Рабочая программа, 1 класс ОНР, нарушение процессов формирования чтения и письма
Пояснительная записка
У детей со сложной структурой дефекта в тесной связи с нарушением интеллекта находится глубокое недоразвитие речи. Прежде всего, появление речи, как правило, значительно запаздывает. Степень недоразвития речи чаще всего соответствует степени общего психического недоразвития. У некоторых детей можно наблюдать поток бессмысленных фраз с сохранением ранее услышанных интонаций. У других речь не возникает и почти не развивается.
Развитие речи, предметные уроки и экскурсии направлены на расширение представлений об окружающем и умения пользоваться речью. Занятия по развитию речи направлены на то, чтобы новые слова способствовали осмыслению практического опыта, приобретенного в быту, при самообслуживании, при всех видах обучения на уроках, экскурсиях и т. д.
Обучение речи складывается из нескольких этапов:
- научить ребенка слушать речь учителя;
- научить понимать слова учителя;
- научить ребенка называть окружающие его предметы:
- научить ребенка называть действия с предметами.
Цель:
- формирование элементарных представлений и понятий об окружающем мире.
Задачи:
- расширение и обогащение представлений о непосредственно окружающем мире;
- обучение способности видеть, сравнивать, конкретизировать, делать элементарные выводы;
- устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности;
- развитие аналитико-синтетической деятельности;
- коррекция мышления.
Дифференцированные требования к ЗУН учащихся в соответствии с уровнями обучения
Учащиеся должны уметь:
- определять по картинке и в природе времена года;
- ориентироваться в школе, находить свой класс;
- собирать портфель и готовиться к уроку;
- наблюдать за изменениями в природе;
- дифференцировать понятия учебные вещи и игрушки;
- по описанию определить знакомые фрукты и овощи;
- наблюдать за изменениями в природе.
Учащиеся должны знать:
- об изменениях происходящих в природе в разные времена года;
- о школе и школьных помещениях; классной комнате;
- о правилах поведения в школе;
- об учебных принадлежностях и их хранении;
- об овощах и фруктах;
- о цветах;
- о птицах;
- о диких животных;
- о насекомых;
- о домашних животных;
- о своей семье, доме.
По базисному учебному плану общего образования детей со сложной структурой дефекта на развитие речи в 1 классе отведено:
- в неделю – 2 часа
- за год – 66 часов
Тематическое планирование по развитию речи 1 класс
№ урока |
Тема |
1 |
Классная комната и её назначение. Как найти свой класс. |
2 |
Правила поведения в классе. |
3 |
Школьная мебель. Оборудование. |
4 |
Порядок в классе. |
5 |
Учебные вещи, их назначение. |
6 |
Описание учебных предметов. Загадки с опорой на наглядность. |
7 |
Составление простых предложений по картинке на тему «Учебные вещи». |
8 |
Портфель, порядок в нём, складывание учебных принадлежностей. Подготовка к уроку. |
9 |
Игры и игрушки. |
10 |
Описание игрушек. Загадки с опорой на наглядность. |
11 |
Составление простых предложений по картинке на тему «Игры и игрушки». |
12 |
Различие учебных предметов от игрушек. |
13 |
Школа. Школьный двор. |
14 |
Времена года. Определение времени года по картинке. |
15 |
Природа осенью. |
16 |
Осень. Приметы. |
17 |
Составление простых предложений по картинке на тему «Осень». |
18 |
Повторение пройденного материала I четверти. |
19-20 |
Огород. Овощи: помидор, огурец (цвет, форма, вкус). Овощи: употребление в пищу. |
21-22 |
Сад. Фрукты: груша, яблоко (цвет, форма, вкус). Фрукты: употребление в пищу. |
23 |
Подготовка к зиме птиц и зверей. |
24 |
Распознавание по картинкам осени. Загадки об осени с опорой на наглядность. |
25 |
Обобщающий урок по теме «Осень» |
26 |
Природа зимой. |
27 |
Зима. Приметы. |
28 |
Составление простых предложений по картинке на тему «Зима». |
29 |
Прослушивание сказки «Лиса и волк». Кукольная инсценировка сказки. |
30 |
Зимние праздники. Новый год. |
31 |
Составление простых предложений по картинке на тему «Новый год» |
32 |
Повторение пройденного материала II четверти. |
33 |
Признаки зимы. |
34 |
Зимние забавы. |
35 |
Зимующие птицы. |
36 |
Домашние животные. Общее понятие. |
37-38 |
Домашние животные: кошка, собака. |
39 |
Сравнение: кошка-собака. |
40-41 |
Кошка, собака и их детёныши. |
42 |
Дикие животные. Общее понятие. |
43-44 |
Дикие животные: лиса, волк. |
45 |
Сравнение: лиса-волк. |
46 |
Дикие животные и их детёныши. |
47 |
Природа весной. |
48 |
Весна. Приметы. |
49 |
Составление простых предложений по картинке на тему «Весна». |
50 |
Детские забавы весной. |
51 |
Повторение пройденного материала III четверти. |
52 |
Я и моя семья. |
53 |
Состав семьи. Знание членов семьи. |
54 |
Человек. Части тела. |
55 |
Дом и его части. |
56 |
Мебель. Предметы мебели. |
57 |
Деревья. Лес. |
58 |
Перелётные птицы. |
59 |
Насекомые. Жук, бабочка. |
60 |
Полевые цветы. Одуванчик, ромашка. |
61 |
Лето. Приметы. |
62 |
Составление простых предложений по картинке на тему «Лето». |
63 |
Детские забавы детей летом. |
64 |
Повторение пройденного материала за IV четверть |
65 |
Повторение пройденного материала за год. |
66 |
Повторение пройденного материала за год. |
|
Итого за год 66 часов. |
- Конспект НОД "Моя семья" в старшей группе
- Дополнительная общеразвивающая программа «Футбол для дошколят»
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Технологическая карта по организации с-р игры