a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Педагогическая мастерская "Духовность зарождается с детства"

Автор: Стриганова Марина Николаевна Опубликовано: 2016-11-13 16:27:51

Педагогическая мастерская "Духовность зарождается с детства"

Воспитатель МДОУ №4 Стриганова М.Н.

Цель: уточнить знания участников педагогической мастерской по духовно- нравственному воспитанию дошкольников.

Задачи:

  1. Обобщение знаний педагогов о формах и методах работы по духовно- нравственному воспитанию дошкольников.
  2. Создание условий для позитивного общения в процессе обсуждения предложенных вопросов, заданий.
  3. Познакомить педагогов с новым видом творческой работы.

 

Уважаемые педагоги, сегодня я для всех буду ведущая методической мастерской, и именно это мероприятие возможно поможет мне что-то взять для себя от ваших команд. Не бойтесь спорить, дискутировать, делиться своим опытом, предлагать свои идеи.

Нашему жюри, думаю, будет труднее всего, т.к. ответ может не состояться, может подняться спор на какой-то вопрос, а им надо объективно оценить и выбрать «мастеров в своём деле!».

Слайд 2:

Китайская притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала эта семья целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: чему здесь удивляться, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял лист бумаги и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.
Почесал владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И подумав, добавил:
- И мира тоже.
Как порой нам не хватает таких простых понятий ЛЮБВИ, ТЕРПЕНИЯ, ПРОЩЕНИЯ. Хоть в семье, хоть на работе.

Если мы возьмём наш Стандарт, то- К какой образовательной области Вы отнесли бы эти слова?

Слайд 3   Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания. В Общих Положениях отмечено, что одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Из числа многочисленных задач Стандарт направлен на решение такой задачи как объединение обучения и воспитания в образовательный процесс на основе духовно-нравственных ценностей в интересах человека, семьи, общества. Эти слова относятся к основным духовно-нравственным понятиям (к которым можно ещё отнести добро, дружбу, согласие).

Слайд 4: Уважаемые участники методической мастерской! Попробуйте ответить на вопрос: ”Что такое духовно-нравственное воспитание?” («В словаре русского языка» С.И. Ожегова «духовность - это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными». В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова «нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение».)

Итак, если духовность - показатель существования определенных ценностей, целей и смыслов, а нравственность является определителем духовной культуры личности, то духовно-нравственное воспитание понимается как процесс и результат формирования у детей духовных ценностей как основы нравственного поведения личности. Не зря я начала притчу о семье, т.к. корни духовно-нравственного воспитания лежат в православии. Все наши нравственные ценности родом из Нового Завета: уважение к родителям и старшим, любовь к ближнему и Родине, бескорыстность, жертвенность, скромность, честность, терпеть, уступать, прощать и т.д. Считаю, что основой духовно-нравственного воспитания, прежде всего, является духовная культура той среды, в которой ребёнок живет, в которой происходит его становление и развитие - это духовная культура семьи, детского сада, школы. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Суть духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы нам посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к родному дому, семье, природе, к истории, культуре и духовному богатству нашего народа. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности ребенка показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Деятельность семьи по развитию и формированию духовно-нравственной сферы является ведущей на протяжении всего детства, а педагоги в этой деятельности активно принимают участие так же на протяжении всего детства ребёнка.
Слайд 5:

1 раунд: Участникам методической мастерской предлагаю порассуждать на данную тему в интерактивной игре «Виртуальный диалог с великими людьми».

Н. Шелгунова: «Детство есть та великая пора жизни, когда кладётся основание всему будущему нравственному человеку».

Вопрос для игроков 1 творческой группы:

- Как Вы понимаете это высказывание?

Вопрос для игроков 2 творческой группы:

- Какие проблемы позволяет вскрыть это высказывание?

Давайте заслушаем мнение участников методической мастерской (обсуждение афоризмов).

- Как Вы понимаете это высказывание? На что открывает глаза такое мнение русского публициста и литературного критика? Спасибо за ваше мнение, коллеги!

Стержнем, основой духовной культуры является гуманное отношение человека к человеку. Поэтому формирование у детей позиции открытости, доверия, дружелюбия – непременное условие воспитания нравственной культуры.  Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности дошкольника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств дошкольника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.

Обращение к залу:  после ответа второй группы -

В духовно-нравственном воспитании дошкольников первостепенное значение имеет духовная атмосфера сада, а не обилие правил и требований, бездуховный педагог, владеющий самыми современными методиками, не сможет раскрыть духовно-нравственные начала у своих воспитанников. Следует не только передавать нашим юным согражданам знания, но и формировать высокую внутреннюю культуру, светлые, добрые, нравственные человеческие качества. И всё это с раннего возраста. (На одних из курсов повышения квалификации, нам говорили, что огромное значение имеет: какой воспитатель работает на раннем возрасте (он должен быть самым добрым, самым ласковым, душевным, спокойным), потому что всё закладывается от туда.)

Ведь человек – существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное – это естественная потребность человека, призванная в этот мир. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа.

2раунд.         Что может заинтересовать ребёнка? Наша многовековая история и культура. «В самом раннем детстве должны быть уже заложены геройские чувства, настраивающие душу на подвиги любви и благородства. И разве история представляет мало примеров героев?»
Николай Васильевич Шелгунов

Каким образом, нам, педагогам,  сохранить свою духовность, выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их  гордится своими корнями, своей родословной,  историей своего народа, научить любить Родину такой, какая она есть?!

В своей работе педагоги могут использовать следующие методы:

  1. Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей;
  2. Беседы с детьми о стране, родном городе;
  3. Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;
  4. Знакомство детей с народной декоративной росписью.

Для этого используют различные формы работы: целевые прогулки, экскурсии, игры, чтение художественной литературы, праздники, развлечения, вечера досуга, - продуктивная деятельность;

викторины и, конечно же, основная форма работы – непосредственно образовательная деятельность(занятие). Продуктивная деятельность развивает мелкую моторику рук, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления детей об окружающем мире и его свойствах. Игры регулируют поведение детей, их взаимоотношения, инсценируя сценки дети выражают эмоциональную отзывчивость, сопереживание.

Он утверждает себя обязательно на основе каких-то впечатляющих его примеров. При знакомстве с новым событием, дети, конечно же, задают вопросы, проявляют интерес к этому новому, они начинают быть любознательными. Через беседы, народный фольклор развивается связная, грамматически правильная речь.

3 раунд. «Поиграй со мной дружок» (игры, направленные на духовно-нравственное воспитание):

На занятиях по духовно-нравственному воспитанию развивают представления детей об окружающем мире, расширяют представления об основных духовно - нравственных понятиях: добро, стыд, дружба, согласие, терпение. Какие же особенности духовно – нравственного воспитания на занятии позволяют посеять ценные семена?

Это приобщение детей к истокам русской народной культуры, воспитание любви, сострадания, сочувствия, соучастия. Формирование представлений о духовно- нравственных ценностях (семья, честь, добро, любовь, верность). Это наши семена.

Только на таких занятиях «появляются ростки», т.к дети всё пропускают через себя. Уважаемые коллеги! Так как игра – это основной вид деятельности, то какие игры могут предложить, придумать ваши команды на формирование нравственных качеств у детей.(Можно продемонстрировать).

И опять же, возвращаемся к семье. Эти игры можно обыграть и на совместных мероприятиях детей и родителей.

4 раунд. Банк идей

Чтобы наши семена дали дружные всходы, им необходима постоянная подпитка, особая атмосфера, климат.

Всем участникам предлагается пополнить Банк идей, ответив на вопрос: Как построить партнерские отношения с родителями воспитанников по вопросам нравственного воспитания детей, какие мероприятия вы можете предложить? (Обсуждение)
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания дошкольников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающихся. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации дошкольников.

5 раунд: Откройте и прочитайте памятку. Какие советы, по-вашему, самые главные, помогают в воспитании добрых чувств? 
Первой команде - Напротив того совета, который даёт положительные результаты поставьте знак «+». Свое мнение постарайтесь обосновать примерами из практики.

Второй команде - Напротив того совета, который не стоит использовать на практике «-».

Памятка для воспитателя
Посеять в детских душах доброту, это значит:
1.Радоваться проявлению внимания и чуткости детей.
2.Ласково и только по имени называть детей.
3.Не обсуждать поступки при посторонних.
4.Читать стихи, сказки, рассказы на тему, где добро побеждает зло.
5. Выбрать из группы лидера и постоянно ставить его в пример другим детям.
6.Составлять с детьми сказки о доброте, милосердии.
7. В группе повесить грушу для битья, в уединенное место поставить «сердитое» зеркало.
8.Создавать ситуации, зовущие к добру и состраданию.
9. Заботиться о младших: делать подарки, игрушки, помогать одеваться и т.д.
10.После замечания прикоснуться к ребенку и дать понять, что вы ему сочувствуете.
11.Рассказывать родителям о добрых поступках ребёнка в его присутствии.
12.Найти сильные стороны у каждого ребенка.
13.Особое внимание уделять тем детям, которые не получают признания среди детей.
14.По долгу вести беседы (длинные нотации) о том, «что такое хорошо и что такое плохо».
15.Обсуждать с детьми ситуации положительного характера, например: «Как нас выручил Миша», «За что я люблю свою подругу», «Наши добрые дела»

6раунд: «Комплимент»
Ведущий: потребность в доброжелательном внимании – это Основа коммуникативного взаимодействия дошкольников с взрослыми и сверстниками. Средством внимания, одобрения является комплимент. Важно, чтобы дети слышали комплименты от воспитателей, родителей, сверстников.
Вам предлагается написать как можно больше комплиментов по следующим направлениям:
1.Одобрение внешности
2.Одобрение личностных качеств

Вы сейчас тоже представите своё творчество – творческая мастерская.

Представим, что к Вам пришёл ребёнок раннего возраста, он чистый белый лист (не распустившийся цветок). На протяжении дошкольного детства вы будете вкладывать в него свою душу. Выберите, пожалуйста, тот цвет, который любите больше всего из предложенных. И начинайте заполнять его своей любовью.

Выполнение цветка в технике айрис-фолдинг.

Iris folding ( айрис фолдинг )  в переводе с английского означает – «радужное выкладывание. Техника айрис-фолдинг появилась в Голландии. «Радужное складывание» только кажется сложным, на самом деле она позволяет без труда делать эффектные открытки. У детей развивается мелкая моторика рук, чувство пропорции, гармонии, цвета. Дошкольники осваивают приемы работы с различными материалами и инструментами, учатся нестандартно и вариативно решать творческие задачи. Выполнять работы в данной технике можно как в детском саду так и дома, вместе с родителями. 

С древних времен люди придавали особое значение цветам, не зря же мы и по сей день считаем черный цвет траурным, а красный связываем со страстью. Правда, с развитием научной мысли явление цвета стало изучаться с разных сторон.

Что означают цвета в психологии?

 Разработана специальная методика (тест Люшера или цветовой тест отношений). Он поможет нам узнать, что вы вкладываете в ребёнка, развивая его в детском саду. Но не думаю, что близко его можно воспринимать.

  1. красный цвет, знают все, это страсть, но в психологии он имеет и другое значение. Человек, выбирающий красный цвет развивает в детях общение, формирует лидерские задатки, т.к. сам педагог властен и порою вспыльчив.
  2. Коричневый цветвыбрали педагоги, которые ценят семью и традиции, и передают их своим детям, стремятся развивать в них  сопереживание и чувственную радость
  3. Желтый цвет говорит о том, что воспитатель воспитывает в детях интеллигентность и спокойствие, развивает общении.
  4. Синий цвет - воспитывает в детях скромность, а так же чувство уверенности в себе. Но педагоги,  выбравшие этот цвет склонны к меланхолии, они быстро утомляются от такой работы, поэтому нуждаются в частом отдыхе.
  5. Зеленый цвет - это воспитатели, которые дают детям все возможности для самоутверждения.

Итак, уважаемые педагоги, я призываю вас заниматься Д.Н.В. на протяжении всего дня, в любой образовательной деятельности, не зависимо от лексической темы, т.к. Д.Н.В. впишется в любой блок, в любой вид деятельности. Благодаря традициям  русского народа в доступных формах, на близком и понятном материале дети усваивают нравы, обычаи русского народа – весь комплекс духовных ценностей. Приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры – это радость, это труд, приносящий бесценные плоды.

Хочется пожелать всем вам терпения, нравственности, духовности и помнить, что все мы работаем и живем ради детей. Если человек научится мудрому отношению к страданиям и испытаниям, он станет сильной личностью в полном смысле этого слова.

Рефлексия

Оставить комментарий: