a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Статьи и конспекты уроков

Автор: Калнин Алевтина Андреевна Опубликовано: 2016-11-13 08:56:27

Развитие монологическ ой связной речи глухих учащихся. Учитель русского языка и литературы КГБОУ «Минусинская общеобразовательная школа- интернат» Калнин Алевтина А ндреевна. Только в речевой практике ученик поймёт, что «с помощью родного языка можно творить чудеса». ( К. Г. Паустов ский) Развитие связной речи глухих является одной из самых актуальных проблем в современной специальной методике русского языка. Связной считается такая речь, которая организована по законам логики, грамматики и композиции, представляет собой единое целое, имеет тему, выполняет коммуникативную функцию. Р азвитие речи глухих учащихся тормозится бедностью словаря, недостаточным развитием синтаксического строя речи, нарушением либо отсутствием логической связи. Почти все учащиеся не желают самостоятельно читать, так как они не понимают, не осмысливают содержание прочитанных произведений. Эта тенденция приводит к печальным результатам: выпускник не овладевает в данной мере языком, не накапливает речевой материал, чтобы ответить связным текстом на вопросы типа «Что вы можете сказать о характере героя на основании данного текста? «На какие беды обрекает человека война? », не могут аргументировать своё мнение примерами из литературы или собственной жизни. Методическая проблема «Развитие монологической связной речи глухих учащихся» довольно сложная и выбрана мною не случайно. Многолетние наблюдения за работой учителей в школе для гл ухих показали, что педагоги часто недооценивают возможности детей, что в методике обучения имеются существенные недостатки. Прежде всего, сами учителя не всегда четко разделяют типы текстов, не учитывают их композиционные особенности. Многие учителя строят работу по вопросам, забывая, что обучение любому виду монологического высказывания осуществляется без опоры на диалогическую речь. Недостаточно внимания уделяют языковым средствам, не развивают у учащихся самостоятельность, не учитывают различий в уровне их речевого развития. Учитель должен следить за логикой рассказа, подсказывая мысль, нужное слово, но не перебивать ученика вопросами. Вопросы могут быть заданы лишь для выяснения причинно- следственных связей между событиями и явлениями. Работу по данной проблеме я начала со своими учениками, когда они пришли из начального звена. Чем раньше глухой познакомится с моделью текста, с моделью рассуждения, описания и повествования, тем увереннее он будет выполнять творческие задания в старших классах. Для того чтобы работа была эффективной, проанализировала учебники «Развитие речи», отследила формирование речевого навыка по типологии речи, изучила методическую литературу по проблеме Л. М. Быковой «Развитие связной речи глухих школьников», И. В. Колтуненко «Обучение русскому языку в 5- 7 классах», Т. А. Ладыженской «Связная речь» и «Речь. Речь». Наряду с термином «связная речь» употребляются синонимичные названия «высказывание», «текст». Чтобы научить глухих учащихся создавать текст, связное высказывание, нужно знать его особенности. Первоначально передо мной стояла задача – дать учащимся прочные теоретические знания об особенностях текста( его содержании, структуре, языковом оформлении) , так как навыки и умения формируются успешнее, когда они осмыслены. Учащиеся постепенно знакомились с требованиями, которые предъявляются к их речи, в процессе усвоения и выполнения различных упражнений начинали осознавать, что значит говорить на тему, раскрывать основную мысль, говорить связно, полно и т. д. При работе по ознакомлению с основными признаками текста использовала схему: Текст – это два и более предложений. Основная мысль – это тематическое единство всех предложений. На уроках русского языка, литературного чтения большое внимание уделяла умению озаглавливать текст в соответствии с темой или основной мыслью текста. Для этой работы есть достаточно упражнений в учебниках. Приведу пример маленького текста. «У Лиды жил чиж. Чиж жил в клетке. Он скучал и молчал. Лида пожалела и выпустила чижа. Чижик полетел и весело запел». В ходе работы дети приходили к выводу, что заглавия «Чижик», «Чиж» выражают тему текста. Заглавия «Не лови птиц! », «Чижик на воле» выражают главную мысль текста. Большого внимания, целой системы тренировочных упражнений было уделено структуре текста, работе по определению и выделению частей текста. Учащиеся наглядно увидели, что текст имеет начало, основную часть и концовку. Предлагались задания: Найди, г де начальная часть текста, средняя и концовка. Собери текст. Какая из предложенных концовок больше подходит к данному тексту? До работы над проблемой результаты устных контрольных работ по развитию речи показывали, что рассказы учащихся не соответствуют ни одному типу речи. Теперь этому я уделяла особенное внимание – мы определяли тип текста и аргументировали свой ответ. Выполняли задания: Прочитай начальную часть трёх текстов. Определи, что будет делать автор – описывать, рассуждать или объяснять. Прочитай тексты. Поставь к ним вопросы, определи, к какому типу речи относится каждый текст. Почему так думаешь? Получив теоретические знания о композиционных особенностях текста и проведя тренировочные упражнения, я давала ученикам для анализа готовые тексты- образцы, а затем задание – составить по аналогии свою невыдуманную историю, случай, свидетелем которого они были или их близкие, друзья. Мне было важно не количество предложений в рассказе, а чтобы ребята поняли, что в рассказе всегда должно говориться подробно только об одном случае. Предлагала схему текста, табличку с опорными словами, которыми нередко начинаются рассказы и которые связывают части рассказы, являясь «мостиками» между ними: Вступление. Однажды … К ак- то раз… Это было( случилось) … Раз… Основная часть. Вдруг … И вдруг… Неожиданно… Концовка. Так … С тех пор… Следующим этапом моей работы с ребятами было ознакомление с другими типами текста – описанием и рассуждением. Он проходил по предыдущему сценарию. Для диагностики реальной картины результатов обучения регулярно проводились контрольные срезы, контрольные работы, в которых уже подтверждалось, что работа по ознакомлению школьников с теоретическими сведениями, система речевых упражнений как устных, так и письменных была эффективна, так как создала условия для речевого развития. Высказывание по типу рассуждения, которое особенно трудно даётся учащимся, встречается в выпускных экзаменационных работах по русскому языку. Большая работа велась и ведётся в этом направлении. Пояснялась необходимость рассуждать. Сначала надо вернуться к тексту. - Что ты дела л( а) ? Что ты узна л( а) ? - Я чита л( а) , понял( а) , задумался( ась) …( о чём? ) …- Я могу доказать мысль примерами из произведения…- Я могу подтвердить точку зрения, мнение автора примерами из собственной жизни… К такой схеме давался речевой материал и образец ответа. Особенно помогали образцы, потому что разрешалось их перефразировать. Предлагались опоры на индивидуальных карточках. После того как был усвоен вид работы по опорам, создавалась реальная возможность рассуждать и писать по плану. План сочинения- расс уждения был на столах( памятка) 1. Тезис. 2. Доказательства. 3. Вывод. Многократное повторение типологии речи помогло ребятам справиться с заданиями. Хочу отметить, что развитие монологической речи на основе творческих заданий – это сложная системная работа, в которой большую роль играют речевой материал и навыки предыдущих лет обучения, и активизировать развитие монологической речи надо через любые формы работы.

Технология проблемного диалога. Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе. Подготовка к будущей жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. Чтобы реализовать требования, предъявляемые образованию, урок должен стать новым, современным. Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открывать для себя знания и пользоваться ими. Новым смыслом урока является создание учителем проблемной ситуации, умение решить проблем у самими школьниками в процессе у рока через диалог, обучаясь ставить и адресовывать во просы. Данная технология( технология проблемного диалога) – это ключ к успеху и творчеству, это интересный и понятный урок, это технология «открытия» знаний обучающимися. Проблемно- диалогический урок имеет свою модель: создание проблемной ситуации, формулирование проблемы и планирование деятельности, выдвижение версий, актуализация имеющихся знаний, поиск решения( открытие новых знаний) , развитие умений( применение новых знаний) . Для создания проблемной ситуации могут использоваться основные приёмы: Столкновение мнений учеников класса создаёт вопрос. Предъявление противоречий между необходимостью и невозможностью выполнить практическое задание учителя, не сходное с предыдущим. Использование мотивирующего приёма «яркое пятно». «Ярким пятном» могут служить загадки, кроссворды, ребусы, шуточные песенки и стихи, фрагменты мультфильмов, инсценировки. Такой приём не только помогает учащимся назвать тему урока, но и поднимает настроение в начале урока. Поиск решения проблемы ученики осуществляют в ходе специально организованного учителем диалога. Проблемный диалог развивает следующие общеучебные умения: Организационные – умение решать проблемы. Коммуникативные – умение работать в диалоге. Интеллектуальные – умение извлекать информацию, делать логические выводы. Оценочные – умение сделать нравственный выбор. Различаются два вида диалога: Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают работать учащимся творчески. Учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы( обеспечивает «открытие» знаний путём проб и ошибок) . Подводящий диалог состоит из цепочки вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Этот диалог активизирует и развивает логическое мышление школьников. Пример упражнения для создания проблемной ситуации. 5 класс. Тема «Обобщающие слова при однородных членах» Цель урока: настроить учащихся на восприятие нового материала, повторить постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами. На доске записаны предложения. У бабушки в саду цвели ромашки, колокольчики и астры. С утра на небе появились не белые облака а свинцовые тучи. В вазе на столе лежали фрукты яблоки апельсины бананы. Щука карась и окунь речная рыба. - Спишите те предложения, в которых можете расставить знаки препинания и объяснить их постановку. Составьте к ним схемы. Взаимопроверка тетрадей, один ученик у доски расставляет знаки препинания, рассказывает правило и составляет схемы. - Какие предложения остались? Прочитайте их. Сможете ли в них сейчас расставить знаки препинания? ( Нет, потому что не знаем правила) - Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? - Сформулируйте тему урока. ( З аписывают тему) - А каковы, по- вашему, цели урока? ( Учащиеся формулируют цели урока) Так, двигаясь от вопроса к вопросу, сравнивая то, что уже знают, с тем, что еще не знают, учащиеся совершают свои маленькие открытия. Проблемное объяснение нового материала позволяет учителю вовлечь обучающихся в процесс объяснения, а не бездумно запоминать то, что рассказывает учитель. Логическое осмысление нового правила помогает легче его учить и запоминать надолго.

Урок развития речи в 10 классе( I вид) . Учитель русского языка и литературы Калнин Алевтина Андреевна КГБОУ «Минусинская общеобразовательная школа- интернат». Тема. Первая вилка в Англии. Задач и: учить составлять развёрнутый, связный, обоснованный, логически завершённый те кст пр и ответе на вопрос с опорой на текст, таблички с опорным материалом, индивидуальные карточки и схемы; развивать способности к анализу прочитанного, умение рассуждать, раскрывая причину и следствия; способствовать вариативности высказываний; осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в выборе заданий и в ходе урока» активизировать коммуникативную речевую деятельность учащихся, корректировать произношение звуков, развивать слуховое восприятие; развивать эмоциональную и познавательную сферы учащихся, прививать интерес к истории вещей и самостоятельному творчеству. Оборудование: памятки: схема рассуждения, схема повествования( обе схемы лежат у учащихся на столах) , карточки с вариантами начала высказывания, индивидуальные карточки( в помощь слабым учащимся) , предметы быта( вещи) : зонтик, ножницы, галстук, шапка, панама; иллюстрации с изображением разных вилок. Ход урока. Организационный момент. а) настройка аппаратов: / - Как меня слышишь, Люба? / - Как тебя слышит Ксюша, спроси, Таня? б) речевая зарядка: / - Какой дежурный звук на этой неделе, узнай у Павла, Татьяна? - Какую сторону речи будем контролировать, Таня? / - Проведем речевую зарядку. - Будем говорить словосочетания слитно. Скажем вместе: сила привычки, отказались от вилки, поначалу «не прижилась», так велика была, нелегко справляться, не доверяли ничему новому. - Послушайте меня и повторите( тот же материал даётся на слух вразбивку) . - В ходе урока старайтесь говорить внятно, чтобы вас понимали. 1. Знакомство с темой и целью урока. / - Как называется тема сегодняшнего урока, узнай у Ксюши, Павел? Хорошо говори звуки. / - Какова цель урока, Таня? - Определите и сформулируйте собственную цель на этом уроке. - Какая твоя цель на этом уроке, Таня? - Назови свою цель, Люба? - В конце урока подведём итоги. 2. анализ исходного текста. / - Какой текст вы читали на прошлом уроке? Скажи, Павел? / - Вспомните, какова тема текста? Скажи, …? / - Как ты думаешь, ? - Скажем вместе по- другому( на доске появляется табличка) : - Почему во время путешествия по Италии Томаса поразила больше всего вилка? / - Как ты думаешь, …? - Скажем вместе. - Какими были итальянцы, …? - Почему ты так думаешь? ( на доске появляются 2 таблички: итальянцы англичане) - Как еще можно сказать об итальянцах? Что они соблюдали? - Послушайте, как я скажу по- другому, и повторите. / - Имели свои правила хорошего тона. - Скажем вместе. ( На доске иллюстрации с изображением разных вилок) - Посмотрите на рисунки. Как вы считаете, какая из вилок похожа на ту, которую увидел и купил Томас в Италии? - Иди, покажи. …( у ченик у доски с наушниками и микрофоном) - Почему ты так считаешь? - Ты согласна с …. , …? - Как в Англии отнеслись друзья к такой вилке? - Что ты можешь дополнить, …? - Что дружно решили англичане, когда Томас предложил пользоваться вилкой во время еды? - А какое у тебя есть мнение, …? - Послушайте и повторите: / Они считали, что нелегко справляться с этими вилами. - Скажем вместе. - Каким примером из текста можно подтвердить( доказать) , что есть вилкой нелегко, неудобно? Найдите и прочитайте. - Почему у Томаса не получилось есть мясо вилкой? Как вы думаете, скажите? - Какое у тебя мнение, …? - Послушайте. Как я скажу. И повторите. Скажем вместе. - Как вы думаете, желали англичане научиться есть мясо вилкой? Почему? - Послушайте, как я скажу, и повторите. - Послушайте это же по- другому. - Это же можно сказать иначе. Скажем вместе( читают по табличке) Рассказы о появлении вещей. - Теперь мы знаем, почему англичане отказались от вилки. - А когда вилки появились в Англии? Как об этом рассказывают? Скажи, …- Что это, правда или сказка? Какое твоё мнение, …? - Посмотрите на эти вещи. У меня есть мнение, что у каждой из них есть своя интересная история происхождения. - Кто из вас знает историю о появлении вещей? Расскажи, … Говори хорошо звуки. - спасибо. Было очень интересно узнать. 4. Выбор творческого задания и схемы ответа. - Посмотрите, к тексту даны 2 творческих задания( на доске) . Прочитай, …- Я вам предлагаю подумать и выбрать задание по своему желанию. - Какое задание вы выбрали? Скажи, …, …- К какому типу речи относятся данные задания? Выберите свою схему. Почему? ( ученики выбирают карточку с нужной схемой) - Как можно начать своё высказывание? Посмотрите на карточке( 2 ученика) - Какие слова для связи части рассуждения важно помнить? - Какие слова можно взять для вывода? Как можно закончить своё высказывание или легенду? ( 2 ученика) 5. Письменная работа с правом выбора варианта выполнения. - Вы можете выбрать вариант выполнения: ( табличка на доске) 1 вариант – полностью самостоятельно, по схеме. 2 вариант – используя текст, по схеме. 3 вариант – используя текст и индивидуальную карточку, по схеме. - Как ты будешь работать. …? - Приступайте к работе. Не забывайте выражать мысли точно, правильно строить предложения и связывать части текста. 6. Проверка написанного. / - Будете читать своё( одно) рассуждение и давать оценку по схеме( карточка № 2) / - Будете слушать легенду, которую написала… и оценивать по схеме( карточка №1) 7. Итог урока. / - Что мы делали на уроке? - Каких результатов добились? - Вы добились своей собственной цели? - К ак вы преодолевали трудности? 8. Оценки. - … получи л( а) оценку …, потому что был( а) активной, внимательной, проявляла большую самостоятельность, ответы были осмысленными, правильно отвечала( рассуждала) …- Я очень рада за вас и ваши успехи. 9. Д/ з. - Дома проверить работу, внести дополнения, исправления и переписать в рабочую тетрадь. / - Урок окончен. Выключите аппараты, снимите наушники, наденьте индивидуальные аппараты. - Как ты меня слышишь, Ксюша? - Какой дежурный звук на этой неделе, скажи, Павел? - Дежурный звук[ в] . - Речевое дыхание. - Будем проводить речевую зарядку. - Как называется тема сегодняшнего урока, скажи, Ксюша? - Первая вилка в Англии. - Отвечая на вопрос к тексту, учиться составлять развёрнутое, полное, связное высказывание. - Учиться правильно и полно излагать свои мысли устно и письменно. - Не волноваться, быть внимательной и правильно высказывать свои мысли. - Хочу научиться самостоятельно выражать свои мысли. - Мы читали текст «Первая вилка в Англии». - Англичанин Томас привез из Италии в Англию первую вилку, но она тогда по ряду причин «не прижилась». - Англичанин Томас хотел научить друзей пользоваться вилкой во время еды, так как они ели мясо руками. - Во время путешествия по Италии англичанина поразила вилка, и он привез ее домой, чтобы удивить друзей. - «Когда итальянцы едят мясо, они пользуются небольшими вилами…» Таблица. «Увидев двузубое серебряное изделие с короткой ручкой, Томаса поразило, как довольно изящно и умело итальянцы подхватывали лакомые кусочки мяса, в то время как англичане ели мясо руками». - Культурными. Они считали, что есть руками нехорошо, потому что не у всех руки бывают чистые. - Они соблюдали гигиену. По- моему, Томас привез из Италии эту вилку. Она мало похожа на нашу вилку. - Она похожа на ту, как описывал Томас: у нее 2 зубца, а крошечная ручка на конце украшена шишечкой. - Дамы восторгались изящной отделкой, а мужчины удивлялись изобретательности. - Англичане называли итальянцев большими чудаками. - Они решили, что есть вилкой неудобно. - Я так же думаю. - «Томас взял первый кусок с блюда, и он тут же шлепнулся с вилки на скатерть». - Он к ней не привык. - Он привык есть мясо руками. - Я думаю, нужна привычка. / - Велика была сила привычки есть мясо руками. - Нет. Они считали, что им хватит 10 пальцев, которые дала природа. / - Не желали англичане принимать что- то новое, так велика была сила привычки. / - Так велика была сила привычки, что не желали англичане принимать что- то новое. - Англичане привыкли к своим правилам за столом и не доверяли ничему новому. ( Показать рисунок с изображением кружевных воротников) - Моё мнение, это не сказка, и никто не знает, что это правда. Я считаю, это похоже на легенду. ( На журнальном столике лежат разные вещи) . - у меня есть энциклопедия «Я познаю мир». В ней я узнала историю о галстуке… Расскажите легенду о появлении в быту каких- нибудь предметов. Как вы думаете, почему поначалу вилка «не прижилась» в Англии? - Я хочу ответить на вопрос, почему…- Мне хочется рассказать легенду о…- Это повествование, потому что нужно рассказать, как произошла вещь. - Это рассуждение, так как нужно ответить на вопрос, почему…( выбирают из карточки) - Я начну так…( читают таблицу на доске или выбирают из карточки) ( выбирают из карточки) - Я буду самостоятельно отвечать( рассказывать) …- Я возьму помощь книги. - Я воспользуюсь текстом и карточкой. ( повесить таблицу на доске) Карточка №2 для оценки рассуждения. 1( не) соблюдал схему. 2 мысль( не) п онятно доказал 3( не) с делал вывод 4( не) п равильно использовал слова для связи частей 5( не) у далось написать рассуждение. Карточка №1 для оценки повествования. 1( не) с облюдал схему 2( не) в ключил вступление 3( нет) е сть история о происхождении вещи 4( не) у далось написать легенду. - Мне кажется, о н( а) написал( а) без замечаний. - Я старалась всё делать самостоятельно. - А мне в помощь ещё нужна была карточка( текст) .

Обобщающий у рок( игра – соревнование) по теме «Синтаксис. Пунктуация» в 7 классе( I вид) . Калнин Алевтина Андреевна, учит ель русского языка и литературы КГБОУ «Минусинская общеобразовательная школа- интернат». Задач и: обучающая- повторить, закрепить, систематизировать знания и умения учащихся по теме «Синтаксис и пунктуация»; проверить готовность к контрольной работе; развивающая – развивать устную и письменную речь учащихся, внимание, память, словесно – логическое мышление; воспитывающая – пробудить интерес учащихся к предмету, помочь раскрыть им свои возможности, свой потенциал; коррекционная – следить за произношение м звуков, словесным ударением, слитностью речи. Оборудование: презентация, табло «Кроссворд», табло «Наши успехи» с именами ребят, таблички с названия ми секторов, тетради и ручки. Ход урока. I. Организационный момент: 1. Настройк а аппаратов с помощью фраз на слух( за экраном) : / - Как меня слышишь, Саша? Узнай у Александра. / - Какой сейчас урок, попроси Александра узнать у Алены, Саша? 2. Ф онетическая зарядка: / - Какой дежурный звук, попроси Алену уточнить у Саши, Александр? [ е- э] / - Будем проводить речевую зарядку. - Что будем проводить? Скажи, / Алёна. - Послушайте, ка к я скажу: Простое предложение, сложное предложение, знаки препинания, является обращением, сложносочиненное предложение, сложноподчиненное предложение. - Скажем вместе( тот же речевой материал) . - Послушайте, что я скажу, и повторите( выборочно из того же материала на слух) . - Говорите хорошо звуки, следите за словесным ударением. II. Знакомство с темой урока. Учитель: Урок будет проходить в форме игры- соревнован ия. Будет 5 секторов. ( Вывешиваю на доску табло «Наши успехи» с именами р ебят) . Секторы Алёна Саша Александр Кроссворд( Вместо темы на доске записан пустой кроссворд из 9 клеток) . 1. - Какова же тема сегодняшнего урока? Чтобы узнать её, вам нужно решить кроссворд. ( Вывешиваю сектор «Кроссворд) . - Вы будете отвечать на вопросы и записывать первые буквы ответа в пустые клеточки. За правильный ответ 1 балл. ( Слайд № 1) : 1) . Синтаксическая еди ница, состоящая из двух и более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. ( Словосочетание) 2) . Сочинительный союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложного. ( и) 3) . Вид предложения по интонации, которо е надо произносить тихо, спокойно. ( Невосклицательное) 4) . Знак препинания, который ставится между подлежащим и сказуемым, если они оба выражены именем существит ельным в именительном падеже. ( Т ире) 5) . Сочинительный союз, соединяющий однородные члены и простые предложения в составе сложного, перед ним всегда ставится запятая. ( а) 6) . Знак препинания, с помощью которого выделяют прямую речь. ( Кавычки) 7) . Часть речи, связывающая однородные члены и простые предложения в составе сложного. ( Союз) . 8) . Название падежа, на вопросы которого отвечает подлежащее. ( Именительный) 9) . Главный член предложения, который обозначает действие предмета и подчёркивается двумя чертами. ( Сказуемое) - Прочитайте, како е получилось слово. Слайд 2( Синтаксис) 2. - Второе слово нашей темы урока вы с оставите из букв, находящихся в воздушных шариках. ( Вывешиваю сектор «Шарики») . За правильный ответ 1 балл. - Какова тема урока? ( Синтаксис и пунктуация) Слайд 3. - Какая цель урока? ( Слайд № 4) 3. Мы продолжаем наше соревнование. Следующий сектор «Синтаксический»( Слайд № 5) - Составьте предложение, выполнив следующие действия. За правильно построенное предложение – 3 балла. ( Работа в тетрадях) Из пре дложения «Клумба была засажена ж ёлтыми цветами » возьмите определение. Прибавьте п одлежащее из предложения «Дорожк и сада покрывали осенние листья». Из предложения « Пушкин очень любил и воспевал осень» возьмите дополнение. Добавьте обстоят ельство из предложения «Октябрь щедро одарил леса краской». Добавьте сказуемое из предложения «Осень выстлала дорожки сада разноцветным ковром». Из предложения « Куда ведёте нас, дороги? » возьмите существительное, которое является обращением. - Какое получилось предложение? Слайд 6. ( Желтыми лис тьями осень щедро выстлала дорожк и) Подсчет баллов. Итог: - Что мы делали? Физминутка: Упражнения для глаз И.  п.  — сидя за партой. Слайд №7 1. Закрыть глаза. Отдых 10- 15 с. Открыть глаза. Повторить 2- 3 раза. 2. Движения глазными яблоками: глаза вправо- вверх, влево- вверх, вправо- вниз, влево- вниз 3. ( Следующее упражнение выполняет ученик, все за ним повторяют) . Руки кверху поднимаем, ( Руки поднять вверх. ) А потом их опускаем, ( Руки расслабленно опустить вниз. ) А потом их разведем( Наклон назад, руки развести в стороны. ) И скорей к себе прижмем. ( Руки поставить перед грудью, ладонями к себе. ) А потом быстрей, быстрей( Движения рук, как при беге в быстром темпе. ) Хлопай, хлопай веселей! ( Хлопки в ладоши. ) 4. Следующий( четвертый) сектор «Расшифруй схемы». - Перед вами таблица с номерами схем и количеством баллов за правильный ответ( Схема какого предложения представлена? ) . Выбирает № схемы тот игрок, кто набрал б ольшее число баллов. Это …( ФИ ученика) . Если неправильный ответ, ход переходит к другому. 1 схема 2 схема 3 схема 3 балла 2 балла 1 балл Слайды 8- 9 С лайды 10- 11 Слайды 12- 1 3 1) [ О: О, О и О] . 2) « П! »- а. 3) [ …. . , о] ? - Подведение итогов( заполнение таблицы «Наши успехи») . 5. Сектор «Пунктуация». ( Вывешивается табличка с названием сектора на табло «Наши успехи») . - Будете расставлять в предложениях знаки препинания. Перед вами таблица с номерами предложений и количеством баллов за правильный ответ. Начинает игру тот игрок, кто набрал меньшее количество баллов. Это. . ( ФИ ученика) 1 предложение 2 предложение 3 предложение 5 баллов 4 балла 3 балла( На первом слайде дано предложение для работы, на втором – правильный ответ) Зима мачеха а лето матушка. Слайды 14- 1 5 Князь Синтаксис мы пришли к тебе в гости открой нам дверь. Слайды 16- 1 7 3. Снег засыпал все деревья клёны берёзы липы тополя. Слайды 18- 19- Заполняем табло «Наши успехи». Подведение баллов. - Кто набрал большее число баллов? Молодцы! III. Итог урока: ( Слайд 22) - Какой раздел русского языка мы сегодня повторили? - Что мы делали на уроке? ( повторяли и закрепляли знания…) - Сегодняшний урок помог вам закрепить знания? - Было ли вам трудно? Поделитесь своими мыслями. IV. Оценки за урок: V. Д\ з: ( по выбору учащихся) В ыполнить упр. № 241 по образцу Слайд 23 Определите, простыми или сложными являются предложения( С лайд 20) . Докажит е, что это предложения( Слайд 21)

Оставить комментарий: