a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Система работы воспитателя по художественно-эстетическому развитию

Опубликовано: 2016-11-17 07:21:28

Система работы воспитателя по художественно- эстетическому развитию детей на основе идей, содержащихся в работе отечественных и зарубежных исследователей. Подготовила воспитатель средней группы Меметова- Асанова Л. Р. «Эстетическое воспитание – воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности – в природе, в общественной жизни, в труде, в явлениях искусства»( В. Н. Шацкая) . Одним из ведущих направлений развития детей в настоящее время становится художественно- эстетическое развитие, направленное на развитие детского творчества в продуктивных видах деятельности. Актуальность проблемы определяется тем, что художественно- эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребенка. Она побуждает у детей дошкольного возраста эмоционально творческое начало. Теоретической базой являются исследования ученых психологов Л. С. Выгодского, Н. Н. Волкова, Е. И. Игнатьева и других о психологической природе детского творчества, его развития средствами искусства. В психологии и педагогике изучались специфика и пути развития творчества детей в разных видах продуктивной деятельности: ( Н. А. Ветлугина, З. Н. Грачева, Р. Г. Казакова, Л. В. Компанцева, Т. С. Комарова, А. А. Мелик- Пашаев, Л. А. Парамонова, Н. П. Сакулина, К. В. Тарасова, Б. М. Теплов, Г. В. Урадовских, Е. А. Флёрина и др. ) Отмечалось, что художественно- эстетическая деятельность в силу своей эмоциональности, образной насыщенности воздействует особенно эффективно на развитие личности. Н. А. Ветлугина выделяет эту деятельность как «частное» подразделение в иерархии основных видов детской деятельности. В педагогических исследованиях проблема использования искусства, как средства художественно эстетического воспитания дошкольников широко рассмотрена с точки зрения воспитания у ребенка чувств и понимания приемов художественной выразительности( В. Н. Шацкая, А. Л. Усова, Г. П. Новикова) . В этих исследованиях показано, что чем раньше начнется приобщение к художественной деятельности, тем эффективнее будет ее воздействие, в силу особенно высокой восприимчивости органов чувств, в детском возрасте. В последние годы уделяется большое внимание вопросам взаимосвязи народного прикладного искусства в педагогическом процессе( работы А. Н. Бурова, Т. С. Комаровой, П. М. Якобсон и др. ) . Дать ребенку возможность реализовать свои потребности в разных видах деятельности, создать ему условия для полноценного проживания периода дошкольного детства- этими задачами руководствуются педагоги ДОУ, предпринимая поиск новых педагогических технологий. В настоящее время ширится круг инновационных образовательных программ по ознакомлению детей с искусством. Дошкольный возраст является сензетивным периодом в развитии творческих способностей у детей. Основа творчества- воображение, между воображением и мышлением существует самая тесная связь. Система эстетических понятий, составляющих своеобразный каркас эстетического сознания ребенка и формирующих картину мира, включает целый ряд эстетических категорий, которые очень рано входят в жизнь ребенка в качестве оценки различных объектов, но выполняют различную роль по мере развития детского мышления. Цель эстетического развития удачно отразил М. М. Рукавицин, который считал, что это- гармоничная личность, всесторонне развитый человек, образованный, высоконравственный, понимающий красоту жизни и проблему искусства. Для детей 2- 3 лет определяющей является категория «привлекательное». В этом возрасте эстетические чувства вызываются реальными ощущениями( тепло, вкусно, приятно и т. д. ) , они напрямую связаны с моторной реакцией. Для детей 3- 5 лет большое значение имеет слово «красиво», которым он обозначает все свои эстетические предпочтения в разных областях действительности. Дети 5- 7 лет осваивают целую систему эстетических категорий. Формирующийся к этому возрасту культурный опыт обогащается, систематизируется и обобщается, приобретая «эстетическую позицию»( А. А. Мелик- Пашаев) . Очень важно, что дети этого возраста испытывают острую потребность в обогащении впечатлений, они в большей степени деятели, чем созерцатели. Современные ДОО последовательно и комплексно развивают у дошкольников художественно- творческие способности, формируют эмоционально- ценностное отношение к окружающему миру, способствуют гармонизации мировосприятия, созданию целостной картины мира, что само по себе и составляет содержание художественно- эстетического развития. В процессе развития художественно- творческих способностей важную роль играет принцип интеграции разных видов искусства и художественных видов деятельности. Дошкольный возраст, по мнению психологов, обладает психологическими особенностями: эмоциональной отзывчивостью, интересам к творческим заданиям, интенсивностью мышления. И поэтому в этом возрасте искусство, благодаря своим свойствам активно воздействует на развитие воображения, которое составляет основу творческой способности. Формировать художественно- эстетическое восприятие следует с раннего возраста. Для этого в ДО, как пишет И. А. Лыкова, используются различные формы и методы работы по приобщению детей к искусств у: экскурсии в музеи, по городу, мастер- классы, проекты, основанные на интеграции интеллектуальной и эстетической деятельности, дидактические игры и упражнения с художественным содержанием, разнообразная художественная деятельность. Важно отметить, что в истории эстетического воспитания особый вклад внесли выдающиеся педагоги Я. А. Коменский и И. Г. Песталоцци, у которых эстетическое развитие – немаловажный фактор воспитывающего обучения, так как процесс познания, по их мнению, начинается с чувственных восприятий, наблюдений, наглядности, опыта, ведущей педагогической установкой является принцип гармонического развития человека. В наше время проблема эстетического развития разработана в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д. Б. Кобалевский, Б. Т. Лихачев, В. А. Сухомлинский. Для получения положительных результатов по художественно- эстетическому образованию в дошкольном учреждении необходимо разработать систему педагогической работы специалистов и коллектива в целом. Основная цель ДОУ создание системы работы по художественно- эстетическому развитию, обеспечивающей эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации. Система работы по художественно- эстетическому развитию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов: - выбор программ и технологий- создание условий( ППРС, учебно- методическое обеспечение) - организация образовательного процесса. - использование современных технологий по художественно- эстетическому развитию детей. - развитие творческих способностей дошкольников в процессе художественной продуктивной деятельности. Работа в ДОУ строится в соответствии с требованиями Программы. Создание условий. Одним из важных условий реализации системы художественно- эстетического развития в ДОУ является правильная организация ППРС, которая организуется как развивающее ребенка пространство. Детский сад должен создать условия для приобщения детей к художественной культуре, для развития творческих способностей и дарований. В группах есть Центры музыкального развития, Центр творчества, Центр театрализованной деятельности. Есть места для организации выставок рисунков и поделок. Имеются картотеки, сценарии досугов и праздников, фонотека, подборка познавательной литературы по темам. Дидактические и музыкальные игры. Создание ППРС способствует творческому развитию детей, интереса к миру искусства, развитию навыков изобразительной и музыкальной деятельности. Формы планирования занятий по изобразительной деятельности: календарные и перспективные планы. Планирование содержания работы по изобразительной деятельности с учетом возрастных особенностей детей. Анализ работы- необходимое звено успешного и сознательного планирования дальнейших занятий и изобразительной деятельности детей в повседневной жизни. Составление карты наблюдений на каждого ребенка в начале и конце учебного года с указанием степени овладения изобразительными и техническими умениями, степени проявления творчества и способностей. Планирование работы с родителями. Организация образовательного процесса- это, прежде всего- организованная деятельность детей- совместная деятельность детей и воспитателей- самостоятельная деятельность детей( игры, концерты, инсценировки) - работа с родителями. Организация системы работы по художественно- эстетическому воспитанию реализуется через: изобразительную деятельность, музыкальное воспитание, театрализованную деятельность, кружковую работу, индивидуальную работу, выставки детских работ, праздники, концерты. Работа с детьми осуществляется на групповых и подгрупповых занятиях, праздниках, развлечениях, выставках, музыкальных и тематических вечерах, проектах. Имеются в виду дети, в целом успешно усваивающие предложенное содержание, обучение которых не вызывает затруднений. Ныне действующие программы и учебно- методические пособия предназначены для работы с детьми, имеющими достаточный уровень психического развития. Различные проекты эстетической направленности предоставляют ребенку возможность художественного эксперементирования с различными материалами( бросовыми) , поиска новых изобразительных возможностей знакомых предметов( фольги, ткани, бумаги) . Занимаясь с тем или иным материалом, дети находят нетрадиционные способы их использования для выражения своих чувств. Работы из ткани, из ниток ватных дисков, из блесток, из крупы и пр. Одну только бумагу можно использовать в разных качествах: можно на ней рисовать, можно мять и создать рисунок, можно использовать для аппликации, для лепки. Можно делать мозаику, панно, коллаж. Такие творческие задания для детей и их родителей на заданную тему придает действиям творческую свободу и личную заинтересованность в успехе. Эстетические чувства развиваются на занятиях по изобразительной деятельности, особенно если воспитатель учит детей подбирать формы, цвета, составлять красивые орнаменты, узоры и т. д. Более доступным для понимания ребенка является декоративно- прикладное искусство, яркое и образное, идущее от души народа. Во многих промыслах в первую очередь и создавалась игрушка для забавы детей. Она была очень проста и самобытна, но наряду с этим, сколько народной мудрости вложено в нее, сколько выразительности в образе. Работа( сотрудничество) с родителями определяется вовлечением семьи в образовательный процесс. Это организация выставок, конкурсов, где дети вместе с родителями изготавливают поделки, рисуют, участвуют в подготовке к различным мероприятиям, участвуют в спектаклях. В старшем возрасте проводятся проекты по разным тематикам( сказки Пушкина, басни Крылова, природа России пр. ) Во всех этих проектах перед воспитателями ставятся следующие задачи: развитие эмоциональной отзывчивости на красоту природы, отражение в художественной деятельности своих наблюдений, мыслей, развитие воображения. В заключение проектов осуществляется интегрированная художественно- творческая деятельность( сочинение рассказов, сценки с участием родителей, представление своих работ) . Работами детей оформляется интерьер группы. В процессе музыкальной деятельности создается положительно- эмоциональный фон, формируется простейшие исполнительские навыки, двигательные умения. А. В. Луначарский подчеркивал, что человек научается всесторонне понимать красоту лишь тогда, когда сам принимает участие в её творческом создании. Вся система эстетического развития нацелена на общее развитие ребенка, как в эстетическом, так и в духовном плане, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач: овладение ребенком знаниями художественно- эстетической культуры, развитие способности к художественно- эстетическому творчеству и развитие эстетических, психологических качеств человека, которые выражаются эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом, и другими психологическими категориями эстетического воспитания. Воспитатели ДОУ участвуют в разработке системы работы на основе ФГОС по созданию условий для нетрадиционной изобразительной деятельности с целью развития творческих способностей детей на основе применения комбинаций элементов известных классических и современных методик в условиях ДОУ с учетом особенностей развития конкретного детского коллектива, имеющейся предметно- развивающей среды, созданной педагогами при тесном сотрудничестве с родителями. Принципы работы по нетрадиционному развитию- от простого к сложному- принцип наглядности- принцип индивидуализации- связь обучения с жизнью Развивающие технологии, используемые в процессе работы- личностно- ориентированные- коммуникативные( беседы) - игровая( мотивация) - педагогические( стимулирование, авансирование успеха) В процессе построения работы необходимо учитывать новизну обстановки, необычное начало работы, разнообразные материалы, возможность выбора. Надо обеспечить живость и непосредственность, чтобы детям не было скучно. Успех работы во многом зависит от взаимодействия с родителями. Поэтому педагогическое просвещение родителей, воспитание художественного вкуса, знакомство с различными техниками- неотъемлемая часть работы воспитателей. Благодаря системе работы по художественно- эстетическому воспитанию у детей: формируются умения и навыки передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью выразительных образов; улучшается восприятие, способность замечать, понимать изображение знакомых предметов, явлений и передавать их в рисунке; проявляется активность в восприятии прекрасного в окружающей действительности и искусстве; появляются разнообразные средства и техники при передаче художественных образов; обогащается сенсорный опыт. Наблюдая за детьми, можно увидеть, что у них активно развиваются художественно- творческие способности. Дети любят все прекрасное- и эта универсальность эстетических интересов ребенка находит полное свое выражение в художественно- эстетической активности: они любят рисовать, петь, лепить, слушать сказки, играть на всех инструментах и танцевать. В заключение подчеркну, что именно посредством искусства осуществляется передача духовного опыта человечества, сохраняется связь между поколениями.

Оставить комментарий: