частями и композицией здания, и отражать их в своей продуктивной деятельности. Архитектура способствует формированию обобщенных способов анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач в конструктивной деятельности. Процесс приобщения к региональной культуре не должен сводиться только к накоплению знаний о ней, а должен способствовать системному освоению культурных традиций и осмыслению знаний. Архитектурное пространство, если рассматривать его в качестве педагогического условия, обеспечивающего приобщение дошкольников к региональной культуре, представляет собой взаимосвязанное предметно – пространственное окружение человека, обладающее культурно – историческими и гуманистическими ценностями и является одним из доступных для восприятия видов искусств для детей старшего дошкольного возраста, поскольку архитектура обладает предметностью, наглядностью, целостностью, статичностью, объемностью, монументальностью в отличие от других видов искусств

Оставить комментарий: