a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

«Наглядное моделирование как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста»

Автор: Козина Ольга Алексеевна Опубликовано: 2016-11-25 20:10:08

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 города Кузнецка Консультация « Наглядное моделирование как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста» Составила: старший воспитатель Козина О. А. 2016- 2017 учебный год Наглядное моделирование как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью.  Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку,  развитие речи, речевого общения – одна из главных. Красивая, правильная речь- залог успешного обучения. Детям, у которых есть нарушения речи, значительно сложнее выражать свои мысли, общаться не только со сверстниками, но и с взрослыми. Поэтому задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем. Наглядное моделирование - воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта создание его заместителя и работа с ним. В дошкольном возрасте наглядный материал усваивается легче, чем словесный. Использование моделей развивает память, уточняет знания детей,  развивает активность и самостоятельность в усвоении информации об изучаемом. Венгер, Дьяченко специалисты по моделированию выделили 3 этапа: 1. Использование готового символа или модели. На этом этапе взрослый демонстрирует готовую модель или символ, дети ее рассматривают и разбирают, а затем воспроизводят информацию с опорой на эту модель. 2. Составление модели педагога совместно с детьми. 3. Самостоятельное составление моделей. Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. Использование заместителей, символов,  моделей в разных видах деятельности- источник развития умственных способностей и творчества в дошкольном детстве. Схемы и модели служат дидактическим материалом в работе педагога по развитию связной речи детей. Использовать их следует  для: - обогащения словарного запаса; - при обучении составлению рассказов; - при пересказах художественного произведения; - при отгадывании и составлении загадок; - при заучивании стихов. Работа с использованием моделей для ознакомления детей с художественной литературой проводится в два этапа. На первом этапе вводятся наглядные модели только в процесс пересказывания детьми русских народных сказок. Цель на этом этапе работы- научить, с помощью заместителей, выделять самые главные события, последовательность изложения; научить  детейабстрагироваться от мелких деталей и подробностей, помочь понять принципы  замещения: заместители обладают теми же признаками и свойствами, что и реальные предметы. Второй этап является уже творческим и направлен на обучение составлению историй, сказок, рассказов самими детьми, используя наглядные модели и схемы. Включаются в работу с детьми разные игры, упражнения, задания на развитие воображения, которые помогают детям стать свободнее, избегать готовых образцов, и подталкивают к поиску своих оригинальных собственных решений. Каждый этап имеет подробное описание. Работа по обучению пересказывания русских народных сказок начинается с трёх лет. Разыгрываются с заместителями такие сказки, как  «Колобок»,   «Кот, Петух и Лиса»,   «Волк и козлята»,   «Заяц, Лиса и Петух»,   «Маша и Медведь»,   «Три медведя». Для выявления структуры сказки, формирования умения выделять наиболее существенные моменты, используются разные наглядные модели. Наиболее простой вид наглядных моделей- модель сериационного ряда. Она выглядит как постепенно увеличивающиеся полоски разной величины. При разыгрывании сказки  «Репка»  нужен кружок желтого цвета ( репка)  и шесть полосок разной длины для персонажей. Вместе с детьми обсуждается, кого из героев произведения должна замещать та или иная полоска. После того как дети успешно освоили, предложить им самим разложить заместители в нужном порядке. Введение наглядной модели позволяет детям понять логику сказки. До проведения занятия на  вопрос:   «Кого надо пригласить, если Жучка не сможет вытянуть репку? »  дети  отвечали:   «Медведя, он сильный», то после занятий по моделированию ответила, что надо пригласить кошку, то есть ответ соответствует логике сказки. После овладения детьми сериационным рядом, можно использовать двигательное моделирование. Для этого вида моделирования характерна следующая  особенность: при рассказывании сказки, дети выполняют все нужные действия ( ушёл, пришёл и так далее) . Предварительно к сказкам готовятся круги одинакового размера, но разных цветов, каждый из которых обозначает конкретный персонаж. К сказке  « Заюшкина избушка»  нужны  круги: белый( заяц, оранжевый( лиса, серый( собака, коричневый( медведь, красный ( петух) . В некоторых сказках сочетаются два вида моделирования: двигательный и сериационный ряд. В сказке  «Три медведя»  решить с детьми какому медведю какой круг подходит. При рассказывании сказки дети показывают на соответствующий круг и выполняют с ним простые действия. При проведении таких занятий особенно важно, чтобы ребёнок понимал принцип замещения. Поэтому, до начала занятия обсуждается, какой круг и почему замещает какого- либо героя сказки. Ребёнок использует заместитель на основе цвета, характерного для внешнего вида персонажа. На занятии по знакомству с художественной литературой при закреплении сказки  «Колобок», ребенку предлагались красочные иллюстрации к данной сказке, но иллюстрации были перепутаны и добавлена картинка из другой сказки. Ребенку предлагалось помочь героям сказки и разложить картинки в той последовательности как развивались события в сказке  «Колобок». Найти лишнюю картинку, и назвать из какой, она сказки. Использование схем и таблиц для составления описательных рассказов. При организации занятий по наглядному моделированию можно использовать схемы, таблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. Для изготовления этих картинок не требуются художественные  способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям  выстраивать: - строение рассказа; - последовательность рассказа; - лексико- грамматическую наполняемость рассказа. Наглядное моделирование является тем специфическим средством, которое, позволяет упорядочить разрозненные представления и впечатления, учит анализировать, выделять существенное, способствует развитию наблюдательности и любознательности. Для уточнения, закрепления знаний о сезонных изменениях в природе, жизни животных и растений в разное время года большую помощь в работе оказывают упражнения  типа: «Когда это бывает»  - по схематичным изображениям изменений в природе в разное время года, дети называют сезон. Построение моделей для развития ассоциативного мышления. Во время работы было замечено, что ни одного ребёнка не оставляет равнодушным хорошая загадка. На материале загадок можно решить множество  проблем: от систематизации свойств, предметов и явлений до построения моделей и развитияассоциативного мышления. В то же время, сочинение загадок- это творчество, доступное практически всем детям. Для осуществления такого вида задания было решено создать таблицу, которую правильней назвать опорой. В первом столбце опорой стали слова( или символические изображения, которые заключают в себе  смысл:   « Какая? », а во втором –  «Что такое же? ». Детям предлагается составить загадку о моркови. Следует заполнить  опору: Какая? Что такое же? Длинная Сосулька Оранжевая Апельсин Хрустящая Сухарь Получилась загадка: Длинная- как сосулька, Оранжевая- как апельсин, Хрустящая- как сухарь. Опоры можно давать устно, они хорошо запоминаются. К тому же очень часто можно заменять слова рисунками. Применение схем для заучивания стихотворений У многих детей при заучивании стихотворений возникают трудности. Для решения проблемы были разработаны модельные схемы. Использование  моделированияоблегчило и ускорило процесс запоминания и усвоения текстов, сформировались приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминали картинку, а потом припоминали слова. Воробей Воробей по лужице Прыгает и кружится. Перышки взъерошил он, Хвостик распушил. Погода хорошая Чил, чив, чил! А. Барто Таким образом, всё перечисленное - это только определенные виды деятельности детей по развитию речи. Применять модельные схемы можно и на других занятиях. Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно- печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы,  развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру. Мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, пересказу сказок, разучивании загадок, потешек во всех возрастных группах ДОУ.

Оставить комментарий: